Доклад о мышцах 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь ребенка начальных классов.

Задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные : самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные : работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о значении мышц для человека;

-познакомить с некоторыми мышцами человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью учебника, ИКТ;

Формирование и систематизация научных представлений и знаний об анатомии тела человека, лежащих в основе здоровья, оберегающее жизнь человека.

Формирование представления об организме как о единой системе органов, взаимодействующих между собой.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни.

II.Проверка усвоения предыдущей темы.

Проверка домашнего задания.

III. Проверочная работа.

Актуализация знаний учащихся.

Добывание новых знаний.

Подведение итогов исследования.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

1) Каков вес скелета человека? (Примерно 10 кг.)

2) Сколько костей в организме человека? (Около 200.)

3) Назовите отделы черепа. (Лицевой и мозговой.)

4) Тип соединения костей черепа. (Неподвижное.)

5) Единственная подвижная кость черепа. (Нижняя челюсть.)

6) Сколько мышц в организме человека? (639)

7) Назовите функции скелета. (Скелет – опора тела, форма тела, защита внутренних органов.)

8) Что образуют грудина и рёбра? (Грудную клетку.)

9) Название какой кости напоминает рабочий инструмент? (Лопатка.)

10) Назовите кости верхних конечностей. (Кисть, предплечье, плечо.)

11) Назовите кости нижних конечностей. (Стопа, голень, бедро.)

12) Назовите сильные мышцы? (Жевательные)

а) нервная система

б) кровеносно–сосудистая система

в) опорно–двигательная система

2. Какой орган защищает позвоночник?

а) головной мозг

3. Какое соединение между костями позвоночника?

4. Из скольких позвонков состоит позвоночник?

5. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:

а) подставить под холодную воду или положить холодный компресс

б) подставить под горячую воду

в) положить согревающий компресс

6. Назовите орган, расположенный внутри черепа

б) головной мозг

7. Спинной мозг отвечает за

б) мыслительную деятельность

в) переваривание пищи

8. Когда человек выше – утром или вечером?

9. Найди лишнее понятие:

10. Сила и ловкость – это качества…

Мониторинг знаний: взаимопрверка.

1. Что на свете всего быстрее?

2.Если б не было его, не сказал бы ничего!

3. Один говорит, глядят, два слушают!

4. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо если вдруг

Прекратится этот стук!

5. У двух матерей

По пяти матерей

- Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

- Я слышала такую пословицу: “Были бы кости, а мясо нарастет”.

- Как понимаете пословицу?

- А знаете ли вы, откуда пришло слово “мышца”?

- Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” - замираете.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!

- Что позволило вам принимать и держать разные позы?

Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?

(мягкие ткани – мышцы)

Как называется тема урока?

2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете? (происходит сокращение мышц)

Кто измерил обхват мышц руки. От чего зависит разница измерения мышц.

- Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)

Что об этом говорит учебник? Прочитайте и перескажите.

есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая - расслабляется.

-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.

- Что произошло с вашей рукой? (Высказывания учащихся)

длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.

-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.

– Какие системы тела человека работают, когда вы пишете? (Опорно-двигательная система.)

– Почему у человека, который ещё не знал огня, были развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа? (Пища была грубой, поэтому развита челюсть.)

– Сила и ловкость – это врождённые или приобретённые качества? (Приобретённые.)

– Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы? (Заниматься физкультурой, тренироваться.)

– Как нужно одеваться, когда занимаетесь спортом? (Легко, не кутаться.)

Конечно, человек не луковица и не капустный кочан. Когда на нём сто одёжек, мышцы перегреваются, им трудно работать.

И н т е р е с н ы е ф а к т ы.

– Обычно считается, что тело человека симметрично. Оказалось, что такой симметрии нет, а истинная красота человека в асимметрии. Мускулатура правой стороны обычно развита сильнее левой.

– Как вы думаете, почему? (Функции правой и левой сторон неодинаковы.)

Измерения показали, что в 22 случаях из ста у человека руки разной длины. Причём в 75 случаях из 100 правая рука на 1–2 см длиннее, чем левая. А левая нога чаще бывает на 1–2 см длиннее правой (как опорная). А голова не лежит строго посредине тела.

– На Руси всегда было много сильных людей. Известен капитан Лукин (конец XVIII века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра, одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок, вызвал сразу четырёх боксёров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Известен капитан-лейтенант Тимашов , который завернул в шинель двенадцатипудовую гирю (предлагаем посчитать в килограммах 1 пуд = примерно 16 кг) и незаметно пронёс её под мышкой мимо часового.

Русский атлет ИванЗаикин (1880–1948), выступавший на цирковой арене, мог с лёгкостью вскинуть на плечи морской якорь весом 25 пудов (400 кг) и прогуливаться с ним по манежу. В одном из музеев Парижа хранится подарок от русского силача – рельс, согнутый им в кольцо.

А на Волге гремел бурлак Никита Ломовский , который в Астрахани один ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой, которую едва поднимали 8 человек.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже почти загадка спортивного долголетия.

– Как вы думаете, все эти люди родились такими сильными? (Выслушиваем рассуждения, подводим к выводу, что врождённые данные имеют определённое значение, однако сила приобретается в индивидуальном развитии.)

Мышцы – тягачи и силачи. Они вместе с костями скелета приводят в движение всё наше тело.

Мы можем сидеть, бегать, прыгать, улыбаться и хмуриться благодаря работе мышц.

Мышцы надёжно укрывают и защищают от внешних воздействий наши внутренние органы, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают пищу по пищеводу. Сжимаются и разжимаются при работе мышца сердца, заставляет кровь двигаться по сосудам.

Физический труд, занятия спортом укрепляют мышцы. Человек становится сильным и ловким.

Чтобы были здоровыми и крепли наши мышцы, давайте прочитаем полезные советы.

Мышцы – неотъемлемая часть человеческого организма. Без них наше существование будет представляться абсолютно невозможным. Наши мускулы отвечают, практически, за все действия опорно-двигательного аппарата: помогают нам моргать и улыбаться, дышать и воспроизводить звуки, двигаться. У мышц самые разнообразные функции: сгибать и разгибать конечности, вращать и выпрямлять их, поднимать и опускать.

Состоят мускулы из миоцитов - клеток, соединяющихся между собой и, тем самым, образующих мышечную ткань. Работать ее заставляет наша нервная система.

В среднем, количество мышц насчитывает до 640. Но может достигать и 800 (зависит от способа подсчета). Самые мелкие можно найти в ухе, крупные управляют движением ног (ягодичные). Наиболее сильными считаются икроножные и те, что помогают нам пережевывать пищу.

Мышцы состоят из мышечных волокон. При этом каждое волокно самостоятельно сокращается. Наш мускул – это небольшой сформированный орган, со своим определенным строением и функциями. В его составе можно найти актин, миозин (мышечный белок), специальный белковый комплекс – актомиозин (соединение миозина и актина), воду, липиды, органические соли и кислоты.

Мышцы человеческого тела подразделяют на скелетные, гладкие и сердечные.

Скелетных насчитывают больше 600. Они формируют собой опорно-двигательный аппарат. Именно их можно развивать, с помощью определенных физических упражнений. Вскоре они начнут усиленно расти, образуя красивый рельеф тела.

Гладкие мышцы входят в состав кожи, внутренних органов и сосудов. Сокращение таких мускулов происходит непроизвольно.

Мышцы отвечают за форму тела. К примеру, определенные физические нагрузки и правильное, здоровое питание позволят им расти и развиваться. Однако и они могут утомиться, при сильной нагрузке.

Мышцы - эти активные участники полноценной жизни человека, поэтому о них нужно не забывать заботиться, стараться поддерживать их в форме. Тогда весь организм сможет прослужить своему хозяину еще очень долго.

Вариант 2

В нашем организме присутствуют множество различных систем и функций, которые в симбиозе друг с другом поддерживают нормальное функционирование нашего организма. Каждая отдельная система или функция подлежит тщательному изучению, ведь до сих пор учёные бьются над многими неизученными вещами в нашем организме. В этом докладе говорится об одной из самых важных систем в нашем теле, а точнее о её составляющей – Мышцах.

Мышцы – это составляющая опорно-двигательной системы, которая позволяет нам совершать различные движения своим телом, такие как поднять ногу или опустить руку и т.д. Мышцы играют важную роль в совершении любой физической активности, так как при физической деятельности мышцы принимают на себя всю нагрузку, которая приходится на наш организм во время этой деятельности. Мышцы также обладают высочайшей износостойкостью по сравнению с другими частями тела. Они также имеют потенциал к росту или деформации, что означает, что они могут, как и становится больше, так и становится меньше под воздействием каких либо факторов, что логично.

Хоть наш организм и изучают довольно таки давно, однако, несмотря на это до сих пор остаётся множество загадок связанных с нашим организмом, в том числе и с мышцами, так как они не так просто даются в исследовании. Мышцы, как и любая другая часть нашего тела, обладает, как и своими плюсами, так и своими минусами, что видно в нашей жизнедеятельности.

Когда мы устаем от сильной физической нагрузки у нас начинают болеть мышцы, зависит от того, какую часть тела и мышцу вы напрягали во время этой активности, по утрам также могут болеть мышцы, так как они ещё не включились в свою полную работу. Всё это свойственно мышцам, что показывает, хоть они и кажутся идеально сложенными и качественно работающими, они всё-таки имеют свои недостатки, поэтому и изучение нашего организма так важно, необходимо найти какой либо способ устранения этих недостатков, дабы позволить человеку открыть ранее неизведанные возможности своего тела и разума.

Мышцы

Популярные сегодня темы

Подобно многим мировым религиям буддизм возник и сформировался благодаря фигуре основателя – уникальной личности, которая смогла предложить людям нечто невероятное, способ познания

Иглокожие являются очень своеобразными животными. Внешний вид ни схож вообще ни с чем. Со стороны можно подумать, что это цветок или морская звезда. Такое название они получили от древних гре

Илья Муромец - входил в тройку богатырей Древней Руси по старому былинному эпосу. Он олицетворял идеал всего народа - воина-героя, готового защищать своё государство от всяких неприятелей.

Всем известно, что в индийской культуре много всего разнообразного и интересного. Эта удивительная страна с давних времен славится своими обычаями и традициями, религией, национальными танцам

Компьютерная графика подразделяется на фрактальную, растровую и векторную. Сегодня речь зайдёт о векторной графике, для наглядности она будет сравниваться с растровой.

Для того чтобы понять чем являлись средневековые города, следует дать краткую оценку этому периоду. Особенно следует обратить внимание на раннее средневековье, которое условно начинается окол

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы. Вид спереди

Мышцы. Вид сзади

Мышцы тела человека можно поделить на:

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мускулатура — совокупность мышц организма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мускулатура — совокупность мышц организма.

Мускулатура — совокупность мышц организма.

Мышцы обеспечивают различные движения человека.

Мышцы обеспечивают различные движения человека.

Мышечная ткань Гладкая Поперечно-полосатая

Мышечная ткань Гладкая Поперечно-полосатая

Скелетная Мышечная ткань

Скелетная Мышечная ткань



Строение скелетной мышцы Нерв

Строение скелетной мышцы Нерв

При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, тем самым совершая разли.

При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, тем самым совершая различные движения тела.

Деление мышц по совершаемой работе

Деление мышц по совершаемой работе



Все мышцы в организме человека работают согласованно.

Все мышцы в организме человека работают согласованно.


Мышцы головы Мышцы туловища Мышцы конечностей Мышцы шеи

Мышцы головы Мышцы туловища Мышцы конечностей Мышцы шеи



Мышцы головы


Мимические мышцы

Мимические мышцы — представляют собой тонкие мышечные пучки, которые одним ко.

Мимические мышцы — представляют собой тонкие мышечные пучки, которые одним концом прикрепляются к костям черепа, а другим к коже.




Занятия спортом, физическим трудом увеличивают работоспособность, силу, вынос.

Занятия спортом, физическим трудом увеличивают работоспособность, силу, выносливость, ловкость, укрепляют мышцы.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 950 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2016 6224
  • PPTX 11.9 мбайт
  • 139 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мартынюк Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.

– Кто двигал конечностями?

– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.

Кроссворд

  1. Что быстрее молнии?
  2. Без чего ты не сможешь говорить?
  3. Один говорит, два слушают
  4. Стучит, но не мотор
  5. Пять братьев у одной сестрицы

Ключевое слово – МЫШЦЫ

Постепенно в течение урока заполняем схему.

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Вы назвали одним из значений скелета движение.

А как происходит это движение? (версии детей).

Кто сейчас заставил скелет совершить движение?

А что же приводит его в движение в жизни?

Толкование слова мышцы

Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.

III. Исследовательская работа

Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.

Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

Читаем текст учебника с.46

В чем же особенность мышечной ткани?

Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.

Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?

Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).

Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?

Значит, становиться короче, укорачиваться.

Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).

Мышцы - органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться.

Что такое мышцы, мы выяснили. А для чего же они нужны человеку? (предположения детей).

Каждая мышца прикреплена одним своим концом к одной кости, а другим - к другой (демонстрация на динамическом пособии, которое представляет собой макет костей плеча и предплечья, вырезанных из плотной бумаги и подвижно соединенных). Крепятся они при помощи сухожилий (демонстрация).

IV. Физминутка

Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.

Послушайте одну древнюю индийскую сказку:

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?

Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.

– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.

V. Крепление мышц

– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?

– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.

Рассматриваем на таблице сухожилия.

А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним. кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?

(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).

Что заставляет куклу двигаться?

Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).

Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?

Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.

Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).

Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или.

Что при этом произойдет? (предположения детей)

А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)

Кость вернется на прежнее место.

Похоже на движение марионетки?

Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,

прикрепленные к конечностям куклы?

А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)

В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?

Движение, мы двигаемся.

Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?

К тому, что совершается движение.

VI. Работа в группах

Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.

  1. С. 46 вопрос вверху
  2. С. 48 вопрос внизу
  3. С. 49 вопрос вверху
  4. С. 49 вопрос внизу

VII. Интересные факты

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

  • есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
  • есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
  • есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
  • есть мышцы – сгибатели (что делают?),
  • есть разгибатели (что делают?)

Бодибилдинг:

Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?

Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.

Читайте также: