Доклад о племени чудь

Обновлено: 30.06.2024

Одэге — что означает это слово? Ни в одном из финно-угорских языков такого слова нет. Каким же этносом являлась эта загадочная чудь?

Индийские мудрецы считают, что священная река Ганг начинает свой путь на небесах. Возможно, в Индии находится прародина многих народов.

Не секрет, что существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии. Обитавшие в этой стране арии могли наблюдать удивительные явления. Там семеро небесных мудрецов-риши движутся вокруг Полярной звезды, которую творец Брахма укрепил в центре мироздания над Мировой горой Меру. Там обитают и прекрасные небесные танцовщицы — апсары, сияющие всеми цветами радуги, а солнце восходит и светит полгода подряд. Семь риши — это, вероятно, созвездие Большой Медведицы, а апсары — воплощение северного сияния, которое поражало воображение многих народов. В мифах эстонцев северное сияние — это павшие в битвах герои, живущие на небе. В индийской мифологии на небо могут добраться только волшебные птицы, в том числе вестник богов Гаруда. В финно-угорской мифологии Млечный путь, соединявший север и юг, именовался Дорогой птиц.

Глядя на качественную чудскую работу с бронзой, которая, в свою очередь, требовала мастерства работы с каменными или керамическими изложницами, кузнечного мастерства, начинаешь понимать, что восточные славяне встречались на севере и северо-востоке своего вовсе не с примитивными племенами, которые не могли им ничего дать и ничему не могли научить.

Наоборот, тут была своя интересная культура. Так что это вопрос, откуда у русских взялись валдайские колокольцы, сюжеты северных вышивок, северная же любовь к украшению жилищ, например, резьба по дереву.

Куда делась чудь?

Вопрос резонный. И имеет, как мне кажется, два главных ответа.

Потому-то еще остается вопросом, что в искусстве и быте русского севера происходит от русского населения, что от чуди. А умений тут бытует множество: деревянные церкви и огромные северные дома, текстиль и вышивка, работа по металлу, украшения домов, в том числе живописные, корабли и лодки.

Попробуем и проверить эту гипотезу хотя бы на нескольких наиболее доступных примерах, сопоставить изделия пермской чуди и русских северян:

1. Волшебная птица с человечьим лицом.
Вообще для сравнения надо брать что-то достаточно необычное, нерядовое. Такие мотивы в народном искусстве встречаются. Например, волшебная птица Сирин.

Птицы-Сирин Подзор, деталь. Олонецкая губерния, середина XIX в. И петица-оберег пермской чуди с личиной на груди.

2. Славянская богиня Рожана – или чудская мать всего живого?

Повторяющаяся в вариациях олонецких и северодвинских вышивок деталь, которую трактуют, как образ древней славянской богини Рожаны, роженицы, о чем писала
С. В. Жарникова

А это мотив богини, которая встречается у пермской чуди постоянно.

Интересно, что стилизированный мотив роженицы встречается в карельских вышивках, то есть у других угро-финнов и он очень похож на каргопольскую вышивку.

3. Олень-Золотые Рога.

В этом каргопольской игрушке можно сопоставить человеко-лосей пермской чуди.

4. Конек на доме, Олень и Птица.

Как выглядел чудский дом, нам сказать трудно. Но вот то, что головы коньков использовались, как обереги, очевидно.

Такое расположение заключало определенный магический смысл: удвоение символа усиливало охранительное действие аммулета. Можно также предположить, что мертвец, если бы он встал из могилы, обнаружил бы себя шумом. Так что это могла бы быть еще и защита живых

Интересно отметить гусиные лапки на конце последнего амулета в ряду – это завершает образ коня-гуся, который известен и для русского севера[4]

Колокольчики, конечно, нельзя связать исключительно с чудской культурой.
Колокола и колокольцы связаны с традиционной народной культурой разных народов[6]. Но интересно вслушаться в свидетельства русских жителей Севера о колоколах и колокольчиках, об их роли:

Итак, близость чудских и севернорусских предметов и верований мы ощутили.

Но, собственно, а кем были русские на Севере — по крови и обычаям?

И вот эту общность обнаруживает и сравнение верований поморов и чуди, которое проявляется через предметы материальной культуры. Следовательно, можно сказать, что чудь ушла не только под землю, но и превратилась в новый народ, обогатив его.

У этнографов, краеведов и лингвистов на сегодняшний день нет точного определения такому народу, как чудь.

Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья на Урале.

Уральские предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык.

По последней переписи населения России, современной чудью, считают себя потомки заволоцкой чуди, которая письменными источниками помещается в границах нынешней Вологодской и Архангелськой области. Несмотря на сходство и родственные связи с вепсами, чудь чётко отделяет себя от собственно вепсов, как и от западных коми, соседствовавших с чудью по реке Верколе.

Так что же это, все-таки, за народ?

До сегодняшнего дня, вопрос, кого же считать Чудью, остается открытым.

Загадочный народ - Чудь

От Балтийского моря до Уральских гор – по северу европейской России растянулся огромный финно-угорский пояс – место обитания многочисленных финских и угорских племён. Часть этих народов сохранилась до нашего времени, а часть - таинственно исчезла, оставив после себя легенды, предания и древние курганы от Волги и Вятки до седого Урала!
Один из таких народов – древняя чудь, которая известна от Чудского озера на западе до Чудских городищ и пещер на Северном Урале. Много преданий ходит как о самой чуди, так и о подземных городах этого народа, об их таинственных кладах, погребениях и загадках. Очень часто поминают чудь в легенде об их уходе в подземный мир, где они, якобы, закрылись до иных времен…

Есть легенды о чудских народах, как о древних и искусных рудокопах, в чем-то похожих на гномов, обитавших в штольнях и шахтах европейских гор. Отголоски таких преданий сохранились, например, в Сарманово (Татарстан), где был старинный медный рудник. Таких же легенд много в Кировской области, где обнаружены могильники и городища чудского народа!
Есть легенды о чуди и у марийского народа – очень распространена легенда о том, как в древности сами мари уходили в подземелья и пещеры и подрубали столбы, удерживающие землю, после этого ходы в таинственные подземелья закрывались навечно. Сами марийцы ассоциируют эти легенды со своими предками, вероятно, что древняя чудь (как и меря) сыграли свою роль в этногенезе марийского народа.
Если вспомнить загадочную Овду, то в каждом втором случае – живет Овда либо в пещере, либо в землянке, роста невысокого, обычно прячется от людей, а потом ушла далеко на Север.
Ушёл в скальное подземелье и легендарный князь Чембулат, о чем гласит древний памятник и святилище на Немде (приток Пижмы и Вятки).

Огромное количество легенд про чудь сохранилось на Урале, про это будет упомянуто в статьях про аномальные зоны Башкирии, Пермского края, Свердловской и Челябинской областей, отдельно расскажем и про эти легенды.
В данной статье будет рассказано про следы чудского народа на Вятской земле (Кировская область). В этом краю (и вокруг него) множество упоминаний про чудь – вспомним, например, загадочную Бум-гору, куда по легендам ушло чудское племя!
Ведь до сих пор спорят, где же это место находится.

Загадочная Бум-гора

Чудь уходит под землю (Н. Рерих)

ЧУДСКИЙ НАРОД
Чудь - собирательное название ряда финно-угорских племён и народов. Иногда так называют мифологический персонаж, близкий по значению к слову "леший" (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов).
В зависимости исторической хронологии и от территории использования значение слова несколько отличается:
в "Повести временных лет" (859 год), Нестор сообщает, что
"варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей, брали дань по серебряной монете и веверице (по белке) с дыма)"; здесь существует различие между меря и чудью; за 882 год, когда Олег "отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город"; здесь различие в том, что, в том числе, упоминается и весь; в 1030 Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, "и победил их, и поставил город Юрьев"), здесь чудь вероятно - эсты;
из летописных источников также известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил "лучших мужей" из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Красное Солнышко);
вятский летописец сообщает, что новгородцы на реке Чепец, по которой они спустились к Вятке, нашли два народа - чудь и остяков;
в конце XIX века историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано, предположение, что чудью, о которой упоминает "Повесть временных лет" в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь - жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде (см. "Нарова (народность)"), их тогда в быту называли чудью. Официально же в Российской империи до 1917 года чудью именовались вепсы.
у удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна;
коми, так называли своих ещё некрещённых предков.

Загадочный народ - Чудь

Загадочный народ - Чудь
ЧУДЬ-ВОДЬ
Ухвачусь за фразу, что Чудью называли народ Водь живший к северо-западу от Новгорода. Отсюда уже вырисовыватся связь с Вяткой и первыми пришельцами в неё со стороны Новгорода. Собственно, чудь-водь была одной из составляющих населения Новгорода и Вятки. Действительно, что это за народ, который был расселен на значительной территории (от Новгорода до Оби, центр - Вятка), но бесследно исчез как раз в то время, когда эти края прихватила Московия? Напомню, археологи связывают Чудь с городищами-карами (Кар в названии), к которым можно отнести наши Кошкар и Карино (татары на Вятке). Так что связи с казачеством прослеживаются.

В языках коми и удмуртов некоторые исследователи видят ираноязычное влияние, которое связывают с народом Чудь, жившим среди указанных народов до 15в. легендарная Чудь жила и на Вятке.

СЕВЕРНЫЕ ПРЕДАНИЯ
О связях Сысолы и Вятки.
На Сысоле (приток Вычегды со стороны Вятки) есть городища с названиями Кариил (Кара-иль?), Вотча (Вотка?) и Гуль-Чунь ("Чертов палец" на языке Коми) содержащих новгородские находки 13-14 в. По легендам в них жила Чудь. "Чудское городище" упомянуто в Вымско-Вычегодской летописи. Выходит, под Чудью можно понимать новгородо-вятское население, существовавшее до покорения Москвой Вятки и сопредельных с ней территорий. Выходцы с Сысолы могли получить прозвища-фамилии Сысолятин и Сысоев (от Сысой, Сыса).

Напомню, в верховьях Сысолы находится Кайгородок, - название можно перевести как город на дороге (кай - волок, дорога через лес, если вспомнить марийский: кай- уходить). То есть, в этом месте шел древний путь с Вятки на север, - Сысолу, Вычегду и Двину. Вокруг Вятки во все стороны существуют (в прошлом) предания о народе Чудь. Рассказы о чуди разняться, в одних говорят о чудских богатырях, вроде тех, что у нас на Чурше. В других "чудиков" осмеивают и вообще отзываются пренебрежительно. На Вятке их звали чучками, отсюда глагол "зачучкать" (испортить, запачкать). Чудским городом назван в ПСВ Микулин. Получается, что Чудь - это население Вятских город в 15 в. Можно предположить, что пренебрежительное отношение к старому населению Вятки и ее окрестностей было намеренно привито в 16 в. среди вновь прибывших сюда из Московии и Устюга.

Медные рудники Сарманово

медные рудники Сарманово - по преданиям их начали копать древние чудские народы

ТОПОНИМИКА
(Кудымкар, Майкар, Дондыкар, Иднакар, Анюшкар и др.) никак не расшифровываются с помощью местных пермских языков (удмуртского, коми и коми-пермяцкого). По преданиям в этих местах находились чудские городища, и именно здесь чаще всего находят бронзовые украшения и другие предметы, условно объединенные названием Пермский звериный стиль. Да и на само искусство Пермского звериного стиля "иранское влияние" специалистами признавалось всегда.
На Урале рассказы о чуди в большей степени распространены в Прикамье. Предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык. Из языка чуди предания сохранили даже некоторые слова: "Однажды в деревне Важгорт появилась чудская девка - высокая, красивая, широкоплечая. Волосы длинные, черные, в косу не заплетены.
Вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: ". И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег".

"Следами" чуди (реально относимым к разным этническим группам и разным историческим периодам - от неолита до средневековья) могут считаться - курганы и городища; насыпи и ямы; остатки строений, пашен, сенокоса; рощи, почитавшиеся священными; архаические предметы домашнего обихода; древние захоронения (в частности, "чудские" могильники, которые представляли собой опущенные в ямы срубы с деревянными перекрытиями) . Ср.: Некоторые курганы - места захоронения чуди белоглазой, которая, испугавшись русских, "сама в землю ушла", "живьем закопалась" (Вят.) Кудрявцев, 1901>. В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что "тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам", с остервенением защищались из крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах (выкопав яму, ставили по углам столбики, делали над ними крышу, накладывали на крышу камни, землю, сходили в яму с имуществом и, подрубив подставки, гибли). "Закапывалась" чудь и от Ермака.

Один из возможных "следов" чуди - считающийся и в XIX в. необычным, таинственным местом Холмогорский ельник (на Курострове, близ г. Холмогора). По упоминаемой II. Ефименко легенде, в ельнике якобы находился когда-то "чудской идол". Идол, слитый из серебра, "прикреплен был к одной самой матерой лесине и держал в руках большую золотую чашу". Украсть идола и окружавшие его сокровища было, казалось, невозможно: "Чудь берегла своего бога крепко: постоянно около него стояли часовые, около самого идола были проведены пружины. Кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас же пружины эти заиграют н зазвенят разные колокольчики, и тут не уйдешь никуда; часовые сейчас же позаберут, а окаянная чудь поджарит на сковороде да и принесет в жертву своему идолу"
Несмотря на эти предосторожности, русские все же сумели ограбить священное иное место и уйти невредимыми. Согласно одной версии, сбежавшаяся чудь постояла, посмотрела на удалявшиеся корабли, похлопала руками да и разошлась - "и с этой самой поры перестала собираться в ельнике". По другой версии, чудинцы гнались за новгородцами верст десять до теперешнего селения Курьи вниз по Двине и там иступили н бой с ними, но одолеть похитителей не смогли (Арх.)

О чуди сохранилось больше легенд, чем фактов. В Древней Руси чудью называли соседние финно-угорские племена, жившие на северо-западе и северо-востоке, от Балтийского моря вплоть до Уральских гор. Готский историк VI века Иордан в книге "О происхождении и деяниях гетов" оставил упоминание о том, что король остготов Германарих покорял некий народ тиудь (чудь?), а жили в той стране также vas - весь, merens - меря и mordens - мордва. В подтверждение тому археологи в вятской земле находят готские захоронения IV-V вв.

На Руси различали чудь белоглазую и чудь заволочскую . Первая расселялась в Прибалтике и была близка эстам, а вторая жила в т.наз. Заволочье . Заволочьем называли область в бассейне рек Северной Двины и Онеги; "волок" - это переволока между реками, когда ладьи вытаскивали на берег и "волокли" к другой реке. Северодвинский волок связывал Онежское озеро с Белоозером и р. Шексной.

Чудь неоднократно упоминается в "Повести временных лет".

В записи под 859 (6367-м по старому летоисчислению) годом читаем: " Варяги из заморья взимали дань с чуди , и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма ".

Также, как и славянские племена, чудь страдала от варягов и входила в союз славянских и финно-угорских племен, образованный для отпора заморским гостям .

Чудь упоминается и в летописном рассказе о призвании варягов : " В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды . Сказали руси чудь , словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. " . Правда, русский историк C.М. Соловьев не считал упомянутую в данном отрывке чудь отдельным племенем. По его мнению, чудь в рассказе ПВЛ - это не чудь, а соседнее племя водь , вошедшее потом в Новгородскую пятину (земли Новгорода ). У него были свои аргументы, вот один из них: в XIX веке в Нарвском уезде проживали потомки води, а называли их чудь . Вот и современными учеными чудь считается собирательным названием для народностей прибалтийско-финской группы: это водь, весь, сумь, емь, ижоры, эсты. В этом смысле чудь можно считать суперэтносом.

Современными учеными чудь считается собирательным названием для народностей прибалтийско-финской группы, таких, как водь, весь, сумь, емь, ижоры, эсты .

Вернемся к Нестору и "Повести временных лет". О чуди говорится в рассказе о захвате князем Олегом Киева в 882 году и убийстве Аскольда и Дира: " Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь , словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир .. . . И сел Олег, княжа, в Киеве . ".

Продолжая читать ПВЛ, узнаем, что чуди не было в числе данников Олега: " Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери. " - в то время как другое финно-угорское племя, меря, платило Олегу дань. Известно также, что в Киеве при Владимире Святославовиче появился "Чудин двор", куда князь переселял чудскую знать.

Дальше мы находим в ПВЛ чудь в связи с событиями XI века. В 1030 году " пошел Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев ". Юрьев (ныне город Тарту) получил христианское имя князя Ярослава Мудрого - Георгий (Гюргий, Юрий); город Георгия.

В 1030 году князь Ярослав Мудрый победил "белоглазую чудь" и поставил в их землях город Юрьев (Тарту).

В 1224 году Юрьев был захвачен немецким Орденом меченосцев. За упорное сопротивление все его защитники, " чудь и славяне", а также князь Вячко (Вячеслав) были убиты: "Того же лета убиша князя Вячка немци в Гюргеве, а город взяша" (Новгородская первая летопись). Город был назван немцами "Дерпт" и надолго остался в Ливонии (территория, занятая Ливонским орденом, отделением Тевтонского ордена. Сейчас это современные Латвия и Эстония).

Нахождение в Ливонии, впрочем, не помешало торговым отношениям Юрьева с Новгородом ; оба города входили в Ганзейский союз, и в Новгороде была Чудинцева улица , где жила знать из чуди (как в Киеве Чудин двор).

Чудь белоглазая , как и водь, вошла в состав населения Новгорода , причем составляла немалую его часть, как и в образованной новгородцами в 1181 году Вятке (современный Киров). А вот о чуди заволочской ничего определенного сказать нельзя, ее этническая принадлежность и по сей день вызывает вопросы. Когда новгородцы спускались по реке Чепец к Вятке, они там встретили наряду с остяками какую-то "чудь". Финно-угорские народы Урала долго хранили предания о жившей здесь когда-то чуди. На Урале чудь оставила топонимы с корнем -кар- со значением город , городище . Топонимы: Кайгородок, Кудымкар, Майкар и др. - чудского происхождения.

Владимир Даль нашел в севернорусских говорах значение чудый, чудак как странный, непонятный; чужой . Чудачить в словаре Даля - значит идти против обычая людей русских. Получается, чудь - это чужой, непонятный; заметим, чудь долго сохраняла языческие верования и обычаи. Чуждым и непонятным показался этот народ новгородцам.

О пребывании чуди в Прибалтике, на Европейском Севере, в Приуралье говорит топонимика. Чудское озеро на Псковщине нам хорошо известно:

На Чудском озере недалеко от Пскова состоялось знаменитое Ледовое побоище, в котором князь Александр Невский разбил рыцарей Тевтонского ордена. Денис Гордеев. "Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.".

На Чудском озере недалеко от Пскова состоялось знаменитое Ледовое побоище, в котором князь Александр Невский разбил рыцарей Тевтонского ордена. Денис Гордеев. "Ледовое побоище 5 апреля 1242 г.".

В Архангельской области есть озеро Чудопицкое, в Коми АССР - озеро Чуддинты , есть река Чудь , а уж сколько можно найти чудских пещер, могильников и городков по всей указанной территории! Например, Чудья пещера в Удмуртии, Чудское городище и Чудской берег в Кировской области, и др. Памятники разнородные и оставлены в разные эпохи - от неолита до средневековья - разными этническими группами, но молва их прочно связывает с исчезнувшей чудью .

А потом чудь исчезла. Ушла под землю.

Чудь исчезла. Самое интересное, что легенды, связанные с уходом / исчезновением чуди, существуют у разных народов и в разных вариациях, но сходны в одном: чудь. ушла под землю.

Приведем эту легенду в том варианте, в каком ее приводит русский философ-мистик, художник Николай Рерих. Рерих, в свою очередь, записал ее на Алтае у староверов.

" Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда Белый Царь пришёл Алтай воевать и как зацвела белая берёза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым Царём. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. - Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами " (Н.К. Рерих. Из книги "Шамбала". М., 1994.).

Красивая легенда. Рерих искал сведения о существовании где-то, в каком-то потайном месте, народа с высокой культурой и знаниями. Легенда об ушедшей под землю чуди имеет явно общее с легендами об исчезнувшей стране Беловодье или о подземном городе народа Агарти (Индия).

Вот и осталось воспоминание о чуди как подземном народе, трудолюбивом и талантливом, жившем в. старых шахтах (не забудем, большинство легенд о чуди бытовало на Урале). Эти маленькие подземные жители, очень похожие на гномов, очень хорошо умели добывать железную руду.

Из иллюстраций шведского художника и иллюстратора Джона Альберта Бауэра (здесь: "Тролли и младший Томте").

Из иллюстраций шведского художника и иллюстратора Джона Альберта Бауэра (здесь: "Тролли и младший Томте").



Ледовое побоище на Чудском озере — 5 апреля 1242 года.


Ледовое побоище между новгородцами под предводительством Александра Невского и Тевтонскими рыцарями

В народной же массе многие северодвинские, мезенские и печорские предания о чуди вылились в суеверные представления. Вот незамысловатый рассказ старого кормщика, вынужденного зазимовать у негостеприимных берегов Новой Земли.







Подведём итоги свидетельствам письменных источников и фольклорных сюжетов о чуди. Для научных разысканий они дают и много и мало: много для различного рода догадок и предположений, но все-таки мало для безупречного подтверждения их фактами. Совершенно ясно, что больше других на Руси о чудском населении знали новгородские словене, в VII — VIII вв. сгруппировавшиеся вокруг озера Ильмень и тогда же распространившиеся по Волхову до Южного Приладожья . (П. Н. Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. -Л. 1966, стр. 284 — 285) .

Юго-западный угол между Волховом, Свирью, Прионежьем уже тогда, видимо, занимала группировка древних вепсов, юго-восточные пределы которой достигали Шексны и Белоозера (Д. В. Бубрих. Происхождение карельского народа. Петрозаводск. 1947, стр. 16).

И, надо сказать, на это новгородцы имели основания, вытекавшие, вероятно, из непосредственных наблюдений над новыми данниками. Действительно, если при сильно изменившейся этнической обстановке в XIX веке на Водлозере и без специальных исследований «бросается в глаза, что в большинстве селений, носящих финские названия, тип населения носит явные признаки финской расы — редкость бороды, небольшой рост, белокурость«(Н. Н. Харузин. Указ. соч., стр. 306);


Это исследование некоторым образом возвращает нас к старому спору о том, была ли летописная и легендарная чудь этнически однородной массой на огромном пространстве от Прибалтики до Приуралья или же под именем чуди фигурировали различные этно-лингвистические группировки со сложной дифференциацией составляющих их более мелких единиц. Правда, чаще всего этот вопрос сужался до определения того, что же представляла собой в этническом отношении заволоцкая чудь?

Современные лингво-топонимические исследования вносят в эту характеристику серьезные уточнения. Трудами чл. -корр. АН СССР Д. В. Бубриха и его последователей доказано наличие островков древневепсской топонимики в Заонежье (на путях в Заволочье), на Каргополыцине и в Северодвинском бассейне. Обнаружились и другие свидетельства дорусских лексических связей заволочан, которые могут быть истолкованы на карело- вепсско-пермских (коми и в более широком плане) материалах.

Такой взгляд нам кажется наиболее приемлемым, ибо с точки зрения современной финно-пермской этногонии просто невероятно, чтобы столь обширная территория Онежского и Северодвинского бассейнов до прибытия сюда русских заселялась только одной этнической группировкой собственно прибалтийско-финского, в частности, древневепсского происхождения. С отдаленных времен существовало несколько хорошо освоенных путей по рекам, ведущим в центральную и восточную части Заволочья непосредственно из Среднего Поволжья и Волжско-Камского бассейна, то есть из областей формирования поволжско-финских и пермских языков. Поэтому разве не правильнее было бы сказать, что на территории Заволочья сталкивались, контактировали и смешивались разноплеменные группы финно-пермского населения? Появление русских внесло существенные изменения в этнический состав Европейского Севера.


Племя Чудь. Чудь Белоглазая

Племя Чудь является одним из самых загадочных явлений на территории нашей страны. Его история давно обросла тайнами, былинами и даже слухами, как вполне правдоподобными, так и совсем фантастичными. Об этом племени известно не очень много, чтобы судить по этим сведениям о полной истории его представителей, но вполне достаточно, чтобы плодить самые невероятные сказания. Учёные и исследователи пытались и пытаются раскопать свидетельства той эпохи, расшифровать тот удивительный мир, полный загадок, который подарило нам племя Чудь.

Племя Чудь иногда сравнивают с племенем Майя американских индейцев. Как те, так и другие, вдруг и неожиданно бесследно исчезли, оставив после себя лишь воспоминания. В официальной истории термин "Чудь" считается древнерусским названием нескольких финно-угорских племён. Само название племени "Чудь" также до конца не совсем понятно. В народе принято считать, что так назвали представителей этих племён за их непонятный язык, на котором они разговаривали и который не понимали другие племена. Есть предположение, что изначально племя было германским или готским, поэтому их и называли Чудью. В те времена "Чудь" и "Чужой" были не только одного корня, но и имели одинаковое значение. Однако в некоторых финно-угорских языках именем Чудь называли одного из мифологических персонажей, что также нельзя отбрасывать со счетов.

Об этом племени, которое внезапно исчезло, упоминается в "Повести временных лет", где летописец прямо повествует: ". варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей. ". Однако и здесь не всё так просто. К примеру, историк С.М.Соловьёв сделал предположение, что чудью в Повести Временных Лет назвали жителей Водской долины пятины Новгородской Земли - Водь. Ещё одно упоминание датируется 882 годом и относится к походу Олега: ". отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город. ".

Победоносный поход на Чудь предпринял в 1030 году Ярослав Мудрый: "и победил их, и поставил город Юрьев". Впоследствии выяснилось, что чудью называли целый ряд племён, таких как: эсты, сету (чудь псковская), водь, ижора, корелы, заволочье (чудь заволочская). В Новгороде же есть Чудинцева улица, где ранее проживали знатные представители данного племени, а в Киеве - Чудин двор. Также считается, что от имени этих племён образованы названия: город Чудово, Чудское озеро, река Чудь. В Вологодской области есть деревни с названиями: Передние Чуди, Средние Чуди и Задние Чуди. В настоящее время потомки Чуди проживают в Пенежском районе Архангельской области. В 2002 году Чудь внесена в реестр самостоятельных национальностей.

Особый интерес, кроме исторического, занимает фольклор, в котором племя предстаёт, как Чудь Белоглазая. Странный эпитет "Белоглазая", которым окрестили представителей чуди, также является загадкой. Одни считают, что белоглазой чудь является от того, что живёт под землёй, где нет солнечного света, а другие считают, что в былые времена белоглазыми называли сероглазых или голубоглазых людей. Чудь белоглазая, как мифологический персонаж, встречается в фольклоре коми и саамов, а также манси, сибирских татар, алтайцев и ненцев. Если объяснить в двух словах, то чудь белоглазая - это исчезнувшая цивилизация. Следуя этим повериям, легендарная чудь белоглазая обитала на севере европейской части России и Приуралья. В описаниях этого племени фигурируют описания, как о людях невысокого роста, которые обитают в пещерах и глубоко под землёй. Кроме того, чудь, чоудь, шудь - чудовище, и означало великана, часто великана-людоеда с белыми глазами. Зачастую чудью называют людей, которые с принятием христианства на Руси, не приняли новую религию и ушли под землю. Таким образом, выходит, что чудь белоглазая - это демонизированное племя, которое не приняло христианство и от того, считается нечистым.

Одно из преданий, которое записано в поселке Афанасьево Кировской области, гласит: "И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег". Хозяйка медной горы, сказ о которой поведал нам русский писатель Бажов П.П., многими считается одной из той самой Чуди.

Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могли приносить одним удачу, а другим - несчастье. Обитают они под землёй, где ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей. Мифические представители чуди белоглазой считаются хорошими и умелыми кузнецами, металлургами и отменными воинами, что можно сравнить с поверием скандинавских племён в гномов, которые также обладают невысоким ростом, являются хорошими воинами и искусными кузнецами. Чудь белоглазая (они же сиртя, сихиртя) могут украсть ребёнка, навести порчу, напугать человека. Они умеют внезапно появляться и так же внезапно исчезать.

О земляных поселениях чуди сохранились свидетельства миссионеров, исследователей и путешественников. Впервые о сиртя говорил ещё А. Шренк в 1837 году, который обнаружил чудские пещеры с остатками некой культуры в низовьях реки Коротаихи. Миссионер Вениамин писал: "Река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь. Пещеры эти в десяти верстах от устья, на правом берегу, на косогоре, который издревле по-самоедски назывался Сирте-ся - "Чудская гора". И. Лепехин в 1805 году писал: "Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки". Этим же вопросом в свое время озадачился В.Н. Чернецов, который писал о чуди в своих докладах 1935-1957 гг., где собрал множество преданий. Кроме того, он обнаружил памятники сиртя на Ямале. Таким образом, существование племени, которое реально существовало в этих местах некогда, подтверждено документально. Ненцы, предки которых были свидетелями существования в этих местах загадочного племени, утверждают, что оно ушло под землю (в сопки), но не исчезло. И до сей поры можно встретить людей небольшого роста и с белыми глазами, и эта встреча чаще всего не предвещает ничего хорошего.

После того, как чудь ушла под землю, вслед за тем, как на их земли пришли другие племена, потомки которых живут здесь и до сей поры, они оставили много кладов. Клады эти заговорённые и по преданию найти их могут только потомки самой чуди. Клады эти охраняют чудские духи, которые предстают в самых разных обличьях, например, богатыря на коне, медведя, зайца и других. По причине того, что многие бы хотели проникнуть в тайны подземных жителей и завладеть несметными богатствами, некоторые до сих пор предпринимают различные шаги по поиску этих схронов, полных золота и драгоценностей. Легенд, сказаний и быличек про смельчаков, которые решились на поиски чудских сокровищ, существует огромное количество. Все, или большинство из них, оканчиваются, увы, плачевно для главных героев. Некоторые из них погибают, другие остаются калеками, третьи сходят с ума, четвёртые пропадают без вести в подземелье или пещерах.

Чудь под землю ушла. 1913

О легендарной чуди пишет и Рерих в своей книге "Сердце Азии". Там он описывает свою встречу со старовером на Алтае. Этот человек отвёл их на каменистый холм, где находились каменные круги древних погребений и, показав их семье Рерихов, поведал такой рассказ: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами". Годом ранее (1913) этих событий Николай Рерих, будучи прекрасным художником, написал картину "Чудь под землю ушла". Как бы то ни было, загадка племени Чудь до сих пор остаётся открытой. Официальная история в лице археологов, этнографов, краеведов считают чудью обычные племена, например угров, хантов, манси, которые ничем особенным не отличались и покинули места своего обитания из-за прихода на их земли других племён. Другие же считают Чудь Белоглазую - великим народом, которые обладают даром волшебства и магии, которые живут глубоко в пещерах и подземных городах, которые время от времени появляются на поверхности, чтобы предупредить людей, предостеречь, наказать или защитить свои сокровища, охотников за которыми никогда не поубавится.

"- Но где-то и до сих пор, - рассказывает Василий, - верят лопари не в Христа, а в "чудь". Есть высокая гора, откуда они бросают в жертву богу оленей. Есть гора, где живет нойд (колдун), и туда приводят к нему оленей. Там режут их деревянными ножами, а шкуру вешают на жерди. Ветер качает ее, ноги шевелятся. И если есть мох или песочек внизу, то олень как будто идет Василий не раз встречал в горах такого оленя. Совсем как живой! Страшно смотреть. А еще бывает страшней, когда зимой на небе засверкает огонь и раскроются пропасти земные, и из гробов станет выходить чудь."

Читайте также: