Доклад профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации фгос ноо

Обновлено: 05.07.2024

Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, мак и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:
1. Общекультурный критерий.
2. Общепрофессиональный критерий.
3. Коммуникативный критерий.
4. Личностный критерий.
5. Критерий саморазвития и самообразования.

1. Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.
Применительно к начальной школе это особенно актуально, так как учитель преподает младшим школьникам несколько различных научных дисциплин.
Таким образом, его общие познания охватывают области языкознания, литературы и литературоведения, математики, различных разделов естествознания.
К этому списку добавляется изобразительное искусство и музыка , основы физической культуры, информатика и даже иностранный язык.

2. Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможн

Оценить 1398 0

Критерии профессиональной компетентности

учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, мак и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

Критерий саморазвития и самообразования.

Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Применительно к начальной школе это особенно актуально, так как учитель преподает младшим школьникам несколько различных научных дисциплин.

Таким образом, его общие познания охватывают области языкознания, литературы и литературоведения, математики, различных разделов естествознания.

К этому списку добавляется изобразительное искусство и музыка , основы физической культуры, информатика и даже иностранный язык.

Учителю необходимо хорошо знать культурные и исторические объекты своего города, края, ориентироваться в его истории и культуре, быть в курсе культурных событий.

Постоянное увеличением объема окружающей нас интеллектуальной и культурной информации сопровождается увеличением числа ее источников: это книги и средства массовой информации, кино- и видеопродукция, компьютерные образовательные программы и Интернет.

Уже в младшем школьном возрасте ребенок может оказаться более информированным в некоторых областях знания, чем учитель.

Поэтому учитель вынужден постоянно пополнять свою информированность, опираться на новые сведения, следить за культурными и интеллектуальными новинками.

Важной составляющей общей культуры, несомненно, можно считать культуру речи учителя. Речь для педагога является основным инструментом его профессиональной деятельности.

Такие свойства речи как грамотность, интонационная выразительность и четкость в начальной школе обеспечивают оптимальные условия для усвоения детьми учебного материала.

Таким образом, выделяем три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

общая образованность и широта кругозора;

информированность в области культурных новинок;

Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью. Применительно к начальной школе содержание обучения обладает специфическими особенностями.

С одной стороны, оно должно соответствовать возрастным возможностям усвоения учебного материала детьми младшего школьного возраста.

С другой стороны, конкретнообразный характер мышления детей, недостаточное развитие абстрактного мышления и логической памяти, неустойчивость внимания не дают им усвоить содержание науки в полном объеме.

Однако дидактическая переработка материала не должна допускать упрощения и искажения научных данных. Кроме того, неверное соотношение абстрактных и конкретных знаний может привести к отрыву теоретических знаний детей от их практического опыта (например, знание формулировки правила, но неумение его применить, или наоборот невозможность обобщить конкретные примеры).

Все это говорит о том, что учитель начальной школы должен не только полно и широко, но и гибко владеть содержанием учебного материала.

Не менее важно учителю хорошо ориентироваться в современных теориях и технологиях обучения, в том числе и развивающих. Реализуемые учителем технологии, методы и приемы учебно-воспитательного процесса должны полностью соответствовать целям педагогического воздействия, возможностям обучаемых и самого учителя.

Одной из важных составляющих профессионального мастерства учителя можно считать знания и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность его деятельности.

Это полные и глубокие представления о возрастных особенностях младшего школьного возраста, умение выделят и учитывать индивидуальные особенности детей, объективная оценка особенностей сложившейся системы отношений между учителем и учащимися и т.п.

Наибольшее значение с этой точки зрения имеет умение педагога реализовать преемственность начального обучения и дошкольной ступени образования. Ведь большинство детей приходит в школу, имея индивидуальный познавательный и эмоциональный опыт, полученный в детском саду, и от умения учителя опереться на этот опыт зависит эффективность обучения.

Кроме того, учитель начальных классов должен иметь представление о закономерностях процесса адаптации ребенка к школе, а также уметь диагностировать индивидуальные проблемы этой адаптации.

Без этого педагог не сможет осуществлять компетентное психолого – педагогическое сопровождение детей с нарушением протекания адаптационного периода.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

владение содержанием учебных дисциплин;

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Коммуникативный критерий

Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя.

Эта потребность часто проявляется в стремлении быть наставником малышей, передавать им необходимый интеллектуальный и нравственный опыт, в желании опекать и заботиться о них.

Подобное общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости, открытости и мобильности реакции на постоянно изменяющиеся условия ситуации педагогического общения.

Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным.

Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности.

Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка.

В основе педагогического общения должна быть установка учителя на конструктивное сотрудничество и продуктивную комфортную совместную деятельность с ребенком.

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

доброжелательный и конструктивный стиль общения.

Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Во-первых, профессиональная педагогическая компетентность может сформироваться только на основе профессиональной направленности личности учителя.

Подобная направленность предполагает достаточную степень социальной зрелости и гражданской ответственности, гуманизм, как личностное свойство, наличие профессиональных идеалов, и даже определенную степень самоотверженности в отношении учителя к своей специальности.

Ведь не секрет, что низкий социальный и экономический статус педагогической специальности в современном российском обществе приводит к хронической нехватке компетентных педагогов в образовательных учреждениях всех типов.

Во-вторых, учителю требуется целая группа специфических для данной профессии свойств, таких как организованность (применительно к своей деятельности и деятельности детей), инициативность и интеллектуальная активность, обеспечивающие активное развитие познавательной и нравственной сфер личности младших школьников.

Кроме того, учителю профессионально необходимы такие качества как требовательность и справедливость.

При этом с позиции педагогической компетентности важно гибкость учителя в поведении и деятельности, а также креативность, склонность к педагогическому творчеству и развитию творческих способностей детей.

В-третьих, учителю необходимо обладать специфическими психофизиологическими свойствами.

Профессиональный труд учителя тяжел и, несомненно, представляет собой огромную нагрузку на нервную систему и психику педагога.

Поэтому при отсутствии устойчивости нервной системы, хорошей работоспособности и выносливости к психо - эмоциональным нагрузкам профессиональная педагогическая деятельность невозможна.

Высокий эмоционально-волевой тонус учителя также служит предпосылкой его профессиональной компетентности.

Из всего вышесказанного следует, что можно говорить о трех показателях профессиональной компетентности учителя по личностному критерию:

профессиональная направленность личности: личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

наличиеспецифических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

наличиеспецифических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.

Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе.

Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Необходимость саморазвития и самообразования учителя продиктована также особенностями современного социального опыта в области психолого – педагогической теории и практики. Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.

Такому самосовершенствованию способствует и сам объект приложения педагогических сил – живой растущий постоянно меняющийся ребенок. Динамический характер учебно – воспитательного процесса требует от учителя исключительной мобильности, которая поддерживается, в том числе и постоянным самообразованием и саморазвитием педагога.

Знакомство с педагогическими инновациями обогащает деятельность учителя, позволяет ему отобрать для себя те подходы, которые близки ему в силу личностных особенностей и реально применимы к конкретной ситуации обучения и воспитания школьников. Кроме того, деятельность современного учителя не может сводиться лишь к внедрению чужих педагогических идей и разработок. Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и может рассматривать свою учительскую работу как систематическую исследовательскую деятельность в стенах школы.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

самокритичность, требовательность к себе;

потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

исследовательский стиль деятельности

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

информированность в области культурных новинок

владение содержанием учебных дисциплин

знание и учет факторов, влияющих на обучение

владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания

доброжелательный и конструктивный стиль общения

потребность в общении с детьми, интерес к детям

эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении

самокритичность, требовательность к себе

специфические психофизиологические свойства

специфические профессиональные свойства

профессиональная направленность личности

исследовательский стиль деятельности

потребность в обновлении опыта, инновациях

Общекультурный

фессиональный

Коммуникативный

Личностный

Саморазвития и самообразования

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма.

Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе.

Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно–активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно- компетентной личности.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения.

Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом.

С этой целью большое внимание я уделяю одному из способов коллективного взаимообучения - работе в парах.

Приступая к организации общения ребят в парах, провожу тренинги по выработке навыков, нужных им для парной работы. К ним относятся:

ориентация в пространстве;

умение слушать партнёра и слышать то, что он говорит;

работа в постоянном шуме;

поиск нужной информации;

использование листков индивидуального учёта;

Эта работа делает уроки интересными, живыми, непохожими друг на друга.

Приобретение коммуникативных компетенций осуществляются на уроках русского языка, литературного чтения, математики и др.

На уроках литературного чтения звучит диалог, живое общение, тренинги.

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

сказать комплимент литературному герою.

придумать другое окончание сказки, рассказа.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения).

Придумать разговор героев произведения по телефону.

Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Уроки русского языка предполагают целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма.

На занятиях математикой освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приёмов: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и другие.

В результате младшие школьники должны приобрести коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.

. РЕФЛЕКСИЯ “Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Шалаева Д. А.

Формирование профессиональной компетентности учителя

начальных классов в условиях введения ФГОС НОО

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Счастлив тот учитель, который находит свою отдушину в работе, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Наша работа занимает львиную долю времени в жизни, поэтому особенно важно, чтобы она была любимая. Учитель- это звучит гордо! В профессиональной деятельности хранится источник нашего достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личный потенциал.

В последние годы одной из актуальных проблем развития образования становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в нашей педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А успех, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций.

Что определяет степень профессионализма педагога? Только постоянно развиваясь, он может соответсвовать требованиям современного мира, профессии. Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается через учебное сотрудничество учителя и ученика, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобретению опыта самостоятельного решения проблем.

Что же такое профессиональная компетентность?

Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом-обучением и воспитанием, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Педагогом должна руководить вера в силы и возможности ученика, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других точек зрения, позитив и уверенность в себе, в своих силах. Это составляющие успеха современного учителя. Грамотно созданные ситуации успеха в учебной деятельности повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению.

Владение педагогом различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные аспекты ФГОС в условиях новой образовательной среды.

Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.

Наш великий педагог ХХ века В.А.Сухомлинский предупреждал:

"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву”.

Современная школа требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности.

Современный учитель начальных классов школы стремится обладать высоким уровнем профессионально - педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно - конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.

Учитель, с одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берет все лучшее от народа, и это лучшее снова отдает детям”. М.И. Калинин

Цель доклада : создание условий для совершенствования педагогического мастерства и самообразовательной деятельности педагогов; для активации познавательной деятельности и повышения уровня качества знаний и умений путём повышения эффективности педагогического процесса.

Какие механизмы нужны, чтобы можно было организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап . Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап . Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

Участие в различных конкурсах.

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

Обобщение и распространение опыта.

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого – педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.

3 этап . Анализ деятельности учителя:

Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Диагностическая карта успешности

Таким образом, профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.

Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог!

Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Учитель, с одной стороны, отдает,

а с другой стороны, как губка, впитывает в себя,

берет все лучшее от народа,

и это лучшее снова отдает детям”.
М.И. Калинин

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода моей педагогической деятельности. Процесс непрерывного профессионального развития я осуществляю по следующим направлениям:

В основе построения ФГОС лежит системно-деятельностный подход, т. е. для каждого конкретного периода школьного обучения система задач и действий должна быть адекватна ведущей деятельности и являться условием и движущей силой развития ребенка.

В дидактике понятия “умения”, “навык”, “способ деятельности” оцениваются как взаимосвязанные. Одних знаний недостаточно, необходим опыт применения их на практике. Только тогда появляются умения и навыки. Они и есть усвоенный опыт способов деятельности. В своей практике на уроках я применяю проектную и исследовательскую деятельность. Считаю, что проектная деятельность позволяет приобрести умения и навыки, необходимые для решения жизненных задач.
Проектная деятельность основана прежде всего на развитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных задач. Метод проектов применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для использования данной технологии мне необходимо:
*владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
*уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом
*устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы

*уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

2. Без самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима. Самообразование планирую исходя из задач, над которыми работает школа и образовательных потребностей учащихся. Согласно плану самообразования, регулярно знакомлюсь с новинками педагогической и методической литератур. В течение всей своей педагогической деятельности изучаю и систематизирую материал, предлагаемый различными источниками информации. Всё это помогает мне быть в курсе тех изменений, которые происходят в системе обучения и воспитания в начальной школе. Продолжая самообразование и профессиональное самосовершенствование, я изучаю и осмысливаю свой опыт, опыт коллег, а также описанный в литературе, обобщаю его. На их основе готовлю доклады, выступаю на педагогических советах школы, на семинарах и объединениях разного уровня.
Ежегодно посещаю муниципальные и региональные семинары. Обращаю внимание на работу коллег из других школ, делюсь опытом работы.

Итак, педагог характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики и увидеть свой труд в целом. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать любую трудность как стимул дальнейшего развития.
Таким образом, ФГОС НОО – это есть простор для творчества современного нового учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность.

Доклад

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя.

Продиктованный потребностями сегодняшнего дня высокий уровень требований к образованию младших школьников может быть реализован только тогда, когда учитель начальной школы будет высокопрофессиональным, компетентным специалистом в своей области. Такой специалист должен не только сам иметь фундаментальную образовательную подготовку и владеть профессиональными знаниями и умениями, соответствующими уровню современной психолого-педагогической науки. Он должен осознавать цели и значение своего профессионального труда в целостной системе непрерывного образования, быть профессионально мобильным, то есть гибко реагировать на изменения социальной ситуации развития школьников, овладевать новыми психолого-педагогическими требованиями к педагогическому процессу и новыми педагогическими технологиями. Это значит, что современный учитель начальных классов – это творческий субъект профессиональной педагогической деятельности.

Оценка профессиональной деятельности педагога в системе начального образования может осуществляться с позиции различных подходов. Выделим основные:

- требования к личности учителя как современному специалисту в области образования;

- специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста;

- система педагогической культуры учителя

С точки зрения первого направления выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.

Второе направление , специфичное для начальной школы, включает:

- знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);

Третье направление - система педагогической культуры учителя – состоит из пяти компонентов:

1. Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).

2. Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности.

3. Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.

4. Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.

5. Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.

Приведенная схема наглядно показывает, что согласно данному подходу, компетентность занимает одно из подчиненных мест в общей системе требований к профессиональным характеристикам учителя начальной школы.

Критерии профессиональной компетентности учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя - интегративная система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Под высоким уровнем профессиональной педагогической деятельности понимается ее эффективность, соответствующая уровню современной науки и требованиями сегодняшнего дня.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов:

1. Общекультурный критерий.

2. Общепрофессиональный критерий.

3. Коммуникативный критерий.

4. Личностный критерий.

5. Критерий саморазвития и самообразования.

1. Общекультурный критерий

Специалисту в области образовательной деятельности необходимо хорошее общее образование, он должен обладать широкими и глубокими познаниями в разнообразных областях.

Таким образом, выделяют три показателя профессиональной компетентности учителя по общекультурному критерию:

- общая образованность и широта кругозора;

- информированность в области культурных новинок;

2. Общепрофессиональный критерий

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Показателями педагогической компетентности учителя по общепрофессиональному критерию можно считать:

- владение содержанием учебных дисциплин;

- владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;

- знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

3. Коммуникативный критерий

Можно выделить три показателя профессиональной компетентности учителя начальных классов по коммуникативному критерию:

- потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста;

- эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении;

- доброжелательный и конструктивный стиль общения.

4. Личностный критерий

Качество профессиональной педагогической деятельности, как и любой другой деятельности, во многом определяется теми свойствами, которыми обладает выполняющий ее специалист. Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств. Можно сгруппировать профессионально значимые качества педагога по трем основаниям.

Три показателя профессиональной компетентности учителя по личностному критерию :

- профессиональная направленность личности : личностная зрелость и ответственность, профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;

- наличие специфических профессиональных свойств: организованность, инициативность, требовательность, справедливость, гибкость, интеллектуальная активность, креативность;

- наличие специфических психофизиологических свойств: устойчивость нервной системы, высокий эмоционально – волевой тонус, хорошая работоспособность и выносливость к психо - эмоциональным нагрузкам.

5. Критерий саморазвития и самообразования

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда.

Профессиональное совершенствование в процессе накопления опыта практической деятельности должно осуществляться на основе критичного и требовательного отношения педагога к себе и к своей работе. Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Показателями профессиональной компетентности учителя начальных классов по критерию саморазвития и самообразования можно считать:

- самокритичность, требовательность к себе;

- потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности, склонность к инновационной деятельности;

- исследовательский стиль деятельности

Представленные критерии оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов представляют собой один из возможных подходов к анализу проблемы педагогического профессионализма. Данный подход не претендует на исчерпывающую полноту и глубину, но вместе с тем позволяет разрабатывать основы для удобной и доступной диагностики профессиональной компетентности учителя с опорой на разработанные показатели по каждому из выделенных критериев.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Экспресс-диагностика педагогических умений и компетенций

Выберите один из предложенных вариантов в каждом пункте.

1. Умение проектировать образовательный процесс, направленный на решение образовательных задач объединения по интересам.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

2. Умение реализовывать образовательную программу объединения по интересам, используя различные методы, формы, технологии.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

3. Умение оценивать свои достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании по результатам деятельности учащихся.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

4. Пополнение профессиональных знаний путем использования оригинальных источников, в том числе электронных.

5. Пополнение профессиональных знаний и умений путем участия в инновационной деятельности.

6. Создание условий для проявления учащимися социальных инициатив.

7. Умение бесконфликтно общаться с коллегами, учащимися, родителями.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

8. Способность включаться в совместную деятельность с коллегами.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

9. Создание условий для мотивации учащихся к активной деятельности, самодеятельности, самооцениванию и взаимооцениванию.

а) не испытываю затруднений;

б) испытываю некоторые затруднения;

в) испытываю серьезные затруднения.

10. Использование возможностей информационных технологий в педагогическом процессе, в самообразовательной деятельности.

Подведение итогов: за каждый ответ а начислите себе 2 балла, за б -- 1 балл, в -- 0 баллов. Сумму набранных баллов разделите на 20. Соотнесите итоговое число со следующими данными:

Читайте также: