Доклад на тему веки

Обновлено: 15.05.2024

Начало XVIII века в России связано с правлением императора Петра I. В те годы с особой остротой встала проблема подготовки специалистов различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, картографов, архитекторов и многих других. Для этого необходимо было развитие науки и образовательных учреждений.

Преобразования Петра в России дали прочную базу как для развития ряда технических школ, так и для основанной в 1724 г. в Петербурге Академии наук. Развитие промышленности требовало географических и геологических изысканий. Именно в начале XVIII века были обнаружены запасы каменного угля Донецкого и Кузнецкого бассейнов, нефть в Поволжье.

Географические исследования проводились на Юге России, в бассейнах Каспийского и Аральского морей, в Сибири и на Дальнем Востоке (район Курильских островов). Тогда же состоялась экспедиция Витуса Беринга, обнаружившая и исследовавшая пролив между Азией и Америкой.

В области новых разделов науки большое внимание ученые России уделяли изучению электрических и магнитных явлений. Так, в 1804 г. русский физик В.В. Петров издал в Петербурге фундаментальный труд по электризации и электрическим машинам, который считался одним из крупнейших исследований начала XVIII века. В дальнейшем опыты и теория электрических явлений разрабатывались академиками М.В. Ломоносовым и Г.В. Рихманом, который погиб в результате опытов с атмосферным электричеством.

В то же время в Москве была основана обсерватория, где занимались как изготовлением оптических приборов, так и расчеты астрономических явлений и популяризация астрономических знаний, например, в связи с предсказанием предстоящих солнечных затмений. В средние века заметные астрономические явления, такие как появление комет и затмения солнца служили основой для различных предрассудков. Кроме того, астрономические наблюдения необходимы для навигации и определения времени, особенно в дальних плаваниях в открытом море.

Для сбора и изучения редких явлений природы в начале XVIII века в Петербурге был основан первый естественнонаучный музей в России – Кунсткамера Петра I. Кроме того, примерно в то же время на окраине Петербурга был основан Ботанический сад, где работали ученые, изучающие различные виды растений.

В связи с географическими открытиями издаются книги по астрономии и географии и поучает развитие необходимое для науки и техники книгопечатное дело. В Москве и Петербурге открываются типографии, работающие с новым, упрощенным (гражданским) шрифтом вместо применявшегося в церковной литературе старославянского шрифта. Для развития математики важную роль играло то, что старинные обозначения для цифр были заменены на арабские цифры, используемые до сих пор. Общие очертания букв новых шрифтов были выбраны лично Петром I и похожи на те, которыми напечатан этот текст.

В 1702 году в России впервые стала выходить печатная газета “Ведомости”. Первоначально газета продавалась в Москве, в дальнейшем ее стали печатать и в Петербурге.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для таких дел, как постройка зданий и крепостей а также кораблей, составления карт и т.п. требовалась система подготовки людей, которых сейчас называют инженерами и техниками, имеющими практическое образование. Для их подготовки была основана Московская Навигацкая школа, расположенная в так называемой Сухаревой Башне, где кроме учебных помещений располагалась также первая в России обсерватория. Выпускники этой школы сейчас назывались бы профессорами и их направляли в другие училища для обучения будущих мастеров промышленных и морских дел. В дальнейшем Школу перевели в Петербург, где она стала основой Морской Академии России, в которой учились многие знаменитые флотоводцы. Подобные же “Навигацкие” школы были открыты в портовых городах России – Ревель (Таллинн), Астрахань, а также в Нарве и Новгороде.

В 1707 году в Москве основывается первая в Росии Медицинская школа, затем вторая школа была основана в Петербурге.

В связи с широкими географическими изысканиями в Москве также были открыты школы (сейчас сказали бы – высшие школы) изучения ряда иностранных языков, особенно языков восточных соседей России, что было необходимо для подготовки дипломатов и путешественников в эти государства.

Во время царствования Петра I кроме перечисленных высших учебных и научных заведений, были основаны более 40 общеобразовательных и технических школ в различных городах России. В них учили грамоте и счету, а также основам военного и морского дела (в специальных гарнизонных школах).

Кроме учеников российских высших и технических школ в начале XVIII века широко было принято отправлять детей дворян и государственных деятелей для обучения в европейские университеты и школы (морские, артиллерийские, архитектурные и так далее).

Начало XVIII века в Европе и в России было временем наибольшего развития гидроэнергетики. Основным источником энергии для развивающейся промышленности уже не могла служить сила человека или животных, а также изменяющийся ветер. В это время были разработаны конструкции эффективно работающих водяных колес, в том числе верхненаливных, имеющих высокий коэффициент полезного действия, а также реверсивных, т.е. позволяющих изменять направление вращения. Если вначале энергия воды использовалась только в тех местах, где природные условия дают крутое падение горизонта, то во время расцвета гидроэнергетики научились строить гидротехнические сооружения (плотины, каналы и т.д.), позволяющие строить водяные колеса в любой местности, в том числе и на равнинах.

На основе источников энергии, связанных с водяными колесами, возникли крупные мануфактуры с широким применением передаточных механизмов для привода технических устройств – молотов в металлургии, станков в металлургии и производстве тканей и т.д., а также так называемых “пильных мельниц” для разделки и обработки леса. Особенно развилась подобная техника на Урале, где были открыты большие запасы полезных ископаемых и особенно железа. Для его обработки (ковки, точения, сверления) требовалось большое количество энергии. Под руководством энергичных купцов Демидовых на Урале, где гористая местность позволяла особенно легко строить гидроэнергетические установки, были построены крупные металлургические и другие фабрики с большим количеством станков, приводимых в движение с помощью ременных приводов от больших водяных колес. Там же проводились первые опыты по разработке паровых силовых установок, которые к концу XVIII века в основном вытеснили водяные колеса.

Значительных успехов в первой половине XVIII века достигло искусство фортификации, связанное с постройкой крепостей и необходимых для них сооружений, таких как башни, мосты, дороги, источники водоснабжения и т.д. Эти сооружения были необходимы в связи с политикой Петра, расширяющего границы Российской империи и основывавшего на освоенных землях гарнизоны и крепости, например в районе мыса Таганрога, а впоследствии при строительстве Петербурга и окружающих его военных пунктов.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В эпоху Петра значительное развитие получили также виды науки и техники, связанные с военными сферами. Это теория стрельбы из орудий, разработка новых конструкций огнестрельного оружия, минное и саперное дело и т.д.

В частности, сам Петр I обучался этим прикладным дисциплинам в Австрии и получил артиллерийский диплом с отличием. Он же во время визита в Англию лично интересовался работой Академии наук, Монетного двора, королевских верфей и т.д., по поводу работы которых состоял в переписке с Исааком Ньютоном, который в этот период заведовал Монетным двором в Лондоне и разрабатывал новые проекты быстроходных судов для верфей Англии.

Примерно в это же время британская Академия наук приняла в свои ряды одного из сподвижников Петра – А.Д. Меньшикова, при этом академиков не остановило то, что новый академик так и не научился писать и читать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

hello_html_42be61f0.jpg

Преподаватель: Щербинин А.С.

г. Арзамас, 2018 г.

Примерно 80% всей информации человек получает с помощью зрения. Рассмотрим механизм возникновения видимой картины окружающей среды.

Как создается видимое изображение

Функция зрения обеспечивается с помощью пары глаз.

Оптическая система человеческого глаза

Глаз человека имеет шаровидную форму диаметром около 2,3 см. Передняя часть его наружной оболочки прозрачна и носит название роговицы. Задняя же часть — склера состоит из плотной белковой ткани. Непосредственно за белком находится сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Цвет глаз обуславливается пигментом, содержащимся в её передней (радужной) части. В радужке находится очень важный элемент глаза — отверстие (зрачок), пропускающий свет вовнутрь глаза. Позади зрачка расположено уникальное изобретение природы — хрусталик. Он представляет собой биологическую, совершенно прозрачную двояковыпуклую линзу. Её важнейшее свойство — аккомодация. Т.е. способность рефлекторно изменять свою преломляющую силу при рассмотрении предметов, разно удалённых от наблюдателя. Выпуклостью хрусталика управляет специальная группа мышц. За хрусталиком располагается прозрачное стекловидное тело.

Роговица, радужная оболочка, хрусталик и стекловидное тело образуют оптическую систему глаза.

Слаженная работа этой системы изменяет траекторию световых лучей и направляет световые кванты к сетчатке. На ней возникает уменьшенное изображение предметов. На сетчатке располагаются фоторецепторы, представляющие собой разветвления зрительного нерва. Получаемое ими световое раздражение по зрительному нерву направляется в мозг, где и формируется видимый образ предмета.

hello_html_7e5694bf.jpg

Однако, природа ограничила видимую часть электромагнитной шкалы очень малым диапазоном.

Через светопроводящую систему глаза проходят лишь электромагнитные волны с длиной от 0,4 до 0,78 мкм.

Сетчатка чувствительна и к ультрафиолетовой части спектра. Но хрусталик не пропускает агрессивные ультрафиолетовые кванты и тем самым предохраняет этот нежнейший слой от разрушения.

Против зрачка на сетчатке располагается жёлтое пятно, на котором плотность фоторецепторов особенно велика. Поэтому изображение объектов, попавших в эту область, получается особенно чётким. При любых перемещениях человека необходимо, чтобы изображения объекта удерживалось в области жёлтого пятна. Это происходит автоматически: мозг посылает команды глазодвигательным мышцам, которые управляют движение глаз в трёх плоскостях. При этом движение глаз всегда согласовано. Подчиняясь полученным командам, мышцы вынуждают глазные яблоки поворачиваться в нужном направлении. Этим и обеспечивается острота зрения.

Цветное и сумеречное зрение

Сетчатка состоит из нервных рецепторов двух видов – палочек и колбочек. Палочки ответственны за ночное (чёрно-белое) зрение, а колбочки позволяют видеть мир во всем великолепии цветов. Количество палочек на сетчатке может достигать 115–120 млн, количество колбочек более скромно — около 7 млн. Палочки реагируют даже на отдельные фотоны. Поэтому даже при слабом освещении мы различаем очертания предметов (сумеречное зрение).

hello_html_57ce56d2.jpg

Зато колбочки могут проявить свою активность лишь при достаточном освещении. Для их активирования требуется больше энергии, поскольку они менее чувствительны.

Существует три вида световоспринимающих рецепторов, соответствующих красному, синему и зелёному цвету.

Их сочетание позволяет человеку распознавать всё многообразие цветов и тысячи их оттенков. А их наложение даёт белый цвет. Кстати, этот же принцип использован в цветном телевидении .

Мы видим окружающий мир потому, что все предметы отражают падающий на них свет. Причём длины волн отражаемого света зависят от вещества или нанесенной на предмет краски. Например, краска на поверхности красного мячика может отражать только волны длиной 0,78 мкм, а зелёная листва отражает диапазон от 0,51 – 0,55 мкм.

Фотоны, соответствующие этим длинам волн, попадая на сетчатку, могут воздействовать на колбочки только соответствующей группы. Красная роза, освещенная зелёным цветом, превращается в чёрный цветок, потому что неспособна отражать эти волны. Таким образом, сами по себе тела цвета не имеют. А вся огромная палитра цветов и оттенков, доступная нашему зрению – результат удивительного свойства нашего мозга.

Когда на колбочку падает световой поток, соответствующий определённому цвету, то в результате фотохимической реакции образуется электрический импульс. Комбинация таких сигналов устремляется в зрительную зону коры головного мозга, выстраивая там изображение. В результате мы видим не только очертания предметов, но и их окраску.

Одно из важнейших свойств зрения это его острота. То есть его способность воспринимать две близко расположенные точки раздельно. Для нормального зрения угловое расстояние соответствующее этим точкам равно 1 минуте. Острота зрения зависит от строения глаза и правильного функционирования его оптической системы.

hello_html_2fef6aee.jpg

На удалении 3-4 мм от центра сетчатки есть особый участок, лишенный нервных рецепторов. По этой причине его назвали слепым пятном. Его размеры весьма скромны – менее 2 мм. К нему идут нервные волокна от всех рецепторов. Объединяясь в зоне слепого пятна, они образуют оптический нерв, по которому электрические импульсы от сетчатки устремляются к зрительной зоне коры головного мозга.

Если внимательно присмотреться к изображению, которое оптическая система глаза проецирует на сетчатку, то прекрасно видно, что оно перевернутое. Таким его и видят малыши первые двое суток после появления на свет. А затем мозг обучается переворачивать это изображение. И мир предстает перед ними в своём естественном положении.

Кстати, зачем природа снабдила нас двумя глазами? Оба глаза проецируют на сетчатку изображения одного и того же объекта чуть – чуть отличающиеся друг от друга (поскольку рассматриваемый предмет расположен для левого и правого глаза немного по-разному). Но нервные импульсы от обоих глаз попадают на одни и те же нейроны мозга, и формируют в нем единое, но объёмное изображение.

Глаза — чрезвычайно уязвимы. Природа позаботилась об их безопасности, посредством вспомогательных органов. Скажем, брови защищают глаза от стекающих со лба капелек пота и дождевой влаги, ресницы и веки предохраняют глаза от пыли. А специальные слёзные железы предохраняют глаза от высыхания, облегчают движение век, дезинфицируют поверхность глазного яблока…

Итак, мы познакомились со строением глаз, основными этапами зрительного восприятия, раскрыли некоторые тайны нашего зрительного аппарата.

Как и в любом оптическом приборе, здесь возможны разнообразные сбои. А каким образом человек справляется с дефектами зрения, и какими свойствами еще наделила природа его зрительный аппарат – мы расскажем при следующей встрече.


Средние века, или Средневековье, — особый период в истории человечества, который продолжался тысячу лет, с конца V до конца XV века. В этот временной отрезок возникли многие современные государства, активно развивалась культура, искусство, религия, торговля, осваивались новые земли. Средние века — время рыцарей и замков, первых книг и университетов, важных научных и географических открытий.

Рыцарское сословие

Именно в Средневековье впервые зародилось рыцарское сословие, оставившее большой след в истории, мировой культуре. Рыцари были храбрыми воинами, которые верой и правдой служили королю, защищали государство от нападения врагов.

В рыцари посвящали только людей благородного происхождения — дворян. Обязательными атрибутами рыцаря были:

  • боевой конь;
  • доспехи и орудие;
  • оруженосец.

Полное рыцарское облачение стоило очень дорого. Доспехи изготавливались из металла, дерева, кожи и украшались гербом владельца. Вес такого обмундирования достигал 25 кг, а специальные турнирные доспехи были ещё тяжелее.

Рыцарские доспехи

Рис. 1. Рыцарские доспехи.

В эпоху Средневековья рыцари жили в замках, которые говорили о богатстве и могуществе своих владельцев, служили надёжной защитой во время нападения. Рыцарские замки строили из камня на любой возвышенности: холме, скале, острове посреди реки. Для большей надёжности вокруг замка вырывали ров и наполняли его водой, а сам замок укрепляли башнями, на которых стражники следили за местностью.

Идеальный образ рыцаря — смелого, благородного, справедливого — сложился благодаря рыцарской литературе, возникшей в XI веке на юге Франции. Особой популярностью пользовались романы, в которых отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Религия

Средневековье — время, когда большое влияние на общество оказывала религия. В западных странах большинство людей проповедовало христианство, а на Востоке — ислам.

Церковь в Средневековье вмешивалась во все сферы жизни общества, наравне с верховными правителями диктовала свои правила и порядки.

Средневековая христианская церковь

Рис. 2. Средневековая христианская церковь.

Культура, наука и искусство

В период раннего Средневековья было очень много безграмотных людей. Поначалу школы существовали лишь при некоторых монастырях, но постепенно стали появляться в крупных городах. Обучение проходило на латинском языке, и основными предметами были грамматика, арифметика, астрономия, музыка.

В XI веке появились первые университеты, их выпускники считались самыми учёными людьми своего времени. Простой народ, которому было недоступно образование, передавал знания из уст в уста, и во времена Средневековья было широко распространено устное народное творчество.

В 1445 году произошло важное событие, изменившее весь мир. Немец Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок, благодаря которому человечество получило возможность печатать книги.

Книгопечатный станок Гутенберга

Рис. 3. Книгопечатный станок Гутенберга.

В Средневековье стало развиваться искусство, в частности архитектура. Появился новый стиль — готический, который отличался высокими колоннами, большими окнами с цветной мозаикой, резными стенами, многочисленными скульптурами. Яркий пример готической архитектуры — собор Парижской богоматери во Франции.

О Средневековье можно кратко рассказать в докладе для детей 4 класса на урок по окружающему миру.

Что мы узнали?

В Средневековье появилось новое сословие — рыцарство, которое стало символом чести, смелости и благородства. Большую роль в средневековом обществе играла религия, которая диктовала свои правила. В этот период стала активно развиваться наука, искусство, культура

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Целью работы является изучение русской литературы начала XIX — XX веков и определение ее основных направлений и жанров.

В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие цели исследования:

Символизм

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике нового направления. Эта концепция использовалась символистами в двух различных аспектах — мировоззрении и технике. В первом, общефилософском смысле, музыка для них — не звуко-ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, основа всего творчества. Во втором, техническом значении, для символистов музыка важна как текстовая текстура стиха, пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями, т.е. как максимальное использование принципов музыкальной композиции в поэзии. Стихи символистов иногда строятся как завораживающий поток вербальных и музыкальных созвучий и призывов.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру многими открытиями. Символисты придавали поэтическому слову до сих пор неизвестную гибкость и разнообразие, учили русскую поэзию находить в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Их поиски поэтической фонетики оказались плодотворными: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и А. Белый. Ритмологические возможности русского стиха расширились, а линия стала более разнообразной. Однако главная заслуга этого литературного движения не связана с формальными новшествами.

Символизм пытался создать новую философию культуры, пытаясь выработать новое универсальное мировоззрение после болезненного периода переоценки ценностей. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты в начале нового века по-новому поставили вопрос о социальной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, опыт которых мог бы воссоединить людей. С внешними проявлениями элитарности и формализма символизм на практике сумел наполнить произведение художественной формой нового содержания и, прежде всего, сделать искусство более личным, более личным. литература серебряного века современности

Акмейзм

Акмеизм (от греческого akme — высшая степень всего, цветение, зрелость, вершина, край) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, возникшее в ответ на крайности символизма.

Акмейсты, пришедшие на смену символистам, не имели подробной философской и эстетической программы. Тем не менее, если в поэзии символизма мимолетность, момент бытия, тайна, покрытая ореолом мистицизма, был решающим, то реалистичный взгляд на вещи был установлен в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма. Туманные колебания и размытые символы были заменены точными вербальными изображениями. Слово, по мнению акмеистов, должно было сохранить свое первоначальное значение.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 годах возник футуризм.

Футуризм

Футуризм (от латинского futurum — будущее) — общий термин для художественных авангардных движений 1910-х — начала 1920-х годов, особенно в Италии и России.

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства с целью их слияния с ускоренным жизненным процессом XX века. Они характеризовались восхищением действием, движением, скоростью, силой и агрессией; гордостью и презрением к слабым; утверждением приоритета силы, опьянением войны и разрушениями. В этом отношении футуризм был очень близок по своей идеологии как к правым, так и к левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, которые были нацелены на революционное свержение прошлого.

Поэт, выходящий на сцену, стал всеми возможными способами уклониться от публики: оскорблять, провоцировать, призывать к бунту и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, когда манифесты читали со сцены и только потом публиковали. Эти вечера обычно заканчивались ожесточенными спорами с публикой, которые перерастали в драки. Вот как течение получило скандальное, но очень знакомое лицо.

Хотя прием плача был широко распространен во всех модернистских школах, для футуристов он был важнее всего, потому что футуризм, как и любое авангардное явление, требовал повышенного внимания. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемо, а предпосылкой его существования была атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов спровоцировали агрессивное неприятие и публичный протест. Что действительно было необходимо.

Заключение

Поэзия русского футуризма была тесно связана с авангардом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только как дизайнеры, но и как писатели. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов создали почти то, что искали футуристы.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Левина Ольга Ивановна


Мезенский педагогический колледж

Влияние Жуковского на современную ему литературу было огромно. Он стоит у истоков русской поэзии 19 века. Пять раз при его жизни выходили собрания его сочинений. Как всякий крупный поэт, Жуковский неповторимо индивидуален. Его поэзия представляет собой законченный мир идей и образов, мир, живущий по собственным непреложным законам.

Жуковский-поэт неповторим в силу своих воззрений, своих идеалов, во многом близких современному читателю, но во многом принадлежащих только своему времени. Он был первым русским поэтом, давшим лирике широкие, подвижные границы, способные вмещать разрастающийся, усложняющийся духовный опыт человека нового времени.

Становление новой русской литературы, в которой роль Жуковского была первостепенной, с особой чёткостью выявляло масштаб его поэзии. Своей переводческой деятельностью поэт охватил и запад, и восток, и античность. Его огромной заслугой являются переводы на русский язык Гомера, Фирдоуси, Гете, Шиллера, Байрона, Вальтера Скотта, Уланда, Саути, братьев Гримм и многих других поэтов и писателей мира. При этом переводы Жуковского не только знакомили русского читателя с мировой литературой, но врастали в русскую действительность, включаясь в литературный процесс.

В.А. Жуковский как переводчик уникален, потому что он пересоздает иноязычное произведение в оригинальное явление отечественной литературы. Это касается, прежде всего, лирики. Жуковскому свойственна спонтанность воображения в переводе чужого текста, подлинное вживание, вчувствование, перевоплощение. Ведь для перевода он отбирал только то, что было близко ему, что отвечало его собственному душевному состоянию, произведения, обладающие чертами, ему внутренне созвучными.

На балладах Жуковского следует остановиться особо. Из 39 его баллад только 5 оригинальные, остальные – переводы и переложения. Среди них есть много вольных переводов, в которых поэт воссоздает смысл и ход сюжета, но не ставит своей целью буквальное следование за текстом. В точных переводах также имеют место расхождения, так как адекватный художественный перевод с одного языка на другой невозможен.

Как и во многих балладах, вера в чудесное, живущее рядом с нами и в самих нас, представляет в изображении Жуковского вечную потребность человеческого духа.

Прекрасное и доброе для него - синонимы. Поэзию он считал высшей истиной. Он был предельно искренен и добросовестен, поэзия была для него радостью и трудом. Поэзия в его понимании не только одно из высших благ и утешений; это то, что примиряет человека с жизнью, выявляя в ней и в самом человеке устремлённость к прекрасному, к добру и вдохновению. Поэзия дана для примирения человека с жизнью – считал, соглашаясь с Гоголем, Жуковский.

Жуковского справедливо называют гением перевода (впервые так отозвался о нем А.С. Пушкин). У Жуковского речь идёт всегда о некой вечной, таинственной сущности мира. Он в особенности сосредоточен на том, чтобы заметить, уловить и передать в слове то, что есть в земной жизни возвышенного – моменты, в которых высшая действительность, высший мир вдохновений озаряют земные явления. Эту концепцию Жуковский привносит и в свои переводы. Ему свойственно жанровое и стилистическое разнообразие.

Бесконечно далеко от Жуковского ушла русская лирика на путях, открытых им. Но никогда больше не повторилось в русской поэзии это открытое младенчески-простодушное доверие к миру и человеку. И в этом, вероятно, частица тайны того обаяния, которое сохраняет поэзия Жуковского.

Сегодня мы не можем представить себе русскую и мировую литературу без прекрасных поэтических творений Жуковского, в том числе без его переводных произведений.

Читайте также: