Мистика в творчестве булгакова доклад

Обновлено: 02.07.2024

Самый таинственный персонаж романа, как бы сравнивается с самой таинственной фигурой X века. С магом и Римским Папой в одном лице.
Но обо всём по порядку.

СИМВОЛИЗМ И МИСТИКА РОМАНА

В последнее время о Булгакове и о его романе "Мастер и Маргарита" на писано предостаточно, но как сказал один из исследователей его творчества, Боборыкин: "Едва ли найдется читатель, который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам".

Сам Булгаков, в черновиках редакции 1933 г., называет свой роман фантастическим. А если принять во внимание, что на его творчество оказал большое влияние роман Майринка "Ангел Западного Окна" (эти два произведения объединяют единый образ стихии огня), то можно назвать роман "Мастер и Маргарита" и оккультно-эзотерическим.

Если театр начинается с вешалки – то роман – с названия. Булгаков писал и правил свое произведение в течение 10 лет. Чаще всего он называл свои черновики "Роман о дьяволе". Только через 9 лет работы появилось окончательное название: "Мастер и Маргарита". Опираясь на нумерологию, увидим, что число имени у Мастера и Маргарита одинаково и равно шести (использованн вибрирующий способ подсчета). Случайно ли это? Вернемся к Майринку и там поищем ответ.

Роман "Ангел Западного окна" включает в себя осмысление множества мистических учений: в частности, индо-буддийский тантризм и равную ему по сути духовную алхимию. В этих учениях главным является освобождение человека от страданий путем слияния в себе мужской и женской сущностей. Одним из преемников восточных учений (в Европейской традиции) считается герметизм (древне-египетская философия), где так же говорится о том, что все имеет свой мужской и женский принцип, тот же смысл заложен и в христианство: "(Иисус) сказал ученикам своим: . когда вы сделаете мужчину и женщину одним. тогда вы войдете в Царствие" (Ев. от Фомы 27).

Булгаков впитал и переработал идеи Майринка и, возможно, Маргарита является материальным отражением внутреннего женского архетипа Мастера. Ведь в ходе романа они претерпевают трансмутацию, как духовную так и физическую. Нельзя не заметить и парадоксальное несоответствие имен сущностям героев: Мастер это пассивное женское начало, а Маргарита – активное мужское.

Теперь можно опять поговорить о цифре шесть. Согласно каббалистике расшифровка числа такова: 6 = 1+2+3, где: 1 - мужчина, 2 - женщина, 3 - любовь. Но шесть еще и мистическая гексаграмма, олицетворяющая гармонию между мужским и женским началом, это и великая Соломонова печать, символизирующая в плане деятельности человека свободу воли. В оккультном плане это шестой Аркан старшего Таро, представляющий собой борьбу (и соответственно выбор) добра и зла, истинного и ложного. Помимо каббалистического значения число шесть встречается и в Библии – например, это шесть дней творения.

Все эти аспекты: гармония мужского и женского, свобода воли, выбор между добром и злом, сотворение характеров. мы встретим на страницах романа. Своим названием (его тайным толкованием) автор как бы знакомит нас с сюжетными линиями произведения.

Елькина Евгения Игоревна

ВложениеРазмер
referat_sayfulina_d.docx 71.94 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Мистическое в романе М.А. Булгакова

Елькина Евгения Игоревна

Список использованной литературы……………………………………….……. 25

Для достижения поставленной цели определим задачи исследования:

- изучить литературоведческие источники о романе и истории его создания;

- соотнести Воланда и его свиту с их мифическими и литературными прообразами, рассмотреть прототипы нечистой силы и выявить черты сходства и различия;

По своей структуре работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследовательской работы, намечена ее структура.

Вторая глава посвящена трактовке образа Воланда и его свите в романе: Азазелло, Бегемот, Коровьев, Гелла.

В третьей главе проанализирован скрытый смысл розыгрышей и мистификаций, устроенных Воландом и его соратниками.

В заключении подведены итоги работы по теме исследования.

В работе были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации.

1. Булгаков и его путь к созданию романа Мастер и Маргарита

Едва ли найдется человек , который возьмет на себя смелость утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. Но многое о нем приоткроется, если хотя бы бегло проследить десятилетнюю историю его создания, не забывая при этом, что почти все произведения Булгакова родились из его собственных переживаний, конфликтов, потрясений.

Второй стороной замысел романа был связан с таким феноменом России двадцатых годов, как крушение религии и практически всех религиозных институтов. Крушение религии как целого пласта культурной, духовной и нравственной жизни народа.

Роман был почти уничтожен автором в марте 1930 года: после запрещения его сочинений он пытался искать правды, еще не догадываясь, что он не один – вся литература и искусство приноситься в жертву антинародной политики, и в знак протеста уничтожил свой труд. Возобновление работы над романом произошло, как полагают, под влиянием соприкосновения уже самого Булгакова (писателя, а не героя Чаянова) с силой поистине дьявольской природы. Этим соприкосновением был разговор Булгакова со Сталиным по телефону 18 апреля 1930 года, спровоцированный письмом писателя к правительству СССР с просьбой выслать его за границу.

В конечном счете, от первоначального булгаковского замысла остались лишь кое-какие общие контуры. Содержание романа как бы раздалось вширь, и вглубь. Сатира переплелась с лирикой, лирика – с философией, философия – с политикой.

2. Воланд и его свита в романе М.А. Булгакова

В настоящем разделе будет рассмотрен образ Воланда, его свита, место этих персонажей в произведении, их ролевые функции и прототипы.

- благодаря тому и другому персонажу человеческие грехи появляются на поверхности.

- и тот и другой представитель потустороннего мира свободно расхаживают среди людей, занимаясь собственной деятельностью: однако в отличие от гоголевского персонажа, Воланд сталкивается со стойким неверием большинства людей в существование рая и ада, Бога и черта;

Итак, образ Воланда — образ обобщающий, каждую сюжетную линию он приводит к своему идейному завершению, все композиционные параллели соединяет между собой. Воланд материализует в своем лице своеобразный суд Вечности, суд автора над своим временем. В жизни Булгакову приходилось сталкиваться с Берлиозами, Босыми, Лиходеевыми, Бездомными, Римскими, Варенухами. В душе его накопилась горечь от этих людишек, их живучести, их врастания в социалистическую действительность. Булгаков - сатирик ведет борьбу против этой напасти последовательно и логично. Наверное, отсюда и возникла такая форма его произведения, где карающим мечом становится Воланд и его помощники.

Таким образом, делаем вывод, что с помощью образа Воланда и его соратников Булгаков через острую сатиру обнажает невежество и бездуховность общества, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство. Другими словами, мистические персонажи в романе – лишь инструмент М.А. Булгакова, помогающий выявить недостатки общества.

3. Скрытый смысл розыгрышей и мистификаций

В этой главе попытаемся разоблачить скрытый смысл розыгрышей и мистификаций, которые устроили в Москве Воланд и его свита.

Избрание Маргариты королевой Великого бала у сатаны и её уподобление одной из французских королев, живших в XVI в., связано с энциклопедическим словарем Брокгауза и Эфрона. Сохранились булгаковские выписки из статей этого словаря, посвященных двум французским королевам, носившим имя Маргарита – Наваррской и Валуа. Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, и булгаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, извлечения которого из лечебницы она добивается после Великого бала у сатаны.

Присутствие Маргариты на балу – пародия на добровольную жертву Христа. Выполнила ли королева Марго свою роль?

Нет, напротив, это время появления Воланда, самого дьявола, второго, после Маргариты, смыслового центра эпизода. Именно ему поручает Булгаков обобщить всё происшедшее, сказать своё слово.

Воланд приходит, принося с собой не только смерть и кровь, но и торжество возмездия. Он даёт последний, завершающий аккорд балу, провозглашая смерть залогом будущей жизни. Зло, по Воланду, — неотъемлемая часть мироздания вообще.

С другой стороны, Великий бал у сатаны можно представить и как плод воображения Маргариты, собирающейся покончить с собой. Булгаковская героиня мучается из-за измены мужу и, пусть подсознательно, ставит свой поступок в один ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. Обилие отравителей и отравительниц, подлинных и мнимых, - это отражение в мозгу Маргариты мысли о возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же время, последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть мнимым, а не действительным, поскольку исторически все отравители-мужчины на Великом балу у сатаны – отравители мнимые.

- предпосылками, вдохновившими автора к созданию романа о дьяволе были собственные переживания, конфликты и потрясения;

- замысел романа связан с проблемой крушения религии как пласта культурной, духовной и нравственной жизни;

- М.А.Булгаков, работая над персонажами романа, опирался на образы известных литературных героев, мифических существ и реальных людей. Писатель заимствовал у отдельно взятых образов характерные черты, наделяя ими Воланда и его свиту;

- в романе мистика – это орудие, с помощью которого М.А. Булгаков выворачивает наизнанку современную ему действительность, обнажая ее ценности, истинные и мнимые.

По количеству необъяснимых событий, наполнявших жизнь писателя, сравниться с Михаилом Булгаковым может разве что Гоголь. Кстати, сам главный русский мистик XX века утверждал, что дух коллеги по перу как-то являлся к нему на досуге.

Встреча с Гоголем

С Николаем Гоголем, который, очевидно, лучше многих разбирался в вопросах мистики, Булгаков, по его утверждениям, встречался дважды. Впервые с классиком ему удалось увидеться в 1917 году. Это событие Михаил Афанасьевич несколько позже описал в собственном дневнике. Тогда молодой врач Булгаков заразился дифтерией. Одно из немногих доступных средств, справляясь с основным недугом, вызывало массу побочных эффектов — в том числе и ужасный зуд по всему телу. По тогдашней традиции Булгаков боролся с ним при помощи морфия. Так что нет ничего удивительного, что из-за наркотического вещества к нему явился классик русской литературы.

Морфий. Повести и рассказы

-9% Морфий. Повести и рассказы Михаил Булгаков Твердый переплет 272 ₽ 299 ₽ В корзину В корзину

Предвестник большой любви

Вторая встреча с Булгакова с Гоголем состоялась многими годами позже и послужила, по мнению Михаила Афанасьевича, предзнаменованием последней, самой сильной любви. В 1927 году писатель, выйдя подышать воздухом, бесцельно бродил по московским улочкам, погруженный в свои мысли. Неожиданно у него на пути возник человек невысокого роста. Едва незнакомец поднял голову, как Булгаков узнал в нем Гоголя. Классик, не сказав ни слова, указал ему на высокое, украшенное вычурной лепниной здание. Спустя время, провожая после званого ужина свою новую знакомую Елену Сергеевну Шиловскую, литератор обнаружил, что живет она в том самом доме, на который ему указал таинственный призрак.


Михаил Булгаков и Елена Шиловская

Примус в огне

Мастер и Маргарита

-10% Мастер и Маргарита Михаил Булгаков Твердый переплет 608 ₽ 699 ₽ В корзину В корзину

Смертельное пророчество

Нехорошая квартира

Документальных подтверждений эта история не находит, однако вполне вписывается в общую картину. Так что мы даже готовы в нее поверить. А все сомневающиеся в любой момент могут наведаться на Большую Садовую, дом 10, чтобы самостоятельно убедиться или разувериться в мистической атмосфере этого места.




В тайне Михаил Булгаков держал то, что ему три раза являлся дух его коллеги, известного мистика и писателя Николая Гоголя. Об этом стало известно только после его кончины, которую Михаил Афанасьевич сам предсказал.



Будущий известный писатель вынужден был попросить свою супругу, чтобы она ввела ему инъекцию морфия. Благодаря этим действиям Булгаков был спасен, но у него появилась наркотическая зависимость. Драматург страдал от этой привычки и очень боялся, что об этом узнают его друзья и коллеги. Это повлекло за собой тяжелые депрессии, а во время пребывания в Киеве в 1918 году, Михаил Афанасьевич пил опий прямо из бутылки.

В 1920 году, после того, как Булгаков переболел тифом, появились его первые драматургические опыты. В 1921 году он перебрался в Москву, где начал работать фельетонистом в местных газетах и журналах. Спустя два года Михаил Афанасьевич вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1925 году он во второй раз женился, связав свою судьбу с Любовью Белозерской.


По рассказам Булгакова, во второй раз он встретился с Гоголем перед тем, как познакомился со своей третьей супругой, Еленой Шиловской. На тот момент она была замужем за профессором и крупным военачальником Евгением Шиловским, но ответила на шутливые ухаживания знаменитого писателя. 35-летняя дама стала настоящей любовью Михаила Афанасьевича и его главой музой. В день знакомства начался стремительный и бурный роман, который не обошелся без истерик, криков и расставаний.




Читайте также: