Доклад о реализации государственной национальной политики

Обновлено: 04.07.2024

Россия — многонациональная страна. Веками, словно в огромном плавильном котле, смешивает и соединяет она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. Россия на протяжении столетий ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов, формируя уникальную цивилизацию.

↑ Принципы национальной политики РФ

Национальная политика — комплекс мер и действий государства в отношении народов, проживающих на его территории. Главная задача

национальной политики — согласование интересов народов, создание гармоничных и мирных отношений между ними, основанных на взаимном уважении и сотрудничестве. Национальная политика выражается в документа (конституция страны, законы, договоры), в практической деятельности государственных органов и чиновников.

При несбалансированности национальной политики обостряются отношения между нациями, между центральной властью и отдельными ее национально-территориальными образованиями. Это может привести к национальным конфликтам.

Основой национальной политики РФ является Конституция. В ее преамбуле и главах можно выделить основные идеи политики в сфере межнациональных отношений: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Еще одним важным документом является "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации", приведем некоторые положения:

Рассмотрены основные положения Стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Оценка потенциальной эффективности предусмотренного Стратегией механизма ее реализации и формулировка отдельных принципов государственной национальной политики.

Рубрика Политология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.10.2018
Размер файла 22,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ISSN 1997-292X № 5 (31) 2013, часть 2 13

Стратегия государственной национальной политики до 2025 года: правовой анализ

Алфимцев Владимир Николаевич, к.ю.н. ГУ МВД России по Московской области

В статье рассмотрены основные положения Стратегии государственной национальной политики до 2025 года. Дается оценка потенциальной эффективности предусмотренного Стратегией механизма ее реализации и предлагается авторская формулировка отдельных принципов государственной национальной политики. Автор приходит к выводу о начале нового этапа в развитии государственной национальной политики.

State national policy strategy until 2025: legal analysis. Alfimtsev Vladimir

The author considers the main provisions of the State National Policy Strategy until 2025, estimates the potential effectiveness of the implementation mechanism provided in the strategy, suggests his own formulation of some principles of the state national policy, and comes to the conclusion about a new stage in the state national policy development.

Key words and phrases: state national policy strategy; legal analysis; priority directions; implementation mechanism effectiveness; state national policy principles; “nation formation” stage.

Стратегия - это система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия состоит из четырех глав, в которых последовательно отражаются состояние межнациональных и межэтнических отношений в Российской Федерации, цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, механизм реализации государственной национальной политики Российской Федерации. стратегия государственный национальный политика

Анализ Стратегии позволяет говорить о широте проведенной работы при ее создании, об ощутимом шаге вперед в нормативном регулировании государственной национальной политики и противодействии межнациональным противоречиям.

В ее тексте учтены многие элементы современной социально-правовой парадигмы, требующие правового регулирования уже многие годы, и в то же время введены новые понятия, которым еще предстоит утвердиться в правовом пространстве России.

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

- недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации.

Такой подход свидетельствует о четком понимании со стороны государственной власти проблем, беспокоящих российское общество. Кроме того, именно выделенные факторы составляют в том числе и основные причины возникновения противоречий на межнациональной и межэтнической почве.

Также следует отметить, что авторами учтен аспект религиозных противоречий и их неотъемлемая связь с национальными и этническими противоречиями. Кроме этого в качестве одного из основополагающих принципов государственной национальной политики выделено своевременное и мирное разрешение межнациональных и межэтнических противоречий и конфликтов.

Среди задач государственной национальной политики особое внимание хотелось бы обратить на задачи, выделяющиеся своей инновационностью и прикладным характером, а именно:

- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;

- установление ответственности должностных лиц государственных и муниципальных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях, а также мер стимулирования указанных лиц;

- определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряженности и конфликтов;

- создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать возможность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;

- формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие региональных и этнокультурных укладов жизни населения;

- обеспечение потребностей российской экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития регионов, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах.

Тем самым Стратегия носит не только важный концептуальный, но и в то же время практический характер. Реализация указанных выше задач способна, как представляется, существенно изменить ситуацию в сфере межнациональных и межэтнических отношений. Однако механизм реализации конкретно этих задач еще только предстоит разработать.

Несмотря на это, общий механизм реализации Стратегии имеет место быть. В качестве его основополагающего принципа выступает координация государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных мер.

Мною ранее отмечалось, что на эффективную реализацию государственной национальной политики непосредственное влияние оказывает финансирование. Тем самым требовалось ежегодное выделение отдельной строкой в бюджетах всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств на реализацию государственной национальной политики. И на основе этого представлялся необходимым контроль над реализацией бюджетных средств, в качестве которого могли выступить разработанные показатели эффективности реализации государственной национальной политики (профилактики межнациональных конфликтов и этнического экстремизма, определения уровня межэтнической напряженности) в рамках системы показателей эффективности деятельности губернаторов, а также основных критериев и показателей обеспечения национальной безопасности [1, с. 64].

Отрадно, что в Стратегии учтены данные предложения и на Правительство Российской Федерации теперь возлагаются обязанности по разработке плана мероприятий по реализации Стратегии, который должен быть учтен при формировании федерального бюджета, а также по разработке и утверждению основных характеристик (индикаторов), позволяющих оценивать состояние межнациональных и межэтнических отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации.

В ходе реализации Стратегии созданный при Президенте Российской Федерации Совет по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей Стратегии. Кроме того, по решению Главы государства проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации могут рассматриваться на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации, совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

Таким образом, при должном исполнении потенциальная эффективность механизма реализации Стратегии находится на высоком уровне.

Справедливо полагать, что отсутствие в тексте Стратегии дефиниций таких основных понятий для государственной национальной политики, как этнос, нация, народ, межнациональные и межэтнические отношения, межнациональные и межэтнические противоречия, межнациональные и межэтнические конфликты, сковывает прогрессивный потенциал принятого документа.

Кроме этого, в качестве принципов государственной национальной политики выделяются:

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

- обеспечение прав национальных меньшинств;

- взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации.

Вместе с тем вторая часть данной задачи, в качестве которой закреплен мониторинг состояния межнациональных отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей, бесспорна.

Несомненным плюсом Стратегии является тот факт, что она учитывает не только изменения, коснувшиеся государства и общества, но в то же время и дает направления, по которым должна будет развиваться государственная национальная политика в будущем. Предусмотренный потенциально эффективный механизм ее реализации позволит Стратегии оказать реальное воздействие на межнациональные и межэтнические отношения в России.

1. Алфимцев В. Н. Организационно-правовые основы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям в России: монография. Калуга: Полиграф-Информ, 2011. 71 с.

2. Андриченко Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в РФ.

6. Юсуповский А. М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 4. С. 56-60.

Подобные документы

Понятие "национальной идеологии" и ее положение в современной России. Уровни сложности идеологического самоопределения общества. Взаимосвязь политики, идеологии и национальной идеи. Основа политических манипуляций. Главные функции национальной культуры.

реферат [146,3 K], добавлен 11.12.2013

Содержание понятия "национальная политика". Историография национальной политики в ходе исторического развития и политических преобразований России. Исследования национальных отношений в послевоенный период. Современные черты межнациональных отношений.

реферат [17,5 K], добавлен 27.12.2012

Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики. Проблемы миграции и ксенофобии.

контрольная работа [43,4 K], добавлен 25.02.2012

Место Президента РФ в системе органов государственной власти России. Его компетенции и обязанности. Полномочия Президента России в области внешней политики. Оценка основных направлений внешней политики государства и осуществление мер по ее реализации.

реферат [20,2 K], добавлен 10.12.2011

Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.

Раздел ЕГЭ: 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Каждое государство выстраивает свою линию поведения касательно различных наций. Без этого невозможно ведение политики в принципе.

Национальная политика — часть общей политики, проводимой государством, которая касается межнациональных отношений. Относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности.

Главная цель национальных отношений — регулирование отношений между различными этносами.

Вся политическая система Российской Федерации основывается на Конституции. Она очерчивает все основные моменты жизни страны, в том числе и необходимой национальной политики.

Конституция — главный закон страны, определяющий основы политической, правовой и экономической систем государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ

Согласно Конституции государству необходимо проводить политику, направленную на сохранение исторически сложившегося территориального единства народов, а также сохранение памяти предков. На территории государства должны соблюдаться права и свободы человека, гражданский мир и согласие, а также равноправие народов.

Четыре статьи Конституции регулируют национальные отношения внутри Федерации.

  • Статья 2, пункт 19. Человеку гарантируются права и свободы человека вне зависимости от его национальной принадлежности, их равенство, понимание, соблюдение и защита.
  • Статья 26. Каждый человек имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества.
  • Статья 68. Русский язык — государственный язык на всей территории РФ. При этом республики имеют право дополнительно установить свои государственные языки.
  • Статья 13, пункт 29. На территории РФ запрещены действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Федерации, ведение пропаганды расового, национального или языкового превосходства.

НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 1996 г. предписывает основные направления и принципы проводимой этносоциальной политики. К данным направлениям относятся:

  • контроль сохранения равенства прав и свобод человека вне зависимости от его расы, национальности, языка;
  • запрет на любые формы ограничений прав граждан по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам;
  • сохранение исторически сложившейся целостности РФ;
  • равные права всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • гарантия соблюдения прав коренных малочисленных народов;
  • право самоопределения гражданина своей национальной принадлежности без всякого принуждения;
  • поддержка развития национальных культур и языков народов РФ; мирное и своевременное разрешение национальных противоречий и конфликтов;
  • запрет деятельности, подрывающей безопасность государства, разжигание социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов, ненависти и вражды;
  • защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих за пределами государства.

Указ Президента России от 19 декабря 2012 года №1666. Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики. Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Указом Президента России утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия).

Стратегией определены приоритеты, цели, принципы, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной национальной политики.

Цель Стратегии – укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности её народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

Стратегия служит основой для координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики.

Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов России, развития их национальных языков и культур.

К приоритетным направлениям государственной национальной политики, в частности, относятся:

- совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики;

- обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

- создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- укрепление единства и духовной общности многонационального народа России (российской нации);

- сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

- совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

- развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики.

Стратегией предусмотрено, что Правительство России разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики; контролирует ход реализации Стратегии и представляет Президенту России ежегодные доклады, составленные с учётом докладов субъектов Федерации.

Читайте также: