Доклад на тему кгб как главный инструмент борьбы с нонконформизмом

Обновлено: 05.07.2024

Их автор, полковник КГБ СССР в отставке Юрий Кобяков, возглавлял 2-й отдел Пятого управления и много лет вел непримиримую борьбу с национализмом, который, как мы сейчас видим, и стал одной из главных причин развала великого государства.

Парадокс, но в ЦК КПСС вплоть до 1989 г. не было даже небольшого подразделения, которое специально занималось бы национальными проблемами Союза ССР как огромного многонационального федеративного государства. Считалось, что в этом нет необходимости, потому что национальный вопрос в Советском Союзе якобы был решен полностью и окончательно еще перед Великой Отечественной войной, что и было зафиксировано как в партийных директивах, так и в Конституции СССР 1936 года.

В работе по линии борьбы с национализмом и сепаратизмом действовало обязательное правило: создавать, концентрировать и, если надо, наращивать агентурно-оперативные позиции там, где возникала опасность вмешательства извне и появлялись признаки обострения межнациональных отношений, сепаратизма, экстремизма. То есть фактически там, где лишь органы КГБ с использованием агентурно-оперативных средств могли не только получить достоверную информацию, но и принять меры по пресечению опасной для государства и общества деятельности.

Что касается использования агентурного аппарата, как главного и наиболее эффективного средства в работе органов КГБ против националистов, то здесь всегда стремились действовать предельно аккуратно, конспиративно и рационально. С тем, чтобы не навредить ни самим негласным помощникам КГБ, ни тем добропорядочным гражданам, с которыми агентам приходилось взаимодействовать при выполнении заданий органов госбезопасности. Прежде всего это касалось недопустимости любых противозаконных провокаций с участием агентов КГБ. За это в первую очередь должен был нести всю полноту ответственности оперработник, по заданию которого действовал агент.

ВРЕМЯ ДЛЯ ЖИЗНИ

Сотрудники 2-го отдела были не только кураторами местных органов госбезопасности. Каждый из них - от рядового оперуполномоченного до начальника отдела - занимался конкретной оперативной работой. Справедливо считалось, что иначе офицер центрального аппарата КГБ превратился бы в чиновника-бюрократа.

Была и еще одна - специ­фическая и деликатная - часть оперативной работы сотрудников центрального аппарата КГБ. Иногда приходилось вербовать в рес­публиках агентов из числа националистов напрямую, не ставя об этом в известность местные органы госбезопасности. В числе таких агентов, находившихся на связи у наиболее опытных сотрудников 2-го отдела Пятого управления КГБ СССР, были так называемые агенты влияния, авторитетные в националистической среде люди, способные противостоять экстремистам и крайним радикалам в своей среде. Именно благодаря такой агентуре в ряде случаев удавалось избежать массовых беспорядков, удержать десятки и сотни горячих голов от экстремизма.

Сотрудниками 2-го отдела и их коллегами на местах широко практиковалась так называемая индивидуальная профилактическая работа с националистически настроенными гражданами, особенно на начальной стадии зарождения и становления у них такого рода взглядов и настроений. Вот лишь один из примеров такого рода.


В августе нынешнего года исполняется 30 лет с тех памятных дней, когда после неудавшейся попытки ГКЧП взять под контроль ситуацию в стране, резко ускорились дез­интеграционные процессы. Это закончилось в декабре 1991 г. позорным беловежским сговором и трагедией для десятков миллионов советских граждан – крушением мировой державы Союза Советских Социалистических Республик.


Определенную ясность в осмысление сложных и неоднозначных проблем, связанных с развалом Союза ССР, могут внести факты, мнения и оценки, полученные из первых рук – от руководящих сотрудников КГБ СССР, каждый из которых в 1970-х – 1980-х гг. более чем по 15 лет занимался борьбой с национализмом и сепаратизмом и был не просто очевидцем, а непосредственным участником драматических событий тридцатилетней давности.

Игорь Коротченко

— Как вы могли бы прокомментировать утверждения о том, что развал Советского Союза якобы был результатом многолетней целенаправленной работы КГБ?

Юрий Кобяков:

Органами госбезопасности проводились сложные операции против зарубежных националистических центров.

Органами госбезопасности проводились сложные операции против зарубежных националистических центров.

Александр Редькин:


Юрий Кобяков:

Фундамент СССР основывался на дружбе народов, проживавших на его территории.

Фундамент СССР основывался на дружбе народов, проживавших на его территории.

Благодаря подрывной работе зарубежных наццентров, на территории Армянской ССР получили широкое распространение антиазербайджанские настроения и требования присоединения Нагорно-Карабахской автономной области.

Благодаря подрывной работе зарубежных наццентров, на территории Армянской ССР получили широкое распространение антиазербайджанские настроения и требования присоединения Нагорно-Карабахской автономной области.

Благодаря подрывной работе зарубежных наццентров, на территории Армянской ССР получили широкое распространение антиазербайджанские настроения и требования присоединения Нагорно-Карабахской автономной области.

Работа КГБ Армении по профилактике различного рода националистических проявлений на территории этой советской республики велась крайне неудовлетворительно.

Работа КГБ Армении по профилактике различного рода националистических проявлений на территории этой советской республики велась крайне неудовлетворительно.

Работа КГБ Армении по профилактике различного рода националистических проявлений на территории этой советской республики велась крайне неудовлетворительно.

В 1977 году армянскими националистами-террористами Затикяном, Степаняном и Багдасаряном были совершены три взрыва в Москве.

В 1977 году армянскими националистами-террористами Затикяном, Степаняном и Багдасаряном были совершены три взрыва в Москве.

В 1977 году армянскими националистами-террористами Затикяном, Степаняном и Багдасаряном были совершены три взрыва в Москве.

Александр Редькин:

Все это, зачастую, выливалось не только в межнациональные столкновения, массовые беспорядки со множеством жертв, но и в локальные войны. Вспомним кровавые эксцессы с турками-месхетинцами в Ферганской области, столкновения в приграничных районах между узбеками и киргизами, узбеками и таджиками. А граничащие с геноцидом действия грузинских националистов в отношении абхазского и осетинского народов привели к ожесточенным военным действиям и, в конечном итоге, к выходу Абхазии и Южной Осетии из состава Грузии с образованием ими независимых государств.

Первый секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян.

Первый секретарь ЦК Компартии Армении Карен Демирчян.

Все это было оформлено как предложения КГБ СССР, которые после одобрения Политбюро ЦК КПСС в директивном порядке были реализованы через ЦК Компартии и правительство Молдавской ССР. На том этапе взрывоопасную ситуацию и межнациональный конфликт в Молдавии и Гагаузии удалось локализовать и предотвратить. До конца существования Советского Союза обстановка в этом национальном регионе находилась под контролем Центра, в частности, 2 отдела Пятого управления КГБ СССР.

Юрий Кобяков:

Местным чекистам тогда в целом удавалось пресекать и не допускать экстремистской деятельности националистов, которые, блокируясь с зарубежными наццентрами, в т.ч. террористического толка, пытались распространить свое влияние в республике. Во всяком случае, после 1977 г., когда националистами-террористами Затикяном, Степаняном и Багдасаряном были совершены три взрыва в Москве, работа по выявлению и срыву экстремистских проявлений велась достаточно активно. За прошедшие почти 10 лет диверсионно-террористических акций армянских националистов допущено не было.

Однако совершенно иной была ситуация в работе КГБ Армянской ССР по профилактике различного рода иных националистических проявлений. И здесь особо выделялись широко распространенные антиазербайджанские настроения и требования присоединения к Армении Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджанской ССР.

Надо сказать, что распространению и нарастанию такого рода настроений потворствовали республиканские партийные органы, ЦК Компартии Армении во главе с К.С. Демирчяном.

Я пытался убедить собеседника в том, что стремление армян решить карабахскую проблему исключительно в свою пользу никогда не будет принято ни элитами, ни большинством народа Азербайджана, т.к. они, как и армяне, убеждены, что Нагорный Карабах – это их историческая земля, с которой они просто так не уйдут. В перспективе все это противостояние может вылиться в большой армяно-азербайджанский вооруженный конфликт. Поэтому нет иного выхода, кроме как искать и находить такие пути решения, которые по максимуму могли бы устроить как Армению, так и Азербайджан.

Александр Редькин:

Юрий Кобяков:

Отчетливо прослеживалось стремление многих фигурантов этих дел устанавливать между собой конспиративные связи, координировать националистическую деятельность. Особое внимание ими уделялось обработке студенческой молодежи в националистическом, антисоветском и антирусском духе. Одним словом, вырисовывалась довольно тревожная картина: в самой стабильной и надежной республике также начинали оживляться сепаратистские настроения, стремились к объединению пока еще малочисленные белорусские националисты.

Интересно, что многие фигуранты дел оперативных разработок, которые в 1985 г. велись органами госбезопасности, уже в недалеком будущем, с 1991 г. и вплоть до наших дней, станут идеологами, лидерами и активистами прозападных, антироссийских сил, в дальнейшем составивших жесткую оппозицию президенту Белоруссии А.Г. Лукашенко.

Вадим Викторович Бакатин (род. 6 ноября 1937, Киселёвск, Кемеровская область, РСФСР, СССР) — советский партийный и государственный деятель, либеральный реформатор органов госбезопасности. Первый секретарь Кировского и Кемеровского обкома КПСС (1985—1988), министр внутренних дел СССР (1988—1990), кандидат на выборах Президенты РСФСР (1991), последний руководитель КГБ СССР (МСБ СССР) (1991—1992).

КГБ представлял угрозу обществу не только как репрессивный механизм. Комитет был одним из главных, если не главным, источников той информации, на основании которой принимались решения высшим государственным руководством.

К сожалению, пока еще ни одна уважающая себя страна не обходилась без спецслужб, без разведки и контрразведки. Но КГБ в том виде, как он существовал, нельзя было назвать спецслужбой. Это была организация, созданная для всеобщего контроля и подавления. Она была как будто специально приспособлена для организации заговоров и государственных переворотов и имела для этого все необходимое — специально подготовленные войска, контроль за связью и умами людей, своих сотрудников во всех ключевых организациях, монополию на информацию и многое, другое. КГБ разжирел, штаты его были искусственно раздуты, что никак положительно не влияло на качество работы. Служба, призванная обеспечивать безопасность страны, сама становилась угрозой для ее безопасности.

Особенно опасным для государства, его конституционного строя являлось то, что КГБ функционировал в условиях фактического отсутствия правовой основы, хоть как-то ограничивающей его деятельность. […]

Надо иметь в виду, что нигде в правовых государствах спецслужбы не являются органами управления. Их важнейшая функция — добывать и поставлять руководителям исполнительной и законодательной власти информацию, которая поможет предотвратить развитие опасных для общества тенденций, выявить проявления нелегальной и экстремистской антиконституционной деятельности, зафиксировать возникновение очагов социальной напряженности.[…]

До путча главным было противоречие между жаждой демократического реформирования экономики, общества, которое проявлялось в большинстве республик — иногда стихийно, иногда организованно, — и фактическим саботажем, сопротивлением реформам со стороны центральных структур власти. Это главное противоречие и привело страну в то состояние развала и хаоса.

КГБ. Апокалипсис. Чекисты… (часть 1)

Потом, когда я перешел на работу в Московское авиапромышленное объединение, я взял на работу его сына и внучку, которые, это забавно, вскоре стали моими неявными конкурентами. Тогда я этому удивлялся, но потом Шебаршин признался, что одной из особенностей работы разведчика является умение манипулировать людьми.

Вот один такой, впоследствии вошедший в его интервью (2014 г.):

Именно поэтому политическая линия США по разрушению внутреннего спокойного содержания той или иной страны глубоко продумана, а не локальна и спонтанна, как иногда кажется. Для этого во многих странах создаются прослойки людей, распространяющих те идеи, которые им диктуют на Западе, чтобы облегчить ему овладение конкретной территорией.

Проиграла страна в целом. А проиграла, потому что у нас не было времени. Ведь практически весь период первых пятилеток, когда нам удалось кое-что создать, и то происходил в условиях борьбы. Причём борьбы, как извне, так и в результате очень серьёзных споров и разногласий в политическом руководстве СССР. Причём эти разногласия были и в последние годы существования СССР.

Дроздов вышел в отставку накануне ГКЧП.

А. Бондаренко ничего не сообщает о предложении Дроздова, как ничего не говорил о возможных действиях и Ф.Д. Бобков. Но что они могли? Провести тайную операцию по аресту Горбачева и его приближенных?

Вместе с тем, как мне известно от чекиста Сергея Икс, накануне краха Дроздов вызвал его и приказал срочно отбыть в страну N и вывести оттуда всех нелегалов. Предвидение Юрия Ивановича спасло многих.

ЯН КАМПБЕЛЛ (ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, ЧЕХИЯ) О НАСТРОЕНИЯХ В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР: «В январе 1985 года я встретился с первым заместителем председателя Совета министров СССР Иваном Васильевичем Архиповым (курировал внешнеэкономические связи) с просьбой разрешить прописку в Москве своей малолетней дочери, которая родилась в Сочи. Моя жена – советская гражданка. Я занимался в СССР организацией международного туризма и имел на этом поприще успех. Перед визитом к Архипову я побывал в ЦК КПСС, у мэра Москвы В.В. Гришина и везде получил отказ. Архипов дал мне совет:

“Уезжайте. Все предано и продано… Что бы я ни подписал, ничего не изменится. Соберите вещи, жену и ребенка и уезжайте. Ваше время придет… Еще будете удивляться, что произойдет у нас”.

СЛЕДОВАТЕЛЬ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ О ГКЧП: «За то время, что мы с ним общались, Павлов здорово меня перековал. На момент нашего знакомства я был полностью на стороне, как тогда говорили, восставшего народа. Очень жалел, что меня не было в Москве в первые дни путча, что не смог прийти на защиту Белого дома. Да и до этого я был достаточно политически активным человеком: ходил почти на все демократические митинги.

Я считал, что Компартия уйдет — и все устаканится, встанет на свои места. В республиках прекратятся все эти бунты, все они объединятся и в едином строю пойдут к лучшей жизни. Такие ожидания были тогда у очень и очень многих. Но Павлов открыл мне глаза.

— Что же он вам такое сказал?

Он четко описал, как распадется Советский Союз, как будут отходить от нас Украина, Белоруссия, Средняя Азия. К сожалению, он оказался провидцем. Правота Павлова стала ясна мне уже в сентябре: его начавшие сбываться прогнозы существенно поколебали мою, скажем так, политическую девственность.

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ЮРГЕНС О ПЕРВОМ ДНЕ ГКЧП: «После объявления о введении чрезвычайного положения и проезда танков мимо нашей штаб-квартиры на Ленинском проспекте я позвонил по АТС-1 своему бывшему руководителю Г.И. Янаеву. Геннадий Иванович, прежде чем стать первым и последним советским вице-президентом, занимал должность, которую в данный момент исполнял я (председателя Всеобщей конфедерации профсоюзов СССР). Ответ мне был: не волнуйся, Горбачёв в теме, тебе скоро всё станет понятно.

Интервью Полторанина кое в чем путанное; достаточно упомянуть о застарелой неприязни Косыгина и Андропова, чтобы усомниться в наличии у них общего замысла. Институт создавался под эгидой Римского клуба, СССР и США в стремлении найти совместные решения.

Его учредителями были США, СССР, Канада, Япония, ФРГ, ГДР и другие страны Европы. Разместился институт в Лаксенбургском замке под Веной. Джермен Михайлович Гвишиани, сын генерал-лейтенанта МГБ, зять А.Н. Косыгина, стал председателем Совета Института.

Кроме того, Гвишиани занимал пост заместителя председателя Госкомитета по науке (1962 – 1985 гг.), был членом Римского клуба, осуществляя различные закрытые контакты.

В СССР существовал аналог этого института — ВНИИСИ, Всесоюзный научно-исследовательский институт системного анализа (ныне Институт системного анализа РАН), им тоже руководил Гвишиани.

«— Когда у вас наступило прозрение? Вы ведь долгое время оставались членом команды Ельцина.

СЕКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Куратор от КГБ института IIASA, майор Икс, был разоблачен как агент иностранной разведки и расстрелян.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕВГЕНИЯ МАКСИМОВИЧА ПРИМАКОВА. Он рассказал мне о следующем проекте. Примерно в 1990 году группа экономистов, в которой был и Примаков, готовила выступление Горбачева на Съезде народных депутатов СССР и предложила в качестве основной идеи реформирования Союза первоначально заключить экономический договор между союзными республиками, а уж затем — политический. То есть начинать реформирование подобно китайцам, не трогая основ власти. Горбачев выслушал и отказался, объяснив это так:

— Они после экономического договора не захотят подписывать политический.

Другими словами, по мысли Горбачева, возникла бы новая реальность, в которой уже не он обладал бы регулирующими функциями, а республиканские лидеры.

Но это опасение в принципе неверно, ведь вся политическая власть на тот период все же оставалась бы у Горбачева.

СССР не мог обеспечивать свой импорт зерна за счет увеличения экспорта энергоресурсов. Следовательно, иссякал источник на дотации из бюджета РСФСР союзным республикам (50 миллиардов долларов), а также на поддержку стран социалистического лагеря и развитие ВПК.

Разработчики доклада представили сценарий ускоренного развития СССР, при котором темпы роста поднимались до 5,5% в год. Для этого требовалось провести реформы хозяйственного механизма, введения конкуренции и рыночного регулирования экономики.

Показательно было положение науки. С одной стороны, она достигла небывалой высоты в сфере военной техники, а с другой — слабая исследовательская база гражданских научных институтов и нацеленность промышленности на плановое воспроизводство уже достигнутых результатов создавали разрыв между возможностями ученых и ограниченностью системы. К тому же низкий покупательный уровень населения и неспособность власти изменить уравнительный порядок оплаты труда препятствовали развитию спроса на технологические новинки.

Читайте также: