Доклад на тему священство

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность работы состоит в том, что священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское, поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Православное учение рассматривает Священство как одно из семи церковных Таинств. Его основой являются богоустановленность, историческая непрерывность, прагматическая необходимость.

По степени разработанности проблемы можно сказать, что она недостаточно разработана, вследствие того, что по историческому направлению произошло сильное углубление в философию. По конфессиональному же пути можно рассматривать труды ранних и поздних церкви, нежели современные труды этой направленности.

Целью данной работы является рассмотрение идеала священства в православии. Для этого мы обратимся к хронологии, рассматривая священство с древнейших времен. Мы рассмотрим священство в Ветхом и Новом заветах, рассмотрим таинство священства, рассмотрим труды ранних и поздних отцов церкви о священстве.

Объектом исследования является священство с I века и до церковного раскола. Предметом исследования является развитие священства. Методологической основой является структурирование, распространенность и проработанность проблемы идеала священства.

Данная работа может быть использована, например, для чтения курса лекций по религиоведению. А так же для размещения на соответствующих религиозных сайтах. Либо же для печати в соответствующих тематике журналах.

Хронологическими рамками работы являются I – V века.(Раскол 1054г.)

Территориальными рамками являются страны, приверженные Православию, также перешедшие под нее.

Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка литературы.


1. История священства

В первой главе мы рассмотрим историю священства, начала священного служения, религиозный библейский идеал священства, узнаем, откуда взялись левиты и первосвященники, в чем была их суть. Сравним священство в Ветхом и Новом, заветах.

1.1 Священство в Ветхом Завете

Господь установил Священство еще в Ветхом Завете, как повествует нам Моисей:

Господь повелел Моисею, чтобы он поставил для служения при скинии колено Левино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники – иереям, а левиты - диаконам и прислужникам. Под наименованием левиты разумеются все потомки Левия; но по отделении колена Левина для отправления священнических обязанностей члены оного начали отличатся познанием и обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующие определения: священники и левиты ( III Царств VIII, Иоанн. 1,19).

Главными обязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служении первоначально в Скинии, а потом в храме; когда Израильтяне переходили с места на место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной и снова устанавливать ее, носить священные сосуды, музыкальные инструменты и прочее. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких-то обязанностей, были назначены десятины от всех произведений, из которых впрочем они, в свою очередь, отдавали десятую часть священникам.[1]

Первосвященник – глава и начальник священников в Иудейской Церкви, старший великий и 1-ый священник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства. Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалось обильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника была более величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание этого обряда и первосвященнических одежд содержится в XXVIII и XXIX гл. книге Исход и в книге Левит, гл. VIII. Одежда первосвященника в день умилостивления была проще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясом вокруг, посему-то она и называлась евреями белою одеждою, тогда как первая называлась золотою.

Первосвященники обыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годы Иудейского царства это высокое место занималось единовременно многими первосвященниками. Особенно торжественная и исключительная обязанность первосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить в оном жертвы за грехи народа в день умилостивления (в книге Левит (XVI) описание этого священослужения). Звание первосвященника было самым высоким званием на Земле. Он был, так сказать, посредником между землею и небом и прообразом Господа Иисуса Христа.

Закон учил добру, закон обличал за недостаток добра, но и обезнадеживал человека, ищущего этого добра, но изнемогающего над бременем предписаний этого же закона. Сострадания к грешнику не знал Израиль. Пророк Илия, ревнующий о Боге совершенной ревностью, не только ненавидит грех, но ненавидит и грешника. Он сжигает пророков Иезавели, он милосерд к Твари и к людям, он заповедует стихиям и даже смерти, но не существует у него милосердия к падшему.[2]

Священничество Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику. Масса предписаний раввинов о нечистоте животных, человека в разных случаях его жизни порождают детализированный кодекс разных омовений, очищений жертв, жертв умилостивления, жертв всесожжения и подобного, но приблизить человека к Богу или Бога к людям они не в состоянии. Строгое понятие об избранничестве, обрезание, как знак завета с Богом, отчуждение от других народов - вот та сфера религиозно-нравственных понятий, в которых священствует священник Ветхого Завета. Весь Израиль – суть народ и сын Божий, но понятия об усыновлении человека, как создания Божия, не существовало в религии древних иудеев.


1.2 Священство в Новом Завете

Апостолы, как строители новой жизни, каждой общине верующих известного города и области давали организацию с тем, чтобы и внешний строй жизни поддерживал единение членов общины друг с другом и со всем обществом христиан, помогал бы взаимному совершенствованию жизни и удовлетворял духовные нужды каждого, из отдельных обществ христианских состояла организация первого христианского общества в Иерусалиме. Как там руководителями духовной жизни верующих были апостолы, так и в новоустроенных обществах первыми руководителями новых христиан были апостолы - просветители. Но в интересах большего распространения веры, апостолы не могли долго оставаться в известных местах, где семя истины было уже не только посеяно, но и принесло плод, поэтому апостолы ограничивались только устройством общества, дальнейшее же руководство они поручали избранным ими особам для каждого отдельного общества - лицам - пастырям, которым передавали свои полномочия и на которых через свое рукоположение низводили благодатные силы Святого Духа, необходимые для исполнения их звания.[3]

Евангелие дало веру в то, что во Христе – мы новая тварь. Акт Боговочеловечения и вознесения нашего естества превыше ангельских чинопочитаний открывает человека в его христианском самосознании. Христианский гуманизм, противоположный гуманизму языческому и революционному, облагораживает понятие человека сравнительно с языческим сознанием и сознанием ветхозаветного Израиля. Во Христе сглаживаются грани, непреодолимые для язычников и иудеев. В Царстве Евангелия нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского (Гал. 3,28). Христианство несет с собой радостный космизм, то есть полнокровное приятие мира, твари природы и, конечно, человека, этого лучшего, по образу Божию, создания Творца.

Поэтому священничество и пастырство Христово существенно и качественно отлично от священства языческого и левитства иудейского. Священник Христов-строитель Таин, строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новое Царство Благодати.

Человек, которого призван духовно окормлять - пастырь, был, есть и будет, несмотря на все эти грехи и падения, любимым созданием Божием. Православному пастырю поэтому должна быть внушена вера в человека, в его предопределение в предвечном Совете к причастию Богочеловека, его сродника по плоти, по слову преподобного Симеона Нового Богослова.

Поэтому главным пастырским средством должна быть благая весть о спасении, вселение веры в это спасение и обожение, а не запугивание адскими муками. Пастырь поменьше должен в сердце своем предопределять людей к этим мукам и на себя брать дерзновенный суд.

Пастырь не столько должен заботиться о ненарушимости своего авторитета, сколько об убедительности его истины. Пастырь должен звать к свободному приятию Истины, к покорению себя бремени и игу христианской свободы.


2. Таинство священства В этой главе мы рассмотрим сущность церкви, специфику церковного священства. Также рассмотрим образование церковной иерархии, ритуал избрания церковной иерархии, а так же основные церковные саны. 2.1 Всеобщее священство и священство иерархическое

В христианской церкви существует два вида священства: всеобщее и иерархическое. К сожалению, догматическая разработка учения о всеобщем священстве значительно отстает от раскрытия сущности и значения священства иерархического.

Под всеобщим священством Церковь понимает благодатную освященность, которую получает каждый её член в таинствах Крещения и Миропомазания. Эта освященность осуществляется действием Святого Духа, который усыновляет христианина Богу Отцу.

Это учение Слова Божия о всеобщем священстве является основой нашей убежденности в особом положении, которое занимает христианин в сфере духовной жизни. Разнообразие служений вытекает из органической природы Церкви. В ней каждый её член занимает определенное, одному ему свойственное положение и место. [5]

Это не нарушает единства природы членов Церкви. Их онтологическое единство вытекает из их единства во Христе. По своей природе все члены одинаковы, так как у всех один и тот же Дух. Никто не может ставить себя выше других в Церкви, а тем более выше Церкви, или претендовать на то, чтобы особым образом выражать Церковь. Ни апостолы, ни пророки, ни учители не составляют сами по себе, все вместе или каждый в отдельности, Церковь. И те, и другие, и третьи только члены Церкви, а не вся Церковь, поэтому не могут существовать без остальных членов, так как иначе для них было бы невозможно выполнять те функции, для которых они поставлены Богом. Различие между лицами, имеющими или не имеющими особые служения, возможно не онтологическое, а функциональное.

Всеобщее священство не только составляло и составляет органическую, неотъемлемую и общепризнанную часть понятия о Церкви вообще, не только основано на однозначных свидетельствах Священного Писания, но и является живой реальностью необходимым и исключительно важным элементом, без которого Церковь не может быть тем, что она есть, то есть Телом Христовым.

Более того, можно с уверенностью сказать, что иерархическое Священство не могло бы существовать без всеобщего священства, превратилось бы из служения в господство, из любящего соработничества в эгоистическое самоутверждение.

Церковь - единый организм, скрепляемый любовью его членов к Богу и друг к другу. На этой почве только и возможно существование и деятельность иерархического Священства, т.е. мирян - членов Церкви, призванных и возведенных через рукоположение в особый духовный и общественный статус, именуемый духовным саном.

Священство — это таинство, в котором Дух Святой через рукоположение святительское поставляет служителя церковного совершать таинства и пасти стадо Христово. Православное учение рассматривает Священство как одно из семи церковных таинств. Его основой являются богоустановленность, историческая непрерывность и безусловная необходимость для соблюдения общего порядка уставной церковной жизни.

О величии христианского священнослужения свт. Иоанн Златоуст писал так:

Церковь утверждает, что Она может быть без храмов и монастырей, без обрядов и церковной утвари, но не без священства. Таким образом, все поместные церкви сосредоточены вокруг своего пастыря, так как он только имеет право совершать таинства и священнодействия.

История установления священства

Господь установил Священство еще в Ветхом Завете, как повествует нам Моисей:

И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его c ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елиазара и Илифара, сынов Аароновых (Исх. 28.1)

Господь повелел Моисею, чтобы он поставил для служения при скинии колено Левино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники — иереям, а левиты — диаконам и прислужникам.

В Новом Завете Таинство христианского Священства было установлено Самим Господом Исусом Христом через св. апостолов — ближайших учеников Его и сподвижников. Отсюда одним из важнейших канонических учений св. Церкви является положение об Апостольском преемстве, т.е. о том, что посредством схождения Св. Духа апостолы получили благодать для совершения церковных таинств, а также полномочие передавать эту высшую благодать и своим последователям.

«Апостольское преемство — богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов посредством Таинства Священства. Апостольское преемство предполагает не только видимое выражение в чреде епископских хиротоний (рукоположений), но и передачу благодатных даров Святого Духа, на которых основывается иерархическое служение Церкви.

Считается, что идея апостольского преемства впервые была сформулирована Климентом Римским (I век, апостол от семидесяти) в его первом послании к Коринфянам:

И апостолы наши знали через Господа нашего Исуса Христа, что будет раздор о епископском звании. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства.

Иерархия

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян, т.е. на клир и народ. К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, т.к. их иерархические полномочия имеют свои различия: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в соответствии с этим большей духовной властью.

В Церкви с самого начала существует трехчинное священноначалие: епископский, пресвитерский и диаконский чины.

Высшую степень священства имеют епископы. Они освящают антиминсы, св. Миро, св. храмы (хотя освящение храмов могут поручить и иереям), и поставляют иереев и диаконов и других служащих при храме (стихарных). Все епископы равны между собою, но получают разные названия, смотря по величине областей, которыми они управляют, а также и по значению в гражданском отношении тех городов, где они живут. В этом смысле по степени старшинства различают патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов.

Священники также равны между собою, но по некоторым заслугам и продолжительному служению св. Церкви именуются в мире: протоиереями, а во иноках: архимандриты, игумены и священноиноки.

Старший диакон в мире называется протодиакон, а иночествующий — архидиакон, оба служат только при епископе; низшие же прислужники при епископском священнослужении именуются иподиаконами.

Чин рукоположения в священные степени

Рукоположение в епископа, пресвитера и диакона совершается во время божественной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их. Рукоположение во священника совершается после великого входа, для того, чтобы новоосвященный мог принять участие в совершении Евхаристии. Рукоположение в епископы происходит в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства. Кроме того, рукоположение в епископа совершается собором епископов (не менее двух), а рукоположение в пресвитера и диакона — одним.

Облачение священнослужителей

Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды. Диакон облачается в стихарь, уларь (орарь) и поручи. Священник — в подризник (тот же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), пояс, поручи и ризу (или фелонь). Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор (омофор) — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади. Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест. Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел. Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.

Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел (1 Петр. 2,9).

Наставления свт. Григория Двоеслова к духовным пастырям

Пастырь, правящий духовным стадом Христовым, должен быть для него передовым примером во всех делах своих, так чтобы он самой жизнью своей указывал пасомым путь жизни, а словесное стадо его, последуя гласу и делам своего пастыря, поучалось и усовершенствовалось более из примера, нежели из слов его. Ибо если высота занимаемого им места вызывает на соответственную возвышенность слова, то та же высота требует и высоких подвигов. Притом и самая проповедь устная удобнее и вернее проникает в сердца слушателей, когда слова проповедника подтверждаются его примерной жизнью: словом он только убеждает и побуждает к делу, а примером он как бы помогает и участвует в деле. На гору высоку взыди, благовествуяи Сиону, — говорит Господь через пророка (Ис. 40, 9), внушая сим, что проповедующий о небесном должен возвыситься над уровнем дел земных и как бы стать на самом видном месте, чтобы тем удобнее было ему привлечь слушателей своих к себе и возводить их к совершенству, чем громче будет раздаваться сверху голос его святой жизни.

Пастырю, правящему духовным стадом Христовым, надлежит быть разборчивым и в молчании, и в словах, чтобы не говорить о том, о чем следует молчать, и не молчать о том, о чем следует говорить. Ибо как необдуманная речь может вводить слушателей в заблуждение, так неуместное молчание может оставлять их тоже в заблуждении; тогда как и в том, и в другом случае, при благоразумной разборчивости руководящего пастыря, они могли бы избавиться от этого. А между тем часто случается, что неблагоразумные и непредусмотрительные пастыри из опасения потерять благоволение у своих пасомых боятся и не решаются свободно высказывать истину; но это уже не пастыри добрые, которые душу свою полагают за овца, по словам самой Истины, а наемники, которые как бы бегают при виде волка грядуща, когда укрываются под предлогом молчания (ср.: Ин. 10, 11-13). О них-то с упреком говорит Господь чрез пророка: пси неми не возмогут лаяти (Исх. 56, 10); и в другом месте: Не сташа на тверди, ни поставиша стеною на дом Израилев: ни сопротивишася в бою в день Господень (Иез. 13, 5). Стоять же на тверди — значит свободно и бестрепетно защищать духовное стадо от всяких нападений и притеснений мира сего, и сопротивляясь в бою в день Господень — вести борьбу из любви к правде со всяким грешником, кто бы он ни был, несмотря ни на какие со стороны его сопротивления и противодействия.

А бояться высказывать правду из-за чего бы то ни было, и прикрываться молчанием — не то же ли для пастыря, что для военачальника обратиться в бегство с поля битвы без всякой борьбы? О таковых-то недостойных пастырях говорится и у пророка Иеремии: Священницы не рекоша: где есть Господь? …И пастыри нечествоваша на Мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала и идолом последоваша (Иер. 2, 8). Пророками же называются иногда в Священном Писании и учители, у которых все пророчество ограничивается тем, что они, показывая тленность настоящего, внушают надежду на будущее. Слово Божие упрекает их за потворство суетности народа, которую они ясно видят, но не хотят или бояться указать на нее самим грешникам, усыпляя только их совесть своим ласкательством. Они не решаются быть обличителями своих подчиненных, чтобы тут же не обличить и самих себя, тогда как пастырское обличение служит самым действенным средством для вразумления и исправления даже закоренелых грешников: ибо, слушая благоразумные обличения своего отца духовного, со властью пастырскою их обличающего, они с сокрушением сердца и раскаянием сознаются в своих грехах, нередко и таких даже, которые для них самих были тайной.

Священник — посредник между Богом и людьми Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом […]

Священник — посредник между Богом и людьми Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом […]


В чем смысл священства? Для чего нужны священники? Какие формы священства существуют в православной церкви?

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia хиротония).

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно.

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник не одинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву.

Кто может стать священником?

Фильмы о священстве:

Азы православия. Вопросы батюшке. Священство


Священство – одно из самых загадочных Таинств. Из этой статьи Вы узнаете, чем это Таинство отличается от всех других, что такое царственное священство и какие есть канонические препятствия к рукоположению? Каким было священство в Ветхом Завете и как происходит священническая хиротония.

Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного, нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).

Что такое рукоположение в Православной Церкви

Священнослужителями становятся посредством хиротонии — одного из семи церковных Таинств. Хиротония (рукоположение, священство) – это литургическое посвящение, через которое происходит возведение в одну из трёх степеней духовенства. Это Таинство, в котором посредством святительского рукоположения Дух Святой поставляет служителя церкви проводить Таинства и быть пастырем стада Христова.

Ектения на хиротонии

– Миром Господу помолимся.

– О мире всего мира…

– О архиерее нашем, (Высоко) Преосвященнейшем (поминается Архиерей, совершающий хиротонию), священстве, защищении, пребывании, мире, здравии, спасении его и деле рук его Господу помолимся.

– О рабе Божием (имя рек), ныне пророчествуемом пресвитере (диаконе), и спасении его Господу помолимся.

– Яко да Человеколюбец Бог нескверно и непорочно ему священство (диаконство) дарует, Господу помолимся.

– О Великом Господине…

– О Богохранимей стране…

Возгласа на ектении нет.

Священство в католицизме


Рукоположение католического священника в Тридентском обряде

В Католической церкви также существует три степени священства — диакон, пресвитер и епископ, и также правом посвящать во все три степени обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом (собором епископов) на посвящаемого и молитва призвания Святого Духа на посвящаемого. Перед совершением таинства посвящаемый простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.

Иерархия

Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян, т.е. на клир и народ. К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых, с точки зрения литургической жизни, неравноценно, т.к. их иерархические полномочия имеют свои различия: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в соответствии с этим большей духовной властью.

В Церкви с самого начала существует трехчинное священноначалие: епископский, пресвитерский и диаконский чины.

Высшую степень священства имеют епископы. Они освящают антиминсы, св. Миро, св. храмы (хотя освящение храмов могут поручить и иереям), и поставляют иереев и диаконов и других служащих при храме (стихарных). Все епископы равны между собою, но получают разные названия, смотря по величине областей, которыми они управляют, а также и по значению в гражданском отношении тех городов, где они живут. В этом смысле по степени старшинства различают патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов.

Священники также равны между собою, но по некоторым заслугам и продолжительному служению св. Церкви именуются в мире: протоиереями, а во иноках: архимандриты, игумены и священноиноки.

Старший диакон в мире называется протодиакон, а иночествующий — архидиакон, оба служат только при епископе; низшие же прислужники при епископском священнослужении именуются иподиаконами.

Новозаветное священство

Наконец, по своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит:

Тем самым Господь дает апостолам особую благодать Святого Духа.

Во время Пятидесятницы и схождения Святого Духа благодать сошла на апостолов в полноте. Тогда только они делаются апостолами в полном понимании этого слова, и здесь начинается их благодатное и таинственное служение.

Что такое царственное священство

Обращаясь к верующим, апостол Петр подчеркивал:

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней: епископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь, возглавляют священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу.

Хиротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литургии вслед за освящением Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, он стоит на солее перед образом Христа. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Ставленник становится на одно колено, и епископ благословляет рукополагаемого три раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву, призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё двух тайных молитв на новопоставленного надевается диаконское облачение. Диакон целованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакона появляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства — иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной частью литургии, и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв, вручает хиротонисанному облачение нового сана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенный священник целует полученные атрибуты и руку архиерея в знак благодарности, затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произносит заамвонную молитву, тем самым показывая прихожанам начало своего служения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Чин рукоположения в священные степени

Рукоположение в епископа, пресвитера и диакона совершается во время божественной литургии, но в разное время. Рукоположение в диакона совершается по освящении Святых Даров, так как диакон только служит при совершении таинств, но не имеет права совершать их. Рукоположение во священника совершается после великого входа, для того, чтобы новоосвященный мог принять участие в совершении Евхаристии. Рукоположение в епископы происходит в начале литургии, потому что епископ имеет право не только совершать таинства, но и рукополагать в степени священства. Кроме того, рукоположение в епископа совершается собором епископов (не менее двух), а рукоположение в пресвитера и диакона — одним.

Над кем совершается таинство священства

Об отношении Церкви к представлению во священника, епископа, диакона можно узнать из Первого Послания ап. Павла к Тимофею (3:1-13):


Таинство Хиротонии в Храме Христа Спасителя

Облачение священнослужителей

Священнослужители при своем посвящении, а затем и вообще при Богослужении, облачаются в священные одежды. Диакон облачается в стихарь, уларь (орарь) и поручи. Священник — в подризник (тот же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), пояс, поручи и ризу (или фелонь). Епископоблачается в те же одежды, что и священник, но вместо епитрахили епископ облачается в особую одежду, называемую амфор (омофор) — это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа так, что один конец ее спускается спереди, а другой — сзади. Митрополиты и архиепископы вместо фелони облачаются в саккос — одежда наподобие короткого стихаря с короткими рукавами. Митра — головное украшение епископов; панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, богато украшенный, который епископы носят на груди, как и крест. Посох или жезл — знак епископской власти. Во время богослужения, в определенные моменты, епископ становится на специальные круглые коврики — орлецы, на которых, соответственно названию, изображается летящий над городом орел. Это означает, что епископ своим учением и своею жизнью должен возвышаться над паствою и служить для нее примером стремления от земного к небесному, подобно орлу, парящему в воздухе.

Источники

Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел (1 Петр. 2,9).

Что такое целибат

Требования к не монашествующим, но и не состоящим в браке лицам (целибатам) несколько иные и рукополагаются они в исключительных случаях.

Так, в нем сказано, что целибаты не могут принять священство ранее 30 лет. Высшее образование они должны получить на очной форме обучения, если же заочная — пройти обязательную двухлетнюю (минимум) стажировку церковнослужителя в крупном приходе или монастыре, под присмотром и с благословения архиерея. Кандидатура тщательно изучается епархиальным советом, и решение принимается на основании письменных документов:

  • одобрение епархиального совета, сделанное на основании собеседования и изучения необходимой документации;
  • рекомендация духовника;
  • рекомендация ректора духовного учебного заведения, в котором учился кандидат;
  • рекомендация священника прихода, при котором кандидат проходил практику.

Хиротония и хиротесия (возложение рук) – в чем разница

Рукоположение в священный сан возможно только после того, как будущий священнослужитель пройдет низшие ступени служения, т.е. церковнослужителей: чтеца, алтарника, иподиакона. Они подчиняются священнослужителям и не обладают благодатью священства. Посвящение в церковнослужителя называется хиротесией. Она отличается от хиротонии тем, что происходит вне литургии (обычно перед ней) и не в алтаре, а в храме; это не Таинство и она не дает благодати священства.

Для поставления в церковнослужителя достаточно благословения и руковозложения епископа. Оно заканчивается облачением в соответствующие священные одежды и происходит не так торжественно.

Благодать Святого Духа для служения Церкви

Священство является особым призванием, благодать Духа Святого даруется в первую очередь для служения ближним, Богу, а потом и для своего спасения. Преподобный Силуан Афонский говорил о священстве, как о высшем достоинстве:

Поэтому мы должны с большим благоговением и почитанием относится к священнику, как к носителю Божией благодати.

Автор: Ольга Тимашова

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 17345
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Та́инство свяще́нства – таин­ство, в кото­ром чрез свя­ти­тель­ское (архи­ерей­ское) воз­ло­же­ние рук на пра­вильно избран­ного нис­хо­дит Святой Дух и он постав­ля­ется во епи­скопа — осу­ществ­лять архи­ерей­ское слу­же­ние, или во свя­щен­ника – совер­шать таин­ства и духовно руко­во­дить вве­рен­ной ему паст­вой, или в диа­кона – помо­гать свя­щен­нику в совер­ше­нии бого­слу­же­ний и таинств.

svjashhenstva tainstvo - Священства таинство

Таин­ство Свя­щен­ства

про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Хулап

Свя­щен­ство ведет свою исто­рию с глу­бо­кой древ­но­сти. В России свя­щен­ники состав­ляли особое сосло­вие – духо­вен­ство. И за послед­ние годы мы видим, что коли­че­ство свя­щен­ни­ков выросло. По каким прин­ци­пам изби­ра­ются эти люди, и что озна­чает – стать свя­щен­ни­ком?

Свя­щен­ство, прежде всего, это слу­же­ние. Слу­же­ние Богу и людям, слу­же­ние нашим ближ­ним.

И поэтому, конечно, для того, чтобы чело­век стал свя­щен­ни­ком, встал на этот путь свя­щен­но­слу­же­ния, он должен чув­ство­вать в своей душе при­зва­ние. То есть некий толчок, некий импульс, некий стимул, кото­рый дей­стви­тельно опре­де­ляет направ­ле­ние его жизни. Ведь свя­щен­ство – это не просто про­фес­сия, не просто какая-то про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность. Свя­щен­ник не рабо­тает, он служит.

Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние раз­де­ля­ется на три очень боль­ших и важных блока. Прежде всего – это свя­щен­но­слу­же­ние, это совер­ше­ние бого­слу­же­ния, прежде всего Боже­ствен­ной Литур­гии, других цер­ков­ных Таинств, чино­по­сле­до­ва­ний. Тем самым, свя­щен­но­слу­же­ние – это слу­же­ние храма, слу­же­ние народу Божьему через пред­сто­я­ние в молитве, через молит­вен­ное дела­ние.

Второй важный аспект – это науче­ние. Свя­щен­ник – он бла­го­вест­ник, он мис­си­о­нер, он про­по­вед­ник, поэтому воз­ве­ще­ние Еван­ге­лия, воз­ве­ще­ние тех слов, кото­рые гово­рил Хри­стос две тысячи лет назад, тех слов, кото­рые апо­столы запи­сали и собрали в виде книг Нового Завета, акту­а­ли­за­ция еван­гель­ской вести в совре­мен­ных усло­виях – это вторая, очень важная состав­ля­ю­щая свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния. И, нако­нец, третья состав­ля­ю­щая – это руко­вод­ство общи­ной. Общины бывают разные: от неболь­шого дере­вен­ского при­хода до огром­ного, мно­го­ты­сяч­ного при­хода кафед­раль­ного собора в боль­шом круп­ном городе, в мега­по­лисе. Поэтому, третья функ­ция – руко­вод­ство, пас­тыр­ство, настав­ле­ние, сози­да­ние Церкви Божьей вот в этом кон­крет­ном месте, в тех усло­виях, куда Гос­подь свя­щен­ника на слу­же­ние постав­ляет.

Конечно, помимо при­зва­ния и любви к Церкви, любви к Еван­ге­лию, любви к слову Божьему, свя­щен­нику остро необ­хо­димо обра­зо­ва­ние. Поэтому сейчас наше свя­щен­но­на­ча­лие Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви неод­но­кратно гово­рило и при­ни­мало реше­ния, согласно кото­рым свя­щен­ни­ком может ста­но­виться чело­век только после того, как он полу­чил закон­чен­ное духов­ное обра­зо­ва­ние. Конечно, духов­ное обра­зо­ва­ние – это необ­хо­ди­мая, но недо­ста­точ­ная состав­ля­ю­щая, это не просто какой-то набор знаний. Тот период вре­мени, кото­рый чело­век про­во­дит в духов­ной семи­на­рии, поз­во­ляет разо­браться в себе и понять: дей­стви­тельно ли это при­зва­ние Божье, дей­стви­тельно ли чело­век готов посвя­тить всю свою жизнь вот этому слу­же­нию, само­от­даче, при­не­се­нию в жертву самого себя. Не только бес­кров­ной жертвы, евха­ри­сти­че­ской, но и жертвы, дей­стви­тельно, каж­дого дня и, нередко, каж­дого часа своего вре­мени или это все-таки не его. В ходе духов­ного обра­зо­ва­ния буду­щие свя­щен­ники про­буют себя и в слу­же­нии соци­аль­ном нуж­да­ю­щимся ближ­ним, и в слу­же­нии гомили­ти­че­ском, то есть про­по­вед­ни­че­ком. Они зна­ко­мятся с тем, как живут свя­щен­ники, в чем заклю­ча­ются их основ­ные задачи. Во время духов­ного обу­че­ния они как раз и делают свой выбор, при­ни­мая свя­щен­ный сан после окон­ча­ния духов­ных школ или пони­мая, что в Церкви, помимо свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, есть и другие виды слу­же­ния, кото­рое, в том числе, могут совер­шать и миряне.

Черное и белое духо­вен­ство – это отно­ше­ние свя­щен­ника к своей семей­ной жизни. То есть черное духо­вен­ство – это мона­ше­ству­ю­щие. Белые свя­щен­ники, так назы­ва­е­мые, это свя­щен­ники, кото­рые всту­пают в брак. Свя­щен­ник своей жизнью при­зван пока­зы­вать пример, при­зван пока­зы­вать, если не идеал, то, по край­ней мере, стре­миться к нему, поэтому Цер­ковь гово­рит о двух мак­си­мах. Первая мак­сима – это абсо­лют­ная аскеза, это без­бра­чие ради Христа. Вторая мак­сима – это хри­сти­ан­ский брак. И поэтому уже до руко­по­ло­же­ния, до того, как чело­век при­ни­мает свя­щен­ный сан, он должен при­нять реше­ние: либо он при­ни­мает мона­ше­ство, то есть всю жизнь он будет без­брач­ным, либо он может жениться, создать семью, но после руко­по­ло­же­ния женитьба свя­щен­ника уже не воз­можна. Более того, если с его женой что-то слу­ча­ется, напри­мер, она уми­рает, свя­щен­ник второй раз всту­пить в брак не может. В про­тив­ном случае он должен снять с себя сан. По сути дела речь в данном случае идет о том, что до при­ня­тия сана нужно обду­мать всю свою жизнь, нужно понять, к чему ты пред­рас­по­ло­жен больше: к уеди­не­нию, к оди­но­че­ству, к жизни в мона­стыре, к интен­сив­ному бого­слу­же­нию, к еже­днев­ному суточ­ному бого­слу­жеб­ному кругу, к более созер­ца­тель­ной жизни. Или ты хочешь жить той же жизнью, кото­рой живут твои при­хо­жане, то есть жизнью семей­ной, жизнью вос­пи­та­ния детей, жизнью сози­да­ния семьи, как малой церкви. И, поэтому, дей­стви­тельно, период обу­че­ния в духов­ной школе или период под­го­товки к при­ня­тию свя­щен­ного сана – это, в том числе, выбор одного из этих двух век­то­ров своей жизни.

Черное духо­вен­ство, мона­ше­ству­ю­щие, несут, прежде всего, слу­же­ние в мона­сты­рях, может быть, испол­няют какие-то цер­ков­ные послу­ша­ния, свя­зан­ные с их сво­бо­дой от мир­ских связей. При­ход­ские свя­щен­ники, чаще всего, это свя­щен­ники жена­тые. В этом пра­во­слав­ная тра­ди­ция суще­ственно отли­ча­ется от тра­ди­ции Като­ли­че­ской церкви, где суще­ствует обя­за­тель­ный цели­бат, то есть обя­за­тель­ное без­бра­чие духо­вен­ства. В Пра­во­слав­ной Церкви этого нет, и у буду­щего свя­щен­ника есть выбор. Он может сам опре­де­лить свой семей­ный путь или путь без­бра­чия.

В чем смысл цер­ков­ной иерар­хии?

Таким обра­зом, в Хри­сти­ан­ской Церкви очень рано воз­ни­кает наша трех­част­ная иерар­хия. На самом высшем уровне нахо­дится епи­скоп, или глава помест­ной церкви – это пат­ри­арх, кото­рый также явля­ется епи­ско­пом. Затем, на при­ход­ском уровне, свя­щен­ник. Здесь тоже есть свои гра­да­ции, в зави­си­мо­сти от срока слу­же­ния в свя­щен­ном сане. Третий уро­вень – это диа­коны. Это те, кто раньше испол­нял функ­ции соци­аль­ного работ­ника, но сейчас их слу­же­ние, в основ­ном, огра­ни­чи­ва­ется только литур­ги­че­скими функ­ци­ями. Они читают екте­нии во время бого­слу­же­ния, помо­гают свя­щен­нику совер­шать Литур­гию и другие цер­ков­ные Таин­ства. Тем самым, эта иерар­хия явля­ется не само­до­ста­точ­ной, иерар­хия – это не само­цель суще­ство­ва­ния цер­ков­ного орга­низма, но это, дей­стви­тельно, ответ на те вызовы, кото­рые стоят перед Цер­ко­вью. В исто­рии Церкви мы видим, напри­мер, суще­ство­вали диа­коны не только муж­чины, но были и диа­ко­нисы, то есть и женщин руко­по­ла­гали в эту низшую диа­кон­скую сту­пень. Помимо этих трех сте­пе­ней суще­ство­вали и суще­ствуют ипо­ди­а­коны, чтецы, певцы и так далее, так назы­ва­е­мые, низшие сту­пени, каждая из кото­рых выпол­няет те или иные слу­же­ния, в кото­рых нуж­да­ется Цер­ковь.

Опять же, поря­док иерар­хи­че­ский – это поря­док не просто какого-то пре­иму­ще­ства, пре­вос­ход­ства, когда высшая сту­пень дик­тует что-то низшей, и этот диктат рас­про­стра­ня­ется сверху вниз на каждую после­ду­ю­щую сту­пень. Хри­стос гово­рит о том, что тот, кто хочет быть из вас высшим, да будет всем слугой. И вот это слу­же­ние – слу­же­ние Богу и слу­же­ние людям, слу­же­ние Церкви на той сту­пени, на кото­рой Гос­подь поста­вил епи­скопа, свя­щен­ника или диа­кона – явля­ется его целью жизни. Когда это слу­же­ние реа­ли­зу­ется, мы видим, что любое цер­ков­ное слу­же­ние: и кли­рика, и миря­нина – оно, дей­стви­тельно, при­но­сит свои насто­я­щие плоды. Плоды, кото­рые ожи­дает от нас Хри­стос.

Читайте также: