Объекты судебных речеведческих экспертиз доклад

Обновлено: 05.07.2024

Судебные речеведческие экспертизы основаны на сфере знаний о процессе речепроизводства, восприятии и активной интерпретации устных и письменных текстов реципиентом с учетом разнообразных экстралингвистических источников информации (речевой ситуации, контекста, невербальных средств и т.д.). Они производятся в целях исследования структуры речи в целом путем изучения речевой деятельности и ее результатов и позволяют выявлять состояние индивида, причины, побудившие к общению, намерение, а также все приемы и способы, которыми он пользуется в акте коммуникации.

Объектами судебных речеведческих экспертиз являются устные и письменные произведения речи.

Судебная автороведческая экспертиза

Судебная автороведческая экспертиза производится с целью установления автора данного текста на основании анализа отобразившихся в нем особенностей письменной речи. Необходимость в установлении авторства возникает нередко в случаях, когда анонимный документ написан под диктовку или переписан другим лицом, напечатан на пишущей машинке, принтере или другим способом. Путем автороведческого исследования возможно также дать автору текста определенную характеристику на основании ряда выявленных признаков, как-то: пола, возраста, образовательного и культурного уровня, профессии, а также судить о факторах, действовавших на него в период создания текста.

К вопросам диагностического характера, выносимым на разрешение этого рода экспертизы, относятся следующие.

1. Каков пол и примерный возраст автора текста?

2. Каковы социальные характеристики лица (уровень и направленность образования, интеллект, профессия, уровень культуры и т.п.) автора текста?

3. Составлен ли этот текст с намеренным искажением письменной речи или лицом в необычном психофизиологическом состоянии?

Идентификационными являются следующие вопросы.

1. Является ли автором текста данное лицо?

2. Является ли автором текста нескольких документов (или нескольких фрагментов одного документа) одно и то же лицо?

Объектами автороведческой экспертизы являются тексты документов, исполненные в бытовом, деловом, публицистическом, научном (частично) стилях письменной речи. Ими могут быть рукописные и машинописные документы, документы, изготовленные полиграфическим способом, с помощью средств оргтехники, их копии. Решение вопроса об авторстве текста возможно, если исследуемый текст содержит не менее 500 слов.

Бытовой стиль письменной речи отражается в частной переписке, записках бытового содержания; публицистический - в статьях, докладах; деловой - в докладных, заявлениях, жалобах, объяснительных записках, рапортах; научный - в научных статьях, докладах, диссертациях, отзывах, рецензиях и проч.

Свободные образцы письменной речи должны соответствовать исследуемому тексту по языку (в силу лексических, фразеологических, стилистических, синтаксических особенностей языков тексты, выполненные на разных языках, непригодны для сравнительного исследования); времени исполнения (устойчивость признаков письменной речи относительна, особенно в молодом и старческом возрасте); функциональному стилю речи (бытовой, деловой и проч.). Автор текста обычно учитывает, кому адресован документ, что также влияет на его содержание. Одна и та же ситуация по-разному описывается, например, в заявлении и частном письме. В первом случае окончательному варианту может предшествовать составление черновиков. Если известно, что автор при исполнении документа находился в определенном состоянии, то тексты, которые выбираются в качестве свободных образцов, должны быть исполнены в аналогичном состоянии (алкогольного или наркотического опьянения, переутомления, депрессии, возбуждения). Свободные образцы отбираются в количестве не менее 15 листов по месту работы, учебы или жительства лица, у родственников, в различных организациях.

Экспериментальные образцы - это тексты, отбираемые в порядке получения образцов для сравнительного исследования, в порядке, регламентированном процессуальным законодательством. Получение экспериментальных образцов может осуществляться с участием специалиста или эксперта. Экспериментальные образцы представляют собой самостоятельные сочинения. Вначале сочинение пишется на вольную тему, лицо, отбирающее образцы, указывает лишь форму документа (жалоба, письмо, объяснительная записка и т.п.) и язык изложения. Затем сочинение пишется на тему, предложенную с учетом исследуемого документа. Наряду с этими образцами, должны быть получены тексты, выполненные в других стилях. Общее количество экспериментальных образцов - не менее 25 листов.

Условно-свободными образцами могут быть жалобы, заявления, объяснительные записки и проч., выполненные после начала производства по делу, но не в связи с назначением судебной экспертизы. Однако одних условно-свободных образцов недостаточно для решения экспертных задач.

Автороведческие экспертизы не являются столь распространенными, как другие роды экспертиз, связанных с исследованием документов, и выполняются, главным образом, в РФЦСЭ при Минюсте России и в ЭКЦ МВД России, а также в некоторых негосударственных экспертных учреждениях и частными экспертами.

Судебные автороведческие экспертизы могут производиться комплексно с экспертизами других родов. Например, если исследуемый документ мог быть выполнен психически больным лицом, назначается комплексная судебная автороведческая и психиатрическая экспертиза; если текст исполнен от руки неизвестным лицом, пол, возраст и другие особенности этого лица определяются в ходе комплексной судебной автороведческой и почерковедческой экспертизы.

Письменные тексты (произведения литературы, науки и искусства, официально-деловая документация, переписка и т.д.), интернет-коммуникация, устные высказывания, зафиксированные на материальном носителе - это важнейшии источники доказательств в уголовном и гражданском судопроизводстве. Они выступают в качестве объектов судебных речеведческих экспертиз.


Судебные речеведческие экспертизы основаны на сфере знаний о процессе речепроизводства, восприятия, понимания и интерпретации словесной информации, зафиксированной на любом материальном носителе. К судебным речеведческим экспертизам относится, в частности, судебная лингвистическая и судебная автороведческая экспертиза. Примыкает по характеру специальных знаний к классу речеведческих экспертиз и судебная фоноскопическая экспертиза звучащей речи.

Интегрирование специальных знаний автороведческой, лингвистической и частично фоноскопической экспертизы звучащей речи было обусловлено потребностями практики в формировании единого научно-методического подхода к экспертной деятельности, экспертным специализациям и подготовке экспертов. Названные экспертизы объединяет общность изучаемых объектов - продуктов речевой деятельности человека, сходный комплекс специальных речеведческих знаний, необходимых для производства экспертизы, единство методологии в решении идентификационных и диагностических задач.

Специальные знания в области речеведения составляют научную основу судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности человека в судопроизводстве.

Задача судебного речеведения - исследование речевого поведения индивида и продуктов его речевой деятельности с формальной и содержательной стороны с целью установления фактов, имеющих значение судебного доказательства.

Объекты судебного речеведения - речевые произведения (продукты речевой деятельности), зафиксированные на материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), вовлекаемые в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, иных материалов дела.

Продукты речевой деятельности могут стать объектами разных судебных экспертиз, отличающихся по предмету, целям и задачам, но составляющих один класс судебных речеведческих экспертиз, объединяемый по общности объекта и характеру специальных знаний.

Почему речеведческие экспертизы востребованы?

Потребность судопроизводства в речеведческих экспертизах можно объяснить развитием законодательства и изменением правоприменительной практики.

Во многих сферах деятельности приоритетными становятся знания, позволяющие устанавливать эмпирические факты и логические взаимосвязи исследуемых обстоятельств на основе современной методологии научного познания речи как сложного объекта, требующего синтеза различных отраслей науки и техники.

Что включают специальные знания эксперта-автороведа, эксперта-лингвиста и фоноскописта? Естественнонаучные знания о речевом произведении как продукте речемыслительной деятельности человека, о закономерностях формирования и отражения в речи свойств личности, их устойчивости и индивидуальности.

Процессы интеграции и взаимопроникновения речеведческих знаний сегодня затрагивают и другие роды (виды) судебных экспертиз, где речь, зафиксированная на материальном носителе, выступает в качестве исследуемого объекта. Известно, что фоноскопическая экспертиза проводится в целях установления личности говорящего по голосу и речи, установления аутентичности фонограмм, выявления признаков стирания, копирования, монтажа и иных изменений, привнесенных в фонограмму в процессе или после окончания звукозаписи, а также определения условий, обстоятельств, средств и материалов звукозаписи.

В рамках исследования перед экспертами-фоноскопистами ставятся идентификационные и диагностические задачи, требующие комплексного анализа фонограмм звучащей речи.

Исследование голоса и звучащей речи (идентификация лиц по фонограммам устной речи) выделено в качестве самостоятельной экспертной специальности в рамках подготовки судебных экспертов в фоноскопической экспертизе.

Речеведческие знания позволяют оптимизировать экспертные методы и средства фоноскопической экспертизы, обеспечивая их использование в целях решения приоритетных задач, которые практика ставит перед криминалистами.

Вот почему создание новых направлений получения криминалистически значимой информации для достоверного установления личности по речи, передаваемой по каналам связи, установления аутентичности фонограмм (в том числе и цифровых), выявления маскируемых и имплицитных содержательных элементов в речи выступает в качестве приоритетной задачи комплексной фоноскопической и лингвистической экспертизы.

Елена Галяшина
В статье рассматриваются научные основания для формирования компетенций экспертов, проводящих судебные экспертизы продуктов речевой деятельности (судебных лингвистических, автороведческих, фоноскопических и др.), получившие в теории и практике обобщающее название - речеведческие экспертизы.

Нет ничего более практичного, чем хорошая теория.
Курт Левин (Levin, 1951)

Интеграция речеведения и юридической науки, воплощенная в судебно-экспертной практике, смещение фокуса подготовки экспертов в сторону междисциплинарности, формирование научной базы криминалистики и судебной экспертологии позволили внедрить в учебный процесс новую специализацию "Речеведческие экспертизы", базирующуюся на концепции междисциплинарной отрасли научного знания, именуемой судебным речеведением. [1]

Галяшина Елена Игоревна

Автор: Галяшина Елена Игоревна, заместитель заведующего кафедрой, профессор кафедры судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук (РАЕН).

Современные тенденции развития теории и практики судебной экспертизы можно без преувеличения охарактеризовать как означенное феноменом интенсивной экспансии судебного речеведения во многие роды и виды экспертиз, а также программы обучения экспертов, стандарты высшего профессионального образования по направлению "Судебная экспертиза".

На наших глазах рождаются и активно формируются такие его неотъемлемые составляющие, как частные теории судебной лингвистической, судебной автороведческой экспертизы, методология распознавания слуховых образов, правовая лингвистика и др. Пожалуй, ни одно из направлений судебно-экспертной деятельности, аккумулируя знания как смежных, так и довольно далеких научных областей, не переживало такого ураганного роста, не развивалось такими темпами. В чем же сущность и причины такого явления?

Ответ на этот вопрос можно найти, если проследить становление и развитие речеведческих экспертиз как класса и отдельных самостоятельных родов, в него входящих (судебной лингвистической, автороведческой, фоноскопической экспертиз).

Речеведение, охватывая все сферы деятельности человека, связанные с его коммуникативной, творческой, профессионально-деловой, социальной активностью, становится питательной средой для интегративного использования знаний о речевой деятельности и ее следах. Следы речевой деятельности человека, будучи зафиксированными на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), активно вовлекаются в сферу судопроизводства, где они фигурируют как документы, вещественные доказательства, иные материалы дела, содержащие вербальные доказательства.

Судебное речеведение как научная база судебно-экспертной деятельности сформировалось благодаря синтезу междисциплинарных научных знаний, смежных с прикладным речеведением, лингвистикой, психологией, речевой акустикой, компьютерными и информационными технологиями. При этом нельзя говорить о простом суммировании знаний, поскольку только сплав различных междисциплинарных знаний на твердом фундаменте криминалистики и судебной экспертологии у субъекта экспертной деятельности позволяет достичь качественно новых результатов всестороннего познания свойств изучаемого речевого объекта.

В научной парадигме судебное речеведение - это синтетическая область знаний о речевой деятельности человека как единой основы судебно-экспертного исследования устных и письменных произведений речи (почерковедческой, автороведческой, лингвистической, экспертизы устной речи). [2]

Специальные знания в области судебного речеведения составляют научную основу судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности человека в судопроизводстве, где речевед может выступать в двух процессуальных качествах: эксперта и специалиста. В отличие от судебно-экспертного исследования текстов, ставших предметом судебного разбирательства, специальные знания в судебном речеведении могут использоваться и в непроцессуальных формах - в виде консультационно-справочной деятельности, несудебных экспертиз и т.п.

Профессиональные компетенции речеведа охватывают широкий спектр знаний, навыков и умений. Он должен обладать способностью в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей); при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве; оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела.

Задачи судебного речеведения - исследование речевого поведения индивида и продуктов его речевой деятельности с формальной и содержательной сторон с целью установления фактов, имеющих значение судебного доказательства.

Объекты судебного речеведения - следы речевой деятельности человека, в качестве которых выступают речевые произведения, зафиксированные на материальном носителе, вовлекаемые в сферу судопроизводства и служащие источником доказательств по делу.

Продукты речевой деятельности могут быть объектами разных судебных экспертиз, отличающихся по предмету, целям и задачам, но составляющих один класс судебных речеведческих экспертиз, объединяемый по признаку использования специальных речеведческих знаний.

К классу судебных речеведческих экспертиз относятся: судебная почерковедческая, судебная автороведческая экспертиза и судебная лингвистическая экспертиза, экспертиза звучащей речи, записанной на фонограмме. Комплексное исследование устной (звучащей) речи, несмотря на имеющиеся ведомственные различия в наименовании рода и видов данной экспертизы, тем не менее выделено в качестве самостоятельной экспертной специальности в рамках подготовки судебных экспертов-фоноскопистов (фонографистов) и в криминалистической экспертизе видео-, звукозаписей. [3]

Важно подчеркнуть, что обучение дипломированных специалистов по судебной экспертизе в рамках высшего профессионального образования осуществляется уже в течение 10 лет (с 2005 г. по настоящее время) в Институте судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Сегодня - в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по специализации "Речеведческие экспертизы". [4] Специализация "Речеведческие экспертизы" в рамках специальности "Судебная экспертиза" была выбрана не случайно, а после проведения серьезных научных изысканий, позволивших осуществлять комплексную подготовку с опорой на концепцию основ судебного речеведения.

Выделение судебных речеведческих экспертиз в отдельный класс при определении специализации в процессе обучения экспертов изначально было продиктовано необходимостью подготовки в рамках высшего профессионального экспертного образования экспертов, обладающих двойной компетенцией по смежным родам судебных экспертиз.

В класс речеведческих экспертиз объединены роды судебных экспертиз, для которых речевая деятельность выступает в качестве общего объекта, но для которых разработаны частные экспертные теории, методики экспертного исследования речевых объектов, экспертные технологии, определяющие общие, профессиональные и специальные профессиональные компетенции эксперта. В соответствии с этими требованиями определен перечень изучаемых дисциплин, необходимых для формирования компетенций, и разработаны специальные оценочные средства, позволяющие контролировать уровень их освоения. [5]

Речеведческие экспертизы объединяет общность исследуемых объектов - продуктов речевой деятельности человека, сходный комплекс специальных речеведческих знаний, необходимых для производства экспертизы, единство методологии в решении идентификационных и диагностических задач, общая методологическая основа.

Для методологии речеведческих экспертиз особую значимость приобретает осознание того, что речевое общение обеспечивается не только взаимодействием разных языковых средств, но и взаимодействием разных механизмов: языка, мышления, разных систем памяти и знаний, механизмом фокусирования внимания и т.д. Современные исследования в области устного дискурса, психолингвистики, когнитивной лингвистики и теории речевой деятельности показывают, что многие представления и понятия, сложившиеся в рамках функционально-семиотического и структурного подходов к языку, требуют переосмысления. Накопленные в судебном речеведении знания позволяют с позиций криминалистики и судебной экспертологии в интеграции с теорией распознавания образов расширить существующие теории экспертной идентификации и диагностики личности по устной и письменной речи.

Так, в ходе экспертизы могут быть установлены личностные характеристики автора письменного текста или звучащей речи, его тождество, установлена аутентичность звучащей речи на фонограмме, выявлены лингвистические признаки монтажа, инсценировки, определено лингвистическое содержание речевого сигнала, установлено количество дикторов, выявлено влияние на речь диктора факторов ситуации речевой коммуникации и т.д. В современных условиях эти прикладные задачи также требуют теоретического переосмысления. Подходы к их решению могут быть развиты и уточнены с позиций теории распознавания слуховых образов и практики применения соответствующих автоматических или полуавтоматических систем и инженерных решений.

Типовые профессиональные компетенции, которыми должны обладать выпускники по специализации "Речеведческие экспертизы", определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 "Судебная экспертиза" (квалификация (степень) "специалист"). [6]

В целях совершенствования и оптимизации, унификации научно-методических подходов к экспертным специализациям и экспертной практике, с учетом требований времени по модернизации законодательства, представляется целесообразным переосмыслить "зоны ответственности" экспертных специализаций, методов и методик, разработанных и используемых в практике различных речеведческих экспертиз, с опорой на разработанные в судебном речеведении научно-методические подходы.

Подытоживая сказанное, хочу заметить, что судебное речеведение как научная отрасль возникло и развивалось под воздействием объективных тенденций и закономерностей совершенствования научно-теоретического знания в ответ на потребности практики. Однако успех становления судебного речеведения как предметной науки во многом был обусловлен теми естественнонаучными предпосылками, которые по крупицам формировались, собирались и оттачивались в результате многолетних экспериментальных речеведческих исследований, выкристаллизовывались из обобщения практики производства судебных фоноскопических, автороведческих, почерковедческих, лингвистических экспертиз. Без такого научно-практического фундамента было бы невозможным создание действенного экспертного механизма проверки подлинности и достоверности следов речевой деятельности как доказательств в судопроизводстве и, соответственно, нельзя было бы обеспечить формирование компетенций у обучающихся по специализации "Речеведческие экспертизы".

Здесь особо актуальным было наличие социального заказа на использование специальных знаний в области судебного речеведения для обеспечения потребностей общества в решении широчайшего круга многообразных задач, возникающих в связи и по поводу речевой коммуникации. Это с одной стороны. С другой - отрадным моментом стало осуществление правовых реформ, изменение действующего законодательства, в том числе регламентирующего судебно-экспертную деятельность, улучшение понимания в общественном сознании ответственности за сказанные или написанные слова, а не только за дела и проступки.

Своевременно принятая нормативно-правовая база дала теоретическим и прикладным научным исследованиям мощный толчок в сторону практики, активно развивая экспертные технологии лингвистического исследования, обеспечивая экспертными методами безопасность речевой коммуникации, предотвращая юридико-лингвистическую неопределенность официально-деловой переписки, способствуя защите прав интеллектуальной собственности, оздоровлению "лингвистической экологии" текстов массовой коммуникации и массовой культуры, создавая мощный фундамент для вынесения обоснованных и справедливых процессуальных решений по многообразным документационным спорам и информационным конфликтам, обеспечивая права граждан и юридических лиц на свободу получения и распространения информации, свободу слова и защищая от злоупотребления ею.

Новые нетрадиционные задачи криминалистического исследования речевой коммуникации настоятельно требуют развития теории и практики судебного речеведения, перевода экспертно-речевых технологий на качественно новый уровень. Совершенно очевидно, что совершенствование научно-методического обеспечения подготовки экспертов по специализации "Речеведческие экспертизы" - важный источник повышения качества практической судебно-экспертной деятельности. Разработка новых экспертных технологий, унификация и стандартизация существующих научно-методических подходов к решению задач речеведческих экспертиз позволит, по мнению автора, повысить эффективность экспертного исследования речевых произведений с целью установления фактов, имеющих значение доказательств, на основе комплекса интегрированных специальных знаний в области речеведения и упростит задачу судей, следователей и иных субъектов доказывания по их оценке.

[1] Галяшина Е.И. Методологические основы судебного речеведения: Автореф. дис. . докт. филолог. наук. М., 2003.

[2] Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения. М.: СТЭНСИ, 2003.

[3] Подробнее об экспертных специализациях и экспертных специальностях см.: Галяшина Е.И. О концепции экспертной специальности в свете модернизации законодательства // Московский юридический форум. VI Международная научно-практическая конференция "Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции". Часть 1. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014. С. 350 - 355.

[4] Галяшина Е.И. Феномен судебного речеведения // Лингвистическая полифония: Сборник в честь юбилея профессора Р.К. Потаповой. М.: Языки славянских культур, 2007. С. 687 - 710.

[5] См.: Галяшина Е.И., Соколова Т.П. Судебная фоноскопическая экспертиза: рабочая программа учебной дисциплины. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014; Галяшина Е.И., Соколова Т.П. Судебная лингвистическая экспертиза: рабочая программа учебной дисциплины. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014; Галяшина Е.И., Соколова Т.П. Судебная автороведческая экспертиза: рабочая программа учебной дисциплины. М.: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2014.

[6] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. N 40 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 "Судебная экспертиза" (квалификация (степень) "специалист") (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 N 1975) [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Судебная автороведческая экспертиза – востребованная процедура среди заказчиков. Проводится она с различными целями, стоит изучить направления и основания для последующего назначения.

Судебная автороведческая экспертиза

Автороведческое исследование – одно из ключевых направлений. С какими целями оно проводится?

  • Определение авторства конкретным лицом.
  • Исключение возможности подготовки материала человеком.
  • Выявление вероятного плагиата.
  • Поиск исходников, на которые опирался человек при подготовке своего материала.
  • Установление участия в написании нескольких людей.

Процедура проводится и с диагностическими целями. По текстам удается установить ряд параметров:

  • Какой язык является у человека родным.
  • Его пол и примерный возраст.
  • Вероятный район проживания.
  • Профессия и социальное положение.
  • Наличие навыков для наиболее грамотного построения текста с целью донесения смысла.

На основании исследования можно собрать максимум информации о вероятном авторе текста. Поэтому процедура пользуется спросом, она может проводиться в частном порядке и по запросу государственных инстанций.

Речеведческая экспертиза и ее использование

Расширенный вариант – речеведческие экспертизы . В него входит три направления:

  • Лингвистическое исследование – нацелено на изучение содержания текста.
  • Фоноскопическое – применяется для определения принадлежности голоса конкретному лицу.
  • Автороведческое – об этом направлении было рассказано выше, оно используется для сбора информации об авторе.

Эти исследования помогут получить максимум параметров для последующего применения. Естественно, их выполнением должны заниматься профессионалы, которые обладают соответствующим опытом.

Лингвистическое исследование

Часто запрашивается лингвистическая экспертиза экстремистских материалов. Она осуществляется со следующими целями:

  • Получение информации о содержании.
  • Выявление основных мыслей, посыла текста.
  • Определение наличия призывов к противозаконным действиям.
  • Толкование специфических слов и выражений, сленга.
  • Сбор всей информации о тексте для последующего изучения.
  • Текстов и книг.
  • Видеороликов.
  • Записей речи.

Объектами исследования могут стать не только тексты, но и другие материалы. Необходимо провести их глубокое изучение, чтобы собрать интересующую информацию о содержании. Для выполнения процедуры потребуется некоторое время.

Как осуществляется исследование?

  • Необходимо подготовить постановление. Запрос могут создать следственные органы или судебная инстанция.
  • Важно подобрать надежную компанию, которой можно доверить подобную процедуру.
  • Поступает постановление и материалы.
  • Сотрудники принимают его и начинают работать по запросу.
  • Они выполняют внимательное изучение материалов.
  • Выявляют основные мысли, посыл, наличие призывов.
  • Объясняют отдельные слова, которые используются в профессиональной деятельности или определенной социальной группой.
  • В отчет вносится вся интересующая информация.
  • Он направляется к заказчику.
  • Заключение специалистов становится одним из ключевых доказательств.

Профессиональная компания

Выполнение различных исследований является сложным процессом. Придется собрать множество информации для последующего применения. Но к кому обратиться за поддержкой?

речеведческая экспертиза

Речеведческие экспертизы основываются на знаниях процесса речепроизводства, интерпретации и восприятия письменных и устных текстов реципиентом при учете разнообразных источников информации. Они производятся для исследования структуры речи, при исследовании речевой деятельности и ее результатов, что позволяет выявить состояние индивида и причины, которые побудили его к общению, а так же намерения, способы и приемы, которыми он пользуется в акте коммуникации.

Судебные речеведческие экспертизы основаны на сфере знаний о процессе речепроизводства, восприятия, понимания и интерпретации словесной информации, зафиксированной на любом материальном носителе. Примыкает по характеру специальных знаний к классу речеведческих экспертиз и судебная фоноскопическая экспертиза звучащей речи.

Термин "судебное речеведение" употребляется по отношению к комплексу научных и учебных экспертных дисциплин, объединенных общим объектом изучения - продуктом речевой деятельности. Специальные знания в области речеведения составляют научную основу судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности человека в судопроизводстве. Задачи судебного речеведения - исследование речевого поведения индивида и продуктов его речевой деятельности с формальной и содержательной стороны с целью установления фактов, имеющих значение судебного доказательства.

Объекты судебного речеведения - речевые произведения (продукты речевой деятельности), зафиксированные на материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), вовлекаемые в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, иных материалов дела. Продукты речевой деятельности могут стать объектами разных судебных экспертиз, отличающихся по предмету, целям и задачам, но составляющих один класс судебных речеведческих экспертиз, объединяемый по общности объекта и характеру специальных знаний.

Потребность судопроизводства в речеведческих экспертизах можно объяснить развитием законодательства и изменением правоприменительной практики. Во многих сферах деятельности приоритетными становятся знания, позволяющие устанавливать эмпирические факты и логические взаимосвязи исследуемых обстоятельств на основе современной методологии научного познания речи как сложного объекта, требующего синтеза различных отраслей науки и техники. Специальные знания эксперта-автороведа, эксперта-лингвиста, фоноскописта включают естественнонаучные знания о речевом произведении как продукте речемыслительной деятельности человека, о закономерностях формирования и отражения в речи свойств личности, их устойчивости и индивидуальности.

Существуют следующие виды речеведческих экспертиз:

АНО "СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР" - судебно-экспертное учреждение Российской Федерации, в форме автономной некоммерческой организации, имеющее все правовые основания для проведения судебных экспертиз и досудебных исследований.

Читайте также: