Доклад на тему самостоятельность

Обновлено: 30.06.2024

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собств. силами С предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений.

С не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности На 5—6-м мес жизни ребенок начинает предпринимать самостоят.действия - садится, пытается достать игрушку и т и, к кон 1-го года жизни - сгоит, поддерживает равновесие своего тела, осуществляет целенаправленные действия Т о, пробуждается стремление к С, связанное с потребностью ребенка удовлетворять свои желания без помощи и поддержки со стороны взрослых На 3-м году жизни в силу возросших физич. возможностей ребенку становятся доступны разнообразные действия В этом возрасте происходит также первоначальное осознание ребенком себя, выделение себя из окружающего мира, т с закладываются основы самосознания Это проявляется в обострённом стремлении к С., нередко даже вопреки желаниям родителей. Наступает т. н. кризис 3 лет (см. Кризисы возрастные) - этап становления личности, для к-рого характерен переход к новому, более совершенному уровню сознания и поведения. Этот этап является чрезвычайно благоприятным для разумного поощрения побуждении ребёнка, привития ему полезных навыков. Родители и воспитатели, стремящиеся подавить дет. активность, сталкиваются, как правило, с острыми негативными реакциями и нарушениями поведения. Если им удаётся сделать подчинение главным механизмом поведения ребёнка, это серьёзно затрудняет формирование С.

Становление С. в мл. шк. возрасте протекает относительно ровно. Осложнение этого процесса возможно в подростковом возрасте. Обострённая потребность в самоутверждении у подростков нередко основывается на искажённом представлении о С., к-рая воспринимается ими как полная независимость от чужих мнений, советов и оценок. При этом демонстративное отвержение авторитета старших нередко сочетается с пассивной зависимостью от стандартов подростковой субкультуры. В практике воспитания учёт растущих возможностей подростков, поощрение положительной направленности их стремлений и активности позволяют смягчить протекание подросткового кризиса и сформировать подлинную С.

Полезное

Смотреть что такое "САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, самостоятельности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к самостоятельный. Самостоятельность государства. Самостоятельность работы. 2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.… … Толковый словарь Ушакова

самостоятельность — лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

самостоятельность — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность — чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность — положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность — • полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность — savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Тема: Современные требования к развитию самостоятельности у детей СКк.

Цель: Выявить педагогические пути и рассмотреть условия формирования самостоятельности в деятельности детей СКк.

2 .Пути формирования условий для организации самостоятельной деятельности.

3) Этапы организации самостоятельной деятельности.

1. Самостоятельность – умение действовать по собственной инициативе, умение выполнять привычные действия без посторонней помощи и умение осуществлять самоконтроль.

( поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование, получить результат.)

Возрастные особенности младших школьников характеризуются формированием таких волевых качеств, как

Самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность. Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах, как черта личности и как характеристика деятельности.

Внешними признаками самостоятельности, как характеристики деятельности является планирование своей деятельности, выполнение самостоятельных заданий, систематический контроль, корректировка работы и её совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образует потребностно-мотивационная сфера, усилия школьников, направленные на достижение цели.

2. Одной из ведущих задач – является создание условий для организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся

1) Диагностика уровня самостоятельности учащихся.

Чтобы определить уровень самостоятельности школьников можно воспользоваться различными методиками, например:

- Чтобы ты делал, если бы остался дома один на один день?

- Хотел бы ты всё в своей жизни решать и делать сам?

- Ты считаешь себя самостоятельным? Почему?

Каждому даётся листок, на котором написано-

«Ребята всё решать и делать могут:

- сами, но советуясь с взрослыми

- только вместе с взрослыми

- только под руководством

- не знаю, трудно сказать

Нужный вариант подчеркнуть.

Цель: предоставить возможность выбора поведения.

- Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например собираете конструктор, но никак не получается сделать одну деталь. Вы будете ещё пробовать, добиваться своего или обратитесь за помощью? Почему?

Цель: выяснить, могут ли дети без взрослого организовать работу.

Внезапно взрослый выходит из роли организатора (например, срочно куда-то выйти). Ребята остались одни. Что они будут делать?

Цель: проанализировать, могут ли дети дать оценку, самооценку.

-На какую ступеньку самостоятельности ты поставишь себя? Своего друга? Почему?

- Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама, друзья, учитель? Почему?

( Чем выше ступенька, тем выше самостоятельность. Благоприятный вариант, если дети считают, что мама их поставит на верхнюю ступеньку, а сами они себя ставят намного ниже. Такие дети уже выработали способность адекватно оценивать себя как личность.)

При изучении детей целесообразно использовать разные исследовательские методы. Только их сочетание может дать достоверную, вполне объективную, достаточно полную картину. Причём ведущий метод должен меняться в зависимости от конкретной цели, условий проведения исследования. Важно также наблюдать за детьми. Наблюдение – незаменимый метод при изучении поведения детей младшего школьного возраста.

2) Игра - как создание стимулирующего воздействия с помощью комплексного подхода на процесс самостоятельной деятельности и её организации.

Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребят сопровождаются эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом его активности. Игра служит как бы переходным мостиком к выполнению деятельности, той средой, в которой легче происходит познавательная деятельность.

Так как работать приходиться в группах с детьми разного возраста, при проведении игровых моментов должны учитываться несколько принципов:

- принцип эмоционального комфорта и активности.

( призван обеспечить эмоциональную поддержку каждому ребёнку, стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора видов игровой деятельности.)

- принцип открытости и индивидуальности.

- принцип учёта разновозрастного объединения детей.

( развитие желания и умения детей взаимодействовать друг с другом.)

В младшем школьном возрасте полезно также играть в дидактические игры (сюжетно-ролевые, предметные, соревновательные, игры-загадки, игры-путешествия.) Самостоятельность обнаруживается в замысле и развёртывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить задание. Элементы игры способны приобщать к решению практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта.

Играя в ролевые игры, школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни, или в зависимости от задачи, которая перед ними стоит.

Цель: выяснить, смогут ли дети в экстремальной ситуации принять правильное решение, решить возникшие проблемы.

Ребятам предлагают представить, что они оказались на необитаемом острове. Нужно описать остров, дать ему название, предположить дальнейшие действия. Можно организовать творческую игру с распределением ролей.

3) Необходимо определить основные этапы организации самостоятельной деятельности школьников, как на уровне воспитателя, так и на уровне учащихся. Например, наиболее эффективно проявляется самостоятельность при работе творческого характера.

Важнейшим условием формирования самостоятельности является мотивация, в основе которой лежат эмоции. У многих детей СКк наблюдается дефицит эмоционального общения или ограничен диапазон эмоций. Задача занятия должна быть предъявлена воспитателем в такой форме, чтобы дети захотели её решать. Нельзя навязывать готовые формы, правила. Нужно создавать ситуации, в ходе которых дети сами бы искали решение.

Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера, у них плохо работает анализаторная система, через которую должна поступать информация. Что делать? С этой целью предлагается пользоваться различными приёмами и методами.

1 этап. Подготовительно – мотивационный.

- Почему так произошло?

- Кто виноват в этой ситуации?

б) Постановка познавательных задач: например, расшифровать ребус (тему занятия), головоломку?

- Кто быстрее мне поможет?

- Кто сможет объяснить?

Эти упражнения развивают мышление и стимулируют интерес детей, то есть формируют мотивацию.

2 этап. Репродуктивно – поисковый.

Создание возможности поиска способов решения познавательных задач. Создание ситуации, в которой учащиеся определяет цель своих действий, стимулирует процесс осмысления:

- Что я делаю? Для чего? Чего хочу добиться?

- Выберите из слов, написанных на доске, слово, обозначающее процесс, которым мы сейчас будем заниматься.

ЛЕПКА ВЫШИВКА РИСОВАНИЕ АППЛИКАЦИЯ

- Выберите из предложенных предметов труда те, которые необходимы для рисования. Перед детьми несколько коробок с разным материалом:

- гвозди, бруски, молоток.

- ткани, иголки, спицы, нитки.

- бумага, краски, кисточки.

Эти приёмы стимулируют мыслительную деятельность, опираясь на различные анализаторы или сразу на несколько.

3 этап. Поисково-творческий.

Включение учеников в продуктивную самостоятельную деятельность. Наиболее эффективными условиями развития навыков самостоятельной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья являются ситуации творческого характера, развитие их способностей и возможностей, предполагающих возникновение стимула, побуждающего его к преодолению трудностей, им посильных. Можно использовать групповую форму работы, систему дифференцированных заданий.

Руководящая роль на этом этапе принадлежит воспитателю. Однако это руководство не должно заменять самостоятельности детей, ибо излишняя опека, выполнение работы за них формируют черты пассивности. Можно включать дозированную поэтапную помощь, т. е. подойти показать, но с одним, а не со всеми вместе.

Анализ аппликации, выделение этапов, последовательность работы в ходе каждого этапа. На доске план работы, каждому раздали необходимый материал. И все вместе начинают работать, т. е. каждый будет изготавливать заданную композицию по образцу и подобию той, которую показал воспитатель. В процессе работы воспитатель исправляет ошибки, направляет деятельность в нужное русло, демонстрирует лучшие промежуточные результаты. Мы тренируем, упражняем изготовление именно этой аппликации. В большинстве случаев только так проводится занятие, очень редко ученики могут творчески отнестись к процессу.

От младших школьников 1-2 классов самостоятельности требовать рано, они только учатся действовать по образцу. Другие дети могут им помогать.

4 этап. Аналитический.

Аналитический этап нацелен на побуждение детей к анализу собственной деятельности, сравнивание с образцом, выявление причины ошибок и неточностей в своей работе.

Сами себя дети могут оценить при помощи условных обозначений:

красный цвет – задание было трудным, требовалась помощь.

жёлтый цвет – задание было не очень лёгким, но я справился.

зелёный цвет – успешно справился с заданием, доволен собой.

Таким образом, самостоятельность учащихся в деятельности проявляется и формируется успешнее при создании специальных педагогических условий.

Особое значение для развития в младшем школьном возрасте имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляется особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребёнка закрепляется жизненно полезная и достаточно устойчивая личностная черта – самостоятельность; во-вторых, это приводит к ускоренному развитию других разнообразных способностей ребёнка. Самостоятельность также играет огромную роль в подготовке учащихся к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.

Можно говорить о том, что самостоятельность школьника, понимаемая, как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально – личностного созревания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад для всеобуча родителей.

Подготовила Швецова Н.И.

Тема: Воспитание самостоятельности.

Цель: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности.

Задачи: 1) Выяснить методы воспитания самостоятельности дома.

2) Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.

Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой . С проблемой воспитания самостоятельности сталкиваются все родители: у кого-то дети не в меру самостоятельные, а кто-то устал контролировать каждый их шаг.

Дети хотят принимать самостоятельные решения, но у них на этом поприще всегда возникают проблемы. Хотел починить игрушку – сломал её. Хотел помыть посуду – разбил чашку. И взрослые начинают применять санкции: не лезь, не тронь, не делай.

С возрастом стремление к самостоятельности усиливается, но всегда дети понимают, что за последствия принятого решения придётся отвечать им самим, а не родителям. Они надеются на помощь и поддержку родителей. Уверены, что все их промахи родители исправят.

Надо объяснить ребёнку, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них. Когда ребёнок это поймёт, он начнёт к своим самостоятельным поступкам относиться более обдуманно. Это не значит, что мы бросим детей на произвол судьбы или перестанем о нём заботиться. Это значит, что к ребёнку будем относиться как к равноправному члену семьи. Как к человеку, который может принять решение, который может попросить помощи, если груз ответственности будет слишком тяжёл. Но и решение обратиться за помощью он тоже примет самостоятельно.

Прочитайте и отметьте, с какими проблемами вы сталкивались?

1. Ребёнок отказывается посещать школу. Делает домашние задания только под контролем родителей.

2. Когда делает домашние задания самостоятельно, то это может длиться часами.

3. Прогуливает школу, а дома говорит, что был на занятиях.

4. Предпочитает проводить больше времени вне дома, в своей сомнительной компании.

5.Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой.

6.Постоянно обманывает, а когда обман раскрывается, особенно по этому поводу не переживает.

7.Ничего не рассказывает о своих делах. Очень скрытен.

8. Часто не слышит, что ему говорят, приходится повторять несколько раз.

9.После школы не идёт сразу домой, а бродит неизвестно где.

10. Стал хуже учиться, но не расстраивается из-за плохих оценок.

11. Не следит за своими вещами, бросает их где попало.

12. Ничем не интересуется, проводит много времени у телевизора.

Какие меры Вы принимаете, чтобы устранить такое положение? (высказывания родителей)

На пути воспитания самостоятельности родители иногда допускают ошибки.

Вот некоторые из решений, которые принимают родители:

Посещают психологическую консультацию с ребёнком.

Обращаются за помощью к учителю

Ведут вместе с ребёнком дневник его успехов и неудач, поощряют успехи, анализируют неудачи.

Они подчиняют свою жизнь одной цели – сделать так, чтобы ребёнок рос в самых лучших условиях. Привыкнув к такому устройству мира, дети перестают делать что-либо самостоятельно, следовательно, не несут ответственности за свои поступки.

Родители сами отказывают в воспитании самостоятельности, потому что так проще о безопаснее для них. Не надо бояться. Что дети наделают глупостей. Например: не проявят инициативы в покупке продуктов и не купят чёрствый хлеб; не будут жарить яичницу и ничего у них не пригорит; не будут сразу начисто делать домашнюю работу в тетради, а сделают для проверки на черновике. Ребёнок следует указаниям родителей и не надо искать новых форм взаимодействия. Не расширив полномочия ребёнка, невозможно изменить образ его мыслей. Ребёнок будет надеяться на вашу опеку.

Значит, в воспитании самостоятельности ребёнка надо начать с себя. Посмотрите на ребёнка.

На какие качества, которые вам нравятся в нём, вы могли бы опереться? (Перечислите их)

1. Ты опять не выполнил домашнее задание. - Вместо такой фразы, используйте: Я была бы рада, если бы ты выполнил домашнее задание.

2 Ты не убрал свои игрушки. - Мне бы хотелось .

3. Я хочу чувствовать себя счастливой.

4.Я собираюсь позаботиться о себе..

5. Я жду хороших поступков..

В жизни ребёнок постоянно принимает решения, которые вы не можете предвидеть и которые вас удивят. Научитесь видеть своего ребёнка. Для этого выполните правила повседневного общения:

* не судите о ребёнке по высказываниям других людей;

*замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребёнка и начните освобождаться от неё;

*научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребёнком.

Возможно, эти положения вызовут у вас протест, как и всё новое, к которому трудно привыкнуть. Естественно, возможны и ошибки в решениях вашего ребёнка. Но мы все ошибаемся и исправляем свои ошибки и накапливаем жизненный опыт.

Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит от их личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребёнка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результат их деятельности, а другим нужен контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, а кому-то неусыпное внимание взрослого. Надо набраться терпения на этом трудном пути формирования самостоятельности. Передача ответственности ребёнку должна быть постепенной.

Процесс воспитания самостоятельности надо начинать постепенно.

1). Приучайте ребёнка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть помогает вам по хозяйству, постепенно появится личная обязанность, за которую отвечает только он и никто другой.

2).Предоставьте возможность ребёнку самому себя обслуживать: собирать ранец, брать спортивную форму.

3).Привлекайте ребёнка к обсуждению семейных планов. Выслушивайте его мнение.

4)Не стойте над душой у ребёнка. Так он никогда не научится быть самостоятельным.

5). Поощряйте вопросы с его стороны, но не разжёвывайте задания – он сам должен сам научиться их понимать.

6). Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания и развитие у ребёнка чувства времени. Он должен рассчитать, сколько времени уйдёт на выполнения его обязанности.

7).Если вы говорите, что что-то сделаете, то делайте это непременно, иначе ребёнок не будет слушать ваши предупреждения.

В каждой семье ситуации разные. Вы можете прислушаться к каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребёнку, вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи.


Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность — одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным — значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье — их этому не научили в детстве.

Самостоятельность — важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Содержимое публикации

Самостоятельность как основа развития личности

Шулекина Татьяна Ивановна

преподаватель математики

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

При этом основная задача педагога дать учащимся метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставать цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Самостоятельная работа представляется собой как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим учащимся в совокупности выполняемых действий. Её выполнение требует от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок;

постепенное отдаление учителя и занятие им позиции наблюдателя;

переход от контроля учителя к самоконтролю.

Математика является наиболее удобным предметом для формирования самостоятельности как основы развития личности. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений и абстрактный язык математики. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит посте­ пенно в течение всего периода обучения и предусматривает способность полноценно аргументи­ ровать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональ­ные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Для организации самостоятельной работы на уроках считаю обязательными такие факторы как:

создание положительной мотивации

использование алгоритмов в организации самостоятельной работы учащихся

индивидуальный подход при подборе заданий

консультирование на разных этапах работы

использование информационных технологий

Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контролем.

Существуют разные подходы классификации самостоятельных работ. Подразделяют их на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на об­ щие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. По способу организации самостоя­ тельных работ следует выделить следующие: по образцу; по инструкции и алгоритму; по гото­вым схемам, чертежам и графикам; с указаниями к решению; вариативные; с промежуточными записями; математические диктанты; практикумы; с применением про­ граммированного контроля; перфокарты, тестовый оп­рос, опрос-эстафета; опрос - игра, работа с учебником и со справочной литера­ турой; работа с взаимопроверкой и с самопроверкой; сочинения, рефераты, доклады. Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выпол­ няют аналогичное задание с измененными данными. Цель работы - закрепление изученного ма­териала, например, формул, формирование вычислительных навыков, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа обычно состоит из 3 - 4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащийся, решив первый пример, сверяет результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант - давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Учащие­ся, не привыкшие к математическим диктантам, трудно воспринимают задания на слух. Но если диктанты проводятся часто, то школьники приучаются воспринимать задания на слух. А цен­ ность такого умения неоспорима. Оно приводит, в частности, к умению слушать лекцию, радио­передачу, слушать вообще

Одним из условий повышения эффективности преподавания математики является широкое ис­пользование тестов, как в процессе обучения, так и на стадии контроля. Тест, как и любая другая самостоятельная работа, должен отвечать своему месту в программе, быть своевременным, а также согласовываться с целями и задачами, которые ставит учитель в данном конкретном слу­чае, т. е. быть результативным. При проведении тестов педагог должен учитывать очень важный аспект - это психология учащегося, когда ему нужно выбрать один (правильный, как ему кажется) ответ из нескольких предложений. Грамотно рассуждая, ученик во многих случаях может выбрать достоверный от­ вет, не решая задачи. Причем нельзя исключать случай прямого везения. Поэтому все тесты можно подразделить на две группы: 1) проверяющие логические способности учащихся; 2) проверяющие основные знания и умения учащихся, максимально приближенные к контроль­ ным работам.

Достаточно серьезным направлением в воспитании самостоятельности учащихся является обу­ чение их правильному чтению учебника.

Самостоятельная работа с учебником требует не только упорства, но и умения, без которого затрата времени и сил не дает должного эффекта.

Первые занятия по работе с учебником проводятся обязательно в классе, где учитель подчер­ кивает необходимость медленного чтения с карандашом в руках и закладкой на каждой странице для пометок. Преподаватель учит, как нужно анализировать текст, выделять основные части тек­ ста, формировать к ним вопросы, а если нужно, составлять чертежи, схемы, графики.

Самостоятельная работа с учебником, безусловно, важный вид работы, но печатный текст не заменит живого слова учителя, т. к. не учитывает уровня подготовленности ученика. Поэтому нельзя чрезмерно увлекаться этой работой на уроке, где основным источником знаний должно оставаться объяснение учителя.

Учащимся свойственны различные индивидуальные способности. Поэтому, какую бы само­ стоятельную работу не выполняли учащиеся, какую бы цель не ставили перед ними, учитель должен учитывать уровень подготовленности каждого ученика. Все самостоятельные работы составлять разного уровня сложности.

Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.). Необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования. Таким образом, развитие самостоятельности – задача чрезвычайной важности, так как самостоятельность – основа развития личности.

Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта. М. 2002.

Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа, 1998, №2.

Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. 1961.

Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л.1982.

Зимняя И.А. Основы педагогической психологии М. 1980 стр.355.

Лернер И.Я. Развития мышления в процессе обучения истории М. 1982 гл.4,5.

Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся М. 1998.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.1980 стр.279.

Читайте также: