Археологический памятник сыктывкар доклад

Обновлено: 02.07.2024

Цель написания работы: дать оценку ведение археологических исследований и археологическим памятниками в Республике Коми.
При выполнении работы ставились следующие задачи:
- узнать больше о Республике Коми;
- понять, что представляют собой археологические памятники;
- охарактеризовать более интересные и значимые археологические памятники.

Содержание работы

Введение 3
1. Республика Коми 4
2. Археологические исследования 7
2.1 Археологические памятники 10
Заключение 14
Библиографический список 15

Содержимое работы - 1 файл

Министерство Образования и Науки Российской Федерации.docx

Планомерное изучение слабо обследованных районов Республики Коми выявило ряд новых объектов, существовавших в различные эпохи. До открытия ранненеолитических памятников Дутово 1 (р. Печора) и Нонбург 10 (р. Цильма) ничего не было известно о эпохе неолита в бассейне Печоры. Изучение этих памятников позволяет говорить о существовании различных культурных традиций (наконечники стрел и геометрические микролиты-трапеции). Открытые памятники расширили географию распространения археологических культур.

Широкомасштабные археологические исследования в верхнем течении Выми позволили детально изучить освоение древним населением этой территории в эпоху бронзового века. Выявлены типы жилищ, их специфический облик, определено функциональное назначение жилищных впадин, выявлен "интерьер" жилища. На основе анализа артефактов была разработана типология кремневого инвентаря, керамической посуды, определена их культурная принадлежность и датировка. Данный район представляет интерес и как контактная зона с бассейнами Мезени и Печоры. Находки антропоморфных изображений представляют интерес для реконструкции идеологических представлений эпохи бронзы лесной зоны. Вероятно, следует рассматривать эту эпоху как период распространения культа предков на этапе разложения традиционной родовой структуры.

Сплошное обследование бассейна р. Лузы выявило два памятника, дающие дополнительные материалы для культурной и хронологической атрибуции искусства кремневой пластики лесной зоны в целом и по-новому рассмотреть некоторые аспекты славянской колонизации края.

Археологическое изучение памятников раннего средневековья позволило выявить планировку средневекового селища, организацию "усадьбы", объединяющей жилищные, хранилищные и производственные помещения. Анализ керамического материала данных памятников позволил выделить две технико-технологические традиции в изготовлении глиняной посуды.

Исследования средневековых могильников расширили источниковедческую базу в изучении проблематики погребального обряда, формирования культуры предков коми (зырян), позволили уточнить хронологию, периодизацию, определить этнокультурную атрибуцию памятников. Раскопки Вотчинского могильника (р. Сысола) позволяют подойти к решению проблемы происхождения народа коми, расширяют знания о путях проникновения иноплеменного населения на территорию Европейского Северо-Востока. В результате полевого исследования обнаружены новые типы вещевого инвентаря, ранее неизвестного на нашей территории. Топография данного могильника изменила научные представления о возможных местах расположения древних некрополей. Раскопки Лек-Ижмана II (р. Ижма) позволили выявить новый тип археологического объекта на территории Республики Коми, наземный ритуальный комплекс, представляющий интерес как языческое святилище, расширяющее представления о языческих верованиях древнего населения Ижма.

Раскопки Веркольского могильника выявили наземный тип погребения - "домики мертвых", которые наметили пути в решении вопросов погребальной обрядности такого типа, его формировании и распространении, хронологии и этнокультурной принадлежности.

Археологическое изучение средневековых могильников в районе с. Ужга (Верхняя Сысола) позволило определенным образом закрыть лакуну в изучении южной территориальной группы предков коми.

Разведочные исследования на р. Нерица позволили изучить слабо обследованный в археологическом отношении район Средней Печоры и выявить ряд новых объектов, перспективных в научном изучении по вопросам формирования и взаимодействия археологических культур, начиная с эпохи бронзы и кончая средневековьем.

Раскопки Нерицкого могильника позволяют подойти к решению проблемы летописной "печеры", определению погребального обряда, хронологических и этнокультурных взаимодействий в эпоху средневековья.

2.1 Археологические памятники

Как уже было сказано выше, Республика Коми обладает большим количеством археологических памятников. Ниже представлены примеры некоторых из них.

Памятники на р. Цильме:

Синегорье 8 (поселение) - памятник открыт в 1992 г. Г.Н. Добычиным, расположен на юго-западном берегу оз. Круглое (пос. Синегорье, Усть-Цилемский район). Шурфовка памятника дала семь фрагментов керамики плохой сохранности с отпечатками шагающей гребенки. Кремневый инвентарь не зафиксирован. Предварительная датировка: неолит - энеолит.

Мыла 1 (поселение) - памятник открыт в 1992 г. Н.Н. Чесноковой, расположен в устье р. Тобыш (Усть-Цилемский район). Судя по орнаментации керамики (а также, косвенно, по малочисленности кремня) памятник можно отнести к чужьяельской археологической культуре (эпоха ранней бронзы).

Нонбург 10 (поселение) - памятник открыт в 1992 г. Н.Н. Чесноковой, находится на стрелке левого берега р. Цильма и правого берега ее притока р. Черепановки (Усть-Цилемский район). Кремневый материал: трапеция, отщеп с ретушью, отщеп с выемкой, чешуйки. Из костей определены особи лося и бобра. Предварительная датировка - эпоха раннего неолита.

Песчаный (поселение) - поселение находится на левом берегу р. Чирка (левый приток р. Цильма, Усть-Цилемский район), открыто в 1988 г. Н.Н.Чесноковой. На памятнике обнаружена постройка с покатыми стенками, горизонтальным дном. По всей площади раскопа найден кремень. Датировка - эпоха поздней бронзы.

Памятники на р. Печора:

Дутово 1(поселение) - памятник расположен на правом берегу протоки Аника-Вис (приток Печоры, возле с. Дутово, Вуктыльский район), открыт Н.Н. Чесноковой и Е.В. Красновой в 1990 г. Подъемный материал позволил предварительно датировать памятник эпохой неолита и предположить здесь наличие мастерской. В 1991 г. раскапывался И.В.Сажиным. По найденному материалу (вкладыши подтрапециевидной формы, орудия и их обломки) уточнена датировка памятника - ранний неолит.

Подчерье 3 (поселение) - памятник находится на левом берегу р. Подчерем (приток Печоры). Открыт в 1963 г. В.И. Канивцом (Усть-Подчеремская II). В 1989 г. повторно зафиксирован и в 1990 г. раскапывался Н.Н. Чесноковой, в 1994 г. ею же вновь осмотрен - интенсивное разрушение. Бедный и невыразительный инвентарь, крайняя фрагментарность керамики не допускают уверенных культурно-хронологических определений. Вероятная датировка - эпоха бронзы.

Аранец 2 (поселение) - Памятник находится на левом берегу р.Печора при впадении в нее р.Большой Аранец выше ее устья, на высоком топографически выделенном мысе коренной террасы. В 1955 г. геолог Г.А.Чернов обнаружил в районе старого кладбища д.Аранец (Печорского район) обломки керамики с ямочно-зубчатым орнаментом, кремневые отщепы и маленький слиток бронзы. В 1993 г. Н.Н.Чесноковой обнаружены новые материалы в трех пунктах на общей площади 9.800 кв.м: - пункт 1 - на краю южного склона подняты кремневые орудия, отщепы, осколки, 2 железные кованые пластины, лепная керамика; - пункт 2 - к востоку от предыдущего, на пашне, собраны кремневый инвентарь, железный предмет, лепная и гончарная керамика, обожженная глина; - пункт 3 - на постепенном понижении площадки к югу найдены фрагменты гончарной керамики, отщепы и осколки.

Медвежская 1 (поселение) - расположено в 0,23 км к СЗС от д.Медвежская Кедровошорского с/с (Печорский район), на правом берегу р.Печора, в 110 м от реки. Вероятно, это часть открытого В.И.Канивцом в 1964 г. поселения Медвежское I. Обследовано в 1993 г. А.Л.Багиным, собран скудный подъемный материал. Датировка возможна в широких рамках: эпохи поздней бронзы - раннего железа.

Памятники на р. Уса:

Адак (пещерное святилище) - расположено на р.Усе, в 2 км ниже д.Адак, открыто В.И. Канивцом, исследовалось В.А.Семеновым. Культурный слой пещеры размыт, находки встречены ниже порога пещеры. Все обнаруженные предметы датируются в очень широких пределах: от раннего железа (возможно, финал бронзы) до эпохи средневековья.

Памятники на р. Вычегда:

Чежтыягский могильник - в 1920-х годах А.С.Сидоров дал топографическое описание памятника. Могильник грунтовый, находится на левом берегу р. Вычегда, на боровой террасе над старичным озером Евты (Усть-Вымский район), в урочище Чежтыяг. Исследовался Т.В.Истоминой. Захоронения одиночные, за исключением одного случая, в ямах овально-продпрямоугольной формы, ориентированы С-Ю с некоторыми отклонениями. Способ захоронения - кремация и ингумация, преобладает кремация в срубах. Вещевой инвентарь дает датировку XI - XII вв. В 1994 г. Т.В.Истоминой была зафиксирована еще одна группа грунтовых погребений (сначала рассматривалась как отдельный могильник, но исследования показали, что это часть Чежтыягского могильника). Могильные ямы простой и сложной конструкции, выявлены также жертвенные ямы. Захоронения совершены по способу ингумации, не исключены кенотафы. Вещевой инвентарь - оружие и бытовые предметы - датируется XII - XIV вв. В 1999 г. раскопки памятника завершены. Могильник в целом насчитывает 152 погребения, расположенные девятью изолированными группами. Время функционирования могильника - XI-XIV в.в., основная часть захоронений относится к периоду расцвета вымской культуры - XII-XIII в.в.

Размановка (стоянка) - стоянка расположена на р. Вычегда (Усть-Вымский район), название дано геологом Розановым по урочищу Размановка. Исследовалась В.А. Семеновым в 1977 г. Стоянка носит развеянный дюнный характер, культурный слой нарушен. Кремневый материал сильно патинизирован, датируется поздним мезолитом (V тыс. до н.э.).

Зеленец (селище) - памятник расположен на озере Койты (Сыктывдинский район). Открыт в 1959 г. Г.М. Буровым, исследовался Н.Н.Чесноковой, Ю.В.Бейгун. На площади раскопа встречены остатки очагов, где концентрировалось значительное количество керамики и кальцинированных косточек. Основную часть коллекции составляет лепная керамика, найдены бусины, железные предметы, зооморфные бляшки. Поселение датируется ванвиздинским временем.

Памятники на р. Луза:

Шелюг (могильник) - памятник расположен на р. Луза (Лузский район Кировской области), открыт и частично исследован в 1980 г. В.А. Семеновым, который предварительно атрибутировал его как могильник. В 1987 г. проведены раскопочные работы Е.Н.Рябцевой, которая в связи с отсутствием останков погребенных определяет его как памятник, имеющий "поминальный" характер. Вещевой инвентарь составляют фрагменты кружальной керамики баночной формы, орнаментированной прямыми прочерченными линиями и " волной", а также жернов с отколотым краем. Судя по керамике, памятник относится к позднему средневековью.

Варжа (стоянка) - Памятник расположен на левом берегу р. Луза в пойме речки Надева (Подосиновский район Кировской области), открыт В.А. Семеновым в 1981 г. Землянка размерами 4x5 м с кольцом выкида, мощностью до 0,8 м. Кремневый инвентарь и фрагменты орнаментированной керамики относятся к гарино-борскому времени. Среди кремневого инвентаря несомненный интерес представляет кремневое зооморфное изображение.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- археологические памятники и древние предметы являются средством познания исторического процесса;

- археологические источники - это остатки культуры далекого прошлого, отделенного от нас временем и различными традициями;

- Республика Коми имеет богатейшую историю, которая начинается еще с палеолита;

- Республика Коми обладает огромным количеством археологических памятников.

Разведочные исследования позволили изучить слабо обследованные в археологическом отношении районы Республики Коми и выявить ряд новых объектов, перспективных в научном изучении по вопросам формирования и взаимодействия археологических культур.

Все предметы старины – это свидетели прошлого. Они являются памятниками истории и культуры и могут очень много рассказать о том, как люди жили раньше.

ВложениеРазмер
arheologicheskie_pamyatniki_respubliki_komi.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Археологические памятники Республики Коми

Фигурка крылатого человека Бронза. IV—V вв. н.э. Случайная находка. Княжпогостский р-н РК . Изображения человекоптиц в древнем искусстве могли быть связаны с представлениями предков о способности души, двойника человека, превращаться в птицу для путешествия в загробный мир.

Фигурка летящей птицы с распростёртыми крыльями Бронза. III—IV вв. н.э. Уньинский клад, Троицко-Печорский р-н РК. Фигурка происходит из одного из ранних кладов, найденного на р. Унья в 1884 г. Образ птицы наделялся сакральным значением, начиная с глубокой древности. Птицы были обитателями верхнего мира, посланниками богов; с ними издавна связывались представления о сношениях с миром духов и теней, о вознесении их посредством молений и жертв, о покровительстве небесных божеств. Птицы-символы, соединявшие мир людей с миром богов, отражали представления древних о единстве Вселенной в её противоположных проявлениях.

Фигурка человека Дерево. Сер. I тыс. н.э. Висский II торфяник. Княжпогостский р-н РК. Антропоморфная фигурка из раскопок Висского II торфяника была интерпретирована автором находки, археологом КФ АН СССР Г.М. Буровым как божок, идол. Летописные источники указывают, что на святилищах предков современных коми стояли большие деревянные антропоморфные фигуры, идолы, объекты общеплеменного почитания. Можно предполагать, что такой божок мог олицетворять божество низшего ранга, хранителя одного рода или одной семьи.

Фрагмент лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося Дерево. VI тыс. до н.э. Висский I торфяник. Княжпогостский р-н РК. Изделие уникально в своём роде и прямые аналогии ему на сегодняшний день неизвестны. Небольшой фрагмент лыжи имеет огромное историко-культурное значение, как древнейшее произведение изобразительного искусства на Северо-Востоке Европы. Изображение головы лося, вероятно, несло магическое значение: по представлениям древних людей, оно должно было наделять владельца лыжи такими качествами этого могучего животного, как быстрота и выносливость. Также, наличие головы лося на ходовой части лыж, опущенной ниже её плоскости, имело практическое значение – она была своего рода тормозом при подъеме в гору, препятствуя скольжению вниз.

Шумящая коньковая подвеска Бронза. XII-XIV вв. н.э. Жигановский могильник. Княжпогостский р-н РК. Коньковые подвески были женским украшением и, одновременно, оберегом. Их массово изготавливали новгородские мастера для распространения в районах с финно-угорским населением, поддерживающим торговые связи с Новгородом. Предки коми верили в магические свойства металла отпугивать нечистую силу, способную нанести вред, поэтому многие украшения эпохи средневековья снабжены бубенчиками, которые при движении издавали мелодичный звон. Фигурка конька с чертами водоплавающей птицы также несла в себе сакральный смысл: конь был олицетворением солнца, а птица, в первую очередь, утка в мифологии финно-угорских народов – прародительница мира, а позднее – символ семейного очага.

Медальон с изображением всадника Серебро. XIII в. н.э. Лоемский могильник. Прилузский р-н РК. В центре изображения медальона – мужчина верхом на коне держит на указательном пальце правой руки сокола, у ног коня изображены три птицы, за конём – собака. Сюжет берёт истоки в средневековом искусстве Ирана и Средней Азии и является восточным заимствованием. Вероятно, медальон был составной частью ритуала охотничьей магии. Культ коня был распространён у многих народов, в том числе и финно-угорских, где конь являлся символом солнца. В кочевническом мире существовал культ бога-всадника, объезжающего верхний и средний миры, скачущего через небесное пламя. Всадник выступал в качестве лесного божества, покровителя охотников.

Фигурка медведя с изображениями человеко-лосей на тулове Бронза. Пер. пол- сер. I тыс. н.э. Канинское пещерное святилище. Троицко-Печорский р-н РК. Канинское пещерное святилище – самое крупное из святилищ Европейского Северо-Востока , существовало более 2,5 тыс. лет, вплоть до начала христианизации. Канинская пещера была межплеменным жертвенным местом, куда многие поколения людей приносили свои дары для задабривания высших сил. В качестве приношения могли использоваться металлические вещи и украшения, жертвенные животные. Одна из найденных там вещей представляет собой бронзовую фигурку медведя с прочерченными на его тулове изображениями людей с лосиными головами. На лапах изображены браслеты, таким же образом украшали жертвенное животное во время Медвежьего праздника. Антропоморфные фигуры символизируют духов, по очертаниям голов которых можно узнать основных жителей леса: копытного (лося/оленя), пушного и ночного пернатого хищника (сову/филина). В пещере были найдены черепа и другие кости медведей, сложенные вместе. Медведь, как и лось, был культовым, священным, животным для древнего населения, хозяином верхнего мира. Возможно, в Канинской пещере проводились охотничьи ритуалы, связанные с его почитанием, или ритуальные захоронения останков медведя после охоты на него.

Антропоморфный идол Дерево. X в. н.э. Эшмесское пещерное святилище. Ухтинский р-н РК. В 1924 г. ижемский охотник на среднем Тимане обнаружил Эшмесскую пещеру, в которой находилось средневековое языческое святилище. В пещере охотник нашёл деревянного идола, который был доставлен в Коми областной музей (современный Национальный музей Республики Коми). Идол имеет около 120 см в высоту, у него отсутствуют черты лица и руки, он датируется 940 г. н.э. Отсутствие лица и рук указывает на боязнь людей вредоносного влияния, которое статуя могла нанести. Эшмесская пещера была культовым центром или родовым святилищем небольшой группы древнего населения, где языческие обряды совершались шаманом, а обрядовые действия были направлены на обращение к хозяйке Вселенной, Матери-Хозяйке, тайги, зверей, людей.

Стоянка Красная Гора – комплекс археологических памятников в окрестностях Сыктывкара

Автор: Черняков Анатолий Олегович, 8 класс, школа – детский дом, Центр детского творчества, Эжвинский район г. Сыктывкар

Красная гора представляет собой поросший сосновым лесом останец боровой террасы, у подножья которого некогда протекала р. Сысола, ныне изменившая свое русло. В северо-западной части останца расположен небольшой поселок Красная гора, а в восточной части - большой карьер. Северные и западные окраины останца из года в год разрушаются весенними водами и строительными работами. Красная гора привлекает внимание тем, что здесь на протяжении последних десятилетий сделан ряд интересных археологических находок. Эти находки немногочисленны и археологические раскопки большого масштаба здесь не проводились, тем не менее на основании имеющихся находок они делают интересные выводы.

1. Для начала остановимся на рассмотрении вопроса: кто, когда, что и в каком месте искал на Красной горе, т.е. познакомимся с историей открытия и изучения комплекса красногорских памятников.

Несколько раньше, в 1911 – 1913 г.г., на Красной горе местным жителем был найден крупный кремневый черешковый наконечник стрелы.

Затем, на единственном обнаженном от растительности участке дюны (останца), обращенной к городу, на юго-запад, Рудневым были найдены мелкие фрагменты керамики с орнаментом, плохой сохранности. Исследователь считает, что они сходны с керамикой Усть-Вымской (Ванвиздинская стоянка). Но они более хрупкие, из светло-серой глины с беловатым оттенком. Тут же на гребне обнаружен слой черного цвета с большим содержанием древесного угля, в некоторых случаях содержащего внутри еще не обуглившиеся остатки древесины. Там же найдены кусочки ржавого лезвия ножа. Размеры фрагментов керамики не превышают 2-3 см.

Большой интерес представляет собой находка, сделанная у подножья северного участка останца, - это бронзовый топор-кельт. Найден он был в 1921 г. И.И.Оплесниным и впервые описан археологом А.С.Сидоровым.

В 1945 г. на Красной горе побывали члены комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР (под руководством. А.В. Збруевой и В.Н. Белицер), которые на северо-западной окраине останца обнаружили небольшой участок культурного слоя с кремневыми орудиями и обломками орнаментированной керамики. Эту керамику относят к ванвиздинской. Процитируем строчки из полевого дневника Збруевой А.В., который она вела во время археологической экспедиции на Сысолу в 1945 г.

«26 августа 1945 г. Воскресенье.

Урочище Шойна - яг, которое у современного населения носит название Красной или Золотой горы представляет собою древнюю дюнную гряду, расположенную между современным и древним руслом р. Сысолы, примерно в 3- х км. выше г. Сыктывкара. Наиболее высокая часть этой гряды вытянута с Севера на Юг.

По словам А. С. Сидорова бронзовый кельт был найден на берегу р. Сысолы, в том месте, где самая высокая часть дюнной гряды подходящий к реке и образует угол между современным течением реки и старым руслом.

Во время осмотра урочища были обнаружены следующие памятники:

Здесь же на северо-западе останца производили сборы подъемного материала А.С. Сидоров в 1946, 1918, 1951 г.г., затем Лашук Л.П. в 1952 г., Буров Г.М. в 1957 – 1060 г.г. В 1980 – 90-х г.г. ванвиздинская керамика была найдена в этом месте и археологом Балина Н.Н. Таким образом, ванвиздинская стоянка Красная гора судя по всему, располагалась в северо-западной части останца.

Стоянка Красная гора находится на правом берегу устья Сысолы в обрывистом крае останца, омываемого здесь небольшим пойменным озерком. Площадь участка с культурными остатками – всего несколько квадратных метров. В 1960 г. здесь Буровым Г.М. было вскрыто кострищное пятно в виде линзы сажисто-углистой супеси, насыщенной керамикой, кремнем и мелкими обломками кальцинированных костей. Линза достигала в поперечном разрезе 1 м и уходила в глубину до 25 см. Можно думать, что в указанном месте была группа очагов или, по крайней мере, 2 сажисто-углистые линзы. А.С. Сидоровым ранее здесь же на поселении зафиксированы 2 кострища.

Произведя небольшое вскрытие культурного слоя, было обнаружено в нем до 20 мелких фрагментов керамики, принадлежавших, судя по их форме и толщине, различным сосудам, а так же небольшой осколок кремня с ясным следом удара на спинке.

Неполное стратиграфическое обследование стоянки, имеющей очень тонкий культурный слой, указывает на ее недолгое существование. Учитывая ее расположение в непосредственной близости от воды, следует полагать, что эта стоянка представляла собой временное стойбище рыболовов.

8. От материалов с Красной горы сохранилась, к сожалению, небольшая коллекция А.С. Сидорова и Л.П. Лашука. Часть этих материалов была опубликована Лашуком Л.П. в 1955 г. От коллекции Бурова осталось небольшое количество керамики и кремня. Кремень со стоянки типичен для поселений ванвиздинской культуры по сорту и характеру обработки. Имеются отщепы, осколки и небольшие грубые скребки. Коллекция керамики состоит из более, чем 10 сосудов.

В 1951 г. некоторые археологические сборы на Красной горе были произведены Лашуком Л.П. совместно с А.С.Сидоровым.

Таким образом, уже краткий перечень археологических находок показывает, что на Красной горе существуют памятники древней культуры, начиная с эпохи раннего металла и до 14 -15 вв.

2. Остановимся далее на описании тех находок, которые были сделаны на памятниках Красной горы.

Древнейшие находки известны в северной, северо-западной и юго- западной части Красной горы. В северной части у подножия останца возле самой воды найдены кремневый скребок и бронзовый кельт. Судя по условиям их нахождения у подножия крутого обрыва, подверженного ежегодным разрушения, можно предполагать, что эти предметы очутились здесь в результате оползня, а до этого находились в верхних слоях останца. По данным А.С.Сидорова, по верхнему краю обрыва кое-где действительно встречались небольшие темные пятна, возможно, культурного слоя. Были ли это находки, в частности кельт, связаны с древним поселением на останце, или же они находились в могиле эпохи бронзы - сказать трудно; следует заметить лишь, что в большинстве случаев подобные кельты известны из могильников.

Судя по описанию А.В.Збруевой и М.Е.Фосс, красногорский кельт представляет собой крупнейшее шестигранное орудие, сильно расширяющиеся к лезвию, с одним боковым ушком, украшенное с рельефным орнаментом. Орнамент состоит из пояска вертикальных полосок, расположенного немного ниже края втулки и ограниченного двумя горизонтальными полосками. Ниже идут зубцы, внутри которых находятся 2-3 полоски, параллельные одной из сторон зубца; наконец, посередине средних граней от вершин зубцов спускаются ромбы, рассеченные на мелкие ромбики.

Описанный кельт близок к одному из кельтов Турбинского могильника на устье Чусовой. Он может быть датирован 14 - 13 в. в. до н. э. Видимо, он является наиболее древней находкой на Красной горе.

Найденный здесь же кремневый скребок в виде небольшой кремневой пластинки с округлой рабочей частью не может быть точно датирован. Условно его можно отнести к эпохе позднего каменного века или к началу бронзы. Приблизительно этим же временем следует датировать находку Маегова - кремневый наконечник вытянуто - треугольной формы с прямым черешком. Такого типа наконечники известны на волго-камских стоянках эпохи поздней бронзы, т.е. конца 2 - начала 1 тысячелетия до н.э.

В 1945 – 1946 г.г. в этом месте, на невысоком участке прежней надпойменной террасы р.Сысолы, обнаружены следы культурного слоя в виде двух древних кострищ, в золе которой подобраны обломки керамики, кремневые скребки и осколки кремня.

Характер кремневого инвентаря и керамики позволяют судить о сравнительно позднем возрасте стоянки. Примечательно, что ее немногие кремневые орудия (исключительно мелкие скребки) отличаются небрежной обработкой; это несомненно свидетельствует о вырождении каменной техники и переходу к металлическим орудиям, ставшем уже ведущими. Керамика, украшенная орнаментом только по верхнему краю, так же принадлежит к типам поздней керамики Европейского Севера.

3. Как изготавливалась красногорская керамика.

Красногорская керамика изготовлялась от руки из различных сортов глины с примесью дресвы. После обжига она получала различную окраску: красноватую, светло-серую, светло-коричневую. Некоторые фрагменты с внутренней стороны имеют темный цвет, а с наружной- серый. На большинстве фрагментов с наружной стороны ясно заметны мелкие бороздки, образовавшиеся при заглаживании поверхности каким-то волокном или пучком травы, внутренняя сторона заглажена более тщательно, но и здесь заметны мелкие штрихи.

Толщина стенок сосудов незначительна. Всю керамику можно разделить на два типа:

- тонкостенных (0,4см по верхнему краю), из глины красноватого цвета, с совершенно прямым венчиком;

- толстостенных (до 0,8см по верхнему краю), из глины серовато-коричневого цвета, с еле заметным утолщением или отклонением венчика к наружи.

Малое количество фрагментов, и при том только верхнего края, не позволяет восстановить полный профиль этих сосудов. Но можно предполагать, что тонкостенные сосуды были небольшими по размеру и имели вид большой чайной чашки. Толстостенные сосуды были, несомненно, крупнее и имели выпуклые бока.

Орнамент на сосудах обоего типа в общем состоит из сходных элементов: круглых ямок, гребенчатого штампа и веревочных оттисков, но по характеру их воспроизведения также подразделяется на два основных типа:

- орнамент по верхнему краю толстостенных сосудов наносился обычно небрежно, крупным штампом

- на тонкостенных сосудах орнамент очень тщательный, нанесенный мелкой гребенкой и тонкой, хорошо свитой веревочкой.

Только на одном обломке толстостенного сосуда встречен простой орнамент, состоящий из одного ряда неглубоких ямок средней величины. Большинство же обломков украшены более сложным орнаментом, опоясывающим несколькими зонами верхний край. Как правило, по самому верхнему краю идет зона гребенчатого штампа в виде невысоких горизонтальных рядов и только в одном случае - веревочный оттиск, ниже которого спускаются те же ряды гребенки. Ниже гребенчатого штампа идет зона из 2-3 веревочных оттисков, среди которых расположены мелкие, редкие ямки. Ниже веревочной зоны сосуды опоясывались вторым рядом неглубоких ямок, расставленных еще реже. Орнаментальный узор внизу завершался горизонтальными гребенчатыми рядами.

Красногорская керамика интересна тем, что по типу орнамента она действительно близко напоминает керамику Ванвиздинской стоянки на устье Выми. Данное обстоятельство, по мнению Лашука Л.П. позволяет датировать стоянку началом I тыс. до н.э.

Таким образом, археологический комплекс памятников Красная гора под Сыктывкаром является несомненно интересным. Он требует более полного изучения, возможно более масштабных раскопок. Красная гора может быть не только прекрасным местом для отдыха горожан, школьников, но и местом для проведения познавательных экскурсий.


В окрестностях замка Берендея ждут своего часа спрятанные сокровища купцов Сухановых.


В окрестностях замка Берендея ждут своего часа спрятанные сокровища купцов Сухановых.


Самый крупный клад был найден на месте, где сейчас находится Пенсионный фонд.


Кельт в Национальном музее Коми.

Только кладов нам не надо?
Важнейшей частью археологии Усть-Сысольска и Сыктывкара можно считать клады, скрытые в старых домах и под улицами города.
Один из самых легендарных, но до сих пор не найденных кладов – сокровища купцов Сухановых. Считается, что они были спрятаны на месте старого деревянного дома этой знаменитой семьи, где сейчас расположены детский парк и замок Берендея.
Это место еще ждет своего открытия, и вполне возможно, что когда-то что-то и будет обнаружено. А всего на территории Сыктывкара было найдено около десяти крупных кладов. Причем два из них – совсем недавно. Но если кто-то думает, что клады закончились, то он ошибается – кладов у нас еще много. Один из двух недавних найден строителями, когда они копали котлован для фундамента высотки торгового двора рядом с драмтеатром. Клад содержал около пятидесяти монет, которые строители распределили между собой, вместо того чтобы сдать их в музей. Второй клад обнаружен также неподалеку от драмтеатра при сносе деревянного дома на месте современного памятника букве Ӧ перед Центром коми культуры. И этот клад строители растащили. Правда, по их утверждению, там не было ничего ценного – только медные монеты. Причем все они изготовлены до 1916 года. Это говорит о том, что население Усть-Сысольска до революции копило денежки, а после революции постаралось их спрятать.
Сейчас в Сыктывкаре сносится масса деревянных домов. Вполне возможно, там обнаружатся клады, представляющие археологическую и историческую ценность. Следует иметь это в виду.


Купеческий сундук – символ кладов Сыктывкара.

Григорий АЛИН
Фото автора и Артура АРТЕЕВ

luchshie-dostoprimechatelnosti-respubliki-komi

Республика Коми – суровый северный край. Значительная часть ее территории покрыта тайгой и болотами, а во множество уголков добраться можно лишь пешком или на вертолете. Зачастую именно труднодоступность делает привлекательными достопримечательности Республики Коми, о которых пойдет речь в нашем обзоре.

Национальный парк Югыд ва (Светлая вода)

Национальный парк Югыд ва (Светлая вода)

Национальный парк Югыд ва (Светлая вода).

В национальном парке Югыд ва создаются условия для отдыха и туризма, но рыбалка и охота на его территории запрещены. Парк можно посетить в составе экскурсионной группы или самостоятельно после получения разрешения от администрации. Туристические агентства предлагают экскурсионные туры по парку, горный треккинг и этнографические поездки. Их программа включает ознакомление с жизнью оленеводов, прогулки по тундре и катание на оленьих упряжках.

Адрес: Национальный парк Югыд ва, Республика Коми, Россия.

Девственные леса Коми

Девственные леса Коми

Девственные леса Коми.

На западных склонах Северного и Приполярного Урала раскинулись девственные леса Коми – самый обширный нетронутый лесной массив в Европе. На этой территории расположены Печоро-Илычский заповедник и национальный парк Югыд ва. В 1995 году уникальные девственные леса Коми первыми из российских объектов были включены в перечень Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Заповедная территория представляет собой уголок дикой природы, где выразительное полотно реликтовой тундры, величественная северная тайга, чистейшие реки и ручьи сплетаются в замысловатую мозаику. Эко-система в этих местах функционирует практически без вмешательства человека, сохраняя первозданную красоту природы. Здесь развит туризм и проложено несколько пеших маршрутов.

Адрес: Печоро-Илычский заповедник, Республика Коми, Россия.

Маньпупунер (мансийские болваны)

Маньпупунер (мансийские болваны)

Маньпупунер (мансийские болваны).

Эта удивительная природная достопримечательность Коми официально признана одним из семи чудес России. Геологический памятник находится на территории Печоро-Илычского заповедника и представляет собой семь исполинских каменных столбов высотой от 30 до 42 метров, возвышающихся на плато Маньпупунер. Гигантские останцы, которые также называют идолами или мансийскими болванами, с давних времен были культовыми объектами для народа манси.

На самом деле эти каменные исполины причудливой формы являются нерукотворными памятниками природы, а фантастический пейзаж был сформирован в результате разрушения горных пород. Плато Маньпупунер – место отдаленное и труднодоступное, поэтому оно сохранило свою девственную красоту. Попасть на плато можно с разрешения администрации Печоро-Илычского заповедника в составе организованной экскурсионной группы.

Адрес: Мань-Пупу-нёр, Республика Коми, Россия.

Северное сияние

Северное сияние

Северное сияние.

Север Республики Коми расположен за полярным кругом. Именно здесь чаще всего возникает уникальный природный феномен – северное сияние. Наиболее вероятный период его появления – с сентября по март. С ноября по февраль, во время долгой полярной ночи, шансы посмотреть, как темное небо озаряется разноцветным свечением, еще больше возрастают.

Одно из самых завораживающих и красивых явлений природы трудно описать словами, его нужно увидеть. В зимний период отчетливо можно разглядеть даже слабое полярное сияние, особенно в отдалении от населенных пунктов. На вероятность появления этого природного чуда влияет морозная погода, отсутствие облачности и геомагнитная активность.

Адрес: Воркута, Республика Коми, Россия.

Река Печора

На притоках реки Печоры

На притоках реки Печоры.

Печора берет свое начало на склонах Северного Урала, среди каменных россыпей и поросших лишайником скал. Она течет на север, несколько раз меняя направление своего русла, и впадает в Печорское море. В верховьях Печора протекает по лесной зоне, а в низовьях – по лесотундре и тундре. В диких и труднодоступных местах дорог практически нет, благодаря чему бассейн реки пользуется славой заповедного края.

Печора привлекает любителей водного туризма и рыбалки. В чистых водах богатейшей северной реки водится семга, хариус, сиг, ряпушка и другая рыба. Ввиду изолированности быт местных жителей мало меняется с течением времени. У туристов, которые сплавляются по Печоре, есть уникальная возможность совместить активный отдых и рыболовный тур с познавательным путешествием в заповедный уголок русской старины.

Адрес: Река Печора, Республика Коми, Россия.

Печоро-Илычский биосферный заповедник

Печоро-Илычский биосферный заповедник

Печоро-Илычский биосферный заповедник.

Печоро-Илычский заповедник был основан в 1930 году. Целью его создания стала охрана пушных зверей, в первую очередь, соболя. В заповеднике представлены флора и фауна хвойных лесов и болот, лугов и горной тундры. Здесь была создана первая в мире лосеферма для одомашнивания лосей. В центральной усадьбе функционирует Музей природы.

Адрес: Печоро-Илычский заповедник, Республика Коми, Россия.

Археологический памятник Мамонтовая Курья

Археологический памятник Мамонтовая Курья

Археологический памятник Мамонтовая Курья.

Мамонтовая Курья – одна из древнейших обнаруженных стоянок человека современного типа в европейской Арктике. Она расположена за Полярным кругом, на берегу реки Усы – притока Печоры. Открытие Мамонтовой Курьи и других северных стоянок заставило ученых пересмотреть представление о жизни древних людей в этих местах.

По оценкам специалистов, возраст археологического памятника составляет 37,5 тысяч лет. Раскопки древней стоянки в течение нескольких лет проводили участники совместной российско-норвежской археологической экспедиции. Здесь были найдены орудия и больше ста костей животных – лошадей, волков, оленей и мамонтов.

Адрес: Мамонтовая курья, Республика Коми, Россия.

Стоянки Бызовая и Крутая Гора

Стоянки Бызовая

Стоянки Бызовая.

Палеолитические стоянки древних людей на реке Печоре были обнаружены в конце 1950-х – начале 1960-х годов. После этого они были исследованы и изучены участниками нескольких международных экспедиций. При раскопках стоянки Бызовой были найдены каменные орудия и 4 тысячи костей животных, преимущественно мамонтов. Возраст стоянки (от 29 до 32 тысяч лет) дает возможность предположить, что здесь обитали неандертальцы.

Адрес: Бызовая, Республика Коми, Россия.

Урочище Медвежья Пещера

Урочище Медвежья Пещера

Урочище Медвежья Пещера.

Этот природный и археологический памятник интересен тем, что внутри Медвежьей Пещеры были найдены следы обитания древних людей. Возраст стоянки оценивается в 30 тысяч лет. Она является одной из самых северных стоянок времен верхнего палеолита и наиболее крупным местонахождением в северной Европе фауны плейстоценовой эпохи – костей пещерных медведей, мамонтов, шерстистых носорогов и тигрольвов. Всего во время раскопок было обнаружено около 1,5 тысяч каменных и костяных артефактов.

Адрес: Печоро-Илычский заповедник, Республика Коми, Россия..

Одни из самых мистических и загадочных чудес природы Республики Коми разбросаны по берегу реки Ижмы возле деревни Малое Галово. Огромные рыжие валуны сферической формы, которых здесь больше десятка, местные жители называют галфедьскими камнями. Их диаметр – от 1 до 4 метров. Есть среди каменных сфер абсолютно целые, но встречаются и расколотые. Ученые оценивают возраст галфедьских шаров в 2 миллиона лет.

Таинственные каменные сферы были найдены всего в нескольких местах земного шара. Самые известные из них – круглые камни Коста-Рики, валуны Моераки в Новой Зеландии и каменные шары острова Чамп (архипелаг Земля Франца-Иосифа). Галфедьские камни, ближайшие из подобных загадочных объектов, притягивают в эти места туристов.

Одни верят в целительную силу камней и их мощную энергетику, другие придерживаются версий о внеземном происхождении гигантских шаров, а третьи делают эффектные фотографии на фоне фантастического пейзажа.

Адрес: Кельчию́рське, Респ. Коми, Россия, 169474.

Село Усть-Цильма

Село Усть-Цильма

Село Усть-Цильма.

Село Усть-Цильма, основанное в 1542 году, считается одним из самых старых северных сел европейской части страны. Оно раскинулось на правом берегу Печоры в том месте, где в старину был центр добычи серебра и меди. Усть-Цильма – самобытный край староверов, не признавших церковную реформу 1656 года. В настоящее время здесь живут их потомки, которые бережно сохраняют старые обряды, местные традиции и уникальную культуру.

Адрес: Усть-Цильма, Республика Коми, Россия.

Гора Манарага

Гора Манарага

Гора Манарага.

Эта гора обособленно высится на территории национального парка Югыд ва и выглядит внушительно. Она является одной из самых высоких вершин Урала. Здесь проложены альпинистские маршруты, среди которых есть сложные, для подготовленных скалолазов и простые, подходящие даже новичкам. Наиболее благоприятное время для походов – с июля до середины августа. Поскольку в окрестностях Манараги нет жилья, ночевать здесь можно только в палатках.

Адрес: Гора Манарага, Республика Коми, Россия.

Село Ыб и Финно-угорский этнокультурный парк

Финно-угорский этнокультурный парк

Финно-угорский этнокультурный парк.

Первое упоминание о селе Ыб относится к 1586 году. Однако есть вероятность, что это поселение гораздо старше, поскольку его история связана со Стефаном Пермским – крестителем коми, жившим в XIV веке. В былые времена в селе жили несколько тысяч человек, а сегодня – чуть больше 500. Здесь расположен Вознесенский храм и Серафимовский женский монастырь, а в окрестностях – больше десятка святых источников, вода из которых считается целительной.

В 2011 году в селе Ыб был открыт Финно-угорский этнокультурный парк. Его посещение – увлекательное и познавательное приключение для тех туристов, кого интересует быт и культура народов Республики Коми. Здесь есть 16 объектов, среди которых подворье коми, кафе с блюдами традиционной финно-угорской кухни и площадки для проведения мероприятий.

Посетителям предлагаются более двух десятков развлекательных, познавательных, спортивных, обучающих программ и мастер-классов. Постройки, стилизованные под старину, на фоне нетронутой природы воссоздают в этих местах атмосферу далекого прошлого.

Адрес: Ыб, Республика Коми, Россия.

Гора Народная

Гора Народная

Гора Народная.

Народная – наивысшая вершина Уральских гор, имеющая высоту 1895 метров над уровнем моря. Она расположена в труднодоступном районе Приполярного Урала, а в ее окрестностях на сотни километров нет населенных пунктов. На физической карте гора появилась в 1846 году, ее детальное исследование и описание состоялось в 1927 году, а первое восхождение на вершину – в 1929 году.

Адрес: Гора Народная, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия.

Пик Масленникова

Пик Масленникова

Пик Масленникова.

Путешествуя по Приполярному Уралу, среди гор можно увидеть одну необычную вершину, похожую на островерхий конус удивительно правильной формы. Это пик Масленникова, или, как его еще называют, Колокольня Масленникова. Вершина, имеющая высоту 1584 метра, получила свое название в честь Е.П. Масленникова – первого в Уральском регионе мастера спорта СССР по туризму.

Гора расположена в скальном хребте, а ее вершина представляет собой гребень из столбообразных останцев, имеющих высоту до 20 метров. Наиболее крутой склон – с северной стороны, здесь есть практически вертикальный 150-метровый участок. Пик Масленникова – отличная обзорная точка, с которой открываются великолепные виды на Народную гору, Манарагу и другие окружающие вершины.

GPS координаты: 64.975556 59.528889.

Гора Тельпос

Гора Тельпос

Гора Тельпос.

Тем не менее, многие туристы совершают восхождение на гору. К вершине ведут несколько маршрутов по покрытым тайгой склонам, редколесью и открытым участкам. С горы Тельпос-из открываются изумительные виды на горные хребты, бескрайние леса и долины с серебристыми лентами рек.

Адрес: Тельпос, Республика Коми, Россия.

Село Усть-Вымь

Село Усть-Вымь

Село Усть-Вымь.

На том месте, где раньше было языческое святилище, сегодня высится Михаило-архангельская церковь, построенная в 1795 году. В настоящее время здесь находится мужской монастырь. В селе Усть-Вымь расположена еще одна церковь – Стефановская. Предположительно она была построена в 1755-1766 годах.

На месте разрушенной Вознесенской церкви в 1990-е годы была возведена часовня. В ней хранятся чудодейственные мощи трех святых – Герасима, Питирима и Иона. В селе также есть колодец со святой водой, которому больше 150 лет.

Адрес: Усть-Вымь, Республика Коми, Россия.

Гора Еркусей

Гора Еркусей

Гора Еркусей.

Гора Еркусей, которая также известна как Шаман-гора, расположена на территории национального парка Югыд ва. Своей необычной платообразной формой эта вершина выделяется среди соседних хребтов. Гора Еркусей имеет высоту 1099 метров. Похожая на башню, она преграждает путь в живописное ущелье.

С давних времен это место считалось почитаемым и священным для ненцев, коми и манси. Здесь совершали обряды и приносили в жертву оленей, пытаясь задобрить духа северных ветров. Сегодня Еркусей привлекает туристов и альпинистов, а у подножия горы оленеводы разбивают свои летние лагеря.

Адрес: Еркусей, Инта, Республика Коми, Россия.

Кажимский железоделательный завод

Кажимский железоделательный завод

Кажимский железоделательный завод.

Кажимский завод в Койгородской волости начал свою работу в 1759 году. Это было время правления императрицы Елизаветы Петровны, которая, как и ее отец Петр I, уделяла особое внимание развитию уральской промышленности. Высокий уровень качества заводской продукции был отмечен в Петербурге, откуда в 1761 году поступил правительственный заказ, в том числе на изготовление железа для покрытия кровли Зимнего дворца.

Свою работу Кажимский железоделательный завод прекратил в 1928 году в связи с убыточностью. Архитектурный комплекс заводских построек сегодня включает кирпичную доменную печь, земляную плотину, двухэтажное здание заводоуправления и Свято-Дмитриевскую церковь. В настоящее время этот памятник истории и промышленной архитектуры XVIII века нуждается в охране и восстановлении.

Адрес: Кажым, Республика Коми, Россия.

Свято-Стефановский Кафедральный собор в Сыктывкаре

Свято-Стефановский Кафедральный собор в Сыктывкаре

Свято-Стефановский Кафедральный собор в Сыктывкаре.

Белоснежный Свято-Стефановский кафедральный собор расположен в столице Республики Коми – Сыктывкаре. Его высота с крестом составляет 64 метра, а позолоченные купола видны из многих точек города. Собор был построен в 1996-2001 годах вместо старого храма, разрушенного в 1932 году. Он освящен в честь Святого Стефана Пермского, который в XIV веке обращал местных язычников в христианство. Сегодня кафедральный собор является действующим православным храмом.

В Свято-Стефановском соборе хранится святыня – частица мощей Св. Стефана Пермского, а его стены расписаны в византийском стиле. На церковной территории расположена однокупольная часовня и установлены несколько скульптур – святого Стефана, Петра и Февронии, Кирилла и Мефодия. В обычные дни богослужения проходят в нижнем зале, а по праздникам – в парадном зале с богатым убранством, полами из полированного гранита и позолоченным иконостасом.

Адрес: Собор Святителя Стефана Пермского Духовный Центр Православия, улица Ленина, Сыктывкар, Республика Коми, Россия.

Читайте также: