Доклад на тему водевиль

Обновлено: 05.07.2024

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), жанр легкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, куплетами, танцами.

Французский водевиль дал толчок развитию жанра во многих странах и оказал существенное влияние на развитие европейской комедии 19 в., причем не только в драматургии, но и в ее сценическом воплощении. Основные принципы структуры жанра – стремительный ритм, легкость диалога, живое общение со зрителем, яркость и выразительность характеров, вокальные и танцевальные номера – способствовали развитию синтетического актера, владеющего приемами внешнего перевоплощения, богатой пластикой и вокальной культурой.

В России водевиль появился в начале 19 в., как жанр, развивающийся на основе комической оперы. В формирование русской драматургической школы водевиля внесли свой вклад А.Грибоедов, А.Писарев, Н.Некрасов, Ф.Кони, Д.Ленский, В.Соллогуб, П.Каратыгин, П.Григорьев, П.Федоров и др. Чрезвычайно богата и сценическая история русского водевиля. Широко известна плеяда блестящих русских комедийных актеров, у которых водевиль составлял основу репертуара: Н.Дюр, В.Асенкова, В.Живокини, Н.Самойлов и др. Однако в водевилях с огромным удовольствием и не меньшим успехом работали и крупнейшие актеры реалистического направления: М.Щепкин, И.Сосницкий, А.Мартынов, К.Варламов, В.Давыдов и др.

Однако к концу 19 в. водевиль практически сходит с русской сцены, вытесненный как бурным развитием реалистического театра, так и – с другой стороны – не менее бурным развитием оперетты. На рубеже 19–20 вв., пожалуй, единственным заметным явлением этого жанра были десять одноактных пьес А.Чехова (Медведь, Предложение, Юбилей, Свадьба и др.). Несмотря на отказ от традиционных куплетов, Чехов сохранил типично водевильную структуру своих одноактных пьес: парадоксальность, стремительность действия, неожиданность развязки. Тем не менее, в дальнейшем А.Чехов уходит от водевильной традиции, в своих поздних пьесах разрабатывая драматургические принципы совершенно нового типа комедии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Водевиль как жанр театрального искусства

https://i.pinimg.com/originals/88/c0/ae/88c0ae6dffa849884ea79b236026c3bd.jpg

https://viewingthepast.files.wordpress.com/2014/03/scan0001.jpg

https://st.kp.yandex.net/im/kadr/2/1/9/kinopoisk.ru-Starinnyy-vodevil-2198201.jpg

Особенности водевиля:

- драматическое столкновение в комедийном плане;

- изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, например, нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.;

- из-за незначительности нарушаемой нормы водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению – иногда к одной сцене;

- незначительность объема водевиля требует особого сгущения комического элемента по сравнению с комедией;

- преобладает разговорная речь.

Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами – с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. Впоследствии куплеты и музыка стали необязательными.

Приблизительно с 40-х годов в водевиле появляются элементы злободневности и полемики, и это имеет у публики большой успех. Следует заметить, что злободневность в николаевские времена не могла выходить за пределы чисто литературных или театральных тем (и то осторожно), все остальное "строжайше запрещалось".

В формирование русской драматургической школы водевиля внесли свой вклад А.Грибоедов, А.Писарев, Н.Некрасов, Ф.Кони, Д.Ленский, В.Соллогуб, П.Каратыгин, П.Григорьев, П.Федоров и др. Чрезвычайно богата и сценическая история русского водевиля. Широко известна плеяда блестящих русских комедийных актеров, у которых водевиль составлял основу репертуара: Н.Дюр, В.Асенкова, В.Живокини, Н.Самойлов и др. Однако в водевилях с огромным удовольствием и не меньшим успехом работали и крупнейшие актеры реалистического направления: М.Щепкин, И.Сосницкий, А.Мартынов, К.Варламов, В.Давыдов и др.

http://xn--h1aduu.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/09/162.jpg

Список источников:

1. Варнеке, Б. В. История русского театра / Б.В.Варнеке. - Казань,1910. Часть II.- 367 с.

2. Вигель, Ф. Ф. Записки / Ф.Ф. Вигель; под ред.С . Я. Штрайха - M., 1928. Часть первая. - 377с.

3. Всеволодский-Гернгросс ,В. История русского театра / В.Всеволодский – Гернгросс. - M., 1929.- 576 с.

4. Глумов,А. Музыка в русском драматическом театре: исторические очерки /А.Глумов. – М.: Музгиз, 1955. 480 с.

5. Гроссман, Л. П. Пушкин в театральных креслах /Л. П. Гроссман - Л., 1926. 96 с.


Илья Репин. Водевиль

Что же это за жанр — Водевиль!

Водевиль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами.

В дальнейшем водевиль превратился в жанр лёгкой комедийной пьесы с анекдотичным сюжетом, в которой диалог и драматическое действие, построенное на острой занимательной интриге, сочетаются с песенками-куплетами, романсами и танцами. В XVIII веке Лесаж, Фюзелье и Дорневаль в подражание эти водевильным песням стали составлять пьесы подобного же содержания.

Водевиль как жанр был канонизирован во Франции Э. Скрибом, написавшим самостоятельно или в соавторстве с другими драматургами свыше 150 водевилей, многие из которых в течение 50 лет переводились и переделывались, служа драматургам других европейских стран образцами.

Русская публика впервые познакомилась с водевилем в 1800—1802 гг., когда в Петербурге гастролировала французская труппа.

levshin-another

*Левшин, автор многих сочинений по части хозяйственной (прим. автора)

Творчество этого необыкновенного человека занимает особое место в истории русской культуры конца XVIII — начала XIX вв. Сочинения В. А. Левшина составляют около 250 томов. Он, к тому же, и автор около 20 комических опер. В комических операх В. А. Левшина нашли отражение социальные проблемы современной ему русской действительности. Основу большинства русских комических опер конца XVIII в. составляла интерпретация западноевропейской драматургии. Однако в каждой из комических опер В. А. Левшина, даже если она опиралась на определенный иностранный образец, содержалось нечто живое, колоритное, интересное для русского зрителя. В. А. Левшин оказался последним знаменитым автором, работавшим в области русской комической оперы.

Куплеты графа Витринского

Здесь карьер ваш театральный
Разве можно сделать вам?
Наш театр провинциальный
Смех и горе, стыд и срам!

Куплеты Синичкина

Теперь я с дочерью моею
Являюсь к вам на строгий суд
И, признаюсь, в душе робею
За первый Лизанькин дебют.
Что будет с нею, неизвестно.
Я в страхе растерялся весь:
Там приняли ее чудесно,
Но каково-то примут здесь.

Несколько ослабило увлечение водевилем проникновение в Россию в конце XIX века французской оперетты, тем более что в оперетте широко практиковались и всякие политические экспромты (разумеется, в пределах весьма бдительной цензуры), актерская отсебятина и особенно злободневные (в том же водевильном типе) куплеты. Но, тем не менее, водевиль еще достаточно долго и с успехом шел на сценах русских театров. Сила инерции, по которой водевиль продолжал привлекать театры, была огромной.

gussarskaya-ballada

ah-vodevil-vodevil

А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе

Ах, водевиль, водевиль. Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак.

Что такое водевиль

В 16 веке во Франции водевилями было принято называть городские комические песенки, высмеивающие правящий класс. В начале 18 века так именовались куплеты, бывшие обязательной частью представлений, которые устраивались на ярмарках. Эти незатейливые спектакли так и назывались — представления с водевилями. И только к середине 18 века водевиль стал самостоятельным театральным жанром.


Немного истории

В ранних водевилях прослеживается тесная связь с синтетической эстетикой ярмарки: пантомимой, буффонадой, персонажами французского народного театра (Пьеро, Коломбиной, Арлекином и др.). Отличительными особенностями тех спектаклей была мобильность и злободневность.

Для куплетов не писалась специально музыка, они исполнялись под популярные мелодии, что давало возможность подготовить представление за очень короткий срок. Видимо, неслучайно первый пик популярности жанра приходился на годы Французской революции (1789–1794). В те времена водевиль становится агитационным рупором бунтующего народа.


Драматургические особенности жанра

Чтобы понять лучше, что такое водевиль, необходимо ознакомиться со специфическими особенностями жанра. Вот они:

  • Изображение в комической форме нарушения персонажем какой-либо общественной нормы (незначительной). К примеру, добрососедских отношений, гостеприимства и т. д.
  • Присутствие драматической линии с обязательным комедийным оттенком.
  • Быстрое развитие действия и гиперболичность комизма всего происходящего на сцене.
  • Из-за незначительности нарушаемой в пьесе нормы, основная развязка сводится к короткому резкому столкновению персонажей.
  • Быстрота водевильного действия требует специфического сгущения комических элементов по сравнению с комедией.
  • Преобладание разговорной речи, а не пения, в отличие от оперетты.


Русский водевиль

В России водевиль появился как жанр, в основе которого лежала комическая опера. Произошло это в начале 19 в. В формирование и развитие русской драматургической школы жанра большой вклад внесли такие писатели и драматурги, как В. Соллогуб, А. Грибоедов, Д. Ленский, П. Федоров, Ф. Кони и др. Известен такой факт, что сам великий поэт Николай Некрасов писал пьесы для маленьких музыкальных комедий под псевдонимом Н. Перепельский.

Сценическая история русского водевиля тоже богата известными именами. Во времена рассвета водевильного жанра на театральных подмостках России блистала целая плеяда известных комедийных артистов, основой творчества которых был исключительно водевиль. Это Н. Самойлов, А. Асенова, Н. Дюр, В. Живокини и др. Играли в водевилях и знаменитые актеры реалистической театральной школы, например, М. Щепкин.

В России рассматриваемый нами жанр был очень популярен. Так, в октябре 1840 г. в Александринском театре было сыграно 25 спектаклей, 10 из которых составляли водевили. В те времена вряд ли нашелся бы человек, который не знал, что такое водевиль.

Читать еще: Рисуем свинью карандашом поэтапно. Как нарисовать свинью красиво, а главное, правдоподобно


Закат жанра

Водевиль в кинематографе


Заключение

Что такое водевиль сегодня? Наверное, можно сказать, что это устаревший жанр искусства, которому уже нет места в современной жизни. Сердца нынешних зрителей покорили мюзиклы и грандиозные шоу. Но остались прекрасные фильмы, в которых запечатлен дух настоящего водевиля, и иногда, под настроение, мы можем посмотреть их и вспомнить прошлое.

А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе

Ах, водевиль, водевиль… Как популярен ты был когда-то и каким незаслуженным забвением и равнодушием окружен сейчас! Сегодня многие даже и не знают, что означает это слово. Настала пора поговорить об этом. Итак…

Что такое водевиль

В 16 веке во Франции водевилями было принято называть городские комические песенки, высмеивающие правящий класс. В начале 18 века так именовались куплеты, бывшие обязательной частью представлений, которые устраивались на ярмарках. Эти незатейливые спектакли так и назывались – представления с водевилями. И только к середине 18 века водевиль стал самостоятельным театральным жанром.


Минерализованная полоса: функции и порядок обустройства


Что такое боа, как носить аксессуар

Немного истории

В ранних водевилях прослеживается тесная связь с синтетической эстетикой ярмарки: пантомимой, буффонадой, персонажами французского народного театра (Пьеро, Коломбиной, Арлекином и др.). Отличительными особенностями тех спектаклей была мобильность и злободневность.

Для куплетов не писалась специально музыка, они исполнялись под популярные мелодии, что давало возможность подготовить представление за очень короткий срок. Видимо, неслучайно первый пик популярности жанра приходился на годы Французской революции (1789–1794). В те времена водевиль становится агитационным рупором бунтующего народа.

Читать еще: Научиться рисовать карандашом поэтапно для начинающих. Советы как научиться рисовать карандашом

Драматургические особенности жанра

Чтобы понять лучше, что такое водевиль, необходимо ознакомиться со специфическими особенностями жанра. Вот они:

  • Изображение в комической форме нарушения персонажем какой-либо общественной нормы (незначительной). К примеру, добрососедских отношений, гостеприимства и т. д.
  • Присутствие драматической линии с обязательным комедийным оттенком.
  • Быстрое развитие действия и гиперболичность комизма всего происходящего на сцене.
  • Из-за незначительности нарушаемой в пьесе нормы, основная развязка сводится к короткому резкому столкновению персонажей.
  • Быстрота водевильного действия требует специфического сгущения комических элементов по сравнению с комедией.
  • Преобладание разговорной речи, а не пения, в отличие от оперетты.

Русский водевиль

В России водевиль появился как жанр, в основе которого лежала комическая опера. Произошло это в начале 19 в. В формирование и развитие русской драматургической школы жанра большой вклад внесли такие писатели и драматурги, как В. Соллогуб, А. Грибоедов, Д. Ленский, П. Федоров, Ф. Кони и др. Известен такой факт, что сам великий поэт Николай Некрасов писал пьесы для маленьких музыкальных комедий под псевдонимом Н. Перепельский.

Сценическая история русского водевиля тоже богата известными именами. Во времена рассвета водевильного жанра на театральных подмостках России блистала целая плеяда известных комедийных артистов, основой творчества которых был исключительно водевиль. Это Н. Самойлов, А. Асенова, Н. Дюр, В. Живокини и др. Играли в водевилях и знаменитые актеры реалистической театральной школы, например, М. Щепкин.

В России рассматриваемый нами жанр был очень популярен. Так, в октябре 1840 г. в Александринском театре было сыграно 25 спектаклей, 10 из которых составляли водевили. В те времена вряд ли нашелся бы человек, который не знал, что такое водевиль.

Закат жанра

Водевиль в кинематографе

Заключение

Что такое водевиль сегодня? Наверное, можно сказать, что это устаревший жанр искусства, которому уже нет места в современной жизни. Сердца нынешних зрителей покорили мюзиклы и грандиозные шоу. Но остались прекрасные фильмы, в которых запечатлен дух настоящего водевиля, и иногда, под настроение, мы можем посмотреть их и вспомнить прошлое.

А вы знаете, что такое водевиль? История возникновения жанра. Водевиль в кинематографе





Читать еще: Главные события для характеристики григория мелехова. Смотреть что такое "Григорий Мелехов" в других словарях

«. вшестером, глядь – водевильчик
слепят,
Другие шестеро на музыку кладут,
Другие хлопают, когда его дают. «

Увлечение водевилем было поистине огромным. За октябрь 1840 года в петербургском Александринском театре было поставлено всего 25 спектаклей, из которых почти в каждом, кроме основной пьесы, было еще по одному-два водевиля, но десять спектаклей были сверх того составлены исключительно из водевилей.

«Вот, например, разбор
Пиесы Полевого –
И автор и актер
Тут не поймут ни слова. «

Особенности водевиля:

драматическое столкновение в комедийном плане;

изображается комедийное нарушение какой-либо весьма незначительной общественной нормы, например, нормы гостеприимства, добрососедских отношений и т. п.;

из-за незначительности нарушаемой нормы водевиль обычно сводится к резкому короткому столкновению – иногда к одной сцене;

незначительность объема водевиля требует особого сгущения комического элемента по сравнению с комедией;

гиперболичность комизма требует быстрого развития действия;

преобладает разговорная речь.

Сначала водевиль писался стихами, затем стихи стали чередоваться с прозаическими диалогами – с непременным повторением одних и тех же куплетов с обращением к публике; часто самые куплеты назывались водевилями. Впоследствии куплеты и музыка стали необязательными.

Читайте также: