Внешняя политика современного китая доклад

Обновлено: 04.07.2024

Изменения, происходящие сегодня во внешней политике Китая, являются логическим продолжением эволюции теории и практики китайской внешней политики, начавшейся с реформ Дэн Сяопина. Этот процесс в целом подразделялся на три этапа, удобно разбиваемых на три десятилетних цикла.
Вследствие кризиса экономическая активность развитых государств на зарубежных рынках временно снизилась, что позволило Пекину динамичнее осуществлять стратегию приобретения зарубежных активов. Одновременно Пекин приступил к укреплению ресурсно-энергетической безопасности за счет расширения экономического сотрудничества с богатыми ресурсами государствами Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Это, в свою очередь, требует увеличения военной мощи КНР и ее способности обеспечить пути доставки этих ресурсов на свою территорию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Эволюция теории и практики внешней политики Китая…………..….4
2. Отношения Китая с великими державами…………………………….18
Заключение……………………………………………………………………. 23
Библиографический список……………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Внешняя политика Китая.docx

  1. Эволюция теории и практики внешней политики Китая…………..….4
  2. Отношения Китая с великими державами…………………………….18

Изменения, происходящие сегодня во внешней политике Китая, являются логическим продолжением эволюции теории и практики китайской внешней политики, начавшейся с реформ Дэн Сяопина. Этот процесс в целом подразделялся на три этапа, удобно разбиваемых на три десятилетних цикла.
Вследствие кризиса экономическая активность развитых государств на зарубежных рынках временно снизилась, что позволило Пекину динамичнее осуществлять стратегию приобретения зарубежных активов. Одновременно Пекин приступил к укреплению ресурсно-энергетической безопасности за счет расширения экономического сотрудничества с богатыми ресурсами государствами Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Это, в свою очередь, требует увеличения военной мощи КНР и ее способности обеспечить пути доставки этих ресурсов на свою территорию.
При этом, обладая глобальным спектром внешнеполитических интересов, но ограниченными внешнеполитическими ресурсами, страна концентрирует силы лишь на приоритетных направлениях мировой политики.
Независимая мирная внешняя политика - такого курса придерживается Китай в международных отношениях. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами:

Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы. Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

Эволюция теории и практики внешней политики Китая

На рубеже 2010-х годов в Пекине активизировались дискуссии о дальнейшей внешнеполитической стратегии страны. Завершение мирового финансового кризиса дало китайским лидерам объективное основание скорректировать внешнеполитические представления и приоритеты. Наконец, завершение первого десятилетия нового века – повод для подведения итогов и прорисовки перспектив, укладывающихся в традицию рассмотрения внешней политики КНР сквозь призму десятилетних циклов.

Отношения Китая с великими державами

Краткое резюме: На XIX съезде китайской компартии председатель КНР Си Цзиньпин предложил не только своей стране, но и всему миру всеобъемлющую и амбициозную программу развития, реализация которой может оказать серьезное влияние на сферы глобального управления, международных торговли и безопасности.

Чем же отмечена эта новая эпоха во внешней политике Китая? Чтобы ответить на этот вопрос, можно, например, вспомнить о действиях Си на международной арене с 2012 года, когда он возглавил страну.

Более того, ни один китайский лидер не совершал столько поездок по миру за такой короткий период. С 2013 года Си 28 раз выезжал за границу, посетив пять континентов, 56 стран, а также штаб-квартиры крупнейших международных и региональных организаций.

Будущее китайской внешней политики

Итак, мы увидели, что нового произошло за последние пять лет. А какой будет внешняя политика Китая в ближайшие пять или десять лет? Некоторые намеки содержит доклад Си Цзиньпина на XIX съезде КПК. В этом важном документе говорится не только о достижениях прошлого, но и в общих чертах излагаются приоритетные задачи на будущее.

Возвестит ли? Идеи и реальность порой разделяет глубокая, а то и непреодолимая пропасть.

Во-вторых, у Китая непростые отношения с соседними странами, например, с Японией и Мьянмой. Проблемы, стоящие перед руководством КНР, особенно наглядно проявляются на Корейском полуострове. Северная Корея, судя по всему, превратилась из фальшивого друга Пекина в реального врага, а Южная — из потенциального друга в потенциального врага. Пекин может выбирать себе друзей и врагов, но выбирать соседей он не в состоянии. Если КНР — да и любая другая страна — будет окружена недружественными государствами, ей будет не до глобальных амбиций.

Возможно, председатель Си готов и способен в ближайшие пять лет эффективно решить эту и многие другие проблемы. Если так, то международная политика действительно вступит в новую эпоху.

Се Тао — профессор Школы английского языка и международных исследований при Пекинском университете иностранных языков.

Примечания

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

1000_d_850.jpg

В целом внешеполитические идеи Си Цзиньпина сводятся к следующим концептуальным положениям [1].

5. Китайская нация исторически стремилась к тому, чтобы мир развивался в гармонии, для чего используется аллегорическое сравнение с Поднебесной[10]. Это показывает цивилизационную исключительность и уникальность Китая, как и его претензию на ведущую роль в реформе глобального управления.

Отражение идей Си Цзиньпина во внешнеполитическом курсе страны на примере заявлений МИД КНР и Инициативы пояс и путь

В развитие идей о диалоге цивилизаций и углублении стратегического анализа международной ситуации стоит упомянуть, что ИПП имеет свой собственный регулярный форум (был проведен дважды в 2017 и 2019 гг. при широком международном участии), в рамках которого задается концептуальная повестка Инициативы пояса и пути как цивилизационного проекта, для повышения эффективности которого работает множество исследовательских центров. Китай может экстраполировать опыт своей модернизации на другие страны в целях поддержания стабильности вокруг страны, инициатива может стать средством борьбы с бедностью, тем более что юань после реформы МВФ укрепил свои позиции как мировая резервная валюта[17]. Такой подход соответствует целям продвижения ИПП и новой дипломатии Китая, в особенности в развивающемся мире, важной частью которого является и Африка.

Оценка влияния пандемии коронавируса на внешнюю политику Китая и язык его дипломатии

Таким образом, мы видим существенное противоречие между декларативным и фактическим содержанием внешней политики Китая, хотя по этому поводу консенсуса нет и в самом Китае, в связи с чем ИПП как одно из ключевых выражений китайской дипломатии неоднозначно воспринимается и за его пределами. Разница в восприятии мотивирует поиск различных способов ответа на ИПП, например, появление Индо-тихоокеанской стратегии США, интесификацию сотрудничества между АСЕАН и США, АСЕАН и Россией, выдвижение и ускорение развития Россией собственных подобных ИПП инициатив, что также пыталась сделать и Индия, до своего участия в проекте Индо-Пацифики. Данная особенность объясняется в том числе и тем обстоятельством, что китайский проект попал на благодатную почву потребности Евразии в инвестициях, которая еще больше возрастет в связи с необходимостью восстановления экономики в посткоронакризисный период. Сама пандемия COVID-19 все же нанесла ущерб развитию ИПП из-за карантинных ограничений на пересечение границ. Это тем не менее не закрывает потенциальное окно возможностей для трансрегиональной повестки в будущем.

Взгляд из России на динамику развития политики Китая и ее основные приоритеты в связи с пандемией

Для России сотрудничество с Китаем является одним из главных приоритетов внешней политики, особенно после начала санкционной войны с Западом в 2014 г. При этом Россия сохраняет свои позиции великой и ключевой региональной державы, и развивает собственные проекты по приданию мировому порядку более справедливого характера в том числе за счет развития трансрегиональных форматов сотрудничества по линии сопряжения ЕАЭС и ИПП. Для России ключевым принципом сотрудничества с Китаем является ориентация на взаимную выгоду и преодоление дисбалансов, что соответствует китайским представлениям о международном сотрудничестве нового типа. Распространение коронавируса и последовавший за ним социально-экономический кризис выявили прочность российско-китайского сотрудничества, придав ему новый импульс развития в ходе борьбы с пандемией. Огрубление дипломатического языка КНР в России воспринимается негативно, так как отрицательно воздействует на проверенную временем содержательную повестку сотрудничества, так как и Россия, и Китай оказываются в одном лагере на фоне усугубления противоречий с Западом. В связи с этим основным приоритетом России является активизация собственного развития, призванного сократить разрыв потенциалов, а также балансирование на геополитическом рынке Евразии при сохранении духа сотрудничества и совместного строительства инклюзивного видения глобализации и мирового порядка. Благо схожие задачи стоят и перед Китаем, а именно: гарантирование устойчивости собственного развития как восходящей великой державы, а также строительство системы более справедливого мирового порядка.

1. Ломанов А.В. Внешнполитические идеи Си Цзиньпина (глава 2 в научной монографии) // Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы / под ред А.Д. Воскресенского. М.: Стратегические изыскания, 2019. - С. 55-83.

3. Ломанов А.В. Указ. соч. С. 59.

4. Ломанов А.В. Указ. соч. С. 70.

5. Си Цзинпин Тань чжиго личжен (Си Цзиньпин о государственном управлении). - Пекин: Вайвень чубаньшэ. - 2014. - С. 247.

7. Си Цзиньпин тань чжиго личжен, с. 273.

8. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова, М., Рольф, 2001. — 640 с.

9. Си Цзиньпин тань чжиго личжен, с. 273.

10. Wong K. Analysis of Chinese Narrative of World Order and Foreign Policy: Is China a Revisionist or Reformist Power? Comparative Politics Russia. 2018 Vol.9 №3 рр. 154-161.

11. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований М., 1998. ; Дробот Г.А. Проблема глобального управления в контексте теории международных отношений // Век глобализации. 2011. №2. - С. 44-45.

12. Си Цзинпин Тань чжиго личжен (Си Цзиньпин о государственном управлении). - Пекин: Вайвень чубаньшэ. - 2014. - С. 299.

14. Дан дэ шицзюда баогао сюэси фудао байвень (Сто вопросов для руководства изучением доклада на 19 съезде КПК). - Пекин: Данцзянь дуу чубаньшэ, Сюэси чубаньшэ, 2017. - С.156-157. Цит.по: Ломанов А.В. Указ.соч.С.69.

16. Security and Economy on the Belt and Road: three country case studies / SIPRI Insights on Peace and Security No. 2017/4 December 2017. 12 pp.

17. Лексютина Я.В. Китай в БРИКС: первый среди равных // Проблемы Дальнего Востока. - 2016. - №5. - С.11-20.

18. Voskressesnki А. D. Non-Western Theories of International Relations: Conceptualizing World-Regional Studies. Shpringer Global (Europe-America): Palgrave Macmillan, 2017. - 270 p.

19. Zhao, Hong. China's One Belt One Road: An Overview of the Debate // Trends in Southeast Asia, 2016. No. 6, p. 31.



Такого курса придерживается Китай в международных отношениях. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами:

- Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы.

- Целью внешней политики Китая является защита мира во всем мире и создание мирной международной обстановки, благоприятствующей модернизации страны.

- Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.

- Укрепление солидарности и сотрудничества с развивающимися странами "третьего мира", развитие дружественных добрососедских отношений с сопредельными странами - таков краеугольный камень внешней политики Китая.

- Китай выступает за создание системы международных отношений и нового международного политического и экономического порядка на основе пяти принципов мирного сосуществования, а не брать в качестве критерия социальный строй, идеологию или представления о ценностях.

Еще в декабре 1953 г. покойный Премьер Госсовета Китая Чжоу Эньлай в беседе с делегацией Индии впервые выдвинул пять принципов мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование.

В июне 1954 г. во время визита в Индию и Бирму Премьер Чжоу Эньлай вместе с Премьер-министрами Индии и Бирмы опубликовали совместные коммюнике, в которых торжественно провозглашались пять принципов мирного сосуществования. На конференции стран Азии и Африки, проходившей в Бандунге в апреле 1955 г., Премьер Чжоу Эньлай вновь выступил с изложением пяти принципов. В результате совместной работы участников Бандунгской конференции основные положения этих принципов были включены в принятую ею декларацию.

Пять принципов мирного сосуществования вошли в Конституцию КНР 1982 г. и они стали основополагающими установками, которыми руководствуется Китай, устанавливая и развивая дружественные отношения со всеми странами мира.

1 октября 1949 г., в день провозглашения Китайской Народной Республики китайское правительство торжественно объявило: "Настоящее правительство является единственным законным правительством, представляющим все народы КНР. Настоящее правительство желает установить дипломатические отношения с правительством любой страны при условии, что оно выразит готовность соблюдать принципы равенства, взаимной выгоды и взаимного уважения территориального суверенитета".

В мире существует только один Китай. Провинция Тайвань - неотъемлемая часть территории Китайской Народной Республики. Правительство любой страны, вступающее в дипломатические отношения с КНР, должно недвусмысленно заявить о прекращении любых дипломатических отношений с администрацией Тайваня и признании правительства КНР единственным законным правительством Китая. Китайское правительство категорически не примирится с провокационными действиями любой страны, преследующими цель создания "двух Китаев" или "одного Китая и одного Тайваня", категорически не примирится с тем, чтобы страна, установившая дипломатические отношения с КНР, вступала в любого рода официальные отношения с тайваньской администрацией.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Читайте также: