Доклад развитие познавательных способностей дошкольников

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

зам.зав.по ВМР МКДОУ № 4 Саратцевой Е.И.

на заседании Районного Методического Объединения

для руководителей дошкольных образовательных организаций

« Развитие познавательных способностей дошкольников

Изучение способностей человека в какой-либо деятельности было и остается в настоящее время одним из важнейших вопросов, так как со способностями связывают возможности человека в выполнении тех или иных видов деятельности, успешность его самореализации, жизненные достижения. В процессе активной деятельности изменяется и сам человек, становясь успешной личностью.

Каждый ребенок является потенциально одаренным, и чтобы имеющиеся задатки со временем превратились в способности, необходимо своевременно их развивать. Первым шагом к успешному развитию детских способностей является более раннее физическое и умственное развитие ребенка. Оно происходит тогда, когда ребенок проявляет интерес к деятельности и готов включаться в нее.

Развитие познавательных способностей дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания ребенка дошкольного возраста. От того насколько будут развиты у ребенка познавательные способности, зависит успех дальнейшего его развития. К познавательным способностям относят в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Основным условием для развития познавательных способностей является создание обстановки, способствующей развитию детей, т. е. создание среды и системы отношений, которые стимулируют самую разнообразную творческую деятельность и развивают именно то, что в данный момент способно наиболее эффективно развиваться. Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр и т.д.

В настоящее время актуально и эффективно развивать познавательные способности у дошкольников через проектную деятельность . Метод проектной деятельности позволяет делать процесс образования в детском саду не скучным, а интересным и гармоничным.

При использовании методов проектов необходимо учитывать ряд требований :

Во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников.

Во-вторых, поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности.

В-третьих, содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, групповой) деятельности детей.

В своей работе мы уже несколько лет используем метод проектной деятельности, целью которого в дошкольном возрасте является развитие творческой и познавательной активности ребенка, что ведёт за собой развитие его способностей. С целью поддержания этого интереса мы организуем следующие формы детских проектов.

Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:

- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;

- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.

К примеру, совсем недавно в нашем детском саду проходил конкурс на лучший экологический проект. Нашими педагогами были разработаны проекты на следующие темы:

Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов, мы пришли к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности, т.е. то, на что нацеливает нас Федеральный Стандарт. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей. Работа в группе сверстников развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в образовательный процесс участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Условия взаимодействия между всеми участниками познавательного процесса предполагают выход на следующие результаты.

Для детей:

- Психологическая, физиологическая и (социальная) личностная готовность к систематическому школьному обучению.

- Развитие интеллектуальных способностей и когнитивных процессов.

- Сформированность нравственно-волевых качеств

- Зрелость мелкой моторики рук.

Для родителей:

- Подготовка ребенка к школе.

- Развитие у детей логического мышления.

- Формирование интеллектуально развитой личности.

Для педагога:

- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Познавательные способности дошкольника – не достаточное, но необходимое условие для его дальнейшего развития и готовности к поступлению в школу. Стремление как можно больше узнать об окружающем мире и понять, что и как в нем устроено, сопровождаются познавательной активностью и мотивацией к определенным видам деятельности. Такое стремление важно поддерживать и поощрять.

Как проявляются познавательные способности в дошкольном возрасте

Прежде чем говорить о поддержке и развитии познавательных способностей у дошкольников, нужно выяснить, что подразумевает под данным понятием практическая психология.

Исследование окружающей среды

Замечая, как ребенок проявляет любознательность и наблюдательность, как самостоятельно выявляет закономерности, взрослые чаще называют подобную активность умственными способностями.

Однако это узкое понимание. Возрастная психология выделяет несколько видов познавательных способностей, а также изучает особенности их формирования. Интеллектуальные (или умственные) — только часть из них.

Виды познавательных способностей

Ядром познавательных способностей считают умение образно представлять предметы, их строение, предполагать свойства и связи с другими предметами и явлениями. Способности к познанию разделяют на следующие виды:

  • сенсорные;
  • интеллектуальные;
  • творческие.

Сенсорный способ изучения окружающего мира активно формируется с 3-4 лет. Дети усваивают сенсорные эталоны: начинают различать все цвета спектра, осваивают геометрические формы. Они с интересом обследуют каждый новый предмет.

В дальнейшем ребенок мысленно использует эти эталоны, чтобы определиться с цветом, формой или размером. При этом для него открывается новое поле познания и развиваются сенсорные способности.

К примеру, если треугольник или квадрат он уже умеет различать, то его привлекает другая фигура с большим количеством углов. Если заменить привычные для ребенка игрушки одного цвета на подобные, но иной яркой расцветки, малыш направит свое внимание именно на эти новые для него объекты.

Взрослому кажутся такие манипуляции простыми, а в младшем дошкольном возрасте это чуть ли не научный эксперимент, когда нужно найти связь с уже известными предметами или сравнить с эталоном, сложившемся в детском мозгу.

Интеллектуальные способности основаны на мыслительных операциях и на моделировании. Самое простое проявление интеллектуальных способностей малыша прослеживается, когда он выбирает замещающий предмет для своих игр: кубик служит столом для куклы, палочка – ложкой и пр.

А самым значительным проявлением интеллектуальных способностей дошкольника будет самостоятельное построение функциональной модели.

Построение наглядной модели

Когда на столе или в уголке ребенок выстраивает подобие комнаты, назначает какие-то предметы мебелью, расставляет все атрибуты по своим местам, это как раз и есть применение интеллектуальных способностей.

Познавательные способности тесно связаны с воображением и подталкивают дошкольника к созданию оригинальных образов. Поэтому развитие творческих способностей дошкольников и познавательных тесно переплетено.

Дети интересуются объединением несовместимых элементов (Как бы выглядела собака, если бы у нее были крылья. ), придумывают необычные способы решения задачи, сочиняют истории, новые правила для игр. Чем больше увлекается дошкольник творческой деятельностью, тем разнообразнее его идеи и образы.

Особенности формирования познавательных способностей

Чтобы понять природу познавательных способностей, следует посмотреть на полный процесс развития ребенка. После трех лет начинается активное развитие познавательных процессов: восприятия, наглядно-действенного, а вслед за ним образного мышления, внимания, памяти, воображения.

  • это часть процесса освоения окружающей действительности;
  • жажда познания побуждает ребенка к активной деятельности;
  • выраженная способность к познанию является основой детской одаренности.

Ребенок проявляет любознательность и настойчивость. Это значит, он хочет глубже понять суть явления или предмета. Таким образом, познавательные способности дошкольников проявляются в доступных им опытных действиях, образных представлениях, в выявлении закономерностей, в успешности познания.

Условия развития познавательных способностей

Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.

Развитие любознательности младших дошкольников

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста осуществляется через поддержку их любознательности.

Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать.

Экспериментальное познание

Другие вопросы легче прояснить, обратившись к взрослому, чем провести опыты и наблюдения. В этих случаях особенно важна поддержка родителей, придающая уверенности ребенку, что его любознательность – верное поведение, чтобы узнать больше. Дошкольники внимательно слушают, если им интересно рассказывают о различных явлениях. Доступные разъяснения взрослого помогают ребенку понять закономерности окружающего мира.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.

Творческая атмосфера

Не менее важно создавать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей. В некоторых семьях есть масса развивающих игр и средств, но ребенка ежеминутно одергивают, чтобы он не раскидывал, не мусорил, не начинал новое занятие, пока не завершит начатое…

Подобные строгие правила заглушают желание к познанию, а полезное занятие могут превратить в рутину и скуку.

В старшем дошкольном возрасте также стоит поощрять сюжетно-ролевые игры. Тем более что для игры старшим дошкольникам не обязателен полный набор атрибутов. Им достаточно распределить роли. Ценность заключается в том, что в этой деятельности ребенок обыгрывает и проживает содержание. Происходит познание качеств и свойств личности, а Человек – самый сложный многоплановый объект с познавательной точки зрения.

Использование песка в развитии способностей дошкольников

С 5 лет игры в песочнице могут приобрести иной характер, если взрослые зададутся целью организовать специальное развивающее пространство. Для этого потребуется смастерить деревянный ящик, запастись чистым просеянным песком, собрать коллекцию различных миниатюрных предметов, фигурок и природных материалов.

Моделирование на песке

Желательно выкрасить внутреннюю часть ящика голубым цветом, чтобы, засыпав песок, создать иллюзию линии горизонта и неба. Хорошо зарекомендовали себя с практичной стороны размеры ящика 70 см на 50 см.

Песок выступит как средство развития познавательных способностей, если дошкольник будет создавать картину с помощью фигурок и других маленьких предметов. Детям нравится моделировать различные сюжеты на песке: сказочную страну, свой город, эпизоды из мультфильмов.

Фантазию дошкольника стимулируют, предложив создать африканскую саванну или морское побережье, мамину работу или жизнь в деревне. Можно создавать иллюстрации на песке к любимым сказкам или детским рассказам.

Такие нетрадиционные методы и подходы побуждают ребенка анализировать, представлять, задавать уточняющие вопросы взрослым и выстраивать свою модель. Практикуя умения наглядного моделирования, дошкольник напрямую развивает познавательные способности.


Педсовет

razvitie-poznavatelnyx-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta-opyt-pedagoga-prudovoj-n-v

Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно — методической почвой нашей деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

В организации работы с детьми мы используем следующие методы:

  • методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
  • наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
  • методы проектных технологий , в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
  • методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы.

Направления нашей работы с детьми:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие речевых способностей;
  • воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.

Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:

В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:

  • игровую;
  • учебно – познавательную;
  • продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • двигательную;
  • трудовую.

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.

Большое значение мы придаем использованию исследований и опытов в интегрированных занятиях. Нами разработаны циклы занятий для детей, которые включают в себя экспериментальную и исследовательскую деятельность:

Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности.

Одной из наиболее прогрессивных в развитии самостоятельного мышления и познавательных способностей является технология ТРИЗ, описанная в работах Г. С. Альтшуллера.

Значительное внимание уделяем индивидуально — дифференцированному подходу к обучению детей. В центре нашего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Мы убеждены, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.

Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление наборных коллективных панно, детских книг, газет, подготовка праздников и представлений. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. За прошедший учебный год были созданы вместе с детьми такие проекты:

Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения, в частности игры Б.П. Никитина, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.

Познавательные способности развиваются с помощью художественной речевой деятельности, что является одним из путей совершенствования детской речи. Дети с увлечением разыгрывают сказки с заместителями (геометрическими фигурками) (Гавриш Н.В.). Речевую творческую деятельность мы организуем с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, широко применяем метод эйдетики, при составлении рассказов, описаний, придумывании сказок, загадок, чистоговорок т.д..

Надо заметить, что не у всех дошкольников отчетливо проявляются наклонности и предпочтения. Дети способны часто менять свои интересы, а некоторые вообще их не проявляют. Основная причина этого явления — недостаточная сформированность некоторых средств познания. Результаты диагностики показали, что значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.

Еще один важный аспект: наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что довольно часто основной причиной низкого уровня интереса к окружающей действительности является слабое физическое здоровье. Особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда умственный труд становится напряженный в связи с активизацией подготовки к обучению в школе.

В этом случае мы прибегаем к индивидуальной работе. Практикуем занятия с подгруппами детей, держим под контролем личный интерес к выполнению задания каждым ребенком. Прибегаем к игровым приемам и применению игровых форм: игры — эксперименты, игры — путешествия, игры — этюды, создаем проблемные игровые, поисковые ситуации и ситуативные задачи.

Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.


Из сказанного выше следует, что остро стоящая сегодня проблема развития познавательных способностей детей — одна из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии. Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.

На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.

Возрастные аспекты развития познавательной деятельности и познавательных способностей исследовались такими отечественными специалистами как Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей. В исследованиях отечественных ученых (А. В. Запорожец, А. И. Кульчицкая, В. О. Моляко, И. В. Охулкова, М. М. Поддьяков, Н. И. Повьякель, Т. В. Улькина и др.) также выявлены более перспективные возможности развития познавательных способностей у дошкольников, в сравнении с учащимися начальной школы.

Но, несмотря на актуальность исследуемых вопросов, проблема познавательных способностей детей, их изучение и развитие до последнего времени разрабатывалась недостаточно. Проведенный нами анализ научной и научно-методической литературы, а также опыт педагогов современных дошкольных образовательных учреждений позволил выявить следующие противоречия:

 между возросшими требованиями к уровню развития познавательных способностей современного ребенка и недостаточной разработанностью технологий раннего развития;

 между наличием современных методических разработок в области развивающей работы с дошкольниками и недостаточным использованием этого потенциала со стороны опытных педагогов.

Все вышеизложенное стало основание для планирования и осуществления нами исследования по проблеме выявления и описания особенностей развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить и описать особенности развития познавательных способностей дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Исследование было осуществлено в несколько этапов:

 изучение теоретических источников и передового педагогического опыта по проблеме развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности;

 разработку научно-понятийного аппарата исследования и выдвижение рабочей гипотезы;

 разработку плана опытно-экспериментальной части исследования.

 проведение организационных процедур (формирование выборки испытуемых, соблюдение формальных требований к проведению исследования);

 осуществление эмпирического исследования;

 апробация и обсуждение текущих результатов на заседаниях педагогического совета ДОУ.

 обобщение и анализ результатов исследования, трансляция полученных данных;

 разработку практических рекомендаций для специалистов дошкольных учреждений и родителей.

Сформулированные в начале исследования цель и гипотеза должны были быть экспериментально подтверждены. Для доказательства нами была разработана программа исследования, которая и была реализована на базе МДОУ № 24 г. Хабаровска. Участниками исследования стали воспитанники старшей группы в количестве 28 человек. Кроме того, к исследованию были привлечены педагог-психолог ДОУ, 4 воспитателя.

Исследование проводилось в свободное от занятий время, индивидуально с каждым ребенком. Среди участников исследования отсутствуют дети с выраженными нарушениями психофизического развития и особыми образовательными потребностями. Данные часто болеющих детей не прошедших все исследовательские процедуры, при обработке и интерпретации данных не учитывались.

По результатам проведенных диагностических процедур все участники исследования условно могут быть разделены на группы:

  1. Дети с высоким уровнем развития познавательных способностей характеризуются: высокой степенью самостоятельности действий и оценки их результатов, гибкостью, оригинальностью, устойчивостью интереса к содержанию задачи, удовлетворенностью в связи с выполнением задачи;
  2. Дети с познавательными способностями среднего уровня характеризуются: смешанным ориентированием в перцептивных действиях, которое менялось от сложности объекта, заинтересованностью при отношении к заданию, способностью к объективному оцениванию результатов.
  3. Дети с умеренным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: отсутствием стремления к четкости запоминание и проявления волевых усилий, умеренной оригинальностью в решении вербальных задач, осложнением в невербальных задачах, способностью к объективному оцениванию результатов.
  4. Дети с пониженным уровнем развития познавательных способностей характеризуются: индифферентным отношением к принятию задачи и результату деятельности, проявлением интереса к формальной стороне деятельности, повышенной склонностью к практическим попыткам, неприятием помощи взрослого, отказом от деятельности при помехах, которые появляются.

Выявленные в ходе нашего исследования уровневые группы проявляют устойчивое своеобразие состояния познавательных: интереса, активности и способностей. Отметим так же тот факт, что полученные нами в ходе исследования данные не противоречат сведениям, которыми располагает педагог-психолог ДОУ. Незадолго до проводимой нами работы, специалист провел полевое исследование когнитивной сферы дошкольников с использованием методики Д. Векслера. Сопоставление массива полученных ею данных позволяет выявлять те же различия в уровне умственного развития дошкольников, что и наше исследование.

Практическая значимость исследования: полученными нами данными об особенностях развития познавательных способностей детей дошкольного возраста могут воспользоваться педагоги дошкольных образовательных учреждений, родители и лица их заменяющие.

Дальнейшая работа может быть продолжена в следующих направлениях:

 выявление факторов, способствующих раннему развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста;

 обоснование комплекса педагогических условий развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

  1. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования.- 2011. — № 4. — С. 3–12.
  2. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. -2010. — № 2. — С. 12–18

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная способность детей, дошкольный возраст, способность, современный ребенок, познавательная активность, Ребенок, игровая деятельность, научно-методическая литература, познавательная деятельность, раннее развитие.

Похожие статьи

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при.

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры: ‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; ‒ Развивается способность к воображению; ‒ Проявляют интерес к занятиям

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой.

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития.

Познавательная деятельность детей переходит на другой этап после овладения ими речи.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Особенности развития познавательной активности.

ребенок, познавательная активность детей, воспитатель, занятие, предмет, методический прием, дошкольный возраст, дошкольное детство, детский сад, общественная значимость.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности.

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном.

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при.

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры: ‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; ‒ Развивается способность к воображению; ‒ Проявляют интерес к занятиям

Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой.

Игра как основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определённых общественных функций, вступающий в определённые отношения с другими людьми.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей.

Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития.

Познавательная деятельность детей переходит на другой этап после овладения ими речи.

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале.

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад, ранний возраст, игровая деятельность дошкольников, жизнь ребенка, сюжетно-ролевая игра.

Особенности развития познавательной активности.

ребенок, познавательная активность детей, воспитатель, занятие, предмет, методический прием, дошкольный возраст, дошкольное детство, детский сад, общественная значимость.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности.

В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование обоснованного методического комплекса, состоящего из проективных и игровых методик.

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном.

В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий

Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.

Читайте также: