Коллекция ссылок на электронные образовательные ресурсы по информатике доклад

Обновлено: 08.07.2024

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, который открывает доступ к многообразным источникам информации, представленным в различных форматах. Количество веб-страниц достигло десятков миллиардов, и студентам и преподавателям становится все сложнее выбирать нужные им источники образовательной и научной информации среди возрастающего многообразия информационных ресурсов.

С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по распространению в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР). Поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни и обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования (Форум ЮНЕСКО "Влияние открытых образовательных курсов на высшее образование в развивающихся странах", 1-3 июля 2002 г.). За прошедшее десятилетие движение по созданию, развитию и продвижению открытых образовательных ресурсов получило широкое распространение во многих странах мира: университеты все чаще открывают доступ к своим учебным и научным материалам, создание и развитие открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном и международном уровнях.


  • принципиальные изменения роли и функции университетов;

  • пересмотр требований к обучению на протяжении всей жизни;

  • усиление контроля качества, аккредитации и признания квалификации на национальном и международном уровнях.

  • Демонстрация лучших мировых практик в области политики и инициатив по ООР, а также опыта экспертов по вопросам ООР

  • Оглашение Парижской декларации по ООР, призывающей правительства оказывать поддержку в разработке и применении ООР

  • Празднование 10-летней годовщины Форума ЮНЕСКО 2002 года, на котором был принят термин ООР.

На Конгрессе была принята Парижская декларация по ООР 2012 года , призывающая правительства оказывать поддержку в разработке и применении открытых образовательных ресурсов. Одним из важнейших результатов Конгресса, отмеченным в принятой Декларации, является то, что официальные представители стран-участниц пришли к соглашению о необходимости принятия такого законодательства, которое обеспечивало бы широкое введение в практику "открытых лицензий" - все, что создано бюджетными учреждениями или за бюджетные деньги (в частности, в рамках обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами и т.п.) должно быть общедоступно всем гражданам страны (мира) посредством размещения этих материалов на различных порталах ООР [ 1 ].

1.1. Определение ООР

Термин "открытые образовательные ресурсы" ( Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Принятое ЮНЕСКО определение гласит: " Открытые образовательные ресурсы – учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами" [ 2 ].


  • методическая, учебная или научная направленность материалов

  • поддержание различных форматов и носителей для представления материалов

  • опубликование на условиях открытой лицензии учебных и научных материалов, являющихся общественным достоянием

  • обеспечение бесплатного доступа, использования, переработки и перераспределения материалов другими пользователями

  • минимальные ограничения либо без таковых при работе с ООР

  • открытое лицензирование встроено в существующую систему прав интеллектуальной собственности, определенных соответствующими международными конвенциями, и признает авторское право на произведение.

Как отмечается в аналитической записке ИИТО ЮНЕСКО, изначальной причиной для развития ООР является, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей [ 3 ]. Большинство существующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями, убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых и распространению существующих знаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям ( Open Access Publishing ), стартовавшей несколькими годами ранее, ООР играют ключевую роль в реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунской декларации .


  • полный электронный курс обучения

  • методические материалы

  • учебные модули

  • учебные пособия, практикумы

  • видео- и аудиоматериалы

  • тесты, контрольные задания

  • программное обеспечение

  • другие материалы, инструменты или технологии, направленные на обеспечение (поддержку) доступа к знаниям.

ООР — не самоцель, а средство для достижения цели многих интернет -пользователей – получение качественного образования. Главным достоинством ООР является их способность стимулировать изменения в образовательной политике и практике в интересах учащихся, преподавателей и учебных заведений.

1.2. История возникновения движения ООР

Концепция Открытых Образовательных Ресурсов возникла в 2001 году, когда Массачусетский Технологический Институт выступил с инициативой создания OpenCourseWare - Открытой Среды Курсов ( MIT OCW ) [ 5 ], позволяющей интернет -пользователям свободно использовать разработанные учебные материалы бесплатно. Один из основателей MIT OCW, профессор Лерман подчеркнул, что " продажа контента или другие способы его коммерциализации в современных условиях выглядят менее привлекательными, чем поиск путей для его свободного распространения" [ 6 ]. В 2002 г. Массачусетский технологический институт запустил сервер MIT OCW, став флагманом движения по созданию и распространению ООР.

Инициативу Массачусетского Технологического Института спустя несколько лет поддержали влиятельные учебные заведения и организации Европы: Открытый Университет Великобритании , Открытый Университет Нидерландов и Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (The European Association of Distance Teaching Universities – EADTU ). В 2005г. на базе MIT состоялась первая встреча участников созданного Консорциума " OCW Consortium ". Сейчас в консорциум входят вузы из 50 стран, которыми разработано и размещено в свободном доступе более 13000 курсов по различным предметам.

Участники проекта OpenCourseWare не считают, что раздаривают свои материалы, предоставляя к ним свободный доступ в сети Интернет . Напротив, разработчики ООР убеждены в том, что наличие открытых ресурсов актуально и необходимо для ответа на вызовы современного высшего образования.


  1. Образовательные учреждения, получающие государственное финансирование обязаны обеспечивать свободный доступ и использование своих материалов, так как они отчасти создаются на налоги граждан и тем самым уже оплачены обществом.

  2. Ограниченный доступ к материалам может привести к дублированию усилий, что также влечет дополнительные расходы со стороны общества.

  3. Размещение ООР формирует положительный имидж университета, что способствует привлечению студентов и финансирования из негосударственных фондов.

В качестве мотивации для производства, распространения и использования ООР можно выделить следующие основные факторы: технологические, экономические, социальные и правовые. Технологическими и экономическими факторами является улучшенная, более дешевая и более дружелюбная по отношению к пользователю инфраструктура , а именно: сеть , аппаратные и программные средства . Учебный контент становится дешевле создавать и в дальнейшем использовать. Появляются новые экономические модели и правовые соглашения по распределению и повторному использованию контента. В качестве социальных факторов отмечается возрастающая готовность разработчиков образовательного контента предоставлять свои ресурсы для их распространения в открытом доступе.

Основным барьером для инвестиций в аппаратные и программные средства для развития и распространения ООР по-прежнему является экономический фактор. Сдерживающие факторы, подобные этому, исследователи относят к факторам, оказывающим значительное препятствие в развитии стран. Однако как правительства, так и отдельные личности уже столкнулись с фактом необходимости участия в проектах по открытому образованию. Становится все более очевидным, что по мере общественного развития отчетливо проявляется, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся определяющими компетенциями членов общества.

1.3. Тенденции развития образования с использованием ООР

Использование ИКТ позволяет удовлетворить возрастающие запросы общества к качеству образования в перспективе обучения в течение всей жизни. Однако и сама образовательная система должна претерпеть качественные изменения за счет изменения как собственно содержания и методов обучения, так и инструментов, сред и способов распространения знаний.

В условиях постоянного роста объемов и скорости обновления знаний особенно актуальной становится задача организации самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся и дальнейшее применение полученных ими знаний для решения конкретных задач. Определяющим направлением развития информационной образовательной среды становится создание интегрированной среды с высокой интеллектуальной составляющей. Именно этим целям служит организация профессиональных сообществ на базе современных информационных технологий, обеспечивающая трансформацию учебной модели, которая позволит перейти от изучения ИКТ к изучению с помощью ИКТ.

Профессиональные сообщества специалистов в самых разных областях деятельности человека в том или ином виде существовали на протяжении всей истории существования цивилизации. Однако XXI в. знаменовал рождение качественно новой формы таких сообществ, предполагающей сосредоточение в одном месте (причем виртуальном) не людей, а информации. Сообщество, развернутое в сети Интернет , может осуществить накопление, оценку и сортировку информации, полученной из самых разных источников, а потому может служить инструментом быстрого и эффективного создания и распространения новых знаний. Создание профессиональных сообществ отвечает тенденциям развития современного информационного общества, общества знаний, отличительной особенностью которого является активное использование новых знаний, находящихся в открытых образовательных ресурсах и других источниках Интернета.

Сообщество профессионалов в какой-либо сфере знаний позволит любому работнику, как бы далеко он не находился, быть в курсе событий в этой области, получать актуальные знания и самим принимать активное участие в создании новых знаний. Участники такого профессионального сообщества регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Подобные сообщества можно классифицировать по основным мотивациям участия в них: работа в одной организации, общие цели, интересы, социальные отношения. Онлайн сотрудничество – важное явление, предоставляющее новые возможности для его участников стать частью этого движения. Еще одним достоинством общения специалистов в рамках профессиональных сообществ является возможность постоянного повышения своей квалификации, что в условиях стремительных темпов обновления знаний становится определяющим фактором модернизации.

Во взрослую жизнь вступило новое "сетевое поколение" граждан (студентов), для которых инструменты и подходы к познанию изменились. Эффект от работы читателя в библиотеке на протяжении нескольких дней сопоставим с эффектом от проведения одного поискового запроса в глобальной сети. Главная цель новой модели образования – создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у слушателя знаний и навыков, предъявляемых современным информационным обществом [ 7 ]: сотрудничество, коммуникация, социальная ответственность, способность мыслить критически, оперативное и качественное решение проблем.

Такая постановка задачи обуславливает необходимость использования активного и актуального контента. Решение этой глобальной задачи невозможно без продвижения развития и использования открытых образовательных ресурсов.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

ВложениеРазмер
ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в 39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые коллекции образовательных ресурсов для учителя информатики

Понятие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Поскольку к ЭОР относят учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства, то в самом общем случае к ЭОР относятся и учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образовательного процесса электронно-образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере, чтобы выделить такое подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин "электронные" и аббревиатуру ЭОР. Итак, сущность электронного образовательного ресурса не меняется, он служит для поддержки учебного процесса.

Босова Л.Л. выделяет следующие уровни ЭОР:

¨ элементарные информационные объекты – первый уровень (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в тестовой форме и т.д.). Для работы с этими объектами нужны отдельные программные продукты. Их затруднительно отчуждать для использования другими лицами.

¨ комбинации элементарных объектов – второй уровень (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.). Эти объекты получаются из объектов первого уровня путем добавления описаний, которые упрощают их использование в учебном процессе другими лицами.

¨ инновационные конструктивные среды – третий уровень , поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Такие среды дают возможность работать с ресурсами второго уровня, используя единый подход к их описанию, хранению, комбинации и т.д.

¨ электронные учебники – четвертый уровень , обладающие принципиально новыми эргономическими свойствами, широкими возможностями компьютерной визуализации учебной информации, возможностями оперативного обновления содержания, создающие активно-деятельностную познавательную среду для учащегося. Благодаря возможности обновления учебник более оперативно отражает новые тенденции в содержании и методики преподавания школьного предмета.

Кто и как создает электронные образовательные ресурсы.

Многие ресурсы были созданы в рамках федеральных проектов в области образования. Министерство образования Российской федерации выделяло средства и проводило соответствующий конкурс. Организации выигравшие конкурс приступали к разработке ЭОР, а дальнейшем размещали ресурсы на специальных порталах.

Следующими разработчиками являются издательства, выпускающие учебную литературу, а в частности школьные учебники. Издательства ка правило уже имеют хороший задел в плане выпуска обычных учебников по информатике, коллектив авторов, который трудится над этими учебниками и определенную известность среди школьных учителей. Курс информатики как никакой другой требует сопровождения практических занятий для которых как минимум ученикам требуются файлы-заготовки для выполнения заданий. Такие наборы издательства давно выпускали как приложение к обычному бумажному учебнику. Со временем в них стали включать презентации и другие материалы предназначенные для облегчения труда учителя при проведении занятия по данному учебнику. Следующим логичным шагом было выкладывать такие материалы на сайте издательства. Все это в конечном счете и сделало издательства одним из разработчиков ЭОР. Здесь нужно обязательно отметить роль автора учебника, т.к. содержанием ЭОР непосредственно разрабатывается именно им.

С появлением компьютера практически в каждом доме, т.е. надо понимать у ученика, все большее количество компьютерных фирм стали обращать внимание на рынок компьютерных образовательных программ. В результате появились фирмы-разработчики электронного образовательного контента, специализирующихся на разработке ЭОР для разных предметных областей и ступеней образования (каталог учебников, оборудования и электронных ресурсов).

Последнюю группу представляют активные и творчески работающие учителя. Они делятся своими наработками, презентациями, конспектами уроков, тестами представленными в электронном виде. Часть таких ресурсов готовиться при проведении открытых уроков при прохождении аттестации. Эти материалы размещаются в копилках педагогического опыта на порталах посвященных образованию. Стимулом для подобной деятельности учителей выступают сразу два фактора. Во-первых, это самореализация и факт признания заслуг со сторон образовательного сообщества, во-вторых получение документов о публикации методической разработки, которые учитываются при прохождении учителем аттестации.

Модуль получения информации (И-тип) . В них представлены основные теоретические сведения, причем, текстовые материалы снабжены иллюстрациями (статические изображения и анимационные ролики); в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный контроль в форме одного-двух вопросов. Аналогом модуля является обычная лекция (теоретическая часть урока) когда учитель сообщает ученикам новую информацию.

Модуль практических заданий (П-тип). В них ученику предлагается выполнить несколько заданий или ответить на вопросы, причем, в случае неудачи ему предоставляется возможность повторного ответа или теоретическая подсказка. Аналогом этого модуля является практическое или лабораторное занятие, причем модуль еще берет на себя функции репетитора, когда предлагает теоретические подсказки.

Модуль контроля (К-тип). В них ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты. Аналогом может служить контрольная работа, зачет или экзамен.

Преимущества модулей ФЦИОР заключается в том что их использования требуется один комплект клиентского ПО и во всех ЭОР контекстно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова, что достигается за счет использования единой информационной модели метаданных.

Наличие большого количества модулей и их деление на типы закладывает возможность построения авторского учебного курса и создания индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает предпосылки для организации личностно-ориентированного обучения.

Целью создания ЕК ЦОР является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог ЕК ЦОР содержит следующие разделы:

  • Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
  • Поурочные планирования;
  • Методические рекомендации;
  • Инновационные учебные материалы;
  • Инструменты учебной деятельности;
  • Электронные издания;
  • Коллекции.

Отдельно необходимо отметить, что ЕК ЦОР содержит подраздел ресурсы учителей, предназначенный для размещения различных типов учебных материалов, а также методических рекомендаций по использованию ресурсов ЕК ЦОР в учебном процессе, подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Коллекции с правом бесплатного и свободного использования этих материалов всеми участникам образовательного процесса.

Интерес представляют также содержащиеся в ЕК ЦОР модули для коллективной работы. (многопользовательские модули) которые включают модели, тесты и задачи. Ресурсы предназначены для одновременной работы нескольких учащихся. Они позволяют не только изучать материал, но и формировать навыки совместной деятельности в соответствии с новыми ФГОС.

Полный набор ЦОР к УМК Л.Л. Босовой можно скачать на сайте издательства. Коллекция ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов включает в себя: наглядные пособия; логические игры и задачи; презентации; интерактивные тесты; заготовки для практикума; дидактические материалы; методические материалы для учителя. В составе коллекции использованы образцы работ реальных учащихся школ – апробационных площадок, курируемых автором УМК Л.Л. Босовой.

ЭОР в копилках педагогического опыта

Электронные образовательные ресурсы используют следующие педагогические инструменты

  • Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
  • Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
  • Моделирование - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделирование реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
  • Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.
  • Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Использование перечисленных выше педагогических инструментов позволяет перейти к решению следующих дидактических задач

  • предъявление учебной информации; информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
  • моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов;
  • обеспечение различных активных форм занятий;
  • тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
  • контроль и оценка знаний учащихся.

Босова Л.Л. определяет следующие критерии эффективности использования ЭОР

  • повышение интереса учащихся к образовательному процессу;
  • повышение качества знаний и уровня обученности;
  • полнота реализации образовательных запросов учащихся за счёт возможности построения индивидуальных образовательных траекторий;
  • сокращение времени, затрачиваемого учителем на подготовку к уроку;
  • повышение эффективности всех этапов урока за счёт сокращения рутинных операций;
  • возникновение новых педагогических практик, обеспечивающих достижение современных образовательных результатов;
  • сокращение времени на обработку результатов контроля и повышение его объективности.

Типовые модели использования ЭОР

  • Подготовка к уроку
  • Фронтальная работа (экран или интерактивная доска)
  • Групповая работа (несколько компьютеров в классе)
  • Индивидуальная работа (компьютерный класс)
  • Дистанционное обучение

Набор цифровых образовательных ресурсов

  • программа курса и варианты планирования;
  • файлы-заготовки (тексты, рисунки), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
  • демонстрационные работы;
  • текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
  • плакаты (цифровой аналог печатных наглядных пособий);
  • презентации по отдельным темам;
  • интерактивные тесты;
  • логические игры;
  • виртуальные лаборатории.

ИКТ и ЭОР в массовой школе

На уроках чаще всего наблюдаются простейшие случаи использования ИКТ и ЭОР:

ЭОР как источник дополнительной информации

ЭОР как средство повышения наглядности

ИКТ как вспомогательное техническое устройство

Учащиеся преимущественно используют ИКТ для индивидуальной работы:

отработки алгоритмов и навыков

создания/редактирования текстов и презентаций

Учителя используют ИКТ и ЭОР в образовательном процессе чаще, чем учащиеся:

в административных целях

при подготовке к занятиям

Процесс использования ЭОР

  • Планирование и организация
  • Приобретение и внедрение
  • Использование и поддержка
  • Мониторинг

Однако чрезмерное увлечение интерактивными технологиями и электронными образовательными ресурсами без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения. Наиболее типичными педагогическими ошибками являются [3]:

  • недостаточная методическая подготовленность учителя в части использования информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий на конкретном уроке;
  • неправильное определение их дидактической роли и места на уроке;
  • несоответствие выразительных возможностей мультимедиа их дидактической значимости;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность урока демонстрациями (прослушиванием), превращение урока в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2008 году пополнение и развитие Коллекции осуществлялось из средств Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Работы по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год в составе Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.

Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" входит в систему федеральных образовательных порталов, созданных в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования. Портал предназначен для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебного, учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенных как на самом портале, так и на других порталах и сайтах с помощью создания веб-интерфейсов, системы поиска и навигации, баз данных.

Электронные ресурсы издательства БИНОМ

Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике и ИКТ с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

Электронные приложения подготовлены с целью возможности "оживления" уроков по Информатике с помощью флэш-анимации. Возможно использование приложений с интерактивной доской. Материал приложений соотвествует главам и параграфам учебников. В каждом разделе анимированы 3 блока "понять", "знать", "уметь". Приложения содержат материалы для организации самостоятельной работы учащихся. В состав приложений включены также предусмотренные УТП варианты контрольных работ.
Скачанное электронное приложение распакуйте в отдельную папку и запустите файл start.html

  • наглядные пособия;
  • логические игры и задачи;
  • презентации;
  • интерактивные тесты;
  • заготовки для практикума;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы для учителя.

Набор ЦОР для работы с учащимися 5-7 классов (zip-архив, 143 Мб)
Если у вас проблемы со связью, мы предлагаем, скачать ресурс частями:
5 класс, 6 класс, 7 класс, Программа
Скачав все 4 архива и раскрыв их в одну папку, вы можете воспользоваться ресурсом.
Если вам нужны ресурсы только одного класса (5, 6 или 7), вы можете скачать только нужный архив и программу.

Рекомендуемые электронные ресурсы

Основное направление деятельности Фонда – оказание финансовой поддержки образовательным учреждениям Москвы, помощь школам, детским садам, центрам внешкольного работы и детского творчества в привлечении пожертвований от физических и юридических лиц на развитие образовательных учреждений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Чухонцева Н.В.

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.

В ФГОС 2 поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.

К ним относятся:

· готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

· владения навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

· умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Для достижения этих результатов образовательный процесс ориентирован на:

• изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);

• формирование способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;

• ориентация на исследовательскую работу школьников;

• ориентация на индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;

• использование межпредметных связей.

Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.

Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Итак, что же такое электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика.

Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия, ответственности.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного.

За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

· аттестация (контроль учебных достижений).

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.

Применение на уроках ЭОРов в разных формах:

· сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.

· использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.

Применение ЭОР на различных этапах урока:

1. ЭОР на этапе актуализации знаний:

· ЭОР, в том числе собственных разработок.

2. ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

4. Контроль и оценка знаний, умений и навыков:

· Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

· Проектная деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рассмотрим модельный вариант урока по информатике:


Изучение нового материала: новый материал начинается еще дома в качестве домашнего задания, используя очередной учебный блок ЭОР. А в начале урока достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников и организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, сформулировать общие выводы. Тем самым время на проверку домашнего задания и знакомство с новым материалом намного сокращается.
Первичная проверка понимания новой информации: можно провести совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя коллекцию ЭОР. Тем самым произойдет коллективная работа, дискуссия, и учащиеся смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной работы.
Закрепление знаний и способов действий: на этом этапе урока можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические задания, чтобы затем обменятся опытом в процессе представления результатов своей работы. Таким образом, учащиеся на одном уроке получат в два раза больше полезной информации.
В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или изучить очередной модуль с новым материалом.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения.

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека.

Задачи:

- создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;

- оказывать помощь в открытии методов получения информации;

-способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

-продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;

- организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;

-содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.

Тип урока изучение нового материала

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная (работа в парах, в зависимости от количества ЭВМ в классе), практическая, компьютерное тестирование.

Необходимое техническое оборудование мультимедиа проектор, экран, компьютерный класс с ЛВС, аудиосистема.

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Организует индивидуальную (или в парах) работу учащихся, и оценивает её

Применяют ранее полученные знания, компьютерное тестирование

изложение нового материала

Организует обсуждение представленного материала(демонстрация) с опорой на личный опыт учащихся

Работают с источником информации, обсуждают, записывают в тетрадях

Организует проведение физминутки

Учащиеся выполняют упражнения для глаз и улучшения мозгового кровобращения

Организует работу индивидуальную(или в парах) учащихся, фиксирует внимание учащихся на возникших трудностях, помогает их преодолеть

Закрепляют и применяют полученные знания, компьютерное тестирование

Активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Читайте также: