Министерства в начале 19 века доклад

Обновлено: 05.07.2024

Пост министра мог занять лишь человек, обладавший личным доверием государя, а лишившись его милости, сановник терял и министерское кресло. Должность министра становилась апогеем чиновничьей карьеры, после которой, как правило, ему светило место в Государственном совете, почетные титулы и чины. Случалось и после отставки, некоторые деятели вновь получали министерский портфель по другому ведомству.

Длительность пребывания министром была разной, все зависело от личности императора, так Александр I, менял министров в среднем раз в полгода, при Николае I, они занимали посты почти по полтора года, Александр II давал поработать министрам 0,9 года, а уже при Николае II, министры трудились в среднем 0,4 года.

Всего в два раза увеличилось жалованье министрам за весь XIX век, при этом явной коррупции не отмечалось, а замеченные в этом грехе С. Уваров, П. Клейнмихель и немногие другие, сурово порицались обществом. Больше претензий предъявлялось глупости, беспринципности и сумасбродству министров. Некоторые из них вели дела и принимали чиновников с докладами дома.

Предметом гордости министра был регулярный, личный доклад императору, это придавало министерской должности высокое значение. Но часто практиковалось назначение на важные министерства случайных людей, что плохо сказывалось на работе ведомств, ведь министры имели огромные властные полномочия.

Министерство внутренних дел

Министерство иностранных дел

В. П. Кочубей (1802-1807) А. Б. Куракин (1807-1810) О. П. Козодовлев (1810-1819)

B.П. Кочубей
(1819-1823)

В.С. Ланской (1823-1825)

А. Р. Воронцов (1802-1804) А. А. Чарторыйский (1804-1806) А. Я. Будберг (1806-1807)

Н. С. Мордвинов (1802) П. В. Чичагов (1802-1811)

И. И. Траверсе (1811-1825)

В. С. Ланской (1825-1828)

А. Г. Строганов (1839-1841)

Л. А. Перовский (1841-1852) Д. Г. Бибиков (1852-1855)

К. В. Нессельроде (1825 1855)

А. И. Татищев (1825 1827)

A. И. Чернышов
(1827-1852)

B. А. Долгоруков
(1852-1855)

А. С. Меншиков (1836-1855)

С. С. Ланской (1655-1861)

П. А. Валуев (1861-1868)

Л. С. Маков (1876-1880)

М. Т. Лорис-Меликов (1880-1881)

К. В. Нессельроде (1855-1856)

А. М. Горчаков (1856-1881)

В. А. Долгоруков (1855-1856)

Н. О. Сухозанет (1856-1861)

Д. А. Милютин (1861-1881)

Ф. П. Врангель (1855-1857)

Н. Ф. Метлин (1857-1860)

Н. К. Краббе (1860-1876)

С. С. Лесовский (1876-1880)

А. А. Пещуров (1880-1881)

Н. П. Игнатьев (1881-1882)

Д. А. Толстой (1882-1889)

И. Н. Дурново (1889-1894)

А. М. Горчаков (1881-1882)

Н. К. Гире (1882-1894)

П. С. Ванновский (1881-1894)

А. А. Пещуров (1881-1882)

И. А. Шестаков (1882-1888)

А. И. Васильев (1802-1807)

Ф. А. Голубцов (1807-1810) Д. А. Гурьев (1810-1823) Е. Ф. Канкрин (1823-1825)

Г. Р. Державин (1802-1803)

П. В. Лопухин (1803-1810)

И. И. Дмитриев (1810-1814) Д. П. Трощинский (1814-1817)

Д. И. Лобанов-Ростовский (1817-1825)

П. В. Завадовский (1802-1810)

А. К. Разумоский (1810-1816) А. Н. Голицын (1824-1825) А. С. Шишков (1824-1825)

Принц Г. Ольденбургский (1809-1812) Ф. П. Деволант

(1812-1818) А. А. Бетанкур (1819-1822) Герцог А. Вюртембергский (1822-1825)

Е. Ф. Канкрин (1825-1844) Ф. П. Вронченко (1844-1852)

П. Ф. Брок (1852-1855)

Д. И. Лобанов-Ростовский

(1825-1827) А. А. Долгоруков (1827-1829) Д. В. Дашков (1829-1839) В. Н. Панин (1839-1855)

С. С. Уваров (1833-1849) П. А. Ширинский-Шихматов (1849-1853) А. С. Норов (1853-1855)

Характеристика деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации в 1802-1856 годах. Особенность реформы державных учреждений. Государственный финансовый контроль в России в XIX веке. Особенность формирования революционной ситуации в стране.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.12.2015
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КГЭУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

на тему Министерство в XIX веке

1. Учреждение Министерство юстиции

2. Министерство иностранных дел России в 1802-1856 году

3. Создание Министерство внутренних дел

4. Военное министерство накануне

5. Государственный финансовый контроль в России в XIX веке

На него были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции -- генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

МИД - политические сношения с иностранными правительствами, защита интересов российских подданных за границей и содействие иностранным подданным в России в удовлетворении их законных требований, охрана национальных интересов России и расширения экономических и торговых связей.

В Военное министерство входило 7 главные управления: артиллерийское, инженерное, интендантское, военно-медицинское, военно-судное, военно-учебных заведений и управление казачьих войск.

Министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры. Постепенно в компетенцию Министерства финансов были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством, подсчет всех государственных доходов и расходов.

1. Учреждение Министерство юстиции

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой. Первым министром юстиции -- генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель -- Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Министерство юстиции принимало деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века -- начала XX века характеризуется особым вниманием к правам личности.

В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году -- проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

2. Министерство иностранных дел России в 1802-1856 году

Очередной информационный бюллетень Историко-документального департамента посвящен истории Министерства иностранных дел России в 1802-1917 гг. В бюллетене подробно отражен процесс формирования и изменения структуры внешнеполитического ведомства России, его отдельных подразделений, а также особенности функционировани

Министерства в различные периоды российской истории.

Бюллетень состоит из двух частей. Первая часть 8/1 охватывает начальный этап существования Министерства - с момента его учреждения в 1802 г. и вплоть до 1856 г., когда после поражения России в Крымской войне был уволен в отставку министр иностранных дел К.В.Нессельроде, возглавлявший МИД в течение 40 лет. С образованием Министерства Государственная коллегия иностранных дел не прекратила своего существования, однако ее роль стала уменьшаться и постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 г. Одновременно был учрежден Совет Министерства и ряд департаментов. В 1846 г. появилось первое “Учреждение МИД”, в котором фиксировалась структура и круг обязанностей подразделений Министерства.

Вторая часть бюллетеня 8/2 посвящена периоду с 1856 по 1917 гг. С приходом к руководству Министерством талантливого дипломата А.М. Горчакова, с именем которого связаны крупнейшие достижения во внешней политике России, в МИДе была проведена реорганизация. Новые преобразования внешнеполитического ведомства были предприняты в 1897 г. В 1907-1910 гг. в Министерстве работала специальная комиссия по реорганизации ведомства, и в 1914 г. было введено третье по счету “Учреждение МИД”. С началом первой мировой войны в деятельности Министерства появились новые направления, отвечавшие потребностям военного времени. Некоторые из начатых в это время преобразований завершались уже при Временном правительстве.

В каждой части бюллетеня в разделе “Приложение” публикуются таблицы, иллюстрирующие структурные изменения во внешнеполитическом ведомстве России в 1802-1917 гг.

Бюллетень подготовлен на основе документов Архива внешней политики Российской империи, наиболее интересные из которых использованы в качестве иллюстраций.

3. Создание Министерство внутренних дел

В первые десятилетия XIX века в России произошли существенные изменения в организации государственного аппарата. Созданная в это время система высших и центральных государственных органов просуществовала с незначительными изменениями до 1906 года, когда была учреждена Государственная Дума, преобразован Государственный Совет и приняты "Основные законы Российской Империи", ставшие по существу первой Конституцией России.

Реформа государственных учреждений определялась как внутренними причинами - необходимостью приведения в соответствие системы управления с изменявшимися социально-экономическими условиями, для обеспечения традиционного в России деятельного участия государства в экономической, общественной жизни, так и внешними обстоятельствами - прежде всего войнами с наполеоновской Францией.

Следует учитывать и субъективные факторы проведения реформ в это время, игравшими не последнюю роль в истории России, а именно политическую ориентацию и преобразовательные планы вступившего на престол в 1801 году императора Александра I и его ближайшего окружения.

Реформы государственного аппарата вызвали надежды в одних и опасения в других кругах русского общества, расценивавших их как начало движения в сторону ограничения самодержавия, к конституционной монархии. министерство реформа государственный революционный

Важной частью реформы системы государственных органов, событием внутриполитической жизни страны было образование в 1802 г. новых органов центрального управления - министерств.

Манифест от 8 сентября 1802 г. об образовании восьми министерств (военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, Министерства финансов) определял функции каждого из них, принципы их взаимодействия между собой и с другими государственными учреждениями.

4. Военное министерство накануне

Однако на Дальнем Востоке Российская империя столкнулась с Японией, имевшей далекоидущие, агрессивные планы относительно данного региона. Японию активно поддерживали США и Великобритания, поскольку широкое проникновение России в Китай задевало их колониальные интересы. В начале XX в. Япония заручилась союзом с Англией, сочувствием США, нейтралитетом Китая и начала активно готовиться к войне с Россией, широко используя иностранную помощь.

Союзница России -- Франция относительно дальневосточной проблемы придерживалась политики нейтралитета. О нейтралитете заявила с начала войны и Германия .

Такова была международная обстановка в тот момент, когда в ночь с 26 на 27 января 1904 г. японские суда атаковали Порт-Артурскую эскадру, ознаменовав таким образом начало Русско-японской войны.

Сразу после этого по городам и селам полетели миллионы листков, телеграмм и официальных донесений, возбуждающих народ против дерзкого и коварного врага. Но народ, уже в значительной степени одурманенный знаменитыми либералами (вроде Л. Толстого), реагировал вяло. Правительство пыталось подогреть патриотические настроения, но безуспешно.

Проводимые администрацией на местах мероприятия, как правило, не встречали никакого сочувствия. [36]

Однако подавляющее большинство населения войну не поддержало вовсе.

Враждебно встретили войну рабочие, о чем свидетельствовал целый ряд забастовок, в том числе на военных заводах и железных дорогах.

5. Государственный финансовый контроль в России в XIX веке

Следует отметить, что главной государственной организацией, регулирующей

финансовый рынок на протяжении всего XIX - начала XX века, все же являлось Министерство финансов.

В начале XIX века произошло важное для России событие - была установлена новая система государственных исполнительных органов власти. Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. В 1802 г. Подписывается манифест "Об учреждении министерств". Это стало начальным этапом министерской реформы Александра. Было создано 8 министерств с четким разделением между ними функций по управлению важнейшими отраслями государственной деятельности. Министерская система государственного управления, хотя и сильно измененная, просуществовала и до наших дней. В соответствии с манифестом наряду с другими министерствами создается и министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Какое-то время параллельно министерству сохраняет свое существование и государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. Однако вскоре в структуре министерства финансов учреждается департамент государственного казначейства, которому были подчинены все центральные и местные финансовые структуры. Постепенно в компетенцию Министерства финансов были переданы практически все важнейшие вопросы, относящиеся к сфере управления хозяйством. Эта передача дел нередко становилась прелюдией реформ.

В ведении Министерство финансов состоял налоговый аппарат, ведомство государственных имуществ (до 1838 года), горное и соляное дело, органы государственного кредита , а также дела внешней торговли и управление таможнями (после упразднения в 1810 году Министерства коммерции) . Полномочия Министерства финансов не распространялись на дела по движению сумм, состоявшие в ведении Государственного казначейства, и финансовый контроль, сосредоточенный в Главном управлении ревизии государственных счетов, переименованном в 1836 году в Главное управление государственного контроля.

В 1810г. Государственный Совет рассматривает предложения Особого Комитета, возглавляемого графом Румянцевым, об образовании министерства и принимает решение учредить три различные и независимые части в семи управлениях Сената, которые были на тот момент. Первая часть - Министр Финансов, который должен ведать доходами и управлять ими; вторая - Государственный Казначей, который должен управлять движением сумм; третья - Государственный Контролер - должен посредством вверенных ему установлений держать ревизию счетов и поверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство Финансов и Государственного Казначея. Для выполнения установленных задач в Министерстве финансов в 1811 году было создано Особое III-е отделение. На первых порах оно занималось вопросами, связанными с внутренним кредитом. Затем под его контроль перешли вопросы, касающиеся внешнего кредита и заграничных переводов. На министра финансов было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по составлению росписи государственных расходов - так называемый финансовый план Сперанского. Однако составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем не полное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

Основная статья: Министерская реформа Работа отраслевых органов управления -- коллегий, созданных ещё при Петре I, не удовлетворяла насущным потребностям нового века. Во-первых, на протяжении XVIII столетия число коллегий значительно возросло по сравнению с эпохой царствования Петра: зачастую эти органы подменяли друг друга, так как одна и та же функция бывала возложена сразу на несколько коллегий. Бывало и обратное -- какая-либо функция оставалась вне ведения коллегии. 9 коллегий, 2 учреждения, имевшие статус коллегий, канцелярия генерал-прокурора, сосредоточившая управление внутренними делами, юстицией и финансами, и около 14 других коллежских учреждений, а также 10 центральных учреждений придворного управления, подчиненных непосредственно императору, в совокупности составляли неповоротливый и плохо управляемый массив.

Во-вторых, в коллегиях отсутствовала персональная ответственность конкретных лиц -- все решения принимались коллегиально.

Персональная ответственность руководителей и исполнителей.

Подобные документы

Рассмотрение действующего законодательства России, закрепляющего правовой статус военных учреждений. Перспективы совершенствования правоспособности, гражданско-правовой и финансовой ответственности учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 25.06.2013

Осуществление деятельности Министерства на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Руководство Министерством внутренних дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации. Основные задачи Министерства.

реферат [20,7 K], добавлен 03.06.2008

Система, структура, задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Организация деятельности МВД России. Задачи, функции и структура главных управлений по федеральным округам и органам внутренних дел субъектов Российской Федерации.

реферат [31,0 K], добавлен 25.06.2009

История становления Министерства внутренних дел Российской Федерации. Укрепление этого ведомства во взаимосвязи с развитием государства и общества. Особенности механизма деятельности МВД РФ, его основные органы, характеристика функций и полномочий.

дипломная работа [484,1 K], добавлен 19.12.2013

Задачи, классификация, органы и законодательное регулирование государственного и муниципального финансового контроля. Функции Счетной палаты, Министерства финансов, Федерального казначейства. Финансовая система России в новых экономических условиях.

Харченко О.В., кандидат юридических наук, доцент, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования.

8 сентября 1802 г. Александром I был подписан знаменитый Манифест об учреждении министерств. В ст. I этого документа было записано: "Управление Государственных дел подразделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным руководством Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначать заблагорассудим". Далее в Манифесте были перечислены вновь образуемые отделения или министерства: "1. Военных Сухопутных; 2. Морских Сил; 3. Иностранных Дел; 4. Отделение Юстиции; 5. Внутренних Дел; 6. Финансов; 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения" .

Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. Т. 28. N 20406.

Современники отмечали, что до этого управление империи представляло собой невообразимый хаос. Оно распределялось между Сенатом, административным и судебным органом, и коллегиями военной, морской, иностранных дел, торговли. Функции некоторых коллегий были неточно разграничены. Такая организация представляла собой "безобразное здание" . Для объединения деятельности министерств все министры должны были, собираясь в общие совещания, составлять "комитет министров", где присутствовал император. Вместо прежнего коллегиального начала в новой системе управления положено начало единоличной власти и ответственности. При Александре I были приведены в порядок и получили новый вид центральные правительственные учреждения, расстроенные местной реформой императрицы Екатерины II .

История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо. М., 1938. Т. 2. С. 139.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1993. С. 315.

На большинство из образованных министерств в той или иной степени возложили выполнение правоохранительной функции государства.

Министерство юстиции, на которое возлагалось управление деятельностью судов и прокуратуры, должно было заниматься вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, а также осуществлять надзор за их работой. Министр юстиции одновременно являлся высшим должностным лицом прокуратуры - Генерал-прокурором. "Как должность Министра юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-прокурора" . Таким образом, Министерство юстиции становилось ведомством с исключительно правоохранительными функциями.

История государства и права России в документах и материалах. С древнейших времен по 1930 г. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. 2-е изд. Мн., 2003. С. 216.

Крупнейшим и наиболее значимым правоохранительным ведомством начала XIX в. стало Министерство внутренних дел.

В отличие от Министерства юстиции, для которого правоохранительная функция была, по существу, единственной, на Министерство внутренних дел возлагалось выполнение множества разнообразных функций. В ст. IV Манифеста было записано: "Должность Министра внутренних дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии. " .

Там же. С. 217.

В Министерстве внутренних дел было создано четыре экспедиции. Первая экспедиция заведовала делами народного продовольствия и соляной части, вторая - делами благочиния (управление полицией), третья - государственным хозяйством и мануфактурами, четвертая - делами медицинской коллегии и Приказов общественного призрения.

Вторая экспедиция состояла из двух отделений (столов). На первое из них возлагались руководство земской (сельской) полицией, сбор сведений о происшествиях, предотвращение "ложных слухов". Второе отделение руководило городской полицией и пожарными командами. В него также направлялись жалобы на полицию .

См.: Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / Рук. авт. коллектива В.Ф. Некрасов. М., 1996. С. 14.

К реализации правоохранительной функции государства отношение имела также четвертая экспедиция, которая состояла из двух отделений: отделения по медицинской коллегии и отделения Приказов общественного призрения. К предметам ведения отделения Приказов общественного призрения было отнесено, в частности, состояние тюрем, ". средства к их исправлению и лучшему устройству, обороты капиталов, употребляемых для этого, преумножение их и прочее" .

Санкт-Петербургский журнал. 1804. Ч. 1. Кн. 1. С. 48.

Таким образом, исключительно правоохранительным подразделением Министерства внутренних дел России образца 1802 г. была его вторая экспедиция, управлявшая полицией. Частично правоохранительную функцию государства реализовывала четвертая экспедиция, которая наряду с другими задачами осуществляла управление пенитенциарными учреждениями.

Первоначально в ведение Министерства внутренних дел были переданы также функции упраздненной в 1801 г. Тайной канцелярии, ведавшей политическим сыском, т.е. противодействие преступлениям против государства (государственным, политическим преступлениям). Однако уже с 1805 г., с момента создания Временного комитета высшей полиции для наблюдения за общественным мнением, политический сыск из ведения министерства стал постепенно изыматься, а в 1826 г. был создан новый орган политического сыска - III собственной Его Императорского Величества канцелярии отделение.

Министерство внутренних дел являлось основным правоохранительным органом в борьбе с общеуголовной преступностью. Полиция выявляла, предупреждала, пресекала и раскрывала общеуголовные преступления. До реформы 1860 г., в ходе которой от полиции было отделено следствие и создан институт судебных следователей, полиция производила предварительное расследование общеуголовных преступлений. Кроме того, до Судебной реформы 1864 г. полиция осуществляла некоторые судебные функции. Подведомственные министерству пенитенциарные учреждения исполняли судебные решения по уголовным делам, что также входило в содержание правоохранительной функции.

Следующая крупная реформа первой четверти XIX в. в системе министерств Российской империи произошла в 1810 - 1811 гг. В 1810 г. из Министерства внутренних дел было выделено Министерство полиции, состоявшее из трех департаментов: Департамента полиции хозяйственной, Департамента полиции исполнительной и Медицинского департамента. Два департамента вновь образованного министерства из трех реализовывали правоохранительные функции государства. При этом оба полицейских департамента имели в своем ведении и пенитенциарные учреждения. Министерство полиции не вполне оправдывало свое название (наличие Медицинского департамента, управление пенитенциарными учреждениями), поскольку, помимо собственно полицейских функций, оно наделялось также правом надзирать за "окончательным исполнением законов по всем вообще министерствам" . Образование Министерства полиции было с неудовольствием встречено значительной частью влиятельных государственных и общественных деятелей, считавших, что оно стало таким же "многосложным и непонятным", как и Министерство внутренних дел . Не случайно в 1819 г. Министерство полиции было упразднено с передачей его функций в Министерство внутренних дел.

Вардинов Н. История Министерства внутренних дел. Часть II. Кн. 1. СПб., 1859. С. 30.
См.: Органы и войска МВД. С. 20.

Хрестоматия по истории России / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2007. С. 221 - 222.
См.: Зябкин В.М. Таможенные органы в механизме Российского государства: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 76.

В том же 1811 г. была создана внутренняя стража, состоящая из воинских подразделений, подведомственных Военному министерству (с 1802 по 1808 г. - Министерство военных сухопутных и морских сил). Внутренняя стража была наделена полицейскими функциями, в ее обязанности входили, в частности, действия, направленные "на исполнение закона или приговора суда и на охранение либо восстановление внутреннего порядка", включая "поимку воров, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ". Внутренняя стража осуществляла также "принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных" . Таким образом, внутренняя стража стала прообразом современных внутренних войск Министерства внутренних дел. Военное министерство, кроме того, имело в своем ведении военно-арестантские роты, выполняющие функции пенитенциарных учреждений для военнослужащих.

См.: Министерство внутренних дел России. 1802 - 2002. Исторический очерк: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002. С. 59 - 60.

Четыре из восьми министерств Российской империи, созданных в 1802 г.: Министерство юстиции, Министерство внутренних дел (с 1810 по 1819 г. - Министерство полиции), Министерства военных сухопутных и морских сил (с 1808 г. - Военное министерство), реализовывали в различной степени правоохранительную функцию государства. При этом в первой четверти XIX в. Министерство юстиции ведало только правоохранительной деятельностью, но самым крупным правоохранительным ведомством было Министерство внутренних дел, осуществлявшее правоохранительную функцию государства наряду с другими функциями.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

Влияние Сената на деятельность министерств было незначительным. Министры не имели права устанавливать новые или отменять существующие узаконения; при необходимости законодательных решений, а также в ряде др. случаев, особенно связанных с толкованием законов, они обязаны были входить с представлениями в Государственный Совет. На практике же изданием различных предписаний и разъяснений министерства оказывали существенное влияние на действовавшее законодательство. Чтобы обойти Государственный Совет, министры широко использовали Комитет министров, решения которого, утвержденные царем, получали силу закона. Большое значение имели личные доклады министров императору. Важнейшие государственные вопросы часто решались по резолюции царя на докладе министра в обход и Государственного Совета, и Комитета министров.

Сеть министерств в течение более 100 лет их деятельности была сравнительно стабильной. Наиболее значительные изменения ее в 1-й пол. XIX в. связаны с образованием объединенного Министерства духовных дел и народного просвещения (1817—24), созданием в 1826 Министерства императорского двора (с 1893 — и уделов) и Министерства государственных имуществ (1837). Министерство императорского двора включало департамент уделов; ему же были подведомственны Эрмитаж, Академия художеств, Русский музей, Дирекция императорских театров, Археологическая комиссия. В 1852—56 из Министерства императорского двора временно выделилось особое Министерство уделов. Министр двора был поставлен вне контроля Сената и др. высших органов власти, подчиняясь исключительно царю. При образовании Министерства государственных имуществ (МГИ) ему было передано управление государственными имуществами (землями, оброчными статьями, лесами) и казенными крестьянами, до 1837 сосредоточенное в ведении Министерства финансов. В 1848—56 и 1874—81 в ведении МГИ было также государственное коннозаводство, а в 1873—1905 — горное дело (в частности, казенные и частные горные заводы). В 1881 заведование государственным коннозаводством было выделено в самостоятельное Главное управление. В качестве самостоятельных ведомств в 1865—68 и 1880—81 действовало Министерство почт и телеграфов, а в 1902—05 — Главное управление торгового мореплавания и портов. С сент. 1916 по февр. 1917 на правах министерства действовало Главное управление государственного здравоохранения. Частыми были реорганизации департаментов и передачи их из одного министерства в другое. Развитие структуры центрального управления значительно отставало от потребностей жизни страны. Только в 1905 было создано Министерство торговли и промышленности, включившее учреждения, ранее находившиеся в ведомстве Министерства финансов и МГИ.

После Февральской революции 1917 система министерств была сохранена. 1 (14) марта в министерства были назначены комиссары из членов Государственной думы, а 2 (15) марта — министры Временного правительства, которые 4 (17) марта приступили к обязанностям. Ликвидировано было лишь Министерство императорского двора и уделов. Реорганизации подвергся Департамент полиции. В мае и авг. 1917 Временным правительством было образовано 5 новых министерств: труда, почт и телеграфов, продовольствия, государственного призрения, исповеданий. Принципы внутренней организации министерств были сохранены.

Перечень министерств и главных управлений в России (1802 — окт. 1917). Список министров и главноуправляющих:

Министерство внутренних дел, МВД (8.09.1802—25.10(7.11).1917), было важнейшим в системе центральных учреждений Российской Империи. С 1811 по 1819 часть его функций осуществляло Министерство полиции, после упразднения которого в 1819 все полицейские функции перешли к МВД. Это министерство заведовало не только местными административно-полицейскими учреждениями, но и продовольственным делом на местах, городским и земским хозяйством (в т. ч. учреждением и проектированием городов, ярмарок, отводом городских земель), здравоохранением, государственной статистикой, почтовым делом и многими другими областями. В ведении МВД находились также благотворительные (богоугодные) заведения. Министры: Кочубей В. П. (8.09.1802—24.11.1807), Куракин А. Б. (24.11.1807—31.03.1810), Козодавлев О. П. (31.03.1810—24.07.1819), Голицын А. Н. (3.08.1819—4.11.1819), Кочубей В. П. (4.11.1819—28.06.1823), Кампенгаузен Б. Б. (28.06.1823—29.08.1823), Ланской В. С. (29.08.1823—19.04.1828), Закревский А. А. (19.04.1828—19.11.1831), Блудов Д. Н. (12.02.1832—15.02.1839), Строганов А. Г. (10.03.1839—23.09.1841), Перовский Л. А. (23.09.1841—30.08.1852), Бибиков Д. Г. (30.08.1852—20.08.1855), Ланской С. С. (20.08.1855—23.04.1861), Валуев П. А. (23.04.1861—9.03.1868), Тимашев А. Е. (9.03.1868—27.11.1878), Маков Л. С. (27.11.1878—6.08.1880), Лорис-Меликов М. Т. (6.08.1880—4.05.1881), Игнатьев Н. П. (4.05.1881—30.05.1882), Толстой Д. А. (30.05.1882—25.04.1889), Дурново И. Н. (28.04.1889—15.10.1895), Горемыкин И. Л. (15.10.1895—20.10.1899), Сипягин Д. С. (20.10.1899—2.04.1902), Плеве В. К. (4.04.1902—15.07.1904), Святополк-Мирский П. Д. (26.08.1904—18.01.1905), Булыгин А. Г. (20.01.1905—22.10.1905), Дурново П. Н. (23.10.1905—22.04.1906), Столыпин П. А. (26.04.1906—5.09.1911), Макаров А. А. (20.09.1911—16.12.1912), Маклаков Н. А. (16.12.1912—5.06.1915), Щербатов Н. Б. (5.06.1915—26.09.1915), Хвостов А. Н. (26.09.1915—3.03.1916), Штюрмер Б. В. (3.03.1916—7.07.1916), Хвостов А. А. (7.07.1916—16.09.1916), Протопопов А. Д. (16.09.1916—28.02(13.03).1917), Львов Г. Е. (2(15).03.1917—7(20).07.1917), Церетели И. Г. (10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Авксентьев Н. Д. (25.07(7.08).1917—2(15).09.1917), Никитин А. М. (4(17).09.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство иностранных дел (8.09.1802—25.10.1917) состояло гл. обр. из прежней Коллегии иностранных дел. Затем в его состав входили: канцелярия министра, Департамент внешних сношений (до 1847), Департамент внутренних сношений (с 1898 2-й Департамент), Азиатский департамент (с 1898 1-й Департамент), Департамент хозяйственных и счетных дел (с 1869 Департамент личного состава и хозяйственных дел), Особая канцелярия министра (до 1862). Особенностью этого министерства было то, что многие наиболее привлекательные для образованных дворян должности предполагали службу за границей, в посольствах и миссиях. Министерству подчинялись его Петербургский и Московский главные архивы. Министры: Воронцов А. Р. (8.09.1802—16.01.1804), Чарторыйский А. А. (16.01.1804—17.06.1806), Будберг А. Я. (17.06.1806—30.08.1807), Румянцев Н. П. (30.08.1807—1.08.1814), Нессельроде К. В. (10.08.1814—15.04.1856), Горчаков А. М. (15.04.1856—28.03.1882), Гирс Н. К. (28.03.1882—14.01.1895), Лобанов-Ростовский А. Б. (26.02.1895—18.08.1896), Шишкин Н. П. (19.08.1896—1.01.1897), Муравьев М. Н. (1.01.1897—8.06.1900), Ламздорф В. Н. (9.06.1900—28.04.1906), Извольский А. П. (28.04.1906—14.09.1910), Сазонов С. Д. (4.09.1910—7.07.1916), Штюрмер Б. В. (7.07.1916—10.11.1916), Покровский Н. Н. (30.11.1916—2(15).03.1917), Милюков П. Н. (2(15).03.1917—2(15).05/5(18).05.1917), Терещенко М. И. (5(18).05.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство юстиции (8.09.1802—25.10(7.11).1917) долгое время состояло из канцелярии министра и единственного департамента, разделенного в 1890 на два номерных департамента (1-й и 2-й). При министре действовала также Консультация (1803—1917), Межевое управление (с 1870), Главное тюремное управление (с 1895, ранее находилось в составе МВД). Министр юстиции являлся по должности генерал-прокурором Сената. Министры: Державин Г. Р. (8.09.1802—7.10.1803), Лопухин П. В. (8.10.1803—1.01.1810), Дмитриев И. И. (1.01.1810—30.08.1814), Трощинский Д. П. (30.08.1814—25.08.1817), Лобанов-Ростовский Д. И. (25.08.1817—18.10.1827), Долгорукий А. А. (18.10.1827—20.09.1829), Дашков Д. В. (20.09.1829—14.02.1839), Блудов Д. Н. (15.02.1839—31.12.1839), Панин В. Н. (31.12.1839—21.10.1862), Замятнин Д. Н. (21.10.1862—18.04.1867), Урусов С. Н. (18.04.1867—15.10.1867), Пален К. И. (15.10.1867—30.05.1878), Набоков Д. Н. (30.05.1878—6.11.1885), Манасеин Н. А. (6.11.1885—1.01.1894), Муравьев Н. В. (1.01.1894—14.01.1905), Манухин С. С. (21.01.1905—16.12.1905), Акимов М. Г. (16.12.1905—24.04.1906), Щегловитов Н. Г. (24.04.1906—6.07.1915), Хвостов А. А. (6.07.1915—7.07.1916), Макаров А. А. (7.07.1916—20.12.1916), Добровольский Н. А. (20.12.1916—28.02(13.03).1917), Керенский А. Ф. (2(15).03.1917—5(18).05.1917), Переверзев П. Н. (5(18).05.1917—6(19).07.1917), Ефремов И. Н. (10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Зарудный А. С. (25.07(7.08).1917—2(15).09.1917), Демьянов А. А. (упр.) (3(16).09.1917—25.09(8.10).1917), Малянтович П. Н. (25.09(8.10).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство коммерции (8.09.1802—25.07.1810). Министр: Румянцев Н. П. (8.09.1802—25.07.1810).

Министерство полиции (25.07.1810—4.11.1819). Министры: Балашов А. Д. (25.07.1810—28.03.1812), Вязмитинов С. К. (28.03.1812—15.10.1819), Балашов А. Д. (15.10.1819—4.11.1819).

Главное управление духовных дел разных вероисповеданий (25.07.1810—24.10.1817). Главное управление иностранных вероисповеданий (15.05.1824—2.02.1832). Главноуправляющие: Голицын А. Н. (25.07.1810—24.10.1817), Шишков А. С. (15.05.1824—25.04.1828), Блудов Д. Н. (25.04.1828—2.02.1832).

Министерство императорского двора, с 1893 — Министерство императорского двора и уделов (22.08.1826—28.02(13.03).1917). В него входили: Кабинет Его Императорского Величества (созданный в 1704), в ведении которого находилось личное имущество императора, земли, горные заводы и фабрики; Придворная Его Императорского Величества контора (созданная в 1786), ведавшая содержанием дворцов, парков, Эрмитажа и т. п., а до 1854 также устройством придворных церемоний и придворным штатом; Гофинтендантская контора (1797—1851), наблюдавшая за Зимним дворцом, Мраморным, Петергофским, Царскосельским и другими дворцами и Михайловским замком; Придворная конюшенная канцелярия (с 1889 Придворная конюшенная часть); Егермейстерская контора (с 1882 Императорская охота). В состав министерства вошел и Департамент уделов, управлявший удельными, т. е. принадлежавшими членам Императорской семьи имениями (в 1852—56 самостоятельное Министерство уделов, в 1892 переименовано в Главное управление уделов). В подчинении министерства состояли Дирекция императорских театров, Придворный оркестр (с 1882), Придворная певческая капелла (с 1801), Императорская Академия художеств, а также ряд специальных управлений дворцовыми городами (Царское Село, Гатчина и т. д.) и великокняжеских контор, ведавших имуществом членов Императорской фамилии, и некоторые другие придворные учреждения. В придворном ведомстве сохранялась система особых придворных чинов, существовали относительно более благоприятные условия для служебного продвижения придворных служителей. Особый порядок действовал для артистов и музыкантов, находившихся вне Табели о рангах, но пользовавшихся преимуществами придворной службы. Министры: Волконский П. М. (22.08.1826—27.08.1852), Адлерберг В. Ф. (30.08.1852—17.04.1870), Адлерберг А. В. (17.04.1870—17.08.1881), Воронцов-Дашков И. И. (17.08.1881—6.05.1897), Фредерикс В. Б. (6.05.1897—28.02.(13.03).1917).

Министерство уделов (30.08.1852—9.11.1856). Министр: Перовский Л. А. (30.08.1852—9.11.1856).

Министерство почт и телеграфов (15.06.1865—9.03.1868 и 6.08.1880—16.03.1881). Министры: Толстой И. М. (25.06.1865—21.09.1867), Тимашев А. Е. (14.12.1867— 9.03.1868), Маков Л. С. (6.08.1880—16.03.1881).

Главное управление государственного коннозаводства (1.06.1881—25.10(7.11).1917). Главноуправляющие: Воронцов-Дашков И. И. (1.06.1881—6.05.1897), вел. кн. Дмитрий Константинович (25.05.1897—13.11.1905), Зданович А. И. (22.11.1905—28.11.1912), Щербатов Н. В. (1.01.1913—5.06.1915), Стахович П. А. (28.07.1915—28.02(13.03).1917).

Главное управление торгового мореплавания и портов (7.11.1902—27.10.1905). Главноуправляющий: вел. кн. Александр Михайлович (7.11.1902—27.10.1905).

Министерство торговли и промышленности (27.10.1905—25.10(7.11).1917) создано на основе т. н. Центральных учреждений по части торговли и промышленности, объединявших отделы торговли, промышленности, торгового мореплавания и портов и учебный Министерства финансов. Помимо этого, в состав нового министерства вошли Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие, Главная палата мер и весов, Горный департамент (входивший в 1807—74 в состав Министерства финансов, а в 1874—1905 — Министерства государственных имуществ), а также Комитет по техническим делам (при Отделе промышленности), Геологический комитет и ряд других комитетов и комиссий. Министры: Тимирязев В. И. (28.10.1905—18.02.1906), Федоров М. М. (18.02.1906—4.05.1906), Философов Д. А. (27.07.1906—6.12.1907), Шипов И. П. (23.01.1908—13.01.1909), Тимирязев В. И. (14.01.1909—5.11.1909), Тимашев С. И. (5.11.1909—17.02.1915), Шаховской В. Н. (18.02.1915—28.02(13.03).1917), Коновалов А. И. (2(15).03.1917—27.05(9.06).1917), Степанов В. А. (упр. 27.05(9.06).1917—4(17).07.1917), Прокопович С. Н. (25.07(7.08).1917—25.09(8.10).1917), Коновалов А. И. (25.09(8.10).1917—25.09(7.11).1917).

Главное управление государственного здравоохранения (1.09.1916—22.02(7.03).1917). Главноуправляющий: Рейн Г. Е. (1.09.1916—22.02(7.03).1917).

Министерство труда (5(18).05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Скобелев М. И. (5(18).05.1917—2(15).09.1917, Гвоздев К. А. (2(15).09.1917—25.10(7.11).1917).

Министерство почт и телеграфов (Временного правительства) (6(19).05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Церетели И. Г. (5(18).05.1917—24.07(6.08).1917), Никитин А. М. (25.07(7.08).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство государственного призрения (5(18)05.1917—25.10(7.11).1917). Министры: Шаховс-

кой Д. И. (5(18).05.1917—2(15).07/4(17).07.1917), Барышников А. А. (упр. 10(23).07.1917—24.07(6.08).1917), Ефремов И. Н. (25.07(7.08).1917—24.09(7.10).1917), Кишкин Н. М. (25.09(8.10).1917—25.10(7.11).1917).

Министерство вероисповеданий (5(18).08.1917—25.10(7.11).1917). Министр: Карташев А. В. (5(18).08.1917—25.10(7.11).1917).

Читайте также: