Доклад о слуховых аппаратах

Обновлено: 04.07.2024

История слуховых аппаратов (часть первая)

Кажется, что слуховые аппараты существовали с начала времён, что мы могли обратиться к их помощи при малейших проявлениях тугоухости в любой момент человеческой истории. Они стали настолько привычными, что мы забыли, что когда-то приходилось обходиться и без них. Как и всё рукотворное, что существует в нашем мире, слуховой аппарат был не всегда.

Что было до слуховых аппаратов

До появления слуховых аппаратов, для усиления звука в которых применялось электричество, слабослышащие люди пользовались слуховыми трубками (рожка́ми). Разумеется, их эффективность была не так уж велика, однако этот способ компенсации тугоухости был лучшим из всех имеющихся на тот момент. В средние века для изготовления слуховых трубок использовались, как правило, рога животных, например коровы. Ввиду отсутствия промышленного производства, каждый человек делал рожок в соответствии со своими потребностями и эстетическими предпочтениями. Впоследствии для изготовления слуховых трубок стали применять листовую сталь, серебро (для тех, кто мог позволить себе этот недешёвый материал) и другие металлы. Как известно, металл обладает отличными резонирующими свойствами, вследствие чего эффективность рожков возросла в несколько раз.

Одним из известных пользователей слуховыми трубками был Людвиг ван Бетховен. До того, как великий композитор полностью лишился возможности слышать, он получал их от Иоганна Мёльцеля — первого человека, запустившего серийное производство слуховых трубок в 1810 году. Слуховые трубки, которыми пользовался сам Бетховен сегодня можно найти в музее города Бонна, посвящённом его жизни и творчеству.

Людвиг ван Бетховен

Рождение внутриушных слуховых аппаратов

Если вы думаете, что первые внутриушные модели слуховых аппаратов появились в конце XX в., то вы глубоко заблуждаетесь. Люди всегда стремились к миниатюризации своих изобретений, поэтому и прародители слуховых аппаратов — рожки — были подвергнуты трансформации. В годах XIX в. американской общественности был представлен гибрид привычного всем полицейского свистка и слуховой трубки — ушной барабан. По своим размерам он сопоставим с современными внутриканальными аппаратами, однако принцип его работы лежал исключительно в области механики, поэтому компенсация тугоухости находилась на очень низком уровне. Фактически, ушные барабаны спасали слабослышащих людей не больше слуховых трубок, однако обладали одним важным свойством — они были полностью незаметны при использовании. Если сегодня, когда наше общество стало куда более толерантным, мы всё равно зачастую хотим скрыть свои физические недостатки, то для людей XIX в. это было более, чем естественно.

Ушные барабаны

Появление электрических слуховых аппаратов

Siemens Phonophor

Первым производителем слуховых аппаратов в промышленных масштабах стала уже существовавшая на тот момент компания Siemens. Модель Phonophor 1913 года стала по-настоящему массовой и широко используемой людьми с нарушениями слуха. Для её рекламы были созданы рекламные плакаты, показывающие простоту и удобство использования нового устройства Siemens. На деле же Phonophor был довольно громоздким слуховым аппаратом, во многом благодаря своему тяжёлому элементу питания, который приходилось носить в отдельной сумке. Последующие модели Phonophor стали более компактными и по своим размерам напоминали портсигар.

Siemens Phonophor

Компенсация тугоухости посредством электрических слуховых аппаратов находилась на довольно низком уровне — до 50 дБ, что соответствует второй степени потери слуха по современной классификации. До появления транзисторных слуховых аппаратов в годах XX века, электрические и механические слуховые аппараты активно конкурировали друг с другом. На стороне первых был бо́льший уровень эффективности, а на стороне вторых — миниатюрные размеры и эстетическая привлекательность.

Siemens Phonophor 1934 года

Какими бывают слуховые аппараты?

Слуховой аппарат - электроакустический звукоусиливающий прибор индивидуального пользования. Его основное назначение - преобразование сигнала, создаваемого источником звуковой информации, таким образом, чтобы этот сигнал смог быть воспринят слабослышащим человеком с достаточно высокой степенью слухового ощущения. Для этого слуховой аппарат усиливает звуковые сигналы, а также изменяет их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.

В связи с многообразием функций слуховых аппаратов существует несколько вариантов их классификации. Любой слуховой аппарат рассматривается с разных точек зрения и находит свое место в каждой из классификаций.

По способу обработки сигнала слуховые аппараты делятся на два типа: аналоговые и цифровые.

Аналоговый слуховой аппарат состоит из трех основных частей: микрофона, электронного усилителя и телефона. Микрофон воспринимает механические звуковые колебания и преобразует их в аналоговые электрические сигналы, которые подает в усилитель. Там они усиливаются и передаются на телефон, который превращает усиленные электрические сигналы вновь в звуковые колебания и подает их в ухо.

Цифровой слуховой аппарат дополнительно преобразует аналоговые сигналы в цифровые, после чего обрабатывает их с помощью компьютерной технологии. Вместо усилителя он имеет интегральную электронную схему, состоящую из трех элементов.

Аналоговый сигнал из микрофона поступает в аналого-цифровой преобразователь, который преобразует электрические сигналы в цифровой вид - двоичный код, как это происходит при записи на компакт-диск. (В новейших моделях слуховых аппаратов уже появились цифровые микрофоны, исключающие эту операцию). Далее сигнал поступает на цифровой сигнальный процессор, крохотную компьютерную микросхему. Она обрабатывает цифровые сигналы, то есть усиливает их и изменяет их характеристики в зависимости от индивидуальной потери слуха. После этого цифро-аналоговый преобразователь вновь превращает цифровой сигнал в аналоговый и посылает его на телефон.

Цифровые технологии, бурно развивающиеся в последнее время, позволили достигнуть невиданных ранее возможностей электроакустической коррекции слуха. Крошечный микрочип обладает быстродействием самых современных компьютерных процессоров, что позволяет реализовать очень сложные и высокоэффективные алгоритмы обработки звука. Фактически цифровой СА можно назвать "разумной слуховой системой" и даже "слуховым компьютером". Он "умеет" отличать речь от шума, выделяя речевой сигнал и усиливая его при одновременном подавлении шумового сигнала, что значительно облегчает понимание речи в шумной обстановке. Он может быть очень точно настроен в соответствии с индивидуальной потерей слуха, поскольку его частотный диапазон разделен на несколько частотных каналов, в каждом из которых проводится независимая настройка параметров. Цифровой аппарат имеет комфортное звучание, приближенное к естественному, благодаря практически полному отсутствию искажений и собственных шумов. Наконец, он устойчив к воздействию электромагнитных полей, что позволяет в условиях активной современной жизни без помех пользоваться мобильным телефоном и компьютером.

По способу настройки слуховые аппараты также делятся на два типа.

Непрограммируемый слуховой аппарат настраивается вручную, при помощи отвертки и регуляторов (триммеров), а громкость звучания по мере необходимости регулирует сам владелец посредством регулятора громкости.

Программируемый слуховой аппарат подключается через кабель к компьютеру и настройка осуществляется в цифровом виде, что обеспечивает более точное ее соответствие индивидуальным особенностям слуха. Аппарат может сохранять и изменять запрограммированную настройку. Большинство программируемых слуховых аппаратов могут иметь две и более слуховые программы с разными настройками: для прослушивания речи в шумной обстановке, для прослушивания музыки, программу комфортного слуха и пр.

Существует еще одна вспомогательная классификация слуховых аппаратов: по способу усиления они делятся на линейные и нелинейные.

Линейный слуховой аппарат - аппараты этого типа усиливают входные сигналы независимо от их уровня (громкости) на одну и ту же величину, зафиксированную при помощи регулятора усиления. В линейных аппаратах с выходным уровнем звукового давления, превышающим 130 дБ, предусматривается регулятор ограничения выходного уровня (пик-клиппирование), который вводится в действие при восприятии пользователем дискомфортной громкости звуков.

Нелинейный слуховой аппарат - коэффициент усиления этих аппаратов, имеющих функцию автоматической регулировки усиления (АРУ или компрессия) зависит от уровня входного сигнала. До тех пор, пока уровень входного сигнала не достигнет определенной величины, называемой порогом срабатывания АРУ, коэффициент усиления остается постоянным, как у линейного аппарата. При превышении входным сигналом порога срабатывания АРУ, который устанавливается слухопротезистом в соответствии с индивидуальной потерей слуха, коэффициент усиления аппарата снижается. При этом происходит сжатие (компрессия) динамического диапазона выходных сигналов (для протезирования сенсоневральной тугоухости с ФУНГом).

По способу звукопроведения слуховые аппараты разделяются на два вида: костной и воздушной проводимости.

Слуховой аппарат костной проводимости - применяется для протезирования только кондуктивных потерь слуха. Его телефон выполнен в виде костного вибратора, который помещается за ухом и плотно прилегает к сосцевидному отростку. На выходе усиленный сигнал преобразуется не в звуковой, а в вибрационный.

Слуховой аппарат воздушной проводимости - используется для протезирования всех видов потерь слуха. Звук с телефона передается через ушной вкладыш, который помещается в слуховой проход (см. выше).

Конструктивно (по месту ношения) слуховые аппараты разделяются на четыре вида: заушные, внутриушные, карманные и очковые.

Внутриушной слуховой аппарат полностью размещается в слуховом проходе. Все электронные компоненты находятся в корпусе аппарата, который изготавливается индивидуально, в соответствии с анатомическим строением уха владельца. Основное достоинство аппарата заключается в его малозаметности и в том, что отверстие приема звука располагается внутри ушной раковины, то есть там, где это предусмотрено природой.

В классификации внутриушных аппаратов выделяют аппараты внутриканального типа, которые располагаются глубоко в слуховом проходе, не закрывая полость ушной раковины. Самый маленький аппарат CIC (с английского -"полностью внутри канала"), размещается у барабанной перепонки и снаружи практически не виден.

Карманный слуховой аппарат состоит из прямоугольного корпуса, в котором расположены микрофон, усилитель и источник питания. Телефон карманного аппарата при помощи шнура соединяется с корпусом и помещается в ухо вместе с вкладышем. Карманный слуховой аппарат, в отличие от других конструкций, может иметь максимальную мощность, так как микрофон и телефон и телефон находятся на значительном расстоянии, что предотвращает возникновение акустической обратной связи.

Очковый слуховой аппарат - аппарат, компоненты которого вмонтированы в дужку очков. В очковом слуховом аппарате костной проводимости телефон (вибратор) расположен на внутренней стороне дужки так, чтобы при одевании очков обеспечивалось его надежное прилегание к сосцевидному отростку (мастоиду).

Заушный слуховой аппарат помещается за ушной раковиной. К нему с помощью звукопроводящей трубочки присоединен ушной вкладыш, который вставляется в слуховой проход. Он проводит звук в ухо и обеспечивает фиксацию аппарата. Заушный слуховой аппарат обеспечивает большее усиление и предоставляет дополнительные технические возможности по сравнению с внутриушным слуховым аппаратом.

На рисунке 1 представлен внешний вид заушного слухового аппарата с наиболее распространенными названиями его составных частей:

Внешний вид слухового аппарата

1) Корпус.
2) Крышка.
3) Держатель элемента питания (обойма, батарейный отсек).
4) Переход (рожок, звуковой крючок).
5) Регулятор громкости (регулятор усиления, оперативный регулятор).
6) Регуляторы настройки (триммеры, неоперативные регуляторы) - могут находиться с внутренней стороны слуховые аппараты.
7) Переключатель режимов (включение-выключение).
8) Звукопроводящая трубочка.
9) Стандартный ушной вкладыш, он же звуковод.

Ушной вкладыш является неотъемлемой частью заушного слухового аппарата. От него во многом зависит успех слухопротезирования. Ушные вкладыши бывают стандартные и индивидуальные, изготавливаемые по форме уха пациента. Индивидуальный вкладыш имеет ряд преимуществ перед стандартным: его форма и размеры точно соответствуют особенностям анатомии слухового прохода, что обеспечивает герметичность и надежную фиксацию в ухе. Изготовление вкладыша любой формы, различных диаметров звукопроводящего и вентиляционного отверстий существенно влияет на частотную характеристику слухового аппарата. Наличие во вкладыше вентиляционного отверстия (при потере слуха не более 80 дБ) способствует также "проветриванию" уха и предотвращает скапливание конденсата.

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.


Наружный слуховой проход - извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка - это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

  • молоточек;
  • наковаленка;
  • стремечко.

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.


Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.


Удивительные возможности слуха человека

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Орлова Наталья Михайловна

Более 7000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Выбор слухового аппарата

Выбор всегда есть

По способу ношения

Это, пожалуй, самое большое основание, по которому можно классифицировать слуховые аппараты.

Заушные. У них большой корпус. Трубочки крепятся, соответственно, за ушную раковину. Это готовые высокотехнологичные медицинские протезы, которые остается только настроить под пациента. Подобрать их можно на приеме у сурдолога, в специализированном центре.

Заушные слуховые аппараты подразделяются на два типа. У каждого свои достоинства и недостатки.

Заушный слуховой аппарат

Заметно, зато удобно и технологично

  • С выносным ресивером. Основная часть такого слухового аппарата – ресивер – встроена во вкладыш и помещается в ухо. Снаружи можно видеть только прозрачные тонкие трубочки и не бросающееся в глаза крепление за ушной раковиной.

Такие аппараты могут компенсировать потерю слуха от небольшой до глубокой. Но есть у них и минусы.

  • Поскольку слуховые протезы с ресивером меньше классических, батарейки в них придется менять чаще (т. к. они тоже маленькие и, соответственно, быстрее расходуются).
  • За счет того, что основная часть находится в слуховом проходе, ресивер соприкасается с ушной серой и быстро загрязняется. Поэтому в таких аппаратах обязательно нужно регулярно менять серные фильтры (в среднем два-три раза в месяц). А если выделения обильны, возможно, от ресиверных приборов придется отказаться совсем.
  • За трубочками тоже нужно следить тщательнее, т. к. если они ломаются, приходится менять не только их, но и весь ресивер.

Слуховой аппарат с выносным ресивером

Заметно меньше и тоже удобно

Слуховые аппараты с выносным ресивером подходят ответственным, аккуратным, педантичным людям, которые готовы тщательно и регулярно ухаживать за своими протезами. Иначе много денег будет уходить на смену фильтров, починку корпуса. Плюс связанные с этим неудобства, когда ждешь замены деталей. Маленьким детям подобные приборы хоть и не запрещены к применению, но не рекомендованы.

Внутриушные (внутриканальные). У этого вида аппаратов довольно маленький корпус, который помещается в слуховой проход, и они практически незаметны при ношении. Изготовление подобных приборов при тугоухости – всегда дело индивидуальное, т. к. форма уха у каждого человека неповторима.

К сожалению, всем слабослышащим подобные приборы не подходят. Есть противопоказания, например:

  • Юный возраст. Слуховой проход растет вместе с ребенком, и постоянно переделывать корпус невозможно.
  • Обильная сера и некоторые заболевания с гнойными выделениями из ушей. В первом случае это просто мешает ношению, во втором – усугубляет проблему со здоровьем.
  • Сильная степень тугоухости. Из-за малых размеров невидимые слуховые аппараты не обладают всеми возможностями больших заушных.

Подробнее о внутриканальных аппаратах читайте здесь.

Внутриушной слуховой аппарат

Самый маленький. А бывают еще меньше и незаметнее

По мощности

Важный критерий. Для разных степеней потери слуха выпускаются слуховые протезы разной мощности:

  • от малой (компенсируют только небольшую тугоухость – до 50-55 Дб);
  • до сверхмощной (их могут носить даже практически глухие люди).

Как правило, классические приборы и с выносным ресивером обладают самым большим разбросом по мощности, чего не скажешь о внутриушных и внутриканальных, их мощность покрывает зачастую только легкую потерю слуха.

Аналоговые, триммерные и цифровые

Триммерные – тоже цифровые, но они без точной настройки. В них доступны только грубые, примитивные опции.

К цифровым относятся, в основном, все выпускаемые сегодня слуховые аппараты. Во время настроек их можно подключить к специальной программе, в которой работает специалист, и настроить очень тонко: с учетом аудиограммы, по разным частотам (чем больше, тем лучше), с учетом предпочтений человека (любит ли он тишину, посещает музыкальные концерты или общается с большим количеством людей и т. п.). Они индивидуально настраиваются под каждого пациента.

В настоящее время всем без исключения пациентам рекомендовано ношение цифровых слуховых аппаратов.

По цене

  • дешево, но нежелательно или не подходит;
  • доступно, хотя очень хочется подешевле;
  • “запредельная” цена.

Цена – это фактор, который в идеале вообще не должен влиять на выбор слухового аппарата. Но, увы, реалии жизни таковы, что хорошие высокотехнологичные протезы стоят дорого. (Почему так – читайте, например, в этой статье). Далеко не всем они по карману. Государство выдает льготникам далеко не самые лучшие модели.

Что же делать? Искать компромисс.

– Нередко на первом приеме пациент утверждает: «Я хочу самый незаметный и высокотехнологичный прибор, – рассказывает Татьяна Гаджиева. – Чтобы мог все: и подключаться к телефону с планшетом, и разбирать мельчайшие оттенки звуков, и был бы невидимым… Что ж, показываю им почти такие, как они хотят… – за 300 000-400 000 рублей (и такие есть). Прекрасно, если человек может их себе позволить. Но чаще люди задумываются. Тогда начинаем перебирать: от каких функций отказываться никак нельзя (и я не позволю, как специалист), а какие можно считать излишеством.

Например, пациент ставит в приоритет незаметность. Но выясняется, что без подключения к гаджетам, слуховой аппарат не нужен. Приходится чем-то жертвовать.

Так доходим до приемлемой стоимости.

Кстати, многие уверены, что чем человек старше, тем меньше функций ему нужно в слуховом аппарате, мол, что там пенсионеру разбирать, воспринимал бы телевизор, разговоры соседей про рассаду, общался с врачом и продавцом в магазине, да и ладно. Это стереотип!

У меня есть пациенты, которые и после семидесяти ведут активный образ жизни, работают, в том числе – с большим количеством людей, им никак нельзя иметь простенькие усилители звука. Неудивительно, что они приобретают новые, современные и дорогие модели.

Все индивидуально.

Итак, при подборе и настройках слухового аппарата специалист отталкивается в первую очередь от:

  1. Состояния слуха пациента и других особенностей его здоровья. Если человеку подходит только один вид, например, заушный, значит, рассматриваем только эту категорию. Все разновидности? Тогда выбор, соответственно, шире.
  2. Образа жизни человека и чего он сам хочет получить от ношения прибора. Живет ли он отшельником, постоянно общается в зуме и других мессенджерах и вообще дружит с гаджетами или большую часть времени пребывает в режиме живого общения.

С детьми, понятное дело, никакие компромиссы невозможны. Им – только лучшее.

Какой бы вид и тип слуховых аппаратов вы ни выбрали из предложенных нашими специалистами, будьте уверены: они отлично вам подойдут.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Три основные причины, почему может свистеть слуховой аппарат

Три основные причины, почему может свистеть слуховой аппарат

Почему свистит слуховой аппарат? Разбираем основные причины и как их устранить. Читать далее →

Все связано. Как тугоухость у детей коррелирует с другими заболеваниями и наоборот

Все связано. Как тугоухость у детей коррелирует с другими заболеваниями и наоборот

Размер имеет значение. Поговорим про невидимые слуховые аппараты

Размер имеет значение. Поговорим про невидимые слуховые аппараты

Невидимые слуховые аппараты: что это такое, кто их может носить, какие особенности эксплуатации. Читать далее →

Читайте также: