Доклад нато о ссср

Обновлено: 14.05.2024

В 2019 году страны Североатлантического союза с помпой отметили 70-летний юбилей военного альянса. Красной нитью юбилейных торжеств, публичных заявлений лидеров НАТО, посвященных этому событию, а также Лондонской декларации, принятой руководителями стран блока на встрече в Лондоне 3-4 декабря 2019 года, проходит мысль о незаменимости НАТО для поддержания безопасности в Евро-Атлантическом регионе и мире в целом, а также необходимости продолжения политики твердого сдерживания России. Несмотря на вносимые коррективы в формулирование стратегии блока по мере изменения международной ситуации и отношений с СССР/Россией, этот ее ключевой элемент остается неизменным, являясь основополагающим принципом всех семи стратегических концепций и других базовых документов альянса на протяжении всего периода его существования.

В основе этого курса лежит представление о том, что причиной напряженности в отношениях между Востоком и Западом в разгар холодной войны являлось существование СССР и его политической и экономической системы, а теперь, когда Советского Союза не стало, - неприемлемая для Запада самостоятельная политика России. Это означает, что устранение напряженности предполагает в качестве фундаментальной предпосылки ликвидацию СССР, а теперь уже и суверенной России. Сердцевиной же концепции сдерживания является наращивание превосходящей совокупной военной силы, нацеленной на спланированное принуждение противника (СССР/России) к коренному изменению его внутреннего и внешнеполитического курса. Поддержание высокого уровня напряженности, контролируемая политика на грани развязывания военного конфликта, ведущая к эскалации конфронтации, призваны обеспечить устрашение и запугивание соперника.

В эволюции политики сдерживания, навязанной Североатлантическому блоку Вашингтоном, просматриваются три основных этапа. Первый этап - с момента создания альянса до деэскалации холодной войны в конце 80-х годов XX века. Второй период - с понижения остроты холодной войны в 1990-х годах до конца первого десятилетия XXI века и третий - с начала второго десятилетия нынешнего столетия по настоящее время.

Нарастающая агрессивность НАТО вынудила Советский Союз и его восточноевропейских партнеров в целях самообороны создать в 1955 году военно-политический союз - Организацию Варшавского договора, который уже вскоре стал достаточно сильным конкурентом НАТО на европейском континенте. С тех пор соперничество между двумя блоками приобрело хронический характер и напряженность между двумя лагерями временами приближалась к грани масштабной войны.

- непосредственная оборона с целью поражения агрессора на том уровне, который выбран противником при нападении;

- намеренная эскалация, предусматривающая дополнительно ряд возможных шагов, направленных на поражение агрессора, с постепенным наращиванием угрозы применения ядерного оружия по мере эскалации кризиса;

- общий ответный ядерный удар, воспринимаемый как крайнее средство устрашения 9 .

Карибский кризис, однако, показал реальную опасность такого курса для обеих сторон.

Эти идеи были закреплены в решениях Совета НАТО о дополнении политики сдерживания налаживанием диалога между Востоком и Западом. При этом, в отличие от СССР, выступавшего за мирное сосуществование двух противоположных систем, на Западе политику разрядки рассматривали как продолжение холодной войны политическими и экономическими средствами с целью постепенной трансформации социально-экономических систем восточноевропейских государств в сторону принятия западных ценностей. Утверждалось также, что успеха на переговорах между Востоком и Западом можно достичь лишь при условии, если НАТО станет придерживаться курса на поддержание эффективного сдерживания и обороны.

И хотя в принятой Советом НАТО в мае 1984 года Вашингтонской декларации об отношениях между Востоком и Западом заявлялось, что военная сила не может быть единственной гарантией мирного будущего и что ни одна из сторон не должна добиваться одностороннего военного превосходства или доминирования над другими государствами, тем не менее было также подтверждено, что наиболее приемлемой долговременной политикой альянса должно оставаться поддержание адекватной военной силы и политической солидарности государств - членов союза и именно на этой основе следует продолжать диалог и сотрудничество по установлению более стабильных отношений между Востоком и Западом 12 .

В ходе продолжавшихся в НАТО внутренних дискуссий по поводу стратегии союза основные акценты переместились с предотвращения войны на ограничение ее последствий 13 . Руководствуясь такими соображениями, в НАТО перешли к разработке концепции приемлемости для Европы войны с применением обычных сил, способных стать орудием победы без нанесения чрезмерного ущерба европейскому континенту и фактически с допустимыми ограниченными людскими потерями.

С середины 1980-х годов по инициативе Великобритании, Франции и Германии, тонко рассчитавших изменение расстановки сил в Восточной Европе и возникшие социально-экономические трудности в СССР, НАТО постепенно переходит от воинственного подхода к Москве к более гибкой и внешне умеренной позиции, вовлекая СССР в диалог, который в конечном итоге оказался гораздо более результативным для Запада, чем для СССР. Странам НАТО при сохранении ключевых элементов политики сдерживания удалось не только реализовать свою главную задачу - разрушение Советского Союза, социалистического лагеря и противостоящей им военно-политической Организации Варшавского договора, - но и добиться объединения Германии и вывода всех советских войск с территории стран Восточной Европы, а также значительных сокращений советских вооружений.

В результате обширной и глубокой трансформации структуры международной системы, последовавшей после приостановки холодной войны в конце 1980-х годов, демонтажа ОВД и распада СССР, на сессии Совета НАТО на высшем уровне в Риме, в ноябре 1991 года, была принята пятая, впервые несекретная Стратегическая концепция Североатлантического альянса, которая, хотя в ряде аспектов и отличалась от предшествовавших документов подобного характера времен холодной войны, выглядев в некотором роде примирительной, на самом деле сохраняла неизменными основные компоненты военной политики альянса последних десятилетий.

Заявив о прекращении конфронтации между Востоком и Западом, значительно снизившемся риске крупного конфликта в Европе и намерении НАТО в таких условиях сосредоточить усилия на обеспечении и расширении безопасности не только для всей Европы, но и в глобальном масштабе посредством продолжения диалога, налаживания партнерства и сотрудничества в интересах сохранения мира, в документе, однако, подчеркивалось, что сложившаяся на международной арене новая ситуация не меняет функцию НАТО по поддержанию безопасности, поскольку, мол, возникшие риски появления других кризисов, хотя и меньших масштабов, могут потребовать от альянса быстрого реагирования.

В таких условиях, указано в документе, фундаментальные задачи Североатлантического союза и основополагающие принципы его политики остаются неизменными, включая, в том числе, поддержание потенциала надежного сдерживания угрозы агрессии и обороны территории союзных государств, а также сохранение возникшего стратегического (благоприятного для Запада) баланса в Европе. Правда, Россия в контексте этой политики в тот момент не упоминалась.

С учетом отмеченных задач и принципов их решения было указано, что альянс намерен сохранять свой военный потенциал на уровне, достаточном для обеспечения эффективной обороны, передовое базирование войск и их способность к гибкому реагированию и не откажется от размещения ядерных сил США на территории государств - членов НАТО и от их участия в коллективном ядерном планировании 14 . Обновленную Стратегическую концепцию сопровождала Директива Военного комитета по выполнению вооруженными силами Стратегической концепции Североатлантического союза, которая до сих пор остается засекреченной.

С выходом суверенной России на международную арену, в декабре 1991 года, первоначально в принимаемых Советом НАТО документах упоминание функции ее сдерживания в политике альянса практически исчезло. Его место заняли рассуждения о пользе сотрудничества и партнерства с Россией в противодействии угрозам и новым рискам в виде международного терроризма, распространения ОМУ и т. д. То есть, по существу, обозначилось начало второго этапа эволюции политики сдерживания НАТО. Это, однако, не предполагало полного забвения такой функции, поскольку именно в этот период альянс, руководствуясь инерционным мышлением времен холодной войны, продолжал методично продвигать собственные геополитические интересы, расширяя функции и географическую зону ответственности и приближая свою военную инфраструктуру вплотную к границам России. Тем самым реальная угроза жизненно важным интересам нашей страны не только не ослабевала, а, наоборот, продолжала нарастать.

Принципиальный подход альянса к отношениям с Россией в этот период был изложен в двух стратегических концепциях, принятых Советом НАТО в апреле 1999-го и ноябре 2010 годов. Россия в этих документах названа не в качестве противника, а потенциального стратегического партнера в решении возникших в мире новых проблем и факторов риска, связанных с распространением ядерного оружия, баллистических ракет и иных видов оружия массового уничтожения, а также средств их доставки, международным терроризмом, кибернетическими атаками и пр.

В данных документах, хотя и указано, что Североатлантический союз не рассматривает ни одно государство в качестве противника, тем не менее сохранена приверженность альянса политике сдерживания, основанного на адекватном сочетании ядерных и обычных боевых средств как ключевого элемента коллективной обороны от любой угрозы агрессии против государств - членов НАТО, а также новых вызовов в сфере безопасности. В качестве прикрытия подлинных намерений альянса давались также заверения, что НАТО будет способствовать развитию мирных и дружественных международных отношений, уважать законные интересы безопасности других государств и добиваться мирного разрешения споров в соответствии с Уставом ООН 15 .

В отношении России действующая Стратегическая концепция 2010 года выделяет два принципа: во-первых, НАТО не представляет угрозы для России; во-вторых, сотрудничество НАТО и России имеет стратегическое значение, поскольку способствует созданию общего пространства мира, стабильности и безопасности. Потребуется, однако, как сказано в документе, еще многое сделать, чтобы разработать в рамках Совета Россия - НАТО (СРН) ряд совместных стратегий для конструктивного решения общих транснациональных проблем. Особо отмечено, что в ходе этого процесса необходимо будет учитывать интересы России и НАТО в качестве материального фактора при разработке политики в международной сфере и области безопасности и как формирующую силу в создании восприятия взаимных интересов и ценностей 16 .

Вопреки столь умиротворяющим заверениям своими практическими действиями НАТО постоянно демонстрировала, что не собирается считаться с интересами безопасности России, запустив в нарушение договоренностей с СССР процесс расширения альянса на Восток, включая территорию бывших советских республик, одобрив развертывание американской системы ПРО в Европе, нацеленной против российских средств стратегического сдерживания и активизировав гибридную войну против России и союзных с ней стран.

Именно принятием этого документа альянс фактически публично анонсировал начало третьего этапа в проведении политики сдерживания России, по существу означающего возврат стран НАТО к наиболее жесткой конфронтации с Россией и политике запугивания нашей страны. Для оправдания такого курса альянс специально инспирировал государственный криминально-олигархический переворот в Киеве, который используется Западом в качестве главного предлога для эскалации конфронтации с Россией во всех сферах взаимоотношений.

В декларациях, принятых на сессиях Совета НАТО на высшем уровне в Ньюпорте (Уэльс) в 2014 году, Варшаве в 2016 году, Брюсселе в 2018 году и в Лондоне 3-4 декабря 2019 года, уже без каких-либо оговорок подтверждается, что политика усиленного сдерживания России является ключевой составляющей коллективной обороны Североатлантического союза. Возобновлены практически все ее элементы периода наибольшей остроты холодной войны с СССР.

Так, если в Уэльсе заявление о сдерживании России упомянуто шесть раз, то в Варшаве уже около 30 раз, а в Брюсселе более 20. Причем в принятых решениях на этот счет прямо говорится о наращивании построения потенциала сдерживания полного диапазона сил и средств в восточной части зоны ответственности блока, рассматривая ее как передовой район потенциального театра военных действий и обязанности союзников предоставить для этого собственные силы, средства и инфраструктуру 18 . Этот жесткий курс подтвержден и заявлением Совета НАТО в Брюсселе в июле 2018 года, согласно которому альянс намерен укреплять построение убедительного сдерживания блока во всех областях, основанного на адекватном сочетании ядерных и обычных сил и средств противоракетной обороны 19 .

На самом деле, как свидетельствуют упомянутые документы альянса, возврат к конфронтации НАТО с Россией был запрограммирован гораздо раньше и осуществлялся постепенно, шаг за шагом, а начиная с 2014 года приобрел по-настоящему бурный характер принимаемых решений и практических действий на этот счет.

В таких условиях руководству альянса и его ведущим членам не оставалось иного выбора, как вернуться к проверенному курсу конфронтации с Россией, то есть искусственному раздуванию угрозы, якобы исходящей от нее странам Европы, которую, дескать, следует сдерживать и изолировать в политическом, экономическом и военном планах. Принятые в последние годы на этот счет решения Совета НАТО, как это открыто признается ее руководством, рассчитаны на длительную перспективу, обеспечивая, таким образом, укрепление блока и продолжение политики сдерживания России.

При таких обстоятельствах у России просто не остается иного выбора, кроме как в интересах самосохранения укреплять и модернизировать собственный оборонный потенциал, повышать боеготовность наших войск, укреплять гражданскую сплоченность, военно-политическое сотрудничество стран ОДКБ и расширять круг наших потенциальных союзников. При этом, разумеется, Россия сохраняет искреннюю заинтересованность в снижении возникшей не по ее вине крайне опасной напряженности в Евро-Атлантическом регионе. В случае же изменения нынешнего негативного подхода НАТО к взаимодействию с нашей страной в деэскалации напряженности, российское руководство готово идти на принятие совместных мер в этом направлении и решении других назревших международных проблем.

5 NATO Strategic Concepts.

13 Schulze-Marmeling D. Die NATO: Anatomie eines Militarpaktes. Gottingen: Verlag die Werkstatt, 1998. Цит. по: НАТО: стратегия альянса на переломе // Сборник материалов буржуазной печати. М.: Прогресс, 1990. С. 226.

14 The Alliance’s New Strategic Concept agreed by the Heads of State and Government participating in the Meeting of the North Atlantic Council. 7-8 November 1991 // NATO handbook. Brussels: NATO Office of Information and Press, 1992. P. 147-160.

15 Стратегическая концепция Североатлантического союза, одобренная главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23-24 апреля 1999 г. // Путеводитель по материалам саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. Brussels, Belgium: NATO Office of Information and Press.

МОСКВА, 2 марта. /ТАСС/. Европа должна купировать последствия интервенций НАТО в другие страны и защищаться от них, заявил замглавы МИД РФ Александр Грушко.

Тысячи солдат США и военная техника.

"Европе, по большому счету, надо, прежде всего, заниматься купированием, нейтрализацией и защитой от последствий натовских интервенций", - сказал он в эфире телеканала "Россия-24" в среду.

Замминистра акцентировал внимание на том, что все деяния НАТО "заканчивались катастрофами", напомнив о событиях в Югославии, Ливии и Афганистане.

"Что касается деяний НАТО, то они хорошо известны. Все, чем НАТО ни занималась, заканчивается катастрофами. Я опускаю сейчас период холодной войны, где более или менее понятно, для чего существовал альянс, и какие функции он выполнял, но после холодной войны история альянса - это история войн, агрессий, интервенций", - сказал Грушко.

По его словам, последствиями вмешательства НАТО в дела других стран становятся разрушение государственности и переход власти к террористам.

"В итоге [вмешательства альянса] очевидное - разоренные, разрушенные государства либо пространства, которые лишены полногосударственности, которые на сегодняшний день оказались в руках террористических групп", - констатировал замглавы российского дипведомства.

Риски столкновения сил РФ и НАТО

Риски столкновения сил России и НАТО существуют, нет гарантий, что не возникнет каких-то инцидентов, заявил Грушко. "Риски, разумеется, возникают, и мы, конечно, обеспокоены поставками вооружений, все это очень опасно, - сказал он. - Никаких гарантий не существует, что каких-то инцидентов не возникнет".

Вместе с тем, как добавил Грушко, Россия слышит заявления НАТО о том, что у альянса нет никаких планов военного вмешательства. "Это свидетельствует о том, какое-то здравомыслие присутствует в натовских действиях. Мы заинтересованы в том, чтобы НАТО заняло позицию, которая охраняла бы их собственные национальные интересы", - отметил замглавы МИД РФ.

"Все сигналы на самом высшем уровне были направлены", - отметил он.

По словам Грушко, настоящая цель расширения НАТО заключается в поиске врага. "Любой человек, который может включить голову, прекрасно понимает, что расширение НАТО на самом деле преследовало цель поиска врага", - сказал он.

"НАТО поняли, что без врага существовать не могут, - подчеркнул замминистра. - Приближением своих границ к нашим рубежам они как раз занимались поиском противника, говорили о том, что от большой угрозы с востока надо защищаться, там нужны вооружения, надо увеличивать военные бюджеты, в этом смысл и предназначение НАТО. Но одновременно [эти страны] создавали уязвимости для себя. Каждое расширение альянса на самом деле ухудшало его безопасность".

По словам Грушко, собственные интересы безопасности Запада были забыты для того, чтобы заниматься геополитическим освоением новых пространств. "Запад возомнил себя победителем в холодной войне и решил, что только он может устанавливать собственные правила, - отметил замглавы МИД РФ. - Порядок, основанный на правилах, на самом деле это, конечно, не международное право. Это тот порядок, который придумывают в Брюсселе, Вашингтоне и других столицах".

НАТО и СССР.

О создании НАТО

При создании союзники заявляли о борьбе с возрождением нацизма и обеспечение роста политической интеграции Европы. Первыми вступили в альянс США , Франция , Бельгия , Великобритания , Канада , Нидерланды , Люксембург , Исландия , Норвегия , Дания , Италия и Португалия. Государства-участники связаны друг с другом договором.

Отрывок из 1-й статьи Североатлантического договора:

Договаривающиеся стороны обязуются мирно решать все международные споры , участниками которых они могут стать , не ставя при этом под угрозу международные мир , безопасность и справедливость , а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях , если это противоречит целям ООН.

Отрывок из 5 статьи Североатлантического договора:

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем , что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и , следовательно , соглашаются с тем , что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место , каждая из них , в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону

НАТО

Варшавский договор и угроза российской безопасности

В 1955 году , спустя 6 лет после создания военного блока , Советский союз и страны Центральной и Восточной Европы ( кроме Югославии), тоже объединились — в Организацию Варшавского договора ( ОВД). Такой шаг был своеобразным ответом на военную угрозу НАТО. За год до этого Советский Союз подавал заявку на вступление в западный альянс. Но в НАТО СССР не пустили.

Отношения между странами периодически осложняются. Расширение военно-политического блока НАТО на восток у России вызывает недоверие. Организация Североатлантического договора неоднократно применяла военную силу в решении международных конфликтов. Еще во время существования СССР был западный блок действовал жестко и иногда радикально — как в случае с бомбардировкой Югославии.

В центре Барнаула прошел митинг против участия войск НАТО в параде Победы.

Расширение НАТО

В составе Организации Североатлантического договора 29 суверенных стран Европы и Северной Америки. Со времени создания она расширилась в 5 раз.

Около 20 000 военнослужащих принимают участие в деятельности Организации Североатлантического договора по всему миру: на данный момент операции ведутся в Афганистане , Косово и Средиземноморье и Турции. Участвует НАТО и в деятельности Африканского союза и осуществляет воздушное патрулирование над балтийскими государствами,сообщается на сайте НАТО.

По заявлению самой организации , каждое решение альянса принимается консенсусом , где все союзники имеют равные права голоса , что несколько идет вразрез текущим положением дел. Спутник пишет, что НАТО все больше становится похож на американский проект.

Военно-политический блок НАТО был создан в США с целью обеспечения безопасности в европейском регионе и защите стран-участниц от агрессии СССР. В состав блока первоначально вошли 9 стран Западной Европы, остров Исландия, Соединённые Штаты и Канада. На трансатлантическом форуме обсуждаются жизненно важные вопросы и решаются проблемы, связанные с военной угрозой.

Нато штаб квартира

Историческая справка

После завершения самой страшной войны за всю историю человечества, бо́льшая часть стран мира, включая всю Европу, находилась в состоянии морального и экономического кризиса. Ужасные события нескольких последних десятилетий серьёзно напугали людей. И это вполне обоснованно. Ведь за довольно короткий промежуток времени (меньше 40 лет) произошло два глобальных конфликта. Мировые войны привели к колоссальным разрушениям и унесли несметное количество человеческих жизней.

НАТО история

Кровавые события послужили страшным уроком для мирового сообщества. Для того чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем и обеспечить безопасность, возникла необходимость в объединении совместных военных сил. Несмотря на уничтожение фашизма, угроза появления нового агрессора была вполне реальна.

Мощным толчком для основания военной организации, объединяющей оборонительную мощь мировых стран-лидеров, стала неоднозначная политика СССР. Бывший союзник в борьбе с нацистами, вёл себя весьма агрессивно и создавал серьёзную угрозу для мира.

В итоге 4 апреля 1949 года в столице Соединённых Штатов — городе Вашингтоне происходит образование военно-политического блока НАТО. Расшифровка слова NATO — North Atlantic Treaty Organization. На русском аббревиатуру можно расшифровать как Организация Североатлантического договора. В альянс вошли страны Европы и Северной Америки, всего 12 государств. Принцип пакта заключался в том, что каждый член, входящий в союз, брал на себя определённые обязательства по обеспечению безопасности и поддержке других участников.

Нато образование

С тех пор в Североатлантическом военном блоке произошло немало изменений. Он расширялся и накапливал мощь. Одни участники добавлялись, а другие выходили из союза. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. Естественно, она была отклонена по многим причина, в частности, из-за того, что советское государство являлось потенциальным противником.

Во времена холодной войны, продолжалось дальнейшее расширение и развитие альянса. Первые военные действия с участием войск стран НАТО произошли в Ираке. Затем была война в Югославии, конфликты в Боснии и Герцеговине, Македонии, а также в Афганистане.

Цели и органы управления

Первоначальная цель НАТО заключалась в упрочнении стабильности, и обеспечении безопасности Североатлантического региона. Усилия всех участников альянса были направлены на сохранение мирной обстановки и повышение благосостояния в государствах, состоящих в альянсе.

Нато расшифровка

Если говорить кратко, то необходимость создания военно-политического блока возникла в связи с потенциальной советской угрозой, как противовес. Первый генеральный секретарь НАТО Исмей Гастингс сказал, что русских следует держать как можно дальше от американцев.

После окончания холодной войны и распада СССР необходимость в сдерживании советской угрозы отпала. На 2010 г. основными тезисами НАТО стали:

Нато

  1. Коллективная оборона.
  2. Регулирование кризисных ситуаций.
  3. Обеспечение безопасности на основе сотрудничества.

Военное вторжение в любую страну-участницу НАТО расценивается как нападение на весь блок. Основополагающим фактором при постановке задач является отсутствие агрессивных мотивов и захватнических амбиций. Устав организации запрещает проявление военной экспансии. Применение силы разрешено только для обеспечения безопасности.

Начиная с 2015 года Североатлантический альянс возвращается к своей первоначальной задаче. Отличие лишь в том, что вместо Советского Союза, как основной потенциальный противник и угроза безопасности рассматривается Россия. Сдерживание агрессии РФ было признано официальной целью НАТО на саммите, прошедшем в июле 2016 года.

Верховный орган управления блоком — Североатлантический совет, или, сокращённо, САС. Он руководит всеми комитетами, а также уполномочен создавать любые дополнительные органы власти, если в них возникнет необходимость. Главная штаб-квартира НАТО находится в бельгийском городе Брюсселе.

Нато что это

Существует ошибочное мнение, что Североатлантическим блоком управляют непосредственно Соединённые Штаты. На самом деле все участники альянса равны, а важные решения принимаются путём всеобщего голосования. Несмотря на то что Америка — это самый сильный член союза и лидер по финансированию, это не даёт ей права безграничной власти.

Страны-участницы альянса

Список государств — членов НАТО:

Нато союзники

Нато кто входит

  1. Первоначальными членами союза в 1949 г. стали: США, Великобритания, Италия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада, Франция, Португалия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия.
  2. В 1952 г. в блок вступила Греция и располагающаяся на Ближнем Востоке, Турция.
  3. Германия смогла войти в состав альянса только в 1955 г.
  4. Испания становится страной участницей в 1982 г.
  5. В конце второго тысячелетия (1999) — Венгрия, Польша и Чехия.
  6. Заметное расширение географической карты НАТО произошло в 2004 году. Список участников пополнился семью странами Восточной Европы и Прибалтики: Словения Болгария, Словакия, Румыния, а также Латвия, Эстония и Литва.
  7. Албания и Хорватия подключились в 2009 г.
  8. Самая юная участница — это Черногория. Дата вступления — 5 июня 2017 г.

Единственное государство, вышедшее из НАТО за длительный период существования блока — это Франция. Покинув альянс в 1966-м, она вернулась лишь 43 года спустя.

Вооружённые силы

Силы НАТО не являются армией в привычном понимании. У них нет определённой дислокации. Каждая конкретная страна-участница, в зависимости от необходимости, обязана предоставить блоку требуемое количество профессионально обученных солдат, вооружение и военную технику. Таким образом, удаётся быстро мобилизовать все необходимые силы для решения конкретной задачи.

Нато вооружение

Вооружённые структуры альянса делятся на 2 категории:

  • объединённые (ОВС);
  • находящиеся в подчинении своей страны.

Численность военнослужащих на 2010 г. составляла около 3,2 млн человек. Из них 1.3 млн — это солдаты США. Роль Америки в Североатлантическом блоке огромна. Так, в 2016 году страна потратила 664 млрд бюджетных долларов на военные расходы НАТО.

Нато члены страны

В сентябре 2014 года произошла встреча лидеров государств, участвующих в НАТО. На ней рассматривалось создание специальной оперативной группы, обладающей повышенной готовностью. Это воинское подразделение, состоящее из 4 тыс. солдат необходимо для быстрой реакции на агрессивные действия России, направленные против любой страны-участницы альянса. Центральная база и командование силами быстрого реагирования находится в Великобритании. В случае необходимости группа быстро перебрасывается к границам РФ.

Украина и блок НАТО

Украинские отношения с альянсом в настоящее время остаются довольно сложными. Начиная с 1992 года прошло немало встреч, целью которых было взаимное сотрудничество и сближение. Однако, украинские граждане относились к НАТО с явным недоверием. Виной тому недалёкое советское прошлое. Бо́льшая часть населения страны считала вступление в военный блок нежелательным. Всё изменилось после аннексии Крыма и конфликта в Донбассе.

Нато и украина

С тех пор мнение населения радикально поменялось. Вступление в НАТО стало приоритетом. Правительство Украины официально заявило, что страна больше не будет придерживаться внеблокового статуса. Курс на евроинтеграцию поддерживает преобладающая часть граждан. Таким образом, действия РФ значительно поспособствовали возможному приближению Североатлантического альянса к российским границам.

После того как СССР прекратил своё существование, блок НАТО лишился главной угрозы, для борьбы с которой и был создан, начался процесс застоя и спокойствия. Финансирование постепенно уменьшалось, а численность войск снижалась. Но в последние годы возникли новые угрозы. Действия исламских террористов и агрессивная политика Кремля вдохнули в альянс новые силы. Он вновь стал необходим. Появились новые претенденты на членство в блоке, а финансовые вливания заметно усилились.


Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов.

Поэтому пять стран Западной Европы — Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды — объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.

История НАТО.

В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция.

В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе — ОВД (Организацию Варшавского договора).

Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 — Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.

Цели и задачи НАТО.

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Читайте также: