Доклад на заседание методического объединения по применению наиболее эффективных методов обучения

Обновлено: 02.07.2024

Одним из направлений развития информационных технологий в образовании является применение интерактивных технологий.

Проникновение современных интерактивных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Сегодня политика государства направлена на то, чтобы современный учитель в современной школе был высокопрофессиональным педагогом, использующим в своей работе информационные технологии.

Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объективных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а так же повышения их надежности и оперативности (Р. Азизова).

Современные, информационные технологии обучения, исходя из принципов, сформулированных В.И. Гриценко, Б.Е. Патонов и Б.В. Паньшиным, определяются как совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения, принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются.

Можно выделить следующие виды информационных технологий:

1. По типу используемой информации:

- Числа и символы;

- Объемы реального мира

2. По типу программного обеспечения:

- инструментальные средства, используемые для создания отдельных информационных технологий;

3. По способу функционирования:

4. По типу пользовательского интерфейса:

5. По методу их взаимодействия между собой.

- сетевые информационные технологии;

Компьютерное обучение – это система обучения, в которой одним из технических средств обучения выступает компьютер. Однако современные разнообразные технические средства обучения все больше развиваются на основе последних достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие ученые предлагают использовать более общий термин – электронное обучение, т.е. обучение с помощью систем и устройств современной электроники. Различают два основных вида электронного обучения:

Рецептивное восприятие – это усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторов, киноустановок, магнитофонов, DVD-проигрователей, телевидения, интерактивных досок и других подобных и современных технических средств обучения);

Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [6].

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, чтобы шел обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем нужно стремиться к тому, дабы это происходило в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что 4 позволит не только получить новые знания, но и будет развивать саму познавательную деятельность в целом, и возвысит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [10].

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, и значимых для каждого участника задач и к нахождению общего пути решения проблем. Интерактив исключает доминирование одного выступающего перед другими собеседниками и оппонентами, так и одного мнения по отношению к остальной части коллектива. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решают сложные проблемы и задачи на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, познают то, как нужно использовать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях и беседах, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальные, парные и групповые работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

В связи свыше сказанным можно выделить следующие задачи интерактивных форм обучения :

 пробуждение у учащихся интереса к познанию;

 эффективное усвоение и понимание материала;

 самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, т.е. такой выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения, который бы в итоге удовлетворял бы всех заинтересованный лиц);

 установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, группе и индивидуально, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства и ни в коем случаи не переходить на личности;

 формирование у обучающихся мнения и своего взвешенного отношения к миру;

 формирование жизненных и профессиональных навыков;

 выход на уровень осознанной компетентности ученика.

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, он перестаёт быть центральной фигурой на занятии. Педагог лишь регулирует процесс, содействует прохождению урока и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и 5 формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – накопленному мировой цивилизацией. Также к собственному опыту и к опыту окружающих людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы и в конце приходить к общему консенсусу, совместно решать поставленные задачи, преодолевать различного рода конфликты [1].

C точки зрения Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой интерактивные формы можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые, тренинговые [11].

Для решения воспитательных, развивающих и учебных задач педагогом могут быть использованы следующие интерактивные формы:

 Круглый стол (дискуссия, дебаты);

 Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);

 Деловые и ролевые игры;

 Case - study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

 Мастер класс и др.

Рассмотрим некоторые дискуссионные формы интерактивного обучения [7]:

Основные технологии интерактивного обучения:

1. Ротационные тройки (сменяемые).

2. Работа в парах.

3. Работа в малых группах.

7. Броуновское движение.

8. Незаконченное предложение.

9. Дерево решений.

10. Мозговой штурм.

11. Суд от своего имени.

13. Гражданские слушания.

14. Ролевая (деловая) игра.

16. Займи позицию.

17. Анализ конкретных ситуаций.

Поподробнее, несколько названных выше, интерактивных технологий и методов можно охарактеризовать следующим образом :

 обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

 желательное использование иллюстраций мнений, положений, идей с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи);

 тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы), но с соблюдением регламента времени выступления.

Деловые игры – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий профессиональной деятельности, характерных для данного вида практики [14].

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу и функцию в соответствии со своей ролью. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра – это, прежде всего такое совместное обучение, которое направлено на обучение совместной деятельности, на совершенствование и постижение умений и навыков сотрудничества [5].

Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре [9].

Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. [12].

Во время дискуссий учащиеся могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому, но конечно в рамках заданного 8 дискуссией поля. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, что дает ей определенные элементы непредсказуемости, а значит повышает интерес со стороны учеников, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. Взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу и в итоге ребята все равно должны прийти к какому-то общему мнения (хотя не обязательно).

Дебаты . В дебатах принимают участие две команды: (правительство и оппозиция) одна утверждает какой-то тезис, а другая стремится своими доводами его отрицать. Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов. Каждому спикеру нужно озвучить определенные аргументы в пользу точки зрения команды, при этом с использованием примеров, поддержек и указать судьям на ошибки соперников.

Формат дебатов :

- В начале проведения дебатов нужно дать по 15 минут командам для определения позиций и взаимных консультаций.

- Три выступления спикеров каждой команды по 5 минут каждый.

- Четыре раунда перекрестных вопросов.

Пример проведение урока обществознания в форме дебатов:

Оформление доски: На доске записана тема дебатов, а также три основных принципа дебатов, которых должны придерживаться все участники дебатов:

1. Атаковать аргументы оппонентов, но не самих соперников, т.е. не переходить на личности, уважать мнение сторон.

2. Быть честным во всем, уметь признать ошибки, причем как чужие, так и свои.

3. Проигравших нет. Обучение имеет большее значение, чем победа.

Этапы проведения урока в форме дебатов :

- сбор информационно-аналитического материала по проблеме для каждой команды;

- решение организационных вопросов

На данном этапе проходит собственно сама игра.

- получение обратной связи (опросы, беседа);

- дети делятся своим мнением о проведенной игре;

Заранее в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме (определения необходимы как отправная точка дебатов, иначе может получиться, что команды имеют в виду разные вещи, обозначаемые одним словом). Учитель предлагает такие понятия: учебный план, учащиеся старших классов, предметы и т.д. Эти понятия должны быть определены обязательно, остальные понятия определяются по мере необходимости самими командами. Особым моментом в проведении дебатов является роль судьи. Судья следит за ходом прохождения игры, чтобы не нарушалась дисциплина, основные принципы дебатов и правила. Снижает баллы за полемику и переход на личности.

Завершающим этапом игры как раз и будет выступление судьи (учителя) , который в своем комментарии указывает сильные и слабые стороны выступлений спикеров. Комментирует свое решение. Он в конечном итоге и объявляет, кто был более убедительным в своих доводах, кто более эффективно развивал свои аргументы. В целом учитель должен подчеркнуть, что проигравших, в этой игре нет, так как все выиграли от того, что взаимно обогатились знанием.

Выставление оценок по пятибалльной шкале участникам дебатов. Существует еще ряд интерактивных методик обучения для начальной школы: "Незаконченное предложение", "Микрофон", "Займи позицию", "Прима", "Дерево решений", "Ковер идей", "Пустое кресло", "6х6х6","Ледокол", "Мозговой штурм", "Мозаика", ролевые игры, проектная деятельность учащихся, и др. Очень оригинальной является методика "Шесть мыслительных шляп Дебано", благодаря которой у ребенка развиваются творческие способности.

Уже сегодня можно утверждать то, что внедрение новых информационных технологий обучения в образовательный процесс способствует :

- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей учащихся;

- изменению характера познавательной деятельности у обучающихся в сторону большей самостоятельности и поискового характера;

- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;

- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий, а следовательно к повышению общего уровня эрудированности учащихся;

- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению, борьба с застойностью и статичностью в обучении;

- изменению форм и методов организации вне учебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга, который тоже должен способствовать к развитию детей, даже во внеурочное время [4].

В конце данной статьи отметим, что нами были рассмотрены множество, интерактивных технологий у которых есть свои преимущества и недостатки. Это такие как: дебаты, дискуссия, круглый стол, пустое кресло и другие. Мы дали им небольшие характеристики и на примере технологии дебатов продемонстрировали, как можно построить урок обществознания при помощи данной интерактивной технологии. Чтобы показать то, что урок был не только скучным и обыденным, а интересным, живым и легким для восприятия детей и привел в итоге к стремительному толчку для развития ребенка. А какие технологии применить и применять ли вообще – решать вам – уже состоявшимся или будущим педагогам. Ведь если человек выбрал своей целью посветить себя великому делу – передачи жизненного опыта, знаний, умений и навыков, накопленных многотысячелетней историей человечества, то лучше это будет, если использовать интересные и разнообразные интерактивные технологии, благо сейчас есть все возможности для их использования. Желательно пользоваться не одной и той же, а правильно и рационально чередовать 3-4 разновидности интерактивных технологий по одному предмету или на базе общих знаний учеников.

В заключение хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что интерактивное обучение является универсальным дидактическим подходом к организации процесса обучения. Это способ организации учебного процесса таким образом, чтобы практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, чтобы они имеют возможность понимать и применять полученные ранее знания, умения и навыки и высказываться по поводу того, что они думают и считают важным.

1. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. – М., 2001. – 369 с.

2. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 321 с.

3. Иванова, Л. Н. Интерактивные формы обучения [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Иванова. – М., 2007. – 164 с.

4. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст]: / И.Н. Калягин. – М.: Высшее образование в России, 2003. – 289 с.

5. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание! [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова – М.: Новая школа, 2002. – 160 с.

7. Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Ковалева. – М. : Издательский дом Российской академии образования, 2003. – 214 с.

8. Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – 319 с.

9. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]: учеб. пособие / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

10. Лордкипанидзе, Д.О. Принципы организации и принципы обучения [Текст]: учеб. пособие / Д.О. Лордкипанидзе. – М., 1957. – 134 с.

11. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005. – 143 с.

12. Смирнов, С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии [Текст]: учеб. пособие / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

13. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1975. – 344 с.

14. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – СПб., 2001. – 402 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме: Применение активных методов обучения на различных этапах урока в рамках ФГОС НОО школе.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения подразделяются на:

методы начала урока;

методы выяснения целей, ожиданий, опасений;

методы презентации учебного материала;

методы организации самостоятельной работы;

методы подведения итогов.

Активные методы начала урока.

Цель – настроить детей на продуктивную работу.

Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой давно зарекомендовали себя методы:

Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями.

Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений

Очень важным для меня является включение в урок следующих активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений:

"Солнышко и туча";

Они позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, помогает каждому ученику определиться с собственной целью. Методы заключаются в следующем. Я раздаю учащимся заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагаю детям попробовать более четко определить и записать, что они ожидают от сегодняшнего урока и чего опасаются и прикрепить на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения мы систематизируем сформулированные цели, пожелания, опасения и подводим итоги. В конце занятия мы обязательно возвращаемся к данной визуализации и выясняем, оправдались ли перечисленные ожидания и опасения.

Активные методы презентации учебного материала

Этот этап требует проявление творчества учителя. Чем ярче,

интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.

Я использую следующие методы представления нового материала:

верные и неверные утверждения или "верите ли вы";

корзина (идей, понятий, имен);

верные и неверные утверждения или "верите ли вы"

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Заполняется на стадии вызова

Заполняется при чтении (по мере чтения)

во время пауз и остановок

Корзина (идей, понятий, имен)

Каждый ученик записывает в тетради всё, что ему известно по проблеме, затем обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты. Я записывает все на доске. Далее связываем в логические цепи, по мере усвоения новой информации исправляем ошибки.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Он тоже позволяет систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.


Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)

Учащиеся берут лист бумаги формата А4 (индивидуальная работа) или ватман (групповая работа) цветные карандаши, фломастеры.

Кладут лист горизонтально, в его центре располагается картинка или, слово, обозначающее тему, проблему урока(центральное понятие).

От центрального понятия рисуют в разные стороны цветные стрелки, над которыми разборчиво подписывают связанные с ним понятия, ассоциации. Рисуя интеллект-карту, применяют, как можно больше цветов и как можно чаще используют рисунки или картинки.

От каждой стрелки рисуют несколько более тонких стрелочек – уточнение понятий.

В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а в дальнейшем перейдет в сформированный навык.

Активные методы релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. На данном этапе я применяю следующие методы:

''Солнышко и тучка'';

Закрепления изученного материала

Цель: закрепление пройденного материала.

На этапе закрепления изученного материала использую такие методы:

Инсерт (авторы Воган и Эстес)

" V " - уже знал
" + " - новое
" - " - думал иначе
" ? " - не понял, есть вопросы

После прочтения текста, заполняем таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Для заполнения таблицы детям понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

Работу с приемом начинаю с небольших текстов, чтобы дети привыкли к обилию значков. На начальном этапе, дети не записывают тезисы, а говорят их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки, на начальном этапе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

Ромашка Блума

На уроках литературного чтения я использую – метод Ромашка Блума. Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, такую ромашку можно задать ученикам на дом.

Классификация вопросов Б. Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если. Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил.

Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме, использую на уроках создания лэпбука.

Определяем тему, делается зарисовка на черновике стандартного формата - листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.

Используя активные методы можно эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности.

Оценить 411 0

на заседание школьного методического объединения учителей химии и биологии

Магомедова Никапатимат Хановна,

учитель химии

Концепция обновления современной школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного образования.

Формирование конкурентоспособной личности учащегося требует объединения усилий всего педагогического коллектива. На каждом уроке средствами школьных предметов должны быть созданы учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность.

Веления времени диктуют обновление арсенала технологий обучения. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от инициативности, творческого подхода педагогических кадров. Поиск новых форм и методов обучения при условии направленности на личность учащегося завершается прочным освоением знаний предметной области, так как они становятся значимыми для него. Педагогу необходимо приложить немало усилий для овладения современными педагогическими технологиями.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности. Поэтому я хочу более подробнее остановиться на применении игровых технологий на уроках химии, так как считаю данную тему приоритетным направлением в современном учебно-воспитательном процессе.

Основная часть

Одной из проблем современного учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся на уроках. Развиваясь адекватно потребностям общества, сегодня она особо значима, т.к. современное общество требует от человека не только исполнительности, но и самостоятельности, инициативности в решении учебных и жизненных проблем.

Ведущей деятельностью школьника является учение. Именно оно оказывает решающее влияние на его эмоциональное самочувствие, психическое и социальное развитие. Компоненты деятельности учения формируются постепенно, поэтому важное значение имеет использование форм, которые являлись бы эмоциональной опорой деятельности учения, облегчали бы адаптацию учащихся к новой деятельности. Одной из таких форм, уже освоенных школьниками, является игра.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все

компоненты структуры само детерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

Одним из способов решения этого вопроса об активизации познавательной деятельности учащихся является развитие у учащихся потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности связывается с развитием и формированием эмоционально-ценностных стимулов. В подростковом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула рассматривается игра, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется спроблемно-поисковым, эмоционально-образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально-ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность классного коллектива.

Игры - самый эффективный способ обучения детей. Известно, что учебный материал почти наверняка будет воспринят детьми, если он изложен в игровой форме. Совершенно игра необходима в тех случаях, когда сам по себе материал не представляет для детей большой ценности. Целями игровой технологии является:

1. активизация мыслительной деятельности, развитие познавательных
способностей;

развитие логического мышления;

способствование углублению знаний по химии;

способствование восприятия межпредметных связей;

привитие химической культуры;

сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;

7. развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.

Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на уроках, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).

(классификация педагогических игр по Селевко). При обобщении и систематизации знаний используется контролирующие и обобщающие игры как один из видов контроля и обобщения знаний учащихся. Разрабатывая такие уроки, необходимо предусмотреть следующие моменты:

а) продумать методику проведения игры на уроке (это может быть полностью
урок или фрагмент урока на 10-15 мин);

б) ввести в игру момент соревновательности;

в) уточнить цели проведения игры; составить руководства для ведущего,
инструкции для игроков; дополнительно подобрать и оформить дидактические
материалы;

г) разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в
отдельности;

д) заранее предупредить учащихся об условиях и правилах игры;

е) создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает
равнодушное отношение ученика к занятиям и необязательное его участие в
уроке.

В 9-м классе обучающие, контролирующие и обобщающие игры становятся сюжетными, где сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения. В результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Игры, связанные с химией, свидетельствуют о серьезной потребности в умственных упражнениях, в самопроверке своего интеллекта. Наряду с учением и трудом игра в 10-11-х классах (старший подростковый возраст) по-прежнему несет в себе большие возможности для личностного развития детей. Сюжет как форма интеллектуальной деятельности в обучающих, контролирующих и обобщающих играх сохраняется. Однако в играх этого возраста широко используется частично поисковый и исследовательский методы обучения через решение экспериментальных задач. В 10-11-х классах широко применяю сюжетно-ролевые и деловые игры. При этом необходимо учитывать целый ряд условий:

а) предоставление старшим подросткам инициативы и творчества в разработке
содержания игры, создание игровых органов самоуправления;

б) свободный выбор игровой роли в соответствии с личностными
возможностями, обеспечение обстановки творческого исполнения роли;

в) индивидуальную работу педагога для достижения школьником успехов в игре;

г) создание высокого эмоционального подъема в ходе игры.

Игровые технологии меняют функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь он должен быть организатором, режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.

Игровая деятельность - это целенаправленная и внутренне мотивированная система действий человека в учебном процессе. Это один из видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий. Игровая деятельность является условием и средством психического развития индивида, на определенном этапе психического развития она играет ведущую роль в формировании личности.

Развитие личности учащихся в учебно-воспитательном процессе (УВП) будет происходить лишь в том случае, когда деятельность учителя опирается на потребности самих учащихся. Учителю необходимо знать, каковы мотивы учебной деятельности каждого ученика, каковы его интересы, есть ли у него склонности и каковы они. Следует иметь в виду, что потребности, лежащие в основе мотивов, интересов и склонностей, не даны человеку от рождения. В соответствии с этим мной была проведена диагностика познавательной потребности, мотивации деятельности учащихся на уроке и познавательного интереса. Результаты проведенного исследования показывают, что в классах, где в УВП вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в классах, где игровая деятельность не вводилась. Мотивационная деятельность учащихся зависит от проявления познавательного интереса, который более конкретно формируется с возрастом (в связи с осознанием близкого окончания школы и необходимостью определения своего жизненного пути и места работы). Поэтому чем старше класс, тем выше его мотивационная деятельность. Таким образом, можно сказать, что введение игровой деятельности в УВП положительно влияет на уровень познавательной потребности, что обеспечивает устойчивый интерес к процессу обучения.

В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету. Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно.

Игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют.

Игра - это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность , предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново

пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей -получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому уделяю особое внимание игре в ходе учебного процесса.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № 6;

Газман О.С, Харитонова В.Е. В школу с игрой. М.: Просвещение, 1991;

Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. Вопросы психологии, 1982, № 4;

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т., М.: Изд-во АПН СССР, 1989,т.1;

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998;

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991; Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994;

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1979;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по методике преподавания для выступлений на семинарах, педсоветах и заседаниях ШМО и РМО.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 города Аркадака Саратовской области

«Использование новых

Чукавина Ирина Сергеевна

2016 – 2017 уч. г.

Уже давно в нашу жизнь пришли динамизм и непрерывное развитие, повсеместно внедряются новейшие методы и средства обучения, автоматизированные обучающие системы, электронная техника.

Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большое внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся.

Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в деятельность на основе сочетания разных видов работы.


Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.


Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.


Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы учащихся, их творческой активности.

Особенности методов Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, работа на ИД) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения.

Признаки методов.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает

цель обучения,

способ усвоения и

характер взаимодействия субъектов обучения.

Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1)Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2)Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Классификация методов обучения

Основные подходы к классификации методов обучения

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Словесные методы обучения

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях — тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Работая над применением различных форм и методов обучения и воспитания уч-ся, мы берем за основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода обучения:

материально-дидактическая база,

содержание учебного материала,

уровень обученности и воспитанности учащихся,

уровень методической подготовки преподавателя.

Инновационная деятельность преподавателей – часть методической работы, направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.

Сегодня уже можно констатировать, что в школах активизируются формы и методы обучения. Под активными формами и методами обучения подразумевается широкий комплекс мероприятий: программированное обучение с учетом возрастающих особенностей, способностей и склонностей школьника, широкое применение учебно-наглядных пособий, технических средств и приборов, различные виды и формы занятий в аудиториях, в учебных кабинетах, ведение урока с учетом зонирования пространства. Новые программы обучения могут дать ожидаемый педагогический эффект только в сочетании с новой, более совершенной формой обучения.

Особое внимание заслуживает организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах. Многие темы программ начального обучения повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах.

АМО – это система методов, которые не только дают учащимся знания, но и обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы. Наиболее важными, на мой взгляд являются:

- принцип проблемности. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем.

- принцип непрерывного обновления. Преподаватель организует занятие, которое информативно, то есть насыщенно новым, неизвестным, привлекает внимание обучающихся, побуждает изучать тему, овладевать новыми способами учебной деятельности.

- принцип организации коллективной деятельности. Преподаватель так организует занятие, когда у обучающихся нет другого выхода, как необходимость решения проблемы в группе, коллективно.

- принцип опережающего обучения. Преподаватель так организует занятие, когда обучающиеся овладевают в условиях обучения практическими знаниями и умениями воплотить их в практической деятельности.

Как показывает, практика особенно ярко запоминается то, что является нестандартным. АМО позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. С этой целью я стараюсь использовать различный занимательный познавательный материал: сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, кроссворды, занимательные ситуации.

Применение активных методов обучения позволяют обеспечивать переход от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. На таких уроках иностранного языка учащимся не скучно, они не безразличны к учебе, на это нет времени – все заняты делом.

Чтобы организовать продуктивную познавательную деятельность учащихся на уроке, создать рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе, важно на каждом этапе урока применять различные АМО. Что я и делаю.

На своих уроках активно использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие игры.

- восстановите начало и конец истории;

- ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

Я считаю, что все выше перечисленные приёмы помогают прививать интерес к предмету.

Благодаря использованию АМО результаты анкетирования, проводимого среди учащихся значительно изменились. Такие критерии как: боюсь что спросят, скучно и неинтересно заметно снизились. Конечно, еще все так идеально, как хотелось бы. Поэтому работу по применению АМО на уроках англ. яз. планирую продолжать и далее.

Доказательством успешности применения активных методов обучения на своих уроках также можно считать достаточно высокие показатели качественной успеваемости по английскому языку, а также - активное и продуктивное участие в различных предметных конкурсах и олимпиадах, в том числе дистанционных, по английскому языку;

Считаю, что увеличение кол-ва участников в конкурсах и олимпиадах произошло также благодаря применению АМО. Ученики чувствуют уверенность в себе и не боятся пробовать свои силы.

Я считаю, что работа педагога – это кропотливый труд прежде всего над собой. Я уверена, что если учитель каждую минуту стремиться к совершенству, то блеск в его глазах вдохновит его учеников.

Читайте также: