Доклад о духовенстве 6 класс история
Обновлено: 17.05.2024
Загрузить презентацию (443 кБ)
Тип урока: объяснение нового материала.
Форма урока: объяснение нового материала.
- Христианская церковь в жизни средневекового общества.
- Церковный раскол.
- Духовенство – первое сословие.
- Монашество.
- Нищенствующие ордена.
-
Образовательные: дать определение основным понятиям: монашество, монашеские ордена, Папа Римский, духовенство, церковь, нищенствующие ордена, инквизиция, духовно-рыцарские ордена, францисканцы, доминиканцы, августинцы, тевтонский орден, тамплиеры, иоанниты, индульгенция, аббат, священник, архиепископ, епископ, кардинал, тририум, квадриум, скрипторий, риторика, диалектика, пергамент, миниатюра. Определить место и значение католической религии и церкви в истории Европы и жизни средневекового общества. Проследить дальнейшее взаимодействие католической религии и церкви на европейскую культуру и жизнь, а также на культуру и религию других стран. Выявить значение и ценность опыта католической религии и церкви в истории и религии Европы, средневекового города и общества. Ознакомить учащихся с деятельностью католической церкви, монастырей, “отцов церкви”, монашеских орденов и великих богословов. Более подробно рассмотреть деятельность “белого духовенства” и влияние его как на “третье сословие” (крестьяне), так и на рыцарство. На основе полученных знаний о религии, христианстве, церковной организации и ее структуре, полученных в курсе истории Древнего мира, проследить, как изменилось положение христиан и христианской религии, что нового и почему появилось в церковной структуре и организации, изменилось ли учение о Христе и если да, то как и почему. Опираясь на пройденный материал показать основные функции церкви и христианской религии, которые она сохранила с античных времен и развила и укрепила в эпоху средневековья. Познакомить учащихся с основными датами и событиями в истории католической церкви эпохи средневековья.
- Развивающие: продолжить работу с учащимися над формированием умений: сравнивать особенности различных явлений; находить сходства и различия; делать выводы и обосновывать свою точку зрения; работать с иллюстративным материалом, картой, атласом и контурной картой; Работать с текстом учебника и хрестоматии. Уметь выделять главные факты, понятия, даты. Уметь сопоставлять, сравнивать эти факты, понятия, даты с схожими процессами как в других странах этого временного периода, так и в других странах и государствах прошлых веков. Уметь сопоставлять с аналогичными событиями в наше время. Уметь искать аналогии событий в прошлом и настоящем. Сформировать следующие умения у учащихся: составлять схемы, логические цепочки и таблицы, отвечать у доски, правильно писать конспекты, высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, оформлять контурную карту, пользоваться атласом.
- Воспитательные: воспитать уважение и любовь к истории зарубежных стран, терпимость и толерантность к другим народам и их менталитету. Привить интерес к истории религии и церкви; научить понимать и ценить религиозные и церковные ценности различных исторических эпох и цивилизаций. Воспитать уважение к достижениям и ценностям эпохи средних веков, их вкладу в мировую культуру, историю и религию. Сформировать чувство уважения к уникальности и неповторимости католической религии и церкви в эпоху средневековья. Воспитать уважение и понимание к такому явлению как монашество, нищенствующие ордена, духовно-рыцарские ордена., духовенство. Показать их роль в жизни средневекового общества, в истории и культуре государств того временного периода. Выработать понимание и чувство уважения к любым видам религии, мышления и мировоззрения существовавшим и существующим на нашей планете.
Основные факты и понятия к уроку.
Монашество - (монахи, монастыри — от греч. — один, одинокий, — быть одному, жить уединённо, — живущий уединённо, — уединённое жилище), также и?ночество — буквально “уединённое, одинокое жительство”. Термин “монашество” применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира.
- Ордены бенедиктинского устава
- Нищенствующие ордены
- Ордены регулярных каноников
- Ордены регулярных клириков
Папа Римский - богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па?пу Ри?мского видимым главой всей Католической церкви. В Католической церкви Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Духовенство - собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей той или иной религии. Иногда применяется только к монотеистическим религиям
Церковь (греч. ) — в переводе с греческого — Собрание (подразумеваются верующие люди). Тип религиозной организации, объединяющей последователей того или иного религиозного, как правило, христианского течения на основе общих догматической и культовой систем. Отличительной характеристикой отдельных церквей являются особенности кодификации догматики и обрядовости, наличие или отсутствие иерархической организации и централизованного управления, деления верующих на профессиональных служителей культа (клир) и мирян и отношение к владению церковной организацией имуществом. Особенностью догматики большинства церковных организаций является тезис о невозможности спасения верующих вне церкви (лат. Extra Ecclesiam nulla salus — вне Церкви нет спасения), хотя при этом границы Церкви определяются по-разному.
Нищенствующие ордена - религиозный орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.
Францисканцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; “минориты”, “меньшие братья”) — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Доминиканцы (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.) — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.. Так же неофициальное название ордена доминиканцев – “псы Господни”, перевод с латинского "Domini canes".
Августинцы (лат. augustiniani) — неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций католической церкви, руководствующихся “Уставом святого Августина”, который был написан через много веков после смерти Августина (430) и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским.
Инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, “Святой отдел расследований еретической греховности”) — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.
Духовно-рыцарские ордена - в Западной Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12—13 вв. под руководством католической церкви главным образом для крестовых походов и войны с неверными: против ислама в Святой земле, в Испании или в Турции, или против язычников в Литве, в Эстонии или в Пруссии с целью распространения католичества (после Реформации иногда и протестантства). Впоследствии ордены могли стать светскими. К духовно-рыцарским орденам относятся ордена: Иоаннитов, Тамплиеров, Тевтонский орден, Орден Алькантара, Орден Калатравы и др.
Тевтонский орден - германский духовно-рыцарский орден, основанный в конце XII века. Девиз ордена: “Помогать — Защищать — Исцелять” (нем. “Helfen — Wehren — Heilen”).
Орден тамплиеров (фр. templiers от “temple” — храм, “храмовники”) или Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) — духовно-рыцарский католический орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Один из первых по времени основания из религиозных военных орденов, наряду с госпитальерами.
Орден иоаннитов - основанная в 1080 году в Иерусалиме в качестве амальфийского госпиталя, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После захвата христианами Иерусалима в 1099 в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии.
Индульгенция (лат. Indulgentia от лат. indulgeo, “терпеть, позволять”) — в католической церкви — освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от наложенной Церковью епитимьи. Вопреки распространённому заблуждению, индульгенция не имеет никакого отношения к отпущению грехов, которое даётся только в таинстве исповеди.
Аббаты - почётный католический церковный титул, который, начиная с V столетия, давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Аналогичное звание с женским окончанием, аббатиса, от лат. формы Abbatissa, стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.
Архиепископ (от греч. — “начало” и — “блюститель”) — старший (начальствующий) епископ. В исторических церквах — почётный титул епископа (архиерея); в некоторых поместных православных церквях — титул предстоятеля данной церкви.
Епископ (греч. — надзирающий, надсматривающий; от — на, при + — смотрю) в современной Церкви — лицо, имеющее третью, высшую степень священства, иначе архиерей (от греч. — главный, старший + — священник).
Кардинал высшее (после Папы) духовное лицо Католической церкви, принадлежащее к любой из трёх степеней священства.
Клирик - служитель церкви, священнослужитель или церковнослужитель.
Дьякон - лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.
Ангелы (др.-греч., ангелос — “вестник, посланец”), — дух, выражающий волю Бога и обладающий сверхъестественными возможностями. Часто изображаются в виде антропоморфных существ с крыльями за спиной.
Пергамент - материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале.
Скрипторий (лат. sсriptorium от scriptor — писец, переписчик) — мастерская по переписке рукописей, преимущественно в монастырях. Первые скриптории возникли в VI—VII веках на юге Италии, во Франции, в Ирландии, Испании.
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
“Семь свободных искусств” круг учебных наук, то есть дисциплин — в эллинистическую эпоху в Греции, Древнем Риме и средневековой Западной Европе. Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривий (trivium), второй цикл (из четырёх) — квадривий (quadrivium). Цикл математических наук оформился еще в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривия признавалась арифметика
Краткий конспект к уроку (материал, который должен быть записан на доске и в тетради).
Духовенство – это общественное сословие или социальная группа, в которую входят профессиональные служители религиозного культа. В основном данное понятие характерно для монотеистических религий.
Апостолы, на которых сошел Святой Дух, по сути, представляли изначальное духовенство. Именно на Пятидесятницу была создана христианская церковь, а ученики Христовы начали свою миссионерскую деятельность.
Верующие обращаются к духовенству, чтобы удовлетворить свои религиозные нужды. Священники проводят службы и занимаются исполнением треб (освящают дома, крестят, венчают, отпевают). Им прихожане исповедуются и у них причащаются. Духовенство блюдет нравственное состояние своей паствы. Священнослужители искореняют суеверия, исправляют нравы и распространяют знания.
Возникновение духовенства в Европе
Духовенство, как сословие, оформилось в начале IV столетия. В это время христианские священники получили различные привилегии. Процесс оформления сословия длился до начала Средних веков. Чуть позже в западноевропейских странах представителей духовенства отнесли к привилегированному сословию.
Католические священники давали обет безбрачия, поэтому к духовенству причисляли только клириков. Когда состоялась Реформация, в протестантских государствах представители духовенства перестали считаться сословием, а остались лишь духовными лицами. Православная Церковь состояла из белого (священников, дьяконов, дьячков, пономарей) и черного (монахов) духовенства.
Первые священники на Руси
В 1439 году состоялся Ферраро-Флорентийский собор, где православная и католическая церкви заключили унию, а через девять лет Иона возглавил русскую автокефальную Церковь, как первый митрополит. Константинопольский патриархат теперь не влиял на деятельность русского духовенства.
Права и привилегии духовенства
С самого начала у священников были разные привилегии:
- государство не взимало с них налоги;
- они не призывались на государственную службу;
- ими управляли церковные иерархи;
- их судил исключительно архиерейский суд.
Право рукополагать священников было только у местного женатого по церковным обычаям епископа. Епископский сан не могли получить:
- двоеженец;
- должник;
- разбойник;
- убийца;
- холоп.
Полноценная приходская церковь имела причт, в состав которого входили:
- священник;
- диакон;
- дьячок;
- пономарь;
- звонарь;
- сторож;
- просвирня.
Духовенство содержала приходская община или ктитор церкви (купец, боярин, князь). В некоторых случаях священнику выдавали ружную грамоту с указанием его ежегодного жалования деньгами или в натуральном виде. Ее могли использовать все представители духовенства, составляющие причт или только указанные в руге. Священники занимались ведением личного хозяйства, обработкой церковной земли и арендованных участков. Также причт жил за счет доходов, которые им приносили вотчины, деревни и села. Священник мог иметь собственный земельный участок.
Платить за исполнение треб прихожане могли добровольно. Пошлину от полученного духовенством дохода забирал местный епископ. Он же устанавливал ее величину. В XIV столетии собирать дани и пошлины поручили архиерейским чиновникам:
- доводчикам;
- заездчикам;
- десятинникам.
Почти все священники были обучены грамоте. При многих храмах открывались школы. Сыновей представителей духовенства называли поповичами. Они получали церковный сан или становились госслужащими.
История русского духовенства в XVI-XIX веках
В XVI-XVII столетиях белым духовенством управлял архиерей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх), который представлял черное духовенство. В 1551 году участники Стоглавого собора провозгласили:
- народная и государственная жизнь будет основываться на духовно-религиозной сфере;
- церковный суд станет независимым органом;
- протопопы, выборные поповские старосты и десятники наделяются особыми административно-финансовыми полномочиями.
До начала XVIII столетия белое духовенство вместе с взрослыми сыновьями священнослужителей насчитывало примерно сто тысяч человек. Многие из них имели свои приходские церкви. В 1708 году Петр I издал указ, согласно которому дети священников, не окончившие школу, не могли служить в церкви. В первой половине XVIII столетия появилось морское и военное духовенство, которое служило в полках, крепостях, госпиталях, тюрьмах и на кораблях, отправлялось с армией и флотом в военные походы.
В 1721 году был принят Духовный регламент, согласно которому священникам вменялось в обязанность ведение метрических книг с фиксированием в них дат, когда человек родился, крестился, венчался и умер. Также состоялось официальное утверждение духовно-учебных заведений.
В первой половине XIX столетия священником мог быть рукоположен человек, который вышел из податного сословия, если не хватало людей с духовным званием. Чуть позже государство стало платить городским и сельским священникам. К началу XX столетия духовенство существовало в основном за счет денег, которые прихожане платили за совершение треб. Продукты духовенство получало при обходах своей паствы, к примеру, во время рождественских и пасхальных праздников.
Переломные XX-XXI века в истории русского духовенства
На стыке XIX-XX столетий большинство священников преподавали Закон Божий в школах. В 1906 году Синодом назначались свои представители, заседавшие в Государственном совете. В это же время духовенству предоставили право входить во внецерковные общественные организации. Чуть позже священнослужители стали депутатами Государственной думы.
В ноябре 1917 года захватившие власть большевики приняли декрет о ликвидации духовенства, как сословия. Церковь была отделена от государства и на ее деятельность перестали выделять средства. Закон Божий теперь не преподавали в школах. В начале 20-х годов состоялась эмиграция многих священников вместе с белогвардейцами за рубеж, где была образована Русская православная церковь.
До 40-х годов происходили массовые репрессии, оставшегося в Советском Союзе, духовенства. Но после Великой Отечественной войны отношение государства к священникам изменилось, так как большинство из них были патриотами и сыграли свою роль в победе над фашистами. Во второй половине XX века на священников снова осуществлялись гонения. Только во второй половине 80-х годов начался обратный процесс. После развала СССР в Российской Федерации стала возрождаться церковная духовная жизнь, укрепились позиции и влияние Русской православной церкви.
Мировое духовенство
Македония, Грузия, Армения, Болгария, Румыния и Греция сегодня оказывают государственную поддержку своим поместным православным церквям, к примеру, они пользуются налоговыми льготами. В греческой конституции православная церковь наделена государственным статусом. К представителям духовенства у буддистов следует отнести лам, у иудеев – раввинов, а у мусульман – муфтиев.
Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — отношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на духовенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духовному сану.
Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали епископы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу, осуществляли церковные таинства (крещение, причастие, венчание, исповедь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия, объединявшая жителей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в архиепископство. На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов – десятину.
Христианская церковь имела определённую иерархическую структуру. На вершине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в церковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епископы, ступенькой ниже — аббаты, а ещё ниже — священники (парохи).
VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни
Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.
Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удастся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четвероногих все должны воздерживаться, кроме больных.
Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.
Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как может показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.
Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мастерские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открывали школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.
Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза.
Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.
Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.
Духовенство Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали […]
Духовенство Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали […]
Духовенство
Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.
Белое и черное духовенство
В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.
Иерархия белого духовенства
Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.
За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.
У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.
Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.
Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.
Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:
- Патриарх
- Митрополит
- Архиерей/Епископ
- Иерей/протоиерей
- Диакон/протодиакон
Иерархия черного духовенства
В черном духовенстве свои правила:
Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.
- Патриарх
- Митрополит
- Епископ
- Архимандрит/Игумен
- Иеродиакон/Иеромонах.
В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:
Они не обладают благодатью священства.
В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.
Читайте также: