Доклад о русской литературе пореформенной эпохи

Обновлено: 02.07.2024

Литература народов России в конце 19 века

Переход от крепостничества к капитализму, усиленный процесс формирования буржуазных наций, развитие революционного движения, национально-освободительной борьбы, рост взаимного общения между народами — все это стимулировало развитие литературы и искусства народов России.

Передовая русская культура оказывала благотворное влияние на народы России своим гуманизмом и демократизмом, глубоким реализмом, связью с освободительными стремлениями масс и прогрессивной интеллигенции.

Передовые силы России с симпатией следили за ростом национальных литератур, национального искусства, поддерживали их. Постепенно все более возрастал вклад отдельных народов в общую сокровищницу культуры России, в совместную освободительную борьбу.

Значительную отрасль украинской литературы составляла драматургия (И. К. Карпенко-Карый, М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий), о которой будет речь в связи с историей украинского театра.

Боевой, революционный характер отличает рано оборвавшееся творчество младшего современника Богушевича и Лучины— поэта и публициста А. К. Гуриновича, уже значительно затронутого влиянием марксизма и рабочего движения.

Передовая литовская литература развивалась в борьбе и с гнетом самодержавия и с влиятельным в крае католическим клерикализмом. Творчество ряда писателей было внутренне противоречиво, совмещая прогрессивные патриотические стремления и реалистические черты с более или менее явно выраженными буржуазно-националистическими идеями. Не мог преодолеть либерально-буржуазной ограниченности и Винцас Кудирка, автор сатирических .произведений, написанных под влиянием Гоголя и Щедрина, стихотворений, проникнутых демократическими настроениями, удачных переводов из русской, польской, немецкой литературы, поборник связи литературного творчества с требованиями жизни. Сложное сплетение прогрессивных и буржуазно-националистических элементов характеризует творчество видного поэта, представителя позднего романтизма Майрониса (псевдоним Ионаса Мачюлиса), выступившего в конце века.

Заслуживает признания деятельность фольклориста Якоба Хурта, организатора сбора и публикатора народных песен.

Значительно шагнула вперед и литература Армении. Общественный подъем в России эпохи падения крепостного права нашел отражение в передовых кругах армянского общества. Глубокий след в общественном движении и культуре армянского народа оставила многогранная деятельность Микаэла Налбан-дяна. Философ-материалист, революционный публицист, критик и поэт, Налбандян внес яркую демократическую струю в армянскую общественную мысль. Он смело выступал против феодально-клерикальной и националистической идеологии, в литературе и искусстве он боролся за принципы реализма и народности, призывал к правдивому изображению жизни масс.

Одним из сподвижников Ахундова был просветитель-публицист, критик, педагог Гасан-бек Зардаби (Меликов), поборник реализма, противник религиозной литературы. В жанре сатирической поэзии с большим успехом работал прогрессивный литературно-общественный деятель Сеид Азим Ширвани. С конца XIX в. развертывается деятельность столь известного в дальнейшем в качестве писателя, ученого, революционного деятеля-коммуниста Наримана Нариманова.

Вторая половина XIX в. ознаменована деятельностью ряда просветителей в Казахстане. Объектом критики казахских просветителей были отрицательные явления, связанные с феодально-родовыми отношениями и обычаями, реакционная роль религии и духовенства, насилия царских администраторов и местных богатеев над народом. Просветители казахского народа боролись за светское образование, прославляли научные знания. Огромное значение в преодолении отсталости своего народа, в борьбе за его лучшее будущее они придавали общению и сотрудничеству с прогрессивными силами России, с русской культурой, наукой.

На страницах настоящего тома, посвященных национально-освободительным движениям, охарактеризована просветительская деятельность казахского педагога-писателя Ибрагима Ал-тынсарина.

Просветительские тенденции проявились в тот же период у таджиков и узбеков. Ахмад Дониш начинает историю новой таджикской литературы. Его деятельность протекала в Бухарском эмирате. Он осуждал порядки эмирата, скорбел о тяжелом и бесправном положении народных масс. Надеясь в начале своей деятельности на возможность серьезных реформ, которые проведет эмир, Дониш в дальнейшем все более склоняется к мысли о необходимости решительной борьбы самих трудящихся за свое счастье.

Единомышленником Фурката был сатирик и лирический поэт Мукими. Глубоко преданный интересам трудящихся масс, Мукими резко обличал враждебные народу элементы — духовенство, байство, колониальное чиновничество. И Фуркат, и Мукими защищали мысль о важном гражданском назначении литературы, призывали ее быть прямой и правдивой, служить требованиям жизни.

Творчество Дониша и группы его последователей, Фурката, Мукими противостояло занимавшей господствующее положение в Таджикистане и Узбекистане реакционной литературе, обслуживавшей правящие слои, защищавшей застой, поддерживавшей религиозный фанатизм.

Выразителями народных чаяний в дореволюционной Киргизии, не знавшей письменной литературы на родном языке, были народные певцы — акыны. Виднейшее место среди них занимает Токтогул Сатылганов. Он создавал песни о любви и труде. Громко звучали в его творчестве гражданские обличительные мотивы. Токтогул восторженно приветствовал Октябрь и стал зачинателем киргизской советской литературы. Настроения и стремления народа выражал и другой видный представитель киргизской акынской поэзии — Тоголок Молдо.

Среди башкир и татар популярны были стихи и афоризмы башкирского поэта-просветителя Акмуллы. Акмулла славил разум и знания, обличал баев и мулл. Значителен и разнообразен вклад в башкирскую литературу и культуру в целом М. И. Умидбаева, историка, филолога, фольклориста, поэта, убежденного сторонника приобщения своего народа к русской культуре (по политическим воззрениям он был, впрочем, умеренным деятелем,— его идеалы не выходили за рамки реформированной монархии).

Просветителем чувашского народа стал И. Я. Яковлев. В. И. Ленин отмечал, что Яковлев 50 лет работал над национальным подъемом чувашей. Яковлев был видным педагогом, опиравшимся в раннюю пору своей деятельности на поддержку отца Ленина, И. Н. Ульянова. Создатель чувашского алфавита, он в книгах для чтения помещал собственные рассказы из жизни народа и обработанные им фольклорные произведения.

Вторая половина XIX в. знаменует важный этап в истории новой еврейской литературы. Крупную роль в ее развитии сыграл один из основоположников современного еврейского литературного языка, Менделе-Мойхер-Сфорим (Ш.-Я. Абрамович), выступавший как талантливый сатирик, бытописатель еврейской бедноты. Виднейшим представителем следующего поколения в еврейской литературе был Шолом-Алейхем (Ш. Н. Рабинович). Его деятельность началась на рубеже 70-х и 80-х годов XIX в. и продолжалась в начале XX столетия. Наряду с Менделе-Мойхер-Сфоримом его учителями были Гоголь, Щедрин, Толстой, Диккенс, Гейне; впоследствии на него оказал влияние Горький. Шолом-Алейхем — новеллист, романист и драматург, литературный критик. С реалистических и демократических позиций, особенно широко пользуясь оружием сатиры и юмора, Шолом-Алейхем запечатлел жизнь всех слоев еврейского общества в период разложения патриархальных устоев и развития капиталистических отношений. Художник, отличавшийся, по известной оценке Горького, славной, добротной и мудрой любовью к народу, Шолом-Алейхем, обличая социальную несправедливость и национальное угнетение, непоколебимо верил в победу над общественным злом. Почетное место в еврейской литературе принадлежит И.-Л. Перецу, поэту и прозаику, в творчестве которого, насыщенном обличительными и освободительными мотивами, переплетаются реалистические и символистско-романтические элементы.

В это же время на литературной арене выступило и новое поколение писателей – Н. Успенский, А. Левитов, В. Слепцов, П. Помяловский, Гл. Успенский, Ф. Решетников. Они пришли в литературу со своими темами, жанрами и художественными принципами. Сосредоточенные на содействии делу просвещения и освобождения народа, писатели-шестидесятники становятся своего рода идейными лидерами в литературе тех лет, создают острые социальные очерки, повести, романы о народной жизни.

Будучи в большинстве своем выходцами из народа, они хорошо знали народные тяготы и сочувствовали им. И литературу писатели-шестидесятники (подобно Чернышевскому и Добролюбову) воспринимали исключительно как действенное средство преобразования социальной действительности на гуманистических основах.

Писарев написал множество статей и отрецензировал произведения Гончарова, Тургенева, Писемского, Островского и Л. Толстого. Ему принадлежит знаменитое развенчание Пушкина, а заодно и Белинского.

Чем дальше развивался Писарев в этом направлении, тем к более свирепым выводам относительно искусства он приходил и в конце концов предложил предать его забвению из-за полной бесполезности.

М. А. Антонович выступил не столько против крайних взглядов Писарева, сколько против его конкретных оценок тех или иных произведений.

Из других заметных критиков 1860-х годов нужно назвать Г. З. Елисеева, В. А. Зайцева и Н. В. Шелгунова.

Многие из названных писателей и критиков неизвестны нынешнему читателю в силу своего невеликого таланта. Но все они остались в истории русской литературы как участники формирования ее громадной преобразующей роли в духовном развитии общества.

VI Время

VI Время Дорогой друг!Я рад, что мои размышления о романной структуре указали Вам тропинки, по которым можно проникнуть вглубь художественного текста, как спелеологи проникают в тайну пещеры. Теперь, после краткого знакомства с рассказчиком и его местоположением (что,

Свободное время

Свободное время в июле — рано, в сентябре — поздно

Время как деньги

Время как деньги Из всех общих галлюцинаций – галлюцинация времени самая солидная и подробно обставленная. С пространством куда хуже – я вот вынуждена верить на слово, что на свете есть, к примеру, Владивосток. Я его и сейчас из окна не вижу, и никогда не видела, и увижу

С развитием капитализма и ростом городского населения усиливалась тяга народных масс к образованию.

К концу XIX в. только 28% жителей царской империи умели читать и писать. Это значит, что почти три четверти населения России оставались неграмотными.

Вопреки противодействию царских властей, демократическая интеллигенция изо всех сил старалась помочь просвещению народа. Еще в 60 годах XIX в. в городах студенты организовывали воскресные школы для рабочих. В деревнях открывались народные земские школы. Не получая никакой помощи от правительства, земские учителя самоотверженно боролись против суеверий и предрассудков, знахарства и мракобесия.

Упорную борьбу вела передовая интеллигенция за расширение женского образования. Только в 1862 г. в России были созданы первые женские гимназии, и лишь в 1869 г., с открытием Высших женских курсов, русские девушки получили доступ к высшему образованию.

Мировые открытия русских ученых

Развивавшемуся капитализму нужны были кадры инженеров, геологов, химиков, агрономов и других специалистов. Поэтому в пореформенный период в Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Харькове и других городах открывались новые технические институты. Даже в далекой Сибири в 1888 г. был открыт Томский университет.

В связи с этим оживилась русская научно-техническая мысль. Имена многих русских ученых и изобретателей стали пользоваться мировой известностью.

Дмитрий Иванович Менделеев

Основоположник русской физиологии Иван Михайлович Сеченов впервые попытался объяснить психическую деятельность человека с помощью физиологических законов.

Русский ученый В. В.Докучаев создал новую науку - почвоведение.

Путешественники П. П. Семенов Тян-Шанский и Н. М. Пржевальский обследовали и нанесли на карту почти не известные европейским ученым горные и пустынные районы Центральной Азии. Инженер П.H. Яблочков создал первую дуговую электрическуюлампу, а физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. Скромный провинциальный учитель К. Э. Циолковский сделался знаменитым благодаря своим замечательным открытиям в области ракетной техники и теории межпланетных перелетов.

Передовые деятели науки подвергались в царской России гонениям и преследованиям. Так, например, за сочувствие студентам, протестовавшим против полицейского произвола, Менделеев был даже уволен из университета.

Обличительный характер русской литературы.

Освободительные идеи русского искусства.

Народная музыка лежала в основе замечательных творений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Его разнообразные по форме произведения - оперы, романсы, симфонии - отличаются глубокой искренностью, мелодичностью и лиризмом. Они до сих пор восхищают своим высоким художественным мастерством всех любителей музыки.

Вдохновленные нараставшим в стране освободительным движением передовые деятели русского искусства активно способствовали ему пропагандой высоких гуманистических идеалов и свободомыслия. Народность и правдивость придавали их произведениям особую красоту и особое звучание.

Украинский писатель-демократ Иван Франко, посвятивший многие свои произведения борьбе в жизни трудящихся, высоко ценил русскую литературу, переводил на украинский язык труды Герцена и Чернышевского.

Выдающийся грузинский писатель Илья Чавчавадзе испытал на себе благотворное влияние идей русских революционных демократов. Идейные противники рисовали его в карикатурах с мечом в одной руке и томиком сочинений Белинского -в другой.

Гост

ГОСТ

Об истории русской литературы

Русская литература является обширной и достойной частью мировой литературы, многие произведения русских писателей входят в её так называемый Золотой фонд. Русская литература - великая литература, чьи корни уходят в глубь веков. История развития этого уникального явления началась много столетий назад и продолжается до сих пор.

Русская литература является важнейшим памятником истории и культуры. В ней отмечены все этапы развития России, все пережитые ею горести и радости.

Своё начало русская литература берёт в XI веке. С развитием русской письменности появилась первая литература. До широкого распространения письменности все произведения, которые можно было бы отнести к литературным (на самом деле - к фольклору), передавались из поколения в поколение в устной форме.

Древнерусская литература

К древнерусской литературе относят все произведения русской литературы, написанные с XI по XVII века.

Толчком к началу развития литературы на Руси стало развитие письменности, которое началось с принятием христианства.

Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.

Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Важно понимать, что вплоть до изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Создавали их в основном обученные грамоте священники. При многих церквях состояли объединения специально обученных переписчиков, которые создавали копии книг, а также занимались ведением летописей, переводом иностранных книг и созданием оригинальных произведений.

Готовые работы на аналогичную тему

Периодизация древнерусской литературы:

Литература XVIII века

Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика.

Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.

Самыми выдающимися авторами данного периода являются А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин. На творчество и идеи этих авторов опирались писатели и поэты Золотого века.

Литература XIX века

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.

Писатели-прозаики XIX века - это всем нам известные писатели-классики - авторы, чьи произведения считаются лучшими в своих жанрах, авторы, чьи произведения являются ключевыми произведениями русской литературы.

Золотой век во многом опирался на литературные традиции и достижения авторов XVIII века. К примеру, именно из предшествующей эпохи писатели Золотого века переняли публицистичность и любовь к сатире. В литературе XIX века авторы обличали пороки и недостатки современного им общества - так же, как писатели XVIII века критиковали недостатки своей России. Отличительной же чертой Золотого века является большая психологичность: внутренний мир героя всё больше интересует писателей.

Важно отметить, что в XIX веке очень стремительно развивалась отечественная поэзия. Ключевую роль в этом сыграло творчество А.С. Пушкина, на которое опирались поэты пушкинского круга, а также Фет, Тютчев и Некрасов.

Самыми значительными писателями и поэтами XIX века являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов и другие.

Литература XX века

XX век был наполнен масштабнейшими историческими событиями, сильно менявшими ход жизни в России. Литература неизменно поспевала за этими изменениями, иногда - предчувствовала их и при этом всегда отражала состояние русского народа.

Для литературы XX век начался с Серебряного века русской поэзии. В это время появилось огромное количество новых поэтов и новых поэтических течений, которым был характерен бунтарский подход к творчеству. Символисты и футуристы бесстрашно экспериментировали с литературными формами, оставляя своим потомкам уникальное поэтическое наследие.

Второй значительнейшей эпохой литературы XX века является литература СССР и отдельно литература, посвящённая Великой Отечественной войне.

В XX веке вышло множество произведений, так или иначе являющихся идеологический пропагандой. Героями становились простые люди, борющиеся за счастье своей страны и часто ставящие его прежде своего собственного. Другой стороной этой медали, впрочем, были произведения, критикующие советский строй и оттого часто подвергающиеся цензуре.

К концу XX века, когда цензура ослабла, на свет вышло множество произведений, написанных ещё в 30-50-ые годы, но так и не увидевших свет.

Крупнейшими именами в русской литературе XX века являются Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок, Александр Куприн, Иван Бунин, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков и другие.

Современная русская литература

К современной литературе принято относить произведения, написанные в период с (70)80-90-ых годов XX века и до наших дней.

Литература, написанная в XXI веке, в основном является массовой.

Современные русские авторы: Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец и др.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русская художественная культура пореформенной эпохи. Презентация на заданную тему содержит 35 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) Творчество Поленова отличалось редкостной разносторонностью. Исторический живописец и пейзажист, портретист, автор картин на бытовые сюжеты, он был еще и незаурядным архитектором, театральным декоратором, графиком, занимался прикладным искусством.

Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) Большое значение в творчестве художника сыграло то, что в конце XIX века им было куплено имение "Борок" на берегу Оки, где художник открыл для себя русские пейзажи в разные времена года. В истории русского искусства имя Поленова называют в связи с началом пленэрной живописи, передающей естественные эффекты солнечного освещения, что нашло выражение прежде всего в пейзаже.

"Московский дворик" был написан сразу после возвращения из-за границы. По рассказу художника, он набрел на это место, когда ходил искать квартиру. Изображенный на картине дом находился в одном из арбатских переулков. Тогда этот район имел сельский вид.

Илья Ефимович Репин В последние десятилетия XIX в. пальма первенства в портретной живописи, по общему мнению, принадлежала И.Е.Репину (1844—1930). Один из самых крупных мастеров реализма ХIХ века и едва ли не самый известный русский художник. В своем творчестве Репин сумел широко охватить и ярко показать самые разные стороны жизни России и ее истории, в портретном искусстве - запечатлеть всех выдающихся представителей нации своего времени. Уже в начале 1870-х гг. к нему пришел первый успех, который ширился с каждой новой картиной и привел художника к безграничной славе; редкая выставка передвижников, начиная с третьей, обходилась без его работ.

В середине 1980-х годов И.Е. Репин создает ряд произведений, темой которых является изображение фигур на открытом воздухе. Палитра Репина становится светлее. Используя ряд импрессионистических приемов в живописи, художник в картине "Стрекоза" остается в рамках свойственной ему манеры с четкой лепкой формы. Влияние импрессионизма просматривается здесь и в построении композиции, которая словно фрагментируется, что придает особую подвижность и ощущение сиюминутности происходящего.

Репину позировали политики, писатели, композиторы, артисты и художники, люди различных профессий и званий. Репину позировали политики, писатели, композиторы, артисты и художники, люди различных профессий и званий. Портрет Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881), русского композитора, - одна из вершин творчества Репина и всей русской портретной живописи 1880-х годов. Он написан за десять дней до смерти композитора, в госпитале, за четыре сеанса. Репин отказался от платы за работу, пожертвовав деньги на памятник композитору.

Заключительное произведение серии работ художника, посвященных русскому революционному движению: изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного и различная реакция домочадцев. Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного, стремясь передать выражение неуверенности и сомнения человека, вернувшегося спустя годы в прежний мир. Заключительное произведение серии работ художника, посвященных русскому революционному движению: изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного и различная реакция домочадцев. Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного, стремясь передать выражение неуверенности и сомнения человека, вернувшегося спустя годы в прежний мир.

Художник создал произведение, далеко выходящее за рамки бытового сюжета. В огромной толпе видны разнообразные человеческие типы, принадлежащие к различным сословиям, играющие разные социальные роли, наделенные тонкой психологической характеристикой.

Темой картины стал эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева до смерти избил своего сына и наследника царевича Ивана. Репин не случайно указывает в названии картины точную дату: ее замысел возник как реакция на современные художнику события - убийство императора Александра II 1-го марта 1881 года и казней террористов. Картина с её несколько театральной аффектацией вселяет в зрителя ужас и отвращение к кровопролитию.

Василий Иванович Суриков Выдающиеся достижения русской исторической живописи связаны с искусством В.И. Сурикова. Главной темой его картины и творчества в целом стало изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров. Помимо исторического жанра, Суриков отдал дань и портрету. Реалистическая сила его картин создавала своеобразный "эффект присутствия", и это производило наиболее сильное впечатление на зрителей.

Художника интересуют события русской истории и переломные моменты в судьбе народа. Темой картины является подавление Петром I стрелецкого бунта 1698 года в Москве и казнь мятежников на Красной площади.

Феодосия Прокопиевна Морозова (?-1675), сподвижница духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума, тайно постриглась в монахини, была арестована и в 1673 отправлена в монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме. Изображен момент, когда боярыню Морозову, благословляющую толпу старообрядческим двуперстием, провозят по Москве к месту заточения.

В 90-е гг. Суриков, как и многие другие художники, освобождается от трагического восприятия жизни. В 90-е гг. Суриков, как и многие другие художники, освобождается от трагического восприятия жизни. Начинают преобладать темы, раскрывающие бесконфликтные бытовые ситуации.

Виктор Михайлович Васнецов Васнецов отдал многие годы жизни росписи храмов. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты. Позже главным направлением становится былинно-исторические. В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема. После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами.

Замысел картины возник в конце 1870-х годов в творческой атмосфере Абрамцевского кружка. Богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера. Замысел картины возник в конце 1870-х годов в творческой атмосфере Абрамцевского кружка. Богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - воспринимаются как мифическое олицетворение созидательных сил русской земли. Васнецов наделяет своих героев исконными качествами русского характера.

Отказавшись от конкретного сюжета, Васнецов сумел выразить в картине душу русской сказки. Пейзажные мотивы навеяны поэтическими фольклорными образами. Картина открывает лирическое направление в национальном романтизме.

Картина написана на сюжет "Слова о полку Игореве". Художника отличает поэтическое отношение к русской истории. Отказываясь от конкретно-реального в пользу фольклорно-поэтического, Васнецов сумел выразить заключенную в "Слове" веру в величие русского народа.

Культурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура, где многолетнее господство европейского классицизма ушло в прошлое. Культурные веяния пореформенного периода ярко и своеобразно воплотила архитектура, где многолетнее господство европейского классицизма ушло в прошлое. Русские архитекторы не могли не испытать влияния народнических идей, оказавших столь мощное воздействие на всю художественную жизнь России. Поиски национальной самобытности привели к господству архитектурной эклектики — смешению мотивов европейского и древнерусского зодчества.

Выдающееся архитектурное творение в русле новой национальной традиции — храм Христа Спасителя в Москве, ставший в центром духовной жизни не только старой столицы, но и всей России. Выдающееся архитектурное творение в русле новой национальной традиции — храм Христа Спасителя в Москве, ставший в центром духовной жизни не только старой столицы, но и всей России.

Строили собор всем миром на добровольные пожертвования. Автор проекта Константин Андреевич Тон (1794—1881) придал сооружению облик традиционной для русской культуры пятикупольной соборной церкви, прекрасной в своем грандиозном величии. Строили собор всем миром на добровольные пожертвования. Автор проекта Константин Андреевич Тон (1794—1881) придал сооружению облик традиционной для русской культуры пятикупольной соборной церкви, прекрасной в своем грандиозном величии.

Храм Христа Спасителя простоял недолго. В 1931 г. он был взорван и разобран. На месте уничтоженной святыни планировали возвести огромный Дворец Советов. Храм Христа Спасителя простоял недолго. В 1931 г. он был взорван и разобран. На месте уничтоженной святыни планировали возвести огромный Дворец Советов. 7 января 1995 г., в праздник Рождества Христова, состоялась церемония закладки нового собора Христа Спасителя. Сегодня он гордо парит над Москвой, вселяя надежду на возрождение традиционных духовных ценностей России.

Изменение облика русской архитектуры пореформенной эпохи неизбежно сказалось на развитии искусства скульптуры. Изменение облика русской архитектуры пореформенной эпохи неизбежно сказалось на развитии искусства скульптуры. Во второй половине века практически прекратилось финансирование строительства крупных дворцовых и общественных комплексов, сочетающих зодчество и ваяние. Но обрело право голоса направление, связанное с увековечением великих событий в истории России и памяти ее выдающихся сынов.

Читайте также: