Доклад воспитателя общежития на педсовете

Обновлено: 28.04.2024

Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития. Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Создание в общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома.

Важнейшей является функция создания хороших материально-бытовых условий для проживающих при активном участии самих студентов. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие.

С этим тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, содействию росту ее общей культуры, созданию доверительных отношений между жильцами. Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи креативность, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. На помощь приходят студенческие лидеры - среди проживающих в общежитии их можно найти немало. Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами. Новые отношения в общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Не менее важна функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий, организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.

Высокий образовательный уровень молодёжи, широта кругозора, способность к творческому участию в общественной жизни, внимательная заинтересованная аудитория - всё это позволяет вести воспитательную работу в общежитии более широко и углублённо, использовать самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать общение молодёжи более интересным и доверительным.

Общение реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной, гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное, эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает целенаправленное формирование его личности с учётом реализации духовных и культурных запросов.

В современных условиях непрерывно возрастает объём духовной культуры, её формы становятся всё более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. А развитие этих её качеств возможно лишь при высокой культуре досуга. Для высокой культуры досуга неприемлемы бездуховность, казённость, отсутствие творчества, бесконечное использование одних и тех же форм работы.

Нельзя не учитывать и возросшие запросы молодых людей, их тягу к творческим видам деятельности. Живущие в общежитии ищут возможности самореализоваться в такой деятельности. Это может быть собирание книг, личных библиотек, составление коллекции музыкальных записей, видеофильмов, съёмка любительских фильмов, организация выставок своих картин, поделок.

Почти в любом общежитии всегда найдутся реальная возможность и реальные условия для того, чтобы молодёжь использовала своё свободное время для роста и совершенствования в избранном деле, для общего всестороннего развития, просто для любимых занятий. Нужно суметь помочь организовать такое дорогое для каждого молодого человека его свободное время. Молодые люди всегда будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей.

Однако надо помнить и о том, что насильно заставить молодёжь заниматься тем или иным делом в свободное время значит оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому человеку, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части молодёжи истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить более интересно.

Если молодёжь, проживающая в общежитии, праздно и без пользы тратит свободное время, воспитательная работа здесь не ведётся, педагогические возможности общежития не используются.

В то же время, правильно используя свои педагогические возможности, современное студенческое общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться, выполнять общественно полезную работу, культурно отдыхать.

Итак, воспитательная работа в учебных заведениях должна строиться на базе фундаментальных духовно-чувственных ценностей, имеющих важнейшее значение в личностном и общественном развитии.

Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики, иными словами, на формирование социальной компетентности. Эта работа должна проводится с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей, и прежде всего с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих; в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных качеств и на развитие общения.

человек воспита нники детских д омов, 2 человека нах одились под опекой.

Возраст студентов от 16 до 21 года. Этот возраст вр емя значительных

психологически х и физиологиче ских изменени й, период стремле ния к

самовыражению, у тверждению с обстве нной индиви дуальности.

Согласно плану р аботы Зам. Директор а по УВР, воспитателя общежития

и Совета общеж ития в этом го ду был прове ден ряд ме роприятий.

Работа за данный период была начата мной с заселения ст удентов в

общежитие. Ста ралась селить по группам, так же учитывались возрастные

особенности. С целью изучения интересов студентов в начале сентября на

этаже проводила сбор сводный данных, где выявляла со ц. статус семьи,

увлечения. В результате было выявлено, что бол ьшая часть детей из

неполных, не благополу чных и малообес печенных семе й.

Ежемесячно на этаже проводили заседания актива этажа, где утверждали

план работы на месяц и разби рали теку щие вопросы. На заседания по мере

необходимости приглашали мастеров п/о, коменданта общежития,

психолога, инспектора ПДН. Рассматриваются следу ющие вопросы:

нарушение правил проживания в общежитии, санитарное состояние жилых

комнат, соблюдение правил техники безопасности вредные привычки, анализ

мероприятий, проведенн ых в общежитии, анализ работы студсовета, На

этажах проводятся общие собрани я. Ос уществл яется работа по

личные беседы и консультации. Членами студсовета проводятся рейды на

этажах для выяв ления студентов - курильщиков. Ведется учет замечаний

и пре дложений по состоянию ж илищно - бытовых у словий на этажа х.

Еженедельно проходят заседания жилищно - бытовой комиссии , где

решаются вопросы о составлении графика дежу рств, об организации

проверок санитар ного состояния комнат на эта жах, о проведении

генеральной уборки. Членами студсовета еженедельно п роводятся рейды

В течение всего го да проходит конкурс "Лучшая комната 3 этажа

состоянием комнат, соблюдением студентами техники безопасн ости,

дисциплины, п оддержанием и ми состояния мебели. Учитывались также

успеваемость и посещаемость занятий, социально – псих ологический климат

в комнатах и взаимоотн ошения между с оседями. Конкурс проходил в два

этапа. В декабре было выбрано три лу чшие комнаты. По итогам конкурса

студенты получили благодарности. Итак, лучшими комнатами об щежития

3 этажа за первое полугодие стали 301 ,3 314,311. Перв ое место – 314 ком,

Для проведения досуга студентов в общежитии имеются комнаты отдыха,

По - прежнему од ним и з самых акту альных направлен ий воспитательной

работы в ко лледже яв ляется проф илактика негати вных явлений .

Вопросы организации эффектив ной профилактическо й работы неоднократно

поднимались на совеща ниях совета общежития. В первом полугодии

большая работа проводилась по профилактике здорового образа жизни:

табакокурения, алк оголизма, наркома нии, еженедельно прово д ились такие

- ”Курение и ег о вред на орган изм подростка ”(ок тябрь) ;

- подготовлена была команда от 3 этажа на мероприятие по ЗОЖ,

которое проводилось в 2 5 общеж итии Г убановой Е.А. Капитаном

Воспитателем на эт аже был прове ден цикл бесед по расш ирению кругозора

- «День солидар ности в борь бе с терроризмом « ( 3 сентября );

- Уголовная о тветственнос ть несоверш еннолетних(бесед а);

- вечер посвяще нный Дню у чителя( подготовка музыкальн ого н омера ).

- на этаже был п роведен диспут по толерантности (ноябрь), где активное

участие приняли студенты первого курса Бы чков Александр(1П) и

Ежемесячно участвовал а в заседания х методическог о объединени я .

Принимала учас тие в областных с оревнования п о волейболу (декабрь.)

На этаже проводилась работа по самообслуживани ю. Это д ежурство

студентов по общежитию, у борка комнат, проведе ние генеральных уборок

(по понедельникам) , участие в субботниках по благоустройству и уборке

территории колледжа и закрепле нного участка общежития. Силами

студентов поддерживался в сентябре порядок на цветник ах и студенческ ом

Студенты Тихон ов Василий(3п) и Лучинов Александр(2и) сделали в

своих комн атах косметически й ремон т (ноябрь - декабрь).

На этаже готовили и выпу скали стенгазеты , посвящен ные Дню учителя,

Систематически проводились индивидуальны е беседы с родителями с

целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания,

индивидуаль ных особенностей детей и родителей, своевременно ставила в

известность родителей о п оведении дет ей в общежит ии.

Студенты 3 этаж а принимали участие в общеколледжных мероприятиях:

готовили номера художестве нной самодеятель ности, пом огали в организации

Материал был разработан к выступлению на конференции. Доклад совмещен с презентацией. Презентация включает в себя фотографии (слайды) работы нашего Студенческого Совета общежития. Все из личного опыта работы со студентами.

Оценить 164 0

Работу выполнила: воспитатель Трофимова Светлана Юрьевна

В начале сентября, сразу после заселения студентов, на общем собрании общежития общим голосованием избирается Совет Студенческого Общежития, в который входят: староста, заместители старосты, санитарный, спортивный, культмассовый сектора и редколлегия.

Структура совета общежития

Структура совета общежития включает в себя следующие сектора:

1.Организационный (председатель совета общежития, заместитель председателя, секретарь):

готовит вопросы для обсуждения на заседаниях совета. Чаще всего поводом для обсуждения становятся:

нарушение правил проживания в общежитии (уклонение от уборки, нарушения тишины после отбоя, курение в общежитии (или на территории техникума);

2) прогулы занятий;

3) нецензурная брань;

4)неуважительное отношение к воспитателям и другим сотрудникам общежития;

контролирует выполнения планов и постановлений;

организует проведение собраний учащихся, заседаний совета.

Вносит предложения администрации техникума о поощрении активистов (самые активные обучающиеся награждаются грамотами, а их родители благодарственными письмами. В 2017 году лучшие из лучших были награждены поездкой в Санкт-Петербург);

Вносит предложения администрации техникума по вопросам улучшения бытового обслуживания проживающих (как в письменном, так и в устной форме). Также на 1-ом этаже общежития висит почтовый ящик для администрации техникума, в который каждый проживающий в общежитии может опустить записку с проблемой, данного характера.

2.Санитарный сектор:

контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм проживания (делает регулярные обходы комнат и подсобных помещений). Самые грязные комнаты берут на заметку (проводят с ними беседы). Если это не помогает, то вызывают на Совет общежития;

проводит профилактическую работу по предупреждению нарушений правил внутреннего распорядка общежития (на информационных стендах вывешивается информация по правилам проживания в общежитии; ведётся разъяснительная работа с проживающими);

проводит проверки по использованию помещений по назначению, правил безопасности при пользовании электрическими приборами, сохранностью оборудования, мебели и другого инвентаря жилых и культурно-бытовых помещений в соответствии с типовыми нормами;

помогает в организации ремонтных работ силами обучающихся (воспитанники сами наклеивают обои в своих комнатах и комнатах отдыха, красят окна и двери на этажах);

3. Культурно-массовый:

организует встречи с интересными людьми;

проводит мероприятия гражданско-патриотического воспитания, лекции, беседы, диспуты.

Организует походы в театр

4. Спортивный сектор:

1)организует спортивные турниры:

а) на территории общежития (волейбол, баскетбол, подтягивание на турнике и др.); У нас есть спортивная площадка;

б) в общежитии (турниры по шашкам);

в) в тренажерном зале, который расположен в здании общежития;

г) на стадионе, который находится в шаговой доступности (проживающие играют там в футбол);

2)совместные посещения спортивных мероприятий (например, юноши ездят на футбол в г. Саратов);

организует работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

5. Редколлегия:

организует выпуск стенгазет и праздничных плакатов;

оформляет наглядную агитацию для информационного уголка;

готовит материал по работе для выставления на сайт.

За работой органов Совета общежития осуществляет контроль воспитатель общежития, классные руководители групп, мастера производственного обучения, заместитель директора по УВР.

Структура совета этажа

Так же на каждом этаже общежития на общем собрании этажа избирается Совет этажа, в который входят: староста, заместители старосты, санитарный, спортивный, культмассовый сектора и редколлегия.

1.Организационный (председатель совета общежития, заместитель председателя);

Организует проведение собраний проживающих на этаже;

Готовит вопросы для обсуждения на собраниях. Самые больные вопросы касаются личной гигиены, соблюдения чистоты на этаже (особенно на кухне, в умывальных комнатах и туалетах). Не все дети приучены к порядку и чистоте, некоторые проживающие не умеют правильно пользоваться туалетом, т. к. ребята все из деревень и с трудом адаптируются к новым требованиям общежития.

Составляет графики дежурств по уборке на этаже и следит за их исполнением (уборка происходит ежедневно);

Составляет графики дежурств по генеральной уборке на этаже и совместно с санитарным сектором проводит её. Санрейды проводятся каждую неделю;

Выявляет на своем этаже нарушителей правил проживания в общежитии;

Следят за бережным отношением проживающих к находящемуся в комнатах (блоках) имуществу,

Староста этажа в своей работе руководствуется решениями совета студенческого общежития.

2.Санитарный сектор:

Следят за чистотой этажа и проводят генеральную уборку

3. Культурно-массовый:

Рассказывают первокурсникам о кружках и спортивных секциях, которые действуют в общежитии и техникуме. Отбирает желающих участвовать в том или ином мероприятии.

4. Спортивный сектор:

готовит информацию для стенда по пропаганде здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.

5. Редколлегия:

выпускает стенгазеты и праздничные плакаты (особое внимание уделяется поздравительным плакатам);

В нашем современном мире, в обществе наблюдается крайне острый дефицит нравственности, воспитанности. С чем это связано?! Говорить и рассуждать по этому поводу можно очень долго и много. Поэтому мне кажется, что цель каждого родителя, педагога, да и моя, как воспитателя, состоит в том, чтобы заполнить этот образовавшийся вакуум. Помочь подрастающему поколению, у которого в 15-17 лет происходит становление характера, в правильности выбора истинных и мнимых нравственных ценностей. Зачастую наши студенты – это дети из не очень благополучных, неполных семей, порой замкнутые, недоверчивые и, как правило, невсегда понимающие, что же в действительности хорошо, а что плохо.

Поэтому, я считаю, что воспитание – это внимательное изучение жизненных установок молодых людей и педагогическая корректировка их воспитателем, активом общежития, преподавателями и мастерами производственного обучения. Воспитывать должен коллектив и, в первую очередь, на личном примере. Очень важно, чтобы процесс воспитания был построен методически грамотно, чтобы студенты сами осознали необходимость перенять трудовой и жизненный опыт старших, их этические, эстетические нормы.

Планируя воспитательную работу в общежитии, я стараюсь проводить не просто отдельные мероприятия, а строить систему мероприятий, глубокого продуманных и методически правильно организованных. Это означает, что все они должны быть разнообразные по содержанию, форме, подходам, эмоциональной окраске, должны иметь внутреннюю связь, дополнять и продолжать друг друга и, по существу, быть нацеленными на решение главной в данное время и в данных условиях воспитательной задачи. Это формирование нравственного самосознания юношей и девушек их эмоционально-волевой сферы, развитие нравственных и эстетических качеств и привычек поведения, просвещение в области физического здоровья и т.д. .

Надо помочь каждому расстаться с представлением о себе как о человеке, за которого несут ответственность другие. Необходимо убеждать в том, что каждый несёт ответственность за свои поступки и действия. В формировании самостоятельной, ответственной и инициативной личности студента большую роль играет участие, с первых дней проживания в общежитии, в налаживании нормальных бытовых условий. Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, повышении его культуры, как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни.

На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у студентов коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, высказать сочувствие. Новые отношения в общежитии формируют самосознание, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

Воспитателю иногда приходится пользоваться далеко не педагогическими методами (этими методами то же надо пользоваться): ворчать, кричать, отчитывать, угрожать, наказывать, но в душе, для самого себя, снисходительно относится к любому проступку, упущению и вине студента.

Студенты, по истечении времени, будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей. Однако надо помнить и о том, что насильно заставить заниматься тем или иным делом в свободное время – значит, оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому студенту, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить, более наполнено и интересно.

Итак, обобщая выше сказанное, я убеждена в том, что воспитательная работа в общежитии, да и в учебном заведении в целом, должна строиться на базе фундаментальных духовно-чувственных ценностей, имеющих важнейшее значение в личностном и общественном развитии. Она должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Воспитательная работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и, прежде всего с учётом того, что студенты, в дальнейшем, становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

Особое внимание обращается на комплексный процесс формирования нравственных и трудовых качеств ценностной личности.

Воспитателю необходимо владеть методами индивидуального подхода к студентам, уметь убеждать. Весь образ жизни и поведения воспитателя должны быть для его воспитанников примером высокой нравственности. Человек, работающий с детьми, должен обладать широким кругозором, чтобы суметь оказать помощь в развитии их творческих способностей, удовлетворении растущих интересов и потребностей в разумной организации свободного времени.

В каждом человеке от природы заложена активная сила для саморазвития, необходимо только помочь ей проявиться и целенаправленно развиваться. Тесно взаимодействуя с окружающей средой, проявляя при этом самостоятельность мышления, человек в значительной степени сам формирует себя.

Понятие “ человек сам себя воспитывает” должно стать жизненным правилом каждого студента, осознающего, что без определенных усилий стать воспитанным человеком нереально и невозможно.

А.С Макаренко утверждал: наша задача не только воспитывать в себе правильное, разумное отношение к вопросам поведения, но еще и воспитывать правильные привычки, когда мы поступали бы правильно потому, что так привыкли. И воспитание этих привычек гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Читайте также: