Доклад начальника габту главному военному совету ка

Обновлено: 04.05.2024

Scif Гость

ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА ГАБТУ ГЛАВНОМУ ВОЕННОМУ СОВЕТУ КА -май 41, Федоренко

Обеспеченность Красной Армии АБТ вооружением на 1.06.1941 г. следующая:

Положено по штатам военного времени – 37886
Положено по штатам мирного времени – 34950

На 1.06.41 г. состоит в наличии:

Выноски:
1) Из них 594 БТ-2.
2) Из них 2-х баш. 1261; СУ-5 - 28 и 1137 огнем.

Некомплект по состоянию на 1.06.41 года:
По штатам военного времени — 14618.
По штатам мирного времени — 11682.

Всего по мехкорпусам:

Танки:
Положено танков по штату – 31574
Наличие на 1.06.41 г. – 16555
Наличие на 1.01.42 г. – 19825
Некомплект на 1.01.42 г. – 11749

Бронемашины:
Положено танков по штату – 8159
Наличие на 1.06.41 г. – 3007
Наличие на 1.01.42 г. – 3795
Некомплект на 1.01.42 г. – 4364

Укомплектованность мехкорпусов по состоянию на 1.06.1941 г. следующая:
Данные по каждому МК — в отдельном приложении (в данном документе отсутствует).

Некомплект по танкам на 1.01.1942 г. составит:
По штатам военного времени — 10697.
По штатам мирного времени — 7761.

При существующем на 1941 г. плане выпуска танков в количестве 5220, этот некомплект может быть покрыт только к концу 1943 года.
Учитывая необходимость перевооружения и дальнейший рост танковых войск, производственное задание промышленности по выпуску танков следует установить:

Отредактированно Scif (25.10.2008 19:54:52)

Scif Гость

Бронеавтомобили и бронепоезда

Потребность и наличие в Красной Армии составляет:

Потребность военного времени:
Бронемашины БА-20 – 4526
Бронемашины БА-10 – 7000
Бронепоезда легк. и тяж. – 42
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 185

Потребность мирного времени:
Бронемашины БА-20 – 3884
Бронемашины БА-10 – 6267
Бронепоезда легк. и тяж. – 33
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 38
Бронеавтомобили средние – 39

Наличие на 1.06.41г.:
Бронемашины БА-20 – 1899
Бронемашины БА-10 – 3361
Бронепоезда легк. и тяж. – 44
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 108
Бронеавтомобили средние – 52

Некомплект по военному времени на 1.06.41г.:
Бронемашины БА-20 – 2627
Бронемашины БА-10 – 3639
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – 133

Некомплект по мирному времени на 1.06.41г.:
Бронемашины БА-20 – 1985
Бронемашины БА-10 – 2906
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет

Поступает от промышленности:
с 1.06.41 г. по 1.07.41 г.:
Бронемашины БА-20 – 55
Бронемашины БА-10 – 14
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет
3 кв.:
Бронемашины БА-20 – 175
Бронемашины БА-10 – 250
Бронепоезда легк. и тяж. – нет
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 46
Бронеавтомобили средние – нет
4 кв.:
Бронемашины БА-20 – 180
Бронемашины БА-10 – 255
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – нет
Бронеавтомобили средние – нет
всего:
Бронемашины БА-20 – 410
Бронемашины БА-10 – 519
Бронепоезда легк. и тяж. – 6
Бронеавтомобили ж.д. легкие – 50
Бронеавтомобили средние – нет

Потребность и наличие тракторов в Красной Армии составляет:

Потребность и наличие автомобилей в Красной Армии составляют:

Обеспеченность Красной Армии прицепами составляет:

Потребность военного времени:
Прицепы общего назначения – 67329
Прицепы специальные – 30269
Всего: 97598

Потребность мирного времени:
Прицепы общего назначения – 25827
Прицепы специальные – 10500
Всего: 36327

Наличие на 15.06.41 г.:
Прицепы общего назначения – 21541
Прицепы специальные – 6366
Всего: 27907

Некомплект по военному времени:
Прицепы общего назначения – 45788
Прицепы специальные – 23903
Всего: 69691

Некомплект по мирному времени:
Прицепы общего назначения – 4286
Прицепы специальные – 4134
Всего: 8420

За пять месяцев НКО поставлено 4302 прицепа или 13% от годовой заявки.
Промышленность медленно переходит на изготовление в массовом масштабе необходимых для Красной Армии двухосных прицепов в 2-5 тонн.
Такое положение со снабжением Красной Армии прицепами задерживает обеспеченность ими, главным образом, артиллерии на мехтяге и возможность перевода ряда специальных установок с автомашин на прицепы.

Потребность и наличие мотоциклов в Красной Армии составляют:

Потребность военного времени – 73047
Потребность мирного времени – 54992
Наличие на 15.06.41 г. – 16918*)
Некомплект по военному времени на 15.06.41 г. – 56129
Некомплект по мирному времени на 15.06.41 г. – 38074

Снабжение Красной Армии мотоциклами обеспечивается принятым ЦК ВКП(б) и СНК СССР решением по развитию в СССР мотоциклостроения. В 1941 г. НКО получит 47500 мотоциклов.
*) В наличии указаны и марки мотоциклов, снятые с производства.

Техническое состояние машин Красной Армии

Техническое состояние автотракторного и танкового парка на 15.06.1941 г. следующее:

Требует ремонта:
Среднего:
Танки – 2155
Тракторы – 6550
Автомобили – 43646
Мотоциклы – 3023
Бронемашины – 340
Прицепы – 3690

Капитального:
Танки – 2293
Тракторы – 5628
Автомобили – 19902
Мотоциклы – 2231
Бронемашины – 243
Прицепы – 588

Негодные:
Танки – нет
Тракторы – 198
Автомобили – 2208
Мотоциклы – 704
Бронемашины – нет
Прицепы – 1463

% от общего наличия:
по среднему ремонту:
Танки – 9,3
Тракторы – 15
Автомобили – 16
Мотоциклы – 18
Бронемашины – 6,5
Прицепы – 13

по капитальному ремонту:
Танки – 9,9
Тракторы – 13
Автомобили – 7,3
Мотоциклы – 13
Бронемашины – 4,5
Прицепы – 5

Для обеспечения в 1941 г. эксплуатации наличного парка машин, а также для заложения в Красной Армии непзапаса по запчастям требуется запчастей и агрегатов: На 1941 год снабжение НКО запасными частями к танкам, тракторам и автомобилям недостаточно, а именно:

Для эксплуатации наличного парка:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 410
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 178

Для заложения непзапаса:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 66
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 29

Всего:
Танковых запчастей и Танковых агрегатов, млн.р. – 476
Автомобильных и тракторных запчастей, млн.р. – 207

а) танковых запчастей выделено на 219 млн. руб. вместо необходимых по заявке 476 млн. рублей;
б) автомобильных и тракторных — выделено фондов на 112,5 млн. рублей против 207 млн. рублей по годовой заявке.
Поступление от промышленности автомобильных запчастей (из расчета на одну машину) из года в год уменьшается: по танковым остается почти без увеличения, несмотря на то, что машины стареют и изнашиваются:
На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.

Поступление запчастей:
1936 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 35200
Что составляет на одну машину, рублей – 1400
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 30819
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 4580
Запчасти к БТ, тыс. р. – 28000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4170

1937 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 31400
Что составляет на одну машину, рублей – 594
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 11245
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 1550
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20395
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4200

1938 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 43100
Что составляет на одну машину, рублей – 513
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 21208
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2540
Запчасти к БТ, тыс. р. – 20800
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3500

1939 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 67000
Что составляет на одну машину, рублей – 525
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 20843
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2105
Запчасти к БТ, тыс. р. – 33000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 4523

1940 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 59500
Что составляет на одну машину, рублей – 355
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 29000
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 2500
Запчасти к БТ, тыс. р. – 23000
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3000

1941 г.
Запчасти к автомобилям ГАЗ, ЗИС, тыс. р. – 74500
Что составляет на одну машину, рублей – 274
Запчасти к Т-26, тыс. р. – 32130
Что составляет на одну машину Т-26, рублей – 3200
Запчасти к БТ, тыс. р. – 29300
Что составляет на одну машину БТ, рублей – 3900

Все имевшиеся у Наркомата обороны запасы авторезины израсходованы за период 1939-1940 г.
На 1941 г. Наркоматом обороны заявлено 525000 комплектов резины. На первое полугодие 1941 г. выделен фонд в 195000 комплектов или 35% от годовой заявки.
Для обеспечения текущей потребности в резине и для замены в военных округах изношенной резины, необходимо во втором полугодии 1941 г. выделить Наркомату обороны 430000 комплектов резины.

Scif Гость

Основными ремонтными средствами для восстановления боевых и вспомогательных машин Красной Армии в системе ГАБТУ КА являются:

По капитальному ремонту:
Ремонтные базы в количестве 38, имеющие:
Производственную площадь — 125224 м2.
Станочное оборудование — 1790 единиц.
Рабочих и служащих — 13705 человек.

По плану 1941 г. рембазами ГАБТУ КА будет отремонтировано:
боевых машин — 4158 от общей потребности в 4877 капремонтов;
автомобилей — 19217 от общей потребности в 27439 капремонтов;
тракторов — 7427 от общей потребности в 9897 капремонтов;
мотоциклов — 2776 от общей потребности в 2776 капремонтов;
двигателей 5453 от общей потребности в 5964 капремонтов.

Остальное количество капремонтов, потребных на 1941 г., будет [выполнено] на заводах промышленности.
Непрерывно увеличивающийся парк боевых и вспомогательных машин и поступление на вооружение Красной Армии новых типов танков, автомобилей, тракторов и мотоциклов требует усиления ремонтных средств путем увеличения и обновления оборудования на существующих рембазах и постройки новых рембаз.
В настоящее время ГАБТУ КА строятся в Кременчуге, Витебске, Тернополе и Барановичах ремонтные заводы с общей производственной мощностью 5000 капитальных ремонтов боевых машин в год и 7 ремонтных баз в Тбилиси, Риге, Каунасе, Тарту, Харольске, Одессе и Хабаровске с общей производственной мощностью 5250 капремонтов вспомогательных машин в год.
Общая стоимость строительства в 1941 г. составит 77,6 млн. рублей. Срок ввода в эксплуатацию новостроек — конец 1942 года.
Основным недостатком в работе рембаз является необеспеченность их инструментом, материалами и станочным оборудованием, особенно станками для шлифовки коленчатых валов, расточки цилиндров и подшипников и станками-автоматами.
По среднему ремонту:
Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта следующая:

Производственные площади в м2:
Гарнизонные мастерские – 74098
Ж.д. АБТ мастерские – нет
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – н/д
Всего: н/д

Количество имеющихся станков:
Гарнизонные мастерские – 563
Ж.д. АБТ мастерские – 380
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 72
Всего: 1015

Количество произв. рабочих:
Гарнизонные мастерские – 2643
Ж.д. АБТ мастерские – 3640
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 909
Всего: 7192

Производственная мощность машин:
Гарнизонные мастерские – 21417
Ж.д. АБТ мастерские – 24000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 8640
Всего: 54057

Производственная мощность агрегатов:
Гарнизонные мастерские – 2640
Ж.д. АБТ мастерские – 8000
Арм. ремонтно-восстановительные батальоны – 1000
Всего: 11640

Производственная программа на 15.06.1941 г. по гарнизонным и железнодорожным мастерским, а также по армейским ремонтно-восстановительным батальонам выполнена только в размере 45 — 70%.
Основными причинами невыполнения производственных программ является недостаточность снабжения их запасными частями, материалом, инструментом и станочным оборудованием.
В целях обеспечения Красной Армии ремонтными средствами, необходимо:
1. Отпустить ГАБТУ КА станочное оборудование, необходимое для доукомплектования АБТ рембаз и гарнизонных мастерских в количестве 485 шт. (приложение ведомость № 1).
2. Выделить ГАБТУ КА на 1941 г. для АБТ рембаз и мастерских дополнительный фонд: на инструмент шоферский и специально танковый, в сумме — 25 млн. рублей;
на инструмент общего назначения, в сумме — 3,5 млн. рублей.
3. Выделить материалы для обеспечения программы по ремонту материальной части и на переоборудование автомашин, согласно Приказа НКО № 0335 — 1940 года (по прилагаемой ведомости № 2).
4. Для обеспечения ремонта и укомплектования машин в войсках и на ремонтных предприятиях необходимо построить завод для изготовления специального инструмента и приспособлений.
5. Ускорить решение по организации подвижных ремонтных баз, выделяемых заводами промышленности и рембазами НКО.

Начальник Главного автобронетанкового управления Красной Армии
генерал-лейтенант танковых войск Федоренко
ЦАМО. Ф. 38. Оп. 11373. Д. 67. Л. 97-116. Подлинник.

Документ приведён в сборнике
Военно-исторический форум. ВИФ. "Танковый прорыв. Советские танки в боях 1937 - 1945 гг."

Может и баянЪ, но в архивах что-то не нашел.

Доклад начальника ГАБТУ Главному военному совету КА
о состоянии обеспечения автобронетанковой техникой
и имуществом Красной Армии

С уважением, А.Сергеев

От Евграфов Юрий
К Андрей Сергеев (08.12.2006 15:43:32)
Дата 11.12.2006 16:43:29

Что-то не понятен тон доклада. Кто-такой начальник ГАБТУ, чтобы оперировать новостройками и т.д.?

Когда и как этот доклад "дошёл" до Главного военного совета КА?
В самом докладе есть "старшая" прошедшая дата - 15.06.1941 г. (Сразу под таблицей "Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта")

Здоровья Вам и успехов!

От Андрей Сергеев
К Евграфов Юрий (11.12.2006 16:43:29)
Дата 12.12.2006 10:30:51

Приветствую, уважаемый Евграфов Юрий!

>Что-то не понятен тон доклада. Кто-такой начальник ГАБТУ, чтобы оперировать новостройками и т.д.?

Как вариант:

1.Предложения по производству направлены согласно специального запроса;
2.Статус начальника ГАБТУ, ИМХО, мог отличаться от современного.

>Когда и как этот доклад "дошёл" до Главного военного совета КА?
>В самом докладе есть "старшая" прошедшая дата - 15.06.1941 г. (Сразу под таблицей "Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта")

В сборнике вместо даты указано только "июнь 1941г". Хотя можно проверить по протоколам заседаний ГВС за 1941г, они уже опубликованы.

От Евграфов Юрий
К Андрей Сергеев (12.12.2006 10:30:51)
Дата 13.12.2006 11:35:39

>>Что-то не понятен тон доклада. Кто-такой начальник ГАБТУ, чтобы оперировать новостройками и т.д.?
>
>Как вариант:

>1.Предложения по производству направлены согласно специального запроса;

Здесь, похоже Вы правы.
Только я бы (разумеется, после неоднократного за это время чтения документа) сформулировал это предположение несколько иначе:
Судя по тому как в докладе плавно, но по "нарастающей" развёртывается проблема танкового перевооружения, перед Федоренко со стороны наркома обороны и начальника ГШ была поставлена задача дать предложения ГАБТУ по её решению в пику Ворошилову и промышленным наркомам.
Что касается новостроек, то, по-видимому, Федоренко подсказывал начальству на что надо особо напирать - на затяжку уже принятых решений.

>2.Статус начальника ГАБТУ, ИМХО, мог отличаться от современного.

Да, это действительно интересно. Особенно в связи с его майской запиской в адрес наркома про оснащение "безлошадных" танковых полков буксируемой ПТА. С точки зрения порядков позднего СССР - нахальный, если не сказать - наглый документ.

Здоровья Вам и успехов!

От серж
К Евграфов Юрий (13.12.2006 11:35:39)
Дата 13.12.2006 11:50:13

>Судя по тому как в докладе плавно, но по "нарастающей" развёртывается проблема танкового перевооружения, перед Федоренко со стороны наркома обороны и начальника ГШ была поставлена задача дать предложения ГАБТУ по её решению в пику Ворошилову и промышленным наркомам.

А причем здесь Ворошилов?

От серж
К Андрей Сергеев (12.12.2006 10:30:51)
Дата 12.12.2006 11:16:44

Вопрос на ГВС не рассматривался

>>Когда и как этот доклад "дошёл" до Главного военного совета КА?
>>В самом докладе есть "старшая" прошедшая дата - 15.06.1941 г. (Сразу под таблицей "Производственная характеристика ремсредств среднего ремонта")
>В сборнике вместо даты указано только "июнь 1941г". Хотя можно проверить по протоколам заседаний ГВС за 1941г, они уже опубликованы.

Он стоял в повестке дня на 25.6.41.
С уважением,
Сергей

От Евграфов Юрий
К серж (12.12.2006 11:16:44)
Дата 13.12.2006 10:55:19

От БорисК
К Андрей Сергеев (08.12.2006 15:43:32)
Дата 09.12.2006 09:40:55

Громадное спасибо.

>Может и баянЪ, но в архивах что-то не нашел.

Почаще бы такие "баяны".

Нельзя ли дать полные данные этого 2-хтомника документов ГАБТУ?

От Андрей Сергеев
К БорисК (09.12.2006 09:40:55)
Дата 09.12.2006 16:57:30

Это уже трехтомник, и, вероятно, будет продолжение

Приветствую, уважаемый БорисК!

"Главное автобронетанковое управление. Люди события факты в документах", М, изд-во Министерства Обороны РФ - ГАБТУ.

Книга I, 1929-41гг. - 2004;

Книга II, 1940-42гг. - 2005;

Книга III, 1943-44 гг. - 2006.

С уважением, А.Сергеев

От Avil
К Андрей Сергеев (09.12.2006 16:57:30)
Дата 10.12.2006 14:39:45

Продолжение будет.

Доведут чуть ли не до сего дня (но это не точно).

Где купить (то, что я знаю).
1. На клубе у Виктора Марковского.
2. На Международных книжных ярмарках на ВВЦ (март и сентябрь) у МО свой стенд и там лежат ГАБТУшные книги.
Сам я там и брал где-то по 600-700 рублей. Там ещё бывает чтой-то по БТТ, но уже денег никаких не хватит :(
Точно не помню, что-то вроде РЭ по СУО Т-72, мумуары бывають.

От БорисК
К Андрей Сергеев (09.12.2006 16:57:30)
Дата 10.12.2006 04:13:20

>"Главное автобронетанковое управление. Люди события факты в документах", М, изд-во Министерства Обороны РФ - ГАБТУ.

>Книга I, 1929-41гг. - 2004;

>Книга II, 1940-42гг. - 2005;

>Книга III, 1943-44 гг. - 2006.

Вы случайно не знаете, кто-нибудь их продает по почте?

Немедленное уничтожение



Источник: worldwarphotos.info

Что за документ требовалось уничтожить в ГАБТУ 11 июня 1941 года? В материале проводился сравнительный качественный и количественный анализ немецких и советских автобронетанковых соединений в свете последних событий. Особое внимание уделили немецкому опыту в Германо-Польской войне, когда танковые и моторизованные дивизии вермахта сводились в группы. В частности, самой крупной в 1940 году была группа Клейста, состоящая из 5 танковых и 3 моторизованных дивизий. В Красной Армии танки сводились в механизированные корпуса, состоящие из двух танковых, одной моторизованной дивизии и мотоциклетного полка.

В немецкой армии танковая дивизия представляла из себя более мощное боевое подразделение, нежели в советской. Танков различных типов в дивизии панцерваффе было до 580, а в красноармейской – 375. Кроме того, немцы предусмотрели в дивизии целый противотанковый полк и массу орудий ПВО. В выводах доклада специалисты призывают в самое кратчайшее время довести организацию танковой дивизии до девяти танковых батальонов с общим количеством танков до 500 машин.



Источник: worldwarphotos.info

В бронетанковой тематике аналитики сделали в конце следующий вывод:

Проводимая модернизация лёгких и средних танков Германской армии направлена по линии увеличения толщины брони и усиления пулемётно-пушечного вооружения (увеличение числа пушек, их калибра и повышения начальной скорости).

Очевидно, понимая, что данные по тяжёлым танкам могут быть фальшивыми, авторы доклада в конце предлагают поручить Разведывательному Управлению Генштаба достать точные данные о количестве и качестве выпускаемых Германией, Италией и оккупированными странами тяжёлых танков.

Объективное отставание

Вообще, наличие таких неправдоподобных данных в докладе относительно тяжёлых танков вермахта немало удивляет. Менее двух лет назад, 2 декабря 1939 года, вышел отчёт специалистов ГАТУ о посещении заводов Германии. Всего немцы допустили советских специалистов на четырнадцать не самых передовых предприятий. Но даже этого инженерам хватило, чтобы увериться в невозможности быстрой постановки на производство немецких тяжёлых танков. Офицеры военного ведомства уверяли тогдашних союзников, что тяжёлых танков на вооружении вермахта нет, и для их запуска в производство потребуется не менее 3-4 лет. Единственная несостыковка была в сталелитейных и прокатных заводах, осваивающих 55-мм броню, вполне вероятно, для будущих тяжёлых танков. Но танки из неё ещё только предстояло создать.



Источник: worldwarphotos.info

Такое положение в вопросах отработки новых образцов артиллерийских тракторов становится нетерпимым и опасным.

Определяющим* фактором, в рамках Приграничного сражения, было отсутствие у Красной Армии проведённых мобилизации и развёртывания войск.

  • наиболее значимым и масштабным по своему влиянию на ход событий — но не единственным или главным
  • этому вопросу на канале посвящена отдельная статья:
  • Как началась война. 1941-й год и наши заблуждения. Мобилизация и развёртывание.

Однако, многих любителей военной истории и просто неравнодушных к прошлому своей страны людей волнуют вопросы о танках Красной Армии.

Почему такой подход стал популярным — это, как раз, понятно. Он даёт возможность делать выводы быстро и просто , основываясь на минимуме фактической информации.

  • другие статьи на канале:
  • Июнь 1941-го. Мехкорпуса Красной Армии: структура и организация.
  • Май 1940-го и наши заблуждения. Танковые войска Красной Армии, французской армии и Panzerwaffe Вермахта.
  • Июнь 1941-го и наши заблуждения. Моторизованные корпуса Вермахта - инструмент Блицкрига.

Сколько было танков в составе Красной Армии? Особенности учёта.

В докладе начальника ГАБТУ (главного автобронетанкового управления) Я.Н. Федоренко от 1-го июня 1941-го года, подготовленном для военного совета Красной Армии, указано общее число танков: 23.268, из них исправно: 18.820. В составе механизированных корпусов: 16.555 танков из 31.574 положенных по штатам.

современная реплика танкетки Т-27. Машина очень маленькая, её английский предок - танкетка карден-ллойд - не имела даже крыши.

современная реплика танкетки Т-27. Машина очень маленькая, её английский предок - танкетка карден-ллойд - не имела даже крыши.

  • тягачи на шасси Т-26: 211 ед, из которых 140 исправно:

Т-26Т или ТР-26 — тягачи на шасси Т-26 не были аналогами БРЭМ ( боевая ремонтно-эвакуационная машина), не все из них имели даже полное бронирование, часть машин выпущена с откидным брезентовым верхом, но, главное, они не были способны на буксировку танков (максимальная масса буксировки - 7 тонн для колёсного прицепа по сухому дорожному покрытию) и не имели достаточно большого грузового отсека под боеприпасы или расчёт, например, буксируемого орудия, что сводило все их возможности к роли частично бронированного трактора.

Собственно, название ТР-26 так и расшифровывается - трактор.

  • сапёрные машины на шасси Т-26: 57 ед, из которых исправно 12 штук:

Исправные и неисправные танки — это термины, которые часто используются при описании количества танков в начале или накануне Великой Отечественной Войны.

Когда речь идёт об исправных танках Красной Армии, можно предположить, вполне логично, что они, действительно, исправные, а неисправные стоят в ангарах или на площадке рембазы своей части. И ведь в других странах тоже были танки требующие текущего ремонта, даже в Вермахте накануне вторжения в СССР.

Однако, это не так.

Данным наставлением предусматривалось, что все имущество по своему качественному состоянию разделяется на следующие категории:

1-я – новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому назначению.

2-я – бывшее (находящееся) в эксплуатации, вполне исправное и годное к использованию по прямому назначению. К этой категории относится также и имущество, требующее войскового ремонта (текущий ремонт).

Четвёртая категория могла включать не просто требующие капремонта машины, а разобранные до корпуса, ради запчастей, поскольку промышленность СССР не сохраняла выпуск запчастей к снимаемой с конвейера технике, да и в целом, наращивая выпуск танков или автомобилей, не выделяла должных мощностей под выпуск запчастей к ним, не удовлетворяя даже текущих заказов армии.

Уланов, Шеин: "Порядок в танковых войсках". Цитата - акт комиссии ГАБТУ КА от 25-го апреля 1941-го года, Ленинград.

Уланов, Шеин: "Порядок в танковых войсках". Цитата - акт комиссии ГАБТУ КА от 25-го апреля 1941-го года, Ленинград.

Теперь, зная особенности учёта, ответим на ещё один вопрос — сколько же танков имела Красная Армия в первые дни войны в приграничных военных округах:

Техническое состояние танкового парка РККА.

Проблема оценки технического состояния танкового парка Красной Армии зачастую упирается в попытки сопоставить сроки службы танков с их состоянием.

  • танковый парк РККА действительно старше, чем, например, танковый парк Вермахта, но даже возраст машин первых серий не превышал десяти лет

Однако, здесь есть нюанс. Как говорилось выше, в СССР не было "негодных" танков. Списание танковой техники в Красной Армии производилось крайне редко, что, накладываясь на проблемы с заводским ремонтом и запасными частями, вело к значительной доле изношенных и неисправных, фактически, машин в составе армии.

Специалисты и руководство главного автобронетанкового управления вполне осознавали проблему, но подходили к её решению по меркам мирного времени, занимаясь согласованием планов с руководством Наркомата среднего машиностроения (НКСМ), которое пыталось убедить руководство отдельных заводов в необходимости производить ремонт и обслуживание техники*, сохранять выпуск запчастей или организовывать его.

  • если кто задавался вопросом, почему в Советском Союзе почти не занимались экранировкой - усилением броневой защиты танков перед войной, то, во многом, из-за пренебрежения заводами подобной "внеплановой" деятельностью

Со снятием в 1940-м и 1941-м годах с производства сразу нескольких типов танков положение с производством запчастей ещё более ухудшилось:

На 1941 год заводы №№ 26, 48 и Кировский ввиду перехода на выпуск новой продукции прекратили производство запчастей для танков Т-28 и моторов М-5 и М-17.

Особенно плохим было положение с выпуском двигателей В-2, двигателей для неприкосновенного запаса и ремонтных заводов было выпущено только около 20% от заказа, запчасти для выпущенных двигателей производились также в недостаточном объёме.

Не только новые Т-34, но и БТ-7М (те самые "автострадные агрессоры" с дизельным двигателем), из-за такой политики, часто оказывались небоеспособны, а ресурс нового дизеля В-2 стал критической величиной.

БТ-7 с дизельным двигателем получил наименование БТ-7М, опытные машины - БТ-8. фото - "Танки БТ" из серии "Танковая коллекция"

БТ-7 с дизельным двигателем получил наименование БТ-7М, опытные машины - БТ-8. фото - "Танки БТ" из серии "Танковая коллекция"

В планах ГАБТУ было строительство ремонтных заводов и создание передвижных мастерских, которые требовались танковым и моторизованным соединениям нового образца, поскольку и от них требовалась гораздо большая подвижность, но до начала войны они не были реализованы.

Как итог, передвижные мастерские и ремонтные отряды в июле 1941-го года создавались в экстренном порядке.

Основные типы танков.

Классификация танков Красной Армии на протяжении 1930-х годов неоднократно менялась. Накануне войны действовали классификации по массе танков (тяжёлые, средние, лёгкие) и по назначению (оперативные, общевойсковые, специальные, разведывательные), но, практически, классификация по назначению сменялась прямым указанием марок машин, как, например, в мобилизационном плане МП-41 .

Количество танков по типам и классам в составе Красной Армии к 22-му июня 1941-го года:

  • Тяжёлые :
  • КВ-1 - "с малой башней" - 370 штук
  • КВ-2 - "с большой башней" - 134 штуки
  • Т-35 - 59 единиц, 48 исправных
  • Средние :
  • Т-34 - 892 машины.
  • Т-28 - 481 танк, 292 исправных . Дополнительное бронирование получили 114 танков.
  • Лёгкие :
  • Т-26 - 10.000 танков, из которых 8747 общевойсковых и 1253 специальных. Двухбашенных Т-26 - 1261 штука. Получили дополнительное бронирование - 89 машин. Исправно из общего числа Т-26 - 8423 танка.
  • БТ - 7552 танка, из которых БТ-7 - 5266 танков (БТ-7М - 702 танка, БТ-8 - 2 танка), БТ-5 - 1689 танков, БТ-2 - 594 танка. БТ переделанных в специальные - 15 танков, остальные - оперативные. Исправных БТ - 6171 танк.
  • Т-40 - 132 танка, исправно - 121 танк. Все - разведывательные.
  • Т-37 и Т-38 - 3460 танков, из них исправно - 2216 танков. 10 специальных танков, остальные - разведывательные.

Разведывательные танки - малые (от 3 до 5 тонн) плавающие танки, Т-37 и Т-38 можно назвать скорее танкетками с башней - по массе они поздним танкеткам и соответствуют. Предназначались для комплектования разведывательных подразделений, в том числе, стрелковых дивизий и танковых полков кавалерийских дивизий, к 1941-му сменялись в кавалерии и в механизированных соединениях на БТ.

Специальные танки - огнемётные и химические танки, телетанки (с дистанционным управлением и командные).

Оперативные и общевойсковые - БТ и Т-26, соответственно, хотя с расформированием танковых бригад такая классификация потеряла смысл.

Хотя, формально, такой классификации не было, обратим внимание и на броневую защиту танков :

  • противоснарядное бронирование имели новые танки Т-34 и КВ
  • экранированы, до противоснарядного бронирования, 89 танков Т-26 и 114 танков Т-28
  • Т-35 имеет частичное противоснарядное бронирование - только верхний лобовой лист корпуса

Распределение танков в войсках.

В составе мехкорпусов , в планах военных, при создании танковых войск нового образца, был заложен значительный дефицит техники, который частично покрывался за счёт устаревших танков, но и с ними многие механизированные корпуса пришлось комплектовать как соединения сокращённого состава, причём, в две очереди:

Е.Дриг "Механизированные корпуса РККА в бою". Таблица укомплектования МК техникой в планах на 1941-й год. По 17-му МК, вероятно, опечатка - на 22-е июня в корпусе было только 64 танка.

Е.Дриг "Механизированные корпуса РККА в бою". Таблица укомплектования МК техникой в планах на 1941-й год. По 17-му МК, вероятно, опечатка - на 22-е июня в корпусе было только 64 танка.

"Заглушкой" для отсутствующих в нужном количестве Т-34 (не хватало ещё 10 тыс штук до мобплана ), в войсках должны были работать Т-26, хотя ни Т-34 не считался общевойсковым, ни Т-26 средним.

По состоянию на июнь 1941-го года:

Танковые дивизии механизированного корпуса должны были получать, штатно*: КВ и Т-35 (в батальонах тяжёлых танков), Т-34, Т-26 и огнемётные танки на шасси Т-26, а моторизованные дивизии и мотоциклетные полки комплектоваться БТ.

В танковых полках кавалерии основным танком стал БТ.

Стрелковые дивизии в танковых батальонах должны были иметь лёгкие разведывательные танки.

Читайте также: