Профилактика пав в школе доклад

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды. Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.

КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?


Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с алкоголем, табаком.

Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Диагностика основных проблем развития детей как условия определения тематики родительского всеобуча.

2. Возможности активных форм образования в работе с родителями.

3. Определение специфики задач и форм участия родителей в профилактической программе ОУ.

4. Организация консультативной помощи родителям.

Форма работы:

1. Работа в мини-группах.

3. Доклады рабочей группы.

4. Оформление итоговых документов.

Основные блоки профилактической деятельности с родителями.

Выявление. Предполагает ознакомление родителей с основными признаками употребления ПАВ у детей. Первичную диагностику ситуации с использованием анкеты . Кроме того, обязательное информирование родителей о службах помощи в ситуации подозрения на употребление ПАВ или установление факта потребления. Информирование родителей о фактах распространения или употребления ребенком ПАВ

Адресная работа с родителями детей группы риска имеет специальное содержание. С родителями и детьми из первой группы риска (см. классификацию к занятию), где определены единичные случаи употребления ПАВ, при соответствующей подготовке могут заниматься школьные специалисты. В остальных случаях содержание работы, по всей видимости, может выходить за рамки педагогической профилактики. Речь идет о консультациях и работе тренинговых групп для созависимых, особенно в случае систематического употребления детьми ПАВ. Осуществить подобную помощь могут особым образом подготовленные специалисты (психологи, медики, социальные педагоги). Не всегда подобную работу уместно разворачивать в условиях школы.

Беседа с родителями:

Предупреждение употребления табака и алкоголя детьми

Цель:Правила эффективного общения

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете их убеждения.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю внимательно!". Иногда он молчит, иногда отвечает.

Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:

- ребенок убедится, что вы его слышите;

- ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;

- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.

Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов- падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке и алкоголе и развейте их.

На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.

Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя "хуже других".

Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению

с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других.

Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка.

Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми .в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова "я тебя люблю" способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.

В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.

Примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками:

- наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;

- признание ценности своей свободы, ценности принятия своих решений; при этом стремление быть "как все", "следовать за толпой" не является ценностью и стандартом поведения;

- уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни; убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.

Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являетесь положительной ролевой моделью. Иногда родители, которые не пьют и не курят совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами для своих детей.

Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь - не центр события. Наряду с алкогольными предлагайте гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.

Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения.

Несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:

- Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм - это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать.

- Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием.

- Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности.

- Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды.

Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил.

Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте

его описанию побольше его хороших черт, которых он сам не назовет.

ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: "друг - это . " и "друг - это не . ". Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.

Научите ребенка говорить людям "нет". Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя, наркотиков.

Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если там никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.

Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.

Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу.

Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: "Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить".

Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути.

Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика.

Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, - это путь совместной деятельности, опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.

Анкета для определения подростковой наркомании:

После заполнения анкеты – знакомство с памяткой.

1. Обнаружили ли Вы у ребёнка:

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

3. Потерю интереса к спортивным и иным внеклассным мероприятиям.

4. Частую, непредсказуемую смену поведения.

5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.

6. Частые простудные заболевания.

7. Потерю аппетита, похудание.

8. Частое выпрашивание у Вас или у родственников денег.

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

11. Скрытность, уединённость, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

14. Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма.

15. Резкое снижение успеваемости.

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

19. Отказ от утреннего туалета, не заинтересованность в смене одежды и т. п.

20. Нарастающую лживость.

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п., особенно если их скрывают.

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов.

2. Слышали ли Вы от ребенка:

1. Высказывания о бессмысленности жизни.

2. Разговоры о наркотиках.

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков.

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.

2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д.

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п.

2. Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения.

3. Совершение кражи.

4. Арест, в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе и алкогольного).

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т. к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является :

Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Понять, что такое наркотики, крайне важно для осознания вреда, вызываемого их потреблением. Согласно определению Бюро ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (UNODC, психоактивное вещество представляет собой вещество, принимаемое людьми для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения. Некоторые из этих веществ обычно называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь и табак, хотя они и представляют опасность для здоровья человека, обычно не относят к наркотикам. Термин наркотики охватывает также ряд веществ, которые предназначены для использования под наблюдением врача для лечения болезней. Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты, например:

Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты,вред для здоровья человека (как физического, так и психического, как в краткосрочном, так и в долговременном плане; и

негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом, связанное с поведением людей, находящихся под воздействием этих веществ, а также с торговлей наркотиками, которая поощряет вредные привычки людей.

Работа школы по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.

Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям:

- экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);

- взаимодействие с социумом.

Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. С особым интересом учащиеся относятся ко Дню защиты от экологической опасности (День здоровья, который проводится ежегодно. В ходе этого мероприятия осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность учащихся среди природы.

Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

• обеспечивается организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей в летних лагерях, на площадках по месту жительства,

• оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

• анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам;

• беседы социального педагога и психолога с трудными детьми и их родителями.

Проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей с целью выявления нарушений прав детей, фактов жестокого обращения с ними.

Все мероприятия в рамках данной операции проводятся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, профилактика ПАВ.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния пагубных привычек.

Правовая ответственность школьников Правовая ответственность школьников. Мы с вами живем в нелегкое время. Со страниц журналов и газет, экранов телевизоров, и в повседневной.

Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников УОР №1 Методическая разработка Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников- спортсменов УОР№1. Актуальность Согласно.

Проведение метапредметной олимпиады среди школьников с ОВЗ

Проведение метапредметной олимпиады среди школьников с ОВЗ В нашей школе 12.03 - по 16.03 проходила неделя метапредметной олимпиады для детей с ОВЗ. Хочется поделиться своими впечатлениями. Да,.

Необходимость в хорошем образовании не ослабевает. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики. Работа, проводимая по профилактической программе, определяет цели, задачи, формы и методы работы школы в данном направлении, прогнозирует ожидаемый результат. Когда каждый ребёнок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен, только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.

Деятельность по реализации программы включает:

¾ раннее выявление обучающихся склонных к курению, употреблению алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

¾ создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

¾ проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

¾ информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

¾ информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

¾ информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

¾ связь профилактических мероприятий с жизнью;

¾ доступность и осознанность;

¾ системность и преемственность;

¾ учет возрастных особенностей;

¾ сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, КДН, ГОВД).

Система работы школы

В школе создана система работы по профилактике употребления обучающимися ПАВ и снижения количества обучающихся склонных к употреблению табака и алкоголя. Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

Классный руководитель

¾ о бязательное обследование семей, обучающихся 1-х, 5-х, 1-х классов, вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ в ыявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

¾ индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

¾ своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

¾ дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

¾ проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

¾ организация внеклассной работы с обучающимися;

¾ в овлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

¾ организация питания в школе;

¾ организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

Учителя предметники:

¾ дежурство учителей по школе;

¾ информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ;

¾ проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

Социальный педагог, педагог – психолог:

¾ в ыявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

¾ составление социального паспорта школы;

¾ ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете, в ОП по городу Коряжме;

¾ индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки;

¾ посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

¾ рейды родительского патруля на переменах во время учебного процесса и в вечернее время;

¾ проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

¾ проведение родительских собраний;

¾ проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

¾ подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

¾ индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

Администрация:

¾ п ланирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

¾ осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы;

¾ индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

¾ проведение малых педсоветов, совещаний при заместителе директора;

¾ дежурство по школе;

¾ проведение общешкольных родительских собраний;

¾ участие в Совете общественности

Медицинский работник:

¾ проведение тематических классных часов;

¾ проведение медицинских осмотров;

¾ индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

¾ выступление на родительских собраниях.

Педагог-библиотекарь:

¾ тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. С этой целью проводятся

¾ плановые мероприятия по выявлению обучающихся с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами.

¾ Осуществляется наблюдение с целью выявления обучающихся с поведенческими и физиологическими признаками систематического употребления наркотических средств и возможное обнаружение очевидных признаков употребления, диагностики, беседы.

¾ проводятся плановые профилактические осмотры, а также при индивидуальных случаях обращения за мед. помощью вследствие плохого физического самочувствия выявления признаков, которые могут свидетельствовать об употребление ПАВ.

Для эффективности этой работы используются следующие формы:

Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

Так 1 ноября 2019 года в школе проводится очередной День здоровья. В программе мероприятий:

3. Встреча в фойе школы обучающихся Доктором Айболитом и его командой полезными продуктами, коряке встречали обучающихся выдавая витамину здоровья.

4. Линейка, посвященная открытию Дня здоровья для 5-11 классах с участием представителей полиции, ГИБДД и МЧС.

В ходе проведения Дня здоровья в качестве помощников выступают ученики 10-11 классов.

Результатом работы по профилактике употребления ПАВ является снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества.

Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространенность употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества на протяжении многих лет.

Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации является система образования.

Сегодня школа - это одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию молодежи. Именно работники системы образования - социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники, - могут быть основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы. Большая роль в работе по профилактике употребления ПАВ в образовательном учреждении отводится психологам, социальным педагогам.

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни в обществе. Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Практика убеждает: сельская школа, в отличие от городской, может стать фактором воспитательного влияния на развитие социума. Школа в сельском социуме исторически занимает главенствующее место. Она является средоточием культуры, образования. Школа – это лицо села. Во многом благополучие сельского социума зависит от хорошей работы школы.

Разрушение совхозов и колхозов привело к росту безработицы, особенно среди молодежи, увеличению числа социально-неблагополучных семей, ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения, алкоголизации сельского населения. В таких условиях сегодня работает сельская школа.

Увеличение числа неблагополучных семей ведет к увеличению детей группы риска. Раннее выявление неблагополучия в семье является важной составляющей в профилактической работе. Сельская школа хорошо знает положение практически в каждой семье. Организация профилактической работы с семьёй основывается на использовании комплексного подхода к профилактической работе, что означает необходимость объединения усилий всех социальных служб, государственных, региональных и муниципальных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении проблем, отягчающих жизнь ребёнка.

При организации профилактической работы в школе следует помнить, что работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Поэтому в нашей школе организовано тесное сотрудничество с родителями обучающихся.

Сформировать какую-либо привычку гораздо легче, если требуемая модель поведения принята в семье, так она закрепляется ежеминутно и постоянно. Поэтому прежде чем решать задачу формирования жизненных навыков у детей и подростков, необходимо обеспечивать их этими знаниями через родителей.

Для повышения общего уровня родительской компетентности в деле воспитания детей и подростков в нашей школе проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием инспектора по делам несовершеннолетних, психолога, медицинских работников, социального педагога. Вопросы по организации ЗОЖ обучающихся рассматриваются на заседаниях общешкольного родительского комитета, родительских собраниях. С родителями проводятся индивидуальные беседы и консультации.

Подростки из проблемных и неблагополучных семей, с девиантным поведением, склонные к бродяжничеству, составляют группу риска по приобщению к употреблению психоактивных веществ и совершению правонарушений.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость.

В нашей школе первичная профилактика заключается в информированности подростков о вредных привычках, наркотиках, выясняется их отношение и наличие личного опыта, для этого используются различные анкеты. Активно используются просмотры презентаций, видеофильмов.

Проводятся классные часы, лектории с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних, участкового инспектора, медицинских работников.

Учителя-предметники проводят интегрированные уроки, направленные на профилактику социально-негативных явлений. Это позволяет сделать профилактическую работу более эффективной и полезной, повысить интерес у обучающихся, получить им более глубокие знания.

Большой интерес у детей вызывают такие интерактивные мероприятия, как КВН, конкурсы мультимедийных проектов и агитбригад, при подготовке и проведении которых дети проявляют самостоятельность, включаются в активный поиск необходимой информации.

Отсутствие увлечений и интересов подростка может стать одним из факторов приобщения подростков к наркотизации. Поэтому одна из задач педагогической профилактики – это решение проблемы организации свободного времени. Очень важным является вовлечение подростков группы риска во внеурочную деятельность, кружковую работу, работу клубов, объединений. Это особенно важно в сельской школе, когда кроме местного Дома культуры нет мест организованного отдыха для молодежи. На базе школы действуют кружки по интересам, спортивные секции от спортивных школ, работает филиал музыкальной школы, где каждый ребенок может найти занятие по душе.

В течение года педагогическими работниками совместно с работниками УМВД проводятся педагогические рейды в места концентрации подростков с целью профилактики правонарушений и употребления спиртных напитков и наркотических веществ.

Читайте также: