Доклад о результатах мониторинга правоприменения в российской федерации за 2012 год

Обновлено: 02.07.2024

В 2015 году федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечена реализация Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" (далее - Указ N 657).

Изучение правоприменительной практики осуществлялось с использованием имеющейся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о применении нормативных правовых актов с учетом статистической информации, обращений граждан по вопросам, регулируемым нормативными правовыми актами в исследуемой сфере правоотношений, вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также заключений экспертов и сведений, поступивших от научных, общественных и образовательных организаций.

Федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом поступающих в процессе мониторинга правоприменения данных оперативно принимались меры, направленные на устранение недостатков, выявленных в законодательстве Российской Федерации и правоприменительной практике.

С учетом правоприменительной практики в докладе отражены предложения о необходимости принятия нормативных правовых актов Российской Федерации, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.

Мониторинг выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации

В соответствии с Указом N 657 Минюст России во взаимодействии с Конституционным Судом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти осуществляет мониторинг правоприменения в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

С 1 января 1992 года по 20 августа 2016 года Конституционным Судом Российской Федерации принято 197 постановлений, в соответствии с которыми признаются не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения федеральных законов и федеральному законодателю надлежит исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в 2015 году - 20 постановлений, за истекший период 2016 года - 14.

За период с 1992 года исполнено 162 постановления, в том числе в 2015 году - 17, за истекший период 2016 года - 10 (приложение N 1).

По состоянию на 20 августа 2016 года требуют выполнения 35 постановлений. Из них по 27 постановлениям соответствующие законопроекты внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) либо поддержаны проекты федеральных законов, разработанные иными субъектами права законодательной инициативы (приложение N 2). Федеральными органами исполнительной власти ведется работа по реализации 8 постановлений (приложение N 3).

Мониторинг выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека

В соответствии с Указом N 657 Минюстом России в 2015 году продолжено осуществление мониторинга правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд), в связи с которыми необходимы принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В период с 1 января 2015 года по 20 августа 2016 года завершена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации в связи с 5 постановлениями Европейского Суда по конкретным делам, а также в связи с пилотным постановлением от 15 января 2009 года по делу "Бурдов против Российской Федерации (N 2)" (Burdov v. Russia), жалоба N 33509/04, и 255 постановлениям Европейского Суда, объединенным в группу дел "Тимофеев" (Timofeyev) (приложение N 4).

В связи с рядом постановлений Европейского Суда в настоящее время продолжается работа по внесению изменений в законодательство Российской Федерации (приложение N 5).

На рассмотрении в Государственной Думе находятся 2 законопроекта, разработанные с учетом выводов Европейского Суда, указанных в постановлении от 18 апреля 2013 года по делу "Агеевы против Российской Федерации" (Ageyevy v. Russia), жалоба N 7075/10, а также пилотном постановлении от 1 июля 2014 года "Герасимов и другие против Российской Федерации" (Gerasimov and Оthers v. Russia), жалоба N 29920/05. С рассмотрения в Государственной Думе снят законопроект, подготовленный с учетом позиции Европейского Суда, указанной в постановлении от 22 марта 2012 года по делу "Константин Маркин против Российской Федерации" (Konstantin Markin v. Russia), жалоба N 30078/06.

В настоящее время федеральные органы исполнительной власти продолжают работу по подготовке проектов нормативных правовых актов в рамках исполнения постановлений Европейского Суда от 28 октября 2003 года по делу "Ракевич против Российской Федерации" (Rakevich v. Russia), жалоба N 58973/00; от 6 декабря 2011 года по делу "Гладышева против Российской Федерации" (Gladysheva v. Russia), жалоба N 7097/10; от 29 января 2015 года по делу "Столярова против Российской Федерации" (Stolyarova v. Russia), жалоба N 15711/13, пилотного постановления Европейского Суда от 10 января 2012 года по делу "Ананьев и другие против Российской Федерации" (Ananyev and Others v. Russia), жалобы N 42525/07, N 60800/08, а также ряда постановлений Европейского Суда, объединенных в группу дел "Гарабаев" (Garabaev).

В целях дальнейшей реализации предложений по исполнению решений Европейского Суда (доклады Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год и за 2014 год) предлагается продолжить работу:

МВД России, Минюста России, ФСБ России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по подготовке изменений в Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", направленных на исполнение постановлений Европейского Суда, объединенных в группу дел "Ваньян" (Vanyan), включающую 7 постановлений Европейского Суда (пункт 4 приложения N 5);

МВД России, Минюста России, ФСБ России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации - по подготовке изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), направленных на реализацию постановлений Европейского Суда, объединенных в группу дел "Царенко" (Tsarenko), включающую 5 постановлений Европейского Суда (пункт 5 приложения N 5);

Минюста России, Минфина России, МВД России, ФССП России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации - по дальнейшей выработке основных подходов к решению вопроса, касающегося установления оснований и порядка возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) суда (судьи), а также определения подведомственности и подсудности соответствующих дел, в целях реализации постановления Европейского Суда от 13 декабря 2011 года по делу "Васильев и Ковтун против Российской Федерации" (Vasilyev and Kovtun v. Russia), жалоба N 13703/04 (пункт 7 приложения N 5);

МВД России, Минюста России, ФССП России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по подготовке изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (путем подготовки отдельного законопроекта) либо поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 957581-6 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному депутатами Государственной Думы, в целях реализации постановлений Европейского Суда, объединенных в группу дел "Азимов" (Azimov), в их числе 7 постановлений Европейского Суда (пункт 10 приложения N 5).

По результатам мониторинга правоприменения за 2015 год предлагается организовать работу:

Минюста России, МВД России, ФСБ России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по вопросу о внесении изменений в статью 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и в главу 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в рамках реализации постановления Европейского Суда от 18 сентября 2014 года по делу "Аванесян против Российской Федерации" (Avanesyan v. Russia), жалоба N 41152/06 (пункт 14 приложения N 5);

Минюста России, Минздрава России, ФСБ России, ФСИН России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, а также законодательство в сфере охраны здоровья для реализации постановления Европейского Суда от 18 июня 2015 года по делу "Яиков против Российской Федерации" (Yaikov v. Russia), жалоба N 39317/05 (пункт 15 приложения N 5);

Минобрнауки России, Минюста России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по дальнейшей разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации для исполнения постановления Европейского Суда от 16 июля 2015 года по делу "Назаренко против Российской Федерации" (Nazarenko v. Russia), жалоба N 39438/13 (пункт 17 приложения N 5);

Минюста России, МВД России, ФСБ России, Минкомсвязи России во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации - по проработке вопроса о необходимости внесения изменений в федеральные законы от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ), УПК РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, приказы Минкомсвязи России и другие нормативные правовые акты в связи с постановлением Европейского Суда от 4 декабря 2015 года по делу "Роман Захаров против Российской Федерации" (Roman Zakharov v. Russia), жалоба N 47143/06 (пункт 18 приложения N 5).

Европейским Судом в последние годы приняты постановления, выходящие за пределы его юрисдикции и субсидиарной роли, вступающие в противоречие с Конституцией Российской Федерации и поднимающие вопросы возможности их исполнения.

Конституционным Судом Российской Федерации вынесено Постановление от 19 апреля 2016 года N 12-П "По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации", в котором Конституционный Суд Российской Федерации счел невозможным исполнение постановления Европейского Суда от 4 июля 2013 года по делу "Анчугов и Гладков против Российской Федерации" (Anchugov and Gladkov v. Russia), жалобы N 11157/04, N 15162/05, путем изменения Конституции Российской Федерации либо ее толкования в контексте правовых позиций Европейского Суда и обратил внимание на возможность достижения целей пропорциональности ограничений на участие заключенных в выборах в рамках действующих положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель правомочен, последовательно реализуя принцип гуманизма в уголовном праве, оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы осужденных, но не влекущие ограничения их избирательных прав.

В связи с этим планируется организовать проработку Минюстом России, ФСИН России во взаимодействии с Верховным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации вопроса о необходимости внесения в УК РФ изменений, корреспондирующих правовым позициям, сформулированным в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, предусматривающим перевод режима отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении в отдельный вид наказания, не связанный с лишением избирательных прав (пункт 12 приложения N 5).

Мониторинг правоприменения по отраслям законодательства Российской Федерации

В результате осуществления мониторинга правоприменения установлено, что во исполнение федеральных законов в большинстве случаев приняты указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В 2015 году и первом полугодии 2016 года по результатам изучения правоприменительной практики оперативно разрабатывались проекты нормативных правовых актов в целях совершенствования законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики.

За указанный период принято 835 нормативных правовых актов (приложение N 6). Наиболее динамично развивалось законодательство Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организации местного самоуправления, осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, государственного регулирования использования воздушного пространства.

Кроме того, продолжается работа по подготовке 33 проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики (приложения N 11 и 12).

Участие граждан в охране общественного порядка

В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга МВД России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принят один федеральный закон, необходимость принятия которого связана с реализацией Федерального закона N 44-ФЗ (приложение N 6).

Во всех случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, приняты необходимые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по вопросам участия граждан в охране общественного порядка.

По результатам анализа практики применения Федерального закона N 44-ФЗ по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) выявлена необходимость корректировки его положений.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в народные дружины не могут быть приняты граждане, подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню принятия в народную дружину, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения. При этом согласно пункту 3 части 5 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, если он неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения.

Таким образом, Федеральный закон N 44-ФЗ устанавливает более жесткие ограничения для граждан, которые хотят вступить в народную дружину, чем для граждан, которые претендуют на замещение должностей в органах внутренних дел. Вместе с тем деятельность народной дружины в отличие от службы в органах внутренних дел не является особым видом государственной службы, в связи с чем необходимости устанавливать такие ограничения не имеется.

Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона N 44-ФЗ органы местного самоуправления могут осуществлять личное страхование народных дружинников на период их участия в проводимых органами внутренних дел (полицией) или иными правоохранительными органами мероприятиях по охране общественного порядка.

Вместе с тем, кроме содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка, к основным направлениям деятельности народных дружин также относятся участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины и участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (часть 6 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ). Народные дружинники могут привлекаться к охране общественного порядка не только органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, но и органами местного самоуправления, в том числе при проведении муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, случаи гибели или получения травм при осуществлении функций, аналогичных исполняемым во время участия в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, в такой ситуации не будут являться страховыми, что влечет нарушение прав народных дружинников, участвующих в охране общественного порядка по приглашению органов местного самоуправления, ввиду невозможности получения страхового возмещения за причиненный ущерб.

Текст ежегодного доклада о мониторинге за 2012 приложен к этой заметке.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации (далее - Указ № 657) в 2012 году приняты необходимые меры, направленные на организацию мониторинга правоприменения в Российской Федерации (далее - мониторинг правоприменения), что позволило придать этой деятельности системный характер.

Примерно 45 процентов федеральных органов исполнительной власти и более 70 процентов органов государственной власти субъектов Российской Федерации приняли правовые акты, обеспечивающие проведение мониторинга правоприменения на постоянной и плановой основе.

В мониторинге правоприменения активно участвовали институты гражданского общества. Для получения информации о правоприменении и обсуждения результатов мониторинга правоприменения в ряде случаев созданы экспертные советы и иные научно-консультативные, совещательные органы, заключены соглашения о взаимодействии в сфере мониторинга правоприменения, проводились анкетирования, социологические опросы респондентов, научно-исследовательские работы, публичные обсуждения предлагаемых изменений законодательства Российской Федерации.

В ходе мониторинга правоприменения задействована информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Информация о правоприменении размещается в открытом доступе для граждан и организаций. Институтам гражданского общества предоставлена возможность высказывать мнения и предложения по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства Российской Федерации.

Мониторинг правоприменения проведен в соответствии с планом мониторинга правоприменения на 2012 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 1471-р.

Результаты мониторинга правоприменения формировались с учетом обобщения, анализа и оценки информации о практике применения нормативных правовых актов Российской Федерации, поступившей от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и институтов гражданского общества, и с учетом методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 694 (далее - Методика). Около 30 процентов предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации, высказанных представителями гражданского общества и экспертами, учтены при подготовке доклада.

В доклад включены предложения о необходимости принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, о мерах по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции, а также о государственных органах, ответственных за проведение соответствующей работы.

Читайте также: