Доклад о словарях в интернете которые можно использовать для подготовки к егэ

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход. Суть данного подхода в том, что будущее зависит не столько от объема знаний, полученных детьми в школе, сколько от сформированности у них универсальных учебных действий, то есть умения добывать знания, самостоятельно добывать информацию и проводить её анализ.

Таким образом, учитель в современном понимании – лишь тьютор, сопровождающий и направляющий деятельность учащегося. Такой подход позволяет способствовать саморазвитию учащегося и требует, соответственно, перестройки всей системы образования.

1. Информационные ресурсы;

2. Тестирующие комплексы;

3. Порталы, предлагающие услуги репетиторства, в том числе в онлайн режиме;

4. Сайты, содержащие нормативно-правовую базу по подготовке к ЕГЭ;

5. Сайты психологической помощи учащимся.

Последние, хотя и не используются напрямую для подготовки к экзамену, но значительно влияют на состояние учащихся, внутреннюю психологическую готовность к прохождению испытания.

Распространенными являются также порталы, предлагающие услуги репетиторства (Ваш репетитор, Профи.ру и другие). Они позволяют организовать удаленную индивидуальную помощь при дополнительной подготовке к экзамену.

Таким образом, традиционные методы обучения русскому языку в школе должны гармонично сочетаться с использованием инновационных интернет-ресурсов, что позволяет увеличить результативность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и реализовать системно-деятельностный подход, при котором учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности и использует различные способы реализации подготовки к экзамену.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе

Байдюк Татьяна Юрьевна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

Шевченко Марина Ивановна, учитель русского

языка и литературы МБОУ СШ №16 г. Новый Уренгой

Аннотация . В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены примеры сайтов, тестирующих комплексов, порталов как официальных структур, так и частных организаций. Проанализированы преимущества и недостатки интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ. Статья представляет интерес для учителей русского языка и сотрудников методических служб.

The article discusses the use of innovative technologies in preparation for the exam in the Russian language. The classification of Internet resources containing various information about the exam is presented, examples of sites, testing complexes, portals of both official structures and private organizations are given. The advantages and disadvantages of Internet resources in preparation for the exam are analyzed. The article is of interest to teachers of the Russian language and staff of methodical services.

В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход. Суть данного подхода в том, что будущее зависит не столько от объема знаний, полученных детьми в школе, сколько от сформированности у них универсальных учебных действий, то есть умения добывать знания, самостоятельно добывать информацию и проводить её анализ. Таким образом, учитель в современном понимании – лишь тьютор, сопровождающий и направляющий деятельность учащегося. Такой подход позволяет способствовать саморазвитию учащегося и требует, соответственно, перестройки всей системы образования.

Распространенными являются также порталы, предлагающие услуги репетиторства (Ваш репетитор, Профи.ру и другие). Они позволяют организовать удаленную индивидуальную помощь при дополнительной подготовке к экзамену.

Таким образом, традиционные методы обучения русскому языку в школе должны гармонично сочетаться с использованием инновационных интернет-ресурсов, что позволяет увеличить результативность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и реализовать системно-деятельностный подход, при котором учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности и использует различные способы реализации подготовки к экзамену.

Список использованной литературы:

Интернет в гуманитарном образовании/ Под ред. Полат Е. С. - М.: Владос, 2013. - 272с. - 169с.

Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2013. - №1. С. 39-59

Савина М.В., Бруяка В.А. Методические аспекты подготовки к ГИА и ЕГЭ // Справочник заместителя директора школы. 2012. №3. С. 40-43.

Шаталина Н.М. Планирование работы учителя по подготовке учащихся к единому государственному экзамену (на примере русского языка) // Справочник заместителя директора школы. 2015. №3. С. 49-56.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык — это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. Результаты ЕГЭ являются одним из главных показателей поступления учащихся в высшие учебные заведения, а значит, выбора профессии на всю жизнь.
По мнению большинства учителей, проблема этого экзамена в том, что он слишком специфичен и не совсем соответствует школьной программе, т.е. изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Практика показала, что без специальной подготовки даже отличники не могут сдать на высокий балл этот экзамен.
Вот несколько самых распространённых ошибок, которые из года в год повторяют на экзамене выпускники:

неверное понимание формулировок заданий;

неумение применять теоретические знания в практических заданиях;

неумение грамотно распределять время на экзамене;

технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;

неумение контролировать свои эмоции (из-за отсутствия или недостаточного количества пробных тестирований).

Всю эту вереницу ошибок можно свести к одной, главной: недостаточная или неправильная подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа учителя и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени.

Несмотря на огромное количество учебно-методических пособий и методических разработок, у каждого учителя формируется своя методика подготовки к экзамену.

Целью моего выступления является обмен опытом работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Как лучше готовиться к экзамену по русскому языку?

Прежде всего, я хочу обратить внимание на то, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:

посещать курсы по подготовке к ЕГЭ;

перенимать опыт у других учителей, быть активным на заседаниях РМО, ШМО;

изучать имеющиеся образовательные стандарты;

знать, что такое кодификатор, спецификация; внимательно изучать документы, материалы ФИПИ;

знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;

уметь работать с Интернет-ресурсами;

работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Во-вторых, учитель должен стремиться создать учащимся оптимальные условия для качественной подготовки к экзаменам, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности и на успешную сдачу ЕГЭ, помочь преодолеть психологический дискомфорт. Чтобы достичь данной цели необходимо:

организовать информационную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ; вместе с учащимися создать базу опорных знаний в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;

способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;

расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.

Учащиеся должны знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

Подготовку к ЕГЭ нужно начинать как можно раньше: за год или за два до конца 11 класса. Способов несколько: специализированные курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, репетитор, самостоятельная подготовка, подготовка под руководством учителя на уроках.
Самый доступный вариант — это самоподготовка. Тут можно использовать материалы Интернета, можно заниматься по книгам (в том числе бесплатным — из библиотеки), можно даже перечитать ещё раз школьный учебник русского языка.
Но если нужен высокий балл, то обязательно необходима подготовка под руководством учителя. Опытный учитель знает все подводные камни ЕГЭ и понимает, как за кратчайшее время хорошо подготовить учеников к экзамену. Более того, на уроках-практикумах детально разбираются тесты прошлых лет и проводятся многочисленные пробные тестирования. Это помогает не только укрепить знания, но и преодолеть страх и неуверенность в себе на реальном экзамене.
Каждый учитель занимается по собственной, высокоэффективной программе подготовки и знает, как найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:

эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил;

избежать технических ошибок при заполнении бланков ЕГЭ;

узнать об особенностях ЕГЭ;

узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.

Я преподаю русский язык у обучающихся 5-11 классов и подготовила шесть выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. У пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы.

Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит папку (или тетрадь), в которую до 9 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Учащиеся пользуются папками (тетрадями) на всех уроках, кроме контрольных.

Уже с 5-го класса для эффективного усвоения и контроля полученных знаний использую тестовые формы контроля. Это помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими варианты ответа, и постепенно готовит их к формату ЕГЭ. Для этого сначала необходимо помочь учащимся овладеть техникой работы с тестами. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет быстро определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Таким образом, использование КИМов, составленных в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывающих возрастные особенности учащихся, позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ с 5 класса. Целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ (демонстрационными вариантами), его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь при самостоятельной подготовке к ЕГЭ и рекомендую учащимся, какими Интернет-ресурсами они могут воспользоваться.

В первой половине сентября провожу диагностический тест за курс основной школы, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Результаты диагностической работы дают возможность учащимся знать о своих пробелах в знаниях и сделать вывод о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и самостоятельно дома. Для учителя это даёт возможность планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.

В начале 10 класса завожу на каждого ученика диагностическую карту, в которой отражается результативность подготовки к ЕГЭ по каждому заданию. В карте записываются даты проведения, проверочных работ, пробных школьных и районных экзаменов. Работы детей анализирую после каждого тестирования. Результаты заносятся в карту. Ученик и учитель получают возможность проследить за результатами, выявить пробелы и планировать работу по их устранению. Составляю индивидуальную картотеку ошибок. Каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Вспоминаем и систематизируем необходимые теоретические знания. Стараюсь добиться, чтобы ученики сами находили и повторяли материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, допустим, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме). Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.
Почти на каждом уроке для повторения активно использую лингвистические разминки (орфоэпические, синтаксические, лексические, пунктуационные), содержащие задания ЕГЭ, используя разные источники. Разминки помогают доводить до автоматизма некоторые разделы тем, которые включены в задания ЕГЭ по русскому языку. Для создания лингвистических разминок использую методические пособия Егораевой Г.Т, Цыбулько И.В., Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбаровой. Для повторения активно использую ИКТ: презентации, тестирование.

Наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку является часть II – написание сочинения-рассуждения. С 5 класса начинаю формировать у учащихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если учащиеся с 5 класса постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. С 5-6 класса необходимо учить детей определять проблему каждого изучаемого произведения, авторскую позицию, составлять свой банк аргументов и вести читательский дневник, куда записывают всё прочитанное как по курсу школьной программы, так и сверх неё. Это способствует формированию читательского опыта учащихся, поможет при выборе аргументов в сочинении.

Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в программу включаю уроки развития речи, уроки практикумы.
В 10 классе снова формируется новая папка, в которую мы собираем методический материал для написания сочинения-рассуждения. В ней, кроме плана сочинения и пояснений к каждому пункту плана, есть комментарии, методические рекомендации, речевые клише, примеры, банк аргументов. К концу года у каждого десятиклассника собирается методическое обеспечение в полном объеме: примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации по каждому пункту плана, образцы лучших сочинений.
В 11 классе продолжается работа по формированию навыка написания сочинения-рассуждения. При изучении произведений русской классики мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и рекомендованные учителем. Проблематику определяем не только в прозаических произведениях, но и в лирических.

ИКТ в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии.
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях способствует эффективному усвоению учебного материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Конечно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Умелое использование ИКТ на уроках и при подготовке к экзаменам не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои занятия таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным и интересным для учащихся. Методически оправданное использование ИКТ в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности, создать благоприятный психологический климат на уроках.

Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Данные электронные ресурсы помогли мне успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая работа с использованием Интерент-ресурсов при подготовке к ЕГЭ; систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Урок русского языка на профильном уровне

Тема: Подготовка к ЕГЭ

становление субъектности и активной позиции по отношению к собственному знанию.

Развитие информационно-коммуникационной компетентности школьников старшей ступени обучения.

дать понятие прикладной лингвистики, ее основных направлений.

Систематизировать знания о способах доступа к филологическим Интернет-ресурсам.

Проанализировать задания ЕГЭ, выполнение которых связано с использованием словарей.

Закрепление навыков практической работы в поисковых системах Интернет.

Оборудование и наглядность:

мультимедийный комплекс, стационарные компьютеры или ноутбуки – по количеству групп, раздаточные материалы.

Обучающие класса делятся на группы, определяется руководитель группы. Каждой группе предлагается индивидуальное задание.

1 группа. Прикладная лингвистика как область языкознания.

знакомство с задачами и направлениями прикладной лингвистики.

Формирование системы основных понятий

Приемы решения задач

Практическая значимость

Дать определение прикладной лингвистике

Найти в Интернете определение психолингвистики социолингвистики, нейролингвистики, компьютерной, математической, квантитативной лингвистики.

Определить круг возможностей прикладной лингвистики в рамках милицейского профиля.

Охарактеризовать область исследования прикладной лингвистики.

Определить основные задачи и направления прикладной лингвистики

Познакомить с некоторыми ресурсами по прикладной лингвистике, доступными в Интернете.

На сайте www.dialog-21.ru/ зайдите в форум и определите наиболее актуальные проблемы прикладной лингвистики, обсуждаемые в темах.

Представить итоги в виде мультимедийной презентации.

2 группа. Основные порталы и сайты с информацией по филологии.

Цель: систематизация представлений об Интернет-источниках, содержащих информацию по филологии, формирование навыка работа с сетевыми ресурсами.

Приемы решения задач

Практическая значимость

Овладеть некоторыми практическими навыками поиска информации в сети Интернет

Работать в поисковой системе.

Составление и презентация карты памяти для одноклассников «Полезные ссылки при подготовке к ЕГЭ и изучении русского языка на профильном уровне (максимальное количество источников).

систематизировать информацию об адресах Интернет-ресурсов, касающихся филологического образования

Оценить подачу материала с позиции применения для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ.

Дать рекомендации по использованию филологических Интернет-ресурсов для полготовки к ЕГЭ по русскому языку

Описать найденные Интернет-ресурсы по единой схеме (не менее 3 примеров):

создатели портала/сайта и его назначение

структура главной страницы

Подготовить презентацию найденных Интернет-ресурсов (не более 3).

Карта помощи (выдается по необходимости)

3 группа: место Интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Цель: систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Приемы решения задач

Практическая значимость

Определить задания ЕГЭ (части А и В), при выполнении которых можно использовать некоторые справочные Интернет-ресурсы

Проанализировать учебно-тренировочные тесты (Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2010) варианты 1 – 5 стр. 226 – 272, выделить в них те задания, для выполнения которых целесообразно обратиться к различного рода словарям.

Опробовать использование Интернет-словарей при выполнении задание ЕГЭ

Охарактеризовать различного рода словари, доступные в Интернете, а также порталы и сайты, предоставляющие возможность работы с ними.

Карта помощи (выдается по необходимости)

В ходе нашего семинара у вас есть возможность приобретения новой практической информации, которая поможет вам совершенствовать языковую компетенцию, грамотно использовать ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ и самосовершенствования.

Вы являетесь обучающимися милицейского профиля. На изучение русского языка базисным учебным планом отводится, как вам известно, 3 часа, т.е. он изучается на профильном уровне. Как вы думаете: оправданное ли это решение или можно было обойтись 1 часом?

(ответы обучающихся)

Человек, желающий связать свою судьбу со службой Закону, должен с особым трепетом и осторожностью относиться к слову: сказанному, написанному. Ведь от него может зависеть многое: будете ли вы обвинителем, адвокатом, следователем, экспертом-криминалистом и т.п., поэтому вам необходимо стараться развить свою языковую компетенцию до совершенства.

Особое место в филологическом образовании занимает прикладная лингвистика, у которой есть собственная сфера деятельности и ресурсные возможности.

Слово участникам 1 группы.

Знаменитый петербургский фонетист Лев Рафаилович Зиндер разработал речевой материал, который в свое время использовал для тестирования системы связи Юрий Гагарин во время первого в истории человечества космического полета.

Но профессия – это в будущем, пусть уже недалеком, но еще не совсем определенном. А сейчас необходимо ежедневно готовиться к учебным занятиям. Самый простой способ подготовки к урокам – это скачивание информации из сети Интернет. Однако каждый из нас сталкивался на своем опыте с предоставлением некачественной информации, которая может не помочь, а навредить. Как не потеряться в глобальной сети, выбрать необходимое и полезное расскажут участники 2 группы

Слово участникам 2 группы.

Участники 3 группы работали над таблицей-обобщением, полезной для каждого при подготовке к ЕГЭ. В чем же состояла специфика их работы и в чем заключена практическая значимость для каждого из вас, узнаем из презентации.

Слово участникам 3 группы.

(практическая работа в сети Интернет)

Наш семинар подходит к завершению. Проанализируйте его с позиции практической значимости для вас и вашей собственной оценки деятельности (на этапе подготовки к уроку, во время презентации и выполнения практического задания).

Слово руководителям групп.

Надеюсь, что у всех присутствующих сложилось представление о возможностях использования ИКТ для подготовки ЕГЭ, а также о современной прикладной науке, использующей широкий спектр ИКТ. Еще раз обращаю ваше внимание на тот факт, что ИКТ прочно вошло в жизнь каждого из нас и алгоритм работы на сегодняшнем уроке может быть применен к любому учебному предмету.

Важно понимать: что вы ищете? Зачем вы ищете? И какова степень вашей личной заинтересованности в конечном результате?

Список использованной литературы:

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.

Читайте также: