Доклад министра социальной политики свердловской области

Обновлено: 14.05.2024

от 5 июля 2017 года N 480-ПП

Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года"

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

1. Утвердить государственную программу Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года" (прилагается).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01 января 2017 года.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Губернатора Свердловской области П.В. Крекова.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Свердловской области
Е.В.КУЙВАШЕВ

Утверждена
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 5 июля 2017 г. N 480-ПП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2024 ГОДА"

Ответственный исполнитель государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года" (далее - государственная программа, государственная программа "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года")

Министерство социальной политики Свердловской области

Сроки реализации государственной программы

2017 - 2024 годы

Цели и задачи государственной программы

Цели государственной программы:

1) организация социального обслуживания конкретного человека как динамического процесса социальной реабилитации, где каждое действие направлено на достижение результата, на изменение его статуса в лучшую сторону, на активизацию его собственного потенциала в решении имеющихся проблем;

2) обеспечение условий для самостоятельного ответственного выбора гражданами вариантов решения своих жизненных проблем с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства;

3) развитие эффективного межсекторного партнерства: государство, бизнес, общество. Развитие рынка социальных услуг на основе государственно-частного, общественно-государственного партнерства;

4) повышение качества жизни граждан, нуждающихся в особой поддержке государства. Обеспечение равных возможностей для реализации потенциала каждого человека на основе его способностей и таланта;

5) обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность;

6) эффективное семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) повышение доступности и качества реабилитационных услуг, содействие социальной интеграции инвалидов в Свердловской области;

8) формирование условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества;

9) обеспечение исполнения полномочий и функций Министерства социальной политики Свердловской области по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере.

Задачи государственной программы:

1) организация современной системы предоставления социальных услуг;

2) повышение эффективности использования имеющихся кадровых и материальных ресурсов;

3) формирование и развитие рынка социальных услуг;

4) расширение форм участия негосударственных организаций в предоставлении социальных услуг;

5) поддержка деятельности некоммерческих организаций;

6) предоставление гарантированных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан своевременно и в полном объеме;

7) формирование системы комплексной профилактики социального неблагополучия семей на основе межведомственного взаимодействия;

8) укрепление традиционных семейных ценностей, профилактика и преодоление семейного неблагополучия;

9) повышение эффективности социальной защиты детей, нуждающихся в особой заботе государства;

10) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) создание условий для активного, независимого образа жизни инвалидов. Содействие социальной интеграции инвалидов;

12) совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

13) формирование толерантного отношения общества к инвалидам;

14) повышение качества и разнообразия социальных сервисов, предоставляемых пожилым гражданам;

15) обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей;

16) создание условий для активного долголетия, развитие различных форм клубной работы, социального туризма для пожилых людей;

17) обеспечение выполнения целевых показателей государственной программы

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограмма 1. Повышение качества и доступности социального обслуживания. Обеспечение соответствия системы социальных услуг современной структуре потребностей общества.

Подпрограмма 2. Развитие трехстороннего партнерства: государство, бизнес, общество. Развитие рынка социальных услуг.

Подпрограмма 3. Развитие человеческого потенциала, повышение уровня социальной защищенности населения.

Подпрограмма 4. Счастливая семья.

Подпрограмма 5. Доступная среда.

Подпрограмма 6. Активное старшее поколение.

Подпрограмма 7. Обеспечение реализации государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года"

Перечень целевых показателей государственной программы

1) доля граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Свердловской области (далее - организации социального обслуживания), в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания;

2) доля организаций социального обслуживания Свердловской области, в которых проведено укрепление материально-технической базы для повышения качества оказываемых социальных услуг, от общего количества организаций социального обслуживания;

3) снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, по отношению к предыдущему году;

4) доля семей, распорядившихся (распоряжающихся) средствами областного материнского (семейного) капитала, в общем количестве семей, получивших сертификат;

5) количество многодетных семей;

6) доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, а также охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Свердловской области;

8) количество пожилых граждан, охваченных мероприятиями школ пожилого возраста;

9) доля граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам различной направленности, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста;

10) удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений всех форм собственности

Объем финансирования государственной программы по годам реализации

всего - 423366826,0 тыс. рублей,

2017 год - 41924797,0 тыс. рублей;

2018 год - 44934941,1 тыс. рублей;

2019 год - 46911011,4 тыс. рублей;

2020 год - 58769181,1 тыс. рублей;

2021 год - 63403184,7 тыс. рублей;

2022 год - 61583952,3 тыс. рублей;

2023 год - 63809487,4 тыс. рублей;

2024 год - 42030271,0 тыс. рублей;

федеральный бюджет - 93926145,7 тыс. рублей,

2017 год - 5227037,4 тыс. рублей;

2018 год - 5892279,9 тыс. рублей;

2019 год - 6964947,8 тыс. рублей;

2020 год - 16153396,8 тыс. рублей;

2021 год - 18819234,7 тыс. рублей;

2022 год - 17797873,2 тыс. рублей;

2023 год - 17955412,8 тыс. рублей;

2024 год - 5115963,1 тыс. рублей;

областной бюджет - 321515704,7 тыс. рублей,

2017 год - 35872027,8 тыс. рублей;

2018 год - 37942768,9 тыс. рублей;

2019 год - 38986474,1 тыс. рублей;

2020 год - 41580983,7 тыс. рублей;

2021 год - 43549149,4 тыс. рублей;

2022 год - 42751278,5 тыс. рублей;

2023 год - 44819274,0 тыс. рублей;

2024 год - 36013748,3 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 7924975,6 тыс. рублей,

2017 год - 825731,8 тыс. рублей;

2018 год - 1099892,3 тыс. рублей;

2019 год - 959589,5 тыс. рублей;

2020 год - 1034800,6 тыс. рублей;

2021 год - 1034800,6 тыс. рублей;

2022 год - 1034800,6 тыс. рублей;

2023 год - 1034800,6 тыс. рублей;

2024 год - 900559,6 тыс. рублей

Адрес размещения государственной программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) организует работу по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан:

1) предоставление мер социальной поддержки в денежной форме - в виде ежемесячных денежных выплат, областного материнского (семейного) капитала, субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам;

2) предоставление мер социальной поддержки в форме услуг - путем организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, лицам без определенного места жительства и занятий, освободившимся из мест лишения свободы;

3) предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме - обеспечение продуктами питания, средствами санитарии и гигиены, средствами ухода за детьми, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, топливом;

4) предоставление мер социальной поддержки в форме льгот - прием вне конкурса для обучения в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования; внеочередной прием в организации социального обслуживания; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Реализуются меры государственной поддержки семей с детьми: предоставление областного материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми, в том числе выплата единовременного пособия женщине, родившей третьего и последующих детей, и женщине, родившей одновременно двух и более детей, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста трех лет.

Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особое внимание уделяется вопросам повышения качества подбора и подготовки граждан, выразивших желание принять детей на воспитание в свои семьи.

Неуклонно сокращается число детей, находящихся на учете в региональном банке данных о детях. На 31.12.2015 число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот, составляло 2279 человек, на 31.12.2016 - 1957 человек.

По состоянию на 31.12.2016 14955 семей, проживающих на территории Свердловской области, воспитывают детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 38,6 процента составляют приемные семьи (5775 приемных семей). Рост числа приемных семей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составил 5,6 процента (на 31.12.2015 - 5469 семей).

На территории Свердловской области действует многопрофильная сеть организаций социального обслуживания, проводятся мероприятия по оптимизации сети и обеспечению комплексной безопасности клиентов в организациях, внедряются новые социальные технологии.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 26.08.2015 N 761-ПП "О передаче функций и полномочий учредителя в отношении государственных казенных образовательных учреждений Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области" с 01.01.2016 Министерство реализует функции и полномочия учредителя в отношении 32 государственных казенных образовательных учреждений Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые с 01.07.2016 стали социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних.

Таким образом, общее количество государственных учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет полномочия и функции учредителя, увеличилось на 19 процентов и составило по состоянию на 01.01.2017 169 учреждений.

Одной из основных целей Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Свердловской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") является повышение к 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Свердловской области, принятие мер по выравниванию размера оплаты труда персонала, оказывающего социальные услуги населению.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами. Использование этого инструмента, как следует из данных Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, способствовало снижению численности населения Свердловской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 10,5 процента в 2011 году до 9,7 процента в 2015 году.

Мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности системы мер социальной поддержки населения, развитию социального обслуживания, расширению участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг отдельным категориям граждан, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере социальной защиты населения, предполагается реализовать в рамках государственной программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года".

Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации: гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного жительства и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Социальные услуги в стационарной форме получают ежегодно более 7,5 тыс. человек. За 2014 год услуги в полустационарной форме и на дому предоставлены 934,94 тыс. человек.

В 2015 году организациями социального обслуживания предоставлено 58522059 социальных услуг.

Сохраняется спрос граждан на социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме. Сократившись за 2014 - 2015 годы на 36 процентов, по состоянию на 01.01.2016 очередность составила 62 человека.

Стационарные организации социального обслуживания находятся в состоянии, обеспечивающем комфортное и безопасное проживание граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе страдающих психическими расстройствами. В настоящее время ветхие и аварийные здания с постоянным круглосуточным проживанием людей отсутствуют.

В Свердловской области по состоянию на 01.01.2016 7 процентов населения (304285 человек) имеют статус инвалида. Численность данной категории имеет некоторую тенденцию к снижению. Так, за 2014 - 2015 годы количество инвалидов сократилось на 4,4 процента.

В регионе сохраняется тенденция старения населения. По состоянию на 01.01.2016 в Свердловской области проживают 1085105 человек старше трудоспособного возраста, что составляет 25 процентов населения региона. По сравнению с 2014 годом (когда этот показатель составлял 24,2 процента) численность граждан старше трудоспособного возраста выросла на 3,8 процента.

С учетом вышеприведенных данных в прогнозируемом периоде (2017 - 2024 годы) потребность граждан в мерах социальной поддержки будет возрастать.

Заработать в шесть раз больше супруга: рейтинг самых богатых жен и мужей свердловских министров

Больше всех с женой повезло заместителю губернатора Сергею Зырянову . Ее доходы уже не первый год выше, чем у всех остальных членов правительства.

Правительство Свердловской области опубликовало отчеты о доходах министров в 2018 году. В отличие, например, от депутатов Законодательного собрания, члены кабмина зарабатывают больше своих супругов. За редким исключением.


Самым богатым человеком в правительстве стал Алексей Орлов . Он задекларировал 9,5 млн рублей. Но его доход не идет ни в какое сравнение с заработком жены заместителя губернатора Сергея Зырянова . Она заработала за год 31,77 млн рублей. В прошлом году Татьяна Зырянова также была в лидерах, за 2017 год она задекларировала более 58 млн рублей. Ее супруг увеличил доход на 200 тыс. рублей — до 4,8 млн рублей.

На втором месте – муж министра культуры Светланы Учайкиной Владислав . За 2018 год он заработал 28 млн рублей. Хотя еще год назад его доход не превышал 1,3 млн рублей. Доходы самой Учайкиной выросли на 300 тысяч — до 2,5 млн рублей. Владислав Учайкин — соучредитель нескольких ООО, которые занимаются управлением недвижимостью.

Жена министра социальной политики Свердловской области Андрея Злоказова заработала 17,8 млн рублей. На миллион меньше, чем годом ранее. Ее супруг задекларировал 4,29 млн рублей дохода, увеличив заработок в два раза.

Супруги остальных членов правительства зарабатывают меньше. Интересно, что второй год подряд жена министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Василия Козлова прописывает в декларации доход в 12 копеек.

Министерство-Социальной-Политики Свердловской-Области

Стартовал прием проектов на второй конкурс президентских грантов 2022 года
К участию приглашаются некоммерческие организации всей страны.

Подать заявку можно с 1 февраля до 15 марта. Однако фонд рекомендует не откладывать подготовку проекта на последние дни, поскольку это часто негативно сказывается на качестве заявки и, соответственно, шансах получить поддержку.
Показать полностью.

Вся информация об условиях участия в конкурсе опубликована на сайте фонда. Ответы на основные вопросы есть в центре поддержки заявителей.

Итоги конкурса будут подведены в первой половине июня. А с 1 июля поддержанные проекты уже смогут начать реализацию.

По результатам конкурса между некоммерческими организациями будет распределено до 4 млрд рублей.

Президентские гранты

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

Минсоцполитики Свердловской области

Минсоцполитики Свердловской области запись закреплена

О предоставлении частичной компенсации затрат на подключение жилых помещений к газовым сетям. Социальные гарантии предоставляются следующим категориям граждан:

1) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, по независящим от них причинам, порядок установления которых определяется Правительством Свердловской области, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;

2) гражданам, достигшим возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины);

3) гражданам, которым установлена досрочная страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или социальная пенсия по инвалидности.

В Свердловской области внедряются новые подходы к развитию системы социальной помощи. В частности, совершенствование работы кадровой и информационной политики, перевод соцучреждений на автономный режим работы и создание конкурентного рынка социальных услуг. О том, как ведется работа и каких результатов региону удалось уже добиться, рассказал министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов.


Фото: Александр Зайцев, Коммерсантъ

— В связи с чем Свердловская область внедряет новые стандарты в сфере социальной политики?

— Что в результате стало основными направлениями развития соцполитики в регионе?

— Во-первых, система соцуслуг должна динамично развиваться и отвечать современной структуре потребностей всего общества, включая средний класс. Во-вторых, экономические механизмы социальной сферы должны быть настроены на поддержку конкуренции в интересах потребителей услуг. В-третьих, социальная политика должна ориентироваться на действенную поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. При этом важно создавать такие условия, при которых каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи. В-четвертых, сама система должна гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты — развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели должен стать общественный диалог, а также развитие механизмов социального партнерства.

— При реформировании нельзя исключать риски: не получится ли, что нововведения нарушат систему, формировавшуюся годами?

— Кому помощь оказывается в первую очередь?

— Сейчас мы больше стараемся помогать и поддерживать только тех, кто по объективным причинам не может заработать себе на жизнь. Реализуем программы демографического развития, профилактики семейного неблагополучия и пропаганды семейных ценностей, социальной поддержки старшего поколения, формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

— Программа рассчитана c 2013 по 2018 годы, но можно ли сейчас подвести предварительные итоги?

— В Свердловской области происходят знаковые перемены: улучшается демографическая ситуация, растет продолжительность жизни уральцев. Приведу цифры: за последние восемь лет продолжительность жизни свердловчан увеличилась на 3,5 года. В два раза выросло количество многодетных семей: теперь их свыше 39 тысяч, в таких семьях воспитывается более 118 тыс. детей. Во многом этому росту способствуют как выплаты различных видов пособий, так и предоставление областного материнского капитала, который на данный момент превышает 100 тыс. руб. Напомню, к 2020 году мы ставим цель повысить количество многодетных семей в Свердловской области до 45,62 тыс. Кроме того, мы развиваем различные формы семейного устройства, сокращаем и перепрофилируем детские дома. Результат уже виден: количество несовершеннолетних ребят в базе данных на усыновление сократилось с 6981 ребенка в начале 2009 года до 3188 на 1 мая 2015 года — на 54,3%. Большая часть оставшихся — это кровные братья и сестры, которых при передаче в приемные семьи нельзя разлучать, и дети, имеющие хронические заболевания.

— На какую поддержку могут рассчитывать семьи, усыновляющие детей?

— Начну с того, что Свердловская область вообще является одним из лидеров по развитию института приемных семей.

— А могут ли рассчитывать на такую помощь семьи, где нет приемных детей?

— Как в рамках новой стратегии работы будет проходить модернизация социального обслуживания населения?

В-пятых, мы тесно сотрудничаем с общественными организациями. Во многом этому способствовали поправки в федеральное и областное законодательство. В этом году вступили в силу законы об основах соцобслуживания населения. Согласно документам, предоставлять социальные услуги теперь могут ИП, коммерческие, а также и НКО, работающие в этой сфере на территории региона. Отмечу, что общественные организации области тоже участвуют в решении государственных задач. Например, формирование безбарьерной среды и развитие инклюзивного движения, социальная адаптация инвалидов и их семей, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, повышение качества жизни людей пожилого возраста, поддержка ветеранов, инвалидов боевых действий, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также развитие институтов гражданского общества.

И наконец, шестое. Важно не только качественно предоставить услугу, но и провести грамотный учет проделанного. Организация современной системы учета — одна из самых серьезных задач, которую мы реализуем в настоящее время. Во многом это достигается за счет информатизации соцобслуживания. Мы разработали автоматизированный алгоритм реализации требований и механизмов ФЗ №442, ведущий как реестр поставщиков социальных услуг региона, так и реестр их получателей. Эта система позволяет составлять индивидуальные программы, обеспечивать качество предоставляемых социальных услуг и информационную открытость.

— Расскажите подробнее про эту систему.

— Расскажите о Первом Всемирном конгрессе людей с ограниченными возможностями здоровья, который пройдет в Екатеринбурге в 2017 году?

— А готов ли Екатеринбург к такому мероприятию?

Читайте также: