Союз воинствующих безбожников доклад

Обновлено: 30.06.2024

СВБ создавался для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах [9, с.3]. Членом СВБ мог быть каждый трудящийся, проживающий в пределах СССР, достигший 14 лет и порвавший с религией. Лица, не достигшие указанного возраста, не моложе восьми лет, могли входить в союз, но без права решающего голоса. Детям предлагалось составлять группы юных безбожников. Первичной организацией СВБ являлась ячейка, строившаяся в основном по производственному принципу при фабриках, заводах, клубах, учреждениях, воинских частях, учебных заведениях и т.д. [9, с.10]. На районные, городские и окружные советы возлагалась задача непосредственного руководства и организации антирелигиозной работы применительно к местным условиям на основе планов и указаний вышестоящих советов, вербовка в члены СВБ, создание ячеек и антирелигиозных кружков, выполнение всех директив вышестоящих органов СВБ [9, с.23].

Поэтому не удивительно, что на заседании окружного организационного бюро СВБ, состоявшегося 18 декабря 1928 г., была отмечена крайне слабая, непродуктивная и плохо организованная работа тобольских городских ячеек. В частности, отмечалось, что представители ячеек не являлись на городские собрания, не уплачивали членских взносов, мало внимания уделяли организации уголков безбожника [3, 8].

За два месяца существования подотдела через него прошло около 5000 человек посетителей путем организованных экскурсий. В основном это были профсоюзные организации Тобольских учреждений, школы города и ближайших сельских местностей, комсомольские и пионерские организации. Особенно много посетителей прошло в пасхальные дни, когда вход в музей был бесплатным. Только в первый день Пасхи антирелигиозный подотдел посетило 1200 человек [3, 45]. Союз Безбожников г.Тобольска возлагал на подотдел большие надежды в деле атеистической пропаганды в Тобольском округе. Планировалось в дальнейшем организовать на его основе целый музей, посвящённый истории борьбы с религией, который предполагалось разместить в кафедральном Соборе в случае его закрытия [8, с.45].

К началу 1929 г. была окончательно сформирована структура органов Союза Воинствующих Безбожников. Работой в общесоюзном масштабе руководил Центральный Совет во главе с Ем. Ярославским. На уровне области – Уральский областной Совет СВБ с центром в Свердловске (председатель – Б.Щепкин), в округах – Окружные Организационные Бюро. Так же в каждом городе и районе образовывались свои городские и районные Советы СВБ. Низовым подразделением в данной системе являлись ячейки на предприятиях, в учебных заведениях, организациях.

15 декабря 1928 г. в г. Свердловске состоялся первый Уральский Областной съезд Союза Воинствующих Безбожников. На съезде было запланировано завербовать в течение года 100 тысяч человек в члены СВБ. Самое многочисленное пополнение безбожных кадров ожидалось в Свердловском, Пермском, Тагильском, Челябинском, Златоустовском округах – по 7–9 тысяч человек в каждом. Безбожникам Тобольского округа предлагалось увеличить свои ряды на 3 тысячи человек (в среднем на район по триста человек).

Таким образом, несмотря на весьма активную кампанию по распространению антирелигиозной литературы задачи, поставленные перед Тобольским окружным советом СВБ, не были решены. Население в своей массе не проявляло интереса к подобного рода изданиям. Также не удалось добиться расширения состава союза. Через три месяца активной работы по вербовке безбожных кадров численность СВБ Уральской области составила всего 9.428 человек [1, с.78].

Сургутское отделение Союза Воинствующих Безбожников в своей антирелигиозной работе превзошло многие районы области. В 1930 г. по району насчитывалось восемь ячеек СВБ, из них в сельской местности 6, в райцентре – 2 (в том числе одна школьная). Всего в Сургутском районном СВБ числился 231 человек. Из них в Сургуте – 88 человек; в Тундрино – 26; в Покуре – 11; в Югане – 18; в Кушниково – 14; в Локосово – 7; в Пилюгино – 7; в школьных ячейках – 60 человек [4, 16]. По социальному составу среди членов ячеек было 15 рабочих, 12 батраков, 31 крестьянин середняк, 22 бедняка, 91 служащий, 35 юных пионеров. По постановлениям самого населения в районе передаются под культурные учреждения Сургутская церковь (оборудована под клуб, избу-читальню и кинотеатр), церкви в Юганске, Локосово, Тундрино, Покуре (под красные уголки). Силами профсоюзных организаций в райцентре было проведено три художественных антирелигиозных вечера с постановками на антирелигиозные темы. Кроме того, в антипасхальную кампанию организуется антирелигиозная демонстрация.

Но несмотря на кажущиеся успехи в деле борьбы с религией и церковью в Сургутском районе председатель районного Совета СВБ В.Б.Пакин в полугодовом отчёте сообщал, что антирелигиозная работа в районе проводится недостаточно и нерегулярно из-за слабой инициативы со стороны ячеек СБ и не всегда серьезного отношения к ней со стороны культурных организаций и политпросвет учреждений [4, 16].

Причины неудач безбожного движения в Тобольском округе Уральской области видятся нам в первую очередь в невозможности изменить мировоззрение человека, его ценностные и жизненные установки в короткие сроки и с применением административных методов, посредством которых советская власть боролась с религиозной идеологией.

2. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.2.

3. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.3.

4. ГУТО ГА в г.Тобольске. Ф.709. Оп.1. Д.6.

6. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР/ Д. Поспеловский. М., 1996.

7. Сталин И.В. Соч. Т.11.

8. Телишёв И. Бюллетень общества изучения края при Музее Тобольского Севера/ И. Телишёв. 1929. № 1-2. Январь-июнь.

9. Устав Союза Воинствующих Безбожников СССР (принятый II Всесоюзным съездом СВБ 10-16 июня 1929 года). М., 1930.

10. Щепкин И. Антирелигиозная пропаганда/ И. Щепкин // Уральская советская энциклопедия/ отв. ред. Я.Р. Елькович. Т.I. Москва-Свердловск, 1933.


От редакции: Есть несколько тем из нашего недавнего прошлого, которые заведомо вызывают споры, стоит только их начать обсуждать. Одна из них - оценка личности И.В.Сталина. Вокруг личности Сталина уже немало сломано копий на форумах РНЛ. Публикуемая нами статья священника Николая Савченко, клирика Русской Зарубежной Церкви, который нередко выступал участником этих баталий, скорее всего тоже вызовет острые дискуссии. Смиряясь с такой перспективой, мы хотели бы только призвать оппонентов помнить, что какой бы ни был градус спора, но это - спор славян между собою, что среди православных есть разные взгляды на этот вопрос. Помнить и стараться удерживать себя от искушения считать, что есть только моя точка зрения и неправильная.

Последнее время в статьях многих православных авторов стали появляться неточные оценки взаимоотношений Сталина и Союза воинствующих безбожников (СВБ). Иногда мы можем увидеть слова о том, что СВБ был якобы организован троцкистами, а Сталин как будто не имел никакого отношения к деятельности Союза, а затем даже вообще упразднил его. Иногда можно встретить сказки о том, что после закрытия СВБ в СССР при Сталине прекратилась антирелигиозная пропаганда, и наступил расцвет церковной жизни. Здесь мы хотели бы с Божьей помощью внести уточнения в этот важный исторический вопрос, поскольку он достаточно сильно характеризует Сталина и его отношение к Церкви и религии вообще.

Роль Сталина в Союзе воинствующих безбожников видна на любом членском билете этой организации. История донесла до нашего времени много таких билетов. На каждом членском билете СВБ мы можем увидеть напечатанные антирелигиозные изречения Сталина. Каждый из 10 млн. членов Союза видел на своем членском билете следующие цитаты советского вождя.

Особо важен последний пункт постановления Совмина, под которым стоит подпись самого Сталина. Этот пункт гласит:

Сразу под 10-м пунктом постановления Совмина стоит собственноручная подпись Сталина. Здесь мы опять видим, что Сталин ясно высказал свое отношение к пропаганде атеизма, лично постановив передать функции Союза воинствующих безбожников новоучрежденному обществу. Мы не видим никаких указаний на изменение функций и задач Союза воинствующих безбожников. Все осталось прежним. Антирелигиозная борьба со дня этого постановления Сталина просто приняла более респектабельное и научное обличье. В наше время это общество состоит из достойных людей с достойными целями, но как мы видим, в те годы оно стало рупором антирелигиозной борьбы.

Со дня основания общества в нем стал работать Евгений Александрович Тучков. Тучков известен был большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Однако с 1939 года по 1947 год Тучков был ответственным секретарем Центрального Союза воинствующих безбожников и в соответствии с постановлением Сталина был переведен во Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. До работы в Союзе воинствующих безбожников Тучков работал в центральном аппарате НКВД.

Сталин мог бы назначить на должность председателя Комитета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви.

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в Секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал борьбу против Церкви. Карпов докладывал лично Сталину о ходе закрытия церквей. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета Народных Комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. Перед нашими глазами мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Но не задавались ли вы вопросами, почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году 24 уцелевших священника пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто уничтожил Церковь на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Общее количество антирелигиозных брошюр было таково, что если все атеистические издания, выпущенные только в одном 1949 году, сложить в одну стопку, то получится пачка высотой примерно в 27 км. Именно такими величинами можно оценить роль Сталина в антирелигиозной политике.

По мнению историка Игоря Курляндского, "Союз являлся квази-общественной организацией, так как безукоризненно выполнял указания партийно-государственных стркутур,контролировавших все стороны его работы,а также кадровый состав, получал финансирование от государства, действовалв русле партийных директив и определяемого ими политического курса" [2] .

Содержание

История возникновения


Деятельность


В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистической партии — К. Крупская, А. Луначарский, П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, Бухарин и другие. Во главе СВБ все годы стоял Емельян Ярославский.

Ликвидация

Сотрудники

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев, С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов, А. Григорович, Д’Актиль, И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор, М. Поликарпов, М. Праскунин, А. Пришелец, Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит, Н. Шебуев.

Союз воинствующих безбожников — это добровольная общественная организация трудящихся, ставящая себе задачей последовательную марксистско-ленинскую борьбу за преодоление религиозных пережитков в сознании трудящихся. Всю свою работу СВБ ведет под руководством коммунистической партии и подчиняет задачам строительства коммунистического общества.


Первичные организации СВБ, ячейки, создаются на предприятиях, в колхозах, в школах, вузах, учреждениях, при домоуправлениях. Членами СВБ могут быть все трудящиеся и члены их семей, порвавшие связь с религией и религиозными организациями и желающие вести антирелигиозную работу. Ячейка СВБ ведет пропаганду среди верующих, готовит пропагандистов, вербует новых членов, собирает членские взносы. Союз воинствующих безбожников ведет борьбу против религии только методами терпеливой агитации и пропаганды, путем бесед с верующими, чтения вслух антирелигиозных книг, газет и журналов, посредством докладов, лекций, вечеров, экскурсий, коллективного посещения антирелигиозных музеев. СВБ против административных или насильственных мер борьбы с религией.

20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков

20. Общий список некоторой части российского епископата, претерпевшего мученическую кончину во время гонений на церковь от безбожников-большевиков Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убит 25 января 1918 г.Андроник (Никольский), архиепископ Пермский, убит 4 июня

28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков

28. Общий список некоторой части умученного российского духовенства и мирян, претерпевших мученическую кончину во время гонения на церковь от безбожников-большевиков (В свое время каждый город и каждая область должны дать подробные списки своих мучеников).Протоиерей

Племенной союз

Племенной союз Итак, как мы видели, вступив в обетованную землю, израильтяне некоторое время жили там бок о бок с другими народами. Повеление изгнать прочих обитателей (Втор. 7:2) первоначально исполнялось лишь отчасти, и эта оплошность расценивается в библейском

Тибетский союз

Тибетский союз В 680 году в Ираке Хусейн осуществил безуспешную попытку восстания против Омейядов. Этот конфликт отвлек внимание арабов от Центральной Азии и ослабил контроль Омейядов над этой территорией. В 705 году, воспользовавшись ситуацией, тибетцы образовали союз с

Идолопоклонство или союз?

Идолопоклонство или союз? Многие люди сегодня так это и понимают: половой акт и вообще всё, что связано с сексом, в христианстве воспринимается как грех, извинительный лишь по той причине, что иначе невозможно рожать детей. Но тут всё упирается в наше представление о

Союз с фоморами

Союз с фоморами После того, как Нуаду получил свое увечье, он не мог уже стать королем Ирландии — согласно древним законам, калека не имеет права на королевскую корону. Поэтому Нуаду был низложен, и собрался совет всего клана — следовало избрать нового короля.И было

Брачный союз

Брачный союз

Союз с Авимелехом

Союз с Творцом

Союз с Творцом – Далее сказано так:/9/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ АВРААМУ: «ТЫ ЖЕ СОБЛЮДАЙ СОЮЗ МОЙ, ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЕ ПОСЛЕ ТЕБЯ, ВО ВСЕ ПОКОЛЕНИЯ ИХ. /10/ ВОТ СОЮЗ МОЙ, КОТОРЫЙ ВЫ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ МЕЖДУ МНОЮ И МЕЖДУ ВАМИ И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ПОСЛЕ ТЕБЯ: ОБРЕЗАН ДА БУДЕТ У ВАС

Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников

Письмо двадцать девятое. Одному диакону о суеверии безбожников Встретился ты, пишешь, с человеком, который не верит в Бога, но, между тем, полон суеверий. Он тебе признался, что никогда не верил в Бога, и с детства протягивал ладони цыганкам, чтобы ему погадали. Он и сейчас

Письмо 87 болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников

Письмо 87 болгарскому священнику Ивану Д., отчаявшемуся из-за безбожников Не отчаивайтесь, отче. Не каждая туча приносит грозу. Вы пишете, что безбожники в Болгарии создали свой союз и открыто борются с верой Христовой, оскверняют христианские святыни. Это приводит Вас в

Союз с Авраамом

Союз с Авраамом Когда Авраму было девяносто девять лет, а его первенцу тринадцать, явился ему Бог и сказал:— Я — Бог Всемогущий. Ходи передо Мной и будь беспорочен. И заключу Я союз между Мной и тобою и умножу твой род.Аврам пал ниц.— И вот Мой союз с тобою, — продолжал Бог.

Читайте также: