Доклад по русскому языку синтаксис

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В задачи типологического синтаксиса входит выявление основных синтаксических моделей (структурных схем предложения) в качестве выработанных языками устойчивых содержательных структур. Типология стремится найти сходство и различие в закономерностях построения предложений в разных языках и на этой основе выявить синтаксические типы языков. Типология предложения строится с учётом того, каким образом и с помощью каких средств синтаксический строй представляет взаимоотношения структурно-смысловых компонентов предложения (субъекта, предиката, объекта, атрибута, причины, следствия, цели, условия и т.п.).

Современная синтаксическая типология выделяет пять типологических систем языков. Это языки различных типов: номинативного, эргативного, активного, классного и нейтрального строя (Н.Б. Мечковская, 2006, с. 84–87).

К языкам номинативного строя относится большинство языков мира: все языки индоевропейской, тюркской, монгольской семей, афразийской макросемьи, языки уральской макросемьи, тунгусо-маньчжурские языки алтайской семьи, большинство языков китайско-тибетской семьи, большинство южноамериканских индейских языков. В номинативных языках весь строй предложения направлен на максимальное различение субъекта действия и его объекта , того различения, которое обусловлено рядом грамматических и лексико-грамматических средств:

а) оппозицией падежа для субъекта действия (номинативного, именительного) и падежа для объекта (винительного, др. косвенных падежей);

б) лексико-грамматическим противопоставлением переходных и непереходных глаголов;

Я мерзну – Мне холодно ;

Эргативный строй предложения имеет большинство иберийско-кавказских языков, папуасские, австралийские, чукотско-камчатские, эскимосско-алеутские, североиндейские языки. Эргативный строй ориентирован на максимальное различение более активных действий , в большей мере самостоятельных и независимых от внешних инициатив или субъектов, и действий менее активных и самостоятельных. Различие проявляется в ряде языковых фактов:

а) через лексико-грамматическую оппозицию переходных (более активных) и непереходных (менее активных) глаголов;

в) посредством оппозиции двух падежей для объекта действия в зависимости от большей или меньшей активности действия.

Противопоставленность активного / неактивного действия ярче проявляется в языках активного строя , в которых все субъекты действия содержат показатели активности / неактивности действия . Существительные в них распределены по двум классам, а личные местоимения имеют две парадигмы склонения – для активного деятеля и неактивного; глаголы подразделяются на глаголы действия – активные и глаголы состояния – неактивные. К языкам активного строя относятся многие коренные языки Северной и Южной Америки.

В языках классного строя главные части речи делятся на семантические классы. Так, среди существительных выделяются классы человека, животных, растений и т.п.; глаголы разделяются на глаголы ситуации и глаголы качества. Синтаксические конструкции находятся также в зависимости от данных делений на классы. К классному типу относятся многие языки центральной Африки, включая языки семьи банту, среди которых наиболее распространенный в межэтническом африканском общении – суахили.

Каковы возможные следствия теории о пяти типологических системах языков в плане синтаксиса ? По мнению Г.А. Климова, эти типы языков могут быть интерпретированы по качеству стадий в развитии языка человека. Синтаксические типологические классификации выстраиваются в следующий ряд типов: нейтральный, классный, активный, эргативный, номинативный. Такая последовательность обусловлена степенью усиления ориентации языковой структуры на передачу субъектно-объектных отношений (Г.А. Климов, 1983, с. 218–219). На лингвистической карте мира явно преобладают языки номинативного и, далее, эргативного строя, а также языки, совмещающие их черты. Как замечает Н.Б. Мечковская, возможно, именно номинативный и номинативно-эргативный строй характерны для языков современного человечества (Н.Б. Мечковская, 2006).

Первые языки выражают идею обладания особым глаголом типа иметь , то есть приравнивают обладание к активному действию (такому, как, например, брать, держать). В этих языках преобладают предложения типа:

I have a cat. I have a brother. I have some money.

К таким языкам относится большинство европейских – английский, немецкий, французский – языков.

Второй тип языков приравнивает обладание к свойству или местонахождению (что-то где-то есть, что-то у кого-то есть), напр.:

У меня есть кошка. У меня есть брат. У меня есть немного денег .

Русский язык относится ко второму типу языков.

Всемирно известный лингвист Анна Вежбицкая (Вежбицка) заметила, что синтаксическая типология языков мира говорит о существовании двух разных способов смотреть на действительный мир : первый – описание мира в терминах причин и следствий; второй – представляет более субъективную (иррациональную) картину мира.

В русской культурной традиции преобладает тенденция рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими (А. Вежбицкая, 1997, с. 75–76).

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.( А.Толстой ). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.

Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетаниями не является:

однородные члены предложения;

служебная часть речи + существительное;

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примеры: ненависть к врагу, читать книгу.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Примеры: высокий дом.

синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая — определение, незнакомка — подлежащее, в самолете — обстоятельство, подарила — сказуемое, улыбку — объект, ему — косвенный объект.

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе — распространённым.

Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше — сложным.

Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе — односоставным.

Односоставные предложения делятся на следующие типы:

Определённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

Неопределённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

Обобщённо-личное предложение — простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Безличное предложение — простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

Инфинитивное предложение — простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе — неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? — Очень я тебя любила. — И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

Морфемика. Основные словообразовательные нормы

Нормы литературного языка обеспечивают единообразное понимание текста и преемственность культуры. Нормы литературного языка охватывают всю совокупность речевой деятельности и противостоят солекизмам — нарушениям грамматической, логической, семантической связности речи, а также речи нелитературной — диалектам, просторечию, различного рода социальным и профессиональным жаргонам, табуированным выражениям, засорению речи иностранными словами и оборотами, архаизмам и неоправданному речетворчеству в виде неологизмов.

По сфере действия нормы литературного языка подразделяются на общие (нормы языка) и частные (нормы речи). Общие нормы распространяются на любые высказывания, а частные — на произведения отдельных видов словесности, например, поэтических произведений, документов и т.д.

К общим нормам принадлежат:

орфоэпические нормы устной речи, которые подразделяются на фонетические (нормы произнесения слов и словосочетаний) и просодические (нормы построения интонации), например, ударение в слове обеспечение на третьем слоге;

морфологические нормы построения слов, например, множественное число от слова офицер — офицеры с ударением на третьем слоге;

словообразовательные нормы, например, образование от существительного условие глагола обусловливать со звуком и соответственно буквой о в корне, а не обуславливать;

лексические нормы употребления слов и устойчивых словосочетаний в определенных значениях, например, слово знаковый означает "относящийся к знаку, имеющий функцию знака", а слово значимый означает "имеющий существенное значение", поэтому нельзя сказать "знаковая речь президента", но "значимая или значительная речь президента"; или: "Дай Бог нам преодолеть наши очень сложные социально-экономические и политические проблемы" — проблемы можно решить.

логико-синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений, регулирующие правильную смысловую связь элементов высказываний. Например, если опущен обязательный элемент словосочетания, создается неопределенность смысла:

"Пожалуйста, тот, кто вносил, может высказаться. Кто вносил. Кто хотел бы с иных позиций? Дайте, пожалуйста, возможность. ";

собственно синтаксические нормы, регулирующие устойчивые формальные связи слов в словосочетаниях и предложениях; нарушение этих норм приводит к неразличению синтаксических значений и обеднению смысла фразы: "Начальник охраны завода доложил по вопросу о подготовке по заводу мероприятий по очистке территории";

орфографические нормы, регулирующие написания слов; нарушение орфографических норм затрудняет понимание письменной речи;

пунктуационные нормы, регулирующие членение предложений и обеспечивающие правильное понимание строения высказывания.

Общие нормы литературного языка изучаются в соответствующих разделах общего курса русского языка и в курсе стилистики.

К частным нормам принадлежат правила построения документов, публичных выступлений, научных сочинений, писем, художественных произведений и т.д.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.

Морфемика. Основные словообразовательные нормы

Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования. - Филологические науки, 1960, № 2.

Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков). - Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1995.

Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2003.

Протченко И. Ф. Лексика и словообразование русского языка советской эпохи. М., 2005.

Похожие страницы:

Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ ЦО

. обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; ·2. Развитию произвольности и . площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между . как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; .

Агглютинация

. понятие слова как основной единицы лексикологии, лексического значения слова, его предметной отнесённости. Освоить . принципы их классификации. Освоить основные понятия синтаксиса. Знать основные единицы синтаксиса, синтаксические связи. Значение: расширение .

Символизм как семиотическое явление и его гносеологическая оценка

Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем

. шагом в области логического синтаксиса, теория пифагорейцев способствовала возникновению . как социально-этическую единицу, но как единицу космическую, которая . социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Можно, пожалуй, согласиться .

Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.

Синтаксис?

Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.

Синтаксис — это.

Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.

Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.

Грамматика

Если на уровне младших классов школы, то:

Определение

Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении

Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.

В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…

Предмет изучения и основные единицы синтаксиса

Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:

  1. правила связывания слов и словоформ;
  2. языковые единицы, в строении которых и реализуются эти правила.

Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.

Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.

Книга

Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:

  1. словосочетание, ,
  2. сложное предложение.

В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:

Единицы

Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.

Аспекты синтаксиса

Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:

    Грамматический. Наиболее известный широкому кругу людей, поскольку именно такой синтаксис является традиционным. Его изучают в школе, он же был первым и долго доминирующим в академической науке.

Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.

В предложении

С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.

Аспект

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.


Лингвистика – это наука о языке. Она изучает язык с разных точек зрения, поэтому разделяется на несколько разделов. Самое общее деление – лексика и грамматика; последняя, в свою очередь, подразделяется на морфологию и синтаксис, о котором мы и поговорим.


Основные понятия синтаксиса

Итак, основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение (простое и сложное). Ребята знакомятся с ними еще в начальной школе, но полностью эта тема изучается и обобщается в 8 классе.

Словосочетание

Словосочетание – это два и более слова, связанные грамматической подчинительной связью. Оно выполняет номинативную функцию (называет).

Традиционно рассматриваются только подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых мы можем поставить вопрос от одного слова к другому; однако некоторые ученые считают, что существуют также предикативные словосочетания (подлежащее и сказуемое) и сочинительные (однородные члены).

В словосочетании одно слово главное (от него мы ставим вопрос), другое – зависимое.

По главному слову мы даем характеристику словосочетанию: именное оно (главное слово – существительное, прилагательное, числительное, местоимение), глагольное (глагол, причастие, деепричастие) или наречное (наречие).

По зависимому слову мы определяем тип связи слов в словосочетании: согласование (зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже и изменяется вместе с ним), управление (зависимому слову предписана определенная форма, в которой оно и стоит), примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи).

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так как между ними предикативная, а не подчинительная связь: мы можем поставить вопрос и от подлежащего к сказуемому (кот что делает? сидит), и от сказуемого к подлежащему (сидит кто? кот).

Предложение

Предложение, в отличие от словосочетания, выполняет коммуникативную функцию (передача информации). Оно произносится с какой-либо интонацией.
Особенности предложений:

  • выражают законченную мысль;
  • произносятся с какой-либо интонацией;
  • имеют грамматическую основу;
  • имеют маркеры границ: заглавная буква в начале, знак конца предложения на конце.

Смысловым и грамматическим центром предложения является грамматическая основа предложения. Без грамматической основы могут обходиться лишь неполные предложения, не способные выполнять коммуникативную функцию вне контекста.

Кроме главных, в предложении могут быть второстепенные члены (дополнение, определение и обстоятельство). Если они есть, предложение называется распространенным, если нет – нераспространённым.

Принято также характеризовать предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное или невосклицательное), по структуре грамматической основы (односоставное или двусоставное). Предложение может быть осложнено однородными членами, обращением, вводными или вставными конструкциями, обособленными членами.

Если в предложении более одной грамматической основы, оно сложное.

Что мы узнали?

Синтаксис изучает словосочетание и предложение. Словосочетания различают по главному слову (именное, глагольное, наречное) и по типу связи (согласование, управление, примыкание). Предложения бывают простые и сложные, распространенные и нераспространенные, различаются по структуре грамматической основы (односоставные и двусоставные), интонации и цели высказывания; могут быть осложнены.

Читайте также: