Доклад новые технологии воспитания и социализации учащихся в контексте стандарта второго поколения
Обновлено: 02.07.2024
Я являюсь классным руководителем 10 класса. В гимназию в 10 классы ведется набор из разных районов города. Кроме этого, в рамках реализации ФГОС на старшей ступени формируются профильные классы. Заново образуются новые классные коллективы. В период адаптации учащихся очень важно создать настрой на сплочение коллектива, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Развитие сплоченности коллектива зависит от коллективного взаимодействия, коллективных успехов, общих целей и взаимной симпатии между учащимися класса и даже учителями.
Оценить 772 0
Лобова Светлана Петровна
Россия, Самарская область , город Сызрань, ГБОУ гимназия
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми.
Федеральные государственные образовательные стандарты понимаются не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, формирования духовно-нравственной, социальной и семейной культуры.
Поэтому в рамках реализации ФГОС необходимо внедрять инновационные технологии, способствующие социализации обучающихся.
Я являюсь классным руководителем 10 класса. В гимназию в 10 классы ведется набор из разных районов города. Кроме этого, в рамках реализации ФГОС на старшей ступени формируются профильные классы. Заново образуются новые классные коллективы. В период адаптации учащихся очень важно создать настрой на сплочение коллектива, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки.Развитие сплоченности коллектива зависит от коллективного взаимодействия, коллективных успехов, общих целей и взаимной симпатии между учащимися класса и даже учителями.
Социализация учащихся как компонент реализации ФГОС
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, особенно важно это , если коллектив для обучающегося в какой-то период его жизни становится новым как новый класс , например.
В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации школьников. В школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка; меняются ведущий вид деятельности; социальная группа, в которую входит ребенок; сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. Без учета этих изменений невозможно объективно оценить обоснованность социальных требований, предъявляемых к школьникам современным обществом, соответствие этих требований реальному уровню их развития, определить основные направления социализации школьников.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное представление о человеке.
Современные технологии, направленные на социализацию школьников
В основе социализации школьников лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Такие технологии содержат следующие компоненты:
5) Организационно – деятельностный компонент.
6) Контрольно – управленческий компонент.
Содержанием технологий являются:
- научно обоснованные социализированные требования;
- передача социального опыта;
- постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
- социализированная оценка ученика.
Рассмотрим некоторые технологии, направленные на социализацию школьников
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у школьников средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения, взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях.
Визитная карточка
Технология КТД разработана педагогом И.П. Ивановым. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Основой является: коллективное творчество единое дело и добровольное участие в нём, свобода выбора форм деятельности, содружество учителей и школьников, развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров( могут быть сами дети , учителя и даже родители )
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы: коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности.
Заложив традицию однажды…
- Каждый год в мае мы с классом идём в парк и сажаем дерево …Их уже пять.
- Учебный год начинается в деревне….
- Рождество в деревне…
Диалоговые технологии
Технология диалоговой взаимопомощи является личностно-ориентированной технологией, позволяющей создавать условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, учитывает индивидуально-личностные характеристики обучающихся. Формой диалоговой технологии являются: дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Разновидности – это круглый стол, коммуникативное письмо, мозговой штурм.
Формирование медиаграмотности как актуальная задача социализации школьников
В ФГОС стандартах заложены медиаобразовательные аспекты, набор которых в каждом конкретном предмете определен спецификой изучаемой области человеческой деятельности. Медиаобразование школьников- это современный этап социализации школьников.
Медиаобразование нужно рассматривать как часть общего образования школьников и как элемент образовательной программы.
Я веду в 10 классе второй иностранный язык и мне самой интересно находить связывающие элементы немецкого языка с другими предметами и дисциплинами в рамках уроков и также во внеурочной деятельности :
Построенная в соответствии с вышеуказанными критериями медиаобразовательная деятельность позволит сформировать у школьников не только знания, умения и навыки, традиционно присущие образовательному процессу, но социализировать школьников в современном информационном мире.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Никулина Светлана Ивановна
Новые технологии воспитания и социализации школьников в контексте стандарта второго поколения
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:
- ориентированность на образовательные запросы обучающихся, родителей, общества, государства;
- принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
- использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
- реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся - опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Организационно - деятельностный компонент
- Контрольно - управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
Тренинг общения - форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
- единое дело и добровольное участие в нём;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров
Технология коллективного творческого воспитания - это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:
- идея включения детей в улучшение окружающего мира;
- идея соучастия детей в воспитательном процессе;
- коллективно - деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
- комплексный подход к воспитанию;
- личностный подход, одобрение социального роста детей
Направленность КТД - стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
- Совместное решение о проведении дела;
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
- обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
- аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
- ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
- в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
- особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является, и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
Суть - убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше
Анализ и оценка выступлений команд
Закрепление эксперта (пишет)
Ограничение времени (10 - 15 минут)
Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
Цель: Развивать умения детей анализировать произошедшие события жизни.
Воспитывать у детей умение работать в группах, выслушивать мнения других детей.
Работа в группах. Педагог наблюдает за работой групп, фиксирует результаты своих наблюдений. В каждой группе может быть по одному наблюдателю - помощнику, который поможет проанализировать работу (распределение ролей, комфортная обстановка в ходе работы, отсутствие конфликтов, наличие или отсутствие лидера).
Выступления групп. По окончании времени работы в группах проводится жеребьевка очередности выступлений групп: по цвету жетонов рабочих групп. Группы по очереди представляют свои плакаты (время на представление - не более 2 минут). Плакаты закрепляются скотчем на доске или на стенах класса.
3.С.М.Курмангалиева. Шоу-технология, один из методов развития творческого потенциала младших школьников.
4.Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
5.Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
3 Целью воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
4 ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно - историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам : русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению ; знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России ; системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны ; опыт социальной и межкультурной коммуникации ; представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении ; первоначальный опыт участия в гражданской жизни ; понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины ; уважительное отношение к органам охраны правопорядка ; знание национальных героев и важнейших событий истории России ; знание государственных праздников, их истории и значения для общества.
5 1. Использование ИКТ в воспитательной работе С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно - коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во - первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования ; во - вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования ; в - третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность. Критерии эффективности использования ИКТ в воспитательной работе. экономичность ( уменьшение материальных и временных ресурсов ); компактность ( возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным печатным материалом ); наглядность ( обозримость ) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях ; возможность проведения мониторинга ( экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты ); возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности.
6 Использование ИКТ в воспитательной практике Поиск и сбор информации ; Банки данных по различным направлениям воспитательной работы ; Развитие исследовательских способностей детей ( создание проектов ); Формирование и развитие школьных СМИ ; Диагностика ( психологическое тестирование, экспресс - диагностики ); Развитие школьного сайта ; Данные для родителей ( памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.); Информация для классных часов ; Портфолио школьника ; Компьютерные карты здоровья ; Игры, конкурсы, викторины ; Обобщение опыта.
7 2. Проектный метод как средство воспитания в условиях ФГОС является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве ; повышает качество образовательного процесса ; служит развитию критического и творческого мышления. способствует повышению компетентности педагогов. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы. Организация познавательной деятельности детей по методу проектов доставляет ребенку огромную радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
9 Ученическое портфолио Цель: Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях ; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка Задачи : - развить познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию ; - развивать мотивацию дальнейшего творческого роста ; - формировать умения анализировать, логически мыслить, соотносить свои потребности с имеющимися возможностями (" я реальный ", " я идеальный ").
11 Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 1. воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности : любовь к России, своему народу, своему краю гражданское общество поликультурный мир свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества социальная солидарность мир во всём мире многообразие и уважение культур и народов Изучение Конституции Российской Федерации, символики государства. Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина ; Знакомство с историей и культурой родного края, фольклором - беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно - ролевые игры гражданского и историко - патриотического содержания, изучение учебных дисциплин. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников - классные часы, беседы, фильмы, праздники. Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско - юношеских движений - экскурсии, встречи и беседы с представителями общественных организаций, участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско - юношескими организациями. Беседы о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, игры военно - патриотического содержания, конкурсы и спортивные соревнования, сюжетно - ролевых игры на местности, встречи с ветеранами и военнослужащими. Организация и проведение национально - культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками своей школы.
12 Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 2. воспитание социальной ответственности и компетентности Ценности : правовое государство, демократическое государство, социальное государство закон и правопорядок социальная компетентность социальная ответственность служение Отечеству ответственность за настоящее и будущее своей страны Участие в улучшении школьной среды Овладевание формами и методами самовоспитания : самокритика, самовнушение, самообязательство, само переключение, эмоционально - мысленный перенос в положение другого человека - тренинги Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности : общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения ( хобби ). Приобретение опыта учебного сотрудничества : сотрудничество со сверстниками и с учителями. Участие в школьном самоуправлении Разработка и участие в социальных проектах Учатся реконструировать ( в форме описаний, презентаций, фото - и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.
13 Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 3. воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Ценности : нравственный выбор жизнь и смысл жизни справедливость милосердие честь достоинство уважение родителей уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность забота о старших и младших свобода совести и вероисповедания толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека духовно - нравственное развитие личности Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, подготовка и проведение бесед Участие в общественно полезном труде Дела благотворительности, милосердия, оказании помощи нуждающимся, забота о животных, живых существах, природе Общение со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, подготовка и проведение бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье - беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций.
14 Направление, ценности Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 4. воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценности : жизнь во всех её проявлениях экологическая безопасность экологическая грамотность физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально - психологическое, духовное здоровье экологическая культура экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни ресурсосбережение экологическая этика экологическая ответственность социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды устойчивое развитие общества в гармонии с природой Беседы, просмотры учебных фильмов, игровые и тренинговые программы, уроки и внеурочная деятельность о здоровье, здоровом образе жизни. Пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Организация экологически безопасного уклада школьной и домашней жизни, участие в практических делах, проведения экологических акций, ролевых игр, школьных конференций, уроков технологии, внеурочной деятельности. Школьные спартакиады, эстафеты, экологические и туристические слёты, экологические лагеря, походы по родному краю. Краеведческая, поисковая, экологическая работа в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Практическая природоохранительная деятельность, деятельность школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей ; создание и реализация коллективных природоохранных проектов. Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом, туризмом, рациона здорового питания, режима дня, учёбы и отдыха. Беседы с педагогами, психологами, мед. работниками, родителями о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др. Участие в деятельности детско - юношеских общественных экологических организаций. Проведение школьного экологического мониторинга. Учебно - исследовательские и просветительские проекты по направлениям : экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.
В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.
Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разработанным группой сотрудников РАО под руководством академика А.М. Кондакова. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность со следующими существенными характеристиками:
ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;
принятие ребенком ценностей должно происходить через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами;
использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т.д.); согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;
реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
коллективное творческое дело (КТД)
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
организационно-деятельностные игры (ОДИ)
технология исследовательской деятельности
технология дидактической игры
личностно- ориентированная технология
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
групповая проблемная работа (разработка проектов)
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель-создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимоузнавания и взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных для школьников ситуациях).
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров
Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Концептуальные идеи, принципы:
идея включения детей в улучшение окружающего мира;
идея соучастия детей в воспитательном процессе;
коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
комплексный подход к воспитанию;
личностный подход, одобрение социального роста детей
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
Совместное решение о проведении дела;
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
5. Диалоговые технологии
Принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает)
Суть – убедить нейтральную третью сторону, судей, что ваши аргументы лучше
Полезно? Поделись с другими:
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Читайте также:
- Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях доклад
- Доклад на тему озера орловской области
- Гражданский кодекс наполеона 1804 г доклад
- Преобразование степенных логарифмических выражений доклад по математике
- Проблемы декриминализации преступлений в сфере предпринимательской деятельности доклад