Телесность человека и ее развитие доклад

Обновлено: 02.07.2024

То есть, телесность-это новообразования тела, которые с первых этапов развития и становления человека обеспечивали выживание через адаптацию тела к природной, а затем к материальной искусственной (техногенной и социальной) среде. Она есть результат программы социализации, развернутой в историческом плане.

Анализ литературы по вопросам телесности позволяет выделить внешние и внутренние составляющие телесности.

Внешниепроявления телесности:

• украшения тела (татуировка, перья, костюмы и т.д.);

• экспрессивные движения тела, т.е. положения тела, жесты, выражения лица;

• телесная дистанция (проксемика).

Внутренние проявления телесности:

• отношение к собственному телу (принятие - непринятие);

• физическая подготовленность и физические качества;

• состояние внутренних органов и систем;

• контроль над проявлением биологических программ (инстинктов и потребностей).

Под “природным телом” понимается биологическое тело индивида, подчиняющееся законам существования, функционирования, развития живого организма.

Социальное тело” — результат взаимодействия природного тела с социальной средой:

- с одной стороны, это проявление его объективных, спонтанных влияний, стимулирующих реактивные и адаптивные “ответы” тела;

- с другой, оно производно от целенаправленных воздействий на него, от сознательной адаптации к целям социального функционирования, инструмент использования в различных видах деятельности.

Под “культурным телом” подразумевается продукт культуросообразного формирования и использования человеком своего телесного начала. Под культурным телом мы понимаем такую телесность, которая формируется у спортсмена, пожарного, спасателя, манекенщицы, актера и т.д. в процессе осознанного формирования в процессе подготовки к специализированной деятельности [1].

Рис.2 Структура телесности

В обществе существует феномен преобразования человеческого тела. Данный феномен изучается рядом гуманитарных наук: философией, антропологией, социологией, психологией и др. Всесторонняя культивация тела с целью приспособления человека для тех или иных общественных функций осуществлялось еще с древности, и развитие человека в обществе перестало быть чисто природным стихийно социализируемым процессом - оно стало относительно управляемым.

Б.В.Марков определяет телесность как особое дисциплинированное тело, а способ формирования телесности (дисциплинированных тел) как создание специальных дисциплинирующих (дисциплинарных) пространств, в рамках которых происходит замена прежней системы стимулов и реакций на новые желания и стремления. К таким дисциплинарным пространствам он относит: семью, школу, религию, медицину, искусство …, которые в виде разного рода моделей и рекомендаций способствуют формированию новообразований тела.

Формирование наружности, внешнего вида и манер осуществляется сначала на основе жестких регламентаций, а затем становится делом вкуса и внутреннего такта отдельного человека. В различные исторические периоды тело контролировалось по-разному. В традиционных обществах власть регламентирует внешнее тело. Форма одежды, маска, поза, жесты, манеры и церемонии - все это жестко определяет поведение и является подлинным документом, удостоверяющим социальную принадлежность….

По мере развития общественных отношений внешний контроль переносится на внутренний. В современном обществе, казалось бы, отсутствуют жесткие запреты и каноны, регламентирующие внешний вид, манеры, одежду и т.п., однако, существуют неявные коммуникативные нормы, организующие как форму, так и внутренние аффекты тела. Сначала религия, а затем и художественная литература искусством словесного портрета и описания душевных переживаний выработали образцы для подражания, в соответствии с которым организуется внешность, манеры, чувства, и переживания людей.

В ходе истории формируются различные типы телесности, и каждый общественный уклад вносит свою лепту в общецивилизационный процесс контроля и управления телом. В современной цивилизации наблюдается особенно интенсивный процесс производства новых и экзотических форм телесности, который радикализируется искусством, кино, рекламой, фотографией, компьютерной техникой.

В последние годы модификации тела привлекают к себе повышенный интерес общества в качестве новых экстравагантных тенденций современной моды. В наиболее общем виде модификации тела представляют собой различные формы и способы видоизменения тела через повреждение кожи (нанесение порезов, шрамирование, клеймение, прокалывание, татуировку, ампутации и другие хирургические вмешательства), осуществляемые добровольно, самостоятельно или с помощью специалистов по модификации тела ради достижения психологических, эстетических, духовных, идеологических целей.

Выделенные формы модификации тела отражают трудности социальной адаптации и совладения со стрессорами и выступают признаком проблемного поведения с высоким риском развития аутодеструктивных форм поведения. Исследователи приходят к выводам, что наличие модификаций тела коррелирует со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами, сексуальными отклонениями, фактами насилия и школьными проблемами.

• Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.1996.№2.С.19-27.

• Евстафьев Б.В. О сущности физической культуры и ее компонентном составе.// Теория и практика физ. культуры. 1980.№ 6.С.45-49

• Мухина В. Плоть и дух. //Развитие личности. 2000. №3. С. 65-94.

• Наталов Г.Г Эволюция научных представлений об объекте и кризисе общей теории физической культуры // Теория практика физ. культуры.1998. № 9. С.40-42.

• Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / Сост.: В.И.Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В.Стопчикова .М.: Физическая культура, 2005.-Ч.1.448с.

Целью данной работы является изучение телесности как высшей психической функции.
Задачи работы:
- рассмотреть подходы к пониманию телесности в исследованиях отечественных психологов;
- проанализировать виды и значение блоков по В. Райху;
- рассмотреть типы характеров по А. Лоуэну, в свободной форме подобрать примеры на эти типы.

Содержание

1. Отечественные исследования телесности.
2. Опишите психологическое значение блоков по Райху.
3. Подберите примеры для каждого типа характера по А.Лоуэну.

Прикрепленные файлы: 1 файл

работа про телесность.doc

Телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы.

Целью данной работы является изучение телесности как высшей психической функции.

- рассмотреть подходы к пониманию телесности в исследованиях отечественных психологов;

- проанализировать виды и значение блоков по В. Райху;

- рассмотреть типы характеров по А. Лоуэну, в свободной форме подобрать примеры на эти типы.

1. Отечественные исследования телесности

Становление психологии телесности как научной дисциплины и новой области отечественной клинической психологии предполагает освоение богатого научного наследия школы А.Р. Лурия, утверждающей принципы изучения аномальных феноменов психики в их неразрывной связи с закономерностями нормального развития.

Многие исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян и др.) подчеркивают, что представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я.

Таким образом, в отечественном изучении телесности, можно выделить несколько дефиниций: схема тела – интегральный физиологический сенсомоторный эквивалент тела в коре головного мозга; образ тела – сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела (Е. Т. Соколова); концепция тела – формальное знание о теле, которое выражается с помощью общепринятых символов (Р. Шонц); интернальное тело – архетипическое образование, базовая (неосознаваемая) ментальная форма телесности (О. В. Лаврова); телесность – феноменологическая реальность, представляющая собой сочетание биопсихосоциальных аспектов телесного бытия субъекта в физическом мире (Д. А. Бескова). Я-телесное – субъект, чье тело является вместилищем его Я и опосредует чувственное и психомоторное взаимодействие субъекта с миром; Я-физическое – продукт самосознания, одно из измерений Я-концепции человека, включающее в себя когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

Дефиниции различаются: по рассматриваемой психической реальности Я - телесного (как сенсомоторный эквивалент, когнитивный процесс, подструктура Я-концепции); по предметному содержанию Я-телесного (рассматриваются как внешность, так и функции тела); по происхождению Я-телесного (формальное знание о теле, архетипическое образование, физиологическая функция мозга). Это противоречие затрудняет использование результатов конкретных исследований как в теории Я-телесного, так и в практике. На наш взгляд, перспективы теоретического изучения аспектов переживания телесного опыта и связанного с ним самоотношения заключаются в первую очередь в систематизации понятийного аппарата.


Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках. Человеческое тело невозможно рассматривать изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих. Проблема тела и телесности человека затрагивается во многих областях психологии. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено изучению образа тела.

Актуальность проблемы феномена телесности на современном этапе обуславливается в первую очередь тем, что человеческая телесность так или иначе встроена в любой вид деятельности — наше тело участвует во всем, что мы делаем. С помощью тела мы предъявляем себя и взаимодействуем с окружающим миром. Наше тело и все, что с ним связано является одним из средств самовыражения [14].

Природа тела, закономерности его изображения и представления, сущность тела и телесности активно обсуждаются на научных конференциях, отражаются и описываются в научных статьях, междисциплинарных сборниках, серийных публикациях. Феномену телесности посвящены множество научных работ в области философии, социологии, культурологии и психологии. Феномен телесности является сложным и многомерным, что создает трудности в его изучении и описании [14].

Рассматривая феномен телесности, мы можем выявить, насколько множественны его измерения. Данный феномен включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное [1].

Обширность и богатство накопившегося в истории изучения и осмысления тела человека материала, столь впечатляюще, что уже могло бы служить существенным основанием для возникновения убежденности в том, что телесность — предмет детально и глубоко прочитанный, изученный, и истолкованный. Но это в полной мере касается лишь естественнонаучной парадигмы. Тело человека является предметом детального изучения во многих областях: анатомия, физиология, антропология, биомеханика, сексология, гигиена и др. [1,5].

В исследовании телесности можно выделить 2 основных подхода: социокультурный и экзистенциально-феноменологический. С позиции социокультурного подхода телесность рассматривается в качестве социокультурного феномена, обладающего значениями и смыслами, а также выполняющего определенные культурные функции.Повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности способствуют такие социальные процессы как изменения во взаимоотношениях между полами, сопротивление подчиненному положению женщин в обществе. Были проведены эмпирические исследования тела в психофизиологии и психологии, разработаны специфические телесные техники с целью решения задач психотерапии. Это способствовало повышению внимания к человеческой телесности со стороны ученых и широкой общественности [8].

Согласно взгляду В. И. Кудашова(2014), на сегодняшний день необходимо не только проводить дифференцированный анализ тела как объекта и субъекта, но и уделять внимание интегративному анализу совокупности его различных качеств, состояний, и способностей, которые объединяются в феномен телесности. При этом невозможно рассматривать человеческое тело изолированно от его памяти, мышления, духовности, сознания и других составляющих[8].

Человеческое Я, как пишет А. В. Сенкевич (2012), представляет из себя подлинный и уникальный жизненный проект. Телесность связана с теми конкретными ситуациями, в которых я узнает себя как тело, и в этом смысле телесность это уже задача, а не данность. Телесность становится задачей лишь в контексте социума, так как именно культурная среда, общественная микро- и макросреда обозначают границу ценностей и норм, в том числе и в отношении к телу [11].

Психология рассматривает не само тело как таковое, а определенные состояния сознания, которые связаны с телом, например, нарушение схемы тела, его границ либо ощущений [15].

Психология телесности является относительно новым направлением в психологии. Была предпринята попытка аннулировать дихотомию психики и тела, психического и физиологического путем интегрирования психического и физиологического в единую сущность. Это поспособствовало выделению телесности в качестве объекта исследования в психологии.

К настоящему моменту в психологии было проведено множество эмпирических исследований телесности как таковой и в частности образа тела. Были созданы и адаптированы ряд методик, направленных на изучение телесности, а также проведены эмпирические исследования, отражающие формирование образа тела, отношение к нему, особенности образа тела у определенных групп исследуемых.

Процессы осознания и становления отношения внутренним и внешним составляющим образа тела имеют определенную логику. Внешние компоненты образа тела осознаются при взаимоприкосновении своего собственного тела с телом другого, а также соотнесения собственного видимого образа с эталоном, и тело при этом выступает в качестве объекта оценивания: хорошее-плохое, устраивает-не устраивает, красивое-некрасивое, привлекательно-непривлекательно и т. п. [6].

Эксперименты по формированию образа тела в сознании студентов-психологов на формирующем этапе эксперимента были выявлены позитивные изменения всех трех компонентов образа тела, а именно: когнитивного, эмоционального и динамического у студентов экспериментальной группы [Миняров В. М. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Т. 14. — № 2(4). — 2012. — с. 968–972.].

С. С. Татаурова (2012) проводила сравнительное кросс-культуральное исследование образа тела как когнитивной структуры самосознания. При планировании данного исследования предполагалось существование чрезмерной зависимости формирования образа тела и представлений о нем от идеалов и стандартов красоты, прививаемых СМИ. В целом, в ходе исследования была установлена меньшая обеспокоенность русскоязычных молодых людей проблемой избыточного веса и большая, по сравнению с американскими сверстниками, их удовлетворенность не только своим телом, но и отдельными его параметрами [12].

Теоретический анализ подходов в исследовании феномена телесности позволил выявить:

4. В психологии тело рассматривается как своеобразный контейнер, в котором собраны ощущения и чувства, являющиеся следствием пережитых ситуаций. Согласно телесной психологии, тело в виде мышечных блоков собирает в себе остатки невыраженных эмоций, чувств и желаний. Психология также рассматривает отношение человека с собственным телом и восприятие им телесности как таковой. Рассматривается тело в системе ценностей и идеалов.

  1. Образ тела представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя весь спектр мыслей, чувств и ощущений, связанный с собственным телом у каждого конкретного индивида. На его формирование влияет совокупность множества факторов, основными являются прошлый опыт, семейные установки, общественные стереотипы, личностные особенности.

6. Большинство эмпирических исследований в психологии телесности посвящено образу тела. В частности, описываются эксперименты по формированию образа тела, изучаются особенности образа тела у детей, занимающихся спортом, в исследованиях рассматривается степень влияния СМИ на образ тела.

Основные термины (генерируются автоматически): формирование образа тела, образ тела, телесность, тело, феномен телесности, человеческое тело, психология, модификация тела, собственное тело, человеческая телесность.


Исследование телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и существования. Актуальность данной проблематики обусловлена современным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом, необходимостью рефлексии научных данных о человеческой телесности. человеческой телесности. Стратегия исследования телесности способствует систематическому выявлению всех ее аспектов в целом и методов ее постижения.

Известные ограничения, с которыми столкнулась психология в изучении проблемы взаимосвязи соматического и психического средствами установления коррелятивных отношений между отдельно взятыми органами или системами телесной организации индивида и психическими образованиями, инициировали интерес к довольно известному и вместе с тем "прозрачному" объекту - феномену телесного бытия человека. Тем не менее тело как сущностная составляющая "Я" до сих пор остается вне поля исследовательской практики. Примечательно, что всплеск интереса к феномену телесности наблюдается не только в философии, имеющей огромный исторический опыт осмысления этого феномена, но и в психологии, усматривающей возможность преобразования его в самостоятельную область психологического исследования - психологию телесности.

Проблема теоретического представления телесности в истории психологии

Общее о телесном развитии человека (нормальном и аномальном) всегда сопряжено с культурно-историческими концепциями психики, позволяющими заменить это представление качественно новым. С позиций культурно-исторического подхода телесность становится не только предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкий контекст гуманитарного знания - философского, культурологического, этнографического, психологического. В. В. Николаева и Г. А. Арина считают, что отклонение от культурного пути развития является одним из центральных источников возникновения психосоматических расстройств и нарушений телесных функций, а как следствие этого - различных личностных проблем.

Мнение Тхостова отчасти разделяют В. В. Николаева и Г. А. Арина. Они признают, что в отечественной психологии теория телесности до последнего времени не разработана, а научные исследования затрагивали, как правило, лишь отдельные стороны проблемы: нарушение образа тела при аномалиях личности рассматривает Е. Т. Соколова, психовегетативные связи при соматоформных расстройствах описаны в работах Вейн, Молдовану, Карвасарского и др.

Корни еще одной проблемы телесности в психологии Л. В. Жаров объясняет преобладанием теорий моральной оценки телесных феноменов, которые во многом исходят из установок гуманистической психологии и роста толерантности общества по отношению к функциям тела.

Вряд ли можно согласиться с тем, что современная психология безразлична к истинной ценности тела; во всяком случае, многие публикации раскрывают тему телесности не только на уровне организма, о чем говорил А. Ш. Тхостов. Сегодня мы все еще оглядываемся на первые концепции психологии, а точнее в психотерапии. В психологии особое место в разработке телесности, конечно же, принадлежит психоаналитическому направлению. Теория психоанализа всегда была одной из немногих, в которой человек представал как существо телесное, а не только наделенное психикой и разумом. Значимость инстинктов - это, прежде всего, значимость телесности, в которой коренятся глубинные детерминанты человеческой жизни и судьбы.

Фрейд подчеркивал важную роль тела как психологического объекта в развитии Эго-структур, а также в генезисе психопатологии, например, в развитии симптомов конверсионной истерии, где особенно важны телесные нарушения.

А. Адлер, изучая особенности формирования личности в онтогенезе, показал существование тесной связи между телесным образом Я и самооценкой. В частности, он утверждал, что некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой ущербности тела. Так, Адлер выделял пять основных областей жизнедеятельности, в которых у человека может возникать чувство неполноценности: физическая, умственная, психологическая, социальная и экономическая. Первая может включать в себя такие явления, как недоразвитие органов, инвалидность, деформации, уродства, физическая слабость, ожирение, болезненность, сексуальная фрустрация и т.д. [18]

Позднее Адлер пришел к отрицанию правомерности разделения личности на психическую и соматическую составляющую: он считал, что личность может быть понята только как целая, неделимая единица. Изучать человека, разлагая на атомы, значит не постигнуть полностью природу человека. По Адлеру вопрос стоит ни "Как сознание воздействует на тело?", ни "Как тело воздействует на сознание?", а скорее "Как личность использует тело и сознание при достижении целей?": «можно было бы предположить, что для определения того, где лежат интересы ребенка, нам нужно только выяснить, какой орган является дефектным. Но не все так просто. Ребенок воспринимает факт неполноценности органа не так же, как его видит внешний наблюдатель; он модифицируется исходя из существующей схемы восприятия индивида [11]. Таким образом, Адлер непосредственно поставил вопрос о существовании тесной связи между физическим Я человека и его социальным поведением: не просто наличие телесного дефекта, а, прежде всего, его восприятие как такового (т.е. телесный образ Я), оказывает определяющее влияние на формирование личности и в большинстве случаев ведет к развитию стремления к превосходству над другими людьми. Но сам автор позднее существенно трансформировал свою теорию, заменив реальную неполноценность органа чувством социальной неполноценности. Адлер утверждал, что цели и ожидания человека больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, тем самым подчеркивая большую важность для индивида социальных интересов - чувства общности, кооперации и альтруизма. Таким образом, вопрос о роли физического Я в представлении индивида о себе и его связь социальной мотивацией не получил в психоанализе дальнейшего развития.

Э. Эриксон предложил наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития рассматривать и психологические стадии развития, по мере прохождения которых индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и к своей социальной среде. В своих работах он описывал стадию идентификации личности и путаницы ролей, соответствующую 12-18 годам и совпадающую с кризисом подросткового возраста. Для Эриксона телесность подростка, приобретающая на этом этапе развития особую значимость, выступает как важнейшая предпосылка формирования его идентичности и Я-концепции в целом.

Психоанализ указал на огромную роль телесности в формировании психосоматического симптома (З. Фрейд), самооценки (А. Адлер), идентичности (Э. Эриксон) и других компонентов самосознания личности.

Обзор основных теоретических подходов к пониманию телесности в психологии

При рассмотрении работ, посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивость понятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, а также разнонаправленность подходов к ее изучению.

Для современного человека его тело становится тем существенным условием, которое во многом определяет профессиональную, социальную и даже личностную успешность. Можно даже сказать, что представления о теле являются сегодня одним из аспектов социальных представлений о человеке и его месте в обществе.

Однако в результате психологических исследований было установлено, что для человека с выраженным стремлением изменить свое тело решающую роль играют отнюдь не реальные телесные параметры, а сложное единство восприятия собственного тела и отношения к нему. Многие исследователи (Р. Бернс, Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян и др.) подчеркивают, что представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я.

В. Пономарчук также утверждает, что телесность не определятся лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется еще и возможностью сознательной деятельности, потому что только в этом случае можно говорить о телесности человека.

Телесность оказалась "теоретически невидимой" для психологии, несмотря на свою очевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельности, а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным и природноготовым к жизни качеством. Из исследования процесса становления человека - социализации и опосредствования его функций - выпала одна из фундаментальных сторон: природная жизнедеятельность самого человека, его телесное бытие. Здесь необходимо отметить, что, несмотря на недостаточную проработку психологических аспектов развития и функционирования телесности, в настоящее время происходит становление новой области практики - телесно-ориентированной психотерапии. Понятие "телесность" используется как психологическая оппозиция тождеству "тело-организм", а сами феномены телесности рассматриваются как проявления стереотипов коммуникации и самовыражения. Однако феноменологический подход, реализуемый в работах по телесно-ориентированной психотерапии, оставляет в принципе без ответа ключевые вопросы проблемной области психосоматики: о механизмах симптомо- и синдромогенеза, о систематике психосоматических феноменов и т. д. Вместе с тем, психология телесности до сих пор остается неразработанной областью собственно научной психологии, а сама телесность трактуется как "низшая", архаичная форма жизнедеятельности, на которую не распространяются общепсихологические закономерности человеческого развития и существования. Теоретико-методологической основой для принципиально нового подхода к психосоматической проблеме может стать концепция Л.С. Выготского, в текстах которого можно найти мысль о том, что телесные процессы человека нуждаются в новом понимании.

Такую возможность открывают представления Л.С. Выготского о закономерностях психологического онтогенеза, опосредствованном строении высших психических функций. Мысль о новом качестве физиологических систем человека, возникающем, так сказать, "сверху", вследствие культурно-исторического становления сознания, может быть отнесена ко всей соматической сфере человека, обретающей новое качество в ходе его культурного развития. Как и высшие психические функции, она теряет свой натуральный характер. Безусловно, здесь не может быть полной аналогии с процессом формирования ВПФ, но основной принцип (тип развития культурно-исторический) распространяется и на организм человека в целом. Культурно-историческая концепция развития психики позволяет качественно изменить общее представление о телесном развитии человека (нормальном и аномальном), о закономерностях и механизмах социализации телесных феноменов в норме и патологии. В рамках данного подхода телесность впервые становится не только предметом естественнонаучного анализа, но и включается в широкий контекст гуманитарного знания (психологического, философского, культурологического, этнографического). Можно предположить, что отклонение от культурного пути развития и есть один из центральных источников нарушении телесных функций и возникновения психосоматических расстройств. Таким образом, предметом психологии телесности являются закономерности развития телесности человека на разных этапах онтогенеза, а также ее структура и психологические механизмы функционирования в качестве человеческого, т. е. культурно детерминированного феномена в норме и патологии; условия и факторы, влияющие на формирование нормальных и патологических явлений телесности.

На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, в целом, система смыслов индивидуума, поэтому она представляет собой материальный, видимый аспект души (психе). Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа.

Последние десятилетия XX века обнадежили наступлением нового этапа в исследованиях предмета телесности: сегодня принято считать, что телесность не вполне идентична телу, что она "шире" и "больше" тела и телесно-метафорически выражает психологические проблемы человека. В то же время, несмотря на современный уровень знаний о теле и психологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена.

Исследования психофизиологии движения Н. А. Бернштейна (Бернштейн, 1947), природы произвольных движений А. В. Запорожец (Запорожец,1960), механизмов управления движениями В. П. Зинченко (Зинченко, 1979), инструментального действия Н. Д. Гордеевой (Гордеева, 1995) показали, что моторные схемы движения не могут быть механистично усвоены. Качество овладения сложными двигательными навыками зависит от структурной организации сенсомоторного акта, от характера взаимоотношения между когнитивными компонентами действия, формируемыми в рамках определенных этно-субкультурных моделей, которые, в свою очередь, определяют эффективность деятельности человека как продукта соответствующих социально-культурных отношений в целом.

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности, - и является по своей сути комплексным понятием.

По мнению Е.Т. Соколовой образ Я - интегративное установочное образование, включающее следующие компоненты: когнитивный - как образ своих качеств, способностей, возможностей, социальной значимости, внешности и т. д.; аффективный - как отношение к самому себе (самоуважение, себялюбие, самоунижение и т.д.), в том числе и как к обладателю этих качеств; поведенческий - как реализация на практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах.

В недрах этой активности формируется "схема тела" или Я-образ организма - итог всех процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц и активации организма в целом. На уровне социального индивида активность человека подчинена принадлежности к общности. Она регулируется нормами, правилами, обычаями, уставами и т.д. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей за счет формирования в нем системы самоидентичностей: половой, возрастной, социально-психологической (этнической, модообразование) и т.д. По мнению В.В. Столина, "выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности"[15].

"В процессе жизнедеятельности у организма формируется некоторое стабильное психическое образование - образ самого себя (схема тела), позволяющий ему более адекватно и эффективно действовать" [15].

В образе тела (телесное Я) В. Шонфельд выделяет следующие компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ человека в его представлении: 1) актуальное субъекты - приятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; 2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта и вида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях; 3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; 4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей".

Схему тела можно назвать телесным Я образом личности. Она является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такою понимания схемы тела, мы не можем согласиться с мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В. Столин, "они встроены непосредственно в психическую структуру организма". Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не "аналогами Я на уровне организма", а полноценными "блоками" или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепцин, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десятилетия интенсивно развивается новая отрасль клинической психологии - психология телесности, основы которой были сформулированы благодаря мультидисциплинарному подходу, что позволило выйти за рамки медицинского подхода и включить проблему психосоматических связей в общепсихологический контекст. Новая парадигма в области психосоматики позволяет по-новому решать проблемы коррекции психосоматического развития личности, профилактики соответствующих расстройств .

Концепт "Телесность" отличается от понятия "образа тела", хотя однозначно развести эти термины не представляется возможным, поскольку в ряде случаев представление об "образе тела" очень близко к понятию "телесности".

Тем не менее, образ тела является преимущественно феноменом восприятия и связан, в большей мере, со структурой интрапсихического опыта, соответствующего ряду личностных характеристик, чем с особенностями собственно телесной реальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979. - 429 с.

2. Бескова Д.А., Тхостов А.Ш. Телесность как пространственная структура // Междисциплинарные проблемы психологии телесности./ Ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М. 2004. С. 133-148.

5. Джемс У. Психология/ Под. ред. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

6. Жаров, Л. В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности (взгляд врача и философа) / Л. В. Жаров. - Ростов н/Д., 2001. - С. 2.

7.Круткин, В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении //Общественные науки и современность. M., 1997, № 4.

10. Лоуэн, А. Биоэнергетика [Текст] : Революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума / Пер. В. П. Смолова. - СПб. : Ювента, 1998. - 382 с. - (Библиотека зарубежной психологии).

11. Мосак Г. Адлерианская психотерапия// Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 4, с. 61-69.

12. Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии //Образ в регуляции деятельности (К 90-летию со дня рождения Д.А. Ошанина). - М.: Рос. психол. общество, 1997. - С. 5-23.

13. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности отражения. - М.: МГУ, 1985. - 232с.

14.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

Читайте также: