Доклад на тему внутренний мир человека

Обновлено: 19.05.2024

Я же считаю, что внутренний мир – это своеобразное ядро человека, определяющее его как личность и обуславливающее успех (неуспех) социализации (внедрение в общество). Но как всегда обо всем по порядку.

Общая информация о внутреннем мире

Хочу познакомить вас с несколькими фактами, описывающими суть внутреннего мира человека. А после разобрать его по отдельным компонентам. Итак, общая информация.

Составные элементы внутреннего мира

Таким образом, внутренний мир человека включает в себя как врожденные характеристики, например, темперамент, так и приобретенные, например, накопленный опыт. На каждый компонент, конечно, можно написать по отдельной статье. Но раз мы говорим о их совокупности, то в данном материале я хочу кратко рассказать о каждом элементе внутреннего мира и том, как они между собой связаны.

Темперамент

Под темпераментом подразумеваются врожденные свойства психики, проще говоря, это тип психики. Это скорость психических реакций, реакции торможения и возбуждения. В отличие от характера, темперамент дан человеку с рождения.

От типа нервной системы зависит:


Существует несколько теорий темперамента. Согласно одной, бывает 4 типа людей:

Однако не бывает чистого типа, как правило, речь идет о комбинации нескольких, один из которых преобладает. Всего возможны 24 комбинации.

Темперамент во многом определяет интересы человека. От них в свою очередь тоже зависит внутренний мир, то есть его содержание. Интересы во многом бывают связаны с особенностями телосложения и психики, способностями. Так, например, согласно другой классификации можно выделить еще три вида темперамента, связанные с телосложением:

  1. Астеник (шизотимик). Это худощавый, жилистый, высокий человек. Он упрям и настойчив, нелюдим, отличается перепадами настроения. Нередко такие люди проводят время дома, читают книги, работают за компьютером.
  2. Атлет (иксотимик). Не отличается гибкостью ума, впечатлителен и сдержан. За это нередко получает звание поверхностного типа.
  3. Пикнический тип (циклотимик). Внешне похож на шарик. Отличается высокими коммуникативными способностями, реалистичностью взглядов, большим спектром эмоций.

Экстраверсия – интроверсия


Еще одно врожденное качество, определяющее внутренний мир.

Способности

Со способностями тесно связаны задатки. Задатки – врожденные особенности психики (быстрая возбудимость, быстрые временные связи и так далее). По этому принципу можно выделить художественный, мыслительный и средний тип:

  • У первого преобладают ощущения, эмоции, чувства, то есть бессловесные формы восприятия; целостное представление о мире.
  • У второго – словесные формы; дифференцированное восприятие.
  • Третий тип сбалансирован.

Способностями обладает каждый человек. В своем развитии они проходят три этапа: одаренность, талант, гениальность. Таким образом, из каждого человека можно воспитать гения.

Характер

Это каркас личности, формируемый в процессе взаимодействия с внешним миром. Единица характера – черта. Над системой черт можно работать. Говоря проще, характер – это способы стереотипного реагирования человека на схожие ситуации. Характер базируется на привычках и врожденных особенностях.

Таким образом, это субъективное представление социального опыта человека. Это то, как человек относится к жизни (другим, себе, труду, вещам, культуре).

Мотивы и потребности

Мотивационно-потребностная сфера – двигатель человека. Она обуславливает его активность. Личностные потребности могут быть:

  • материальными (еда, машина, дом);
  • духовными (эстетические, этические, познание, признание).

Если естественные (биологические) потребности у всех людей одинаковы, то социальные (культурные) зависят от других компонентов внутреннего мира и от внешнего пространства, окружающего индивида.

  • Естественные потребности связаны с инстинктами.
  • Культурные – с волей, опытом, врожденными особенностями.

С помощью мотивов мы наделяем смыслом какую-либо деятельность или стимулируем себя. Совокупность устойчивых мотивов, не зависящих от внешних обстоятельств создает направленность личности. Это также имеет непосредственное отношение к внутреннему миру. Например, на этом фоне людей можно дифференцировать на корыстных и бескорыстных, добрых и злых, говоря более простым языком.

  • К осознанным мотивам относятся желания, интересы, стремления, склонности, идеалы, убеждения.
  • Неосознаваемые мотивы – установки. Они приходят из внешнего мира (общество, семья), как правило, формируются еще в детстве. Установки основаны на предшествующем личном опыте индивида.

Ценности, убеждения, мировоззрение

Это устойчивые представления человека о мире, себе и всех внутренних и внешних связях. Это ориентиры в жизни, определяющие путь личности. В структуру мировоззрения входят:

  • знания;
  • эмоции;
  • нормы и ценности;
  • поступки.

Все элементы кроме первого имеют непосредственное отношение к внутреннему миру человека. Как правило, ценности и убеждения приходят извне. Однако базируются они на врожденных характеристиках.

Мировоззрение и есть внутренний мир человека. Это его личная жизненная позиция. Мировоззрение определяет мотивы, которые в свою очередь, как мы помним, диктуют потребности и поведение. Однако поведение в свою очередь обусловлено еще и характером, темпераментом.

Мировоззрение подразумевает принятие или непринятие общественных норм, сложившегося уклада жизни, обстановки. Почему одни люди из семей алкоголиков выходят достойными гражданами, а другие становятся такими же алкоголиками? Все дело в мировоззрении. Два человека из нашего примера пропустили одинаковую ситуацию, но через разные призмы восприятия. Речь идет о врожденных психических отличиях, меняющемся окружении, силе воли, которые несмотря на одинаковые первичные неблагополучные условия дали разный результат.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе.

Воля противостоит инстинктам. Во многом воля определяет развитие личности:

  • Например, когда человек борется с травмами, фобиями и воспоминаниями от пережитых страданий для достижения внутреннего баланса.
  • Или когда вопреки жуткому чувству голода он остается человеком (не убивает, не крадет, а старается найти работу и честно получить кусок хлеба).
  • Или движимый желанием мести выбирает более нравственный поступок (помилование).

Стоит отметить, что именно возможность рационально мыслить, а не просто следовать инстинктам отличает нас от животных. Также воля позволяет нам концентрировать внимание, углубляться в вещи, сосредотачиваться на чем-то. Так, например, решение расширять кругозор и каждый день читать энциклопедию – волевое решение. Воля определяет организованность, целостность и направленность внутреннего мира и жизни человека.

Эмоции и чувства

Как я уже упоминала, эмоциональность тесно связана с темпераментом. Однако не все эмоции даны от рождения. Некоторые также формируются в процессе воспитания и самовоспитания, развития личности. К высшим эмоциям, которые и играют важную роль в нашей теме, относятся так называемые социальные чувства:

  • нравственные,
  • интеллектуальные,
  • практические,
  • эстетические.

Опыт, или скопление образов

Почему глядя на одну и ту же картину, слушая одну и ту же песню или смотря один и тот же фильм, разные люди могут по-разному его воспринять? Или кто-то вовсе не поймет, а другой увидит глубокий смысл?

Все дело в накопленном нашей психикой опыте, а точнее образах. Вы даже сами не всегда можете осознавать, откуда они появляются. А они хранятся в подсознании. Иногда достаточно всего лишь одного запаха, чтобы ситуация воспринималась по-другому.

Я-концепция

От Я-концепции зависит:

  • внутренняя согласованность или рассогласованность личности;
  • самооценка;
  • самопринятие;
  • самоконтроль;
  • самоодобрение.

Я-идеальное стимулирует нас к личностному росту. Впрочем, как и Я-социальное (если критика конструктивна). Через Я-концепцию мы фильтруем поступающую информацию, приобретенный опыт. От этого одну и ту же ситуацию люди могут видеть по-разному или наоборот себя в одинаковых ситуациях видеть по-разному.

Чем выше уровень самопринятия человека, тем больше он открыт и лучше принимает других людей. Нередко самовосприятие не соответствует реальной ситуации, человек имеет искаженное представление о себе и окружающем его мире. Над этим можно и нужно работать, личностно расти.

Итоги

Надеюсь, время, отведенное вами на прочтение этого материала, можно считать потраченным с пользой и интересом. Буду рада, если от этого произошли положительные изменения вашего внутреннего мира!

Внутренний (духовный) мир человекаэто создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

Познание – потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности являетсямировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждениемустойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения – стихийный (на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение людей. Оно может быть оптимистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Менталитет (позднелат. mentalis – умственный) – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Образец задания

C5. Назовите любые три типа мировоззрения.

Ответ: Могут быть названы следующие типы мировоззрения: обыденно-практическое (житейское), мифологическое (религиозное), научное.

Внутренний мир как отражение в специфической форме мира внешнего. Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, а в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой более материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

Человек может стать человеком только благодаря человеческому мозгу, который готов к особому отражению внешнего мира и в котором возникло и развилось сознание. В психологии известны эксперименты, когда детеныша шимпанзе воспитывали так же, как и ребенка, но шимпанзе так и не стал человеком в силу того, что его мозг изначально не приспособлен для овладения речью, абстрактным мышлением, сознанием в целом. Таким образом, наличие человеческого мозга — это важнейшая предпосылка для соответствующего развития. Но предположим на минуту ситуацию, когда родившийся ребенок, обладая человеческим мозгом, от рождения не видит, не слышит, не осязает, не ощущает. Какое-то время он, может быть, и проживет как организм, но человеком, личностью он никогда не станет, тем более личностью, обладающей внутренним миром. В другом случае, когда человек родился со всеми функционирующими органами чувств, но не воспитывался среди людей (а такие случаи известны), он также не станет личностью со своим уникальным внутренним миром.

Отсюда становится понятным, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В итоге подобного отражения возникает Образ Мира (как писал известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев). Но такой образ не является простым слепком внешнего мира, он изначально индивидуален и субъективен, так как каждый человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга.

Пространственно-временная структура внутреннего мира. Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое. внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. К примеру, обратимся к результатам, полученным отечественным психологом Т. Н. Березиной, которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении — это форма существования психологического вообще, а в более узком — форма существования внутренних образов. Вне этих образов оно не бывает, как и сами образы не могут существовать вне пространства. Образы представляют собой субъективные формы объектов и порождаются внутренним миром, приобретая неповторимую уникальность в результате воздействия на них установок, потребностей и мотивов личности. Они сами выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем.

Пример. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т. д ? Где вы находитесь, внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существования параллельного времени и др.

Пример. Рассмотрим факты ускорения—замедления субъективного времени (каждый из нас знает об этом из личного опыта). Если мы чем-то заняты интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно, а для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно — оно также как бы останавливается, но природа такой остановки иная, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечении нескольких недель или месяцев тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, воспринимается как одно мгновение.

Известны и возрастные изменения течения субъективного времени. Один человек внутренне живет быстрее, в силу этого ощущает себя старше, чем он есть на самом деле, другой — медленнее, поэтому даже в зрелом возрасте ему кажется, что все еще впереди, что он только начинает жить и многое успеет сделать.

Мы можем сталкиваться и с некоторыми парадоксами времени, когда, например, попадая в какое-либо место или встречаясь с определенными людьми, нам кажется, что это уже было, или, наоборот, попадая в хорошо знакомое место, нам кажется, что мы видим его впервые и с интересом начинаем его изучать.

С помощью специального исследования было выявлено семь самых распространенных состояний нашей психики, характеризующих нашу внутреннюю жизнь.

Внутренний мир человека

Что такое внутренний мир человека

Условно можно сказать, что внутренний мир человека делится на богатый и бедный. Как определить, с каким из них столкнулись именно вы?

Бедный и богатый внутренний мир

Можно сказать, что богатый и бедный внутренний мир– настолько же актуальная тема, как и разговоры о добре и зле. Как правило, рассуждая о внутреннем мире человека, любой собеседник подразумевает смесь неких компонентов характера, личности, приобретенного опыта. К этим компонентам причисляют эрудированность, практические навыки, познания в различных сферах. Внутренний мир характеризует ширина и глубина восприятия жизни и различных ситуаций. Если человек поверхностно судит о том или ином событии, принято говорить, что у него бедный внутренний мир. Когда же индивид делает сложные философские выводы о какой-либо ситуации, предполагается, что у него богатый внутренний мир.

Богатый внутренний мир помогает человеку не спешить с ошибочными выводами и строить стабильные взаимоотношения с окружающими. Бедный внутренний мир лишает этого – индивид легко рвет отношения, не может определиться с тем, что ему интересно, не имеет серьезных стремлений, либо они довольно ограничены.

Духовный внутренний мир

Говоря о внутреннем мире, можно поделить людей на тех, кто главной целью жизни видит гонку за финансами, и на тех, кто проще относится к материальному, больше задумываясь о духовном познании души, о сотворении мира, получении ценных знаний, приобретении ценного опыта. Людей, относящихся ко второй категории, следует считать самодостаточными. Их знания и выводы помогают не только достигать собственных целей, работая на довольно узком поле деятельности, но и помогать другим в обретении веры в себя, цели в жизни. Человек с духовно бедным внутренним миром не способен всерьез помочь другому, и не всегда может позаботиться о себе самом.

К слову, Аюрведа, индийская ведическая медицина, утверждает, что все люди имеют память о совершенстве – она таится в каждой клетке человеческого тела. Эта память не может быть уничтожена, однако ее можно отравить поведением, мыслями. Изучая пагубные привычки человека, следует не только анализировать аддитивное поведение, но и думать над тем, как можно пробудить спящее в нем совершенство.

Пример из жизни

Обычно такие люди, не занимающиеся развитием внутреннего мира, интересуются лишь теми аспектами, которые непосредственно сейчас присутствуют в его жизни. Например, человек, живущий в благоустроенной квартире и почти весь день проводящий в офисе или за играми, вряд ли будет интересоваться детально флорой и фауной. Если такому индивиду доведется оказаться наедине с природой (попасть на необитаемый остров на день), небогатый внутренний мир даст о себе знать – он впадет в панику, не зная, что ему делать и как защититься.

Во многих фильмах довольно утрировано, но наглядно показывают разницу между людьми с богатым внутренним миром, и теми, у кого он скуден. Обычно представители первой категории не зациклены на деньгах, с любовью относятся к миру, радуются теплому дождю и первому снегу – в общем, позитивно настроены и способны увидеть радость даже в обычных вещах в противовес представителям второй категории, которые настроены лишь на материальное обогащение или вовсе ничем не интересуются.

Из чего он состоит

Составные части

Внутренним миром называют состояние умиротворенности или внутреннего покоя. С точки зрения психологии, во внутреннем мире человека происходит формирование мыслительных образов. Словосочетание может быть и словесной метафорой, определяющей реальность, моделируемую взаимодействием нейронов.

Каждый человек обладает уникальным внутренним миром, имеющим несколько составляющих: наследственность, природные способности, увлечения, убеждения, ценности, глубинные установки, принципы и многое другое.

Можно сказать, что это понятие включило в себя врожденные качества, вроде, темперамента, и полученные в течение жизни знания. Ниже мы расскажем о важнейших компонентах внутреннего мира человека по отдельности.

Как проявляется внутренний мир разных личностей

Качества, дающие представление о внутреннем мире.

Мировоззрение, убеждения, ценности

Это сформировавшиеся представления человека о себе, мире и социуме, а также жизненные ориентиры, определяющие вектор развития. Компоненты, входящие в суть мировоззрения: эмоции, знания, поступки, ценности и нормы. Обычно убеждения и ценности приходят извне, но все же основаны на характеристиках, полученных при рождении.

По сути, мировоззрением можно назвать внутренний мир человека. В обоих случаях речь идет о жизненных ориентирах индивида, его принципах и убеждениях. Мировоззрение дает старт мотивам, а другие – поведению, действиям, потребностям.

Основываясь на собственном мировоззрении, человек формирует отношение к общественным нормам, шаблонным ситуациям и неожиданностям. Пример: в семье тихих интеллигентов вырастает наглый и грубый сын, или в семье алкашей – приличный человек. Дело явно не в привитом воспитании – итог определило сформировавшееся мировоззрение.

Чувства и эмоции

Эмоциональность имеет прямую связь с врожденным темпераментом, но некоторые эмоции не даны от рождения – их формирование происходит в процессе воспитания, самовоспитания и развития личности. Какие эмоции можно назвать высшими? Имеются в виду чувства социального характера: интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические.

Опыт и восприятие

Рассматривая одну и ту же актрису, люди реагируют на нее по-разному. Кто-то может считать ее талантливой королевой красоты, другие – отталкивающей и неповоротливой. Один прочитает книгу и узрит в ней глубокий смысл, другой – отложит чтение уже на третьей странице, посчитав произведение скучным.

Восприятие

Почему у людей настолько разное восприятие? Причина в опыте и образах, накопленных психикой. Человек может не понимать, откуда у него взялись определенные убеждения, предпочтения. Они находятся в подсознании. Пример: в детстве вас обижала воспитательница с пронзительно-голубыми глазами. Вы запомнили это на подсознательном уровне, теперь вас раздражают голубоглазые женщины. Вы могли не запомнить случай с воспитательницей, но негативный образ закреплен в подсознании.

Характер

Важный элемент внутреннего мира и личности. Формирование происходит в результате взаимодействия с внешним миром. Характер – совокупность множества черт, субъективное представление социального опыта индивида. В его основе – привычки и врожденные особенности. Характер определяет то, как человек относится к окружающим людям, разным ситуациям, культуре, нормам поведения и прочему.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе. Волевая личность может побороть инстинкты и сильные желания, зная, что кратковременное удовлетворение впоследствии обернется проблемами.

Воля помогает вопреки фобиям, психологическим травмам или тяжелым воспоминаниям идти к поставленной цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, разлюбившим его. При сильной воле он будет придерживаться этого плана, при слабой – найдет причину внести в план корректировки.

Если волевой человек решил, что ему необходимо проделать большую работу, чтобы достичь желаемого, то, несмотря на трудности и усталость, он дойдет до цели. Воля помогает в концентрации внимания, придает уверенности в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего мира.

Как развить свой внутренний мир

Думаете, внутренний мир – врожденное качество? Нет, его можно развить, получая больше опыта и пересматривая собственные реакции на внешние явления. Для этого существуют медитации, помогающие погрузиться в глубины собственной личности. Основной принцип медитативной практики – постоянное знакомство с собственной личностью.

Вы можете не иметь представления о собственном внутреннем мире, но от этого он не перестает существовать. Имеете осознанное желание развить его? Познакомьтесь с собой, изучите себя, подарите себе знания в ранее не изученной области.

Помните о взаимосвязи тела и духовного наполнения. Развивайте тело, заботьтесь о нем. Не игнорируйте физическую активность, следите за питанием, чаще выходите на свежий воздух. Все эти аспекты положительно влияют на здоровье и восприятие мира.

Читайте также: