Цб доклад об экосистемах

Обновлено: 05.07.2024

Саморегулируемая организация "Национальная финансовая ассоциация" направила в Банк России комментарии по докладу регулятора "Экосистемы: подходы к регулированию". Они были подготовлены с учетом позиций профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе кредитных организаций - членов СРО НФА, сообщила пресс-служба ассоциации.

Доклад Банка России посвящен общим аспектам и проблемам развития, деятельности экосистем в России, рискам, вопросам взаимодействия с потребителем. Представлен зарубежный опыт, различные модели экосистем, обозначены возможные направления регулирования.

Члены СРО НФА отметили необходимость повышения конкурентоспособности российских экосистем по отношению к глобальным экосистемам, развития добросовестной конкуренции как в отношении лидирующих экосистемных бизнес-моделей, так и среди менее крупных, в том числе нишевых платформ, а также применения мер пропорционального регулирования, недопущения регуляторного арбитража.

Кроме того, по мнению участников, в настоящее время актуален вопрос формирования нормативной правовой базы в сфере регулирования экосистем с учетом большого потенциала таких систем в самоорганизации. Важно законодательно закрепить само понятие "экосистема", установить ее критерии, которые позволят определить границы "цифровой платформы" и "цифровой экосистемы".

Участники СРО НФА считают необходимым:

- совершенствование информационной безопасности персональных данных пользователей экосистем и противодействия мошенничеству;

- защиту прав потребителей, которые должны пользоваться только качественными услугами и сервисами в экосистеме;

- обеспечение возможности перехода пользователей между платформами и экосистемами без потери личных данных;

- развитие государственно-частного партнерства для реализации проектов экосистем в удаленных нерентабельных, но стратегически важных районах страны.

В апреле Банк России выпустил доклад "Экосистемы: подходы к регулированию". В докладе регулятор указывал, что нерегулируемое развитие экосистем может нести риски как для участников экосистем, так и для других компаний и экономики в целом.

По мнению ЦБ, такими рисками становятся риски недобросовестной конкуренции и монополизации отдельных сегментов рынка, дискриминации участников экосистемы, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов. Отдельно Банк России выделил риски для кредиторов и вкладчиков банков, на базе которых формируются экосистемы.

В докладе ЦБ отмечал, что регулирование деятельности участников экосистемы должно осуществляться на консолидированной и комплексной основе.

В июне Банк России опубликовал консультационный доклад "Регулирования рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы", в котором регулятор описал риски развития экосистем и назвал три возможных варианта их регулирования.

ЦБ предложил внедрить риск-чувствительный лимит: если предельная доля вложений банка в непрофильный бизнес превысит 30% его совокупного капитала, то все активы сверх лимита будут вычитаться из регулятивного капитала. Таким образом при накоплении на балансе большого количества иммобилизованных активов, банки будут вынуждены либо продавать их, либо покрывать за счет капитала. Как ранее сообщала "РГ", эксперты рекомендовали регулятору пересмотреть свой подход.

Неконтролируемое развитие экосистем на базе банков может стать угрозой для кредиторов и вкладчиков, финансовой стабильности, а также спровоцировать рост и без того высокой доли активов, не имеющих требований по возврату на капитал. Об этом говорится в новом докладе Банка России, посвященном особенностям регулирования банков, инвестирующих в экосистемы и другие виды нефинансового бизнеса. Новый доклад – продолжение апрельского, в котором ЦБ в общих чертах раскрыл как предлагает регулировать экосистемы в России.

В чем проблема

Ключевой риск для банков, по мнению ЦБ, – формирование на их балансе вложений в компании экосистемы и другие активы, не создающие требований по возврату денежных средств. Такие активы Банк России назвал иммобилизованными активами (ИА), они не всегда ликвидные, и поэтому снижают способность банка абсорбировать убытки. Если ИА недостаточно покрыты капиталом, риски их обесценения могут нести угрозу для финансовой устойчивости банка кредиторов и вкладчиков, а следовательно, и всей финансовой системе.

Вложения в развитие экосистемы – только один из видов ИА. ЦБ считает, что под регулирование должно попасть больше активов:

Вложения в долевые и гибридные инструменты (инвестиции в операционные и холдинговые компании, паевые фонды);

Материальное имущество (например, в форме основных средств, включая вложения в ИТ-инфраструктуру, недвижимость и транспорт, а также непрофильные активы);

Нематериальные активы (алгоритмы, датасеты, программное обеспечение, интеллектуальные права, бренд).

Некоторые банки накопили существенные объемы ИА: чистая балансовая стоимость вложений крупнейших 30 банков в нефинансовые организации, основные средства и непрофильную недвижимость, а также инвестиционные фонды, составляет 2,4 трлн руб. (около 20% капитала). А регулятивным капиталом эти активы покрыты только на 0,4 трлн руб. (около 15% от чистой балансовой стоимости): это негативно влияет на качество капитала и способность банков абсорбировать убытки.

Развитие экосистем дополнительно мотивирует банки наращивать вложения в ИА: через 5-10 лет запас таких активов у крупнейших банков может увеличиться в несколько раз. При прочих равных это может негативно повлиять на их финансовую устойчивость и в целом на финансовую стабильность, опасается ЦБ. Проблема в том, пишет ЦБ, что в России сейчас относительно мягкое регулирование для вложений банков в ИА, за исключением нематериальных активов, которые полностью вычитаются из капитала. Максимальные требования (риск-вес 1250% или вычет) к покрытию капиталом вложений в нефинансовые организации, основные средства и непрофильную недвижимость, как правило, применяются только при достижении высоких (60% и более) пороговых значений концентрации этих активов по отношению к капиталу. А вот вложения в финансовые организации регулируются жестче – вычету подлежит превышение порогового значения в размере 10% от базового капитала.

Что предлагает ЦБ

ЦБ рассматривает три возможных сценария регулирования:

Вариант А . Самый жесткий – разделение банковской и нефинансовой деятельности. Но из-за такого решения могут пострадать и клиенты, так как, например, часть экосистемного бизнеса и продуктов могла быть реализована на платформе самого банка и их будет невозможно выделить отдельно или продать;

Вариант Б . Самый простой – введение максимального коэффициента риска (1250%, то есть когда на 1 руб. инвестиций требуется 1 руб. капитала) или вычет из капитала банка всех новых вложений в ИА, которые создают повышенные риски для кредиторов и вкладчиков. Такой подход игнорирует различия в концентрации ИА у банков, их рискованности, и не позволит увеличить покрытие капиталом накопленного банками запаса ИА. Кроме того, этот путь радикально ограничит пространство для стратегического развития банков, существенно увеличив их издержки на внедрение инноваций;

Вариант В . Самый сбалансированный – внедрение для ИА риск-чувствительного лимита (РЧЛ) в процентах от капитала.

Наиболее оптимальным для регулятора видится третий вариант. При таком подходе банки смогут развивать новые сервисы и инвестировать в адекватном размере, если их вложения в ИА, начиная с определенного уровня, будут полностью обеспечены средствами акционеров. Если такие вложения будут успешными, акционеры получат дополнительный доход. Если нет – интересы клиентов банков не пострадают. Лимит концентрации ИА предлагается установить в размере 30% от совокупного капитала и распространить на широкий перечень активов, например:

Непрофильное имущество (включая инвестиционную недвижимость);

Вложения в нефинансовые компании (в том числе через гибридные инструменты, например, партнерства), вложения в инвестиционные фонды, включая ЗПИФ;

Другие активы (будут обсуждаться с рынком), не предполагающие требований по возврату средств, которые создают повышенные риски для кредиторов и вкладчиков.

Что еще хочет ЦБ

ЦБ предлагает включать в список системно значимых (СЗКО) банки, которые участвуют в крупных экосистемах, даже если они не удовлетворяют отдельным критериям масштаба банковской деятельности, чтобы минимизировать системные риски. В этом случае для них будет действовать надбавка к достаточности капитала за системную значимость в размере 1 п.п. В случаях, когда риски экосистемы будут особенно высоки и могут иметь последствия для финансовой стабильности, к таким СЗКО будут устанавливаться надбавки больше 1 п.п. Для определения значимости экосистемы могут использоваться такие критерии, как количество регулярных пользователей, торговый оборот или численность персонала у поставщиков и других предприятий, которые обеспечивают функционирование экосистемы.

РЧЛ предлагается распространить на банки с универсальной лицензий и внедрять на индивидуальной и консолидированной основе. Превышение РЧЛ будет вычитаться из регулятивного капитала при расчете нормативов. Введение РЧЛ заменит существующие требования по вычету из капитала основных средств, инвестиционной недвижимости и другого материального имущества, а также повышенных риск-весов по вложениям в акции и доли нефинансовых организаций в части, превышающей индивидуальный и совокупный лимиты.

Действующие правила по расчету резервов для ИА новый подход не затронет. ЦБ приводит пример действия РПЛ. Есть два банка – хороший и плохой, у них почти одинаковый баланс, размер активов (5000) и капитал (500), но вот у плохого концентрация ИА выше (200 или 40% от капитала), а кредитов меньше. Далее РПЛ действует так: каждой группе ИА (всего их предлагается делить на три по степени риска) присваивается коэффициент от 1 до 5 для расчета вычета из капитала – чем выше коэффициент, тем меньше активов укладывается в 30%-ый лимит. Затем вычисляется средний коэффициент: у хорошего банка он 1,87, у плохого – 3,7.

В итоге, с поправкой на коэффициент ИА плохого банка уже не 200, а 740 и превышают лимит на капитал в абсолютном выражении на 590 (максимум – 150): получается, что на покрытие ИА банку потребуется вычесть из капитала еще 159 (превышенный лимит делится на средний коэффициент). Из-за превышения лимита плохой банк пробивает норматив ЦБ, так как теперь должен потратить на покрытие ИА значительно больше капитала. Чтобы банки с низким запасом капитала и/или высокой концентрацией ИА смогли подготовиться к введению лимита, он может внедряться поэтапно. Например, в течение пяти лет значение лимита может быть последовательно снижено с начальных 100% до целевых 30%. Вариант с РЧЛ, считает регулятор, позволит существенно снизить нежелательные последствия экспансии банков в другие сферы бизнеса: у банков будет стимул не накапливать избыточные ИА, а, наоборот, продавать их для высвобождения лимита. Такой подход поддержит конкуренцию, будет способствовать продвижению инноваций и обеспечивать максимальную выгоду от внедрения платформенных и экосистемных решений.

Банк России представил доклад для общественных консультаций "Экосистемы: подходы к регулированию". В документе отмечено, что прогрессивные финансовые организации трансформируются в технологические компании и создают вокруг себя экосистемы финансовых и нефинансовых услуг, а также осуществляют совместные проекты с интернет-компаниями.

Непосредственную причину активизации работы на этом направлении многие эксперты увязывают с опубликованной Регулятором в обзоре развития финансового сектора за 2020 год информации об убыточности нефинансовых сервисов Сбербанка и связанных с этим рисками финансирования одних направлений бизнеса за счет других. Тем более, что по заявлениям руководства Сбера, экосистема со временем сможет потягаться по размерам бизнеса и капитализации с основным бизнесом - банковским.

Подготовленный доклад вызвал оживленную дискуссию еще до начал общественных консультаций. Мнений высказывается много, как в поддержку создания экосистем, так в форме критических суждений по данному поводу. Однако в самом докладе, в комментариях к нему со стороны представителей руководства ЦБ, а также в высказываниях экспертов не удается найти ответы на ряд принципиальных вопросов, связанных с процессом трансформации ряда крупнейших кредитных организаций в экосистемы, предоставляющие небанковские услуги юридическим и физическим лицам.

Среди имеющихся многочисленных вопросов представляется целесообразным выделить лишь несколько из них.

В данный момент стало очевидным , что трансформация крупнейшей кредитной организации страны в экосистему Сбер было одной из основных причин и целей выведения её из-под эгиды Банка России. Соответственно можно с уверенностью сказать, что всесторонняя проработка проводилась уже на стадии подготовки данного решения. Тогда почему потребовался такой длительный период времени для вынесения на обсуждение комплекса вопросов, связанных с уже широкомасштабно осуществляемым процессом. Тем более, что по заявлениям ЦБ, были очевидны риски реализации проекта.

Спрашивается, почему ЦБ не проявляет такой озабоченности состоянием экономики и занятости населения, как это имеет место в случае с экосистемами. Вопрос, конечно, риторический. И ответ простой – у центрального банка страны отсутствует соответствующая законодательно установленная функция. Однако предполагаемое регулирование развития экосистем также не предусмотрено федеральным законом о ЦБ. Так может эти вопросы необходимо обсуждать не в рамках общественных дискуссий, а решать в установленном законотворческом порядке, внося соответствующие поправки и дополнения в действующий закон. Тем более, что неясно, связана ли активизация обсуждения данного вопроса только с выявленной убыточность сервисов экосистемы Сбер или существуют какие-либо иные скрытые причины.

Осуществляя свою деятельность, ЦБ действует в рамках законодательно установленных функций, учитывает рекомендации МВФ , а также опыт работы центральных банков зарубежных стран. В этой связи полезно было бы получить информацию о том, чем руководствуются специалисты Банка России при подготовке конкретных предложений по регулированию таких сложных функциональных структур, как экосистемы . Опыт трансформации действующих банков в экосистемы не только в стране, но и в мире не накоплен. Деятельность крупных коммерческих банков зарубежных стран, как правило, концентрируется на оказании банковских и финансовых услуг.

В этой связи возникает еще один вопрос. В какой мере соответствуют заявленные цели тем, которые в реальности намечено достигнуть. В докладе упомянута необходимость поддержать развитие национальных экосистем в целях их конкурентоспособности на российском рынке с такими международными экосистемами, как, например, Amazon и Alibaba Group. Однако возникает вопрос, насколько объективно просчитаны затраты на обеспечение такой конкуренции, и каковы ожидаются на практике результаты.

Все вышеизложенное конечно не исчерпывает совокупность имеющихся многочисленных вопросов. Можно было бы, например, спросить, собирается ли Банк России отслеживать перекрёстное финансирование в Сбере. Особенно перед отчётными датами и в связи с необходимостью выявления соответствия банковским нормативам.

К тому же, если обсуждать предложения по созданию благоприятной среды и дальнейшему инновационному развитию платформенного сегмента в российской экономике до 2022 года, то сколько времени потребуется для подведения итогов, а затем подготовки законопроекта или иного решения. Не затянется ли этот процесс ещё на два-три года.

Среди совокупности возникающих вопросов можно выделить, как минимум, два, имеющих, как представляется, основополагающий характер.

Первый . В данный момент трудно определить возможные сроки завершения и масштаб последствий пандемии. Значительного времени потребует преодоление кризисных явлений в экономике и достижение даже стадии восстановительного роста. Соответственно сейчас достаточно сложно просчитать весь объем материально-технических, организационных и финансовых затрат, которые еще возможно потребуется осуществить. В этой связи, учитывая, что решение принималось во второй половине 2020 года, возникает такой вопрос. Насколько объективно была определена срочная необходимость принятия на практике решения о преобразовании крупнейшего системообразующего банка страны в экосистему, фактически приоритетно ориентированную на оказании небанковских услуг. Тем более, что согласно заявлениям руководства ЦБ, возможность возникновения определенных рисков была очевидна.

Второй . Вследствие кризиса в экономике, связанного с пандемией, а также ухудшения ситуации во внешнеэкономической и внешнеполитической сферах, значительно ухудшились финансовые результаты деятельности предприятий и организаций различных отраслей и сфер экономики. Продолжается сокращение доходов населения, сохраняется крайне сложная ситуация в сфере занятости, особенно в региональном аспекте. В этой связи и возникает вопрос. А на какой спрос рассчитано намеченное в рамках экосистемы Сбер предложение комплекса услуг, особенно высокотехнологичных. И в какой мере в последнем случае учтен возрастной состав населения, которому такие услуги, требующие специальной подготовки и соответствующих знаний, предполагается предложить. Не стоит в этих условиях удивляться убыточности сервисов рассматриваемой экосистемы. Получен закономерный результат. Пусть уж лучше девушки продолжают танцевать, рекламируя новые кредитные карты Сбера. Менее затратное и беспроигрышное занятие.


Мужчина у здания Центрального Банка РФ на Неглинной улице. Алексей Зотов/ТАСС

Детали. К рискам развития экосистем в России ЦБ относит риски для экономики и государства, а также риски для самих банков, их клиентов и финансовой стабильности:

  • Переток клиентов в крупные экосистемы приведет к усилению их позиций, и, как следствие, экосистемы могут начать злоупотреблять своим доминирующим положением.
  • Растущие объемы информации, передаваемой экосистеме, создают риски утечки и несанкционированного использования персональных данных клиентов и информации, которая составляет банковскую тайну.
  • Банки, развивающие экосистемы по партнерской модели, могут столкнуться с ростом бизнес-рисков: ошибочный подход к выбору партнеров или инвестиций может привести к оттоку клиентов или снижению их лояльности. Партнерам банков также может потребоваться финансовая помощь, что негативно скажется на основном бизнесе банка.
  • Дополнительным рискам могут быть подвержены банки, которые создают нефинансовые сервисы в экосистеме за счет приобретений. Экосистемные продукты могут потребовать субсидирования в ущерб основной деятельности банка, пишет ЦБ.
  • Главным риском ЦБ считает накопление на балансе банков большого количества иммобилизованных активов (ИА). К таким активам ЦБ относит непрофильные активы, по которым не возникает права требования, один из примеров иммобилизованных активов – это вложения в развитие экосистемы. Они не генерируют предсказуемого денежного потока и не могут быть надежным обеспечением по банковским обязательствам — счетам и вкладам, считает ЦБ.

Общие вложения ТОП-30 банков в нефинансовые компании, имущество, непрофильную недвижимость и инвестфонды (все это регулятор относит к иммобилизованным активам) составляют 2,4 трлн рублей или около 20% от их совокупного капитала. Развитие экосистем стимулирует банки накапливать на своих балансах иммобилизованные активы, и через 5-10 лет их объем может вырасти в несколько раз, что негативно повлияет на финансовую устойчивость банков и в целом на финансовую стабильность прогнозирует ЦБ.

Какое регулирование предлагает ЦБ. ЦБ рассматривает три варианта ограничения рисков в развитии банковских экосистем:

ЦБ планирует ужесточить требования к раскрытию информации: банки будут отражать в отчетности данные об объеме инвестиций в экосистемы, о результатах этих инвестиций и влиянии на капитал и прибыль. Также регулятор может признать банки, развивающие экосистемы, системно значимыми (таким образом, кредитные организации будут вынуждены соблюдать повышенные надбавки).

Предлагаемые изменения ЦБ планирует внедрять в течение 3-5 лет.

Зачем вам об этом знать. ЦБ намерен ужесточить регулирование для банков, активно строящих экосистемы. Им может потребоваться больше капитала для развития нефинансовых сервисов.

Подпишитесь на наш телеграм-канал @frank_media , чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропустите, когда начнется!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: