Доклад о храме христа спасителя во время наполеоновского нашествия

Обновлено: 17.05.2024

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля. Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь. Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.

Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.

Путешествие во времени

Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.

Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.

Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.

Проект Витберга

Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.

Попытка строительства храма

В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.

Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.

Всем миром

Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.

По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.

Первый храм

В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.

Новый храм

Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.

Храм в 20-е годы

На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.

Трагические времена храма

Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.

Взрыв, руины собора

Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.

Второе рождение

Прошло 20 лет, и в конце 1980-х годов Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой вновь построить храм на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

Строительство нового храма

Бассейн разобрали. И опять деньги собирали всем миром. При поддержке правительства Москвы собор возродили за 6 лет. Благодаря стараниям и заботам художников, скульпторов, реставраторов, он воскрес из небытия.

В ночь с 6 на 7 января 2000 года в возрожденном храме прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествие в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II освятил храм – воссоздание одноименного храма XIX века, куда перенесли чудотворные святыни.

При освящении над куполом появился и поплыл крест, созданный из облаков. На следующий день состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собор новомучеников и исповедников Российских. Сегодня здесь проходят богослужения под руководством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, заседают Архиерейские соборы и международные религиозные форумы.

Обзор нового храма

Проект нового храма разработан архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и Зурабом Церетели.

Архитектура собора

Храм спроектирован в виде равностороннего креста шириной 85 метров, высотой 103 метра и поделен на три части:

  • центральную часть с алтарем;
  • верхние галереи с двумя приделами;
  • нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812-1814 годов

Барабан собора поднимается на 28 м, купол с крестом уходит ввысь на 35 м. Высота главного креста – 8,5 м. Стены здания толщиной 3,2 м. Внешняя часть собора оформлена двумя рядами мраморных горельефов. Главное украшение – золотые купола с венчающими их крестами.

Кафедральный собор

Цокольный этаж высотой 17 м

Этаж отделан мрамором и красным гранитом. С каждой из четырех сторон собор окружен крыльцами с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. На крыльцах – большие фонари, на верхних ступенях – просторные площадки.

Внешнее убранство

Наружные стены облицованы мрамором и украшены ажурными аркадами полуколонн, завершающимися заостренными арками.

Фасад

Южный фасад со стороны Москвы-реки осеняет Смоленская икона Божьей Матери, образ которой 3 месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой святыню носили по рядам войск.

На верхних галереях – приделы во имя Святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского. С восточной стороны храма – памятник Александру II-освободителю. Чуть поодаль от храма – часовня, в которой молились о возрождении храма.

Северный фасад посвящен заграничному периоду Отечественной войны. Здесь представлены святые, в дни памяти которых русская армия одерживала победы над армией Наполеона. В центральном медальоне – Иверская икона Божьей Матери. На горельефах – образы апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви. Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков – Пересвета и Ослябю.

Горельефы

На восточном фасаде – изображение Рождества и Воскресенья Спасителя. В виде скульптурных изображений – молитвенники за Москву и Россию: святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский.

Здесь же Владимирская икона Божьей Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 8 сентября – в день праздника этой иконы. На левом углу храма – преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков.

В храм ведут 12 бронзовых ворот, по три на каждой стороне собора. На воротах – изображения святых небесных заступников русской земли. В арке средних ворот – на престоле Христос Спаситель, слева – апостол Петр, справа – апостол Павел.

Внутреннее убранство

Интерьер храма воссоздавали 300 художников из Москвы и Санкт-Петербурга, Ярославля и Пскова, Новгорода и Подольска, прошедших жесткий конкурентный отбор. Группа мастеров работала под руководством академика и заслуженного художника страны Н. А. Мухина.

Для росписи стен и сводов смонтировали уникальную систему строительных лесов. Для отделки интерьеров использовали росписи и сусальное золото. Пол в храме – из драгоценных пород мрамора, яшмы и порфира из Италии и Франции, Греции и России.

Внутри Храма Христа Спасителя

Храму возвращена галерея воинской славы. По периметру стен – 177 мраморных досок с описанием сражений русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничном походе 1813-1815 годов. Здесь же – манифест императора и имена героев Отечественной войны, прославленных полководцев и отличившихся в боях солдат. Высокие стены со сводчатыми потолками расписаны ликами святых. В убранстве преобладают красный и золотой цвета.

В центральной части находится алтарь в виде шатра – символа пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. Шатер, свернутый в восьмигранник, – нетрадиционный иконостас: часовня из белого мрамора, украшенного драгоценными камнями. Часовню венчает шатровая глава с крестом.

Алтарь

На нижнем ярусе иконостаса – иконы Господа Вседержителя и пресвятой Богородицы. Во втором ярусе справа у царских ворот – иконы Господних праздников; слева – Богородичных. Иконы третьего яруса показывают новозаветную церковь с иконами Иисуса Христа, Богородицы и апостолов. В четвертом ярусе – иконы праотцов и пророков ветхозаветной церкви.

Свод купола

В парусах (основание главного купола) – эпизоды земной жизни Христа: Преображение, Воскресение, Вознесение; на четвертом парусе – сошествие Святого Духа на апостолов.

Колокола и купола

Храм увенчан 5 главами, средний купол крупнее других. Купола отлиты из нержавеющей стали, покрытой титаном. Тонкий слой золота на поверхность нанесен ионо-плазменным способом. Дополнительно защищает купола от разрушения слой алмазной пыли.

Колокола

На четырех колокольнях храма – 14 больших и малых колоколов. Большой Торжественный колокол массой 29,8 тонны звучит 4 раза в году по великим православным праздникам. Праздничный – в дни двунадесятых праздников. Полиелейный колокол весит 9,2 тонны, Будничный – 5.

Православные святыни

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной Церкви, в нем собраны ценнейшие святыни.

  • Частицы ризы Господней.
  • Частицы ризы Богородицы.
  • Мощи святителя Филарета.
  • Частица мощей апостола Андрея Первозванного.
  • Глава святителя Иоанна Златоуста.
  • Частицы мощей святителей Петра и Ионы.
  • Мощи благоверного великого князя Александра Невского
  • Мощи святителя Василия Великого.
  • Мощи Равноапостольского князя Владимира.
  • Мощи Иоанна Крестителя.
  • Гвоздь Креста Господня.
  • Частицы мощей Преподобной Марии Египетской.
  • Глава Святителя Григория Богослова.
  • Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
  • Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной.
  • Мощи святого Великомученика Феодора Стратилата.
  • Мощи Преподобного Михаила Иалеина.
  • Один из Чудотворных списков Владимирской иконы Божьей Матери.

В храме выставляют мощи, на время привезенные в Москву. Осенью 2011 года выставляли для поклонения верующих пояс Богородицы, зимой 2014 года – святые Дары волхвов, летом 2017 года – мощи Николая Чудотворца, в октябре 2018 года – ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифутского.

Музей церковного искусства в храме

В цокольной части храма – музей церковного искусства с двумя постоянными композициями:

  • История храма Христа Спасителя.
  • История церковного искусства.

На первой – фрагменты мемориальных плит от разрушенного храма, изображения нереализованных проектов собора, колокол старого храма, оригинальные иконы и старинные фотографии.

Музей церковного искусства

На второй – коллекция икон Крита, Греции и Византии. Здесь же представлена русская иконопись, иконы царских живописцев Оружейной палаты, необычная икона Богоматери Палестинской с Младенцем.

Новая жизнь в храме

Храм Христа спасителя – объект культурного наследия Российской Федерации. В 2004 году правительство Москвы передало собор в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. Храмом управляет фонд Христа Спасителя: привлекает благотворителей, распоряжается пожертвованиями, сдает залы храма в аренду, проводит выставки и экскурсии, сотрудничает с Советом Попечителей храма.

Вид на Храм Христа Спасителя

Комплекс храма оснащен современной системой вентиляции и кондиционирования воздуха, отоплением и лифтовым оборудованием, средствами связи и системой сигнализации, трансляции и контроля.

21 февраля 2012 года в храме разгорелась драма – группа Pussy Riot выступила с оппозиционной акцией, в знак протеста против Владимира Путина перед выборами исполнила панк-молебен. За оскорбление чувств верующих девушек посадили на полтора года, но в преддверии Олимпиады в Сочив 2014 году отпустили. Споры в прессе сделали участниц группы всемирно знаменитыми.

Служба

В храме проходило отпевание Святейшего Патриарха Алексия II, прощание с Георгием Свиридовым и Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем и Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной и Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Храм Христа Спасителя, фото 2015 года

Первый храм Христа Спасителя строили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. В 1814 году прошел международный конкурс на проект церкви. Победил проект 27-летнего художника и лютеранина Карла Витберга.

Я понимал, что этот храм должен быть величественен и колоссален, должен перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма — храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные — 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

Храм Христа Спасителя

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство — Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен Арсенала.

Храм Христа Спасителя

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично — поближе к Кремлю. Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси — Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, Георгий Победоносец. Были среди горельефов и образы Богоматери — Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Храм Христа Спасителя

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола — почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Инфографика: храм Христа Спасителя

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва — после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

Проект Дворца Советов

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы — 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

Храм Христа Спасителя

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом — 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.


Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

Храм Христа Спасителя. История

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Информация о работе храма

Храм Христа Спасителя открыт с 10.00 до 17.00 (в понедельник с 13.00),
Преображен­ская церковь — с 8.00 до примерно 19.30 (­когда Богослужения совершаются в Храме Христа Спасителя, Преображенская церковь закрыта).

Полиелейные богослужения совершаются в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

В воскресные дни и Великие праздники Божественные литургии совершаются в Храме Христа Спасителя.

Всенощные бдения под воскресенье совершаются в Храме Христа Спасителя.

В будние дни богослужения совершаются в Преображенской церкви.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, вынос Ризы Господней для поклонения совершается за Богослужением в последние субботу и воскресенье каждого месяца.


Был объявлен конкурс. Из всех проектов по неведомым нам причинам внимание императора привлек проект храма архитектора А. Витберга на Воробьевых горах. Проект был утвержден, и Московский опекунский совет выделил под строительство 10 млн. рублей. Кроме того, было постановлено, вносить в роспись Государственного казначейства с 1821 года по 2 млн. рублей ежегодно на строительство до окончания работ. Закладка храма на Воробьевых горах состоялась 12 октября 1817 года.

После смерти императора Александра его преемник Николай неожиданно приказал приостановить строительство храма. Причиной тому были медлительность работ и злоупотребления комиссии, руководившей работами.

Для расследования был срочно создан комитет, против комиссии по строительству во главе с Витбергом было возбуждено дело. Начет на членов комиссии, установленный следствием, был огромен — 900 тыс. рублей. Строительство было окончательно прекращено, а Витберг сослан в Вятку. Так закончилась история витберговского проекта Храма Христа Спасителя.

Помимо вышеназванных Причин прекращения строительства, судя по всему, были и другие, говорить о которых почему-то не принято.

При непредвзятом взгляде на неосуществленный проект Витберга задуманная им постройка поражает зрителя отсутствием теплоты и какой-либо сакральности, столь свойственных даже самым бедным русским церквам. Если бы не кресты на куполах, это здание можно было бы принять за здание министерства, сената, какого-нибудь военного учреждения или помещение заседаний масонской ложи. Обилие колонн вызывает ассоциации с древневосточным языческим капищем. Все это вместе делало витберговский храм абсолютно чуждым традициям русской церковной архитектуры и русскому представлению о храме вообще.

К идее возведения Храма Христа Спасителя власти вернулись во второй половине 1830-х годов.

На этот раз место для строительства выбирал сам император. Он остановил свой выбор на участке неподалеку от Кремля, там, где стоял Алексеевский монастырь. К воплощению был принят проект архитектора К. Тона. Храм строился с 1839 по 1881 год и был освящен в 1883 году в день коронации императора Александра III.
К девятнадцатому веку русские художники и архитекторы, как и общество в целом, заново открыли для себя много прекрасного и своеобразного в древнерусском зодчестве. Именно в свете этих вновь обретенных знаний и лежит решение Тона. В дальнейшем архитектора будут упрекать в эклектической подражательности древнерусскому зодчеству, забывая при этом, что Тон первым указал русским архитекторам на глубинный источник вдохновения, таящийся в памятниках нашей старины.

Возведение Храма Христа Спасителя стоило русской казне более 15 млн. рублей. Храм мог вместить в свои стены до 10 тыс. молящихся, по величине уступая лишь самому большому в мире кафедральному собору в Севилье.

В создании горельефов храма участвовали такие известные русские скульпторы, как Клодт, Логовский, Рамазанов, Толстой. Еще более внушительно выглядит список имен живописцев, расписавших стены храма и выполнявших иконы. Здесь мы видим имена Семирадского, Верещагина, Прянишникова, Маковского, Сурикова, Корзухина, Бруни, Васнецова, Горбунова, Сорокина и многих других, чьи имена составляли славу русской живописи.

Возведение Храма Русской Славы не было простым и, если считать с первого витберговского проекта, заняло более полувека. Уничтожен же Храм Христа Спасителя был в считанные часы.

Храм Христа Спасителя был не только одним из самых величественных храмов России и мира, но и храмом, наиболее любимым русскими людьми. Пожалуй, даже кремлевские соборы не пользовались у москвичей такой любовью и почетом, как Храм Христа. И поныне многие верующие православные люди считают, что Храм Христа Спасителя существует и сейчас, что он незримо парит над нашей столицей.

В последние годы о трагедии храма в прессе опубликовано довольно много разных материалов, но среди авторов публикаций не так уж много живых свидетелей разрушения храма. Мы предлагаем вниманию читателей записки очевидца драмы, разыгравшейся на берегах Москвы-реки 5 декабря 1931 года.

Аполлос ИВАНОВ

Еще в 1922 году, проектируя жилой комплекс на Берсеневской набережной (почти напротив храма), архитектор Б. Иофан рассчитывал, что на месте Храма Христа будет построен Дворец Советов, и с учетом этого планировал расположение всех коммуникаций на местности. А ведь тогда не было еще ни проекта Дворца Советов, ни решения о его расположении и сносе храма.

Мой знакомый, архитектор Петр Куцаев, который одно время работал в проектной мастерской Иофана, доверительно рассказывал мне, что среди участников конкурса на проект Дворца Советов собрались честолюбцы, уверенные в том, что их проект будет принят. Эти люди с нетерпением ждали сноса Храма Христа Спасителя, чтобы на его месте, в центре Москвы, осуществить свой проект, вписав, таким образом, собственные имена в историю советской архитектуры.

Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим — к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.
Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам.

Взрыв Храма Христа Спасителя был назначен на первую декаду декабря 1931 года. Из квартала, расположенного рядом с храмом, временно выселили жителей. Неподалеку от храма во дворе одного из домов в глубокой траншее был установлен сейсмограф для определения силы взрыва и возможных колебаний почвы.

Мне казалось, что храм будет в еще более плачевном виде, чем я видел его неделю назад, но я ошибся.

Обреченный храм стоял в неописуемой сказочной красе. Остов куполов заиндевел, и сферический железный каркас казался ажурным серебряным плетением. Догорающая заря покрыла белые стены храма нежной сиреневой акварелью. Из-за того, что храм лишился своей позолоты и многих украшений, в нем внезапно проступили особо изящные и благородные черты древнего русского зодчества, коими отмечены лучшие из русских церквей.

Долго и пристально всматривался я в тускнеющую картину за рекой Ощущение чуда, нахлынувшее на меня, не проходило. Не хотелось верить, что нашлись люди, которые готовы превратить эту красоту в груду пыльного камня и битого кирпича. Разум отказывался это понимать.

Сотрудники управления, отправляясь на Софийскую набережную, чтобы оттуда наблюдать разрушение храма, звали меня с собой. Я отказался, сославшись на недомогание. Когда же все ушли, меня охватила тоска. Сидеть одному в комнате со слепыми окнами, смотреть на часы и ждать грохота взрыва? Нет! Это было невыносимо!

Сорвавшись с места, я поспешно оделся и вышел из Управления.

На заснеженной набережной было тихо и безлюдно. Милиция заблаговременно перекрыла соседствующие
с Храмом Христа улицы.

— Нехристи! Басурманы окаянные! — ругался человек, похожий на мясника.— Я бы их всех.

Благообразный мужчина в смушковой шапке возмущался рассудительно: — Не знают, что творят. Где же им понять, что во всей Европе другого такого храма не сыскать!

— Антихрист окаянный! — закричала нищенка Филимоновна, соскочив с ящика, на котором сидела.— Миряне, я его там своими глазами у храма видела! Он у них начальник!

Стоявшие на набережной люди поспешно обернулись к храму.

На кремлевской башне начали бить куранты. Ветер доносил рыдающие, прощальные звуки колокола.

Словно крыльями размахивая оборванными рукавами кацавейки, нищенка на набережной вновь сорвалась с ящика:

— Православные! Не допустим! Не.

И тут грохнул взрыв. Все вокруг содрогнулось от ударной волны. Толпа инстинктивно шарахнулась назад и замерла в оцепенении. Нищенка упала на колени и уткнулась лицом в снег.

За рекой, вздымаясь и клубясь, разрасталось грибообразное облако из мелких обломков камня, кирича и пыли, заволакивая белесой пеленой близлежащие дома. Но вот пелена стала рассвиваться, медленно опускаясь, оседая на деревьях, крышах, на заснеженных улицах, на лед реки. И тут совсем неожиданно перед взорами людей стали проступать величественные очертания стоявшего по-прежнему на своем месте храма. Люди не верили своим глазам. Но все отчетливее проявлялись контуры Храма Христа. В толпе людей на набережной послышались возгласы:

Многие судорожно крестились, истерически бормотали молитвы, плакали. Другие восклицали:

— Высится! Во славу Христа!

— Сотворил Господь чудо!

— Явил Господь силу свою!

— Устоял храм от козней антихристов!

Шувалов опять отправился звонить подрывникам, а москвичи ликовали. Многие уверовали в чудо, в то, что сила Божья оказалась крепче дьявольской взрывчатки. Многие даже стали расходиться, решив, что взрывчатка кончилась и что храм устоял.

Выяснилось же, что второй взрыв уничтожил еще один пилон и купол держится на двух диаметрально противоположных опорах.

Филимоновна, постелив на снег обрывок половика, встала на колени и творила молитву, обратясь лицом к храму.

Я не мог больше смотреть на растерзание памятника и, развернувшись, пошел в Управление. По дороге, под впечатлением только что виденного варварства, я вернулся к мыслям, и ранее посещавшим меня с тех пор, как я узнал о предстоящем сносе Храма Христа Спасителя. И тут я неожиданно принял решение уйти из Управления и устроиться на строительство метрополитена. Работа там была интересная и главное — не разрушительная, а созидательная. От этой мысли я почувствовал облегчение. Под влиянием этого очистительного решения я ободрился и ускорил шаг.

Не успел я дойти до Управления, как вновь оглушительно грохнуло. Высокий забор, который отделял храм со стороны реки, упал. С трехэтажного здания на Волхонке снесло кровлю. Остановившись у Каменного моста, я увидел сквозь пыльную пелену, как огромный надкупольный барабан, тяжело накренясь, рухнул внутрь храма, подняв второе облако серой пыли.

Ряд последующих взрывов довершил злодеяние.

Флегонту Морошкину за усердие выдали денежную премию и грамоту. Первое время он очень гордился этой наградой. Вскоре, однако, чувство гордости стало сменяться некоторым беспокойством. Прошло время, и однажды, будучи уже учащимся рабфака, Морошкин снял со стены грамоту и спрятал ее подальше с глаз долой.

Простой рабочий постепенно дошел до понимания совершенного злодеяния, участником которого он стал. Увы, этого понимания не было у людей много более образованных, чем сезонник Флегонт Морошкин. Не было этого понимания у многих архитекторов, специалистов-искусствоведов, инженеров-строителей, многие из которых активно способствовали разрушению Храма Христа Спасителя, да и не только его.


Полтора года длилась разборка руин Храма Христа Спасителя, а потом предстояло разобрать сплошной и монолитный фундамент, заложенный на глубину от 10,5 до 13,5 метра. На медлительности работ особенно отразилась большая текучесть рабочих кадров, которые не задерживались на разборке, а уходили в метрострой или на другие строительства, подальше от развалин священного памятника.

Белесая известковая пыль, струившаяся над горой обломков камня и кирпича, при самом незначительном ветерке поднималась в воздух и словно снег покрывала тротуары, крыши домов, деревья, газоны, беспощадно разъедала глаза и прохожих, и рабочих, словно в наказание людям за их богоотступничество. Москвичи сказывали, что будто бы если хоть одна пылинка кому в глаз попадет, тот получит бельмо и ослепнет.

Читайте также: