Доклад экскурсия в тарханы

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ Парфёновская основная общеобразовательная школа муниципального района Кинельский Самарской области

Проект на тему

учащиеся 9 класса

Руководитель проекта:

учитель русского языка

и литературы

2010-2011 год

hello_html_m1fb52246.jpg

Проблема: руководитель проекта имел счастливую возможность побывать в с. Тарханы Пензенской области и приглашает учащихся совершить заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем великого поэта М.Ю. Лермонтова.

Задача: не столько дать сведения о биографии, сколько познакомить с личностью поэта, подчеркнуть необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, постоянную устремлённость к неизведанному.

Форма презентации: заочная экскурсия.

Содержание проекта.

Историко-культурный памятник общенационального значения.

… Есть место, где я горесть начал знать.

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землёй

Навеки прежний вид оставит свой.

В каждую годовщину гибели поэта на тарханской земле собираются на лермонтовские чтения поклонники его поэзии. С поэтической трибуны слышится и живое слово Лермонтова, и стихи его поклонников и учеников.

. И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Льёт дождь. Холодный долгий дождь,

Хотя и середина лета.

А ты задумчиво идёшь

Землёй мятежного поэта.

В усадьбе тихо, ни души,

Дом барский звука не уронит,

Лишь кто-то в тёмном капюшоне

Из дома ключника спешит.

К пруду склонился старый вяз,

Грустя, должно быть, о поэте,

И не понять: где ты сейчас –

В сегодня, в прошлом ли столетье?

Чуть слышно звякнули ключи,

И занавеска колыхнулась,

Наверно, бабушка вернулась,

Поставив в церкви три свечи.

Печали ноша нелегка,

Стоят деревья в карауле…

Летит, летит через века

В сердца мартыновская пуля!

Утро в Тарханах

Ещё в усадьбе тишина.

Рассвет приходит в красках лета.

Берёзка в белом, как княжна,

Дубок в зелёных эполетах.

Дымится старый пруд слегка,

В парную воду смотрят ивы.

И кучевые облака

Кочуют над бессмертной нивой.

Уже малиновка поёт.

Заря сияет величаво.

Над миром солнышко встаёт

Лучистой лермонтовской славой.

В лучах – девчушка на тропе.

И самолёт под небосклоном…

Михайло Юрьевич! К тебе

Явился новый день с поклоном.

И пусть, подрастая, Лермонтов будет отлучаться из села, а взрослым человеком – рваться в Москву и Петербург к друзьям и единомышленникам, туда, где понимали и ценили его талант, но в трудные минуты жизни милые Тарханы будут притягивать поэта с особой силой.

Никакие самые мудрые воспитатели, самые лучшие курсы науки не могли дать Лермонтову того объёма ощущений и глубины понятий, которые он приобрёл ребёнком в Тарханах, в доме бабушки Е. А. Арсеньевой.

Люблю Отчизну я.

Но странною любовью…

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

… Как много лет назад шумит тарханский парк, белым облаком по весне покрываются сады, осенью завораживает шелест опадающей золотой листвы. И во все времена года, в любую погоду, идут к Лермонтову люди, чтобы ещё раз услышать о его жизни, чтобы вновь прикоснуться к живительному источнику его поэзии.

hello_html_3a71526e.jpg

1 — главный вход на территорию музея-заповедника

2 — административное здание музея-заповедника

3 — Дом-музей М. Ю. Лермонтова (Барский дом)

4 — церковь Марии Египетской

5 — дом ключника

6 — людская изба

7 — памятник М. Ю. Лермонтову

8 — дуб, посаженный М. Ю. Лермонтовым. Несколько лет назад его повалил ураган

9 — траншеи — место военных игр М. Ю. Лермонтова

10 — церковь Михаила Архистратига

11 — фамильная часовня Арсеньевых, где похоронен М. Ю. Лермонтов

12 — могила Ю. П. Лермонтова

Главный вход на территорию музея-заповедника

… Пускай историю страстей

И дел моих хранят далекие потомки.

Многозначительный и ко многому обязывающий стих.

Задача музея — не только бережно сохранять памятные лермонтовские места, но и изучать историю жизни и творчества поэта.

Не нужно спешить в музейные залы. Старинная усадьба, широкие и тенистые аллеи парка, зеркальная гладь прудов и даже сам густо напоенный запахом трав воздух тоже могут рассказать многое:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.

Лермонтов в своих стихотворениях также говорит о ней:

На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты

Беседку тайную, где грустные мечты

Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:

Там некогда стоял алтарь и муз и граций

И куст прелестных роз, взлелеянных весной.

Там некогда, кругом черёмухи млечной

Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой

Шутил подчас зефир и резвый и игривый…

hello_html_m68f1becb.jpg

Беседка стоит на одной стороне пруда, а на другой — начинается Круглый сад. Чтобы попасть в него, нужно пройти по мостик. Раньше летом по нему, по аллее, через Дубовую рощу ходили в Апалиху.

hello_html_6ea4e045.jpg

На усадьбе несколько прудов. Самый большой и живописный — Сельский или Большой. Здесь, на льду Большого пруда, видел будущий поэт кулачные бои.

Административное здание музея-заповедника

Музей-заповедник работает с 9 до 16 часов. Выходной день — вторник, последний четверг каждого месяца — санитарный день.

hello_html_m9ef3fbe.jpg

Барский дом

hello_html_m640ab0df.jpg

Комнаты, в которых представлены основные экспонаты:

кабинет Е. А. Арсеньевой,

спальня Е. А. Арсеньевой,

комната М. Ю. Лермонтова,

Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта. Строгой, уверенной и загадочной предстает Е. А. Арсеньсва; хрупкой, нежной и страдающей — М. М. Лермонтова; красивым и исполненным достоинства — Ю. П. Лермонтов. Трёхлетний Лермонтов, ещё совсем ребёнок, позирует старательно, в руках держит лист бумаги и карандаш.

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я.

hello_html_6dcca326.jpg

hello_html_f120079.jpg

В гостиной собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.

Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий.

hello_html_5e9d80a3.jpg

Изобразительный материал даёт представление об эпохе патриотического воодушевления, охватившего все слои русского общества во время войны 1812 года и после неё. Многое мог услышать в тарханском доме Лермонтов от героя Бородинского сражения Афанасия Алексеевича Столыпина, часто приезжавшего к своей сестре.

hello_html_m723c16e0.jpg

hello_html_m240e2f57.jpg

Чайная комната

hello_html_m2e2fca42.jpg

Классная комната

Рано проявился интерес Лермонтова к литературе — книги А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, французских писателей были ему знакомы с детства.

hello_html_3b8b08af.jpg

Кабинет Арсеньевой

В кабинете Е. А. Арсеньевой можно увидеть журналы и книги по сельскому хозяйству. Вместе с ревизскими сказками они характеризуют уклад жизни помещичьей усадьбы того времени. Портрет Екатерины II (гравюра Н. Уткина с оригинала В. Боровиковского, 1827) и виды Царского Села (литографии Шульца и Головина) говорят о вкусах и привязанностях тарханской помещицы.

hello_html_m66356ff.jpg

Спальня Арсеньевой

В спальне Е. А. Арсеньевой воссоздан типичный интерьер первой половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней — ночной светильник, съёмы для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом шерстяными нитками ковёр и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой.

Экспозиция комнаты рассказывает о последних годах жизни Елизаветы Алексеевны.

Комната Лермонтова

В комнате М. Ю. Лермонтова находится копия с одного из лучших его прижизненных портретов — работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка — это вещи Лермонтова-гусара.

Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения.

hello_html_m3aee0b0d.jpg

Кабинет Лермонтова

Центральное место рабочего кабинета поэта занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним — портреты любимых писателей: А. С. Пушкина (гравюра Н. Уткина с оригинала О. Кипренского), Байрона (литография Бове с оригинала Баратира), Вальтера Скотта (литография Зенефельдера с оригинала Деля).

Рукописи (воспроизведение авторизованных копий и автографов) рассказывают о тарханской зиме 1836 года, важной в творческой судьбе Лермонтова. Он создаёт произведения чисто русской тематики, серьёзно задумывается над социальными вопросами, о месте России в общеевропейском духовном развитии, пытается создать образ современного героя.

hello_html_6a3f1fdf.jpg

Церковь Марии Египетской

Церковь Марии Египетской входит в единый музейный комплекс барской усадьбы. Небольшое ампирное здание церкви было построено на месте первого барского дома в память о рано умершей матери поэта. Церковь освятили в 1820 году во имя Марии Египетской, покровительницы матери Михаила Юрьевича — Марии Михайловны Лермонтовой.

Так, я помню, пред амвоном

Пьяный поп, отец Евсей,

Запинаясь, важным тоном

Поучал своих детей;

Лишь начнёт — хоть плачь заране.

А смотри, как силен Враг!

Только кончит — все миряне

Отправляются в кабак.

По сохранившимся документам (описи церковного имущества и фотографии иконостаса 1923 года) в церкви был восстановлен интерьер: дубовый с позолоченными элементами иконостас, иконы — в большинстве тарханские, часть их — мемориальные. Экспозиция в церкви Марии Египетской позволяет раскрыть сложные вопросы о месте веры в мировоззрении поэта, его жизни и творчестве, отношении поэта к человеку и мирозданию.

В экспозиции на фоне церковной обстановки представлены документы, вводящие в круг лиц, а также в курс событий, с которыми будущий поэт знакомился в церкви Марии Египетской, — метрические книги, церковные ведомости, экземпляры царских указов и распоряжений, бывших на руках тарханских священников.

В церкви сейчас много местных икон. Особый интерес вызывает икона XVII века со святцами на ноябрь — месяц, когда отмечался Михайлов день.

Мария Египетская

Память преподобной Марии Египетской — извечного идеала православной аскезы — указывает на беспредельность человеческого совершенствования на пути к Богу.

hello_html_f2918fb.jpg

Дом ключника

Дом восстановлен на прежнем фундаменте в 1968 году.

В доме ключника экспонаты отражают уклад жизни народа на основе подлинных тарханских материалов. Большинство бытовых предметов было собрано в селе Лермонтово, у потомков крепостных.

Экспозиция вводной комнаты включает предметы, непосредственно связанные с Тарханами. На гравюре М. Рашевского по рисунку И. Панова (1881) и картине Н. Гарднера (1881) дом ключника виден в ансамбле тарханской усадьбы.

Предметы, найденные при раскопках на месте дома ключника перед его восстановлением, — остатки стеклянной и керамической посуды, фигурка шахматного коня, детали отделки дома — помогают представить этот флигель во всей его исторической конкретности.

hello_html_3ebf14a5.jpg

В первой комнате — предметы крестьянского обихода: сшитая из домотканой холстины повседневная одежда, домашняя утварь, орудия труда, которыми пользовались в поле, на гумне, в долгие зимние вечера при свете лучины. Они демонстрируются на фоне документов из истории Тархан, рисунков Лермонтова, литографий с изображением внутреннего вида крестьянской избы, сцен из деревенской жизни.

С челобитной служилых дворян Петру I с просьбой о выделении в собственность (1701) местных земель начинается писаная история Тархан. Купчая от 13 ноября 1794 года, прошение Е. А. Арсеньевой о вводе во владение имением, ревизские сказки — это небольшие, но достоверные частицы истории, известной Лермонтову.

Важный и трогательный факт отмечен в церковной метрической книге: несколько человек записались вольноотпущенными Лермонтова. Известно, что Лермонтов владел только шестнадцатью семьями дворовых, унаследованными от матери. Восемь семей в полном составе были им отпущены на волю.

Вторая комната дома ключника посвящена крестьянскому искусству. Тарханские жители открыли Лермонтову неиссякаемый источник поэзии в песнях, хороводах, играх. Народная душа выражалась в ярких красках одежды, причудливых орнаментах платков, сложном узоре прялок. Праздничная русская и мордовская одежда, искусные поделки крестьян довольно широко представлены в этой комнате.

Людская изба

Людская изба восстановлена на старом фундаменте в 1979 году. Во времена Лермонтова она предназначалась для нескольких дворовых семей, составлявших обслугу усадьбы.

Сейчас здесь открыта экспозиция "Русский народ, этот сторукий исполин…" в основу которой положен роман "Вадим", поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", стихотворения "Бородино", "Предсказание", "Родина". В этих произведениях раскрывается величие русского народа и России.

Россия для Лермонтова - это и русская природа. Красота старинного пейзажа раскрыта в пастелях художника Г.В. Салькова, размещенных в залах людской избы. Здесь же находится и ткацкая комната, где работают ткачихи.

Кроме старинной экспонатуры (предметы быта XIX века, издания произведений, иллюстрации) в литературной экспозиции применена аудиовизуальная система, включающая в себя видеоряд, фонограмму, приемы световой и цветовой выразительности.

В прекрасный осенний теплый день, 13 сентября, мы отправились на экскурсию в село Лермонтово, Пензенской области, в музей-заповедник Тарханы.


Собирались мы с вечера – готовили фотоаппараты и камеру – ведь столько хотелось запечатлеть на снимках.

С погодой нам повезло – было тепло, но не жарко.

Автобус отправился с 8 утра. По дороге экскурсовод нам много рассказывал о Саратове, о селах, деревнях, тех местах, мимо которых мы проезжали, о тех людях, которые жили в этих местах и стали знаменитыми. Было много интересной информации.

село Чунаки

Примерно в 10 утра мы сделали остановку рядом с селом Чунаки. Здесь оказалась очень комфортная беседка среди березок и удобные столики. Мы могли перекусить.

село Чунаки

Наконец, к 12 часам дня мы приехали к музейному комплексу в село Лермонтово.

Схема Лермонтовского музея-заповедника Тарханы

Пруд в Тарханах

Мы посетили два музейных комплекса.

В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба, дом ключника, мельница и дом мельника, заповедный парк, три фруктовых сада, Дубовая роща, пруды, теплица, конюшня, беседки, место детских игр М.Ю. Лермонтова.

Второй комплекс — фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова; находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.

Прежде всего мы пошли в Барский дом. Нам попался очень хороший экскурсовод. Она с душой рассказывала о доме, жизни и судьбе поэта, его родителей, его бабушки.

Барский дом


Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. В 1999 году была проведена реставрация дома.

Первая парадная комната барского дома – зала.
Центральное место занимают фамильные портреты: Лермонтова-ребенка, его отца Юрия Петровича, матери Марии Михайловны.


Все предметы зала рассказывает о быте и культуре дворянской семьи, о раннем детстве М.Ю. Лермонтова, его ближайшем окружении.

SONY DSC



Память о матери отразилась в детских рисунках поэта “Мадонна с младенцем” и “Ребенок, тянущийся к матери”.


За залой мы попали в гостиную. Стену украшает картина М.Ю. Лермонтова “Кавказский вид возле селения Сиони”. Это самое большое живописное полотно Михаила Юрьевича. Эту картину внук подарил любимой бабушке подарена бабушке Е.А. Арсеньевой.

Экскурсовод нам рассказал, что сохранилось 13 работ М.Ю. Лермонтова маслом, 51 акварель, около 450 рисунков пером и карандашом. Это так удивительно. Ведь мы никогда не думали о Лермонтове, как о художнике.


Следующая комната – столовая. Она обставлена мебелью красного дерева.


Затем наш группа перешла из барских комнат в образную комнату – так называемую девичью. Маленький Лермонтов любил прибегать сюда: девушки его ласково встречали, рассказывали сказки, пели песни про волжских разбойников.




Заглянули мы и в классную комнату, где поэт изучал разные науки. Здесь мы увидели учебники и учебные принадлежности, лепной рельефный глобус, астрономическую и географическую карты, ртутный барометр. В книжном шкафу — книги круга чтения Лермонтова и некоторые учебники.



В мезонине барского дома четыре комнаты, две из них занимала бабушка. Первая комната представляет рабочий кабинет помещицы. В спальне Е.А. Арсеньевой воссоздан типичный интерьер спален первой половины XIX века.

В личной комнате М.Ю. Лермонтова в застекленных шкафах красного дерева представлены книги круга чтения поэта, акварели, портсигар и курительная трубка, портрет поэта.











Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви Марии Египетской. Время пощадило памятник: он сохранил свою архитектуру. Церковь была возведена бабушкой поэта в память о дочери.



В непосредственной близости от барского дома расположены две усадебные постройки, в которых жили дворовые крестьяне: дом ключника и конторщика, а также людская изба. В них представлены: домашняя утварь, повседневная и праздничная крестьянская одежда, орудия труда, домотканые вышитые полотенца, ткацкие станы и др.









На территории заповедника есть пруды, мостики, беседка, ротонда. Видели мы упавшее дерево, которое посадил поэт.

tarhany055






tarhany124

При въезде в музей-заповедник “Тарханы”, возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника, в котором находится сейчас харчевня.












На территории заповедника летают птицы и пасутся лошади.

tarhany138

Фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых с часовней, где покоится прах М.Ю. Лермонтова находится в центре села. Там расположены три мемориальных здания: церковь Михаила Архистратига, часовня и сторожка – обнесены кирпичной оградой. С 1992 года сельская церковь была открыта для прихожан.

tarhany127




Экскурсия нам очень понравилась. Было очень интересно узнать много нового о детстве и юношестве поэта, о его жизни и судьбе и вообще о быте дворян и крестьян той эпохи. С интересом посмотрели художественные работы, а в сувенирной лавочке купили издание “Мцыри” с гравюрами, куклу-обережку, несколько магнитиков и закладки. Одна из закладок очень интересная – там находятся настоящие цветы – ромашки – собранные в гербарий на территории заповедника.

Сергеевых Светлана Анатольевна

Работа написана учащимися 10 класса, любящими творчество М.Ю. Лермонтова. При чтении реферата создаётся впечатление, что Яна и Диана дорожат всем, что связано с именем великого поэта. Очень трогателен финал работы.

ВложениеРазмер
tarhany_3.docx 53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы

Погорельская Яна Сергеевна 10 Б класс

Рахматуллина Диана Маратовна 10 Б класс

Сергеевых Светлана Анатольевна

г. Москва, пос. Ватутинки

Причины, побудившие заняться изучением истории усадьбы Тарханы.

Тарханский край – земля, взрастившая великого поэта.

Глава 1. Судьба усадьбы до приобретения ее Е.А. Арсеньевой.

Глава 2. Тарханы – усадьба Е.А. Арсеньевой. М.Ю. Лермонтов в Тарханах.

Глава 3. Тарханы сегодня. Государственный Лермонтовский музей-заповедник.

Тарханы – одно из достопримечательных мест Пензенского края.

Мы поставили перед собой следующие цели:

- изучить материалы о хозяевах усадьбы,

- выяснить, изменилось ли что-нибудь во внешнем облике теперь уже заповедного места,

-определить, какую роль сыграли Тарханы в творческой судьбе великого М.Ю. Лермонтова.

После обработки полученных данных мы поняли, что не напрасно взялись за работу над темой“Земля, взрастившая М.Ю. Лермонтова. Усадьба Тарханы”.

- изучение и обработка материалов, присланных из музея;

- систематизация обработанной информации;

- обращение к трудам литературоведов, внимание которых было сосредоточено на тарханской поре в судьбе и творчестве поэта.

В 1762г. княгиня Анна Михайловна Долгорукова, к тому времени овдовевшая, продала имение Настасье Александровне Нарышкиной, в собственности семьи которой Тарханы пробыли свыше 30 лет.

Настасья Александровна была женой комнатного стольника Ивана Ивановича Нарышкина. Большую часть жизни она провела при царском дворе. Рожденная Милославская, она была родственницей первой жены царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны. Настасья Александровна слыла ярой противницей петровских преобразований и, будучи близкой подругой царицы Прасковьи Федоровны, жены сводного брата Петра I Иоанна Алексеевича, имела большое на нее влияние. Ее замужество за Иваном Ивановичем Нарышкиным, родственником второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Кирилловны, рожденной Нарышкиной, служило примирению этих двух враждующих родов – Милославских и Нарышкиных. В последующие царствования дочерей Иоанна и Петра – Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны – семья Настасьи Александровны пользовалась благорасположением двора.

Единственный сын Нарышкиных Александр Иванович начал свою придворную карьеру с 13 лет со звания пажа, а в 23 года уже получил камергерство и был назначен в свиту императора Петра III. Свадьба Александра Ивановича Нарышкина с княжной Анной Никитичной Трубецкой была торжественно справлена во дворце в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Но близость Александра Ивановича к Петру III оказала ему плохую услугу в последующее царствование: при Екатерине II при дворе он никакой роли не играл.

У Настасьи Александровны, по преданию, хранилась как святая реликвия борода известного юродивого императрицы Анны Иоанновны Тимофея Архипыча.

Нарышкины верили, что от сохранности этой реликвии зависит благосостояние их семьи и продолжительность их рода. Но во время переезда в новый дом борода Тимофея Архипыча исчезла. Это было дурное предзнаменование. В этот же год Александр Иванович заболел тяжелым недугом, от которого спустя какое-то время преждевременно скончался. Он умер в чине тайного советника в Москве в 1782г. 27 лет от роду.

У А.И. Нарышкина было два сына: Иван и Петр. По завещанию бабушки Настасьи Александровны село Тарханы унаследовали оба внука, но Петр уступил свою долю Ивану.

Иван Александрович Нарышкин не сделал большой карьеры в царствование Екатерины II. Его звезда взошла, когда на престоле воцарился Александр I. Иван Александрович занял при дворе видное положение, разбогател, но вел такой образ жизни, который привел вельможу к разорению. Утратив состояние и расположение двора, он покинул Петербург и поселился в Москве, где прожил еще довольно долго.

Иван Александрович был женат на Екатерине Александровне Строгановой и по жене своей находился в родстве с А.С. Пушкиным (Е.А. Строганова была двоюродной сестрой тещи А.С. Пушкина Натальи Ивановны, рожденной Загряжской). В качестве двоюродного дяди И.А. Нарышкин навещал молодоженов Пушкиных в их квартире на Арбате.

У Нарышкиных были две дочери и три сына. Старший сын Нарышкиных, Александр, был убит на дуэли знаменитым дуэлянтом того времени графом Ф.И. Толстым-Американцем. Другие два сына Нарышкиных, Григорий и Алексей, были женаты. Алексей потомства не оставил, а у Григория хотя и были дети, однако эта ветвь рода Нарышкиных, по замечанию бытописателя Москвы и Петербурга М.И. Пыляева, пресеклась во второй половине 19-ого века.

Так сбылось суеверное пророчество, связанное с бородой юродивого Тимофея Архипыча. Потеряв бороду, семья Настасьи Александровны Нарышкиной поспешно утратила состояние и прекратила свой род. Одной из первых ласточек в потере состояния стало село Тарханы, в котором случился сокрушительный пожар.

Рассказывают, что пожар произошел следующим образом. Повар с лакеем бывшего нарышкинского управляющего вздумали палить живого голубя, который у них вырвался и полетел в свое гнездо, находившееся в соломенной крыше. Гнездо загорелось. Сгорело и все село до основания, кроме маленькой деревянной церкви. И.А. Нарышкин не захотел тратиться на восстановление и в 1794 г. продал село Е.А. Арсеньевой (будущей бабушке М.Ю. Лермонтова).

С этого момента начинается новая глава в истории данного имения.

Как было сказано выше, в 1794г., к моменту покупки именияЕлизаветой Алексеевной и Михаилом Васильевичем Арсеньевыми, усадьба Нарышкиных полностью сгорела, и молодые супруги Арсеньевы устраивались здесь заново.

Помещики екатерининской закалки, они строили усадьбу в полном соответствии с требованиями своего времени и собственным положением в обществе: большой одноэтажный барский особняк на крутом берегу в тридцать с лишним комнат за восточной окраиной села; сады, спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного благоустройства того времени; пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, террасы, липовая аллея, розарий и летний выход из гостиной в парк.

Нам же дороги Тарханы тем, что здесь прошли детские годы великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Михаилу Юрьевичу не исполнилось и года, когда ранней весной 1815г. его привезли из Москвы в имение бабушки. Почти половину своей короткой жизни он прожил здесь.

В Тарханах Михаил Юрьевич был окружен заботой, любовью и лаской, несмотря на разлуку с отцом и смерть матери. В мальчике души не чаяла бабушка. Потеряв в 1817 году единственную дочь, Елизавета Алексеевна занялась воспитанием внука и перепланировкой усадьбы. Она продала барский одноэтажный дом на слом, возведя на его месте церковь во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны.

Елизавета Алексеевна создала все условия для воспитания и развития внука. Мальчику были отведены в доме две светлые комнаты. Можно предположить, что одна была спальная, другая – игровая.

Первый биограф М.Ю. Лермонтова П. Висковатый писал:

Михаил Юрьевич с детства имел особую склонность к рисованию. Исследователи творчества великого поэта утверждают, что, если бы литература не стала главной страстью М.Ю. Лермонтова, он смог бы стать выдающимся художником. Сохранилось 13 работ Михаила Юрьевича маслом, 51 - акварелью, около 450 рисунков пером и карандашом.

Большое внимание уделила Елизавета Алексеевна домашнему образованию внука. Желая создать вполне подходящую обстановку для занятий, она наняла учителей и решила обучать внука вместе со сверстниками, с которыми он делил бы и часы досуга. Кроме Акима Шан-Гирея, Пожогиных-Отрашкевичей, здесь воспитывались братья Юрьевы, князья Максютовы и др. Одно время в Тарханах жили десять мальчиков. П.А. Висковатый, писал, что домашнее обучение в Тарханах Е.А. Арсеньевой обходилось до десяти тысяч ассигнаций в год. В программу обучения были включены немецкий, французский, латинский, греческий языки. Учился Миша прилежно.

Уделялось в Тарханах внимание и физическому развитию Мишеля. Верховая езда на маленькой лошадке с черкесским седлом, сделанным вроде кресла, и гимнастика были любимыми упражнениями Лермонтова. С детства любил Михаил Юрьевич играть в шахматы, один из кавказских сослуживцев поэта вспоминал, что в редких случаях удавалось кому бы то ни было выиграть партию у Лермонтова. Любимые Тарханы поэт покинул в 1828 году, когда поехал учиться в Москву, но он возвращался в усадьбу. Последний раз он приехал сюда 31-ого декабря 1835-ого года в отпуск, по окончании которого отправился в Петербург.

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта, услышал и полюбил народные песни и предания о волжских разбойниках, а также о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.

В Тарханах Михаил Юрьевич Лермонтов обрел свой последний приют. Он похоронен в той земле, которая его взрастила. Михаил Юрьевич Лермонтов оставил о себе добрую память у односельчан. О Лермонтове земляки слагали легенды, имеющие под собой реальную почву. Предания о Лермонтове объединяет одно свойство: во всех без исключения легендах поэт предстает в образе очень привлекательного человека – доброго, отзывчивого, щедрого, гуманного.

«Уже с детских лет он для крестьян родного села – заступник перед бабушкой. В одной легенде говорится, как однажды повели дворовую девушку наказывать, а Миша остановил людей и кричит бабушке: “Не позволю бить”, а сам плачет. Елизавета Алексеевна вышла на крыльцо, отменила наказание и сказала: “Ишь защитник! Самого тебя побью за это”. (Из рассказа И.Д. Знаменского, р. 1866, со ссылкой на М.М. Коновалову). Г.П. Сорокин (р. 1868) подтверждал, что “когда Михаил Юрьевич был еще ребенком, он не позволял наказывать крестьян: бывало, увидит, что мужиков ведут на порку, сейчас бежит к бабушке и говорит: “Бабушка, я запрещаю бить людей! Ведь мужики такие же люди, как и мы”. И барыня отменяла порку”. Впоследствии, когда Михаил Юрьевич уехал из Тархан (сначала на учебу в Москву, а потом в Петербург), крестьяне всегда ожидали его с нетерпением, потому что при нем отменялись наказания розгами, а бедные получали хлеб и одежду. « Самой популярной стала легенда о том, как Михаил Юрьевич Лермонтов подарил тарханцам лес на избы и кирпич для печей, а те в ответ подарили молодому барину коня. Содержание ее сводилось к следующему.
После долгой отлучки приехал Михаил Юрьевич на побывку. Бабушка от избытка чувств не знала, чем его порадовать.
-Ну, Мишенька, проси, что угодно, все для тебя сделаю, - пообещала будто бы она.
Внук сказал, что многие избы в селе обветшали, покосились от старости и вросли в землю. Пора бы заменить их новыми. Не ожидала бабка такого оборота дела, но все-таки вынуждена была согласиться дать лесу нуждающимся крестьянам.
Выложил М.Ю. Лермонтов перед бабкой и вторую просьбу: выделить им и кирпич для труб, чтобы избы топились по-белому.
Обещала она и кирпич. Тогда Михаил Юрьевич назвал и третью просьбу: отпустить всех крестьян на волю, наделив их землей. Бабушке отступать было некуда, и она дала слово уважить и третью просьбу. Первые две стали выполняться сразу же, а с третьей Елизавета Алексеевна замешкалась. Все откладывала да откладывала. А тут и срок отпуска истек, и Михаил Юрьевич уехал, но перед отъездом напомнил бабушке о своей последней просьбе. Она дала слово сделать так, как он просит. Но слова своего не сдержала. Будто бы барыню отговорила ее любимая холопка ключница Дарья Куртина.

Если бы поэт не был добрым и душевным человеком, вряд ли бы так плакали крестьяне в день его похорон. Простые люди понимали, кого провожали в последний путь в апреле 1842 года.

У Михаила Юрьевича Лермонтова было предчувствие ранней смерти, о чем свидетельствуют его стихи. Похороненным же он хотел быть в Тарханах:

Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

У входа в усыпальницу М.Ю. Лермонтова и его родственников растет ветвистый дуб. В 1859 году слуга поэта А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один. " По сей день это огромное дерево встречает перед входом в усыпальницу всех, кто приезжает почтить память великого Лермонтова. Как бы исполняя его поэтическое завещание, шумит и склоняется над его могилой могучий дуб:

…Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

В северной части усадьбы, на большой поляне при въезде в музей-заповедник, возвышается ветряная мельница, рядом с ней находится дом мельника. Усадебный ветряк производил муку для потребностей господ и дворовых крестьян, существование свое прекратил в последней четверти XIX века. Восстановленная в 2007-ом году, мельница в Тарханах представляет собой действующий, функционально живой памятник деревянного зодчества и сельского быта прошлого; возраст её – более 100 лет.

В комплекс усадьбы входит также церковь Святой Марии Египетской. Небольшое здание храма в стиле ампир построено на месте первого барского дома в память о рано умершей матери поэта. Церковь освятили в 1820-ом году во имя святой Марии Египетской, покровительницы Марии Михайловны Лермонтовой.

Тринадцать раз поэт отмечен в метрических книгах как крестный отец крестьянских детей. В книге за 1845-ый год сохранилась запись о смерти бабушки поэта Е.А Арсеньевой.

Барская усадьба, в которой рос поэт, являла собой пример садово-парковой архитектуры. Три сада, небольшой, но очень красивый декоративный парк с традиционными аллеями и розарием, живописные пруды – всё это и сейчас могут увидеть многочисленные посетители заповедника.

На территории заповедника есть и теплица, где выращиваются характерные для первой половины XIX века виды цветов для дальнейшей их высадки и украшения комнат барского дома.

В центре села на высоком берегу Большого пруда стоит церковь. Она возведена на средства Е.А. Арсеньевой взамен старой деревянной церкви святителя Николая Чудотворца, построенной первым владельцем села Яковом Долгоруковым в середине XVIIIвека. Старая церковь была перенесена на сельское кладбище и служила там часовней. Новый храм в 1840-ом году, за год до гибели поэта, был освящен во имя Архангела Михаила, считавшегося святым покровителем М.Ю. Лермонтова.

Рядом с церковью Архангела Михаила расположена усыпальница Арсеньевых-Лермонтовых. Она занимает самое главное место среди других экспозиций.

Выводом из нашей работы можно посчитать стихотворение, которое родилось у нас в процессе написания данного реферата.



Слайд 2

И если как­нибудь на миг удастся мне Забыться, ­ памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места .


Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1814 года. Весной 1815 года в пятимесячном возрасте вместе с родителями он переехал жил в старинное село Тарханы – поместье его бабушки. В Тарханах прошли детство и отрочество Лермонтова. Михаил Юрьевич прожил там половину своей жизни.


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6

Тарханы Бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь впервые детскому взору открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек.


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14

Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года. В гостиной собирались родственники и соседи­ помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом.


Слайд 15


Слайд 16

В спальне Е. А. Арсеньевой воссоздан типичный интерьер первой половины XIX века: кровать, накрытая покрывалом ручной работы крепостных мастериц, ширма, прикроватная тумбочка, на ней — ночной светильник, съёмы для снятия нагара и стакан в подстаканнике, вышитые крестом шерстяными нитками ковёр и картина, поставец красного дерева, заполненный посудой.


Слайд 17

Узкий коридор отделял комнаты бабушки от комнат внука. О внуке Е. А.Арсеньева думала постоянно. "…Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем", ­ писала она своей знакомой.


Слайд 18


Слайд 19


Слайд 20

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка­ножичек, принадлежавшие поэту. Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре ­ портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.


Слайд 21


Слайд 22

В Тарханах Лермонтов получил домашнее образование. Для занятий была отведена отдельная комната ­ классная. На полках и в шкафу ­ книги, отражающие курс домашнего обучения того времени


Слайд 23


Слайд 24

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка Ваську. Именно в Тарханах Лермонтов увидел „барство дикое", а в 16 лет в драме „Странный человек" сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди. Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство ­ все куплено кровавыми слезами.


Слайд 25

Церковь Марии Eгипетской Рядом с барским домом возвышается однокупольное здание церкви, освященной в 1820 году во имя Марии Eгипетской. Это небольшое стройное ампирное здание возведено хозяйкой имения Е. А. Арсеньевой в память дочери Марии Михайловны на месте первого барского дома, проданного на слом.


Слайд 26


Слайд 27

Дом ключника В этом доме жил Андрей Иванович Соколов – слуга поэта, который был подарен маленькому Лермонтову.


Слайд 28

Сейчас здесь выставка крестьянской одежды и предметов быта лермонтовского времени. В мини­мастерских раскрываются секреты старинных ремесел.


Слайд 29

Подворье дома. В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В 1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых, включая женщин и детей, 176 человек.


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32


Слайд 33

Есть 2 сада и дубовая роща. Для военных игр маленького Лермонтова были вырыты траншеи. Дорожки для неспешных прогулок.


Слайд 34

Справа от дороги, ведущей к центральному архитектурному комплексу, напротив одной из аллей парка, что рядом со зданием научной части музея, в 1985 году был воздвигнут памятник Лермонтову


Слайд 35

Свод неба синий тих и чист; Прохлада с речки повевает, Прелестный запах юный лист С весенней свежестью сливает. Барский пруд


Слайд 36


Слайд 37


Слайд 38


Слайд 39

Она строилась с 1826 года на средства Е. А. Арсеньевой в честь Михаила Архистратига, считавшегося покровителем Лермонтова. М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск.


Слайд 40

У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: "Старая барыня, как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть в лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один. " Фамильная часовня Арсеньевых


Слайд 41

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал на веки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб дыша вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.


Слайд 42

Над могилой поэта был воздвигнут памятник из черного мрамора, на нем золотыми буквами высечено: "Михайло Юрьевич Лермонтов. 1814­1841".


Слайд 43

…Я родину люблю И больше многих: средь ее полей Есть место, где я горесть начал знать, Есть место, где я буду отдыхать, Когда мой прах, смешавшися с землей, Навеки прежний вид оставит свой.


Слайд 44


Слайд 45


Полный текст материала Презентация к уроку литературы "Заочная экскурсия в Тарханы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: