Меры социальной поддержки медицинских работников доклад

Обновлено: 05.07.2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Санкт-Петербурга "О мерах социальной
поддержки медицинских, фармацевтических и социальных
работников государственных систем здравоохранения
и социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге"

В соответствии с изменениями, внесенными в ряд нормативных актов Федеральным законом РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено право установления мер социальной поддержки работникам государственных систем здравоохранения и социального обслуживания населения (далее - работники здравоохранения и социального обслуживания).

Закон Санкт-Петербурга "О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и социальных работников государственных систем здравоохранения и социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге" (далее - закон Санкт-Петербурга) разработан совместно Комитетом по здравоохранению и Комитетом по труду и социальной защите населения на основе положений статьи 63 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и статьи 25 Федерального закона РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и устанавливает правовые гарантии на меры социальной поддержки для работников здравоохранения и социального обслуживания.

Существующие в настоящее время нормативные правовые акты, касающиеся вопросов мер социальной поддержки медицинских и социальных работников, затрагивают исключительно вопросы оплаты труда и не предполагают иных мер социальной поддержки. При этом уровень заработной платы работников здравоохранения и социального обслуживания населения, несмотря на введенные доплаты, остается низким. Региональные доплаты не обеспечивают выравнивания условий по оплате труда в бюджетной и внебюджетной сфере.

Кроме того, уровень зарплаты не компенсирует неблагоприятные условия труда, связанные со спецификой труда медицинского, фармацевтического персонала и работников социального обслуживания.

Традиционно, из года в год, средняя заработная плата медицинских, фармацевтических и социальных работников государственных систем здравоохранения и социального обслуживания населения Санкт-Петербурга занимает одно из последних мест в ряду зарплат работников бюджетной сферы и несопоставима со средней зарплатой работников производственного сектора.

В результате наблюдается отток молодых кадров в иные отрасли деятельности или негосударственный сектор экономики. Это приводит к увеличению вдвое государственных затрат для подготовки других специалистов.

По-прежнему острой остается проблема привлечения молодых кадров на должности терапевтов, педиатров, врачей общей практики, семейных врачей, социальных работников. В результате, средний возраст врачей участковой службы в настоящее время составляет 50 лет и более. Преодолеть указанную ситуацию возможно, лишь, осуществив существенные государственные вложения в указанные сферы и, прежде всего, в основную ее производительную силу, медицинских, фармацевтических и социальных работников. Предлагаемые в законе меры социальной поддержки должны повысить привлекательность указанных профессий.

Данные условия объективно обосновывают необходимость ввода в действие закона "О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и социальных работников государственных систем здравоохранения и социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге".

Основные положения закона Санкт-Петербурга устанавливают:

- категории работников, имеющих право на меры социальной поддержки;

- непосредственно меры социальной поддержки;

- размеры выплат по мерам социальной поддержки.

Указанные в законе Санкт-Петербурга меры социальной поддержки предлагаются с целью:

- привлечения молодых специалистов,

- повышения заинтересованности имеющихся работников.

Реализация положений закона в соответствии с реально рассчитанными потребностями государственных систем здравоохранения и социального обслуживания потребует предусмотреть в бюджете города следующие финансовые средства:

Мера социальной поддержки

Система здравоохранения, рублей/год

Система социальной защиты населения, рублей/год

Итого, рублей/год

Единовременные выплаты молодым специалистам

Ежемесячные выплаты на компенсацию транспортных расходов


Расчет потребности в финансовых ресурсах для реализации закона Санкт-Петербурга производен на основе данных Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ), Комитета по труду и социальной защите населения и администраций районов Санкт-Петербурга.

1. Единовременные выплаты молодым специалистам

Система здравоохранения, рублей/год

Система социальной защиты населения, рублей/год

Количество молодых специалистов

Количество молодых специалистов, имеющих диплом с отличием

Размер базовой единицы

Количество молодых специалистов

Количество молодых специалистов, имеющих диплом с отличием

Размер базовой единицы

1) 72523691 = 5351950
2) 3833691 = 420774
Итого: 5772724

1) 10023691=738200
2) 533691=55365
Итого: 793565


2. Ежемесячные выплаты на компенсацию транспортных расходов

Система здравоохранения, рублей/год

Система социальной защиты населения, рублей/год

Количество специалистов

Стоимость проездного

Количество специалистов

Стоимость проездного

Итого: 621239012 мес.= 29073915 рублей

Итого: 513539012 мес.= 24031800 рублей


Таким образом, на реализацию представленного закона за счет средств бюджета Санкт-Петербурга потребуется объем финансирования в размере 59,67 млн. рублей. Указанная сумма подлежит ежегодной индексации в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

Вступление в силу положений закона не влечет внесение изменений в иные действующие нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга
Л.А.Косткина


Текст документа сверен по:
рассылка

Вид документа: Пояснительная записка

Дата регистрации: 04.10.2005

Автор: Губернатор Санкт-Петербурга


Проект юридического акта:
О мерах социальной поддержки медицинских, фармацевтических и социальных работников государственных систем здравоохранения и социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге


Дата внесения в Банк:

Меры социальной поддержки медицинских работников — это:

  • текущие выплаты и субсидии, которые закреплены нормативно и предоставляются врачам в любое время при наличии к тому условий;
  • выплаты, связанные с пандемией коронавируса.

Нормативная база

Какие меры поддержки предусмотрены для медработников

Качественная и полноценная социальная поддержка и правовая защита медицинских работников является основой создания надежной системы здравоохранения в стране.

Основным документом, регулирующим права и обязанности врачей в РФ, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ, п. 5 ч. 1 ст. 72 которого устанавливает необходимость стимулировать труд врачей в зависимости от уровня их квалификации и сложности выполняемой работы.

Руководствуясь этой нормой, на разных уровнях принимаются программы финансового стимулирования медработников и материальной поддержки персонала системы здравоохранения. В том числе:

  • на уровне отдельных учреждений разрабатываются собственные системы оплаты труда, учитывающие квалификацию работающих там врачей эффективность их деятельности, стаж работы;
  • для стимулирования перехода медиков на работу в отдаленные и сельские местности, правительство разрабатывает программы материальной поддержки врачей, которые трудятся не в городах. Так, Постановление Правительства от 30.12.2014 №1607 установило систему помощи врачам, трудящимся в сельской местности, в оплате жилья и коммунальных услуг. Постановлением от 23.12.2019 №1774 установлены меры поддержки медиков, переезжающих на работу в ЗАТО, — они получают единовременные компенсационные выплаты от полумиллиона до миллиона;
  • законодательство позволяет устанавливать дополнительные меры поддержки медработникам администрациям субъектов РФ и местным властям, финансируя такие меры из средств соответствующего бюджета.

Необходимость оказывать поддержку медработникам встала особенно остро в условиях распространения нового коронавируса. Во время пандемии врачебный труд обрел особое значение, а риски для самих медиков возросли многократно. В апреле — мае 2020 года правительство разработало ряд мер, призванных поддержать врачей в борьбе за здоровье населения.

Что собой представляет выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку

Выплата за особые условия труда и дополнительную нагрузку — это одна из мер, в которых осуществляется социальная поддержка медицинских работников в период коронавируса. Она установлена Постановлением Правительства от 02.04.2020 №415.

В соответствии с этим постановлением из федерального бюджета направляется трансферт в региональные бюджеты субъектов, в которых зафиксированы случаи заболеваемости. Орган власти субъекта, получившего трансферт, распределяет средства между организациями, в которых помогают больным коронавирусом.

Каждая организация, получающая средства на выплату за особые условия, обязана принять локальный нормативный акт, в котором перечислить:

  • наименования подразделений, работа в которых предполагает выплату;
  • должности работников, которые вправе претендовать на выплату;
  • размер выплаты в зависимости от должности;
  • срок, на который устанавливается выплата.

Пункт 10 Постановления №415 устанавливает размер выплат, которые причитаются медработникам. Он рассчитывается исходя из среднемесячного дохода в субъекте за 9 месяцев 2019 года, по информации Федеральной службы государственной статистики.

надбавки медработникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку 2020

Субъект РФ за счет средств собственного бюджета вправе увеличить размер выплаты.

Особенности выплаты за выполнение особо важных работ

Выплаты за выполнение особо важных работ установлены Постановлением Правительства от 12.04.2020 №484. Эти меры поддержки медицинских работников призваны компенсировать риск и стимулировать сотрудников, занятых непосредственно на оказании помощи больным коронавирусом.

Эта мера поддержки финансируются за счет трансферта из федерального бюджета. Средства поступают в субъект и перераспределяются между медицинскими учреждениями.

Каждое медицинское учреждение, по условиям Постановления №484, как и по правилам Постановление №415, издает локальный нормативный акт, в котором указывает ту же информацию, что и локальном акте по Постановлению №415.

Постановление №484 устанавливает фиксированные размеры средств, причитающихся медикам:

  • сотрудники скорых, работающих с коронавирусом получат: врачи — 50 000 рублей в месяц, средний и младший медицинский персонал, водители скорых — 25 000 рублей в месяц;
  • сотрудники стационаров получат больше: врачи — 80 000 рублей в месяц, средний медицинский персонал — 50 000 рублей, младший медицинский персонал — 25 000 рублей в месяц.

Выплаты медработникам, заболевшим коронавирусом

Коронавирус — чрезвычайно заразное заболевание, поэтому отдельным направлением, в котором внедряются меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, является страхование их на случай заражения.

ФСС рассматривает полученную информацию и выплачивает пострадавшему сотруднику страховое возмещение. При правильном соблюдении процедуры, с момента уведомления о диагнозе и до момента перечисления денег должно пройти не более трех суток.

Размер выплаты установлен Указом Президента РФ от 06.05.2020 №313 и составляет 68 811 рублей.

Тем же указом установлены размеры выплат, если заболевание имело для медика серьезные последствия:

Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101.

Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях см. Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

от 31 декабря 2019 года N 546-ОЗ

О дополнительных мерах социальной поддержки медицинских работников

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 26 декабря 2019 г. N 1041

Статья 1. Общие положения

Настоящий Закон принят в целях совершенствования на территории Калужской области кадровой политики в сфере здравоохранения и устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий граждан Российской Федерации:

- заключивших по должности, отнесенной к категории "медицинские работники", трудовой договор по основному месту работы с государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными министерству здравоохранения Калужской области, в виде ежеквартальной социальной выплаты для возмещения части погашенной основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения и социальной выплаты для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение жилого помещения (далее соответственно - медицинские работники, медицинские организации, ипотечный жилищный кредит (заем));

- заключивших по должностям "врач", "фельдшер", "акушерка", "медицинская сестра фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов" трудовой договор по основному месту работы с государственными учреждениями здравоохранения, подведомственными министерству здравоохранения Калужской области, прибывшим (переехавшим) на работу в городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек, сельские населенные пункты, - в виде ежеквартальной социальной выплаты для возмещения выплат по ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее соответственно - медицинские работники, прибывшие (переехавшие) на работу в городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек, сельские населенные пункты, медицинские организации).

Статья 2. Ежеквартальная социальная выплата для возмещения части погашенной основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу)

1. Ежеквартальная социальная выплата для возмещения части погашенной основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее - ежеквартальная социальная выплата) предоставляется медицинским работникам в размере фактически понесенных ими затрат, но не более 30 тысяч рублей в квартал.

Ежеквартальная социальная выплата предоставляется медицинским работникам в общем размере, не превышающем 500 тысяч рублей.

Право на улучшение жилищных условий с использованием средств ежеквартальной социальной выплаты предоставляется медицинским работникам однократно.

2. Назначение и предоставление ежеквартальной социальной выплаты осуществляются органом исполнительной власти Калужской области, осуществляющим государственное управление в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган), в порядке, им установленном.

3. Ежеквартальная социальная выплата назначается и предоставляется по решению уполномоченного органа медицинскому работнику на основании его заявления при наличии одновременно следующих условий:

- приобретенное жилое помещение находится на территории Калужской области;

- жилое помещение приобретено с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа);

- имеется действующий договор на предоставление ипотечного жилищного кредита (займа);

- имеются документы, подтверждающие оплату части основной суммы долга по ипотечному жилищному кредиту (займу);

- медицинский работник, и (или) его супруг(а), и (или) его несовершеннолетние дети на момент приобретения права собственности на жилое помещение с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) не были обеспечены жилыми помещениями на территории Калужской области.

4. Ежеквартальная социальная выплата не предоставляется:

- в случае несоблюдения медицинским работником условий, указанных в пункте 3 настоящей статьи;

- медицинским работникам, получившим целевую государственную финансовую поддержку за счет средств федерального, областного, местного бюджетов на приобретение жилого помещения;

- медицинским работникам на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга(и), и (или) родителей его супруга(и), детей (в том числе усыновленных), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), полнородных и неполнородных братьев и сестер);

- в случае если медицинские работники и (или) члены их семей с намерением приобретения права получения ежеквартальной социальной выплаты совершили действия, в результате которых такие медицинские работники и (или) члены их семей могут считаться не обеспеченными жилыми помещениями на территории Калужской области.

5. Предоставление ежеквартальной социальной выплаты прекращается в случаях:

- расторжения или прекращения действия договора ипотечного жилищного кредита (займа), по которому назначена выплата;

- прекращения трудового договора, заключенного медицинским работником с медицинской организацией;

- наличия недостоверных сведений в документах, подтверждающих наступление условий, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Статья 3. Социальная выплата для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам)

1. Предоставление медицинским работникам социальной выплаты для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - социальная выплата) осуществляется на оставшуюся часть срока действия договора ипотечного жилищного кредита (займа) со дня принятия уполномоченным органом решения о ее предоставлении.

Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальной выплаты предоставляется медицинским работникам однократно.

2. Назначение и предоставление социальной выплаты осуществляются уполномоченным органом в порядке, им установленном.

3. Социальная выплата назначается и предоставляется по решению уполномоченного органа медицинскому работнику на основании его заявления при наличии одновременно следующих условий:

- приобретенное жилое помещение находится на территории Калужской области;

- жилое помещение приобретено с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа);

- имеется действующий договор на предоставление ипотечного жилищного кредита (займа);

- медицинский работник, и (или) его супруг(а), и (или) его несовершеннолетние дети до приобретения жилого помещения с использованием ипотечного жилищного кредита (займа) были обеспечены общей площадью жилых помещений:

- не более 33 кв. метров - на одиноко проживающего гражданина;

- не более 42 кв. метров - на семью, состоящую из двух человек;

- не более 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.

4. Социальная выплата составляет разницу между суммой уплаченных процентов по коммерческой ставке по привлеченному ипотечному жилищному кредиту (займу) и суммой процентов по ставке, рассчитанной путем снижения коммерческой ставки на 8 процентных пунктов. Общая площадь приобретаемого жилья для расчета социальной выплаты определяется с учетом остающегося в собственности у медицинского работника жилья по следующей норме общей площади:

- не более 50 кв. метров - на одного медицинского работника;

- не более 63 кв. метров - на семью из двух медицинских работников.

5. Социальная выплата не предоставляется:

- в случае несоблюдения медицинским работником условий, указанных в пункте 3 настоящей статьи;

- медицинским работникам, получившим целевую государственную финансовую поддержку за счет средств федерального, областного, местного бюджетов на приобретение жилого помещения;

- медицинским работникам, приобретшим жилое помещение у близких родственников (супруга(и), и (или) родителей его супруга(и), детей (в том числе усыновленных), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), полнородных и неполнородных братьев и сестер);

- в случае если медицинские работники и (или) члены их семей с намерением приобретения права получения социальной выплаты совершили действия, в результате которых такие медицинские работники и (или) члены их семей могут считаться не обеспеченными жилыми помещениями на территории Калужской области.

6. Предоставление социальной выплаты прекращается в случаях:

- расторжения или прекращения действия договора ипотечного жилищного кредита (займа), по которому назначена выплата;

- расторжения медицинским работником трудового договора с медицинской организацией;

- наличия недостоверных сведений в документах, подтверждающих наступление условий, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Статья 3.1. Ежеквартальная социальная выплата для возмещения выплат по ипотечному жилищному кредиту (займу)

1. Ежеквартальная социальная выплата для возмещения выплат по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляется медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек, сельские населенные пункты, в размере фактически понесенных ими затрат, но не более 90000 рублей в квартал для врачей и не более 65000 рублей в квартал для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, в течение 5 лет с момента ее назначения.

В случае если медицинский работник, прибывший (переехавший) на работу в городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек, сельские населенные пункты, на момент назначения ежеквартальной социальной выплаты отработал менее трех месяцев с момента заключения трудового договора, то ежеквартальная социальная выплата выплачивается пропорционально отработанным дням.

2. Право на улучшение жилищных условий с использованием средств ежеквартальной социальной выплаты для возмещения выплат по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставляется медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в городские населенные пункты с населением до 50 тыс. человек, сельские населенные пункты, однократно.

Читайте также: