Доклад о работе библиотеки вуза

Обновлено: 05.07.2024

2020 год оказался непростым годом для подавляющего большинства жителей Земли, он перевернул наши представления о действительности, заставил поменять приоритеты и смотреть на вещи под другим углом. Эти изменения и общемировые тенденции не могли не коснуться библиотек в целом и библиотек вузов в частности. В отсутствии непосредственного контакта со своими читателями библиотеки вузов вынуждены были формировать новые принципы и методы работы, и научная библиотека ПГНИУ не стала исключением.

С одной стороны, в 2020 году научная библиотека Пермского университета продолжила работу по своим основным направлениям: развитие онлайн-сервисов, формирование фонда электронными документами, продвижение информационных ресурсов библиотеки, создание комфортных условий для пользователей.

По-прежнему коллектив библиотеки активно сотрудничал со структурными подразделениями университета, пермскими и российскими коллегами, коммерческими партнерами. Продолжилась работа по формированию имиджа библиотеки как информационно-культурного центра университета.

Читальные залы и проектные аудитории библиотеки оставались востребованными университетским сообществом, но стоит отметить, что в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой они использовались менее активно, чем в предшествующем году.

Таким образом, предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг, основанных на использовании современных телекоммуникационных технологий, являлось приоритетным направлением работы НБ ПГНИУ в 2020 году. Из нововведений 2020 года стоит отметить реализацию одним из сотрудников библиотеки на площадке группы ВКонтакте чат-бота, услугами которого можно воспользоваться 24 часа в сутки.

Продолжилось комплектование электронными изданиями на основе бесшовной авторизации. В результате участия Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в конкурсах Министерства науки и высшего образования РФ в 2020 году Пермский университет получил доступ к наукометрическим базам данных и полнотекстовым научным информационным ресурсам как в формате централизованной подписки, так и в тестовом режиме.

Показатели использования удалённых и локальных сетевых документов библиотечного фонда продолжили стабильно расти, особенно в связи с переходом на дистанционный формат обучения весной и частично дистанционный формат осенью 2020 года. В период самоизоляции, объявленной весной 2020 года, сотрудники библиотеки вуза прошли курсы повышения квалификации, а также являлись слушателями вебинаров и мастер-классов профессиональной тематики от постоянных партнеров НБ ПГНИУ.

ФОРМИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

Объём фонда научной библиотеки ПГНИУ (с учётом филиала) на физических носителях по сравнению с 2019 годом уменьшился на 31 311 экз. и составил 1 168 110 экз. Сокращение объёма библиотечного фонда обусловлено списанием документов в центральной библиотеке и библиотеке филиала. Причины выбытия: ветхость и устарелость по содержанию. В отчёте за 2020 год уже не учитывается фонд библиотеки экономического факультета, которая прекратила свою деятельность 01 ноября 2019 года.

За 2020 год в фонд НБ ПГНИУ поступило 1793 экземпляра литературы, в том числе 6 электронных документов, что на 2240 экземпляров меньше, чем в 2019 году. Из общего количества поступивших печатных и сетевых локальных документов: 54% - научные издания, 40% - учебные издания, 6% - художественная литература.


В 2020 году было обработано 414 заявок на приобретение литературы. 315 заявок из этого числа – заявки, поступившие ещё в 2019 году. 10 из них были поданы в печатном виде, остальные – в электронном виде через учебно-методические комплексы в ЕТИС.

В 2020 году общее число физических посещений отделов библиотеки резко снизилось до 81733 (в 2019 году показатель составлял 207020). Такое значительное снижение показателя объясняется переходом на полный или частично дистанционный режим работы библиотеки, а также полный или частично дистанционный режим обучения студентов ПГНИУ.

Проектные аудитории, несмотря на введенные карантинные меры, оставались востребованы и активно использовались для проведения общеуниверситетских мероприятий, встреч обучающихся и сотрудников университета с руководством города и университета (встречи и совещания), проведения обучающих занятий с первокурсниками по основам информационной культуры, библиографических занятий для студентов университета и др.

Количество выгруженных документов из электронных систем в отчётном году составило более 1 миллиона (1034383), что существенно превышает выдачу сетевых удалённых и локальных документов в 2019 (737022) и компенсирует снижение книговыдачи на традиционных бумажных носителях.


В 2020 году из других библиотек получено 8 документов, это в 3 раза меньше, чем в предыдущем 2019 году. В число полученных экземпляров вошли 7 печатных документов и 1 электронная копия. Другим библиотекам выдано 13 электронных документов и ни одного печатного издания. Снижение показателей межбиблиотечного абонемента полностью обусловлено введением ограничений в связи с пандемией Covid -19.

Работа библиотеки по созданию справочного аппарата связана с активным пополнением и редактированием электронного каталога (ЭК) ИРБИС. Библиографических записей аналитического уровня, созданных за год, - 14265, что не намного меньше показателей прошлого года (16917).

Электронная картотека книгообеспеченности

Всего за 2020 год было организовано 45 выставок новых поступлений литературы. Дни информации для кафедр университета в этом году не проводились, сотрудники библиотеки старались оперативно сообщать на кафедры о новых поступлениях по электронной почте.

Особое внимание уделялось информированию преподавателей о поступлении журналов по профилю кафедры, факультета. Сотрудниками читального зала периодической литературы на протяжении всего года с интервалом в 2 месяца осуществлялась рассылка информационных писем о новых поступлениях журналов с содержанием номеров.

Основные каналы информирования пользователей о ресурсах, мероприятиях, инновациях в библиотеке:

Для эффективного продолжения учебного процесса и поддержания связи со студентами университета сотрудники библиотеки стали активнее использовать свою группу “ВКонтакте”.

Всего за 2020 год в группе Научной библиотекой ПГНИУ выставлено 475 поста (из них 53 репоста из других групп и 422 самостоятельных поста от паблика НБ ПГНИУ). Постепенно сокращалось количество репостов из других групп (к примеру, в мае всего было выставлено 33 поста и 12 из них репосты из других групп, а в сентябре 74 поста и только 5 из них репосты).

Публикации о библиотеке

На официальном сайте ПГНИУ за 2020 год вышло 13 публикаций о НБ ПГНИУ. Официальные группы университета в социальных сетях сделали 30 постов и сториз о событиях в НБ ПГНИУ. ВКонтакте вышло 18 постов, в Facebook сделано 6 постов. В официальном аккаунте университета Instagram библиотека упоминалась 6 раз. Социальные сети разных факультетов и других подразделений ПГНИУ сделали 10 самостоятельных постов. Публикации о библиотеке есть практически на всех медиаплатформах вуза (сайт, группа ВК, Facebook , Instagram , нет публикаций только в Telegram ). В официальной группе университета во “ВКонтате”, о библиотеке опубликовано 18 постов.

Для обучающихся первых курсов ПГНИУ с 3 сентября по 14 октября было проведено 94 занятий по 2 академических часа по основам информационной культуры. В организации и проведении занятий задействованы 10 сотрудников библиотеки, которые при необходимости оказывали помощь в массовой выдаче комплектов учебников в отделе абонементов после занятий, что значительно сокращало время обслуживания новых пользователей.

Во второй половине октября по просьбе руководства колледжа профессионального образования, основанного в Пермском университете в 2015 году, сотрудники научно-методического отдела провели 16 библиотечных занятий по 2 академических часа с обучающимися колледжа.

В ноябре для первокурсников-обучающихся заочной формы обучения историко-политологического факультета проведена онлайн-встреча (2 академических часа) на платформе Zoom.

Сотрудники библиотеки провели обучающий семинар для преподавателей экономического факультета по поиску литературы для обеспечения дисциплин, в особенности на иностранных языках, по составлению списков рекомендуемой литературы, включению литературы в УМК, по вопросам регистрации, авторизации, осуществления поиска на ресурсах, доступных ПГНИУ, в частной в цифровой библиотеке вуза ELiS.


Всего сотрудниками Научной библиотеки было организовано 85 традиционных выставок литературы на различную тематику, от обзоров новых поступлений до тематических подборок к событиям и учебному процессу. 35 виртуальных выставок размещены на сайте НБ ПГНИУ.


В рамках научной конференции "Цифровая география" и в честь 65-летия географического факультета проводился вернисаж "ГеоГрафика" Анастасии Балиной. Графические работы написаны под впечатлением от путешествий в различные страны мира вместе с доцентом географического факультета Татьяной Анатольевной Балиной. На выставке можно было увидеть самые узнаваемые образы европейских городов и суровые пейзажи из глубинки Урала.


5 февраля сотрудники библиотеки посетили Учебно-методический сбор с руководящим составом университета и должностными лицами в составе ГО по итогам подготовки по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности в 2019 году и задачах на 2020 год.

27 февраля прошло обучение сотрудников библиотеки по использованию электронных ресурсов НБ ПГНИУ (ведущий: Ведерникова К. М.).

В 2020 году сотрудники всех отделов НБ ПГНИУ активно принимали участие в мероприятиях по повышению квалификации, которые проводились онлайн партнерами НБ ПГНИУ.

Участие в конференциях:

По итогам конференции вышел сборник тезисов, в состав которого вошли две публикации сотрудников НБ ПГНИУ.

В 2020 году, несмотря на все его сложности и неожиданные повороты, библиотека ПГНИУ была не менее востребована среди университетского сообщества, чем в предыдущие годы. Конечно,пнадемия Covid -19 не могла не повлиять на особенности работы со студенческим и преподавательским коллективами: изменились форматы работы во многих направлениях библиотечной деятельности, но информационный потенциал библиотеки и ее актуальность осталась на прежнем уровне. Сотрудники библиотеки внедряют в свою работу инновационные формы обслуживания, создают для своих пользователей более комфортную среду для работы, теперь не только реальную, но и виртуальную.

Главная
Библиотеки
Вузовские библиотеки

rol-biblioteki-avtory

Авторы: Ольга Владимировна ДУДНИКОВА , главный библиотекарь отдела электронных ресурсов Зональной научной библиотеки имени Ю.А. Жданова Южного федерального университета ; Александр Анатольевич БОГОМОЛОВ , помощник директора по автоматизации библиотечных процессов и информатизации ; Ольга Антраниковна СМИРНОВА , ведущий методист

НОВАя РОль бИблИОТеКИ

В узовская библиотека — центр, в котором сходятся интересы различных целевых групп университета. Библиотека предоставляет свои сервисы, учитывая запросы каждой из них. Всё чаще университет рассматривает библиотеку как структурное подразделение, оказывающее серьёзную поддержку научно-исследовательской работе, осуществляющее мониторинг состояния науки в вузе, обучающее и продвигающее библиотечно-информационные ресурсы и сервисы. Следовательно, библиотека одновременно выступает как структурный элемент образования, инструмент научных исследований и как средство достижения показателей публикационной активности¹.

Библиотека выполняет институциональные функции, которые ей были свойственны ранее, а также ряд новых. На сегодняшний день мы определяем их следующим образом. Библиотека — это:

· эксперт информационных продуктов, осуществляющий подключение к электронным полнотекстовым ресурсам и наукометрическим сервисам и обеспечивающий доступ к ним пользователей;

· канал распространения научно-образовательной информации и субъект формирования информационной культуры;

· инструмент научных исследований, выполняющий мониторинг публикационной активности сотрудников университета;

· средство продвижения результатов научных исследований;

· хранитель электронного образовательного и научного контента университета, обеспечивающий доступ к нему.

ИНфОРМАцИОННые РеСуРСы: ЭФФЕКТИВНЫЙ ДОСТУП

Н емалую роль в росте показателей эффективности научно-исследовательской работы играет доступ учёных к полнотекстовым ресурсам. Для его обеспечения используются различные источники пополнения ресурсной базы университета: организации, предоставляющие доступ к электронным полнотекстовым базам данных, участие в конкурсах и грантах и т.п. В 2016–2017 гг. были выиграны гранты Минобрнауки России на доступ к базам данных международных индексов научного цитирования Web of Science и Scopus, а также к 16 полнотекстовым международным базам данных. В целом университет имеет доступ к 72 источникам.

Если в конце 1990 ‑ х — начале 2000 ‑ х гг. библиотеке было важно обеспечить сотрудников и обучающихся наиболее полным репертуаром полнотекстовых баз данных, то затем появилась задача научить их пользоваться такими ресурсами. Для этого сотрудники библиотеки проводят различные семинары, тренинги, конференции с приглашением специалистов компаний — держателей электронных полнотекстовых и наукометрических ресурсов. Обучение проходят библиотекари, преподаватели, магистранты и аспиранты ЮФУ. В университете разработаны программы повышения квалификации. По распоряжению проректора по организации научной и проектно-инновационной деятельности в 2014–2015 гг. обучение прошли 146 магистрантов и аспирантов, в 2016–2017 гг. — 120. В соответствии с приказом ректора с октября 2016 г. по апрель 2017-го реализована программа повышения квалификации для руководителей образовательных программ, заведующих кафедрами и специалистов структурных подразделений; обучение прошли более 120 сотрудников.

Качество чтения наряду с обеспеченностью ресурсами является одним из факторов роста эффективности научно-исследовательской работы. Обоснованно сформированный репертуар информационных ресурсов оказывает существенное влияние на качество научных публикаций. Поэтому мониторинг статистических показателей проводится не только по ресурсам в целом, но и по активности их использования подразделениями университета. Также ведётся сравнительный анализ чтения и публикационной активности сотрудников ЮФУ.

rol-biblioteki-1

Поддержка публикационной активности

Библиотека осуществляет аналитическое сопровождение научно-публикационной деятельности ЮФУ, помогает интерпретировать наукометрическую аналитику, составляет различные аналитические справки для ректората, департамента сопровождения образовательных и научно-инновационных программ и проектов, структурных подразделений вуза.

Последнее десятилетие характеризуется тем, что международные рейтинги университетов фактически формируют модели и задают стандарты развития современного вуза. Особое место в этих рейтингах занимают научные публикации. Корректное отображение данных о научных публикациях зависит от нескольких факторов, в том числе и от точно сформированного профиля организации в наукометрических базах данных Web of Science, Scopus и Science Index (РИНЦ).

Параллельно с размещением изданий в РИНЦ специалисты библиотеки осуществляют контроль правильного отображения публикаций в профиле авторов и университета, а также редактируют пристатейную библиографию в статьях, некорректно цитирующих публикации сотрудников вуза, что в результате даёт увеличение показателей по научным достижениям каждого конкретного сотрудника ЮФУ и университета в целом. Всего за 2015–2017 гг. добавлено более 12 тыс. публикаций.

В 2017 г. библиотека провела серьёзную работу по корректировке профиля Южного федерального университета в международных базах данных Web of Science (выявлено 2436 вариантов наименования) и в Scopus (1747 вариантов). Запросы на добавление ранее не привязанных к профилю ЮФУ публикаций отправлены в службы техподдержки баз данных. Кроме того, существует задача актуализации профиля каждого автора в отечественных и международных базах цитирования.

Опираясь на публикационные показатели, можно определить приоритетные направления развития организации и при помощи инструментов анализа социтирований расширить и укрепить сотрудничество с другими научными учреждениями. Следующим этапом становится мониторинг публикационной деятельности учёных, контроль и учёт статей в доступных базах данных.

Публикационную активность в международных базах данных структурных подразделений и сотрудников стало возможно изучать после получения доступа к базе данных SciVal. Мы в полной мере воспользовались инструментами, позволяющими сравнивать между собой разные подразделения, научные группы, отдельных сотрудников ( рис. 1 и 2 ). Для этого потребовалась серьёзная подготовительная работа.

rol-biblioteki-r1

rol-biblioteki-r2

Кадровая служба предоставила библиотеке списки всех сотрудников (основных и совместителей). В 2016 г. мы вручную проверили в базе данных Scopus 4 614 фамилий авторов и составили список авторских идентификаторов. Только после этого стало возможным сформировать в SciVal исследовательские группы структурных подразделений для сравнительного анализа публикационной и научной активности.

В ходе работы обнаружилось дублирование авторских профилей, были выявлены исследователи, некорректно указывающие университет в публикациях. С целью корректировки профилей сотрудников ЮФУ в службу техподдержки Scopus в 2016 г. было отправлено 808 заявок, в 2017 ‑ м — 198.

Всё вышеизложенное можно рассматривать как первый этап работы библиотеки по поддержке публикационной активности.

Второй этап — помощь сотрудникам университета в продвижении результатов их научных исследований. Стратегии, направленные на достижение мирового уровня технического, технологического и ресурсного обеспечения науки, ставят работников библиотеки перед необходимостью осваивать соответствующие технологии и обучать им пользователей. Для этого организуются и проводятся семинары, вебинары и тренинги по подготовке высококачественных научных статей и технике идентификации при публикации материалов в международных рейтинговых журналах.

В числе значимых тем:

· библиографические менеджеры Mendeley и EndNote — оформление публикации, работа с библиографическим списком;

· SciVal — многоуровневый инструмент анализа, мониторинга и планирования научно-исследовательской деятельности;

· научная публикация международного уровня;

· высококачественная научная статья — рекомендации авторам по подготовке публикации в международных рейтинговых журналах;

· как сделать, чтобы вашу статью цитировали;

· повышение цитируемости авторов путём размещения работ в электронных библиотеках;

· оценка научной деятельности: основные подходы, метрики и ресурсы;

· оценка трендов в интересующей научной области в системе SciVal ;

· Russian Science Citation Index и др .

В 2016 г. был обновлён перечень рецензируемых научных изданий ВАК, в которых публикуются основные научные результаты на соискание учёной степени кандидата и доктора наук. В него вошли 13 журналов Южного федерального университета. Два издания включены в Russian Science Citation Index на платформе Web of Science, а журнал TERRA ECONOMICUS — ещё и в состав Emerging Sources Citation Index на платформе Web of Science Core Collection. С целью повышения качества научных журналов университет заключил договор о сотрудничестве с Ассоциацией научных редакторов и издателей (АНРИ) для получения профессиональной и консультационно-методической помощи в развитии научно-издательской деятельности. Кроме того, был проведён аудит журналов ЮФУ на соответствие требованиям международных наукометрических баз данных. Состоялся цикл семинаров по развитию компетенций научных редакторов журналов ЮФУ. Подписан договор на получение и присвоение DOI.

Цифровое управление авторскими правами

Цифровой репозиторий задумывался как сервис, объединяющий в себе реестр и хранилище электронных документов и реестр прав на хранящиеся объекты. Сегодня репозиторий обеспечивает защиту прав авторов на интеллектуальную собственность: все размещаемые в нём объекты должны содержать информацию о правах использования, получаемую из одного из нескольких реестров прав. На данный момент используются реестр договоров издательства Южного федерального университета, реестр подписываемых авторами гарантийных писем и электронный реестр прав, предоставляемых авторами при самостоятельном размещении работы в репозитории. Система управления правами регулирует доступ к материалу на основе предоставленных прав и статуса пользователя — разные пользователи могут иметь различные уровни доступа, определяемые на основании должности, подразделения, принадлежности к группе, IP-адреса и других характеристик. Южный федеральный университет внедряет систему электронной подписи, которая интегрирована в Цифровой репозиторий и призвана упростить заключение договоров на предоставление прав и систему управления правами в целом.

rol-biblioteki-2

Автоматизация издательского процесса

Размещённые материалы используются не только для информационного обеспечения учебного процесса, но и для учёта публикаций, представления и корректировки сведений в РИНЦ. Репозиторий связан с личными кабинетами сотрудников и используется для расчёта ежегодного профессионального рейтинга преподавателей.

Зональная научная библиотека ЮФУ постоянно совершенствует собственные ИT-сервисы для развития информационной инфраструктуры университета. Важными для вуза остаются вопросы развития, измерения и адекватного представления результатов научных исследований средствами библиометрического анализа и роли библиотеки в организации этой работы.

Читайте также: