Доклад игры воскобовича в развитии дошкольников

Обновлено: 17.05.2024

Пахомова Мария Вадимовна 1 , Прозорова Марина Евгеньевна 1
1 Ставропольский государственный педагогический институт, студентка


Аннотация
В статье рассмотрены развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича, определено их значение в формировании математических представлений детей дошкольного возраста, приведена классификация игр, выявлены их преимущества и недостатки.

THE VALUE OF DEVELOPING GAMES V.V. VOSKOBOVICH FOR THE FORMATION OF MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF PRESCHOOL CHILDREN

Pakhomova Mariya Badimovna 1 , Prosorova Marina Evgenevna 1
1 Stavropol state pedagogical institute, student


Abstract
The article deals with educational games Vyacheslav Vadimovich Voskobovich, determined by their importance in the formation of mathematical representations of children of preschool age, shows the classification of games, revealed their advantages and disadvantages.

На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать математические способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только во ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ [1]. Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича – это одно из средств, развивающее математические представления дошкольников. Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное восприятие. Замечено [2] что дети, обучающиеся по популярной методике В.В. Воскобовича, как в детских садах, так и дома, имеют высокую готовность к школе, владеют быстрой техникой чтения, выполняют математические задания быстрее сверстников. Такие дети имеют произвольное мышление и отличную память.

Все существующие игры Вячеслава Вадимовича можно классифицировать на игры:

  1. направленные на творческое конструирование;
  2. развивающие логику и воображение;
  3. обучающие чтению;
  4. развивающие математические способности.

Рассмотрим выявленные нами преимущества развивающих игр В.В. Воскобовича.

Развивающие игры автора достаточно многофункциональны: они могут начинаться с простых манипуляций элементами, а заканчиваться решением сложных многоуровневых задач; можно обучать счету или чтению, параллельно развивая мышление, логику, память и другие психические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. По причине своей многофункциональности игра долго не надоедает ребенку, а родитель или воспитатель может придумывать все новые и новые варианты заданий.

Для ребенка интересны игры Воскобовича. В процессе игры ребенок открывает для себя новое и испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса. Многие из игр Воскобовича содержат методические пособия с иллюстрированными сказками, в них нужно выполнить различные задания или ответить на вопросы. В игровой форме дети вместе с героями сказок осваивают не только новые знания, но и навыки общения.

Дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются, т.к. ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку игры, переключаясь с одного задания на другое.

Игры Воскобовича способствуют развитию мелкой моторики рук детей.

Среди безусловных положительных сторон игр следует выделить и то, что любое пособие имеет несколько уровней сложности и подойдет как трехлетнему ребенку, так и старшему дошкольнику, а иногда даже младшему школьнику. В результате, при формировании предметно-развивающей среды в группе детей ДОО [4] эти игры будут с детьми на протяжении всего обучения в детском саду, а родителям не придётся загромождать свой дом бесконечными развивающими игрушками по мере взросления ребёнка.

Игры В.В. Воскобовича уже успешно внедрены в программы дополнительного образования и активно используются педагогами. Они официально рекомендованы для использования в ДОО. Данные игры известны во многих странах, а именно – в Израиле, Франции, Германии и Америке [5]. Сегодня продолжают появляться и новые игры этого автора.

Таким образом, игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича не только знакомят ребёнка с математикой, но и погружают его в мир сказки. Такие игры являются очень результативными в развитии ребенка, их интересно использовать и взрослым и детям, как дома, так и в детском саду.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


В настоящее время остро стоит проблема увеличения числа детей с нарушениями речи. В связи с этих специалисты дошкольных образовательных организаций в поисках новых инновационных вспомогательных форм и средств, способствующих развитию речи дошкольников. Наряду с общепринятыми методами и приемами применяют оригинальные, творческие методики, современные образовательные технологии.

В современных условиях развития образования в соответствии с введением ФГОС ДО в педагогической деятельности педагоги используют нетрадиционные развивающие технологии. Важное место среди них отводится игровой технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Использование методики, которую разработал В. В. Воскобович, способствует поддержанию интереса дошкольников в образовательной деятельности. Ведь так важно их заинтересовать и добиться устойчивого внимания на протяжении всей образовательной деятельности.

Развивающие игры В. В. Воскобовича интересны для детей старшего дошкольного возраста, они разнообразны по содержанию и очень динамичны. Данные игры понятны дошкольникам и включают в себя знакомые им действия с игровым материалом, способствующий удовлетворению в моторной активности и движении. Дети проявляют речевую активность в непринуждённой обстановке, могут контролировать правильность выполнения действий [2].

Основной отличительной особенностью игр можно отметить их универсальность и образность. Дошкольник образно попадает в ситуации, которые может последовательно анализировать, осознавать цели и находить варианты их решения.

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогической деятельности позволяет перейти от привычных занятий с детьми к речевой игровой деятельности. Данная деятельность позволяет стимулировать проявление речевой активности дошкольника, создавать условия для его всестороннего развития. При помощи таких игр педагог может решить множество коррекционно-развивающих задач.

Освоение развивающих игр В. В. Воскобовича с детьми мы осуществляем в три этапа:

На первом этапе важное значение при организации игровой познавательной деятельности отводится педагогу. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возраста, возможностей и интересов дошкольника.

На следующем этапе дошкольники знакомятся с основными игровыми приемами, осваивают навыки конструирования, часто выполняют задания, требующие от дошкольника интеллектуального напряжения, концепции внимания и волевых усилий.

На последнем этапе большую роль отводим развитию самостоятельности и творчества. Дети без подсказок взрослых придумывают разнообразные игровые упражнении и задания, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы [5].

Методикаработы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений развивающего процесса. В процессе игровой деятельности детям дается возможность выполнять физические упражнения, они могут представлять себя тем или иным персонажем и от его лица показывать или рассказывать, как можно действовать в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы.

Развивающие игры Воскобовича в своей работе условно делим на три группы в соответствии с коррекционными задачами: 1.Игры по обучению грамоте; 2. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи; 3.Игры на развитие связной речи.

Герои сказок помогают дошкольникам усвоить азы чтения, обучают взаимопониманию и конструктивному общению. Главное, в процессе коррекционно-образовательной деятельности дети не утомляются, потому что могут самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое [5].

Методика игровой деятельности В. В. Воскобовича адаптирована нами с учётом особенностей психического и речевого развития детей. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность данных развивающих игр позволяет применять их с целью развития связной речи и формирования речевых умений детей дошкольного возраста.

Таким образом, образовательное содержание с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича основывается по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые осваивают дошкольники, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, это позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста. Развивающие игры становятся неотъемлемым средством в педагогической деятельности воспитателей детей дошкольного возраста.

1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. — Воронеж, 2013.

2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.

3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5

Детство – это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые воспоминания. Это время ежедневных открытий, ощущения сказки. Это период, когда закладывается фундамент будущей личности.

Ребята к нам пришли в три года, и в основном оказались из семей, где родители много работают и не имеют возможности уделять своему ребёнку много времени. В связи, с чем выявились затруднения в развитии. У многих детей были логопедические проблемы, известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

Для детей, а особенно для дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Существует большое количество игр способствующих развитию моторики рук, творческих и интеллектуальных способностей детей, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать детей.

На мой взгляд, данная задача полностью реализована в технологии В. В. Воскобовича. Поэтому мы обратились к ней. Потому что развивающие игры Воскобовича – это инновационная, современная, самобытная, творческая и очень добрая методика.

В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную сказку.

Но, прежде чем начать работу, нужно было подготовить игровую развивающую среду. Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества, а возможности в любую минуту действовать с ними.

Эти игры мы используем систематически, видоизменяя и усложняя задачи. Стараемся научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления. Учим умению задавать умные вопросы и самим искать ответы на них. Для нас главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учим детей быть уверенными в себе, в своей талантливости.

2.Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж- ИП Лакоценин Н. А.. 2012-190с.

3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В. ВОСКОБОВИЧА В ФОРМИРОВАНИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования поставлены сложные задачи обеспечения высокого уровня мыслительной деятельности выпускников дошкольных образовательных учреждений, так как именно дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базовую основу для всех остальных образовательных звеньев. Особая значимость проблемы активизации мышления состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ребенка к самой познавательной деятельности, в условиях которой развивается мышление. Увеличение учебной нагрузки на занятиях, повышение требований к умственным возможностям ребенка заставляют задуматься над тем, как поддержать у дошкольника интерес к интеллектуальным видам деятельности, обеспечить достаточный уровень развития логического мышления. Ведь именно логическое мышление определяет успешность обучения ребенка, в связи с чем, особую актуальность имеет проблема, направленная на поиск эффективных методов активизации мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Учитывая ведущую роль игры в этом процессе, следует уточнить ее влияние на логическое мышление ребенка.

Существует множество развивающих и дидактических игр, пособий, которые помогают ребенку лучшему усвоению программного материала. Игры В. Воскобовича способствуют эффективному развитию психических процессов, творческому развитию детей, развитию речи, социально-нравственному развитию, художественному воспитанию. С играми Воскобовича ребята осваивают основные игровые приемы, конструируют, выполняют задания. В играх развивается не только логическое мышление, но и самостоятельная деятельность и творчество, что очень положительно влияет на ребенка. Дети самостоятельно могут придумать задание, конструировать формы и предметы, составлять к ним схемы. Занятия проходят интересно и увлекательно.

Игры В. В. Воскобовича имеют те же структурные элементы, что и другие современные игры, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Выполняемые детьми упражнения не надоедают, становятся более интересными и желанными. Импровизация, заинтересованность, видение и воображение, ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух, произвольное внимание, память, конкретность задач и целей делают эту форму работы наиболее выгодным из всех.

Главной особенностью технологии В. В. Воскобовича является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. Тем не менее, автор рассчитывает на то, что ребёнок и взрослый будут партнёрами, взрослый не будет занимать главенствующую позицию. В таких условиях ребёнок чувствует себя более свободно, безопасно, он не боится быть раскритикованным за неправильные ответы и действия.

Сказочные лабиринты многофункциональны. Во время игры ребёнок знакомится с цифрами и буквами, цветом и формой, тренирует мелкую моторику, совершенствует устную речь, а так же развивает память, мышление, внимание, воображение и фантазию.

Лучше всего дети учатся понятливости, умению анализировать и сравнивать. Так же отлично развивается пальцевая и кистевая моторика руки. Дети, которые занимаются по методике Воскобовича, легко запоминают названия цветов, рано обучаются счету, знают геометрические фигуры, ориентируются на плоскости. Они более усидчивы и целеустремлённы - уже могут выполнять сложные мыслительные операции, доводя дело до конца.

Применение развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми, к познавательной игровой деятельности.

На третьем этапе дети знакомятся с закономерностями, принципами взаимодействия, учатся сложению, увеличению, трансформации, планированию своих действий.

Таким образом, специально организованная познавательная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Игры В. В. Воскобовича – пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми любого возраста, как в дошкольных детских учреждениях, так и в семейном кругу. Игры могут выполнять роль дидактического материала вписываясь в любую форму планирования, совместной деятельности взрослых и ребенка, также самостоятельной деятельности детей, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Читайте также: