Доклад эволюция семьи и семейного воспитания в истории человеческого общества

Обновлено: 04.07.2024

На ранних этапах существования человечества в рамках родоплеменных отношений семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наиболее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.

Самой ранней формой семьи, сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись родственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье авторитарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в патриархальной семье была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышленных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экономическую и психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В современных условиях существуют семьи разных типов и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отступили на второй план современная семья поддерживается не столько необходимостью совместного выживания, сколько психологическими мотивами.

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации, в том числе и воспитания, человека. Вопрос о ее роли в формировании человека привлекал внимание многих ученых и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.

Философы нового времени также не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т.Кампанелла, Ш.Фурье и В.Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и семейного воспитания. Такую форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло. В то же время Т.Мор и Г.Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т.Дезами и Р.Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей. При этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей.

В тоже же время, еще одна точка зрения - последняя, обрела некое распространение в советской педагогической науке. До начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя воспитание детей от рождения и до получения полного общего образования. Современные ученые, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармоничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья является древнейшим воспитательным институтом. Семья – сложноорганизованная система, все члены которой взаимосвязаны и влияют друг на друга, т.е. это реальность человеческих отношений. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. В ряду социальных общностей семья занимает особое место, оно определяется двумя ее основными функциями: во-первых, семья является главным средством передачи культурного наследия последующим поколениям и во-вторых, семья - единственная группа, увеличивающаяся, разрастающаяся благодаря рождению детей, а также приему новых членов извне.

Исторические аспекты развития и становления

семейного воспитания.

Семья является древнейшим воспитательным институтом. Семья – сложноорганизованная система, все члены которой взаимосвязаны и влияют друг на друга, т.е. это реальность человеческих отношений. На протяжении многих веков воспитание было её монополией, почти единственной формой подготовки подрастающего поколения к жизни и труду. В ряду социальных общностей семья занимает особое место, оно определяется двумя ее основными функциями: во-первых, семья является главным средством передачи культурного наследия последующим поколениям и во-вторых, семья - единственная группа, увеличивающаяся, разрастающаяся благодаря рождению детей, а также приему новых членов извне.

Семья обладает исто­рически определенной организацией малой соци­альной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и вза­имной моральной ответственность, и социальная не­обходимость в которой обусловлена потребностью об­щества в физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества довольно с ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении наций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей. Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи (Хаммурапи — царь Вавилонии (1792-1750 гг. до н.э.). Сохранившиеся законы — ценный памятник древневосточного нрава, отразивший характерные черты рабовладельческого строя). свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов, одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции. Средние века овеяны ореолом рыцарства, однако, по существу брак был социально-экономической сделкой, рыцари и дамы должны были жениться и выходить замуж за партнера только своего круга. С началом периода культурного и интеллектуального развития стран Западной и Центральной Европы, известного под названием эпохи Возрождения или Ренессанса, человек мог попытаться обрести некоторые элементы личной свободы в различных сферах жизни. Брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением, но стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Распространяются и новые взгляды на брак, отличались новые духовные и сексуальные влияния.

Во многих странах и во все времена семья и семейное воспитание привлекали внимание выдающихся умов педагогической мысли. Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание.

С развитием государственности, господствующей формой продолжало еще длительное время оставаться семейное воспитание. Благоприятные условия для развития общественной системы воспитания детей стали создаваться в специальных педагогических учреждениях ,и в первую очередь в школе.

С появлением общественного воспитания возникла проблема соотношения значения семьи и школы в общем процессе воспитания. Решалась она по разному — в зависимости от господствовавшего общественного строя, от философских и социально-политических взглядов того или иного мыслителя или педагога- практика.

Аналогичные мысли о зависимости семейного воспитания от подготовленности родителей высказывали И.Г.Песталоцци, наши соотечественники А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н. И. Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие. Попытку осуществить практическую подготовку матерей к воспитательной деятельности сделал Ф. Фребель. С этой целью он создал детские сады, чтобы путем показа приемов правильного воспитания детей повысить педагогическую культуру матерей. Эстафету великих педагогов в XIX в. подхватили многочисленные педагогические журналы, педагогические общества, которые занимались просвещением на­селения и выдающихся российских педагогов.

К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др. выдающиеся педагоги, занимавшиеся вопросами семьи и семейного воспитания, основывали свои исследования на опыте народной педагогики.

Без авторитета, утверждал А.С. Макаренко, невозможен воспитатель, следовательно, те люди, которые пользуются наибольшим авторитетом у детей, и есть главные воспитатели. Воспитывают прежде всего люди авторитетные.

Воспитательная деятельность в семье носит сугубо прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести практические умения самого разнообразного характера: от умения организовать семейное хозяйство до умения грамотно руководить развитием ребенка. Для этого вводятся новые формы педагогического просве­щения современных родителей (практикумы, тренинги и др.).

По мнению В.А. Никитина, с возникновением семьи, на протяжении многих тысячелетий, семейное воспитание было практически единственной формой воспитания детей в обществе; школ и других воспитательных учреждений было мало, и они обслуживали незначительную часть детей, главным образом из привилегированных классов. Сословно-классовый характер общества определял различное содержание и направленность семейного воспитания в разных социальных группах.

В 60 – 80-е гг. прошлого столетия были научно проанализированы проблемы места семьи в современном обществе. Правовой статус семьи изучали Н.Г.Юркевич, Т.Е.Чумакова; духовно-моральные и трудовые ресурсы изучали А.А.Раков, Я.И.Рубин, С.А.Польский, Л.П.Шахотько; роль женского труда в обществе исследовалась в работах З.М.Юк, Л.Ф.Филюкова; изучением семейной педагогики занимались А.И.Кочетова и В.В.Чечет; проблемы молодой семьи раскрыты в работах С.М.Бурова, А.К.Воднева; положение матери-одиночки рассматривала Т.В.Яковлева.

Как особая форма социальной общности семья является объектом комплексного изучения различных связанных между собой общественных, естественных и гуманитарных наук. Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен, различные типы семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Торохтий З.С., обобщая результаты исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:

- типу главенства в семье;

- семейному быту, укладу;

- однородности социального состава;

- качеству отношений и атмосфере в семье;

- типу потребительского поведения;

- особым условиям семейной жизни;

- характеру проведения досуга;

- степени кооперации совместной деятельности;

- состоянию психологического здоровья.

В 70 гг. ХХ века предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психолого-педагогической помощи А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина и др.

Презентация на тему: " Эволюция семьи" — Транскрипт:

1 Выполнила: Шишова Мария, Б-31

3 2. История брачно-семейных отношений Многие формы семьи были унаследованы от животного мира. Одна из таких форм – гаремная семья. Но на заре человечества она была не такой как средневековые или современные семьи гаремного типа. Другой формой человеческой семьи, тоже наблюдаемой в стадах высших обезьян, была материнско-родовая, когда главой становилась женщина. К концу эпохи ранней-родовой общины постепенно сложился парный брак. Однако его парность была относительной, и обычно супруги, вступившие в парный брак, продолжали иметь дополнительных жён и мужей.

4 Брак в древности Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

6 Европейский брак в средневековье В соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

8 Семья в библейские времена Фратриархат- главой семьи является старший брат. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством. Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи.

9 В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами.

11 Христианская модель семьи В период раннейго христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

14 Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

15 В XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать индивидуальная семья из 23 поколений родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец сын мать. К концу XIX началу XX века все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами.

16 В недрах капиталистического общества зарождались новые семейные отношения - пролетарская семья. В ней, несмотря на то, что женщина за труд получала меньше, чем за тот же труд получал мужчина, у супругов было одинаковое положение (по отношению к средствам производства, ведь они оба продавали свой труд и в этом были равноправны). Такое равноправие повлияло и на семейные отношения, и муж перестал быть хозяином жены и детей. Появилось больше возможностей вступать в брак по любви, ведь пролетариям проще было вступить в брак по взаимной влюблённости, которая могла бы развиться в настоящую супружескую любовь. Но эти возможности мало кого привели к счастью из-за низкого уровня жизни, культуры и образования.

17 Социалистическая семья, как и пролетарская, основывалась на равноправии супругов. Отсутствие частной собственности и классовых различий способствовало этому. А небольшие различия между прослойками не были серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, общность интересов и взглядов, общая ответственность за детей – это хорошая почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей обрести при социализме семейное счастье.

18 Дети в семье Рассматривая патриархальные семьи в различных странах и полушариях, исследователи отмечают, что отцы в этих семьях относятся к детям по-разному. Например, роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго вертикальны: отец прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом.

20 4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются. 5) Социализирующий стиль (XIX первая половина XX вв.), ребенок объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни. 6) Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

21 3. Нетрадиционные семьи К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям.

22 Альтернативные формы брачно-семейных отношений в современном обществе

История семьи уходит в далекую древность, она тесно связана с историей первобытного общества, одной из самых сложных и дискуссионных областей современной науки. История семьи переплетена с антропогенезом — становлением человека и социогенезом — возникновением социума, общества. Семья в начале человеческой истории была основным социальным основанием, формой отношений между полами, по всей вероятности, определяла весь социальный порядок древнего общества [6, с. 334].

Становление человеческого общества предполагает подавление зоологических инстинктов, введение их в социальные рамки. Исторически шло обуздание, очеловечивание основных биологических инстинктов — пищевого и полового. Именно поэтому система отношений полов и ее развитие тесно связаны со становлением социальной жизни.

Антропогенез неотделим от социогенеза. В ходе эволюции человека в первую очередь закреплялись и усиливались те наследственные изменения биологической организации людей, которые вели его к социализации.

Существуют две основные гипотезы, раскрывающие сущность древнейших форм брака. Первая точка зрения связывает всю первобытную эпоху человечества с групповым браком, вторая — отрицает наличие групповых форм отношений между полами, исходит из представления об универсальности индивидуального брака [12].

В наше время большинство исследователей древности считают, что, выйдя из животного состояния, люди приняли стадный образ жизни, связанный с промискуитетом (в переводе с латыни "общий, смешанный"). Это означает, что внутри стада предлюдей существовали неограниченные половые связи, отсутствовали половые запреты. Сторонники теории промискуитета считают этот порядок вещей зарождением определенных социальных норм [1].

В отличие от стада животных человеческое стадо отличалось стабильностью и постоянством. Стабильность стада обеспечивалась общественной дисциплиной и взаимопомощью. Стадные отношения предлюдей не были зоологическим хаосом, а являлись первой социальной формой жизни, связанной с определенными правилами и нормами социального поведения. Таким образом, промискуитет — это одна из самых ранних форм организации.

От стадной организации человечество перешло к следующей социальной форме — родовой. Открытие рода было великим вкладом Л. Моргана в науку. Если существование промискуитетного стада подвергается рядом исследователей древности сомнению, то наличие родовой организации — исторический факт, подтвержденный огромным этнографическим материалом. Род — универсальная, общая для всех народов стадия исторического развития.

Л. Морган связывал появление рода с экзогамией. Экзогамия — полный запрет браков в пределах определенной группы и необходимость половых контактов вне своего коллектива. Кроме экзогамных запретов существуют агамные правила. Агамия — абсолютный запрет половых отношений. Современный научный материал говорит о том, что агамные заперты – табу – имеют древнее происхождение. Вероятно, первые половые табу были известны в стаде и распространялись на всех членов коллектива.

Кровосмешение, то есть половая связь между близкими кровными родственниками, называется инцестом. Табу на инцест, по словам А. И. Кравченко, действует в каждом обществе, начиная с примитивного, поэтому он называется универсальной культурной нормой, формирующей структуру семьи. Современные ученые сомневаются в том, что первобытные люди наложили табу на кровосмешение из-за боязни физического вырождения, так как болезни или отклонения в организме, вызванные кровосмешением, развиваются столь медленно, что их невозможно обнаружить при жизни одного или двух поколений. Причины появления табу кроются, скорее всего, в другом: 1) он предупреждал внутрисемейные конфликты, которые могли возникать на почве сексуальных отношений, напpимеp, между мужем и женой в случае половой связи с дочерью; 2) он предотвращал смешение pолей и родственных отношений (так, отпрыск, появившийся в результате половой связи отца и дочери, считался бы одновременно сыном и внуком отца); 3) запрет кровосмешения между близкими родственниками вынуждал искать брачного партнера из другого рода или общины. В результате укреплялись межобщинные связи и сотрудничество разных семей [6, с. 335].

Запрет кровосмешения представляет собой важную историческую веху в эволюции человеческого общества. Это первая в истории социальная санкция, наложенная на чисто биологические взаимоотношения полов. Табу на инцест является исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь пралюдей регулировалась только инстинктами, и браком как социально pегулиpуемым отношением между полами.

Современная наука предполагает, что процесс родообразования шел двумя путями: делением внутри стада на две брачные экзогамные группы и взаимодействием между стадами, каждое из которых становилось экзогамным. Главным историческим событием родообразования было появление человека современного типа — Homo sapiens ("человека разумного"). Вероятно, что скачок от неандертальца к Homo sapiens произошел благодаря возникновению дуально-родовой системы брака примерно 40 тыс. лет назад. Экзогамия способствовала процессу очеловечивания. Запрет браков внутри рода превратил род в основу общественного порядка.

Большинство исследователей древности считают, что при групповом браке в силу естественного разделения между полами первоначальный род возник как материнский. При таком родовом строе не было ни семейного хозяйства, ни семейного жилья. Брачные группы не были связаны ни совместным проживанием, ни общей собственностью, ни производственной деятельностью, ни воспитанием детей. При рождении ребенок переходил в род матери. Дети принадлежали родовой общине. Воспитателями детей были все взрослые мужчины и женщины рода. Отсутствовало понятие социального отца. Слово "отец" означало "вожак, тотем", а не отец по крови. Таким образом, имущество, дети, совместное проживание, домашнее хозяйство — все, что привычно ассоциируется с семейным укладом, не имело отношение к родовой семье, а было атрибутами рода.

Примерно десять тысяч лет назад, в эпоху неолита, произошла так называемая неолитическая революция — появилось земледелие и скотоводство. Она оказала огромное влияние на развитие семьи. Появление земледелия и скотоводства резко усилило общественное значение мужского труда. Неолитическая революция привела к кризису и в дальнейшем к разложению материнского рода. От матриархата человечество шагнуло к патриархату. Род стал отцовским, патриархальным.

Непосредственным следствием перехода от материнского рода к отцовскому было разложение дуально-родовой брачной системы, переход от группового брака к индивидуальному. В обществе стали накапливаться богатства. Индивидуальна семья была более приспособленной группой для обладания собственностью [12, с. 45].

Исследования установили, что переходная семья между родовой и соседской была гетерогенной. Гетерогенная община состояла из нескольких семейных, или домовых, общин. Домовая община — большая патриархальная семья, возглавляемая старшим мужчиной. Численность домовой общины составляла до 200—300 человек. Гетерогенность выражалась в наличии двух форм собственности — общественной и обособленной. Домовая община состояла из малых семей, которые стремились выделиться и владеть собственностью. Противоречие между домовой общиной и малой семьей окончательно расшатало общинные порядки. Это привело к распаду патриархальной семьи.

В борьбе общественных и частнособственнических начал победа оказалась за малой индивидуальной семьей. Появилась общественная потребность в социальном отце. Мужчина почувствовал необходимость знать своих детей, чтобы передать собственность по наследству. С введением института наследования собственности детьми впервые появилась возможность строго моногамной семьи. Моногамия — единобрачие.

С точки зрения материалистического понимания истории основной предпосылкой появления моногамной семьи было появление частной собственности. Моногамия явилась первой формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, а именно победа частной собственности над первоначальной общей собственностью. Признавая прогрессивную сущность смены "первобытного коммунизма" классовым обществом, ее историческую неизбежность, марксистская социология вскрывает антигуманную направленность нарождающихся классовых антагонистических отношений. Ф. Энгельс наряду с возникновением классовых антагонизмов выделил антагонизм между полами. Появившаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским [13].

Помимо экономической предпосылки возникновения моногамии значительную роль сыграл исторический уровень развития самой человеческой личности, которая начала подниматься над родом.

С возникновением стратифицированного общества, сменившего эгалитарное, — общества социального неравенства, моногамной семьи — религия услужливо подтверждает и закрепляет униженное положение женщины. В связи с появлением моногамии оформляются моральные требования, запрещающие прелюбодеяние. Возникает новое понятие внебрачных отношений. До возникновения моногамии в условиях группового брака требование "не пожелай жены ближнего своего" было нелепым, оно не имело реального социального основания. Заповедь "не прелюбодействуй" появилась с возникновением моногамии, она ограждала мужа от возможного нарушения супружеской верности его женой, т. е. от посягательства на частную собственность. Религия и мораль веками освящали социальное неравенство женщины, требуя от нее послушания, покорности, воспитывая в ней рабские черты.

С другой стороны, история моногамной семьи связана с нравственным прогрессом человечества. Возникновение моногамии было необходимой предпосылкой появления индивидуальной половой любви. Появляются новые представления о нравственности и ценности отношений пары, связанные с любовью. Становление человеческого рода прямо связано с очеловечиванием сексуальности.

Поскольку моногамию вызвала к жизни частная собственность, основная ее функция заключалась в охране семейного богатства. С начала возникновения моногамии отсутствовала свобода вступления в брак и выбора супруга. Браки заключались или общиной, или родителями вступающих в брак сторон. При этом решающую роль играли интересы дома, а не личные чувства и желания. Брак приобретает характер династический и строго сословный. Моногамия в течение ряда веков существовала в патриархальной форме при абсолютном господстве хозяина, отца, мужа над женой и детьми.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Длительность существования не могла не привести к ее трансформации. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течение XX в. произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Закономерные сдвиги в развитии общества привели к исторической смене преобладающей некогда патриархальной сельской многодетной семьи городской, малодетной, состоящей из одной брачной пары, преимущественно с равноправными отношениями членов семьи. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми [1].

Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары. За последние десятилетия произошло резкое сокращение среднего размера семьи. Массовая семья стала малодетной. Ориентации на многодетную семью начинают превращаться в пережиток прошлого [12, с. 51].

Процесс демократизации общественной жизни оказал непосредственное влияние на развитие семейных отношений в сторону быстрого разрушения патриархальных устоев. В прошлые эпохи люди воспринимали брак как нечто само собой разумеющееся, стабильное и необходимое. Внебрачные отношения были резко противопоставлены семье, брак и семья были слиты, единобрачие понималось как пожизненное состояние. В современных же условиях моногамия все больше утрачивает свой пожизненный характер, заменяясь правом и возможностью вступить в повторные браки. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода, который стал структурным элементом современных брачно-семейных отношений. Сегодня развод считается важным средством разрешения противоречий современного брака.[6]

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений "родители — дети". Семья перестала быть основной средой включения молодого поколения в профессиональную и культурную традицию. Всеобщим явлением становится уменьшение роли семейного воспитания, резкое возрастание социализирующей функции общественных институтов — детских воспитательных учреждений, школ, вузов, средств массовой информации. Появилась новая тенденция — рост автономии поколений. С одной стороны, ушли в прошлое установки родителей, ставящие интересы детей выше своих собственных, с другой — часто дети не испытывают никаких обязанностей перед родителями, несмотря на то что они дали им жизнь и подготовили к самостоятельности. Эту тенденцию исследователи связывают с технологической революцией, которая привела к устареванию трудовой культуры старшего поколения.

Таким образом, современные изменения семьи по своим историческим последствиям грандиозны, они вполне сравнимы с результатами научно-технической революции. Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных функций и структур, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

Читайте также: