Соучастие в исполнительном производстве доклад

Обновлено: 30.06.2024

Под правопреемством понимается переход прав и обязанностей на другое лицо на основании какого-либо юридического факта, к каковым можно отнести смерть лица, реорганизация юридического лица, уступка прав по договору цессии и т.д. Стороной же исполнительного производства являются должник и взыскатель.

Соответственно, если на стороне должника или взыскателя произошло выбытие стороны в силу, например, смерти, то наследник такого лица не лишен права произвести замену выбывшей стороны собой.

Если исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта, вступившего в законную силу, то правом произвести замену выбывшей стороны обладает только суд. Если же исполнительный документ выдан иным органом или должностным лицом, то в этом случае замену стороны может произвести судебный пристав-исполнитель на основании правоустанавливающих документов выбытия стороны.

При обращении в суд с заявлением стороны о замене стороны правопреемников заявитель сталкивается с проблемой определения надлежащего суда, которому будет подсудно рассмотрение данного заявления. Обращаться в тот суд, который выдал судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, или в суд, на территории которого осуществляет свои полномочия судебный пристав-исполнитель?

В ст. 440 ГПК РФ указано, что рассмотрение вопросов, связанных с исполнительным производством, подлежит рассмотрению судом, в районе деятельности которого осуществляет свою деятельность судебный пристав-исполнитель.

А если исполнительное производство было возбуждено на основании судебного приказа мирового судебного участка, то в этом случае какой суд будет рассматривать вопрос о замене стороны правопреемником?

Таким образом, отвечая на выше обозначенный вопрос, правом разрешать вопрос о замене стороны в исполнительном производстве, которое было возбуждено на основании судебного приказа мирового судьи, будет обладать судья районного суда, на территории которого свои полномочия исполняет судебный пристав-исполнитель.

Стороны в исполнительном производстве

Общее понятие сторон в исполнительном производстве. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскателем в соответствии с п. 3 ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 30.12.2008 N 306-ФЗ; далее - Закон) может быть гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, т.е. лицо, обладающее правом получения материального удовлетворения, закрепленного в исполнительном документе. Взыскатель является носителем субъективного права, которое подтверждено судебным актом (или документом иного органа).

В соответствии с п. 4 ст. 49 Закона должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. И в этой части Закон необоснованно суживает круг обязанных субъектов. Если следовать логике законодателя, то принудительно нельзя взыскать с таких субъектов, как иностранный гражданин, лицо без гражданства, государство, муниципальное образование, субъект Федерации, потребительский кооператив, поскольку их статус как должников в Законе не предусмотрен.

При определении понятия сторон в исполнительном производстве необходимо иметь в виду, что взыскатель и должник не тождественны истцу и ответчику в гражданском или в арбитражном процессе. Истец становится взыскателем, а ответчик должником только при удовлетворении судом требований истца. В противном случае, при понесении ответчиком судебных расходов или удовлетворении судом его встречных требований к истцу, стороны в исполнительном производстве меняются местами: взыскателем становится ответчик, а должником - истец. Кроме того, нельзя сравнивать истца и взыскателя, с одной стороны, и должника и ответчика, с другой стороны, на том основании, что в исполнительном производстве могут быть взыскателем и должником не только лица, участвующие в гражданском или арбитражном процессе, но и иные лица, в отношении которых или в пользу которых судебный пристав-исполнитель осуществляет исполнение исполнительных документов.

Взыскатель и должник как правовые категории появляются не после вынесения судебного либо иного акта, налагающего имущественные обязанности, а только после возбуждения исполнительного производства.

В одном исполнительном производстве могут участвовать одновременно несколько должников и (или) несколько взыскателей. В этом случае говорится о соучастии сторон в исполнительном производстве. Каждый из соучастников сохраняет свою правовую самостоятельность и действует в исполнительном процессе самостоятельно, но также может поручить свое участие в исполнительном производстве другому соучастнику. Наличие такого представителя не препятствует другим взыскателям и должникам самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве.

Правоспособность и дееспособность сторон. В соответствии с общим положением о гражданской правоспособности и дееспособности граждане по достижении 18 лет становятся полностью дееспособными и могут осуществлять свои права и исполнять обязанности самостоятельно или через своих представителей. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, может самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве в случае объявления его полностью дееспособным. Гражданин, не достигший 18 лет, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме с вступлением в брак и может самостоятельно (или через представителя) участвовать в исполнительном производстве.

Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 16 лет обладают частичной гражданской дееспособностью, осуществляют свои права и исполняют обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с письменного согласия законного представителя или органа опеки и попечительства. Несовершеннолетние от 16 до 18 лет осуществляют свои права и исполняют обязанности самостоятельно, хотя судебный пристав может по своему усмотрению привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя или орган опеки и попечительства. Из этого видно, что законодатель снизил возраст полной дееспособности сторон в исполнительном производстве с 18 до 16 лет.

Права и обязанности сторон. Стороны в исполнительном производстве имеют как права, так и обязанности, которые можно разделить на две группы: общие права и обязанности для обеих сторон и специальные права и обязанности, установленные только для взыскателя или только для должника. Общие права сторон закреплены в п. 1 ст. 50 Закона: знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; представлять дополнительные материалы; заявлять ходатайства; участвовать в совершении исполнительных действий; давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве; заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) и постановления судебного пристава-исполнителя; заключать мировое соглашение; просить об отложении, приостановлении или прекращении исполнительного производства; ходатайствовать об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения предписаний учредительных документов.

Специальные права не содержатся в какой-либо одной норме Закона. К специальным правам взыскателя следует отнести право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к взысканию; право требовать от должника возмещения расходов по его розыску; право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю"; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа.

К специальным правам должника относятся право в течение 5 дней после возбуждения исполнительного производства добровольно исполнить возложенную на него исполнительным документом обязанность; право (только у должника-гражданина) сохранить от взыскания определенное имущество, необходимое для поддержания жизнедеятельности должника и состоящих на его иждивении лиц (ст. 446 ГПК РФ); право указать судебному приставу-исполнителю в ходе описи и ареста имущества те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь (хотя окончательная очередность обращения взыскания определяется судебным приставом-исполнителем); право обратиться в суд с заявлением об отмене ареста имущества.

Что касается обязанностей, то в п. 2 ст. 50 Закона конкретные общие или индивидуальные обязанности не закреплены. Анализ действующего законодательства об исполнительном производстве позволяет сделать вывод о том, что, поскольку основным обязанным лицом в исполнительном производстве является должник, он и несет большую часть обязанностей, предусмотренных для сторон.

Главной обязанностью должника является надлежащее выполнение требований исполнительного документа в добровольном порядке. Согласно ст. 112 Закона с должника, не исполнившего добровольно исполнительный документ в установленный судебным приставом-исполнителем срок (без уважительных причин), взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

По исполнительным документам неимущественного характера в случае неисполнения требований с должника-гражданина взыскивается дополнительно 500 руб., а с организации - 5000 руб. Кроме того, в соответствии со ст. 113 Закона неисполнение без уважительных причин требований неимущественного характера влечет наложение на должника штрафа (помимо взыскания исполнительского сбора).

Другой важной обязанностью должника является предоставление судебному приставу-исполнителю по его требованию достоверной информации о своих доходах и о месте их получения и извещение судебного пристава-исполнителя об изменении места работы или места жительства. В обязанности должника в соответствии со ст. 117 Закона также входит возмещение расходов по совершению исполнительных действий.

Правопреемство в исполнительном производстве. В исполнительном производстве, так же как и в гражданском и арбитражном процессе, существует институт правопреемства. Правопреемству посвящена ст. 52 Закона. Суть данного института заключается в том, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену правопредшественника правопреемником.

Основаниями правопреемства являются:

1) универсальное правопреемство в результате смерти стороны (должника или взыскателя) - физического лица. В этом случае правопреемником выступает наследник такого физического лица в порядке, установленном частью третьей Гражданского кодекса РФ;

2) реорганизация юридического лица в любой форме. Ликвидация юридического лица в случае невозможности правопреемства влечет прекращение исполнительного производства. Реорганизация может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В любом из этих случаев права и обязанности реорганизуемого юридического лица в соответствии с законом переходят к его правопреемнику;

3) договор цессии (уступка права требования), а также перевод долга. Эти правоотношения регулируются главой 24 ГК РФ. Уступка права требования предполагает, что первоначальный кредитор (в исполнительном производстве - взыскатель) передает право требования на основании гражданско-правового договора другому лицу, а сам выбывает из числа субъектов исполнительных правоотношений. Новый взыскатель приобретает все права в полном объеме. При заключении договора цессии согласия противоположной стороны (должника) не требуется, однако взыскатель обязан известить в письменной форме должника о произошедшей замене. При отсутствии такого уведомления должник имеет право продолжать исполнение прежнему взыскателю.

При переводе долга, наоборот, изменяется должник. Новый должник приобретает без изменений права и обязанности старого должника, который выбывает из исполнительного производства. Однако при переводе долга обязательно предварительное согласие взыскателя. Новый должник становится обязанным перед взыскателем в части неисполненных требований;

4) иные основания, предусмотренные законодательством, перечень которых является открытым.

Однако необходимо учитывать, что независимо от основания правопреемство в материальном праве является первичным. Только на основании материального правопреемства происходит правопреемство в исполнительном производстве.

В случае выбытия одной из сторон по указанным выше причинам судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта или акта другого органа обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую он заменил. Характерной чертой правопреемства в исполнительном производстве является то, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно не вправе определить правопреемника (как это сделал бы суд в гражданском процессе): в исполнительном производстве правопреемника также определяет суд, арбитражный суд, орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

Только на основании актов вышеупомянутых органов (лиц) судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о замене выбывшей стороны. Данное положение Закона затягивает и затрудняет процесс исполнения требований исполнительных документов. Если произошло правопреемство в материальных правоотношениях, необходимо дать полномочия судебному приставу-исполнителю самостоятельно определять правопреемника и совершать замену выбывшей стороны. Для этого правопреемник должен представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие правопреемство в материальных правоотношениях.

Говоря о соучастии в исполнительном производстве, следует отметить, что в нем могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Необходимость соучастия в исполнительном производстве связана со сложной структурой материальных прав и обязанностей, подтвержденных исполнительными документами. Соучастие возможно в трех формах: активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взьгскателя); пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное (одновременное участие нескольких лиц как на стороне взыск-теля, так и на стороне должника).

В исполнительном производстве соучастие всегда имеет обязательный характер.

Каждый из соучастников по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве вполне самостоятельно. Помимо общих прав и обязанностей, которыми наделены соучастники в исполнительном производстве, у них есть дополнительное право - они могут поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников.

При этом правопреемство в исполнительном производстве основано на правилах соответствующего материального законодательства с учетом процедурных особенностей принудительного исполнения.

Далее следует проанализировать основания возникновения правопреемства. В качестве таковых в исполнительном производстве выступает переход материальных прав и обязанностей от стороны к другим лицам. Такими основаниями могут быть следующие юридические факты. Во-первых, смерть гражданина, бывшего стороной. Во-вторых, прекращение существования юридического лица в форме реорганизации (ст. 57, 58 ГК). Если юридическое лицо ликвидируется, то его деятельность в соответствии со ст. 61 ГК прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В-третьих, уступка требования. В-четвертых, перевод долга.

Правопреемство возможно только по тем исполнительным документам, по которым оно допускается в материальном праве. Например, наследники отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости наследственного имущества, в связи с чем правопреемство допустимо, т.е. при условии, что подтвержденное исполнительным документом правоотношение неразрывно не связано с личностью кредитора..

Обращение к суду за определением о правопреемстве позволяет обеспечить большую бесспорность исполнительных действий, поскольку в рамках судебного исследования материалов дела возможно установить много юридически значимых обстоятельств, которые определяют собой факт правопреемства. Поэтому целесообразно рекомендовать во всех случаях, за исключением правопреемства на основании свидетель­ства о праве на наследство, направлять вступающих в исполнительное производство лиц в соответствующий компетентный суд для разрешения вопроса о правопреемстве в порядке, предусмотренном ст. 40 АПК и ст. 40 ГПК.

Смерть гражданина влечет за собой процессуальное правопреемство по обязательствам имущественного характера, которые допускают пе­реход прав и обязанностей наследодателя к наследникам.

В гражданском и арбитражном процессах для правопреемника все действия, совершенные в исполнительном производстве до его вступления, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил. Например, принадлежность должнику имущества, которое он передал в порядке исполнения требований исполнительного документа взыскателю.

Органы принудительного исполнения. Служба судебных приставов, организация ее деятельности. Место, роль и полномочия органов юстиции в организации и деятельности службы судебных приставов.

Судебный пристав, правовые основы его деятельности. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристав, порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов.

Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Обязанности и права судебных приставов-исполнителей. Постановления, выносимые судебным приставом-исполнителем.

Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Вознаграждение судебного пристава-исполнителя.

Иные органы, организации и лица, исполняющие требования судебных актов и актов других органов.

Тема 3. Лица, участвующие в исполнительном производстве.

Стороны исполнительного производства, их права и обязанности. Правопреемство в исполнительном производстве.

Участие несовершеннолетних в исполнительном производстве, их правовое положение.

Участие в исполнительном производстве представителей сторон. Понятие и виды представителей в исполнительном производстве, правовые основания представительства. Лица, которые не могут быть представителями. Полномочия представителя.

Участие в исполнительном производстве переводчиков и специалистов, их права и обязанности.

Участие в исполнительном производстве понятых, их права и обязанности.

Тема 4. Основания исполнения и исполнительные документы. Давность исполнения.

В-третьих, изучение правовых процедур предполагает развитие у судебного пристава-исполнителя навыков юридической деятельности, в связи с чем, возможно, предложить оформление (написание) определенных юридических документов. Прежде всего, судебным приставам-исполнителям необходимо задавать составление определенных юридических документов, например различных видов исполнительных листов, на совершение самых разных исполнительных действий (истребование имущества, взыскание денежных средств, вселение и выселение и т.д.).

Значение исполнительного документа заключается в том, что он как бы аккумулирует в себе всю предшествующую юрисдикционную правоприменительную деятельность, закрепляя в своем содержании приказ и модель определенного юридического поведения.

Закон относит к исполнительным документам:

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека. Это первый и основной вид исполнительных документов, являющийся наиболее распространенным основанием для возбуждения исполнительного производства;

нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов,

постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

постановления судебного пристава-исполнителя;

постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Следует обратить внимание судебных приставов-исполнителей на то, почему для судебных приставов-исполнителей необходимо не само судебное решение, а только его резолютивная часть. В связи с этим следует отметить особенности деятельности судебного пристава-исполнителя, который не вправе и не должен входить в существо спора, причины конфликта, его обстоятельства. Его единственная задача - исполнить предписание суда в том виде, как оно сформулировано в форме приказа в резолютивной части решения суда.

По своим юридическим характеристикам исполнительные документы подразделяются:

во-первых, на юридические документы, которые одновременно являются правоприменительными актами и исполнительными документами (судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов; оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов; постановления органов (должностных лиц), уполномочен­ных рассматривать дела об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя; постановления иных органов);

во-вторых, исполнительные документы, выдаваемые на основании других юрисдикционных актов (исполнительные листы, удостоверения комиссии по трудовым спорам).

Значимость данной классификации заключается в том, что судебные приставы-исполнители могут увидеть различное правовое значение тех либо иных актов органов гражданской юрисдикции - одни из них требуют выдачи исполнительного документа (решения любого суда), а другие выполняют одновременно роль и юрисдикционного акта, и исполнительного документа (судебные приказы и в основном акты несудебных органов).

Независимо от места в той либо иной приведенной классификации исполнительные документы едины по своим правовым характеристикам, требованиям, их содержанию, порядку исполнения и последствиям неисполнения содержащихся в них требований.

Статья 19 Закона об исполнительном производстве урегулировала вопросы правопреемства в исполнительном производстве. Что нужно знать?

1. Замена стороны возможна только в рамках находящегося на исполнении исполнительного производства.

Замену стороны до возбуждения исполнительного производства и после его окончания судебный исполнитель не производит. В случае необходимости замены в период приостановления исполнительного производства вопрос рассматривается после его возобновления.

2. Замена стороны производится по заявлению стороны исполнительного производства либо по инициативе судебного исполнителя.

Заявление о замене стороны исполнительного производства подает взыскатель или должник. Требования к заявлению закрепила ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Срок для рассмотрения — 10 рабочих дней.

3. Случаи замены стороны в исполнительном производстве:

Каждый из наследников, принявших наследство, отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему имущества. Наследники отвечают по долгам наследодателя солидарно, но только в пределах стоимости перешедшего к ним имущества;

— реорганизация юридического лица.

Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о его реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов. Кредитор, в свою очередь, вправе потребовать прекратить или досрочно исполнить обязательство, должником по которому является это юридическое лицо, и возместить убытки. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам перед кредиторами;

— уступка права (требования), перевод долга.

Переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается;

— другие случаи перемены лиц в обязательствах (например, переход прав кредитора к другому лицу на основании акта законодательства, суброгация, индоссамент);

— изменение фамилии, собственного имени, отчества (если имеется) гражданина или наименования юридического лица.

Для замены стороны достаточно сведений из ЕГР, подтверждающих изменение наименования, либо документов, выданных органами, регистрирующими акты гражданского состояния, и подтверждающих изменение фамилии, собственного имени и (или) отчества физического лица (ИП).

4. Вопрос замены стороны исполнительного производства правопреемником судебный исполнитель рассматривает на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей от одного лица к другому.

5. Все совершенные судебным исполнителем действия обязательны для исполнения правопреемником в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Например, сохраняется и обязателен для исполнения арест на имущество должника, наложенный судебным исполнителем до замены стороны-должника на правопреемника.

6. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа.

В случае когда замена стороны правопреемником касается только части долга (например, по договору уступки права (требования), перевода долга), судебный исполнитель производит замену выбывшей стороны в части.

Для сведения
Вне исполнительного производства произвести замену может:
— суд в порядке процессуального правопреемства;
— нотариус в отношении юридических лиц в случае изменения наименования либо преобразования юридического лица — стороны исполнительной надписи.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Законы порой содержат непривычные термины. Рассказываем, что есть что и как понимать законодателей.

Исполнительный документ

Для указанной логической операции определения понятий будем придерживаться в основном вышеобозначенного закона.

Однако вывести определение понятий можно из контекста закона или из разъяснений высших судов, разрешающих определенные споры и вынужденных давать трактовку понятиям для правильного применения конкретной нормы.

Исполнительным документам (ИД) посвящена целая глава 2 закона № 229-ФЗ, которая содержит, помимо прочего, незакрытый перечень ИД, но не дает определения самому понятию.

Вывести определение понятия ИД можно на основании совокупности норм ст. 1, 12, 13, 14 закона № 229-ФЗ.

Таким образом, исполнительный документ — это акт органа судебной или исполнительной власти, акт должностных лиц органов власти, содержащий требования по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения определенных действий.

Стоит отметить, что само постановление судебного пристава-исполнителя в некоторых случаях также может являться исполнительным документом (п. 7 ч. 1 ст. 12, ч. 6 ст. 30). Например, при выведении из состава сводного исполнительного производства требования о взыскании расходов на совершение исполнительных действий или исполнительского сбора в отдельное исполнительное производство (ИП), когда основное исполнительное производство окончено (ч. 7 ст. 47).

Исполнительные действия и меры принудительного исполнения

Здесь определение законодателем дано.

Однако на практике юристы часто путают указанные термины.

Исполнительные действия — действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 64).

Например, временное ограничение права должника на выезд из страны или временное ограничение на пользование должником специальным правом являются исполнительными действиями, когда, к примеру, ИД содержит требование о взыскании денежных средств и пр.

То есть исполнительные действия выступают некими обеспечительными мерами, применяемыми судебным приставом-исполнителем в целях полноценного применения мер принудительного исполнения в дальнейшем.

Меры принудительного исполнения — действия, указанные в исполнительном документе (ч. 1 ст. 68). Вот так просто, то есть это действия, которые предписаны в самом ИД, это надо понимать буквально.

Например, при исполнении исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств, списание денег со счета будет являться вышеуказанной мерой исполнения.

Но в ситуации с запретом распоряжения денежными средствами на счету должника (так называемая заморозка денег на счету, когда деньги остаются на счету, но снять или перевести их нельзя) указанное действие будет являться исполнительным действием. Аналогично при запрете на совершение регистрационных действий с движимым (запрет на ТС в ГИБДД) и недвижимым имуществом (запрет на жилье в Росреестре) должника эти действия являются исполнительными, а не мерами принудительного исполнения.

Понимание различий этих понятий поможет при применении, например, норм об отложении и приостановлении ИП; при применении норм о пятидневном сроке для добровольного исполнения.

Приостановление исполнительного производства и отложение исполнительных действий и мер принудительного исполнения

Приостановление ИП (ст. 39-42, 45) — приостановление судом или судебным приставом-исполнителем, органом выдавшим исполнительный документ, применения мер принудительного исполнения до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления.

То есть приостанавливаются меры исполнения, а не исполнительные действия.

Отложение в исполнительном производстве (ст. 38 закона № 229-ФЗ) — отложение судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительного документа на срок не более десяти дней.

Интересно отметить, что согласно позиции Верховного Суда России, высказанной в определении Верховного Суда РФ от 10.02.2015 № 305-КГ14-8033 по делу № А41-59416/2013, судебный пристав может откладывать исполнение неограниченное количество раз.

Арест, реализация арестованного имущества, обращение взыскания на имущество должника, исполнительский иммунитет

Верховный Суд РФ в п. 40 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 понятие арест предписывает использовать в двух значениях:

  1. В качестве исполнительного действия, например в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении автомобиля должника.
  2. В качестве меры принудительного исполнения, например, когда арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика.

В объем понятия ареста, таким образом, входят запрет распоряжения имуществом, запрет распоряжения денежными средствами и иным имуществом, обращение взыскания на имущество должника.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию (ч. 1 ст. 69).

В свою очередь, законодатель разделяет способы реализации арестованного имущества должника (ч. 1 ст. 69):

  • реализация, осуществляемая должником самостоятельно;
  • принудительная реализация;
  • передача арестованного имущества взыскателю.

Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 87).

Законодателем предусмотрены две формы принудительной реализации арестованного имущества должника:

  • реализация арестованного имущества на торгах;
  • реализация арестованного имущества на комиссионных началах.

Понятия исполнительского иммунитета положениями закона № 229-ФЗ не содержится.

Однако, основываясь на совокупности норм процессуального законодательства ( ст. 446 ГПК РФ , ч. 4 ст. 4, ст. 99, 101, гл. 12.1 закона № 229-ФЗ) и обобщения судебной практики (п. 18 Обзора судебной практики, утв. президиумом Верховного Суда РФ 16.06.2021 ; п. 4 постановления КС РФ от 12.07.2007 № 10-П ), исполнительский иммунитет можно назвать гарантией должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условий, необходимых для их нормального существования и деятельности, в том числе профессиональной, посредством установления запрета на обращение взыскания на определенное имущество по обязательствам должника.

Но, в силу п. 43 постановления пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50, исполнительский иммунитет не защищает имущество должника от ареста в качестве обеспечительной меры (например, в форме акта описи и ареста имущества с оставлением арестованного имущества самому должнику на ответственное хранение) либо запрета на распоряжение имуществом (в виде постановления о запрете на совершение регистрационных действий, которое направляется в регистрирующий орган — ГИБДД или Росреестр).

Прекращение и окончание исполнительного производства

Прекращение ИП — это прекращение исполнения требований ИД без возможности повторного предъявления ИД к исполнению (ч. 1, 5 ст. 44 закона № 229-ФЗ).

Окончание ИП — это завершение исполнения исполнительного документа, при котором за взыскателем остается возможность повторного предъявления ИД и повторного инициирования совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 2, 9 ст. 47 закона № 229-ФЗ). Например, при окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации (ч. 5, 6 ст. 96, п. 6 ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ).

Законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для окончания ИП (ч. 1 ст. 47 закона № 229-ФЗ), для прекращения ИП судом законодатель приводит незакрытый перечень оснований (п. 4 ч. 1 ст. 43 закона № 229-ФЗ), в то время как для судебного пристава-исполнителя перечень оснований окончания ИП закрыт (ч. 2 ст. 43 закона № 229-ФЗ).

Читайте также: