Доклад на тему впр в начальных классах

Обновлено: 28.06.2024

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы качества образования являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР), основной государственный экзамен (ОГЭ), единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

Всероссийская проверочная работа обучающихся не является государственной итоговой аттестацией, проводится на региональном или школьном уровнях и является аналогом традиционных годовых контрольных работ.

Особенность всероссийской проверочной работы обучающихся:

  • единство подходов к составлению вариантов заданий и проведению самих работ, и их оцениванию;
  • использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

Всероссийские проверочные работы планируется использовать в качестве мониторинга результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также для развития единого образовательного пространства в Российской Федерации.

Всероссийские проверочные работы:

  • не ЕГЭ, они не являются государственной итоговой аттестацией;
  • вместо КИМ – варианты проверочной работы;
  • федеральные контрольные работы без заданий с выбором ответа;
  • можно сравнить с итоговыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились в школах, отличие в том, что ВПР разрабатываются на федеральном уровне в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • вместо демоверсии – образец проверочной работы;
  • единые подходы к составлению вариантов и единые критерии оценивания в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:

  • выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
  • спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
  • позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
  • определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
  • определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

В 2016-2017 учебном году младшим школьникам было предложено выполнить работу по трём предметам (математика, русский язык и окружающий мир).

Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Структура и содержание ВПР

Что же представляли собой ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру?

Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.

Часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.

Проверочная работа по математике включала 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, умения интерпретировать и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.

Проверочная работа по окружающему миру состояла из 10 заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

Успешность выполнения заданий.

Рассмотрим на примере работ, учащихся нашей гимназии какие же задания были успешно выполнены, а какие вызвали затруднения.

Русский язык.

Более успешно были выполнены задания в части 1 по русскому языку: 1К1, 1К2,2,3(2), в которых проверялось умение писать текст под диктовку, соблюдать в практике письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы; умения распознавать однородные члены предложения; умения распознавать части речи, умение находить главные и второстепенные члены предложения.

При выполнении заданий части 2 по русскому языку успешно были выполнены задания: 4,5,7,11,12,13,14,14, в которых проверялись умения:

  • распознавать орфоэпическую норму и ставить ударение;
  • умение классифицировать согласные звуки (звонкие/глухие);
  • умение составлять план текста из 3-х пунктов;
  • умение распознавать имена существительные, прилагательные, личные местоимения, глагол и их грамматические признаки.

Затруднения у отдельных учащихся вызвали задания: 8,9,16, в которых проверялось умение распознавать основную мысль текста и письменно её оформлять, задавать вопрос по тексту, умение выражать просьбу или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения.

Математика

В тестовой работе по математике успешны выполнены задания, в которых проверялось умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать арифметическим способом задачи, связанные с повседневной жизнью, умения решать текстовые задачи, используя единицы измерения величин (масса, время, длина, площадь, скорость).

Затруднения у учащихся вызвали задания, в которых проверялись умения выполнять построение геометрических фигур с заданными изменениями, уровень овладения основами логического и алгоритмического мышления на примере решения задач в 3-4 действия, умения интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований.

Окружающий мир

Анализ успешности выполнения заданий по окружающему миру показал, что учащиеся лучше справились с заданиями: 1, 2, 3.1, 5, 6.1, 8, 10.1.2, в которых проверялись умения: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, понимать информацию в виде таблицы, работать с картой и по очертаниям называть материки, использовать модели для решения учебных задач(строение человека), проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, проводить сравнения, анализ, синтез и осуществить выбор ответа, оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах, владеть знаниями о родном крае и его достопримечательностях.

Недостаточно сформированы у учащихся следующие умения по окружающему миру:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слайд 3. Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Леонардо да Винчи

Всем нам хорошо известно, что в настоящее время оценочной процедурой качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся.

Слайд 4. Новизна всероссийских проверочных работ заключается в следующем:

1) Единые для всей страны задания, больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

2) Единые требования к процедуре проведения работы.

3) Использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.

4) Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 5. Назначение ВПР

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:

ü Оценить уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

ü Выявить пробелы в знаниях обучающихся.

ü Даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах.

ВПР проводятся в 4 классах по трём предметам: русский язык, математика, окружающий мир.

Слайд 6. Как помочь подготовиться к ВПР?

1. Общение с родителями. Знакомство родителей и учащихся с процедурой проведения ВПР.

ü Проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР.

На одном из родительских собраний мы познакомили родителей с демоверсией ВПР и предложили решить некоторые задания.

Родители пришли к выводу о том, что готовиться к выполнению работ нужно совместно.

ü Родителям и учащимся даём полную информацию (знакомим их с процедурой проведения ВПР, критериями к работе).

Отметка по пятибалльной шкале (математика)

Первичные баллы

ü Индивидуальные консультации для родителей.

§ организация режима сна и питания ребенка;

§ умение распределять время - при выполнении обычной домашней работы ребёнок должен иметь перед собой часы;

Слайд 8.

2. Правила работы с заданиями

До начала работы с ВПР мы напоминаем правила работы с заданиями:

Ø Сосредоточься!

Ø Торопись не спеша!

Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Ø Начни с лёгкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься.

Слайд 9.

Ø Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Затем можно будет к ним вернуться.

Слайд 10.

Ø Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь всё, что было в предыдущем.

Ø Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех.

Слайд 11.

Ø Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Ø Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Слайд 12.

Ø Не огорчайся! Стремись выполнить все задания. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей отметки.

Работу по математике по подготовке к ВПР я строила следующим образом:

Слайд 13.

- проводим самооценку: кто легко справился с заданием и уверен, что также легко справится с подобным;

- кто испытывал затруднения и неуверен, что справится с подобным заданием;

- кто не понял, как выполнять такое задание.

- После выполняем типичное задание самостоятельно.

По окончании выполнения всех заданий, для себя делаю таблицу тем, которые вызвали затруднения или решались долго.

Если 1 вариант (1 занятия) решался тяжело, то второе занятие выполняем тоже вместе.
Слайд 15.

Третий вариант ВПР ребенок решает полностью самостоятельно 45 минут. Сверяем ответы, считаем баллы.

Суммируем количество баллов и выставляем отметку согласно критериям.

3.Проводим анализ выполненной работы

Прорабатываем вместе с учащимися каждое задание.

Самопроверка по ответам. Анализ затруднений.

Таким образом, разбираются все задания.

Слайд 17. Почему ребенок должен проверять сам себя и выставлять баллы?

Когда мы, учителя, проверяем работу сами, исправляем ошибки, ставим баллы, некоторые дети и не прочувствуют ошибки, которые совершили: (например, надстрочная двойка в квадратных метрах или пояснение при решении задач), не обратили бы внимания на эти слабые места, и они для него остались бы за кадром. Но когда ребенок сам проверяет и видит из-за чего он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции, возможно, не дадут ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит подобных ошибок.

Упражнения для подготовки к ВПР по математике

1. Найди значение выражения 53 – 26

2. Найди значение выражения

В 1 и во 2 задании в тесте требуется записать только ответ.


Слайд 19. 3. В задании №3 ребенок должен рассмотреть рисунок, ответить на вопрос, записать решение задачи и ответ.

Проверяющий, согласно критериям, ставит 1 балл. Ребёнок, который владеет хорошими вычислительными навыками, теряет балл.

Да никакой не зверь) А простая Всероссийская проверочная работа. Именно так расшифровывается эта аббревиатура.

Согласитесь, звучит гордо! И немного волнительно… И еще немного страшно… Годовая контрольная и то как-то проще будет. А все почему? А все потому, что контрольная для нас, родителей, понятие знакомое. А вот ВПР – это что-то новое и неизвестное.

Но сейчас мы рассмотрим это явление подробнее и уже не будет так неуютно.

Итак, в первый раз ВПР школьники пишут в конце 4 класса. В мае месяце. То есть в самом конце обучения в начальной школе. А потом и в 5-м классе будут писать, и в 6-м и в 7-м и так до конца школьного обучения.

Проводится ВПР по разным предметам. Отдельная работа по каждому из предметов, а не все сразу. Проведение этой работы позволяет оценить уровень знаний учеников по предмету. А также оценить работу учителя и общий уровень подготовки детей, который может предложить школа. И сравнить этот уровень с другими школами.

По результатам можно сделать выводы о том, нужна ли определенному учебному заведению помощь. Например, в виде дополнительных курсов повышения квалификации для педагогов.

Ну а ВПР в четвертом классе позволяет также понять, готовы ли детки к учебе в средней школе и соответствуют ли их знания и умения требованиям ФГОС НОО .

Причем, Рособрнадзор не рекомендует учитывать результаты ВПР при выставлении итоговых годовых оценок.

Особенности проведения ВПР

По сути ВПР — это как ЕГЭ. И, на мой взгляд, их можно рассматривать как многократно повторяющуюся репетицию перед главным школьным экзаменом, который проводится в 11 классе.

И это неплохо. Ведь явно, на ЕГЭ ребенок будет чувствовать себя более-менее спокойно, если он уже много раз выполнял подобные работы.

Выполняется ВПР на специальных бланках заданий, которые выдаются перед началом испытаний. Также дети могут использовать черновики, только все, что написано в черновиках при оценивании работы не учитывается.

Интересно, что имена и фамилии учеников в работах не указываются. А указывается специальный четырехзначный код, который присваивается ученику. Этот код пишется в специально отведенном месте на бланке с заданиями. Для чего нужны эти коды? Не проще ли было подписывать работы по-человечески? Может и проще. Но в этом есть смысл.

Дело в том, что использование кодов позволяет учителям при проверке работ не быть предвзятыми. Ведь они не знают, кто конкретно работу выполнял, так что любимчики и нелюбимчики отменяются. Педагог видит только ошибки и правильные ответы, а не конкретного ученика, который работу выполнял.

Оценивают работы в соответствии с критериями оценивания, которые школа получает вместе с вариантами работ. А вариантов много. Не так как раньше, первый и второй. Так что, списать не получится.

Перед началом работы, педагог проводит обязательный инструктаж. В 4 классе он длится 5 минут. На инструктаже ребятам объясняют:

  • что они сейчас будут писать проверочную работу;
  • говорят, сколько в ней заданий, о том, что выполнять эти задания можно в любом порядке, главное решить как можно больше;
  • показывают листки с заданиями с двух сторон;
  • предупреждают, что если вдруг ученик поймет, что он ошибся в ответе, то можно зачеркнуть неправильный вариант и написать правильный.

Затем все вместе дети записывают свои коды в нужное место. Им обязательно желают удачи, и они начинают работать.

Никакими дополнительными материалами, книгами, учебниками, рабочими тетрадками, словарями, калькуляторами, атласами пользоваться нельзя. Все должно быть уже у школьника в голове.

Все ученики четвертых классов России пишут ВПР в одни и те же дни. Например, в прошлом году ВПР по математике проводилась 17 мая.

На проведение ВПР отводится 45 минут. По каким же предметам проводят ВПР в 4 классе? Узнаем из следующей главы.

По каким предметам?

Итак, в 4 классе проводятся Всероссийские проверочные работы по трем предметам, а именно:

  1. русский язык;
  2. математика;
  3. окружающий мир.

Предлагаю немножко заглянуть в эти ВПР-ы и чуть-чуть выяснить, что же там будут предлагать деткам?

ВПР по русскому языку

Работа по данной дисциплине проводится в два этапа. За два дня. На каждую часть отводится 45 минут.

В первой части ВПР по русскому ребятам предлагают написать диктант и выполнить два задания, которые с этим диктантом связаны. Вот примерный текст диктанта, который предлагался четвероклассникам в 2016 году.

И к этому диктанту предлагаются вопросы.

  1. Нужно найти в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выписать это предложение и эти сказуемые подчеркнуть.
  2. Выписать из текста 6-е предложение. А затем подчеркнуть в нем главные члены. И над каждым словом написать, какой частью речи оно является.

На этом 1 часть заканчивается.

Во второй части нет никаких диктантов, изложений, сочинений. А есть 13 вопросов, на которые необходимо ответить. Есть вопросы общего характера, по темам, которые изучаются в курсе начальной школы.

Например, нужно правильно поставить ударения в словах: алфавит, брала, занята, квартал.

Или найти в предлагаемом предложении слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Ну а большинство вопросов связаны с работой с текстом. Ребятам предлагают прочитать текст и потом по этому тексту задают разные вопросы. Например:

  • определить и записать основную мысль текста;
  • составить его план;
  • объяснить значение того или иного слова;
  • найти в тексте слово соответствующее определенной схеме;
  • выписать местоимения, указать их лицо и число.

Также имеются задания творческой направленности с представленным текстом не связанные. Например, нужно записать свой отказ от приглашения на День Рождения одноклассника.


Этими вопросами задаются учителя всех предметов и школ. Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, и вообще, что это такое. Как понять, готов ли ребенок к проверке? Как лучше подготовить ученика к проверочным работам?

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:

• выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);

• спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;

• позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;

• определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;

• определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП и готовности школьников к продолжению образования.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.

Введение нового образовательного стандарта гарантирует достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы , что составляет основу успешности дальнейшего обучения.

Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной критериальной основе.

Внешняя оценка организуется на региональном и федеральном уровнях также в различных формах, одной из которых является написание выпускниками начальной школы всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру. Внешняя оценка дает общее понимание того, что собственно нужно оценивать. В ходе итоговой оценки значительное внимание должно отводиться оценке способности школьников применять полученные знания при решении учебных и практических задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного ответа или решения.

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

Для того, чтобы максимально эффективно помочь обучающимся подготовиться к ВПР, я применяю следующие методы и технологии:

Даю учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делаю акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставлю перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показываю, как достижение этих целей отражается на подготовке к ВПР.

Не нужно говорить с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно провожу короткие диагностические работы в течение года используя задания. которые встречаются в КИМах ВПР.. Для достижения большего результата, улучшения предметной грамотности во всех классах провожу географические диктанты, обязательно включающие задания и на знание географической номенклатуры и основных понятий.

Использую при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга. Например, при изучении географических координат в 6 классе, материал еще свеж в памяти обучающихся, однако, в более старших классах эта тема забывается. Для того, чтобы не забывать подобные навыки в 7 классе при изучении материков стараемся определять географические координаты крайних точек, выдающихся географических, исторических и культурных объектов.

Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся постоянно, но мы стараемся часто не употреблять эти магические буквы. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать , а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.


-75%

Читайте также: