Икт в преподавании физики доклад

Обновлено: 08.05.2024

Профессиональный рост преподавателя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Преподаватель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. А реализовать это можно, используя различные современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии. Они позволяют привлечь внимание и мобилизовать мышление и память на различных этапах урока. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания – это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала

Использованием ИКТ в преподавании физики и во внеклассной, воспитательной работе я занимаюсь более десяти лет. В практике применения ИКТ на уроках физики выделяю следующие аспекты:

Использование компьютерных моделей.

Использование компьютерной измерительной (виртуальной) лаборатории.

Использование средств Microsoft Office.

Системное использование ИКТ имеет следующие результаты: растет интерес к изучаемому предмету повышается познавательная активность обучающихся, улучшается общая организация занятия, повышается качество контроля результатов обучающихся, активизируется творческий потенци ал обучающегося и преподавателя.

Использование ИКТ на уроках физики и внеурочной деятельности дает новые возможности образовательному процессу, такие как:

1. Интерактивность – это поочередное взаимодействие преподавателя и студента с использованием цифрового образовательного ресурса.

2. Мультимедийность – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. В процесс восприятия информации включается не один человек, а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

3. Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса.

4. Производительность - использование ИКТ приводит и к расширению возможностей урока:

обогащает деятельность обучающихся спектром чувственных ощущений, являющихся базой для абстрактного мышления;

позволяет увеличить объем информации, не увеличивая темпа урока;

дает возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который иногда невозможно качественно провести в условиях образовательного учреждения;

позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы студентов;

уменьшает возможность бездеятельности студентов, дает возможность сосредоточить и удерживать внимание обучающихся;

позволяет преподавателю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;

информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам.

Мультимедийные средства можно использовать на каждом этапе урока:

1. Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала. Важным преимуществом в применении ИКТ является значительная экономия времени.

Таким образом, использование ИКТ помогает не только создать позитивный эмоциональный настрой и положительную рефлексию, но и обеспечить устойчивую мотивацию обучающихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Но все же в ряде случаев нельзя забывать традиционные методы обучения, средства наглядности, физический эксперимент. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его. ИКТ являются средством, с помощью которого преподаватель может достичь различных задач, поставленных на уроке и во внеклассной работе.

При создании занятия с применением ИКТ необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности об уча ю щихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности. Зрительный ряд и дикторский текст должны быть связаны между собой.

При введении новых информационных технологий в процесс обучения физике преподаватель должен знать:

положительные и отрицательные аспекты использования информационных и коммуникационных технологий;

роль и место информатизации образования в информационном обществе;

общие методы информатизации, адекватными потребностям учебного процесса, контроля и измерения результатов обучения;

требования, предъявляемые к средствам ИКТ;

Систематическое внедрение в процесс преподавания физики ИКТ способно расширить и изменить существующий арсенал методических средств.

Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся студентам, они активизируют их интерес к изучению предмета. Занимаясь вопросом использования ИКТ в преподавании физики, можно отметить следующие позитивные результаты в реализации задач повышения уровня образования:

Повышение у студентов познавательного мотива в изучении физики. Несмотря на то, что физика – это достаточно трудный предмет, студенты все же называют физику одним из самых интересных предметов.

Повышение качества знаний обучающихся.

Повышение интереса к исследовательской деятельности (количество участников в работе конференции исследовательских работ студентов ежегодно растет).

Повышение активности студентов во внеурочной деятельности по физике (желание участвовать в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх).

Но, при всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. Материал, излагаемый с использованием новых технологий, должен быть строго дозирован. Нельзя убить эффект новизны и необычности. Тогда интерес ребят не гаснет, а наоборот только растёт.

Несмотря на все плюсы использования ИКТ на учебных занятиях, нельзя не отметить и ряд проблем: 1 ) р азный уровень ИКТ-компетентности студентов; 2) недостаточный уровень готовых учебных продуктов; 3) трудоёмкость подготовки урока.

Сегодня образование переживает процессы модернизации. В соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для её реализации. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является “общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся”.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Сегодня в условиях информатизации образования появляются новые современные инновационные технологии, открывающие новые возможности для организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Актуальность использования информационных технологий и возможностей сетей подтверждается стратегическими направлениями развития образования в России. Одна из основных задач, сформулированных в принятой Советом безопасности РФ Стратегии развития информационного общества, заключается в повышении качества образования на основе развития и использования информационных и коммуникационных технологий. Для обеспечения качественных, устойчивых изменений в образовании необходимо системное обновление трех взаимосвязанных элементов: образовательная среда (условия получения образования) – педагогические кадры - образовательные технологии (методы, инструменты).

  • новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК (учебно-методические комплекты);
  • новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров (штатное расписание);
  • формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др.;
  • новые формы обучения на основе технического оснащения школ (компьютеризация и интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений;
  • развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
  • новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие альтернативные подходы в организации учебного процесса, особенно на основе активного формирования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются не только функции педагога, значительно расширяется и сектор самостоятельной учебной работы его учеников. Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Следовательно, неотъемлемой частью учебного процесса необходимо считать внедрение методик и подходов, развивающих эти формы обучения и усиливающих мотивацию учащихся. Еще одним последствием расширения сектора самостоятельной учебной работы является необходимость непрерывного мониторинга процесса обучения. Все это, безусловно, требует изменение методик преподавания.

Действительная цель информатизации отечественного образования — это изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях становления “новой” школы, которая призвана решать задачу подготовки молодежи к жизни в информационном обществе. Как показывает анализ существующей ситуации, жизнь не только предъявляет к школе новые требования, но и предоставляет ей некоторые инструменты для решения новых задач. Главными среди них являются новые педагогические технологии и поддерживающие их средства ИКТ.

  • интерактивность,
  • мультимедиа,
  • моделирование,
  • коммуникативность,
  • производительность.

Основные проблемы и противоречия использования ИКТ на уроке физики, их обусловленность

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию, применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования.

Причин, которые ведут к потере интереса к освоению новых знаний, к овладению технологией познавательной деятельности (и как следствие потере интереса к предмету), видим несколько:

- применение традиционного обучения рассчитанного на увеличения информационного потока при ограниченном времени, не позволяющего полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал.

- не в полной мере применяются элементы исследования, как важнейшего компонента при обучении физике, в лабораторных и практических работах: в виду недостаточности оборудования или упрощённости самой экспериментальной модели, затрат большого количества времени учащимися на расчет искомых величин и погрешностей измерений, невозможности многократного повторения эксперимента при различных параметрах и т.д.;

- формальный подход к решению физических задач (решение их только на бумаге и невозможность проверки полученного результата на практике);

- слабая оснащенность демонстрационным оборудованием из-за недостаточного финансирования;

- невозможность показа некоторых физических экспериментов в условиях школы, в виду их дорогой стоимости или высокой опасности и т.д.;

Рассмотрим две основные проблемы в преподавании физики:

1) Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают ряд трудностей в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, “прокрутить” с оптимальной для усвоения подачей учебного материала.

2) Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести сложные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести исследовательские работы, требующие более сложного современного оборудования. На помощь приходит ИКТ, которые позволяют проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся и стимулируют учителя к освоению исследовательских проектных методик. Информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать деятельность трудных учеников в подготовке и проведении урока. Использование ИКТ на уроках повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира. Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов. Сегодня учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Цель: внедрение ЭОР в процесс обучения на уроках физики.

Задачи: Для того чтобы качественно обучать учащихся основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, необходимо:

- знать дидактические возможности компьютера;

- владеть методами использования компьютера в организации обучения;

- уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала;

- уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения;

- использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся и др.

  • приобретение базового уровня, т. е. знаний, умений и опыта в использовании средств ИКТ общего назначения;
  • освоение предметно-ориентированного уровня: формирование готовности к внедрению в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета.
  • реализация необходимости в создании собственных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) - накапливается опыт, т.е. учитель приобретает способность анализировать дидактический потенциал учебных программных средств, оценивать их эффективность, предвидеть результат их использования, вырабатывать методические рекомендации по их использованию.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.

Применение ИКТ на уроках дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

  • иллюстративное, наглядное объяснение материала;
  • самостоятельное обучение с отрицанием деятельности учителя;
  • самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренинговых (тренировочных) программ;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ;
  • использование информационно-справочных систем;
  • организация проектной деятельности учащихся;
  • дистанционное обучение.

Применение компьютерных моделей на уроках физики при реализации разных методов обучения

Компьютерные модели (КМ) - один из новых видов учебных объектов, которыми обогатилась система средств обучения в современной школе. С момента своего появления КМ очень быстро вошли в состав практически всех цифровых образовательных ресурсов по физике. Базирующиеся, как правило, на качественных физических и математических моделях реальных объектов и процессов учебные компьютерные модели как новое средство наглядности несравнимы по эффективности ни с одним другим цифровым объектом.

  • изучать физические явления и технические объекты на уровне, доступном пониманию, исключая обращение к нередко громоздкому описанию множества деталей и анализу сложных математических выкладок; акцентировать, благодаря упрощенной форме представления явления и эффектам мультимедиа, внимание на главном (существенном) в его содержании;
  • изучать явление в “чистом” виде, точно воспроизводя требуемые условия его протекания;
  • наблюдать явление в динамике (т.е. фиксировать его развитие в пространстве и времени);
  • сопровождать работу модели визуальной интерпретацией закономерных связей между параметрами исследуемой системы в форме динамичных графиков, диаграмм, схем и пр.;
  • осуществлять операции, невозможные в реальности, в частности: изменять пространственно-временные масштабы протекания явления; задавать и изменять параметры исследуемой системы объектов, не опасаясь за ее состояние, а также безопасность и сохранность среды окружения.

Ориентация на обобщённые планы при организации работы учащихся с компьютерными учебными моделями является принципиально важной, т.к. позволяет обучаемым извлечь максимально полную учебную информацию, заложенную в них автором-разработчиком. Работа с такими инструкциями в достаточно скором времени приводит к формированию у учащихся общих подходов к изучению (исследованию) компьютерных моделей и становлению обобщенных умений. Не менее важно целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно строить ответ по тексту, включающему компьютерные модели на основе соответствующих обобщенных планов, и воспроизводить по ходу ответа важнейшие этапы работы моделей в виде рисунков.

Использование ИКТ при организации учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, но в то же время сопровождено недостатками и проблемами.

Достоинства Недостатки, проблемы использования
Наглядность, изобразительность Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов
Возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами Перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию при неправильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках
Вариативность представления учебного материала Недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования ИКТ на конкретном уроке
Интерактивность (в ряде случаев) Отсутствие сетевых версий и интерактивности некоторых готовых ЦОР
Рациональное использование времени урока (при правильном определении дидактической роли ИКТ, их места на уроках) Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности
Моделирование процессов, которые трудно продемонстрировать в условиях школьной лаборатории Отказ от “живого” эксперимента, который позволяет провести материально-техническое оснащение кабинета, в пользу электронного; как следствие отсутствие прямого исследования действительности
Возможность изменения условий протекания процесса, замедляя или ускоряя процесс Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием
Изучение объекта в движении, изменении, развитии
Объективность и быстрота оценивания в компьютерном тестировании
Математическая обработка результатов
Организация самоконтроля в удобное время Усиление социального неравенства при организации домашней работы учащихся с использованием ИКТ (если не предусмотрена возможность подготовки ученика к уроку в компьютерном школьном кабинете)
Организация самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности
Использование большой базы объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций
Возможность виртуальной экскурсии
Оперативное получение информации энциклопедического характера Риск получения недостоверной информации из сети Интернет при отсутствии проверки источника

Проектирование урока с использованием ИКТ требует от учителя больших временных затрат, терпения, усидчивости. Естественно, моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, “живых” опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, преодолеть субъективизм выставления оценок. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом работы является более глубокое понимание учащимися сущности физических явлений, способность самостоятельно ставить перед собой проблему и находить пути её решения, выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально. Применение современных ИКТ на уроках физики раскрывает новые возможности в обучении, позволяет развивать творческие способности учащихся, активизировать познавательную деятельность и повышать мотивацию к обучению и, таким образом, способствует формированию “Я-концепции” ребенка и определяет перспективы развития его личности, стратегии будущей взрослой жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование ИКТ для активного вовлечения студентов в образовательный процесс является одним из самых многообещающих направлений развития начального профессионального образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютерной и интерактивной техники открывают новые возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения, а студентам — вносить свой вклад в решение общих задач.

Образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого студента. Интерактивные технологии можно применять на следующих занятиях: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных, зачетных и самостоятельных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров, интерактивной техники на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.

Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию студентов к процессу учения, создаются условия для приобретения ими средств познания и исследования мира.

Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. К сожалению, многие студенты не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в разделах физики. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронные учебники и УМК.

Многие явления в условиях физического кабинета не могут быть продемонстрированы. В результате студенты испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и электронные средства могут не только создать модель таких явлений, но также позволяют изменять условия протекания процесса обучения.

Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению дисциплины, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению.

Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без выполнения лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, которые позволяют проводить достаточно сложные лабораторные работы. Педагог, кроме этого, готовит рабочие тетради для студентов для выполнения лабораторных работ, рабочие тетради по всему курсу физики. С помощью данного методического и дидактического материала педагог и студенты могут, по своему усмотрению, изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы. Кроме того, огромное подспорье представляют выполненные студентами, под руководством преподавателя, проекты, презентации, флипчарты.

Виртуальные лаборатории позволяют:

  • наиболее полно реализовать индивидуальный подход к студенту.
  • снизить временные затраты педагогу как на подготовку к занятию.
  • наиболее полно реализовать программу при обучении дистанционно.
  • демонстрировать во время урока эксперименты.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что педагог умеет:

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на занятии.
  • создавать презентации, флипчарты по данному учебному материалу.
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
  • организовывать работу со студентами по поиску необходимой информации непосредственно на уроке.
  • разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки и проводить компьютерное тестирование.

Преподавание физики, в силу особенностей самой дисциплины, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности студентов.

Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях:

  • мультимедийные планы уроков или фрагментов уроков.
  • подготовка дидактических материалов для уроков.
  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям.
  • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; разрабатываю тесты, используя готовые программы-оболочки.
  • применяю компьютерные тренажеры для организации контроля знаний студентов.
  • Использование CD и DVD-дисков на различных этапах уроков.

Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации, флипчартов, проектов заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей педагога постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких планов уроков высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Презентации, флипчарты используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний.

В заключении хочу подчеркнуть, что все многообразие приемов использования ИКТ влияет на мотивацию студентов при обучении физики.

Безусловно, ТСО можно применять на уроках разных типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных, зачетных и самостоятельных работ. Необходимо также отметить, что использование ИКТ на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии обучения, основанные на применения компьютеров, позволяют по-новому решить многие задачи. Безусловно, что поражает всякого, кто знакомится с новыми информационными технологиями, так это диапазон возможностей, которые они открывают для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.

В настоящее время в школе слабая материально-техническая база (наследие времен работы в советской школе, когда новейшее оборудование доставалось только новым построенным школам), из-за чего проведение лабораторных работ порой невозможно. А с помощью компьютерных программ можно продуктивно проводить лабораторные работы. При выполнении таких работ учащиеся, помимо физических знаний, показывают умение работать с компьютером.

Для повышения интереса к предмету под моим руководством учащимися старших классов была начата работа по созданию небольших видеофильмов по курсу физики 9 класса. Результат работы можно использовать при объяснении нового материала, в качестве видео вопроса по данной теме в старших классах, и как дополнительный материал в основной школе.

При подготовке учащихся к итоговой аттестации, а именно к ЕГЭ, используются программы для подготовки к экзамену, а также ресурсы сети Интернет.

Если использовать компьютер, как коммуникативное средство при обучении физике, то профессиональная позиция педагога заметно меняется. Из носителя готовых знаний и способов работы учитель превращается в руководителя, посредника и помощника учащихся в процессе их совместной работы. Программные средства, обучающие программы, компьютерные среды, компьютерная коммуникация выступают как взаимосвязанные средства для построения учебного процесса. Компьютер превращается в обычный рабочий инструмент, какими сегодня являются книга, тетрадь и карандаш.

Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
Отличительные особенности ФГОС 2 ( а теперь и 3 ) поколения.

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял.

Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.

На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Изменилась структура стандарта

ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре образовательной программы;

2) к условиям реализации образовательной программы;

3) к результатам освоения образовательной программы.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретные операционные цели образования.

Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Все это помогает в свете новых требований формировать у учащихся УУД, которые не просто вырабатываются в процессе обучения , но и запоминаются надолго.

Отдельно можно поговорить о мультимедийных сценариях уроков.

Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point . Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока.

Использование таких сценариев, по сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя обращаться к мелу и доске, высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.

Материалы из Интернет-источников;

Материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики;

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Примерный план урока
Цели.

Рассмотреть зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.

Научиться делать построение изображений, даваемых линзой.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или экран с проектором.

1. Фронтальный опрос по материалу домашнего задания:

Что называют линзой?

Какая линза называется тонкой?

Какие линзы собирающие, а какие рассеивающие?

Что называют оптическим центром линзы?

Основные характеристики линзы (линейное увеличение, фокусное расстояние, оптическая сила линзы)?

Какие лучи используют для построения изображений в тонких линзах (“три волшебных луча”)?

Правильные ответы выводятся на экран.

2. Новый материал:

Учащимся предлагается построить изображение точки А, лежащей на главной оптической оси, используя те лучи, ход которых после преломления известен.

При использовании интерактивной доски, один из учащихся работает у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Затем правильный рисунок выводится на экран и осуществляется самопроверка с обсуждением хода решения.

Рассмотрим изображения, получаемые с помощью тонкой собирающей линзы. Результаты занесем в таблицу.

При использовании интерактивной доски, один из учащихся рассматривает данный случай на доске, затем осуществляется проверка.

Расстояние от предмета до линзы

Расстояние от линзы до изображения


Перевернутое, уменьшенное, действительное.


Перевернутое, увеличенное, действительное.

Проекционный аппарат, кинопроектор.


Прямое, увеличенное, мнимое.

Так же можно рассмотреть случаи, когда предмет находится в главном фокусе и в двойном фокусе линзы.

3. Дополнительное задание
Построить изображение произвольного предмета в тонкой собирающей линзе.
4. Домашнее задание

Построить изображение предмета АВ, если он расположен перпендикулярно главной оптической оси, между фокусом и двойным фокусом, причем, точка А лежит выше главной оптической оси, а точка В – ниже главной оптической оси.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.
Использовать ИКТ при обучении физики можно на различных этапах урока. Например, это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по физике: мультимедийные энциклопедии, электронные учебники; разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке и другие формы. Основная проблема заключается в том, что многие педагоги - предметники применяют методы информационных технологий бессистемно.

Система использования ИКТ в преподавании физики в образовательном учреждении должна представлять из себя поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по физике. (см. Приложение 1).
Использование ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяют творческие возможности учителя и учащихся, повышают интерес учеников к предмету, стимулируют учеников к усвоению сложных тем. Учитывая специфику предмета, можно сказать, что компьютер становится не роскошью, а необходимостью, продиктованной требованиями к современному образованию, рабочим инструментом. Он расширяет способы преподавания, позволяя глубже проникать в суть рассматриваемых явлений.

Современные требования, предъявляемые к школьным программам, стремление снизить учебную нагрузку, привели к уменьшению количества часов, отводимых на изучение физики, что не позволяет в полной мере изучить отдельные темы, методику решения задач, выполнить практические работы.

ИКТ обеспечивают ускорение темпа урока, наглядность подачи материала, возможность возврата к повторению ранее изученного (за счет накопления информационных наглядных пособий).

В настоящее время образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на такую организацию учебного процесса, при которой на первое место выходит активная, самостоятельная познавательная деятельность учащихся. При таком подходе учащиеся не только получают новые знания, но и развивают свои информационное и коммуникативные умения, способность искать необходимую информацию в разных источниках (Интернете, справочниках, энциклопедиях и т.д.), переводить ее из одного вида в другой (из текста — в таблицу или схему, из рисунка, графика схемы — в текст и т.д.), оценивать (комментировать), использовать при решении учебных задач (подготовка доклада, презентации и т.д.), публично выступать, вести диалог, участвовать в обсуждении и т.д.
Преимущества использования компьютерных технологий:
• индивидуализация обучения;
• интенсификация самостоятельной работы учащихся;
• повышение познавательной активности и мотивации;
• объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке;
• возможность выбора уровня трудности задания;
• возможность проявить творческие способности.
Проблемы:
• недостаток качественного программного обеспечения;
• недостаточная компьютерная грамотность учителя;
• нет компьютера в домашнем пользовании;
• отсутствие демонстрационного центра;
• отсутствие контакта с учителем информатики.
Использование ИКТ дает положительные результаты. При этом важна роль учителя как наставника в организации эффективной учебной деятельности, направленной на формирование у учащихся знаний и способности применять их на практике.
Применение ИКТ на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками серьезных тем. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Если учитель хочет быть интересным для своих учеников, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта, он, по меньшей мере, должен теоретически представлять, как можно использовать компьютер на уроке, а, как максимум, использовать эту машину с ее огромными универсальными возможностями.

Список информационных ресурсов.

Информационные технологии в образовании./ Материалы научно-практической конференции. – Саранск, 2004

Читайте также: