Проблема бытия и субстанции в философии доклад

Обновлено: 08.07.2024

Проблема бытия - центральная для любого философского учения и философской системы. Даже если философ как бы не конкретизирует (эксплицирует) проблему, что есть бытие, тем не менее его философствование предусматривает определенное виление этой проблемы. До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в каких формах оно присутствует. Вся истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие. Впервые проблему бытия поставили элеаты (сер. 1 тысячелетия до н.э.). Для них

1) бытие познается только в мышлении;

2) бытие тоджественно мышлению.

Другое представление о бытии мы видим у Платона и Демокрита. Для Платона: бытие есть независимое от субъекта бытие идеальных сущностей - идеи. Эта позиция объективного идеализма.

Атомисты представляли бытие как бытие независимых от сознания материальных сущностей - атомов. Это позиция материалистична, позиция натурализма.

В XVII в. Беркли и Юм провозглашают принцип " Esse est percipi " - существовать, значит быть воспринимаемым - это позиция субъективного материализма.

Представления о бытии в исторической философии можно продолжить, но если подходы к решению проблемы бытия можно свести к вышеизложенному, т. е. под бытием можно понимать мышление, мир идей, Бог, мир ощущений (комплекс ощущений), материя.

В XX в. под бытием часто понимается бытие языка (язык науки / обыденный язык) - это аналитическая философия.

Самое оригинальное представление о бытии в XX веке было представлено в учении нем. философа, феноменолога, экзистенционалиста и герменевта Мартина Хайдеггера. Как и для элеатов, для Х. бытие не существует вне и не для человека. Если вся история философии до ХХ в. традиционно разделяла и сущее, и бытие ( сущее - все то, что есть и до, и вне человека / физическое бытие человека; бытие - осознание сущего как существующего). Для Хайдеггера существует онтическое и онтологическое. С его точки зрения, вся предыдущая философия занималась онтологией, т. е. она пыталась с помощью мышления, логики изменить сущее. А между тем для нее ускользало понятие истинного бытия. Истинное бытие - бытие себя сознающее, эти бытие-Тут, бытие Dasein. В последних русских переводах этот термин переводится как присутствие. Носитель истинного бытия - человек. Основными характеристиками бытия являются длительность, время. Dasein всегда озабочено. Забота является непременным атрибутом истинного бытия. Быть значит быть всегда озабоченным.

Конкретизацией понятия бытия является понятие субстанции и материи (в рамках философских систем). В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения. Субстанция бывает материальной (протяженность) и идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает другую, то такая позиция называется монизмом , который бывает материалистическим и идеалистическим.

Дуализм - две субстанции существуют независимо друг от друга и извечно (Декарт). Плюрализм - субстанций множество. Они независимы друг от друга, но из их сцепления, комбинаций появляются вещи, предметы, структура сознания. В истории философии субстанция интерпретировалась по-разному: как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

(Платон - плюрализм идеалистический, античные атомисты - материализм, Лейбниц - идеалист, логический атомизм Рассела и Витгенштейна).

Понятие материи, его мировоззренческое и методологическое значение

Материя (по Ленину) - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Здесь выделено 2 основных признака:

1) материя существует независимо от сознания;

2) копируется, фотографируется, отображается ощущениями.

Таким образом, это определение предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии.

Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями.

В материалистической философии материя определяется как субстанция всех вещей и явлений в мире. Диалектический материализм признает субстанциальность материи, но только во вполне определенном смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определенным материальным образованиям, которые являются их субстратом. Для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный момент явлений, свойств и форм движения объективного мира. Диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение не только для естествознания, но и для общественных наук. Оно является предпосылкой для последовательной разработки материалистического понимания истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование сложной материальной системы - человеческого общества, которая включает в качестве своего неотъемлемого аспекта духовные процессы.

Пространство и время как философские категории

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П. и в. обладают своими свойствами. П. обладает трехмерностью, оно симметрично, т. Е. нет необратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат), Пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время – длительность, оно асимметрично, т. е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение 2Н и О дает Н 2 О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т. е. время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по другому подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения.

Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса, которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. П. и в. меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно, не существует единой системы координат и было введено понятие – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных направлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали, что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная может быть стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного – значит, объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т. о. 15 - 20 млрд. лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем, что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры - это элементарные частицы, сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

Философское понимание движения и развития

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ. материи. Движ. заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниоткуда.

Д вижение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения:

1 - это движение, когда сохраняется качество предмета;

2 -тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития:

1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации.

2) процессы перехода от одного уровня к другому.

В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.

Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные высоким уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее. ДНК - химическое соединение, однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях).

Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность – объективный мир существующий не зависимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и неуничтожимая основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции - это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца XVI в. до начала ХІХ в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи:

1) о самодвижении в материи;

2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ;

3) материи присуща внутренне мысль.

Трактовка материи идеалистическими направлениями философии

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею.

Итак, и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие между философским пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница свойств, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале ХІХ – ХХ вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, механическую картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом неделим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед философами стала задача уточнения понятия "материя". Это сделал Ленин в работе "Материализм и эмпириализм". Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается, нашими ощущениями, существующая независимо от них. В этом определении выделено 2 признака материи:

1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения);

2) Признание принципиальной познаваемости мира.

Ленин разграничивает философское понимание материи и естественнонаучные знания о существующем мире. Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксистской философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, например, атомами и т. д. Отождествление на каком-либо этапе познания философского понятия М. как объективной реальности с конкретными естественно-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последовательно раскрываемых наукой и практикой. Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время, которые не существуют вне М., как не может быть и материальных, которые не обладали бы пространственно временными свойствами.

Похожие страницы:

Категории Бытие и Материя в философии

Категория Бытия. Смысл. Специфика

. существует. Бытие равнозначно таким терминам как быть, существовать, быть в наличном состоянии. Категория бытия выступает . взаимосвязь категории существования, реальности, бытия, субстанции, мышления, среди которых особое место занимает категория бытия ( .

Категория пространства

. ОПИСАНИЕ Пространство - одна из основных категорий бытия, форма существования материи, отражающая протяженность . , общее или неопределенное указание на субстанцию В. 5/ Местоположение субстанции А представлено с указанием на расстояние .

Бытие. Определение понятия былия

Бытие Определение понятия бытия. Проблема субстанции. Основные формы бытия. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность . начиналось именно с изучения проблемы бытия. Философская категория бытия предполагает не просто описание всего .

Бытие в истории философской мысли

. субстанции (в гносеологическом аспекте — как совпадения понятия и реальности) постепенно развивается критика категории бытия. Неопределимость бытия .

___________________________________
Принял:

____________________________________.
г. _____________ 2021
Содержание
1. Понятие бытия. Основные формы бытия……………….……………. 3

2. Движение как способ существования материи………………………..4

3. Пространство и время как формы существования материи…………..4

4. Философское понимание проблемы единства мира…………………..5

1. Понятие бытия. Основные формы бытия.

Понятие бытие возникло из стремления познавать окружающий человека мир как единое целое. С его помощью дается ответ на важнейший мировоззренческий вопрос о том, что есть мир.

Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Понятие бытие охватывает не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, сновидения, фантазии, заблуждения, устремления и т. п.

В понятии бытия происходит абстрагирование от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – существования.

Таким образом, под бытием понимается всеохватывающая реальность. Бытие есть все то, что существует. Оно включает в себя и Дух и Материю как единое начало.

В предыдущих двух вопросах мы уяснили, что вещи и процессы, свойства и отношения, природа и человек, объективная и субъективная реальность, с одной стороны – это различные области мира, фрагменты действительности. Но с другой стороны, между ними есть нечто общее, прежде всего, то, что они существуют и условием их единства является бытие. Факт бытия, факт существования может быть обоснованием взаимосвязанности и целостности мира, единства материального и духовного. Идея единства всего бесконечного многообразия мира приводит к представлению об общей основе всего существующего. Для обозначения понимания глубокого единства всего существующего в философии выработано понятие субстанции.

Субстанция – это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции – значит, доказать, что материя само организуется и само движется, не нуждается во внешних источниках движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т. д.

В понимании субстанции как принципа, позволяющего объяснить единство мира и его многообразие философы разделились на монистов, дуалистов и плюралистов. Объяснение, понимание единства мира, исходя из материальной субстанции, называется материалистическим монизмом. Когда в качестве исходного начала в понимании мира берётся дух, сознание, мысль, то есть идеальное начало, то такое учение называется монистическим идеализмом.

2. Движение как способ существования материи

Движение – способ существования материи, любое изменение.

Свойства движения: Объективность (существование независимости от осознания его человеком), всеобщность (все предметы и явления материального мира находятся в движении), вечность (всегда было и будет), абсолютность (существует всегда, в любое мгновение).

Состояние покоя относительно. В движении предмет возникает, развивается, разрушается. Покой же фиксирует момент движения, в результате чего предмет на некоторое время сохраняет свое состояние, свою форму.( Пример: изменение цветка, цвета краски). Движение и покой находятся в диалектическом единстве. Изменение постоянно связано с устойчивостью, а покой изменчив. Покой – момент движения, т.е. он относителен, а движение абсолютно.

Движение как способ существования материи проявляется в разнообразных формах.

Основные формы движения материи:

1) механическое – перемещение тел (предметов) в пространстве;

2) физическое – взаимодействие элементарных частиц (изучается физикой);

3) химическое – взаимодействие молекул и атомов (изучается химией);

4) биологическое – жизнь во всех ее проявлениях, форма существования белковых тел (изучается биологией);

5) социальное – связано с социальными изменениями.

3. Пространство и время как формы существования материи.

В нашей повседневной практике пространство и время – это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.

Осваивая мир, человек первоначально воспринимает его на чувственно-созерцательном уровне. На этом уровне материя, движение, пространство и время неотделимы друг от друга. Никто и никогда не воспринимал ни чистого пространства, ни чистого времени, материальные тела вне пространства и времени не представимы. С этими выводами согласится каждый, однако не каждый сможет ответить на вопрос, что же такое пространство и время? Этот вопрос действительно труден, ибо сама философия на протяжении более чем двухтысячелетнего периода своего развития искала на него ответ.

В истории философии существовали две конкурирующие между собой концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальник субстанциональной концепции – Демокрит ( по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные (субстанциональные) сущности, не зависимые ни от ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввёл представление о реальном существовании пустоты как вместилища атомов. Согласно учению Демокрита и его последователей Эпикура и Лукреция Кара, пространство – объективно, однородно, бесконечно. Оно пустое вместилище совокупностей атомов. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время есть вместилище событий.

Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает её протяжённость, структурность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей), а также их взаимодействие.

Время – философская категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.

4. Философское понимание проблемы единства мира.

Знакомясь с предыдущим материалом, мы приходим к пониманию того, что мир бесконечно многообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Из бесчисленного множества различных состояний и структурных уровней реальности (бытия) мы рассмотрели лишь только малую часть, наиболее видимую и доступную сегодня нашему познанию.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается ощущениями его, т.е. человек может познавать ее.

Качественное разнообразие материи представлено в ее видах:

Вещество - твердое, жидкое, газообразное, плазма и поле -электромагнитное, гравитационное, ядерное, торсионное.

Свойства материи: объективность, вечность, неисчерпаемость.

Литература
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-е 3-е, перераб. и доп. - М.: 2000. С. 254-272.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл

3. Бучило Н.Ф,, Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – СПб, 2004.

4. Ермакова Е.Е. Философия. – М., 2004.

6. Пекарик А.М. Фiлософiя: Пiдручник. – К.: Промiнь, 2004. – С. 315 348.

7. Петрущенко В.Л. Філософія: Курс лекцій. - , 2002.

8. Философия: Учеб. пособие / Отв. ред. В.П. Кохановский. – 6-е изд-е… - Ростов н/Д., 2003. – С. 229-286.

Определение понятия "бытие" в метафизически-идеалистическом, материалистическом и энергетическом мышлении. Обозначение объективной реальности в аспекте внутреннего единства в категории "субстанция". Свойства, законы существования и развития материи.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.04.2015
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго -- аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления A(фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности. материя бытие субстанция мышление

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Универсальными свойствами материи являются:

· несотворимость и неуничтожимость

· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

· детерминированность всех явлений

· причинность -- зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

· отражение -- проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы -- абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количественных изменений в качественные

· Закон отрицания отрицания

Природа - философская категория, обозначающая всё сущее (без человеческого общества), объективно существующие вокруг нас, включая ту часть этносферы в которой ещё отсутствует социальная организация (часть аборигенов Австралии и Полинезии, индейские племена, живущие в джунглях Амазонки и т.п., т.е. та часть этносферы, в которой человек ещё не выделился из природы и является её составной частью).

Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить, как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.

Подобные документы

Исследование развития взглядов на субстанцию в истории философии. Философское понимание материи. Диалектико-материалистическое учение о субстанции. Система философского материализма. Материальная и идеальная субстанция. Соотношение материи и сознания.

реферат [37,9 K], добавлен 01.12.2014

Субстанция как объективная реальность. Идея субстанции в античной философии. Рационалистические воззрения Декарта о субстанции с позиций дуализма. Гносеологическое осмысление понятия "субстанция". Философское понимание материи, система ее организации.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 18.08.2009

Исследование основных принципов бытия, его структуры и закономерностей. Бытие социальное и идеальное. Материя как объективная реальность. Анализ современных представлений о свойствах материи. Классификация форм движения материи. Уровни живой природы.

презентация [1,8 M], добавлен 16.09.2015

Сущность понятия "бытие". Бытие человека в мире вещей. Пространство и время как форма бытия материи. Основной признак материи. Специфика человеческого бытия, философское пространство. Взаимосвязь человека и общества. Общественное бытие и сознание.

реферат [26,4 K], добавлен 24.03.2010

Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде. Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы бытия
1.1. Бытие как философская проблема
1.2. Формы бытия
Глава 2. Объективная и субъективная реальность
Заключение
Список использованных источников

Введение

Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в ее общем виде.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека. Поэтому философия нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека, сознания.

Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие – небытие. И если бытие – это все, что существует, то небытие – это все, чего нет.

Объектом данной работы является бытие, предметом —

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

  • проанализировать бытие как проблему философии;
  • изучить формы бытия;
  • рассмотреть объективную и субъективную реальность бытия.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы бытия

1.1. Бытие как философская проблема

С полным основанием можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что уяснение существования всего сущего одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. С тех пор и до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии (онтология), наряду с познанием и антропологией, то есть учением о человеке, продолжают оставаться главными темами философии.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально существующее бытие предстает как единство материи и формы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С позиций диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии марксизма (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895). Опираясь на материа­листические традиции в толковании бытия, разработанные еще английскими и французскими философами-материалистами, марк­сизм понимает под бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие не существует без материи, они вечны и существуют одно­временно. Небытие означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую [4, с.27].

Таким образом, проблема бытие заключается в том, что понятие бытие как таковое разными учеными и мыслителями трактуется из ходя, из своей научной точки зрения. Суть бытия – это существование, и идеи его лежат в истоках великих людей.

1.2. Формы бытия

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1. Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

2. Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3. Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4. Бытие социального:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

а) бытие индивида;

б) бытие общества [7, с.194].

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью , ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. Природа объективна и первична еще и потому, что без нее невозможна жизнь человека [8, с.57].

  • без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;
  • здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;
  • человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами [10, с.248].

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Бытие духовного занимает особое место среди других форм бытия. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова – приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

Бытие социального – это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека [11, с.27].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, из ходя из вышеизложенного можно выделить следующие основные формы бытие, к ним относятся: бытие человека, бытие вещей, бытие духовного (идеального) и бытие социального.

Глава 2. Объективная и субъективная реальность

Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ (то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира [12, с. 371].

Человек в повседневной жизни, в практической деятельности склонен к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом (каждый из нас знает это по своему опыту). В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира. Тем более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное [13, с.143].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире, — природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество, — равно существуют, наличествуют, следуя внутренней логике движения мысли о бытии, нельзя не признать: природа как целостный универсум была, есть и будет; человек, общество, когда-то возникнув, с тех пор были, есть и, надо надеяться, будут. Отсюда вытекает важное следствие: мир вообще (и все, что в нем существует) именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально, предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и конкретных поколений людей.

Из этой реальной предпосылки отдельный человек на практике исходит так же определенно, как и из простого факта наличия мира. Не просто мысль о том, что мир есть, постоянно наличествует, но и о том, что мир, как таковой, в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения, — вот еще один, третий смысловой аспект философской проблемы бытия.

Совокупная реальность, как она есть для отдельных индивидов и поколений людей, включает: вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством (таких на Земле все меньше, а в космосе — бесконечное, необозримое множество); вещи, процессы, созданные человеком из материала природы (таких на Земле и даже в космосе все больше); общественную жизнь — отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

В истории и в деятельности отдельных людей, правда, нередки случаи, когда волюнтаристски и субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности, то есть бытийная логика. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются или считаются в недостаточной мере. Это очень важно учитывать сегодня, когда в нашей стране, как и в других странах, развертываются коренные преобразования, глубокие реформы социальной жизни.

Жизнедеятельность каждого отдельного человека — реальность и для других людей, и для него самого. Каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу (к генетическим задаткам, предрасположениям, привычкам, навыкам, желаниям, склонностям, надеждам, идеям, мыслям), к своему прошлому, настоящему и будущему, к взаимосвязи с другими людьми и обществом как к особой реальности, независимой целостности, что на философском языке и значит: как к особому бытию. Реальностью, и очень важной, являются для нас и другие люди. Сознание индивидов постигает также и эту реальность. Сознание человека, поскольку оно является также и самосознанием, включено в его индивидуальное бытие, и тем самым оно улавливает через это бытие общие черты индивидуального бытия других людей.

Важно подчеркнуть, что не только природное, но и духовное, идеальное осваивается на практике и осмысливается в философии как наличное, данное, стало быть, как имеющее характер особой реальности. С духовными процессами и продуктами, если они есть, существуют, всем нам приходится считаться не менее, чем с предметными, вещными реалиями жизни. Следовательно, включение духовного, идеального в совокупную реальность бытия — факт человеческой жизни.

Идеальность и субъективность — специфические характеристики сознания; идеальное — это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова. Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности: объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального [16].

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Понятие субъективной реальности выражает прежде всего принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время — соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.

Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания. Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания — это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности: идеальное не обнаруживается ни в голове человека, ни в окружающей его действительности, а только в реальном взаимодействии.

Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов.

Образы человеческого сознания как относительно самостоятельные мыслимые формы субъективной реальности могут быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но также — и понятийными, сходство которых с предметами объективной реальности носит внутренний характер, выражая лишь существенные типы связей и свойств предметов.

Таким образом, мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и которая реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей [17, с.21].

Подведя итог из вышеизложенного можно говорить о том, что субъективная реальность это принадлежность к субъекту, к миру человека, к миру явлений природы. Если говорить о объективной реальности, то это явления и образы сознания, идеи, чувства.

Заключение

Таким образом, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Проблема бытие заключается в том, что данное понятие как таковое разными учеными и мыслителями трактуется из ходя, из своей научной точки зрения. Суть бытия – это существование, и идеи его лежат в истоках великих людей.

В бытие можно выделить следующие основные формы, к которым относятся: бытие человека, бытие вещей, бытие духовного (идеального) и бытие социального.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Если говорить о субъективной реальность бытие то это принадлежность к субъекту, к миру человека, к миру явлений природы. А к объективной реальности мира относятся, явления, образы сознания, идеи, чувства человека.

Читайте также: