Первый кадетский корпус доклад

Обновлено: 04.07.2024

Первые кадетские корпуса появились в Пруссии. Утвердил создание школы для военной службы дворянских детей великий курфюрст в 1653 году. Затем последовало распространение такого рода учебных заведений по всей Европе. В 1716 была учреждена кадетская рота, во главе которой встал четырехлетний Фридрих, прозванный впоследствии Великим. Монарх особое внимание уделял военному образованию наследника и, как известно из истории, не зря. До появления кадетских корпусов в России дворянские дети проходили службу в гвардейских полках Преображенском и Семеновском, и лишь затем поступали в ряды армии. Дворяне обучались также в созданных в петровские времена школах математических, навигационных и инженерных наук. Для солдатских детей были созданы гарнизонные учебные заведения.

В Россию идею формирования кадетского корпуса принес могущественный немец Миних. Настаивал на его учреждении и уважаемый императрицей Павел Ягужинский. В конце февраля по новому стилю 1732 года Миних предложил Анне Иоанновне проект новой школы для дворянских сыновей, аргументируя необходимость такого учреждения объективной потребностью времени. Все ученики должны были носить военную форму, а также соблюдать строжайшую дисциплину и прилежно учиться. Директором Корпуса кадет был назначен генерал-майор Григорьев. В основу проекта было положено устройство прусских кадетских учреждений.

Елизавета Петровна издала указ о создании Морского кадетского корпуса с целью вернуть былое могущество петровского флота. Екатерина Великая организовала второй корпус имени Петра Великого, а также первый Московский кадетский корпус. Более пятидесяти различных учреждений для кадетов было открыто за ушедшие 280 лет. В каждом из них разрабатывался свой устав, индивидуальная форма и образовательная программа. Ученики могли после окончания не только получить высокое офицерское звание, но и принимались без испытаний в высшие учебные заведения. Выпускники причислялись к элитарной молодежи и формировали активную интеллигентную прослойку в обществе страны. Множество талантливых писателей обучались в этих заведениях и нежностью вспоминали годы юности в своем творчестве.

В первое время управление кадетскими образовательными учреждениями осуществлялось единолично директором, от которого в большей степени зависела программа обучения, распорядок дня воспитанников, их ежедневные обязанности. Смена руководителя могла повлечь преобразование всего заведения и даже смену учебных дисциплин.

В 1734 году в первом кадетском корпусе, названном Шляхетским, учреждается должность обер-профессора, который отслеживал качество обучения и выявлял способности каждого из учеников с целью дальнейшей их рекомендации к той или иной должности. Структуру учебного заведения составляли две сотенные роты корпуса, к которым приписывались мальчики. В комнатах со скромной обстановкой проживало сразу по семь и в лучшем случае шесть кадетов, один из которых выступал за старшего и отвечал за порядок и дисциплину. С детьми постоянно находился офицер, дворянского происхождения, обученный грамоте и другим наукам. Кроме военных и гражданских наук, кадетам преподавались правила этикета. Преподаватели считали своей обязанностью искоренять пороки среди учеников и занимались их разносторонним развитием. Трижды в год проводились экзамены частного характера и один раз в присутствии императрицы или высоких чиновников. Длительность обучения составляла 5, а иногда 6 лет.

Становление образовательного процесса и определенных правил шла почти десять лет. Первое поколение кадетов имели различный возраст и, зачастую, не умели писать и читать. Многие из учеников не желали учиться. Одни напрямую отказывались посещать занятия, а другие прикидывались больными и симулировали месяцами. В результате императрица в 1737 году подписала распоряжение о том, что не усвоившие программу до 16 лет кадеты, должны направляться на службу в качестве матросов. Угроза быть зачисленными в один разряд с безродными и малообразованными матросами сделала свое дело, и подавляющее большинство учеников стали сдавать экзамены успешно. Интересно, что Александр 1 повелел зачислять в кадетские корпуса не только дворянских детей, но и членов императорской фамилии, в том числе и цесаревичей. Уже в период его царствования рассматриваемые учреждения зарекомендовали себя как элитные. Считалось, что образование полученное кадетом универсальное, разностороннее и очень глубокое.

1752 году Екатерина Великая императорским указом учредила Морской кадетский корпус. Строго говоря, решение о его создании принадлежало Петру 3, однако формирование было отложено в связи с дворцовым переворотом и пришествием к престолу пресвященной немки. Через десять лет Екатерина учреждает Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус на базе петровских дворянских школ. Образованная императрица утвердила и новый кадетский устав в 1766 году. В проекте нового документа вводились следующие изменения:
• прием в кадетский корпус допускался для детей не старше шести лет;
• кадет обязан был в течение 15 лет постоянно пребывать в стенах заведения, лишь изредка допускались краткосрочные свидания с родственниками;
• в систему управления кроме единоначалия в лице директора, вводились также коллегиальные элементы в виде совета;
• кадеты делились на три возрастные группы, каждая из которых проживала и обучалась раздельно.

Изменения оказали благотворное воздействие на качество образования, что и было подтверждено особым доверием к его уровню со стороны императорского двора. По достижению кадетами 14-ти лет их распределяли по двум направлениям: военное или гражданское. Выпускники, блестяще сдавшие экзамен, производились в звание поручика, остальные становились корнетами и прапорщиками. В случае если успеваемость кадета была на низком уровне, ему присваивалось звание унтер-офицера. В период просвещенного абсолютизма в России выявилось множество талантливых историков, исследователей и писателей, занимавших должность директоров кадетских корпусов. Среди них были такие славные имена как Мусин-Пушкин.

В 1792 году Шкловское благородное училище, основанное на средства дворянина Зорича для небогатых дворянских семей, было преобразовано в кадетский корпус. В 1806 году открывается корпус кадетов в Смоленске, который в 1824 был переведен в Москву и переименован в Московский.


Внес свою лепту в развитие рассматриваемых учебных заведений и Павел I. Еще в 1798 году по его распоряжению создается Военно-сиротский дом, в котором предполагается обучать дворянских детей из обедневших семей и солдатских сыновей. Воспитанников из разных слоев общества требовалось обучать раздельно. В 1829 император Александр распорядился преобразовать заведение в Павловский корпус кадетов, а в 1863 он прекратил свое существование. Переименования и преобразования продолжались. Павел привнес в атмосферу кадетов муштру и прусский взгляд на военную дисциплину, однако сразу после переворота политика в отношении кадетских корпусов переменилась. Александр оказался продолжателем идей своей великой бабки, и в его царствование число заведений для подготовки офицерского состава увеличилось с четырех до семнадцати. Среди выпускников кадетских корпусов были Румянцев-Задунайский, Меллисино, Милорадович, Сумароков, Каменский и еще целый ряд известных и славных личностей.

Элитарный характер носил Пажеский кадетский корпус, прибредший этот статус в 1804 года. Основание пансионата датируется 1742 годом. Экзамены у выпускников принимал сам император, а правом на зачисление пользовались дети и внуки полных генералов или кавалеров артиллерии. Был среди лучших кадетов Пажского корпуса декабрист Пестель.

Внес свою лепту в развитие военного образования и Александр III. Его политика отличалась ужесточением в отношении условий жизни кадетов и была направлена на подготовку будущих офицеров к суровой армейской действительности. Уделялось внимание чистоплотности и дисциплине. Были вновь предприняты структурные преобразования системы, а назначение на должность преподавателей в корпусы стало строго отслеживаться. В качестве педагога кадетов мог работать только офицер, а все учебные военные заведение стали называться корпусами. Все кадетские корпуса считались средними учебными заведениями, и программа предусматривала лишь общеобразовательный уровень.

К переломному 1917 году Российская империя насчитывала сорок кадетских учреждений. Однако большевики в них увидели угрозу советской власти и в течение с 1917 по 1918 корпуса были ликвидированы. Лишь в военное время в 1943 году появились Нахимовские и Суворовские училища для подготовки нового офицерского состава с надежной идеологической установкой. Первый выпуск пришелся на середину 1950-го., а так как первых учеников брали по принципу сиротства, то необходимой стала разработка порядка приема в училища. С 1950 года в заведения начали зачисляться не только осиротевшие в годы войны мальчики, но и дети с 11 лет из полных семей. Для поступления ребенок должен был иметь четыре начальных класса образования и быть здоровым.

С 1960 года прошло новое реформирование, в результате которого возраст поступающих увеличился до 15-16 лет, а срок обучения сократился до 2 лет. Советская система военного образования дала блестящие результаты. Из числа выпускников за короткий промежуток времени 65 человек стали Героями СССР, России или Социалистического труда, больше 1000 получили звание генерала, выделилось огромное количество талантливых научных и инженерных работников, военных командиров и других заслуженных граждан страны.

Современная система кадетского образования разрозненна. Множество учебных заведений действует на основе самых различных документов, принадлежат к разным ведомствам. Кроме вновь появившихся, успешно действуют нахимовские и суворовские училища. Целью современного кадетского образования является формирование полноценной гармонично развитой личности, умеющей мыслить. Программа нацелена на выработку у кадета стремления служить своему Отечеству, а также развития в нем высоких моральных устоев и патриотических взглядов. На сегодняшний день в России насчитывается более 200 учреждений образования, именующих себя кадетскими.

Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу, малолетние знатных фамилий до производства их в 1- офицерский чин. Затем это название перешло в Пруссию, где оно было присвоено воспитанникам специальных военных учебных заведений.

Кадетские корпуса - военные учебно-воспитательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров.

Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.

В 1716 году король Фридрих I сформировал в Берлине роту кадет. Так возникли кадетские корпуса, сохранившиеся к 1913 году только в Германии, Японии, Черногории и России.

Кадетский Корпус был основан в 1732 году в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.

При Екатерине II был основан артиллерийский и инженерный кадетский корпус.

К концу царствования Александра I в России было 3 кадетских корпуса (1-й Спб, Морской артиллерийский и инженерный).

Корпус составлял в строю батальон. Три старших класса - роту. Продолжительность обучения - семь лет (7 классов).

Особое внимание обращалось на то, чтобы кадет получал доброкачественную пищу, исправную и удобную одежду, больше был на свежем воздухе и всегда содержался в строгой опрятности.

Поощрялось создание музеев, посещение мест сражений, чествование героев.

Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли).

В кадетских корпусах преподавались:

2. Русский язык с церковно-славянской и русской словесностью

3. Французский и немецкий языки (в некоторых - английский)

4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, приложение алгебры к геометрическим проекциям, тригонометрия и начала анализа)

5. Начальные сведения о естественной истории

7. Космография (астрономия)

13. Рисование и черчение

15. Внеклассные занятия: Строевая подготовка (экзерциции) и физические упражнения: гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание, танцы, пение, музыка и ручной труд.

С 1911-1912 годов в кадетских корпусах введена стрельба, начиная с 4 класса.

Юноши, успешно закончившие Корпус, получали право на поступление в военные училища или, в случае неспособности к воинской службе, на партикулярный чин 14 класса.

Согласно положению о Кадетских Корпусах (1886 г.) по штату в корпусе полагались:

– Директор (генерал-майор или полковник)

– Инспектор классов (коллежский советник или полковник)

– Его помощник (коллежский советник или полковник)

– 4 командира рот (полковники)

– Смотритель здания (подполковник)

– Заведующий обмундированием (капитан)

– Старший врач (коллежский советник)

– Младший врач (коллежский асессор)

– Эконом (коллежский асессор)

– Секретарь (коллежский асессор)

– Бухгалтер (коллежский асессор)

– 2 барабанщика (один унтер-офицер, один рядовой)

– 2 горниста (рядовые)

– 3 старших писаря (нестроевые старшего разряда)

– 4 младших писаря (нестроевые)

На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.

К 1917 году действовало 29 кадетских корпусов (кроме Морского и Пажеского). Общее число кадет к 1917 году превышало 10 тысяч. После февральской революции кадетские корпуса были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты.

1. Кадет есть будущий слуга Отечества и защитник его от врагов внешних и внутренних.

2. Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.

3. Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе.

4. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.

5. В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.

6. По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся, и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника.

7. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.

8. Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения.

9. Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид.

10. Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках.

11. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.

12. Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками, или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.

13. Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.

14. Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении следующие правила:

– встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться; затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру;

– ходить в баню не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю;

– ноги содержать в чистоте и чаще менять носки. Ногти на руках и ногах иметь остриженными;

– волосы на голове иметь коротко остриженными; ежедневно расчесывать их расческой;

– белье не занашивать; сырого белья или носков не надевать. Не сушить белье в жилом (спальном) помещении и не развешивать его, где попало;

– одежду носить бережно. Чинить ее своевременно. Крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты. Обувь всегда должна быть исправна и почищена;

– подушки и постель кадет обязан сам заправлять и содержать опрятно. Под матрацем и подушкой не держать никаких вещей. Под кроватью не иметь сора.

– Морской кадетский корпус

Школа математических и навигацких искусств учения (14 января 1701 года)

Морской шляхетский кадетский корпус (с 15 декабря 1752 года)

Морской кадетский (с 1762 года)

Морское училище (1867 год)

Морской кадетский корпус (1891 год)

– 1-й кадетский корпус

Корпус кадет (1732 год)

Сухопутный кадетский корпус (1743 год)

Императорский сухопутный кадетский корпус (1766 год)

1-й кадетский корпус (с 1880 года)

– 2-й кадетский Императора Петра Великого корпус

Артиллерийский и Инженерный Шляхетский корпус (1762 год)

2-й кадетский корпус (с 1800 года)

2-й кадетский Императора Петра Великого корпус (с 1912 года)

– Гродненский кадетский корпус

Шкловское благородное училище (1788 год)

Гродненский кадетский корпус (1795 год)

– Калишский кадетский корпус

Калишский кадетский корпус, учрежден в 1793 году. Упразднен в 1831 году

– Павловский кадетский корпус

Императорский воспитательно-сиротский дом (1798 год)

Павловский кадетский корпус (1829 год). Упразднен в 1863 году

–Пажеский его императорского величества корпус

Пажеский его императорского величества корпус (1802 год)

– Финляндский кадетский корпус

Финляндский кадетский корпус, учрежден в 1812 году. Упразднен в 1903 году.

– Александровский кадетский корпус для малолетних

Александровский кадетский корпус для малолетних (1829 год). Упразднен в 1862 году.

– Тамбовский кадетский корпус

Тамбовское дворянское училище (1802)

Тамбовский кадетский корпус (с 1830 года)

Неранжированная рота Воронежского кадетского корпуса (1841 год). Упразднен в 1865 году.

– Нижегородский гр. Аракчеева кадетский корпус

Новгородский гр. Аракчеева кадетский корпус (1834 год)

Нижегородский гр. Аракчеева кадетский корпус (с 1882 года).

– Орловский Бахтина кадетский корпус

Орловский Бахтина кадетский корпус (1835 г.)

– Полоцкий кадетский корпус

Полоцкий кадетский корпус (1835 г.)

– Петровско-Полтавский кадетский корпус

Петровско-Полтавский кадетский корпус (1836 г.)

– Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус

Михайло-Воронежский кадетский корпус (1836 г.)

Воронежский Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус (с 1905 г.)

– 2-й Московский Императора Николая I корпус

2-й Московский кадетский корпус (1837 г.)

2-й Московский Императора Николая I корпус (с 1986 г.)

– Тульский Александровский кадетский корпус

Тульский Александровский кадетский корпус (1837 г.). Преобразован из Тульского Александровского военного училища, упразднен в 1865 г

– Александровский-Брестский кадетский корпус

Александровский-Брестский кадетский корпус (1841г., упразднен в 1863)

– Оренбургский-Неплюевский кадетский корпус

Оренбургский-Неплюевский кадетский корпус преобразован в 1844 году из Оренбургского-Неплюевского военного училища, учрежденного в 1824 г

– Омский кадетский корпус

Сибирский кадетский корпус (1845 г.). Преобразован из Омского Войскового училища, открытого в 1813 году. Омский кадетский корпус (с 1907 года)

– Александровский Сиротский кадетский корпус

Александровский Сиротский кадетский корпус (1850 г.). Упразднен в 1863 году

– Владимирский-Киевский кадетский корпус

Неранжированный Владимирский-Киевский кадетский корпус (1851 г.). Владимирский-Киевский кадетский корпус (1857 г.)

– Николаевский кадетский корпус

Николаевский кадетский корпус (1882 г.). Ведет начало от школ гвардейских подпрапорщиков (1823 г.)

– Симбирский кадетский корпус

Симбирский кадетский корпус. Переименован в 1882 г. из 3-й Петербургской военной гимназии, учрежденной в 1873 году.

– Императора Александра II кадетский корпус

Александровский кадетский корпус. Переименован в 1882 году из Тифлисской военной гимназии, учрежденной в 1875 г. -
Императора Александра II кадетский корпус (с 1903 г.)

– Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус

Тифлисский кадетский корпус. Переименован в 1882 году из Тифлисской военной гимназии, учрежденной в 1875 г.

Тифлисский Великого Князя Михаила Николаевича кадетский корпус (с 1909 г.)

– 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус

4-й Московский кадетский корпус. Переименован в 1882 году из 4-й Московской военной гимназии, учрежденной в 1876 г., переименован в 3-й Московский кадетский корпус (1892 г.)

3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус (с 1908 г.)

– Псковский кадетский корпус

Псковский кадетский корпус. Переименован в 1882 году из Псковской военной гимназии, учрежденной в 1876 г

– 3-й Московский кадетский корпус

3-й Московский кадетский корпус. Переименован в 1882 году из 3-й Московской военной гимназии, учрежденной в 1874 г. Упразднен в 1893 году

– Донской Императора Александра III кадетский корпус

Донской кадетский корпус (1883 г.). Донской Императора Александра III кадетский корпус с 1898 года.

– 2-й Оренбургский кадетский корпус

2-й Оренбургский кадетский корпус (1887 г.)

– Ярославский кадетский корпус

Ярославский кадетский корпус (1896 г.)

– Суворовский кадетский корпус

Суворовский кадетский корпус (1899 г.)

– Одесский кадетский корпус

Одесский кадетский корпус (1899 г.)

– Сумский кадетский корпус

Сумский кадетский корпус (1900 г.)

– Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус

История Российского кадетства

Современная Россия гордится воспитанниками кадетских училищ. Именно они становятся верными сынами своей Родины, готовыми в любой момент встать на ее защиту. В кадетских училищах воспитываются истинные будущие офицеры армии и флота, начавшие подготовку к военной службе еще со школьной скамьи.

История Российского кадетства

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.


В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

Пётр I Алексе́евич, прозванный Вели́кий (30 мая [9 июня] 1672 год — 28 января [8 февраля] 1725 год) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Представитель династии Романовых. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.


За годы своего правления он открыл Школу математических и навигацких наук, а также Инженерную и Артиллерийскую школы.


С приходом к власти Анны Иоанновны, племянницы Петра I, начинается история непосредственно кадетских корпусов, как формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству.


В 1731 г. императрицей был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 г. был уже торжественно открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. С этой даты официально начинается история кадетского образования, 280-летие которого как раз приходится на этот учебный год.

Интересно, что именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы, не как специфические военные школы, а как учебные заведения для подготовки высококультурных граждан, пригодных к служению на всех поприщах государственной и общественной жизни.


Всего в России до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы существовало в общей сложности около пятидесяти кадетских или схожих по сути военно-учебных заведений.

Не потеряло слово кадет своего значения и в советское время.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров были созданы специальные военно-учебные заведения для устройства и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан, детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации.


Дети наряду со средним образованием получали и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил.

Такие училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия суворовские в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов.


Таким образом, кадетское образование, возникшее в первой половине 18 века, предшествовало становлению суворовских училищ и стало основой для воссоздаваемых кадетских корпусов в постсоветской России.


Сегодня на территории России насчитывается более сотни Суворовских и Нахимовских училищ, кадетских корпусов и школ, а также других учебных заведений, которые создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России.

Следует отметить, что в настоящее время появилось и несколько кадетских училищ и для девочек. Во всех этих заведениях свято относятся к традициям, заложенным почти три столетия назад.

Кадетское образование для девочек


Как и встарь, в подготовке воспитанников здесь безусловным приоритетом является воспитание всесторонне развитой личности и создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.

Время не стоит на месте и сегодня в методику образования кадетских корпусов внедряются новейшие научные достижения педагогического и военного образования, передовые разработки научной мысли.

Российский кадетский корпус: история славных традиций

28 февраля (по н. ст.) 1732 года, 287 лет назад, открыл свои двери первый в истории России кадетский корпус.

Еще его называли Сухопутным шляхетским или шляхетным (дворянским) кадетским корпусом. С этого времени начинается долгая и славная история отечественных кадет. Несмотря на многочисленные реформы, переименования, подчас и закрытие некоторых корпусов, кадетское образование и в истории, и в наши дни устойчиво ассоциируется с высоким качеством знаний, физического развития и отличным воспитанием. С XVIII века кадетские корпуса продолжают оставаться кузницей кадров для отечественного офицерства, многие из наших прославленных полководцев и флотоводцев начинали свой путь именно в стенах кадетских корпусов. Неизменным остается и тот факт, что выпускник корпуса, решивший не связывать свою жизнь с военной службой, благодаря высокому качеству образования быстро находит себя в гражданской жизни и даже делает успешную карьеру, в том числе на государственном уровне. Кадетские корпуса остаются гордостью российского образования.

Создание кадетского корпуса в России

Первые кадетские корпуса появились в 1653 году в Пруссии. Во многом они напоминали петровские Потешные полки и служили в основном для развлечения и привития интереса к военному делу у прусских наследников престола и аристократии. В Российской империи обратили внимание на этот опыт, к тому же после смерти Петра Великого дефицит надежных и квалифицированных офицерских кадров стал остро ощущаться. Так в 1732 году по инициативе графа П. И. Ягужинского и фельдмаршала графа Б. Миниха, бывших преданными сподвижниками Петра I, и по указу императрицы Анны Иоанновны открылся первый кадетский корпус. Корпусу передали Меншиковский дворец на Васильевском острове, и первые 56 кадет приступили к занятиям.

В число дисциплин, изучаемых кадетами, входили не только военные науки, но и иностранные языки, включая латынь, ораторское искусство, философия. До начала XIX века корпус пережил несколько реформ, и несколько раз менял название. Он назвался Рыцарской академией, Сухопутным кадетским корпусом, пока наконец не стал Императорским сухопутным шляхетным кадетским корпусом. За это время, корпус обрел свой первый устав, составленный секретарем Екатерины II, известным педагогом И. И. Бецким. Тогда же появилось деление на специализации в образовании, а по принятой внутренней структуре стали делить кадетов по возрасту (прием велся с 5-6 лет). Будущие инженеры, моряки и артиллеристы воспитывались отдельно. Однако такие изменения не пошли корпусу на пользу, военным наукам уделялось всё меньше внимания, и квалификация выпускников как офицеров год от года падала. Всё изменил приход на пост главы корпуса в 1794 году М. И. Кутузова, тогда еще генерал-поручика. С его приходом корпус получил новый мощный виток развития, Кутузов очень заботился о высоком качестве образования и дисциплины, при этом использовал свои связи при дворе, чтобы снабжать корпус всем самым лучшим. С этого момента в корпус вернулась сугубо военная структура, воспитанники составили пять рот, а преподаватели стали исключительно военными, изучалась тактика и военная история, проводились реальные полевые маневры. Начиная с царствования императора Павла I, появилась традиция посещения корпуса монархом, который проводил смотр кадет лично и принимал их торжественный парад.

Расцвет кадетского образования

В годы правления следующего императора – Александра I, кадетские корпуса впервые появляются за пределами Санкт-Петербурга. Отныне дворянским детям не обязательно было ехать в столицу, они могли получить качественное военное образование ближе к месту своего проживания. Корпуса появились в Шклове (затем этот корпус был переведён в Москву), Омске, Оренбурге, Гельсингфорсе (сейчас Хельсинки, Финляндия), Нижнем Новгороде.

XX век и современная Россия

После Октябрьской революции 1917 года советское правительство распустило кадетские корпуса, казалось, что кадетскому образованию пришел конец. Следует отметить, что в то время 7 кадетских корпусов действовали в эмиграции в разных странах, куда волею судеб отправились бывшие офицеры Белых армий со своими семьями и детьми. Учебные заведения располагались в Югославии, Франции и Китае, а также в Бизерте, где стоял ушедший из Крыма Белый флот. Дольше всех (до 1964 года) проработал кадетский корпус во французском городе Версале.

После распада СССР в 1991 году в России были восстановлены кадетские корпуса и классы. Они гармонично сосуществуют с Суворовскими училищами. По-прежнему эти военно-учебные заведения являются синонимами высококлассного и всестороннего образования, а их воспитанники традиционно показывают хорошие результаты в учебе и занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Сейчас в Российской Федерации действует 20 Суворовских и 1 Нахимовское училище, 10 президентских и 9 кадетских корпусов Министерства обороны РФ. Помимо них существует еще 57 различных кадетских и казачьих корпусов, под шефством различных министерств и ведомств. Продолжают открываться и новые кадетские корпуса.

Так, по инициативе министра культуры РФ и председателя Российского военно-исторического общества В. Р. Мединского в 2015 году был создан Первый музыкальный кадетский корпус на базе Московского государственного института культуры. В 2016 году открылся второй – в Северо-Кавказском государственном институте искусств города Нальчика. Музыкальный кадетский корпус, открытый в 2017 году в Краснодаре, стал третьим в стране. К 23 февраля 2019 кадеты-музыканты Первого Московского музыкального кадетского корпуса подготовили поздравление с Днем защитника Отечества.

Сегодня можно с большой уверенностью сказать, что традиции кадетского образования в России не забыты, они динамично развиваются и устремлены в будущее. А выпускники российских военно-учебных заведений достойно носят звания российских кадет и суворовцев, как и их предшественники, составляя будущую военную элиту нашей страны.

Читайте также: