Доклад на тему судебная система ингушетии в 19 веке

Обновлено: 04.07.2024

Присоединение Грузии к России, закрепленное Манифестом 18 января 1801 г. 6 , поставило ту же задачу и в отношении остальных народов Кавказа. В течение 1807 г. главнокомандующий войсками на Кавказе гр. И.В. Гудович (1806―1809 гг.) при помощи доверенных лиц заключает договоры с равнинными селениями Чечни о принятии российского подданства 7 . С согласия чеченцев в ряд аулов назначаются приставы из горских владельцев. Все они подчиняются главному калмыцкому приставу полковнику А.И. Ахвердову 8 . 3 августа 1810 г. генерал-майор И.П. Дельпоццо, комендант кр. Владикавказ, подписывает договор из 24 пунктов с представителями шести ингушских фамилий 9 . Ингуши переходят под контроль начальников крепостей и назначаемых ими приставов, обязываются нести повинности, хотя и получают льготы, связанные с выполнением некоторых обязанностей. Власти стремятся разобщить чеченцев и ингушей между собой и с другими горцами.

Новый этап действий на Кавказе связан с генералом А.П. Ермоловым 10 . Покорение горцев началось с Чечни 11 . В 1816 г. им назначаются русские приставы в селения на правом берегу р. Терек и к назрановским ингушам 12 . Наделенные полицейскими, фискальными и судебными полномочиями 13 приставы следовали специальным инструкциям. Споры и тяжбы между горцами разрешались с применением норм адата и шариата. За уголовные преступления они предавались военным судам и наказывались по российским законам.

Для упрочения власти и контроля над горцами, нередко на местах их поселений 14 , строятся: в 1817 г. — укрепление Назрановское, в 1818 г. — кр. Грозная, в 1819 г. ― кр. Внезапная. В них располагались командные пункты администрации, воинские части, гауптвахты. Здесь же содержались аманаты, лица, задержанные за уголовные правонарушения, военнопленные, в т.ч. женщины и дети. К горцам применялись такие наказания, как смертная казнь, тюремное заключение и ссылка (во внутренние губернии, в Сибирь и Среднюю Азию, на рудники). Некоторые отдавались в солдаты в отделенные гарнизоны (в частности, в Финляндию). Дети осужденных (казненных) нередко содержались в военно-сиротских домах и специальных военных частях (к примеру, в Дмитриевском военно-сиротском отделении).

В 1824―1825 гг. в Чечне произошло восстание под руководством шалинского старшины поручика Б. Таймазова, попытавшегося создать горское государство 15 . В 1826 г. А.П. Ермолов, завершив поход в Чечню и наказав виновных, потребовал от чеченцев возобновить клятву верности русскому императору, предоставить аманатов, возвратить пленных русских, не принимать имама Кази-муллу, воров и т.д. 16 В отношениях генерала с чеченцами жесткость сочеталась с осторожностью.

А.П. Ермолов ограничивает применение шариата в судах для горцев и хадж 17 , что вызвало недовольство мусульман Кавказа.

В июле 1828 г. открывается суд в кр. Владикавказ, к подсудности которого относились также дела ингушей. Однако последние, сославшись на различия с осетинами в адатах и религии, просили учредить собственный суд под началом пристава Широкова 21 . Просьба осталась без удовлетворения, в чем особую роль сыграли события 1830 г. и экспедиция в Ингушетию генерал-майора И.Н. Абхазова. Окружной суд во Владикавказе открылся 1 апреля 1831 г. и руководствовался российскими законами 22 .

Барон Г.В. Розен в своей политике на Кавказе (1831―1837 гг.) 23 попытался вернуться к регионализму. Основная цель в регионе по-прежнему состояла в удержании горцев в покорности. Неслучайно этот период ознаменовался обострением ситуации в Чечне и Ингушетии, карательными экспедициями, разорением аулов. Одновременно предпринимаются и некоторые положительные шаги. В частности, в 1831 г. чиновниками обсуждается вопрос об учреждении в кр. Грозной Чеченского суда и управления. Планируется совместно с компетентными представителями и духовными лицами из чеченцев разработать свод норм адата и шариата для применения при разрешении споров и тяжб 24 .

В 1837 г. после ревизии Г.В. Розен заменяется Е.А. Головиным (1837―1842 гг.) 25 и управление Кавказом подчиняется общим правилам.

В конце 30-х гг. XIX в. вносятся изменения в систему и методы управления горцами. По проекту П.Х. Граббе создаются главные и частные приставства 26 , из которых позже Е.А. Головин оставил лишь частные 27 . Осуществляется разоружение равнинных чеченцев 28 , проводятся военные экспедиции 29 , разорявшие аулы. В итоге, вся Чечня за исключением нескольких равнинных селений примкнула к имаму Шамилю 30 . Дальнейшее реформирование управления и суда не коснулось большинства чеченцев до начала 50-х гг. XIX в.

В 1847 г. во Владикавказе открывается народный суд для горцев, в т.ч. ингушей 34 . Разрабатываются правила высылки горцев. Продолжается начатый ранее процесс колонизации края 35 . В этой связи ставится вопрос о правах горцев на землю. По-прежнему кавказская администрация стремится заручиться поддержкой горской верхушки, что способствовало формированию местной элиты и введению ее в правящие круги Российской империи 36 .

В 1858 г. приставское управление горцами реформируется в соответствии с задачами послевоенного периода 38 . В Чечне из 3 участков и 2 наибств формируется Шатоевский округ (позже ― Аргунский). В 1859 г. выделяется Ичкеринский округ с 4 участками. В Осетинском округе образуется особый участок из 3 ингушских обществ, вошедший впоследствии в Назрановский округ 39 .

В 1860 г. юридически оформляется территория Северного Кавказа, Кубанской и Терской областей. Последняя делится на 6 горских округов. Чеченцы проживали в 3 из них и частично в 2 наибствах 40 .

6 августа 1865 г. создается Кавказский военный округ. Начальники областей становятся командующими войсками, расположенными на их территории 41 . Первым начальником Терской области генералом Н.И. Евдокимовым (1860―1861 гг.) проводятся важные административные преобразования, ставится аграрный вопрос, организуется выселение чеченцев и ингушей на равнину, переселение в Турцию 42 .

При начальнике Терской области генерале Д.И. Святополк-Мирском (1861―1863 гг.) 43 активно внедряется военно-народная система управления, проводятся административные и другие преобразования. 29 мая 1862 г. область делится на 3 военных отдела, включавших 8 горских округов, в т.ч. Ингушевский, Чеченский, Аргунский, Ичкеринский 44 . Указом от 22 мая 1867 г. в Ингушевском округе открыты 3 участка: Горский, Назрановский и Псидахинский 45 .

Новый наместник великий кн. Михаил Николаевич (1862―1881 гг.) 47 хотя и осознавал необходимость учета местных особенностей и проявления осторожности с горцами, тяготел к централистам и стремился максимально приблизить Кавказ к внутренним губерниям России. В крае вводится военно-гражданское управление 48 . Указом от 2 сентября 1865 г. в Терской области: 1) упраздняются начальники Западного и Восточного военных отделов; 2) учреждаются особые окружные управления в Осетинском, Чеченском и Кумыкском округах; 3) усиливается и меняется штат начальника области 49 .

В 70-х гг. XIX в. продолжается процесс административного структурирования, выделения новых горских округов и участков 56 , активизируется переселенческий процесс, производятся ссылки горцев во внутренние губернии России и в Сибирь. Расходы на арестантов до места назначения возмещались, как правило, за счет местного населения. Серьезные преобразования осуществляются во время пребывания в должности начальника Терской области М.Т. Лорис-Меликова (1863―1875 гг.) 57 .

В начале XX в. ситуация в крае усложняется 63 . Поэтому 26 февраля 1905 г. восстанавливается наместничество. Новый наместник гр. И.И. Воронцов-Дашков 64 возвращается к регионализму 65 . При нем происходят очередные административные преобразования. В Ингушетии в 1905 г. из 3 участков Сунженского отдела, наделов селений Сагопш, Кескем и Пседах временно образуется Назрановский округ 66 , который учреждается 10 июня 1909 г. 67

Ранее, 22 декабря 1904 г., выделяется Веденский округ в Чечне 68 .

В 1910 г. управление горцами передается в азиатскую часть Главного штаба 69 . С 1 января 1911 г. вводится положение о военно-народном управлении 70 .

В 1905―1914 гг. правительством и кавказской администрацией обсуждаются: порядок землевладения и землепользования в нагорной полосе Терской области 71 , организация земских учреждений 72 , кадровая политика 73 , состояние переселенческого дела в крае 74 .

После завершения военных событий на Северном Кавказе ужесточается контроль над горцами. 9 сентября 1867 г. утверждается Положение о Корпусе жандармов. Создается Кавказский жандармский округ 80 . В горских районах открываются милицейские посты, тюремные учреждения и тюремная полиция 81 . По состоянию на 1914 г., в Терской области имелось 11 тюрем, из них 4 — на территории Чечни и Ингушетии 82 .

По усмотрению кавказской и местной администрации особенно ненадежные арестанты и ссыльные из чеченцев и ингушей получают пожизненные сроки 87 . Горцы поощряются к выселению в Турцию, где выживает лишь часть из них.

Указом от 30 декабря 1869 г. кр. Грозная переименовывается в город с предоставлением на 15 лет особых льгот 88 . В 1871 г. Грозный становится административным и культурным центром Грозненского округа 89 . На Грозный распространено Городовое положение 90 и общественное управление.

Сельское общественное управление состояло из схода (сбора), правления и суда. Должностные лица правления выполняли полицейские, фискальные и общественные функции. В сходе с правом голоса участвовали совершеннолетние домохозяева. Периодичность созыва, повестка дня и регламент сходов (сборов) зависели от старшин 92 . Наиболее важные вопросы согласовывались с начальниками округов и участков. Должности старшин занимали наиболее влиятельные и преданные власти чеченцы и ингуши.

К 90-м гг. XIX в. выборное начало у старшин почти отменяется 93 .

События начала XX в. вынудили кавказскую администрацию 14 ноября 1905 г. ввести новый порядок выборов старшин 94 . Если жители селений (аулов) нарушали правопорядок, старшины назначались, в т.ч. из других мест, с более высоким содержанием. Старшины утверждались в должности, как правило, на три года начальником области, подчинялись начальникам округов и участков 95 .

На сельских сходах (сборах) избирались и другие должностные лица. Все они содержались за счет местного населения 96 . В начале XX в. жалованье старшинам устанавливалось утвержденным Николаем II мнением Госсовета от 1 декабря 1903 г. в зависимости от численности жителей 97 .

Старшины с помощью милиции, охранной стражи и казачьих сотен обеспечивали проведение реформ, сбор налогов и правопорядок. Многие из них за отличную службу получили чины, награды и пожалования.

Оброчная подать с каждого дыма вводится 1 января 1866 г. 100 Устанавливаются казенные, земские и другие повинности 101 . За счет горцев содержались местные органы управления.

В 1886 г. составляются посемейные списки 102 , и с 1887 г. с горцев Терской области, кроме осетин, взимается воинский налог 103 . Налоги, подати и повинности тяжким бременем легли на горцев, переживших военные действия, разорения и переселения. В итоге, росли недоимки. Значительных размеров достигали штрафы. Многие чеченцы и ингуши, особенно в горах, после их уплаты оставались без средств и просили об отсрочке.

В начале XX в. областной администрацией проводилась вербовка стражников-горцев для подавления волнений крестьян во внутренних губерниях России. Однако по требованию местной интеллигенции, обратившейся к Т. Эльдарханову (депутату Государственной Думы от горцев Терской области), она прекращается 109 .

Учреждение милиции и охранной стражи обеспечивало порядок на местах, прежде всего, силами самих горцев и за их счет. Последнее обстоятельство имело также превентивное значение, т.к. покушение на кого-либо из чеченцев и ингушей кроме уголовного наказания грозило кровной местью.

Офицерские звания получают старшины, известные предводители, авторитетные горцы 112 . Дети горских владельцев, старшин и узденей зачисляются в военно-учебные заведения 113 , поступают на службу в русскую армию, конвои императоров и кавказских военачальников. Чеченцы и ингуши участвуют в войнах России XIX ― начала XX вв., получая за отличие чины, награды и должности. В итоге, появляется прослойка профессиональных военных 114 . Офицеры-горцы стали опорой имперского правительства в собственных народах и сыграли важную роль в их судьбах в XIX ― начале XX вв. Однако доля горцев в командном составе армии, органах управления и судах строго ограничивалась.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ИНГУШЕТИИ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Закон и право

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ИНГУШЕТИИ

Вторая половина XIX — начало XX в.

Научная специальность: 07.00.02 — отечественная история

Аннотация. Статья посвящена эволюции судебных органов в Ингушетии во второй половине XIX — начале XX в., в период царского правления и в первые годы советской власти.

Ключевые слова и словосочетания: Ингушетия, судебные органы, адаты, шариат, словесные суды, народно-примирительные суды.

Annotation. Article is devoted to the evolution of the judiciary in Ingushetia during the second half of XIX — early XX centuries, during the king's reign and the first years of soviet power.

Key words and word combinations: Ingushetia, the judiciary, adat, sharia, courts are verbal, the people's conciliation court's.

Рассматривая историю Северного Кавказа в Новое время, особенно интересно проследить развитие судебно-правовых отношений в его отдельных регионах на переломных этапах на рубеже прошлого века.

Ингушетия в ряду этих регионов занимает особое место. Она не участвовала в Кавказской войне. Ее население традиционно проявляло лояльность к властям. Сам процесс вхождения Ингушетии в состав России был вполне мирным, что и отмечено в Договоре о принятии ингушами российского подданства, заключенном в марте 1770 г.

После включения Ингушетии в состав России судебные органы были сформированы не сразу.

В период Кавказской войны на Северном Кавказе было введено военное управление. До 60-х годов XIX в. горское население Северного Кавказа находилось в подчинении военных властей Левого (Северо-Восточный Кавказ) и Правого (Северо-Западный Кавказ) флангов Кавказской линии. Имелись военные суды, где разбирались преступления, совершенные по отношению к во-

енным или представителям иной (не ингушской) национальности1.

В связи с введением системы военно-народного управления возникла необходимость создания нового органа для управления населением.

Вследствие этого 1 апреля 1858 г. было издано Положение об управлении Кавказской армии, которое предусматривало включение в состав Главного штаба особого отделения по управлению горским населением.

После окончания Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе в 1859 г. наместник Кавказа генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский выступил с прокламацией к ингушскому народу, в которой имелись пункты, касающиеся отправления суда между ингушами:

«.. .8) суд и расправа между назрановцами предоставляются народному суду, на основании народных обычаев и шариата, кроме тех изменений и дополнений в ныне существующих обычаях, которые впредь могут оказаться необходимыми согласно потребностям народа;

В 1862 г. в Терской области вводится главный народный суд, который находился во Владикавказе, в округах были образованы окружные суды и в участках — участковые.

После судебной реформы 1864 г. был принят Устав для горских народов и образован Терский областной суд во Владикавказе с двумя отделениями — уголовным и гражданским.

В соответствии с ними судебные уставы от 20 ноября 1864 г. были распространены на русское население Терской и Кубанской областей. В округах вводился словесный суд под председательством начальника округа или его помощника. Состав судов утверждался начальником области.

Более важные уголовные дела (нанесение ран, увечья, случайные убийства и т.д.) рассматривались окружным словесным судом. Суды руководствовались положениями обычного права — адата. Но когда при применении положений адата не было прецедентов, суды использовали общероссийское судебное законодательство.

Это свидетельствовало о том, что началось нивелирование различий между прежними горскими судами и общероссийским законодательством. При решении ограниченного круга вопросов, таких, как заключение и расторжение брака, о личных и имущественных правах и т.п., применялось мусульманское право — шариат.

Видный историк, юрист, социолог, этнограф, педагог и публицист М.М. Ковалевский считал ошибочными и даже вредными действия царского правительства на Кавказе по восстановлению норм адатов вместо установления шариата5. Он считал, что нормы шариата гораздо ближе к русским юридическим воззрениям6.

В Ингушетии был создан Назрановский горский словесный суд. Председатель суда, депутаты и кадий образовывали состав горского словесного суда. Председатель суда назначался администрацией.

Как правило, председательствовал в судебном заседании начальник округа или его помощник по должности. Считалось, что депутаты-судьи и кадий избираются населением, но по существу они также назначались администрацией.

В 1888 г. Ингушетия отдельными участками была включена в состав казачьего Сунженского отдела Терской области, в котором находилась до 1905 г. В этот период члены горского словесного суда назначались по представлению атамана Сунженского отдела.

Горские словесные суды часто подвергались критике в прессе за недостатки, но несмотря на это сохранились на Северном Кавказе до революции 1917 г.

В тяжелых социально-экономических условиях жизни кавказских народов, межнациональных конфликтов в крае практиковалось и создание смешанных судов из представителей сторон конфликта для улаживания споров и наказания виновных (например, после столкновений между жителями селений Ольгинское и Базоркино в 1907 г. был создан смешанный осетино-ингушский суд из присяжных осетин и ингушей).

С 15 октября 1909 г. в Терской области начали вводиться народно-примирительные суды, которые отменяли смешанные суды.

Однако осетино-ингушский смешанный суд был сохранен, поскольку примирительные суды не были введены во Владикавказском округе, и продолжал действовать до революции 1917 г.

В Ингушетии народно-примирительные суды рассматривали только споры, возникавшие между ингушами.

В 1918—1920 гг. в Ингушетии отсутствовали гражданские суды. Все спорные дела решались судами обычного права и шариатскими судами.

После окончания Гражданской войны и установления советской власти на Северном Кавказе при Облревкоме Терской области, куда входила и Ингушетия, был создан отдел юстиции из четырех подотделов:

При судебно-следственном отделе действовали следующие судебные органы:

• областной революционный трибунал;

• советы народных судей;

• окружные бюро юстиции;

• коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

Шариатские суды в первые годы советской власти были сохранены в некоторых округах, в том числе и на территории Ингушетии.

Большевики, чьи позиции в условиях только что закончившейся Гражданской войны все еще не были достаточно прочными, стремились заигрывать с местными горскими народами, чтобы заручиться их поддержкой.

Так, 29 марта 1920 г. в своей декларации Совет обороны Северного Кавказа объявил, что

Таким образом, в период второй половины XIX — начале XX в. Ингушетия в правовом отношении проделала эволюцию от военного судебного управления после окончания Кавказской войны до достаточно прогрессивной системы судопроизводства, введенной в первые годы после победы в стране советской власти.

Данная система сочетала элементы нового, переживающего процесс становления советского правосудия и традиционных для горских народов форм обычного и мусульманского права — адата и шариата.

Несомненно, этому способствовали прежде всего политические факторы — большевики опасались пр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Волгина А., доцент Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

В первой половине XIX в. начались первые попытки ограничения применения горского адата со стороны Российской империи. Российская администрация начала внедрять российские судебные институты, которые должны были постепенно вводить и расширять сферу применения российских норм в области уголовного судопроизводства.

Сохраняя с небольшими изменениями адатный суд практически на Северо-Западном Кавказе, Российская империя начала в значительной степени ограничивать его на Центральном - в Осетии, где были учреждены российские судебные органы с опорой на российское законодательство. В Осетии адатный суд не имел поддержки со стороны местной администрации, как это было в других горских обществах Северного Кавказа. В Осетии решения адатного суда утверждались российской администрацией в качестве исключения. Так, мы обнаружили прошение пристава дигорского народа на имя начальника Владикавказского округа. В обществе произошло убийство, которое было урегулировано адатным дигорским судом "по обычаю", и был составлен письменный договор. Пристав просил в качестве исключения утвердить этот приговор .

Российский государственный военно-исторический архив (далее - РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 595.

В первой половине XIX в. Российская империя значительно активизировала политику христианизации осетин, что имело в своей основе несколько важных целей: 1) ограничение распространения проникающего из Кабарды в осетинские селения ислама; 2) приобщение осетин к российскому подданству; 3) активизация процесса русификации горских народов Северного Кавказа.

В 1828 г. в Осетии был учрежден так называемый Владикавказский инородный суд (председатель - майор Курило). Суд состоял из 12 человек и осуществлял свою судебную деятельность на основе норм обычного права . Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, который был разработан Муссой Кундуховым и санкционирован генерал-лейтенантом Евдокимовым, командовавшим войсками левого крыла Кавказской армии. Суд получил право рассматривать спорные дела трех осетинских обществ: Тагаурского, Куртатинского и Алагырского. В состав суда вошли старшины осетинских обществ, общинники - по одному представителю от каждого общества, а также представители высшего сословия. Секретарь суда и переводчик - русские военные.

РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 74; Мансуров Н.С. Обычный суд у осетин // Периодическая печать об Осетии и осетинах. С. 133.

Для ингушей был учрежден отдельный суд - Назрановский, который рассматривал любые преступления на основе "словесных обычаев" под надзором пристава майора Щелкачева. Пристав осетинского и ингушского народа Скворцов писал своему начальству в Тифлис: "Относительно ингушского народа то оной по случаю существующих их народных обычаев и правил совсем других как между осетинами" . Тем не менее в судебной практике этих судов старшины должны были понемногу внедрять российское право. В архивном деле сказано: "Все дела гражданские и спорные между сих народов равно и претензии от людей инородных разбираются и решаются по древним обычаям и обрядам приспособляя оные по колику важность случаев дозволит к правилам российским" . Суд разбирал гражданские и уголовные дела (частично). "Дела уголовные разбирательству сего суду не принадлежат и подвергаются вообще законам и строгости военной". К ним относятся: убийства, измена, возмущение в народе, побег за пределы линии со злым намерением, набеги, обнаружение оружия в ссорах с причинением ран .

РГВИА. Л. 11 - 13.
РГВИА. Л. 6, об.
РГВИА. Л. 8, об.

Владикавказский суд рассматривал дела по воровству до 200 руб., обман, захват чужого имущества, ссоры и драки без обнажения оружия, оскорбление владельцев. Суд использовал в качестве наказания штраф . В суд должны были подаваться письменные жалобы. При необходимости в суд вызывались ответчики и свидетели. Приговор утверждался большинством голосов. Если голоса судей разделялись, то приглашались несколько посторонних почтеннейших лиц .

РГВИА. Л. 9, об.
РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 74. Л. 8.

Местная администрация согласилась признать право исламского духовенства рассматривать дела, связанные с семейно-брачной сферой. По правилам работы этих судов отдельно выделялись духовные дела, которые могли решаться "по выбору народному". Предметы разбирательства духовного суда во главе с кадием: дела "до веры и совести касающиеся", дела несогласия мужа с женой, дела между родителями и детьми, дела, не имеющие ясных улик и письменных свидетельств . Но во Владикавказском суде возникла проблема с назначением кадия, поскольку, как выяснилось в процессе организации суда, в Осетии не было грамотных мулл, могущих вести судопроизводство по шариату. Поэтому пристав осетинского и ингушского народа Скворцов просил начальство назначить кадия из Большой или Малой Кабарды .

РГВИА. Л. 9 - 10.
РГВИА. Л. 48.

После карательной экспедиции генерала Абхазова по подавлению антироссийских настроений в Осетии Владикавказский и Назрановский народные суды были преобразованы в единый Владикавказский окружной суд (1834 - 1836 гг.). Суд состоял из депутатов от местного населения (осетин и ингушей), от осетинского и ингушского народа (по одному), остальными судьями были русские чиновники. Суд получил право на рассмотрение всех гражданских и уголовных дел осетин и ингушей .

Кровные дела и воровство должны были рассматриваться по нормам российского законодательства. Однако из-за слишком радикального внедрения российского права местное население избегало обращаться к нему. Владикавказский окружной суд был закрыт в 1836 г. из-за малой эффективности. Г.В. Розен, главноуправляющий Осетией, писал: ". умы горцев не приуготовлены для прочного между ними гражданского устройства" . Судебные функции выполняли приставы осетинских и ингушских обществ.

РГВИ. Ф. 1268. Кавказский комитет. Д. 692. Л. 8.

В 1847 - 1849 гг. в Осетии были учреждены участковые народные суды, в каждом из осетинских обществ, под руководством приставов обществ. В архивных материалах мы обнаружили переписку об открытии дигорского народного суда. До его введения судебные функции выполнял пристав дигорцев, но его решения дигорцы отказывались выполнять, поэтому старшина дигорского общества обратился к начальнику центра Кавказской линии генерал-лейтенанту Хлопищу об учреждении народного суда (рапорт на имя начальника войск Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанта Загадовского, Нальчик) "в виду испытания временный суд в Дигории". Суд подчинялся начальнику линии Военно-Грузинской дороги, полковнику Ильинскому. В состав суда вошли: старшина, депутаты - военные осетины (капитан Исмел Карамаев, подпоручик Алимурза Туганов, Дударук Кубатшев, Асламурза Абисалов, а также пять общинников)" .

Там же. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 466. Л. 1, об. 2.

Основные правила Дигорского суда были таковы:

  1. суд рассматривал дела всех дигорских сословий;
  2. подсудности подлежали дела, связанные с воровством, обманами, причинением вреда, совершением драк без применения оружия, оскорблениями; крупные уголовные дела (убийства умышленные, возмущения в народе) должны были рассматриваться "по строгости по российским законам Начальником Кавказской линии";
  3. дела рассматривались "по обрядам и обычаям дигорского народа", а также устанавливалась система российских штрафов в пользу местной власти и дигорского суда. Семейно-брачные дела передавались исламскому духовенству. Делопроизводство должно было вестись одновременно на дигорском и русском языках. Решения дигорского суда должны были приниматься большинством голосов. Высшей судебной инстанцией являлся начальник Грузинской дороги .

На Северо-Западном Кавказе функции российско-имперской администрации по реализации российского права стали проявляться с конца XVIII в., когда в Кабарде ею были образованы так называемые родовые суды, родовые расправы и Верхний Пограничный суд. Их бытование хорошо описано в монографиях В.Х. Кажарова, Х.М. Думанова и Ю.М. Кетова . В основу судебной реформы был положен родовой принцип: три родовых суда (княжеских) и одна родовая расправа (дворянский суд) на две княжеские фамилии . Было подготовлено Положение о родовых судах и расправ . Высшей инстанцией для родовых судов стал Верхний Пограничный суд (г. Моздок). Судьи родовых судов и расправ выбирались на сходе открытым голосованием на три года лицами княжеского и дворянского происхождения.

Думанов Х.М., Кетов Ю.М. Адыгэ Хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIII - начале XIX века. Нальчик, 2000. С. 34 - 56.
Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (конец XVIII - начало XIX в.) // Ученые записки ТХГХ. Серия экономическая и историческая. Нальчик, 1963. С. 91 - 92.
Акты Кавказской археографической комиссии (далее - АКАК). Тифлис. Т. 2. СИЗО.

Родовые суды и родовые расправы были низшей судебной инстанцией и имели право рассматривать все гражданские и мелкие уголовные дела, применяя нормы адата. Крупные уголовные дела передавались в Верхний Пограничный суд, подчинявшийся астраханскому губернатору. Суд обязан был применять законы Российской империи. Отношение к созданным судебным органам было резко отрицательным. Как отмечали Т.Х. Кумыков и В.Х. Кажаров, насаждение российского закона и судопроизводства вызвало протест кабардинцев . Россия пошла на уступки, поняв преждевременность своих радикальных реформ, поддержав на некоторое время мусульманское право. В 1807 г. российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ). Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10 - 12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства . Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев. Судопроизводство осуществлялось на основе мусульманского права. По мнению В.Х. Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов - значительный шаг в развитии кабардинского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями . Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий - по выбору: или в шариатский, или в третейский . Тем не менее тотальное введение мусульманского права на Северо-Западном Кавказе невозможно было в силу неглубокой по сравнению с Северо-Восточным Кавказом исламизации горцев. Поэтому духовный суд не смог заменить адатного, который сумел сохранить свои функции рассмотрения большинства гражданских и уголовных дел .

Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 90 - 93; Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX века. Нальчик, 1994. С. 417 - 425.
Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик, 1992. С. 91 - 92, 97 - 101.
Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX века. Нальчик: Кабард.-Балкар. НИИ истории, филологии и экономики при Каб. Министров КБР, 1994. С. 417 - 425.
Ногмов Ш.-Б.С. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Тифлис, 1861. С. 162 - 170.
Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 94.

В 1822 г. духовный суд был распущен. Российская администрация по инициативе командующего кавказскими войсками генерала Ермолова учредила Временный Кабардинский суд . Председателем суда стал кабардинский князь Кучук-Джанхотов, секретарем назначен кабардинец Якуб Шарданов, членами суда - кабардинские князья. Место расположения суда - г. Нальчик.

Адаты горцев Северного Кавказа.

Были разработаны "Наставления Временному суду, учреждаемому в Кабарде для разбора дел между кабардинцами, впредь до издания особых правил" . Правила судопроизводства Кабардинского Временного суда (1840 г.), по которому к суду допускались лишь те дела, которые не противоречат русским законам и прокламациям, данным Кабардинскому Временному суду генералом Ермоловым.

АКАК. Т. 6. Ч. 2. Док. 838.

Согласно параграфу 9 Наставлений "все дела гражданские и спорные между кабардинцами, равно и претензии на них от людей инородных разбираются и решаются по их древним обычаям и обрядам, приспособляя оные, по колику важность случаев дозволит к правам российским". Согласно параграфу 21 был упразднен духовный суд, но Временный суд пошел на уступки, разрешив горцам рассматривать дела о наследстве и разводе по мусульманскому праву. Согласно этим правилам духовенству предоставлено право разбирать дела по несогласию мужа с женой, родителей и детей, веры и совести, дела, не имевшие явных улик и письменных свидетельств . Тем не менее ряд авторитетных горцев в первой половине XIX в. обращались к российской администрации с просьбой о расширении сферы применения мусульманского права (1829 г., проект кабардинского князя Бековича-Черкасского), но Россия не поддерживала эти просьбы .

РГВИА. Ф. 13454. Оп. 2. Д. 298. Л. 6.
Кумыков Т.Х. Указ. соч. С. 99 - 100.

Кабардинский Временный суд функционировал до 1858 г. Суду были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев: при рассмотрении первых суду следовало использовать нормы адата (назначение выплаты композиции, выселение виновного за пределы места проживания), при разборе уголовных - адат и уголовное законодательство Российской империи, при рассмотрении семейных конфликтов - нормы шариата . Собранный нами архивный материал свидетельствует о том, что Временный суд, как правило, не рассматривал случаи причинения значительного физического или материального ущерба, а предлагал участникам конфликтов решить свои споры в адатном суде. Только тогда, когда конфликтующие стороны отказывались это сделать, а такие случаи имели место, суд рассматривал их дело, применяя нормы адата, а именно: определял виновному выплату компенсации в размере от 100 до 450 руб. .

Там же. С. 96.
Центральный Государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (далее - ЦГА КБР). Ф.И. 23. Оп. 1. Д. 29. Л. 1; Ф.И. 24. Оп. 1. Д. 45. Л. 1; Д. 59. Л. 1.

Кабардинский временный суд использовал и другую норму адата - выселение семьи виновного на жительство в иное селение . Иногда сами участники спора требовали рассмотреть их дело на основе российского уголовного законодательства, однако Кабардинский Временный суд отказывал им в этом . Именно в период работы Кабардинского Временного суда российские власти провели первую систематизацию и кодификацию норм обычного права, бытовавших на Северо-Западном Кавказе (Кучеров, 1845 г.) .

ЦГА КБР. Ф.И. 24. Оп. 1. Д. 10. Л. 1.
Там же. Ф.И. 23. Оп. 1. Д. 87. Л. 1; Д. 104. Л. 1.
Адаты горцев Северного Кавказа. С. 56.

В этот период появились первые попытки заменить общину государственным контролем за обществом и системой наказания, в том числе используя аппарат санкций. Как отмечает И.Л. Бабич, судьи Кабардинского Временного суда во время судебного процесса брали с ответчика и истца подписки, в которых те обязывались соблюдать решения суда и вести себя по отношению друг к другу корректно. Суд следил за выполнением участниками конфликта принятых обязательств. Если кто-либо их нарушал, суд определял штраф в размере 200 руб. .

Бабич И.Л. Особенности правовой практики на Северном Кавказе (На примере Кабардино-Балкарии) // Государство и право. 2003. N 12.

В 1827 г. по инициативе командующего Кавказской линии Г.А. Эмануэля был учрежден Чеченский народный суд. Принцип работы и механизм соотношения между адатом и российским правом по примеру Кабардинского Временного суда . В Чечне в 1852 г. был учрежден новый российский суд, в состав которого вошли кадий и три чеченца - знатоки адата. Суд рассматривал дела о воровстве, ранении, убийстве, поджогах, изнасиловании, используя нормы чеченского адата. Брачно-семейные дела передавались исламскому духовенству . В отличие от адатного, новый суд был постоянным органом судопроизводства, и судьи выбирались на определенный срок. Приговоры суда заносились в специальную книгу, и для их исполнения в случае необходимости применялись "принудительные меры" .

РГВИА Ф. 13454. Оп. 2. Д. 73.
Берже А.П. Чечня и чеченцы // Кавказский календарь на 1860 г. Тифлис, 1859. С. 103 - 105.
Там же. С. 105.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Суд и прокуратура обязаны были охранять от всякого посягательства: а) закрепленный Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик государственный строй СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность;

б) политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и интересы граждан СССР, гарантированные Конституцией СССР и Конституциями союзных и автономных республик;

в) права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций.

Однако, несмотря на то, что у них имелись общие задачи, суд и прокуратура не могли быть отождествлены, они существенно отличались друг от друга по своей организации и методам осуществления своей деятельности.

Советский суд вел борьбу с врагами Советской власти, против тех, кто посягал на завоевания социалистической революции, на права и интересы советских граждан. Суд также разрешал дела по спорам, затрагивающим охраняемые законом права и интересы граждан, государственных учреждений и предприятий, колхозов и других общественных организаций. Органами, осуществляющими правосудие в Чечено-Ингушской АССР, являлись районные и городские народные суды и Верховный Суд Чечено-Ингушской АССР. Необходимо отметить, что в период сталинской депортации чеченцев в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию на долгих 13 лет в виду ликвидации Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши лишенные своей автономии были лишены возможности занимать должности судей.

1957 год ставший переломным годом в жизни чеченского и ингушского народов стал также годом больших преобразований в судебной системе СССР.

12 февраля 1957 г. был принят Закон об утверждении нового Положения о Верховном Суде СССР. Надзорные функции высшего судебного органа страны значительно сокращались. По новому Положению Верховный Суд СССР вправе был отменять и изменять приговоры, решения и постановления только Верховных Судов союзных республик в порядке надзора, в то время как ранее он мог истребовать в порядке надзора любое дело из любого суда страны, что приводило к волоките в надзорном пересмотре дел и отвлекало Верховный Суд СССР от выполнения функций по руководству судами.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. В первые годы Советской власти в силу ряда объективных причин на территории Северного Кавказа и Чечни в частности продолжали функционировать местные институты, адаптированные на новый лад.

2.По мере укрепления новой власти судоустройство и судопроизводство в национально-государственных образованиях Северного Кавказа стало соответствовать уголовной и уголовно-процессуальной политике молодого Советского государства.

2.ЦГА СОАССР. Фонд 81 оп.1, дело 52, л. 100-102.

3.ЦГА РД.-Ф. 182-р. -Оп. 1.-Д. 2.-Л. 1-6.

4.Мисроков З. Х .Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах (XIX-XX вв.)Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук.М.:20003.С.206.

5.Российское законодательство Х - XX веков. Том 8 / Под ред. Б.В.Виленского.-М.. 1991.-С.271

7.Строгович М.С.Курс советского уголовного процесса. Т.1. М., 1968. С.121-122.

Основные термины (генерируются автоматически): Суд, Конституция СССР, Верховный Совет СССР, Владикавказ, Горская Республика, назрань, Верховный Суд, областной суд, Северный Кавказ, Советская власть.

Похожие статьи

Определенные отличия судебной системы Чеченской Автономной.

Чеченской АО, суд, Горская республика, областная шариатская коллегия, советская власть, быль, Высший судебный контроль, Северный Кавказ, единая система, областная прокуратура.

Проблемы становления народных судов в Кабарде и Балкарии.

На основе этого Терский народный Совет не раз обсуждал вопрос об организации новых революционных народных судов в национальных округах Северного Кавказа.

Из истории судебной системы Каракалпакстана в 1930-1936 гг.

Главный суд, Верховный суд РСФСР, орган юстиции, дело, суд, автономная республика, РСФСР, Трудовая сессия, высший судебный орган, государственное управление.

Национально-государственное становление Карачаево-Черкесской.

Создание Горской республики в январе 1921 г. Было воспринято положительно населением.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Карачаевская автономная область ликвидирована 12 октября 1943 года.

Некоторые вопросы истории возникновения и становления.

Народный суд в СССР являлся основным звеном советской судебной системы.

Становление и развитие судебной практики в России

Верховный Суд СССР только вносил свои заключения и представления в органы государственной власти СССР и союзных республик по поводу нарушений и Конституции СССР, и законов.

История советской прокуратуры с 1922 по 1991 годы

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].

Правовое регулирование института адвокатуры периода.

Среди законов, принятых Верховным Советом СССР в 1958 году, важное место занимают Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.[1]. Основы уголовного судопроизводства, наряду с тем.

Институт судебных исполнителей СССР в 1960–70-е гг.

ᐧСудебные исполнители состояли при судах, и назначались министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик.

Читайте также: