Доклад на тему труд в природе как метод экологического воспитания дошкольников

Обновлено: 02.07.2024

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка

Содержание

Введение;
Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности;
2.1.Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования
2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе
2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах
2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 3 – 4 года жизни в природе
3.Заключение
4. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экология. Труд в природе.docx

департамент образования города Москвы

гОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Среднего профессионального образования

пЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 15

по ДИСЦИПЛИНЕ: тЕОРИЯ И МЕТОДИКА

Выполнила: Ремизова Ю. Е.

Студентка группы З-301

Преподаватель: Зенкина Т. В.

  1. Введение;
  2. Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности;

2.1.Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования

2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 3 – 4 года жизни в природе

4. Список используемой литературы

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Значение труда в природе в развитии личности ребенка и формировании экологической воспитанности

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей с нарушениями речи (НР) формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с НР убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. В процессе труда дети с НР осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей с НР формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети с НР получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста, их значение, методика формирования

Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей в природе, сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в детском возрасте.
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И.Логинова.

Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.
Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей — важнейший компонент психологической готовности к труду.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.
В. И. Глотова указывает в своем исследовании на то, что дети старшего детского возраста не имеют ясных представлений о содержании труда работников сельского хозяйства, его разнообразии. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными и наивными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде.
Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей страны. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома.

Если детей включают в совместный со взрослыми и доступный труд, они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и сделать больше. Объясняется это тем, что на них сильно воздействует пример окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения. Вот почему важно учитывать этот фактор, использовать его для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений в процессе труда.
Включение детей в труд взрослых на практике реализуется двумя путями: во время наблюдений и экскурсий, когда даются сведения о работе тружеников ближайшего окружения, и при организации совместной трудовой деятельности со взрослыми. В детском саду имеются все возможности для ознакомления детей с разнообразным трудом взрослых: няни, повара, дворника, шофера, почтальона, комбайнера, садовода. В этом труде с ярко выраженным общественным характером дети могут принять непосредственное посильное участие. Поэтому, рассказывая о работе взрослых в детском саду и за его пределами, необходимо находить возможность и для включения детей в него.
Тот факт, что разнообразная работа взрослых постоянно протекает на глазах у детей, оказывает положительное влияние на их воспитание, у них формируются представления об этом труде, его общественной значимости, уважение к труженикам. Одновременно необходимо вызывать у детей желание трудиться, работать так же старательно и ответственно, как делают это взрослые.
Если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, принять хотя бы небольшое участие в труде взрослых, эмоциональность наблюдения повышается, так как в процессе труда они лучше познают суть тех или иных явлений. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети с особым воодушевлением будут выполнять и в детском саду небольшие обязанности, трудовые поручения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать участие детей в труде взрослых в процессе наблюдений и экскурсий. Это можно осуществить почти всегда, нужно только уметь найти формы и способы включения детей в посильный для них труд.

Для детей наблюдения труда взрослых вполне доступно и вместе с тем ценно, так как готовит к трудовой деятельности.

Дети наблюдают осенью за уборкой участка. Они видят, как дворник подметает дорожки, сгребает листья и на тачке увозит на хозяйственный двор. Воспитатель отмечает полезность этого труда для окружающих. Дети изъявляют желание принять участие в уборке участка. Им дают маленькие корзинки, они собирают в них листья и относят в указанное место. Каждому хочется положить в свою корзину листьев побольше, чтобы скорее и лучше убрать участок.

Автор: Осиновая Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Труд в природе как метод экологического воспитания детей".
Раздел: дошкольное образование

«Детство не должно быть постоянным

напряжения, посильного для

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник

научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью,

устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребёнка

в соответствующую атмосферу.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда

обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети убеждаются в его

понимают значение своего труда.

короткий отрезок времени, почти сразу. А в действительности результат труда

часто удалён во времени, проявляется не сразу и выражен не ярко (например,

уход за растениями, сбор семян для последующей посадки весной и т.п.).

Всё это приводит к тому, что у дошкольников невысок интерес к трудовой

деятельности в природе.

В своей деятельности я стараюсь изменить отношение к труду маленьких

трудовых навыков и умений природоохранного порядка.

природе и действенным отношением к ней, не всегда дошкольники осознают

необходимость труда в природе

Проблемой формирования положительного отношения к труду в природе я

доставляет детям много радости и содействуют их всестороннему развитию. У

детей развивается интерес к трудовой деятельности в природе, сознательное,

ответственное отношение к ней.

используя методику Т.А.Серебряковой. В ходе диагностики были выявлены

практике, как привить детям интерес к труду, совершенствовать их навыки

ухода за растениями и животными. На основании полученных результатов была

спланирована мною работа с детьми по формированию умений и навыков по

уходу за объектами природы. В своей практике я использовала разнообразные

совместная деятельность, коллективный труд; различные методы и приёмы:

наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы ("Зяблик"

календарь" В. Бианки, " Уехали" А.Барто.), моделирование, простейшие опыты,

Цель, задачи и содержание работы.

систему своей работы по формированию навыков труда в природе как метода

экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста. Эта цель

характеризуют уровень экологического воспитания; проверки системы работы

по формированию навыков труда в природе.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1)воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать

и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и

2)дать детям элементарные знания о труде в природе и формировать на

этой основе у них ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях

живой и неживой природы.

природопользования (не сорит, выбрасывает мусор в надлежащее место, не

клумбах, собирает осенние листья в компостную яму); моет листья комнатных

растений; высаживает семена овощей декоративных цветов, зерновых; садит

ухаживает за птицами: моет кормушки, поилки, поддоны, наливает воду, кладёт

готовый корм птицам; помогает взрослому убирать снег; разбивать на огороде

грядки, рыхлить почву, упорядочивать орудия труда, передаёт в движениях

вращения Земли вокруг Солнца.

Предметно - практическая деятельность при формировании навыков

трудовой деятельности в природе.

Труд в природе в нашей группе осуществляется через весь педагогический

экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в

дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой;

естественный уголок с дикорастущими растениями, , уголок "Зелёная аптека".

В группе создана мною игротека, включающая настольные и дидактические

игры. Цель настольных игр: "Времена года", "Ягоды и фрукты", "Зоологическое

животных, явлениях природы, формировать умение по слову восстанавливать

Дидактические игры разбиты на четыре группы:

1. "Найди, что опишу", "Отгадай, что за растение","Цветы" - находить

общие признаки растений и отличительные черты.

отгадаем"- определять предметы по одному признаку, учить определять по

4. "Кто где живет?", "Угадай, какой наш дом", "Найди дерево по семенам"-

учить находить деревья по описанию, названию, группировать растение по

Без проживания ребёнком чувства удовольствия, заинтересованности,

любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой

Дети в моей группе охотно ухаживают за обитателями уголка природы, за

высеивают семена овощей, цветов, зерновых; высаживают рассаду, размножают

разными способами комнатные растения; рационально используют воду, тепло;

аналогичные народные приметы (с помощью взрослого или без в зависимости

от возраста, опыта).

Условия, необходимые для оптимизации трудовых умений и навыков

Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать

эмоционально - положительную атмосферу. Когда ребёнок видит, что взрослые

трудятся с удовольствием, не ропщут на трудности, радуются удаче, результату,

ему хочется трудиться также. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям

радость. Для этого я часто использую музыку.

взрослые. Поэтому приглашение родителей для участия в озеленении участка,

необязательно, чтобы всякий раз приходили родители всех детей. Важно, чтобы

каждый ребёнок знал, что и его мама и папа когда - то будут трудиться вместе с

Хорошую эмоциональную атмосферу создают и обсуждение результатов

труда, вручение наград. Наградой для всех может быть и общее чаепитие.

Условием, обеспечивающим воспитательный успех трудовой деятельности

Существуют определённые требования к трудовому оборудованию - к их

размеру, материалу, окраске - и к организации труда дошкольников. Следовать

требованиям обязательно, так как это является гарантией здоровья детей, а

иногда и жизни. Правильный подбор оборудования способствует более чёткой

организации труда, своевременному включению в труд. Оборудования должно

хватать на всех детей. Я заранее отбираю нужное количество оборудования, а

если его мало, продумываю, чем будут заниматься остальные дети. Прежде, чем

дети начнут применять оборудование, следует обучить их соответствующим

способам и приёмам: дать возможность подержать в руках, даже обыграть,

Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребёнок, при

выполнении трудовой деятельности. Опасно перегружать детей. Недопустимо,

чтобы ребёнок поднимал слишком тяжёлые вёдра с водой, песком, долго и

много копал. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит

Условием, поддерживающим у детей желание трудиться, является учёт

Нужно ли принимать во внимание интересы детей, ведь важно научить любой

труд выполнять охотно и с интересом.

Нельзя насильно заставлять ребёнка работать. Тонкость воспитательных

воздействий как раз и заключается в умении педагога создавать такие условия, в

которых он сам захочет работать.

Труд в природе для дошкольника - полезная и важная деятельность. Она

чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.

П.Г.Саморукова в своих работах учитывает возрастные знания и умения

общения с природой. В младшем возрасте у ребёнка должны формироваться

первые представления о некоторых предметах и явлениях живой и неживой

В среднем возрасте учить детей видеть в предметах характерные свойства,

сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формировать первые

элементарные обобщения, приводить к установлению простейших связей между

явлениями. Дети получают первые представления о том, что для роста растений

выращивания растений. У детей старшего возраста развиваются способности к

аналитической деятельности. Они не ограничиваются узнаванием отдельных

конкретных факторов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в

суть, понять причины явлений. С учётом этого в данном возрасте усложняются

задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему

природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности

осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть

строения и повадки животных, получают знания о развитии некоторых видов, о

способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода

за обитателями уголка природы.

Экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но только в

среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о природе,

бережно и заботливо относится к ней.

Особенности труда детей в уголке природы в нашей группе.

некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке

поручения: полить растения, покормить рыбок, птиц и т. д.

интерес к природе, приучать их заботиться о животных и растениях. Комнатные

растения - постоянные обитатели уголка природы. Уход за растениями в начале

года я осуществляла в присутствии детей, привлекая их к посильной помощи,

показывала, как налить воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья,

называла предметы ухода, приучала детей класть всё на свои места.

поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В

середине зимы уже можно проводить совместное мытьё комнатных растений с

небольшими подгруппами детей.

объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с

растениями ставятся на скамейку или на пол, если растения высокие. Вначале

показываю, как обтирать листья, показываю, как проводить тряпочкой по листу

в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем

прошу засучить рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагаю намочить

большой, положить на всю руку, до локтя, и осторожно вытирать. Осматривая

растения после работы, необходимо спросить детей, какими стали растения;

подвести детей к выводу, что растениям необходим уход, тогда они будут

лучше расти и развиваться.

Ребёнок пятого года жизни может оказать помощь в уходе за птицами:

помыть поилку, налить воду, насыпать корм. В процессе этого труда дети

наблюдают, как клюют птицы, как пьют, купаются, ставят всходы - лакомства

овса в горшочке, которые сами для них вырастили.

В течении зимы вместе с детьми мы сеем овёс для птиц, сажаем лук, дети

следят за его ростом, осторожно поливают, не заливая луковицы.

Весной уголок и всю группу мы украшаем первыми весенними цветами:

мать - и - мачеха, сон - трава, хохлатка, гусиный лук и т.д.

Летом в уголок природы приносим растения поля, луга, леса.

сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так,

наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет -

Гост

ГОСТ

“Труд в природе” - это принятие детьми активного и посильного участия в облагораживании цветников, огородов, в уходе за животными и растениями.

“Экологическое воспитание” - это привитие ребенку осознанного бережного отношения к окружающей природе.

Значимость труда в природе для экологического воспитания дошкольников

Достаточно важное значение при экологическом воспитании дошкольников приобретает труд в природе. В процессе такого труда, детям прививаются качества заботливого и бережного отношения к природе.

Роль труда в природе заключается в создании хороших условий для воспитания сенсорных особенностей детей. Они учатся ориентированию на отличительные особенности предметов при достижении нужных результатов и целей. Например, чтобы понять, нужен ли растению полив, стоит оценить его состояние - вялость стебля и листьев, упругость листьев и пр.

Когда дети ухаживают за животными, они осознают особенности их поведения в зависимости от условий, в которых они обитают, чем их нужно кормить. Понимание таких взаимосвязей формирует их более осмысленное отношение к труду. У них появляется к нему интерес, а далее формируется и устойчивое трудолюбие.

Труд в природе можно рассматривать в качестве одного из методов, который помогает развить у детей наблюдательность.

Помимо воспитания, труд оказывает влияние и на процесс обучения дошкольников. Так, у малышей возникает представление о том, что такое объекты труда, об их свойствах, потребностях, строении, об их развитии, о животных и местах их обитания, способах ухода за ними и пр.

Способы организации труда дошкольников в природе

В педагогической практике наиболее распространенными являются два способа организации труда детей в природе.

  • Индивидуальные поручения. Данная форма является самой доступной и простой. Поручения, которые дают детям педагоги, помогают научить ребенка тем вещам, с которыми он еще не знаком. Задание, данное ребенку для индивидуального выполнения, создает благоприятные условия для того, чтобы понять и исследовать его особенности и способности, выявить его интересы и склонности. Такие поручения можно использовать для воспитания детей разного дошкольного возраста. Воспитатель, благодаря индивидуальным поручениям, имеет возможность помочь тем детям, которые нуждаются в поддержке, разъяснить что-либо, дать совет, осуществить контроль выполненной трудовой деятельности. Описанные поручения служат основой в формировании умений и навыков, ответственности за выполняемую работу, а также привычки трудиться.
  • Коллективный труд. Такой вид трудовой деятельности дошкольников позволяет приобщить к труду сразу большое количество детей. Такой метод применяется для того, чтобы дети общались, умели налаживать коллективные связи и работать вместе. В процессе совместной работы происходит формирование общих трудовых целей, умений договориться, согласовать действия друг с другом, составить план трудовой деятельности, оценить проделанную работу. Кроме этого, дети узнают о существовании коллективной ответственности за исполненную работу. Когда организована совместная работа детей одного возраста, они способны к выполнению определенной задачи, к примеру, убрать живой уголок. В процессе уборки одни ухаживают за животными, очищая клетки, другие поливают цветы, а третьи вытирают пыль с полок. В такой ситуации дети делятся на группы.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве еще одного дополнительного способа организации труда можно рассмотреть дежурства. Данному способу присущ круг определенных задач, и в первую очередь речь идет о воспитании у детей ответственности за порученную работу.

Работа педагогов с дошкольниками в области организации труда в природе

Образовательное и воспитательное значение труда в природе имеет смысл только тогда, когда по содержанию и организации он соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям:

  • труд должен быть разнообразным по своему содержанию (осуществление ухода за птицами, млекопитающими, рыбами; уход за комнатными растениями, работа на участке, цветнике и в саду). Интерес к труду возникает у детей только тогда, когда он имеет разнообразный характер;
  • формирование у детей практических умений и навыков должно происходить одновременно с получением детьми знаний. К примеру, при поливе деревьев старшей группой дошкольников, воспитатель учит их отличать и называть каждое дерево (береза, тополь и т.д.). Когда труд детей организован подобным образом, они получают не только умения, но и новые знания в определенной области, который помогут ему в будущей трудовой деятельности;
  • результат проведенной дошкольниками работы должен быть осознанным, ребенок должен научиться раскрывать цели труда, оценивать способы и результаты достижения этих целей;
  • систематическое усложнение уровня труда детей в природе путем усложнения навыков ухода за животными и растениями, формирования более широкого круга знаний, развития наблюдательности;
  • труд в природе должен носить характер регулярности и приобщены к нему должны быть все дети.

Всевозможный труд в природе оказывает на детей самое положительное воздействие. Он доставляет дошкольникам радость, способствуя при этом их развитию во многих направлениях. В ходе труда ребенок может применить свои знания в практической жизни, а также получить много новых знаний, проследить существующие в окружающей природе взаимосвязи между растениями и животными. Также ребенок приобретает много новых навыков, таких как ответственность, уход, наблюдательность и другие.

Немаловажным является приобретение дошкольниками способности отвечать за выполненный труд, а также ответственно относиться к порученным им делам и обязанностям. Они понимают, труд является необходимым элементом жизни, когда ухаживают за животными и растениями.

Труд в окружающей среде удовлетворяет у детей эстетические потребности.

Труд в природе для детей-дошкольников стоит рассматривать только в качестве меры воспитания. Это отличает его от других видов трудовой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Читайте также: