Агрессия в социуме методы ее подавления доклад

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Реферат по теме:

Бридигина Надежда Викторовна

1. Особенности детской агрессивности……..………………………..….…4

2. Факторы и причины, способствующие возникновению детской агрессивности ………………………………………………………………. 8

3. Коррекция детской агрессивности……………………………………….10

Агрессия (от лат. a ggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.).

Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния.

Никакое другое поведение не раздражает так взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, на которое чаще всего встречаются жалобы родителей и педагогов. Агрессивное поведение может проявляться от подозрительности до физических действий. В нашей стране накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения среди детей. Этой проблеме посвящены работы Абрамовой Г. С., Алемаскина М. А., Антонян Ю. М., Белигевой С. А., Бехтерева В. М., Пирожкова В. Ф. и многих других ученых.

Повышения агрессивности у детей являются одной из наиболее острых проблем. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растёт.

Таким образом, цель моей работы: изучение особенностей детской агрессивности и способов ее коррекции.

1. Особенности детской агрессивности

Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Такой ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, во взаимоотношениях с которыми что-то не так: редкое общение с ребенком; взрослые уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на других собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

Таким образом, сравнивая разные типы "проблемных" детей, можно видеть, что они существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для окружающих. Одни из них постоянно дерутся, и приходится все время призывать их к порядку, другие всеми силами стремятся привлечь к себе внимание и выглядеть "хорошими", третьи прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Если брать за основу движущие силы, мотивацию агрессии, то в одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого, Классификация, строящаяся на этом основании, выглядит следующим образом:

Импульсивно-демонстративный тип. Главная цель - обратить на себя внимание. Такие дети ярко выражают эмоции - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи, поведение направлено на получение эмоционального отклика от других, добившись внимания, успокаиваются и прекращают вызывающие действия.

Нормативно-инструментальный тип включает детей, для которых использование агрессии в общении со сверстниками норма. Агрессивные действия выступают средством достижения цели. Положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий.

Целенаправленно-враждебный тип - дети, подростки, для которых нанесение вреда выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют видимой цели. Они испытывают удовольствие от процесса, отличаются жестокостью и хладнокровием. Обычно выбирается одна постоянная жертва - дети более слабые, не способные ответить тем же. Чувство вины или раскаяния отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчет. Это крайний вариант, но он существует.

Существуют различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не так, просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема. Девочки рано заменяют физическую агрессию вербальной, она рано становится избирательной. Девочки направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем в психологически уязвимое место. Их агрессивность завуалирована, внешне менее эффектна, зато более эффективна.

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Л.М. Семенюк провела ряд исследований, которые касались выявления уровня взаимозависимости проявления различных форм агрессивного поведения, среди детей младшего школьного возраста и их принадлежностью к тому или иному социальному слою. Полученные в ходе исследования данные представлены автором в виде таблицы.

Агрессия ( от лат. Aggressio – нападение) – мотивированное деструктивное поведение противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии:

1. Физическая агрессия – физическое действие против кого-либо.

2. Раздражение – вспыльчивость, грубость.

3. Вербальная – угрозы, крики, ругань и т.д.

4.1 направленная агрессия – сплетни, злобные шутки;

4.2 ненаправленная агрессия– крики в толпе.

5. Негативизм – оппозиционное поведение.

Каждый из нас сталкивается ежедневно с агрессией в социуме .

В общественном транспорте наступили на ногу и не попросили прощения (нам или мы сами), в толпе толкнули, водитель автобуса обругал, начальники раскритиковал, сами разозлились на супруга или ребёнка своего, домашний питомец взбесил, тем, что на пол покакал и так далее. Продолжать можно долго.

Как с этим бороться и нужно ли?

Лучше начать со второй части вопроса. Да, необходимо. Пользы от этого чувства мало.

Во-первых , если не ликвидировать в зародыше, то можно и убить в состоянии аффекта. Тоже не есть хорошо, да и по закону запрещено. Если только не в целях самозащиты, и то есть нюансы, так как можно превысить границы самообороны и пойти по статье убийства.

Во-вторых , нанести вред могут уже вам, если вы или намеренно спровоцировали человека, или нет. Или же сами просто, имея плохое настроение, решили отыграться на человеке.

Польза есть от этого сильного чувства в спорте. Ты действуешь более эффективно на адреналине.

Да и нападение окружающих может быть не таким сильным.

Например , сегодня в метро женщина себя злобно повела по отношению ко мне. В вагоне, ясное дело, когда необходимо выйти на станции, люди держатся поближе к выходу. Но не всегда там просторно и люди друг другу не мешают. Вот и в этот раз не было возможности уйти от дверей, дабы люди смогли своевременно выйти. Женщину, конечно, это разозлило и она не промолчала. Но так как я в наушниках была, да и в любом случае не обратила бы внимание на неё, но проигнорировала этот факт, лишь указала, что вокруг люди и несправедливо по отношению к ним их толкать или наступать им на ноги, только, чтобы ей было удобно. Как бы, если хочешь в комфорте добраться до пункта назначения, то используй частный транспорт, хотя бы в виде такси. А общественный транспорт, на то и социальный, там не только ты ездишь. Тем более в таком городе как Москва. Это же не аул на 2 или 3 тысячи человек.

В связи с этим вспомнила и мамин рассказ , о её отрицательным опыте , использования доступного транспортного средства – электричке. На днях она отправилась из области в Москву, ко второй дочери. И при выходе из поезда его ,конечно, пошатнуло и людей в нём тоже. Удержать равновесие бывает трудно, вот и мама ненамеренно толкнула одного мужчина. Он среагировал мгновенно. Обернулся, злобно выпучив глаза, и сказал, чтобы его не трогали. Тоже же надо понимать, что ты не один едешь и есть такая вещь как качка, при которой трудно стоять, не шевелясь абсолютно.

Агрессия везд е. Даже за стеной у соседей её слышно постоянно.

Больше возможностей регулировать свою эмоциональность .

Меньше потреблять спиртные напитки. Пьющие люди более агрессивные.

Смотреть видео-ролики или фильмы со смертями и насилием тоже следует поменьше . Негатива и в жизни хватает.

Слушать тяжелую музыку такую как тяжелый металл, рок, дабстеп и прочее в меру. Доказано, что подобные направления не самым лучшим образом воздействуют на психику человека. Rammstein это легенда , но даже на меня, неконфликтного человека, долгое их прослушивание действует плохо.

Также многие психологи рекомендуют при вспышке агрессии регулировать дыхание . В ситуации обиды или злости успокоить дыхание, продышаться. Вдох, выдох, дорогие мои, вдох, выдох. Реально помогает.

Можно и пузырчатую плёнку полопать . В гипермаркетах продают или от техники найти у себя. Не встречала людей, которым не нравилось это делать. Универсальное средство. Для релаксации принять ванну с музыкой, пеной и солью. Или просто прослушать успокаивающие песни. Комедию посмотрите. Или книгу прочтите. Для погашения негатива в своей жизни есть множество способов.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Социальная агрессия. Способы уменьшенияВыполнена ученицами

10-В класса (социально-экономический профиль)

Большовой Марией Сергеевной

Бурак Анастасией Владимировной

МАОУ Многопрофильный лицей

Боровик Вероника Юрьевна,

учитель истории и обществознания г. Муравленко, 2012г.

Введение Сегодня проблема агрессии является одной из самых острых в научном мире. Значительный рост численности агрессивных детей и подростков, склонных к проявлению актов жестокости и насилия, свидетельствует о том, что этот вопрос является актуальным не только для психологов и педагогов, но и для общества в целом. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания, о причинах возникновения агрессивного поведения. Учитывая пагубность агрессивного поведения и его распространенность в человеческих обществах, поиск объяснений того, почему люди его проявляют, всегда имел наибольшее значение в исследовании агрессии. Ежегодно в свет выходят сотни статей, десятки фотографий, посвященных самым различным вопросам стимуляции и снижение агрессии с использованием самых различных методов.

Целью нашей работы является выявление зарождения социальной агрессии и способов её минимализации. Проследив внимательно историю человечества, мы, несомненно, убедимся, что ни одно общество не свободно от таких явлений, как агрессия и разрушение

Для реализации цели мы считаем необходимым выполнить следующие задачи:

• Изучить литературу по указанной проблеме;

• Провести социалогический опрос;

• Сформулировать собственную позицию по указанной проблеме.

Основными методами исследования стало осмысление и анализ имеющейся литературы, статистических данных, а также проведение и обработка социологического опроса.

При написании работы мы опирались на содержание различных пособий, книг и работ, посвященные данной теме.

Данная литература показала, что частое проявление агрессивности скорее усиливает, нежели ослабляет ее последующие проявления. Подход, основанный на социальном научении, позволяет предположить, что агрессию можно контролировать, если нейтрализовать благоприятствующие ей факторы - ослабить аверсивную стимуляцию, пропагандировать образцы неагрессивного поведения и вознаграждать за него и побуждать людей к действиям, несовместимым с агрессией.

Практическая значимость: наша работа будет полезной для школьников, учителей, социальных служб, родителей.

1. Социальная агрессия как угроза современному обществу . Выявление целостного понятия агрессии Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем. Таким

Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем.
Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции.
Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..…………….3
2. Агрессия и агрессивность……………………………………………………. 5
2.1 Понятие агрессии и ее виды…………………………………………. 7
2.2 Причины порождающие агрессию в современном обществе……. 14
3. Подходы к изучению агрессии…………………………………………….…18
3.1 Эволюционный подход……………………………………………….20
3.2 Антропоэкологический подход………………………………………22
3.3 Этологический подход………………………………………………..25
4. Сравнение точек зрения в подходах к изучению агрессии………………. 28
5. Заключение………………………………………….…………………………35
6. Список литературы……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения. Карпеев К.А. .doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет социологии, экономики и права

Кафедра общей социологии

Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения

студент II курса 203 гр.

доктор философских наук,

доцент Козлов Александр Сергеевич

2. Агрессия и агрессивность…………………………………………… ………. 5

2.1 Понятие агрессии и ее виды…………………………………………. 7

2.2 Причины порождающие агрессию в современном обществе……. 14

3. Подходы к изучению агрессии…………………………………………….…18

3.2 Антропоэкологический подход………………………………………22

4. Сравнение точек зрения в подходах к изучению агрессии………………. 28

Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем.

Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции.

В связи с этим следует разобраться, почему же люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение.

Все это создает актуальность анализа проблемы человеческой агрессии.

Цель исследования - изучить особенности человеческой агрессии.

1) изучить понятие агрессии и ее виды.

2) рассмотреть основные теории агрессии

3) сравнить точки зрения различных социологов на проблему агрессии.

Объектом данного исследования выступает агрессия, а предметом – общество, в котором она проявляется.

Агрессия и агрессивность.

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

В обществе, где утрачены нравственные ценности, на первое место выходит агрессия. Нередко агрессивность связана с так называемой дифиницитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных предметов и состояний. Недостаток чего-либо порождает состояние психики, в котором человек не может контролировать свои эмоции. Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда личность не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему, то есть, пользуясь терминологией Гримака, находится в кризисе.

Понятие агрессии и ее виды.

Эрих Фромм, рассматривая агрессию, выделяет два основных ее основных вида – доброкачественную и злокачественную.

Доброкачественная агрессия в равной мере присуща как человеку, так и животным. Это реакция на угрозы витальным интересам индивида. Она заложена в фитогенез. Можно сказать, что она выполняет положительную функцию. Нередко агрессия является инструментом внутривидового отбора. Конрад Лоренц, анализируя агрессию среди животных, приводит множество примеров, иллюстрирующую ее необходимость в животном мире. Причем конкуренция идет не между видами, а внутри их.

Человеку так же свойственна так называемая псевдоагрессия – непреднамеренная, игровая и как самоутверждение. Иллюстрируя первый вид агрессии Фромм приводит пример, когда неосторожное обращение с оружием может привести к травме человека, находящегося вблизи. Игровая агрессия не имеет разрушительных последствий и необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакции.

Кроме того, у человека гораздо больше витальных потребностей, чем у животного. И самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. Человеку, как утверждает Фромм, необходим объект почитания, и любое покушение на него может вызвать агрессию, как со сторону индивида, так и со стороны группы. Достаточно вспомнить, как во время перестройки пожилые люди не могли воспринимать так называемых молодых реформаторов, поскольку те разрушали привычные устои.

Таким образом, доброкачественная агрессия в равной мере присуща и человеку и животным. Она не несет серьезной угрозы окружающим и является своего рода инструментом для внутривидового отбора у животных. Человеку такой вид агрессии присущ при обороне, а так же присущ ряд случаев псевдоагрессии.

Деструктивность

Второй разновидностью агрессии является неадаптированная злокачественная агрессивность – деструктивность и жестокость. Она не связана с реакцией на нападение, в основном формируется под влиянием внешних факторов и страстей человека. Фромм выделяет 2 формы деструктивности – спонтанную и связанную со структурой личности.

Наиболее полно деструктивность проявляется в поведении отдельного индивида. Но поскольку общество состоит из индивидов, то если среди его составляющих царит разрушительное поведение, то смело можно говорить о деструктивном обществе.

Ц. П. Короленко и Т.А Донских выделяют семь типов деструктивного поведения.

Адиктивное поведение – выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего технического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Антисоциальное поведение – основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике, морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Суицидальное поведение - выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

Конформистское поведение - характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритическим следованием указаниям лиц, обладающих властью.

Нарцисстическое поведение - наиболее существенные особенности его - это концепция грандиозности, которое проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства переживания.

Фанатическое поведение – выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Читайте также: