Доклад о баяне музыкальном инструменте

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Исследовательский проект по теме Баян.doc

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Исследовательский проект на тему:

Москвина Татьяна Алексеевна

МБОУ Г. Иркутска СОШ № 23

Глава1. История создания баяна

Глава2. Китайские корни.

Глава3. Почему возникает звук?

Глава 4. Разновидности баяна

Баян – русский народный инструмент. Это наша история, наши достижения и победы, вписанные в историю мировой культуры. А мы должны знать историю нашего народа и историю нашей культуры (Слайд 2).

Актуальность. Я сам играю на баяне и вижу, что многие люди интересуются этим инструментом. Многие люди сейчас играют на нём. Вот почему мною была выбрана тема о баяне.

Цель — донести до широких масс историю баяна.

Рассказать историю создания баяна.

Откуда появился баян, его корни.

Рассмотреть, какие бывают виды баяна.

Глава1. История создания баяна.

Баян — разновидность гармоники. Отличается от аккордеона устройством клавиатуры (вместо клавишей — кнопки) и некоторыми другими деталями конструкции (Слайд 3.)

Баян – большая гармоника со сложной системой ладов (Слайд 3).

Баян относится к язычковым клавишно-пневматическим инструментам с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой клавиатуре.

hello_html_255d1e74.jpg

Клавишно-пневматические инструменты содержат особое пневматическое устройство, иначе говоря, устройство, действующее силой сжатого воздуха. В баяне воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки, которые и издают звук.

Баян представляет собой разновидность гармоники, которая дополнена хроматическим звукорядом на клавишах справа, басами и аккордами на левой клавиатуре.

В России гармоники начали появляться к 40-ым годам 19-ого века ( Слайд 5). Споры о причине появления гармоник в России идут до сих пор: одна версия говорит, что богатые люди покупали их заграницей, а через слуг гармоники появились и в деревнях. Вторая версия рассказывает, что гармоники могли завести иностранные мастера, выписанные на тульские оружейные заводы .

В России определённым толчком в распространении гармоники явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть мастерскую по их изготовлению.

Тульская гармонь

ак же к 40-овым годам получило распространение кустарное производство гармоник (Слайд 6). Особо в Тульской, Тверской, Новгородской, Вятской, Вологодской губерниях. Одни гармоники,

Елецкая гармонь

озданные в одних губерниях, привозились в другие губернии и там модернизировались местными умельцами, а потом перевозились дальше по стране и получали всё большее распространение.

К 40-овым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10 000 гармоник в год. Это способствовало распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний, особенно в сельской местности.

Первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баврский мастер Мирвальд из немецкого города Зилетуе в 1891 году (Слайд 8). У такой гармоники была полная хроматическая гамма в диапазоне 4 октав. Клавиши правой клавиатуры находились в три ряда. Каждая клавиша при разжиме и сжиме меха давала один и тот же звук. Левая клавиатура состояла из мажорных трезвучий, но потом была улучшена: стала трёхрядной (1-й ряд имел 12 басовых нот. Во втором ряду находились мажорные аккорды. В третьем, были минорные аккорды.) (Слайд 9). Уже в 1892 году такая гармоника стала известна в России.

Гармонь двухрядная

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен (Слайд 10).

Шен был известен ещё в Древнем Китае. Некоторые учёные полагают, что шену более двух тысяч лет. Со временем он был усовершенствован, и на нём уже можно было играть в 12 тональностях, для него даже был сделан специальный учебник гармонии (Слайд 11).

Сам шен состоял из деревянного корпуса и вставленных в него по окружности бамбуковых трубок, внизу которых были прикреплены металлические пластинки с вырезанными в их язычками. На шене обычно играли аккордами, зажимая несколько отверстий внизу трубок.

Шен в России был известен в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, (достоверно известно, что в середине 18 века в Петербурге игрой на шене увлекался придворный музыкант и конструктор Иоганн Вильде), а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом – гармоникой .

hello_html_m3f49f13b.jpg

Глава 3. Почему возникает звук?

Все эти инструмен­ты похожи по устрой­ству. Источник звука у них — колеблющие­ся металлические язы ки, закрепленные на металлической раме. Как мы уже знаем эти язычки колеблются под струей воздуха, возникающей при сжатии и растяжении мехов.

hello_html_3b6d5b0b.jpg

Глава 4. Разновидности баяна (Слайд 15).

Пятирядный концертный многотембровый баян.

1913 году П. Е. Стерлигов изготавливает первый в России, а возможно и в мире, пятирядный баян с двумя вспомогательными рядами кнопок в правой клавиатуре, как у современного баяна. Следом за Стерлиговым пятирядные баяны стали изготавливать и другие мастера — братья Генераловы, В. Самсонов и другие (Слайд 16).

Совершенствование баяна привело к созданию трёх его вариантов с отличающимся аккомпониментом:

Готовый – с фиксированными аккордами-мажорными и минорными трезвучиями, септ а ккордами.

Готово-выборный – сочетает выборную и фиксированную клавиатуру.

Гот о во-выборный вид баяна более удобен, но на нём сложнее играть (Слайд 17).

В 1951 году, Московскими мастерами Селезнёвым и Фигановым был сделан многотембровый четырёхголосный готово-выборный баян, по заказу баяниста Юрия Ивановича Казакова. Ю. Казаков был артистом, который своими концертами начал триумфальное распространение баяна по всей планете.

Русскими ма­стерами создан ряд разновидностей гармони: тульская Слайд 18) , саратовская, вологодская (Слайд 19) , вятская (Слайд 20) и другие. Их настолько много, что трудно все перечислить. Они распространены и сейчас. Гармонь — непременный участник ансамблей русской на­родной музыки.

Музыкальный инструмент: Баян

баян

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

звук баяна

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука - от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Фото:

инструмент баян
баян

музыкальный инструмент баян
баянист

Интересные факты:

баян интересные факты

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента - это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

конструкция баяна

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна

разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый - инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй - отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

Применение и репертуар

репертуар баяна

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Исполнители

исполнители на баяне

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова - первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна

гармонь

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

история баяна

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в "левой руке", которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим - это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Баян

Музыка – неотъемлемая часть культуры народа. Невозможно до конца узнать душу народа, не слушая его музыку. У каждого народа много самобытных инструментов, но есть такие, которые являются визитной карточкой.

ВложениеРазмер
bayan.doc 122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ КГО СОШ № 3

Баян – музыкальная душа народа

МБОУ КГО СОШ № 3

Руководитель: Погодина Н. Л.

МБОУ КГО Гимназия

3. Виды духовых язычковых музыкальных инструментов…………………………7

4. Достоинства и недостатки баяна……………………………………………………6

Музыка – неотъемлемая часть культуры народа. Невозможно до конца узнать душу народа, не слушая его музыку. У каждого народа много самобытных инструментов, но есть такие, которые являются визитной карточкой.

Надо сказать, что все музыкальные инструменты по-своему хороши. У каждого своя история, неповторимая красота звука. Но, пожалуй, ни один из них нельзя сравнить с баяном – старинным русским инструментом.

Баян, как никакой другой музыкальный инструмент, чувствует душевные переживания, оттенки настроений, искренние и простые напевы, сложные сонаты.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, являющийся национальным русским народным инструментом.

Мы выдвигаем гипотезу – может быть нет лучше музыкального инструмента, чем баян. Его невозможно ничем заменить.

Цель : выяснить, почему баян является уникальным музыкальным инструментом.

Задачи : 1. Узнать история возникновения баяна.

2. Рассмотреть виды духовых язычковых музыкальных инструментов.

3. Выяснить достоинства и недостатки баяна.

4. Провести анкетирование среди учащихся 3-х классов.

У каждого инструмента своя история, ест она и у баяна. Без этого инструмента, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что баян существовал всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов.

Два тысячелетия до нашей эры в Древнем Китаем был изобретен древнейший музыкальный инструмент из бамбуковых палочек. В каждой из них был маленький колеблющийся язычок. Это шэн.

Прием его звукоподражания вошёл в основу будущего баяна.

Из Китая торговым путем шэн попал в Европу, где был усовершенствован до гармоники.

В 1821 году берлинский мастер Ф. Бушман сконструировал губную гармонику – продолговатую коробочку, разделённую на камеры, в каждой из которых помещался язычок, настроенный на определенный тон.

Хотя еще в 1780 году петербургский мастер Киршник высказывал идею о создании подобного инструмента.

В 1822 году Бушман добавил к гармонике резервуар – мех и гармоника раскрылась подобно вееру. На правой крышке находился гриф с небольшим числом клавиш, а на левой - ручка для растягивания и сжатия меха. Клавиатуры с аккомпанементом еще не было, из-за чего на инструменте могла исполняться только мелодия.

В 1829 году русский мастер Кирилл Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники, придав меховой камере современную форму. Теперь гармоника состоял из корпуса с клавиатурой и мехом. Справа располагалось 7 клавиш в ряд и 2 клавиши слева.

В 40-х годах 19 века такая гармоника попала в Россию. Любители музыка высших слоёв покупали их за границей, а через крепостных слуг гармоника попадала в деревню.

Уже в середине 19 века подобные гармоники стали изготовляться в Тульской, Вологодской, Новгородской областях, а конце века и в других.

На протяжении длительного времени русские мастера пытались усовершенствовать гармонику с тем, чтобы расширить звуки и только в начале 20 века подобные гармоники были вытеснены баяном – полноценным музыкальным инструментом.

Свое название Баян получил от имени древнейшего певца и сказителя – Бояна. Боян был и автором, и исполнителем своих песен, аккомпанируя себе на струнном инструменте вроде гусель.

Необходимо отметить, что во всем мире этот инструмент называют аккордеон и только в нашей стране он называется баяном.

Баян состоит из трех частей: левого и правого полукорпусов и меха между ними. Звук в баяне возникает за счет колебания язычков в проемах голосовой планки.

Баян имеет правую и левую клавиатуру. Правая сторона состоит из 3-х, 5-ти и 6-ти рядов, а левая из 120 кнопок с готовым, выборным и готово-выборным аккомпанементом.

Виды духовых язычковых музыкальных инструментов

В мире музыки существуют различные виды духовых музыкальных инструментов.

Достоинства и недостатки баяна

Баян, как любой музыкальный инструмент, имеет свои достоинства и недостатки.

Достоинства баяна: 1. Его можно всегда и везде взять с собой, использовать в любом спектакле.

2. У баяна с левой стороны имеется свой аккомпанемент. Поэтому использование дополнительного инструмента при исполнении музыкального произведения на баяне не требуется. Баян самодостаточен.

3. Игра на баяне развивают быстроту реакции, интеллект, память, мышление. Ведь процесс игры на баяне состоит из трёх видов работ. Я должен отслеживать и координировать каждый вид: играть правой рукой, играть левой рукой и левой рукой разжимать и стягивать меха. Это всё не синхронные действия. Игра одновременно двумя руками развивает мозг.

Недостатки: необходимо иметь сильные руки для того, чтобы играть на баяне.

Мною было проведено анкетирование среди учащихся третьего класса школы № 3. Интересно было узнать, что знают о баяне учащиеся 9 – 10 лет.

Анкетирование состояло из пяти вопросов:

1. Слышал ли ты музыку в исполнении баяна?

2. Тебе понравилось?

3. Знаешь ли ты отличие баяна от аккордеона?

4. Считаешь ли ты баян современным и популярным музыкальным инструментом?

5. Какую ты музыку слушаешь в сводное время?

По результатам анкетирование были получены следующие результаты.

1. Слышал ли ты музыку в исполнении баяна?


2. Тебе понравилось?



3. Знаешь ли ты отличие баяна от аккордеона?


4. Считаешь ли ты баян современным и популярным музыкальным инструментом?

5. Какую ты музыку слушаешь в сводное время?


Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учащихся слышали игру в исполнении баяна. Тем, кто слышал баян, в основном понравилось.

Несмотря на то, что ребята слышали игру на баяне, большинство из них не знают отличие баяна от аккордеона.

На вопрос, считают ли ребята баян современным музыкальным инструментом, многие из них ответили отрицательно. При этом указали, какая музыка им нравится.

На мой взгляд, среди учащихся третьего класса необходима просветительская работа на предмет того, что баян, является современным, уникальным инструментом, раскрывающим красоту и богатство души народа.

Сегодня, как и 100 лет назад, в любой части нашей страны мы обязательно встретим человека умеющего и с удовольствием играющего на баяне. Этот удивительный инструмент не занимает много места в доме и скрасит любой праздник.

Несмотря на многовековую историю баяна, этот инструмент является молодым и современным, раскрывающим нашу загадочную русскую душу. Его звучание вызывает в нас бурю самых разнообразных эмоций.

Исходя из неоспоримых достоинств баяна, проведенного исследования и изученной литературы мы выяснили, что баян – очень интересный музыкальный инструмент, который вполне можно назвать уникальным инструментом.

Наша гипотеза о том, может быть, нет лучше музыкального инструмента, чем баян, его невозможно ничем заменить, подтвердилась.

Однако следует отметить, что все музыкальные инструменты прекрасны. И, наверное, не стоит категорично утверждать о том, что нет самого лучшего музыкального инструмента.

1. Басурманов С. В мире музыкальных инструментов. Самоучитель игры на баяне. – Москва, "Советский композитор", 1989г.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.:Просвещение, 1989, - 192 с.

3. Крылов Г. И. Азбука маленького баяниста: для начального обучения игры на баяне 6-8 лет и состоит из 2-х частей. Часть 1. Пособие для учителя/Г. И. Крылова. – М.: Владос, 2010. – 107 с.:ил

4. Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. - М., "Советский композитор", 1984.

Баян

Баян – один из самых распространенных инструментов. Это неизменный спутник не только классической музыки, но и народных напевов. Баян сопровождает людей в различных этапах их жизни. До сих пор сохранилась традиция приглашать гармониста на сельские свадьбы. Иногда городские жители также приглашают музыканта с баяном, чтобы вместе попеть под аккомпанемент этого народного инструмента любимые песни.

Баян — музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым или готово-выборным аккомпанементом на левой. Впервые название "баян" встречается в афишах и рекламах, начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника. Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом - гармоникой.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант - гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко.
Современный баян оснащён пяти- или трёхрядной правой клавиатурой, иногда с регистрами-переключателями (в зависимости от количества одновременно звучащих голосов при нажатии одной кнопки в правом клавиатурном механизме) и готово-выборной пяти- или шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительными возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики. Существуют двух-, трех-, четырех- и пятиголосные баяны.

Баян состоит из трёх частей — правый полукорпус, левый полукорпус, меховая камера. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.

Кстати, не менее популярна сейчас и установка ворот Харьков, Вашему внимаю предлагаются все виды и разновидности ворот для любых нужд и целей с высококвалифицированным персоналом.

В последние годы некоторое распространение получил выборный баян. Особенность его заключается в том, что в клавиатуре левой руки нет "готовых" аккордов. Это заметно расширяет музыкально-исполнительские возможности инструмента, но и очень усложняет технику игры.
В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Фабрики выпускают большое количество гармоник и баянов разных систем. И при всем том баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте, известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах. В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском народном инструменте — шэне.

старый баян - народный музыкальный инструмент

История баяна началась с того момента, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха (примерно такого же, какой используется в кузнечном деле). Этот принцип рождения звука лег в основе устройства музыкального инструмента.

Кто изобрел баян?

Кто изобрел баян? В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер Франтишек Киршнер.

Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой меховой камеры. Им же были созданы и первые опытные образцы.

Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для настройки органов. Только выдувал он точные звуки с помощью своих легких, что было крайне неудобно использовать в работе. Чтобы облегчить процесс настройки, Бушман сконструировал механизм, в котором использовался специальный мех с грузом.

При разжимании механизма груз поднимался вверх и затем собственным весом сдавливал меховую камеру, что позволяло сжатому воздуху довольно продолжительное время колебать металлический язычок, находящийся в специальной резонаторной коробке. Впоследствии Бушман добавил в свою конструкцию дополнительные голоса, которые вызывались попеременно. Использовал он данный механизм только с целью настройки органа.

какой баян изнутри

В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух независимых клавиатур и меха между ними. На семи клавишах правой клавиатуры можно было сыграть мелодию, а на клавишах левой — бас. Демиан назвал свой инструмент аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их массовому производству и продаже.

Первые гармони в России

Примерно в это же время подобный инструмент появляется и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью.

Так же, как и Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская гармонь и сегодня считается эталоном качества.

Когда же появился собственно баян?

На протяжении второй половины XIX столетия гармонь остается поистине народным инструментом. Так как она еще не слишком сложна в строении, наряду с фабричными образцами гармони изготавливали и индивидуальные мастера.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.

Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна. Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту-исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

В настоящее время профессиональными композиторами пишутся оригинальные сочинения для баяна, а исполнители-баянисты по уровню технического владения инструментом не уступают музыкантам других специальностей. Всего лишь за сто лет сформировалась оригинальная школа игры на инструменте.

Все это время баян так же, как и гармонь, по-прежнему любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.

Читайте также: