Доклад на тему шаровидный бог ксенофана колофонского

Обновлено: 02.07.2024

Ксенофан от Colophon (Ок. 570 - 478 до н.э.) был философом и поэтом досократической эпохи. Помимо разработки и синтеза работ двух великих философов (Анаксимандра и Анаксимена), его наиболее важным вкладом были его аргументы о том, что существует только одно вечное существо и что он не разделяет атрибуты с людьми.

В этом смысле преобладающее мнение того времени заключалось в том, что было много богов, которые выглядели и вели себя как смертные. В представлениях поэтов они проявляли дурное поведение: грабеж, обман и прелюбодеяние. Ксенофан считал такое поведение предосудительным, и его нельзя приписывать божественному.

С другой стороны, этот философ был рефлексивным наблюдателем состояния человека, практиковавшим особую форму исследования, используемую милетскими философами-учеными. Кроме того, он был гражданским советником, который побуждал своих сограждан уважать богов и работать над обеспечением благополучия своего города.

биография

Биографы Ксенофана помещают его рождение в Колофоне, греческом ионическом городе в Малой Азии, в 560 году до нашей эры. Однако другие ученые установили эту дату примерно в 570 году до нашей эры. Все исследователи согласны с тем, что он прожил долгую и плодотворную жизнь.

Исторические свидетельства показывают, что Ксенофан продолжал сочинять стихи примерно до 90 лет. Это свидетельство относит дату его смерти к 478 году до нашей эры.

По мнению специалистов, Ксенофан, возможно, покинул свой дом примерно в 548 г. до н.э., когда город был захвачен мидянами (племя родом с запада древней Фракии).

Оттуда он провел большую часть своей жизни, скитаясь по всей Греции, прежде чем обосноваться на Сицилии на время, а затем поселился в Элее на юге Италии.

Философия Ксенофана

Даже сегодня не утихают споры о том, следует ли включать Ксенофана в область философии или нет. Даже в свое время он был исключен из групп философов Древней Греции. Многие ученые классифицировали его как поэта, богослова или даже иррационального мистика.

Более того, утверждается, что Ксенофан не привлекал к своей философии большое количество последователей или учеников. С другой стороны, другие философы, такие как Платон или Аристотель, не относились к нему благосклонно.

Точно так же многие специалисты считают, что Ксенофан не оставил ничего, что напоминало бы рациональное обоснование или аргумент для некоторых своих утверждений, как это сделал бы любой другой философ.

Однако они согласны с тем, что игнорировать Ксенофана как философскую фигуру было бы ошибкой. Они также считают, что он оставил некоторые вклады в своих фрагментах, которые, хотя и не вписываются в философский стиль, заслуживают серьезного философского рассмотрения. Ниже приведены некоторые из его учений.

Социальная мораль

Образ Ксенофана, повторяющийся во многих его фрагментах, - это образ социальной критики. Несмотря на то, что во многих случаях он декламировал свои стихи во время праздников и застолий, он всегда оставлял за собой комментарии по поводу их распутства.

Кроме того, многие фрагменты предполагают, что Ксенофана приветствовали в кругах людей, имевших доступ к лучшим вещам в жизни. Однако он считал своим долгом поощрять их к милосердию и сдержанности.

Точно так же в писаниях Ксенофан критикует хвастовство. В них он устанавливает связь между падением своего родного города и чрезмерной демонстрацией богатства его граждан.

В другом из своих фрагментов социальной критики Ксенофан заявил, что не согласен с избытком наград и почтения, предлагаемого спортсменам-чемпионам. По его мнению, эти различия были сделаны в ущерб ученым и поэтам, которые не были приняты во внимание или оценены.

Божественное зачатие

Ксенофан посвятил группу отрывков, аргументированных по своему стилю, критике человеческой склонности создавать богов по своему образу и подобию. По их мнению, смертные предполагали, что боги одеваются, имеют голоса и тела.

Он также иронизировал, изображая богов эфиопов, которые, согласно этому обычаю, были коричневыми и черными. Следуя той же логике, фракийские боги должны были быть голубоглазыми и рыжеволосыми. Кроме того, он атаковал тенденцию религиозных людей отдавать предпочтение своей системе убеждений перед другими, не имея веских причин для того, чтобы опираться на них.

В конце концов, провозглашенная им божественная концепция была больше основана на рациональности, чем на традиционных ценностях. Совпадение в том, что в некоторых случаях боги двух разных народов были одними и теми же, но с разными именами и представлениями, послужило аргументом в пользу его философской позиции.

Божественная доброта и природа божественного

Ксенофан, критикуя антропоморфизацию богов, выступал против приписывания им зла. По мнению его ученых, это было связано с его желанием сохранить божественное совершенство и доброту. Эту позицию разделяли многие философы того времени, разделявшие тезис о врожденной доброте богов.

Точно так же многие из его утверждений заставляли других философов думать, что Ксенофан защищал монотеистического бога. С другой стороны, другие философы утверждали, что он открыто поддерживает олимпийский политеизм.

По этой причине некоторые приписывают Ксенофану пантеистическую квалификацию (вселенная, природа и бог эквивалентны), в то время как другие утверждали, что он был по существу атеистом или материалистом.

Пьесы

Элегии

С точки зрения используемой метрики и темы специалисты утверждают, что элегии писал Ксенофан. Темы, которым отдается предпочтение в его работах, были симпозиумом, критикой алчности богатых, истинной добродетелью и некоторыми автобиографическими чертами.

Сатиры

Ему также приписывают определенные произведения с элементами сатиры. Они были направлены главным образом против поэтов Гомера, Гесиода, а также против некоторых греческих философов.

Эпос

Ксенофану приписывают два эпических стихотворения: Фонд Колофон Y Колонизация Элеи в Италии. По словам греческого историка классической философии Диогена Лаэртия, эти два произведения состояли в общей сложности из 2000 стихов.

Дидактическая поэма о природе

Ксенофану также приписывают стихотворение под названием О природе, на которую оказали влияние философы Эмпедокл и Парменид.С другой стороны, специалисты уверяют, что многое из ионийской философии можно наблюдать в ее содержании и показателях.

Годы рождения Ксенофана в разных источниках указываются по-разному: то 580 до н.э., то 570 до н.э., то 564до н.э. Умер около 473 года. Происходил из города Колофана, что в Малой Азии (Иония). В 25 лет вынужден покинуть родной город из-за персидского нашествия. После долгих скитаний в качестве рапсода (странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке жезл -- символ права выступать на собрании)в конце своей долгой жизни осел в Южной Италии, в городе Элее, где позже возникло, не без его влияния, философское учение так называемых элейцев. Не занимаясь специально философией, он выражал своё философское мировоззрение в поэтических текстах - "Силлах" ("Сатирах"). До нас сохранились отрывки элегий (лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.) Ксенофана, отдельные стихи из поэмы "О природе" и отрывки из его "Насмешливой поэмы", где любопытна рационалистическая критика гомеровского антропоморфизма.

Что среди смертных позорным слывет и клеймится

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом

Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно, -

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен.

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы.

Хотя и можно допустить, что этим он еще не учил ничему такому, что не было бы еще намечено и указано, если и не изложено в определенном виде, в знакомом ему учении Пифагора, а может быть еще и ранее того в мистериях, тем не менее, Ксенофана делает философом то новое и чисто теоретическое обоснование монотеизма, которое он развивает из рассуждений милетской физики. Можно суммировать его учение в таком положении: первоначало есть Божество. По его религиозному убеждению, Бог есть первая причина всех вещей, и ему подобают поэтому все те предикаты, которые физики приписали первичной материи: он не произошел и непреходящ; и как мировая материя ионийцев, точно так же и бог Ксенофана тождествен с мировым целым; он содержит все вещи в себе, он в то же время всеединое.

Но для последующего развития гораздо важнее то, что Ксенофан продумал этот признак качественного единства с полной последовательностью и распространил его также на разницу во времени, так что приписал божеству (и притом во всяком отношении) абсолютную неизменяемость. Этим он впал в важное противоречие со своими предшественниками: из понятия о божественном первоначале исчезает признак превращаемости, который у милетских гилозоистов играл такую значительную роль.

Гилозоизм (греч. ?лз -- материя и жщЮ -- жизнь) -- представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом)

В выставлении на вид этого требования, чтобы первоначало, как невозникшее и непреходящее, было также и непревращаемым, а потому исключало бы как движение, так и превращение, лежит решающее нововведение Ксенофана: ведь именно вследствие этого, понятие первоначала потеряло способность быть употребляемым на объяснение эмпирического бывания. Ксенофан сам, кажется, не заметил той пропасти, которую он этим разверзал между метафизическим принципом и множественностью и изменяемостью единичных вещей: ибо он соединял с этой религиозной метафизикой, очевидно совсем наивно, массу физических теорий, в которых он, однако, является не самостоятельным исследователем, но следует только предположениям Анаксимандра, с учением которого он, очевидно, был хорошо знаком, присоединяя сюда некоторые, более или менее, удачные заметки. ксенофан философ гилозоизм

К последним принадлежат вполне детские представления, которые он излагал о предметах астрономии (светила он принимал за огненные облака, угасающие при заходе и опять загорающиеся при восходе, и то большое значение, которое он придавал земле, как одному из основных элементов эмпирического мира (при включении воды), причем эту землю он представлял себе бесконечной книзу. Счастливее была мысль сослаться на окаменелости, наблюдаемые им в Сицилии, для доказательства того, что земля когда-то высохла из илистого состояния. Но по сравнению с той решительностью, с какой Ксенофан защищал свою религиозную метафизику, он, по-видимому, не придавал никакого значения подобным физическим теориям об единичном и преходящем, так как только к ним одним можно отнести скептические замечания, представляемые одним из его отрывков.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 181.

Ксенофан (конец VI — начало V в. до н.э.) был известен своим рационалистическим подходом к религии. Он критиковал политеизм и антропоморфизм греческой религии и осуждал безнравственные истории о богах, содержавшиеся, скажем, в произведениях Гомера и Гесиода. Ксенофан верил в существование единого вечного бога, который не похож на людей и который создал вещи только при помощи своего разума. Подобный монотеизм был весьма радикальным отходом от традиционного мировоззрения и религии греков.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 435.

Ксенофан (Xenophanes) (ок. 570 — ок. 478 гг. до н.э.). Философ и поэт. В возрасте 92 лет в одном из своих произведений упомянул, что родился около 570 года до н.э. Согласно письменным источникам, он прожил до времени правления Гиерона Сиракузского (478—467 гг. до н.э.). Родился в Колофоне (Иония), откуда уехал около 545 года до н.э., после того как персами была завоевана Лидия. Провел оставшуюся часть своей жизни в путешествиях по всему греческому миру. Был в основном известен своим рационалистическим подходом к теологии и нападками на политеизм и антропоморфизм традиционной греческой религии.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.

Поэт-элегик и сатирик

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 210.

. в землю всё возвращается

Ксенофан (ок. 570—480 до н.э.) — Философ и поэт, спасаясь от нашествия персов, скитался, был бродячим певцом. Критиковал тех, кто богов представляет в виде людей. Считал, что в мире неразрывно соединены материя и божественный разум, а Дух пронизывает все мироздание (пантеизм). Отвергал божественную природу солнца и звезд. По находкам в горах ископаемых остатков сделал правильный вывод о том, что суша была некогда морем и вновь когда-нибудь им станет (эта идея укоренилась в науке лишь спустя более чем 2 тысячелетия).

— Следует признать единство всего.

— Из земли все возникает, и в землю всё возвращается.

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

. и философ

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 335-336.

Предтеча скептицизма

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Фрагменты: DK I, 113—39; Testimpnianze e frammen-ti, introd., trad. e comm. M. Untersteiner, Firenze, 1967.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-478 до Р.Х.) - древнегреческий философ. Вел жизнь странствующего поэта. Много путешествовал по городам Древней Греции и Южной Италии, а под конец жизни поселился в Злее, городе Великой Греции - италийских колоний греков, которые возникли на территории Южной Италии и Сицилии. В этом городе зародилась после прихода эмигрантов из Ионии элейская школа.

Ксенофан не создал своей законченной системы, излагаемые им взгляды, представленные в поэтической форме, полны противоречий. Основное его произведение - "Силлы" ("Сатиры"), в котором он в полемической форме сатирически выступает "против всех поэтов и' философов" своего времени.

Ксенофан выступал против множественности богов - представления, которое господствовало в то время. Для Ксенофана существует лишь один Бог, и этот Бог- Вселенная. Тем самым он стоял на позициях пантеизма. Ксенофан полагал, что люди выдумывают богов по своему подобию и наделяют их своими собственными физическими чертами. Философские взгляды Ксенофана характеризует следующее его высказывание: "Из земли все возникает, и в землю все возвращается". Подобным образом он говорил и о происхождении человека: "Ибо из земли все мы родились и из воды". Ксенофан первый среди древнегреческих мыслителей поставил вопрос о возможностях и границах познания. Лишь Бог обладает достоверным познанием, а человеческое знание довольствуется только вероятностными результатами и сводится к "мнениям" людей. Ксенофана часто рассматривают в качестве предшественника скептицизма. Его концепция противопоставления мнения и знания имела большое значение для развития древнегреческой гносеологии. Этические взгляды Ксенофана носили утилитаристский характер.

Он рекомендует египтянам не оплакивать Осириса, так как он бессмертный бог. С тираном он советует говорить пореже или как можно слаще. Он также считает, что не следует слишком много заниматься спортивными состязаниями, так как они бесполезны. Не следует отдавать предпочтение физической силе, "ибо наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей" Утилитаризм Ксенофана распространяется и на космологию. Он говорил, что "солнце полезно, а луна не нужна".

Проблема единого бытия, поставленная Ксенофаном, была более основательно рассмотрена другими представителями элейской школы - Парменидом, Зеноном, Мелиссом.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Фрагменты:

2. Testimonialize e frammenti, introd., trad, e comm. M.Untersteiner. Firenze, 1967;

3. Lesher J.H. Xenophanes of Colophon. Fragments: A Text and Translation with Commentary. Toronto, 1992.

Литература:

1. Лебедев А.В. Фалес и Ксенофан. – В сб.: Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981, с. 1–16;

2. Jaeger W.W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1968;

3. Fränkel Η. Wege und Formen frühgriechischen Denkens. Münch., 1968;

4. Lesher J.H. Xenofanes’ Scepticism. – Essays in ancient Greek philosophy, v. 2. Ν.Υ., 1983;

5. Lebedev Α.V. A new fragment of Xenofanes. – Studi di filosofia preplatonica. Napoli, 1985, p. 13 sqq.

В поэме Ксенофана “О природе” сформулировано основное положение его учения: “Одно и все”. Его надо понимать не в том смысле, что есть одно и есть все, а в том, что одно и есть все, что существует и больше ничего нет. Одно есть все, что есть; всего нет, а есть только одно.

“Одно есть бог величайший из богов и людей, им не подобный ни видом, ни мыслью”, - утверждал Ксенофан.

Бог не похож на богов! Выродок какой-то! В Колофоне его (Ксенофана) не потерпели, и ясно почему: сказать грекам, что не много богов подобных людям (как статуи Зевса, Афины и т.п.), а есть один бог. Это страшные слова по тем временам.

Но эти слова Ксенофана - не простое утверждение. В своей поэме, по свидетельству Аристотеля, Ксенофан постарался показать, из чего они следуют и, что из них следует.

Если бог величайший, то один. Если богов два, то либо они не величайшие хотя бы по отношению друг к другу, либо они - одно.

Если есть одно, то неизменно. Почему? Если не неизменно, то откуда-то возникло, а откуда ему возникнуть? Если из такого же, как оно, то возникновения нет, а если из иного, то это тоже не может быть, т.к. иное величайшему – само не величайшее и, следовательно, не может произвести величайшее (как худшее не может произвести лучшее).

Если одно единственно и неизменно, то оно всюду одинаковое, равно самому себе и не есть здесь так, а там иначе.

Раз есть одно единое, то ничего иного нет. Нет ничего иного! Потрясающая мысль: раз есть одно, то ничего иного вообще нет!

Из предыдущего следует: всюду он видит, всюду слышит, всюду мыслит и без труда, помышленьем ума все обнимает. Что обнимает? Если нет иного, то себя самого! Во как.

Рассуждая дальше, Ксенофан пытается определить каково же это единое.

Единое – не бесконечно и не конечно”. Бесконечно то, чего нет, т.к. оно не имеет ни начала, ни середины, ни конца, а то, что есть, имеет это и, следовательно, оно не бесконечно. А конечно то, что ограничено иным. А есть иное? Нет, иного нет, стало быть, единое не конечно. Очень интересное определение.

Оно ни движется, ни покоится. Если движется, то куда? В иное? А иного нет, следовательно, некуда двигаться: все место занято им. Стало быть, одно не движется. Но одно и не покоится, т.к. покоится то, чего нет, ибо ни к нему иное, ни оно к иному не может прийти.

Потрясающе разбивается нефилософский способ представления. Для представления: если движется, то как? Как таракан перемещается, т.е., если движется, то не покоится. А, если стоит, значит, не движется – третьего не дано? Да, - но только для представления!

Мы по привычке представляем, если нас просят: “Представьте себе, что нет ни лесов, ни людей”. И мы, чтобы представить отсутствие чего-либо, сначала должны увидеть это конечное.

Таракан либо движется, либо покоится – это понятно. А не движется И не покоится? Не конечное И не бесконечное? Так какое же?! А вот такое: не конечное и не бесконечное, не движется и не покоится. “Так как же его представить?” – восклицает человек. “Да никак, - ответил бы Ксенофан, - его надо мыслить!” Если мышление как представление не замолчит – философское мышление не начнется. Здесь надо разучиться мыслить представлениями и научиться мыслить в собственном, точном смысле слова.

Что можно сказать о Ксенофане? “Хитрый, гад! Непонятный”, – это истерика, а он остается. Все ступени философии необходимы. И, чувствуя это, Ксенофан в конце поэмы выражает сожаление, что никто не сможет его понять: “Никто не постиг то, что ясно, и никто не постигнет то, что я о богах говорю и о сущем всецелом”.

Истинное одно. Пример из Евангелия: юноша, который хотел идти за Христом, но оставить себе богатство. Если действительно есть одно, то не идти за ним нельзя, а если это одно - не одно, а одно из многих, то это - не истинное одно. А для человека не истинная вера – верить в одно из многих.

Ксенофан вплотную подошел к философскому мышлению, но лишь подошел, т.к. он еще оставался в лоне мифологического отношения к миру - у него еще осталось мифическое представление: одно - это бог. Это представление не было им выведено логически, а просто взято из традиции. Отсюда – и то, что бог не только мыслит, но и видит, слышит.

Читайте также: