Ответственность за нарушение законов общественных объединений доклад

Обновлено: 17.05.2024

Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

При совершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правами юридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в руководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организацию указанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

В случае нарушения общественным объединением законодательства РФ его деятельность может быть по решению суда приостановлена или же вообще запрещена. Основания и порядок привлечения к названным мерам ответственности подробно излагаются в следующих статьях рассматриваемого закона.

В зависимости от нарушения вида закона зачастую наступает и мера ответственности, предусмотренная этим правовым актом. Так, общественное объединение, являющееся налогоплательщиком, нарушившее налоговое законодательство, несет ответственность согласно закону о налоговой системе в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или же неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа, прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

Общественное объединение, имеющее статус юридического лица, в соответствии со ст. 56, определяющей ответственность этих лиц, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

В комментируемой статье указывается, что при совершении преступления лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ, а другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те правонарушения, которые они совершили или участвовали в их подготовке.

58 Реорганизация, приостановление и прекращение деятельности, ликвидация общественных объединений.

1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;

2. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;

3. неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

5. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

6. Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее – органы государственного надзора).

Следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456, кроме проверок к функциям по контролю относятся: анализ отчетов некоммерческих организаций и участие в их мероприятиях.

В частности, к таким мерам относятся:

· вынесение предупреждения (внесение представления);

· приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

· возбуждение дела об административном правонарушении;

· направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

· направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц;

· направление отделению, филиалу или представительству международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества;

· принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

· направление документов в органы внутренних дел, прокуратуры, иные контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушения некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов).

Ежегодно на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области создаются около 200 НКО, в настоящее время на территории края и области действуют более 2,5 тысячи некоммерческих организаций.

Наиболее часто некоммерческие организации привлекаются к ответственности за нарушение установленного срока (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным) предоставления ежегодной отчетности.

По результатам контроля в прошлом году в отношении некоммерческих организаций приняты следующие меры правового реагирования: вынесено 268 письменных предупреждений, в суды направлено 49 административных исковых заявлений о прекращении деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественных объединений, о ликвидации некоммерческих организаций, составлено 60 протоколов об административных правонарушениях, в том числе: 54 – по статье 19.7, 6 – по статье 19.5, 1 – по статье 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в 2017 году – 79 протоколов). По результатам рассмотрения: 56 некоммерческим организациям назначено наказание.

Данные меры правового реагирования в основном приняты, как упоминалось ранее, за непредставление ежегодной отчетности.

С учетом изложенного, Управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области напоминает о необходимости представления отчетности за 2018 год в срок до 15 апреля 2019 года.

ОКСАНА ИВАНОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПО ДЕЛАМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CONSTITUTIONAL LEGAL RESPONSIBILITY OF SOCIAL ASSOCIATIONS / CONSTITUTIONAL LEGAL RESPONSIBILITY OF POLITICAL PARTIES / GROUNDS OF RESPONSIBILITY / MEASURES OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Елена Дмитриевна

В статье рассматриваются общественные объединения как субъекты конституционно-правовой ответственности. Проведен анализ оснований и мер конституционно-правовой ответственности данной категории субъектов, выявлены возможные проблемы реализации мер конституционно-правовой ответственности, применяемые к различным общественным объединениям. Проведена систематизация оснований и санкций конституционно-правовой ответственности, которую несут общественные объединения, изложены предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлова Елена Дмитриевна

Межвузовский круглый стол "формирование института конституционно -правовой ответственности в российской правовой системе"

GROUNDS AND MEASURES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF PUBLIC ASSOCIATIONS

The article considers social associations as subjects of constitutional legal responsibility. Analysis of grounds and measures of constitutional legal responsibility of the above mentioned category of subjects was carried out; possible problems in realizing measures of constitutional legal responsibility applied to various social associations were revealed. Systematization of grounds and sanctions of constitutional legal responsibility which is accounted for social associations was carried out; proposals on the legislation improvement in this sphere were stated.

ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

© Елена Дмитриевна ПАВЛОВА

В статье рассматриваются общественные объединения как субъекты конституционно-правовой ответственности. Проведен анализ оснований и мер конституционно-правовой ответственности данной категории субъектов, выявлены возможные проблемы реализации мер конституционно-правовой ответственности, применяемые к различным общественным объединениям. Проведена систематизация оснований и санкций конституционно-правовой ответственности, которую несут общественные объединения, изложены предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: конституционно-правовая ответственность общественных объединений; конституционно-правовая ответственность политических партий; основания ответственности; меры ответственности.

Среди субъектов конституционно-право-вой ответственности следует особо выделить такую группу субъектов, как негосударственные органы и объединения. Субъекты, объединенные в этой группе, весьма разнообразны. Так, В.А. Виноградов отдельно разграничивает основания и меры ответственности для органов местного самоуправления и политических и других общественных, религиозных объединений (союзов, обществ) [1, с. 332-349].

Демократические реформы, проводимые в России, способствуют развитию гражданского общества, значительную часть которого составляют негосударственные объединения. Общественные объединения граждан служат посредником между государством и населением, организуя публичный диалог по ключевым вопросам развития страны, расширяя самоуправление, развивая гражданскую активность и укрепляя ответственность людей за собственные судьбы и судьбу России в целом. Негосударственным организациям предоставлено право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательной кампании, если это зафиксировано в уставе, и т. д. [2, с. 130]. Демокра-

тические преобразования, развитие гражданского общества предполагают расширение и укрепление различных общественных структур, важнейшими из которых являются общественные объединения. Особое значение на современном этапе государственного строительства приобретают вопросы доминирования политических партий в различных сферах (в избирательном процессе, в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации). Д.А. Медведев в ежегодном Послании ФС РФ уделил особое внимание проблеме реализации конституционного принципа политического многообразия [3].

щественной самодеятельности; политическая партия [4].

Нельзя не отметить, что политическая партия занимает особое место ввиду особенностей ее правового статуса. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления [5]. Политической партии, очевидно, предоставляется несколько больший статус, чем статус юридического лица. Только данное общественное объединение получает право участвовать в выборах и референдумах, выдвигать кандидатов на различные выборные должности. В связи с правом участия в выборах политическая партия получает комплекс дополнительных прав (например, пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации и др.), а также право на государственную поддержку [6, с. 14]. Государственная регистрация политической партии влечет за собой получение комплексного статуса политической партии, включающего статус юридического лица в качестве одного из элементов такого статуса [7, с. 5]. Политическая партия, иные общественные объединения в качестве правовых понятий целиком и полностью по своей организационной природе относятся к сфере конституционно-правового регулирования. Однако, становясь при этом юридическими лицами, они мгновенно попадают под юрисдикцию гражданского права [8, с. 32]. Двойственную природу политических партий и общественных объединений необходимо учитывать и при определении мер конституционно-правовой ответственности, которую несет данная категория субъектов.

Важно различать конституционно-правовую ответственность общественного объединения и ответственность, которую могут нести входящие в него граждане. Необходимо также различать три понятия: общественное объединение с наличием статуса юридического лица, общественное объединение без образования юридического лица, группа граждан, которая не носит постоянный характер. В первых двух случаях ответственность применяется к самостоятельному коллективному субъекту, в последнем - к коллективу субъектов как сумме физических лиц. Наличие или отсутствие статуса юридического лица также влияет на меры конституционно-правовой ответственности. Так, в случае, если деятельностью общественного объединения были нарушены права и свободы человека и гражданина, то мерой конституционной ответственности для общественного объединения со статусом юридического лица будет ликвидация, а для общественного объединения, действующего без образования юридического лица, - запрет деятельности [1].

Анализируя вышеупомянутые законы, можно выделить следующие основания конституционно-правовой ответственности общественных объединений.

3. Нарушение прав и свобод граждан, побуждение к отказу от исполнения обязанностей, нанесение ущерба их нравственности или здоровью. Например, общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке в случае нарушения

своими действиями прав и свобод человека и гражданина [4].

применяемые к общественным объединениям, весьма разнообразны. Их условно можно разделить на две группы: связанные с лишением конституционно-правового статуса

(роспуск или ликвидация, запрет деятельности, отмена государственной регистрации) и иные, не влекущие лишение конституционно-правового статуса (отказ в регистрации, приостановление деятельности, вынесение предупреждения, переход имущества политической партии государству, отмена (признание неконституционными) актов партии). Можно классифицировать их также в зависимости от цели и последствий их применения на правовосстановительные (признание неконституционным акта партии), предупредительные (письменное предупреждение органа юстиции о прекращении незаконной деятельности общественного объединения), меры взыскания, имеющие своей целью наказать правонарушителя (отказ в регистрации), санкции пресечения (приостановление деятельности) [11, с. 47].

Остановимся на некоторых из этих мер. Ликвидация общественного объединения применяется, как уже говорилось выше, к общественным объединениям со статусом юридического лица. В соответствии с ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [12]. Постановлением Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П положение п. 2 ст. 61 ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции РФ1.

В ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т. ч. в связи с истечением срока, на который созда-

но юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в т. ч. общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

В случае осуществления общественным объединением либо иной организацией либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующее общественное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы. По вышеуказанным основаниям объединение может быть ликвидировано по решению суда также на основании заявления федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции или его соответствующего территориального органа.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество обществен-

Запрет деятельности общественных объединений применяется к общественным объединениям, не обладающим правами юридического лица. Основания для применения как ликвидации, так и запрета деятельности чаще всего одинаковые.

Положения устава общественного объединения могут противоречить, в частности, принципам идеологического и политического многообразия, равенства общественных объединений перед законом, нарушать гарантии свободы деятельности общественных объединений и прав каждого на объединение или игнорировать запрет на принуждение к вступлению в общественное объединение или к пребыванию в нем [10].

Следует заметить, говоря о политических партиях, что свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признана. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсо-

В качестве меры конституционно-правовой ответственности общественному объединению нередко выносится предупреждение, которое предваряет наступление более суровых мер. Например, в случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической парти-

ей в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суде, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного суда Российской Федерации [5].

На наш взгляд, процедура приостановления деятельности неоправданно усложнена и растянута во времени. Следует согласиться с мнением В. А. Виноградова, который предлагал установить единую модель приостановления деятельности, при которой бы эта мера применялась во внесудебном порядке с одновременным обращением в суд государственного органа, приостановившего деятельность, о ликвидации соответствующего объединения (запрете его деятельности) [1].

Несмотря на то, что в закон о партиях постоянно вносятся изменения, очевидно, что уточнение и конкретизация элементов правового статуса политических партий будет происходить и далее. Так, внесены изменения в порядок и сроки рассмотрения и утверждения кандидатур руководителей исполнительной власти субъекта РФ. Политическая партия, получившая большинство мест в законодательном (представительном) органе власти субъекта, вправе внести предложения о кандидатурах руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ не позднее, чем за 40 дней (ранее 90) до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта. Президент рассматривает предложения и уведомляет о результатах в срок, не превышающий 10 дней (ранее 30). Несмотря на стремления законо-

дателя сделать эту процедуру более прозрачной и краткосрочной, никак не регулируется процедура отбора кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ в самой политической партии [3]. Считаем необходимым закрепить законодательно обязанность установления политической партией процедуры отбора кандидатур в уставе, а также законодательно закрепить меры ответственности за нарушение данной процедуры.

Несомненно, нуждается в корректировке и процедура реализации некоторых мер ответственности политических партий, в частности необходимо установить внесудебный порядок применения для такой меры ответственности, как приостановление деятельности, сократить срок для устранения нарушений после вынесения предупреждения. Необходимо более детально проработать законодательно механизмы конституционноправовой ответственности политических партий, разумно упростить и ускорить их действие.

1. Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. М., 2005.

2. Конституционное право / отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1997.

3. Овчинников В.А., Демидов Д.Г. Политические партии и государственное строительство в Российской Федерации: современный период правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 26-27.

6. Митин Г.Н. Ошибочное понимание Закона о политических партиях // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.

7. Лебедев В.А. Идеологическое многообразие и российская многопартийность: размышление о судьбе статьи 13 Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11.

8. Рудакова Е.В. Конституционно-правовые аспекты правопреемства политических партий и иных общественных объединений в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.

10. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. 21 янв. Ст. 13, 30.

11. Кондрашев А.А. Меры конституционно-правовой ответственности в современном конституционном праве: основания классификации и виды санкций // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 7.

13. Сидоренко Е. Правовое положение политических партий // Российская юстиция. 2001. № 10. С. 54-55.

Поступила в редакцию 18.03.2011 г.

GROUNDS AND MEASURES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL RESPONSIBILITY OF PUBLIC ASSOCIATIONS

The article considers social associations as subjects of constitutional legal responsibility. Analysis of grounds and measures of constitutional legal responsibility of the above mentioned category of subjects was carried out; possible problems in realizing measures of constitutional legal responsibility applied to various social associations were revealed. Systematization of grounds and sanctions of constitutional legal responsibility which is accounted for social associations was carried out; proposals on the legislation improvement in this sphere were stated.

Key words: constitutional legal responsibility of social associations; constitutional legal responsibility of political parties; grounds of responsibility; measures of responsibility.

Общественное объединение – это такое объединение, которое является добровольным формированием граждан, образованное ими на основе общности интересов и имеющее своей целью совместную реализацию гражданских, экономических, социальных и культурных прав. Ответственность общественных объединений:

1) письменное предупреждение;

2) приостановление деятельности от 1 до 6 месяцев решением суда.

3) ликвидация (в случаях совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя; в случае нарушения законодательства после письменного предупреждения в течение года; в случае, если пре регистрации допущены неустранимые недостатки; в случае, если численность и состав не соответствуют требованиям закона; в случае, если не устранены недостатки, приостановившие деятельность.

БИЛЕТ №31

Формы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными объединениями и гражданами

1. Профсоюзы вправе предоставлять и защищать интересы граждан в госорганах по вопросам соцобеспечения и соцстрахования, осуществлять общественный контроль за деятельностью госорганов, за законностью в сфере труда. Т.е. профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства РБ о труде и профсоюзах и вправе требовать устранения выявленных нарушений. С участием профсоюзов могут возникать АП отношения, основанные на обязанности органов госуправления согласовывать свои решения по совершению юридических действий (пример – увольнение работника по их инициативе).2. Правотворчество общественных объединений может проявляться в участии профсоюзов совместно с органами госуправления в установлении правовых норм.

3. Правоисполнительная деятельность общественных объединений тесно связана с правотворческой, т.к. осуществление последней подчинено исполнению норм права.

4. Правоохранительная деятельность общественных объединений. Пример: охрана общественного правопорядка народными дружинниками.

Надзор за соответствием деятельности общественных объединений Конституции, законам РБ осуществляют Генеральный прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры.

Контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставам осуществляют органы, их зарегистрировавшие.

Административный надзор за деятельностью объединений осуществляют специальные органы – милиции, пожарного и санитарного надзора.

Виды надзора в сфере строительства и благоустройства

Министерство архитектуры и строительства РБ, Департамент контроля и надзора за строительством Государственного комитета по стандартизации РБ, специализированная инспекция департамента госстройнадзора, инспекции департамента госстройнадзора по областям и г. Минска.

Департамент обладает контрольно-надзорными, административно-распорядительными полномочиями в отношении организаций, объектов строительства независимо от форм собственности, их подчиненности.

Три вида надзора: контрольно-предупредительный, пресекательный, применение мер ответственности.

Более детально Департамент вправе:

а) запрашивать и получать в установленном порядке у органов госуправления, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности сведения о качестве строительства;

б) заслушивать по результатам государственного строительного надзора руководителей и должностных лиц и принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения;

в) поручать подрядчикам и заказчикам производить вскрытия отдельных элементов конструкций, испытания грунтов, материалов, инженерных систем и др.;

г) давать подрядчикам, застройщикам, проектировщикам обязательные для выполнения указания по устранению нарушений, в т.ч. требований проекта и технологии строительно-монтажных работ, по осуществлению производственного контроля качества, авторского и технического надзора и т.д;

д) приостанавливать и запрещать производства работ на объектах при выявлении дефектов, нарушений и др.;

е) инициировать вопросы о привлечении виновных к административной и дисциплинарной ответственности, ставить вопросы о лишении подрядчиков лицензии на выполнение работ, отстранять руководителей работ и т.д. при систематическом нарушении норм и т.д.

Читайте также: